FantLab ru

Клиффорд Саймак «Сила воображения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Голосов:
299
Моя оценка:
-

подробнее

Сила воображения

So Bright the Vision

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 49
Аннотация:

Галактические цивилизации высоко оценили литературу Земли. Но бывшие творцы «пера и бумаги» теперь — лишь механики высокотехнологических машин-сочинителей. Один из таких, бездарь и неудачник Кемп Харт, случайно находит странное существо, способное стимулировать творческие способности, воздействуя на сознание.

Примечание:

Произведение также опубликовано в журнале «Смена», 1977 г., №№ 14-16, в переводе К. Сенина.


Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Братья по разуму», 1977 г.

— сборник «Сила воображения», 1968 г.

— журнал «Fantastic Universe, August 1956», 1956 г.


Похожие произведения:

 

 


Братья по разуму
1977 г.
Все ловушки Земли
1992 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 15
1994 г.
Сила воображения
1999 г.
Прелесть
2002 г.
Соседи по разуму
2004 г.
Игра в цивилизацию
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Fantastic Universe, August 1956
1956 г.
(английский)
So Bright the Vision
1986 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Никто не знает, как и где это началось. Мне почему-то кажется, что произошло это в самой древней древности, когда, собравшись вечером у костра после особо удачной охоты, племя неожиданно обнаружило, что делать совершенно нечего — скакать вокруг огня и невразумительно орать не позволяют набитые животы, но спать еще не хочется, хотя и жутко скучно. По случаю, нашелся среди них некто, кто обладал недюжинным воображением, личным обаянием и редким для тех времен владением словом, чтобы занять соплеменников историей — может, реальной, может выдуманной, сейчас уже и не выяснишь. Но это случилось: первый рассказ прозвучал, на свет родилась — ЛИТЕРАТУРА.

Так дело и пошло, сначала в устном виде, от одного к другому. Потом кто-то обнаружил, что труд литераторский может приносить не только удовольствие, но и реальную пользу, в виде еды, ночлега, одежды, раковин и прочих жизненных благ. Так родился на свет первый профессиональный сочинитель, а также авторский гонорар. Следующий шаг был уже вполне предсказуем: если все записать на бумагу и попросить за это деньги, то не надо будет лично представлять свое произведение гражданам, которые могут и не оценить труд. Так появились, мы читатели, пройдя свой путь перерождения от слушателей у костра, до преданных поклонников печатного слова. Критики же появились еще раньше, в момент, когда полетела первая кость в особо занудного рассказчика.

Думаю, было все так. А, может, по-другому. Но никто в точности не знает, сколько их было — тех, кто мучился от мук творчества, не спал и не ел, искал и находил сюжеты, всматривался в жизнь и окружающих, чтобы выплеснуть свои фантазии и мысли на страницы. ПИСАТЕЛИ — особая порода, ведущая свою родословную от первого рассказчика у костра.

Как мог Мастер обойти такую тему? В его рассказе все доведено до полного абсурда: труд писателя стал не плодом творчества, а механической работой, ремеслом без всякой искры вдохновения. Все делают машины, «автор» поставляет только исходные данные. Массовое производство, стандартная продукция с небольшими вариациями для разного вкуса, культур, народов. «Сокровища, погони, муки алчности — вот это будет в самый раз. Любой стандартный справочник даст тебе необходимые сведения. Фантастические виды оружия — и чем ужаснее, тем лучше. И побольше кровопролития. Ненависть — вот что им подавай. Ненависть, месть и острые ощущения. Главная твоя задача — чтобы напряжение не спадало».

Вот такой рецепт «массовой литературы». Прочитали? Узнали? Ужаснулись? Звездолетов еще не построили, других рас не открыли, но эта часть саймаковского будущего уже наступила. Если не верите, зайдите в ближайший книжный магазин. «Взамен грома ракет — грохот печатных машин. Взамен великих и возвышенных целей — тихий, вкрадчивый, упрямый голос сочинителя, зачитывающего очередной опус».

Но Мастер- гуманист и оптимист, и, когда я читаю его книги, мне становится всегда стыдно за себя, за свое неверие в людей и цинизм. Такая святая вера, что истинные талант, воображение, жажду творчества не купить за деньки и блага цивилизации. Они все равно позовут в дорогу, исследовать мир и людей, чтобы родилась новая история — О Жизни, о Человеке, о Космосе, который вокруг и внутри нас. И так хочется разделить эту веру, и пусть будет у этой истории такой светлый конец, когда, гонимые силой воображения, герои идут к космопорту, чтобы выбрать корабль, который помчит их к звездам творчества.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...Сегодня держал в руках 52-й том эпопеи Юрия Никитина «Ричард Длинные Руки». Я не читал ни одной книжки из этой серии, но, оценив немного стиль и редактуру данного опуса, пришёл в лёгкое замешательство...

И сдаётся мне, мэтр «мусорной литературы» прекрасно осознаёт всё, что написано в рассказе Саймака «So Bright the Vision».

Как взглянешь на полки, где штабелями выстроились опусы Дарьи Донцовой, Владимира Колычева, Василия Головачёва, Гая Юлия Орловского — сразу понимаешь, что описанная Саймаком эпоха почти наступила. Но именно «почти».

Да, много мусора. Очень много. Но, помимо него, появляется и нормальная литература, штучная и талантливая. Даже среди попсы находятся свои симпатичные бриллианты. Да, многое на потоке, многое зависит от издателя, но «механизация» литературы, слава Богу, пока ещё не коснулась окончательно умов и сердец людей. Ещё есть те, в ком живёт тяга к прекрасному.

Одно только осталось неясным: действительно ли в своём базовом посыле литература есть ложь? Не лучше ли сказать — вымысел? Да, но всегда ли вымысел — ложь? Когда и автор, и читатель знают об условности сказанного в строках произведения, врут ли они друг другу, или играют в некую философскую игру?

Сдаётся мне, всё зависит лишь от опыта человека. Ложь — это когда писатель пытается рассказать о чём-то, о чём не имеет ни малейшего понятия, когда делает вид, что хочет о чём-то рассказать, хотя у него за душой нет ни одной идеи. В конце концов, литература — это творение опыта, того или иного...

Писатель должен не только писать, но и жить. Именно поэтому Кемп Харт и Анджела Маре выбрали тот путь, который выбрали.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Саймак попытался увидеть будущее человечества и писателей в частности. И участь получается незавидной: быть фактически в услужении у других разумных существ, быть чьими-то любимыми живыми игрушками, которые копошатся у себя на планете, и при этом ещё и веселят всю галактику своими историями, в которых нет ни слова правды.

И на этом фоне люди считают себя нужными и пытаются следовать веяньям галактической моды на враньё. Просто выдумывают всё новые и более совершенные машины для писательства, чтобы уже машины могли отвечать на запросы новых потребителей, а людям оставалось только задать основные параметры.

Ведь всё так грустно и смешно получается: можно найти галактическое признание с помощью машин, но в то же время вернуться в «прошлое» и отказаться от этих самых лучших в мире генераторов идей в пользу сочинительства каким его видели раньше, с помощью листов бумаги и ручки, где идеи и работа человека оставалась важнее, чем самые совершенные машины.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Иной раз читаешь фантастическое произведение, особенно «золотого века» и понимаешь — на сколько пророческими оказываются строки.

Это рассказ о рассказах. Снова герои Саймака — люди пера — призвание прошедшее сквозь всю жизнь и творчество Мастера. Что такое творчество? До какой степени техника способна заменить человека и что делать тогда, когда писатель не творец, а лишь огранический придаток к машине? Если посадить тысячу обезьян на тысячу печатных машинок, то через какое-то время одна из них напечатает сонет Шекспира. А если посадить не за печатные машинки, а за современный компьютер с функциями автоматической проверки орфографии и автозаменой? Что-то мне говорит, что этот срок сократиться на порядок. А что будет завтра? Может быть хватит всего одной обезьяны? Или литературной машины «Классик», которая специально предназначена для написание классики? Уже сейчас компьютер практически заменяет переводчика. Во всяком случае студенты-переводчики (в основном, конечно, троечники) переводят учебные тексты с помощью железного друга, лишь слегка поправив несогласованность падежей и времен. Боюсь и до литературной программы рукой подать... А что тогда будут делать писатели? Станут ремесленниками? Или революционерами? Поживем — увидим. Или просто прочитаем рассказ талантливого писателя.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В чём существо литературного творчества и какова его судьба? Роль землян в будущем этого рассказа — литература. И, с одной строны, прекрасное поприще: обеспечивать Вселенную чтивом. С другой стороны, один из героев рассказа называет причину этого:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
способность землян ко лжи
Неоднозначно.

Однако твочество перестало быть таковым:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
основная работа выполняется машинами
Чем не ложь. Главный герой шагает в будущее:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отправляется за впечатлениями, которые не позволят обвинить его во лжи, когда он опишет произошедшее с ним.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хоть и грустно, но здорово!!! И очень трогает рассказ...

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идея разумеется блестящая, но реализована несколько занудно. Ту же идею механизации литературного труда куда лучше обыграл Фриц Лейбер в «Серебряных яйцеглавах». Правда там нет инопланетян.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх