fantlab ru

Григорий Панченко «Горизонты оружия. «Ликбез» для фантастов и не только»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
31
Моя оценка:
-

подробнее

Горизонты оружия. «Ликбез» для фантастов и не только

Сборник, год

Аннотация:

Это произведение — сборник статей, посвященных использованию холодного оружия и доспехов в реальном древнем мире и средневековье, а также их возможному применению в фантастических произведениях. В сборник вошли статьи о мечах, доспехах, луках, метательных машинах. Кроме того, в сборник включены исследования о роли гладиаторов в Древнем Риме, о возможностях и проблемах драконоборства, о происхождении легенды про амазонок и о реальных женщинах-воительницах.

Примечание:

Позднее статьи, посвящённые клинковому оружию, вошли в отдельную книгу «Клинок в бою. 5000 лет сражений» (2010), для которой были дополнены и переработаны. Подобный образом были опубликованы статьи по истории лука и арбалета — они публиковались в книге «Луки и арбалеты в бою» (2010).



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.08 (25)
-
  • Клинки звенят
8.47 (19)
-
8.00 (19)
-
7.94 (18)
-
8.28 (18)
-
  • Палаш
  • Кончар
7.94 (16)
-
8.06 (17)
-
  • Сага о дальнем бое
8.47 (17)
-
  • Арбалеты и Ко  [= Горизонты оружия. Звон тетивы (Продолжение)] (2004)  
8.41 (17)
-
  • Стрела поет  [= Горизонты оружия. Стрела поет (Окончание)] (2004)  
8.20 (15)
-
8.28 (18)
-
  • Реальность и фантастика доогнестрельной артиллерии
7.95 (19)
-
  • Проверка на скручивание  [= Реальность и фантастика доогнестрельной артиллерии. Часть вторая. Проверка на скручивание. Путь катапульты] (2004)  
8.35 (17)
-
  • Боевые коромысла  [= Реальность и фантастика доогнестрельной артиллерии. Часть третья. Боевые коромысла] (2004)  
8.07 (14)
-
  • То, чего почти не было  [= Реальность и фантастика доогнестрельной артиллерии. Часть четвертая. То, чего почти не было] (2005)  
8.06 (16)
-
7.71 (14)
-
  • + Приложения
8.13 (23)
-
1 отз.
7.79 (14)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Мраморный фавн, 2006 // Критика, литературоведение

лауреат
Портал, 2007 // Критика, литературоведение, эссе

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2006 // Критика, литературоведение, эссе

номинант
Бронзовая Улитка, 2007 // Публицистика

номинант
Интерпресскон, 2007 // Критика / публицистика


Издания: ВСЕ (2)

Горизонты оружия
2007 г.

Периодика:

Наша фантастика. Альманах, № 3, 2001
2001 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная и познавательная книга. Написана отличным языком и легко читается. Когда она мне попалась несколько лет назад, я открыла и не могла оторваться. Даже женщинам, чьи читательские интересы далеки от военной тематики, случалось споткнуться в книжках о перлы типа «специальная секира с двумя рукоятками» или задуматься, а каково оно там рыцарю в полных доспехах приходится? На большинство самых распространенных вопросов «чайников» в книге находится развернутое и толковое объяснение. Спасибо автору!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Григорий Панченко: «Горизонты оружия» и не только.

Ну, добрый день, уважаемые поклонники фэнтезийного и фантастического жанра и, в частности, оружия в нём. Воспользовавшись лакуной, возникшей на работе, решил уделить немного времени вопросу, спорному и неоднозначному. Вот только не подумайте, упаси Демиург, что всё дело в каких-то личных антипатиях и прочем. И что я тут решил доказать полную неправоту некоторых постоянных (что весьма радует) «однофорумчан», «одногруппников» и «односайтников». Просто решил порекомендовать хорошие книги хорошего автора, в которых мнения очень близки моим собственным взглядам, исходят из логики и добротного изучения имеющегося теоретического материала. Если кому-то покажется интересным, кто-то решит воспользоваться рекомендацией и поймёт, что оружие в фэнтези нужно использовать всё-таки не очень фантастично, то буду весьма рад. Итак:

«Горизонты оружия», книга изданная весьма давно, и содержащая в себе большое количество грамотно изложенных фактов, связанных с ношением, применением и прочими «-ениями», связанными с оружием (холодным прежде всего). Благо, что почва для данной книги обильна, забита сорняками, мусором, нелогичными рассуждениями и домыслами, порождёнными как незнаниями и нелюбовью к науке истории, так и современной культурой. Причём неизвестно что хуже. Литература, кино, мультипликация, игры и прочие штуки порождают порой странные коллизии в произведениях, выкладываемых на общее мнение и обозрение. Естественно, что кому-то по барабану, кому-то очень нравится, но также есть те, кто с жаром кинется оспаривать факт того, что указано у автора. Ни в коем случае не буду примыкать к последним, ибо авторское мнение есть главное, но буду надеяться, что кто-то из авторов всё-таки прежде чем писать — подумает, о чём он пишет, и, ещё больше надеюсь, что изданные книги Григория Константиновича в том ему помогут, также как и прочая литература по вопросу. Тем более, что язык в его книгах очень хорош, полон иронии и грамотен до такого состояния, что даже оголтелый любитель рубиться по тёмно-эльфийски в какой-то момент может понять, что что-то не то у его любимого автора.

Первый раздел «Горизонтов» рассматривает такую штуку, как доспехи и иже с ними. В некоторых вопросах всеми руками за то, что там написано, особенно в том, что касается подвижности полнодоспешного рыцаря. Как человек, которому довелось пользоваться современными защитными средствами, могу сказать, что наверняка воспитанный и взрощённый с детства воин вполне успешно мог в них и бегать и прыгать, а не застывать статУей командора. Не во всех случаях, естественно, но в большинстве, когда доспехи по-настоящему боевые. А что мы видим в литературе, в особенности у эпичных и начинающих фентезистов? Правильно, товарищ майор, двигаются аналоги средневековых рыцарей аки робот Вертер из экранизации подвигов Алисы Селезнёвой, то есть еле-еле душа в теле и со скрипом несмазанных шарниров. Радует АС, который к данному вопросу относится куда как серьёзнее, но не радует большинство сетевых авторов, как юных, так и не очень. Григорий Константинович же старается объяснить, что не всё было так плохо, и получается у него это весьма убедительно. Характеристики, некоторые выдержки ТТХ, обзор видов доспехов и лат приведён серьёзный и вдумчивый, равно как и небольшой анализ достоинств и недостатков. Плюс к этому приведены некоторого подобия гипотезы по отношению к жанру фентези и применению в нём оригинально-вымышленных видов защиты. А это ведь вопрос серьёзный, если рассматривать его с точки зрения «настоящести», то есть того, как применяют авторы оружие против доспехов. К примеру можно рассмотреть данный вопрос на примере так любимой многими катаны...

Я НЕ ПРОТИВ катан, саев, самураев и прочей ориентальной экзотики. Употребляемой, и упоминаемой, как серьёзными писателями-профи, так и такими, как мы с вами, любителями. Я против возведения данного вида клинкового оружия в культ. Катана — вещь специфическая и, несомненно, самодостаточная. До какого-то предела. Предел наступает тогда, когда такой клинок пытаются протащить в мир, ориентированный на Средневековье. Причём, как обычно, Средневековье, где рыцари щеголяют в полных латах. Интересно было бы мне посмотреть, да не на то, как рыцари шинкуются самураями. А на то, как катана разлетается от удара по полноформатной рыцарской броне. И вообще, почему никому и никогда не хочется вооружить своего главгера — тяжёлой позднесредневековой шпагой и дагой? Может, стоит задуматься? Не вводить экзотические варианты, а просто поинтересоваться, а что было на полях сражений на самом деле. Но это вопрос к авторам же. В любом случае раздел про защитное вооружение в «Горизонтах» удался в замечательном просто виде.

Оружие, и в первую очередь так любимое авторами-фентезистами клинковое, рассматривается в книге достаточно широко, полно и интересно. Например то, как его, клинок-то, нужно носить, в особенности двуручный. Конечно, я и сам применял ношение меча за спиной. У своего главгера, охотника-за-головами Освальда. Применял неграмотно и нелогично, основываясь на выпендреже, в первую очередь. Если рассудить здраво, то какой клинок, длиною больше одного метра, а чаще всего и за метр двадцать, можно достать из-за спины, не боясь физических повреждений? Тех самых повреждений, которые успеет нанести вашему ГГ противник. Просто логично прокрутите ситуацию: ГГ тянет клинок за рукоять, из-за правого, или там левого, плеча, а противник, который не выпендривается, достает клинок из ножен, висящих на боку/бедре. Кто будет быстрее?! Представили?

Только не нужно вспоминать ведьмака и прочих ниндзей. Ведьмак точно определён АС. Он — мутант. Его физические параметры — куда как лучше любого человеко-эльфо-дроу-орка. Его генетическая цепочка изменена для одной цели — убивать других мутантов и реликтов, которые тоже не лыком шиты. Волкодав? Да ведь он списан с Конана Арнольда, причём настолько сильно, что я поразился, увидев этот фильм во взрослом, двадцатилетнем возрасте. Так и то, когда Конан со-товарищи в замок Талса-Дума прокрались, снял он клинок со спины и прицепил в район...ээээ...бедра.

Очень большое внимание раздела про клинки уделено именно подобным моментам и, в частности, столь любимому двуручному мечу в фентези. Ведь тема эта глубока, широка, объёмна и интересна, потому как меч красив, велик, должОн со свистом воздух разрубать и потом супостатов. Этот вопрос Григорий Константинович рассматривает с различных сторон, мягко и неназойливо пытаясь доказать авторам, что надо таки изучать матчасть, что есть верно и правильно.

Применение...это тоже отдельная тема. В кино и фэтези-литературе, клинками крушат всё подряд, включая серьёзное защитное вооружение. А потом, почему то забывают подтачивать, чаще всего. Та же самая катана никак не рассечёт европейской латной рукавицы позднего Средневековья, к сожалению. Потому как «затачивался» данный вид вооружения под японскую пластинчато-наборную броню. А она, по сравнению с изделиями оружейников Старого Света, и рядом не стояла. А фехтование, которым отличается творение Сальваторе и его последователи? За каким, спрашивается, Саруманом нужно давать в руки этому дроудве кавалерийские сабли?! А сабля есть оружие кавалерийское, в первую очередь, и предназначено для рубки «по-будённовски», со спины лошади. Или верблюда на худой конец. Но точно — не со спины призрачной, появляющейся раз в сутки, пантеры. И ладно бы если только так, ведь чего-то только не придумают, исходя из того, что можно найти в «Гугле», к примеру. Не доверяйте вы, ребята, Википедии и прочим «-педиям» полностью. А то вон, ятаган, оказывается, это меч с внутренней заточкой. А дашна — меч из Хевсурети. Ятаган, также как и остальное неспецифическое оружие, затачивается с наружной стороны. А дашна, уважаемые мои, это, вообще-то, разновидность раннего палаша. У хевсуров, это верно. С корнями — из мечей, естественно. Только, в период дашны, мечи в Хевсурети назывались «франгулами», из-за того что ввозились они с Запада, от франков и германцев. И были типичны для Западной Европы, в отличие от про-восточных мечей Картли, Кахети, Имерети, Тушети, Самцхе-Саатабаго и прочих районов тогдашней Грузии. Этот вот крик души есть отход от основной темы, но, тем не менее, в «Горизонтах» подобные вопросы рассматриваются развёрнуто и очень читаемо, что есть очередной плюс этой книги.

Плюсом к подробному рассмотрению многих вопросов, связанных с традиционным вооружением, автор рассматривает в книге также моменты, связанные с нетипичным вооружением, довольно большой раздел отведён под луки и арбалеты, а также осадное вооружение, что есть большой плюс, ибо баллисты с катапультами применяются в фентези постоянно. Также часть текста посвящена рассмотрению гладиаторов и тому, что вокруг них наплетено лишнего и ненужного.

Одним из основных достоинств книги можно смело называть её прекрасный язык, подачу материала читателю и мягкий юмор автора, который весьма необходим в литературе данного вида. В общем, и в целом рекомендую к прочтению тем, кто любит использовать в творчестве холодное оружие, и хочет применять его грамотно. Надеюсь, что те же моменты есть и в его двух только что вышедших книгах издательства «Яуза»: «Клинки в бою» и «Луки и арбалеты».

П.С: резюмируя, хочется Вам сказать — читайте разные книги. Выкидывайте весь шлак и приходите к среднему. Тогда будет интересная реалистичность, а не просто авторский вымысел. Ведь домыслиться-то можно: ого-го до чего. Например — до фехтования алебардой против конного польского тяжёлого гусара. Угу. С его копьем, длиной до 4.5 метров.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая научно-популярная книжка начального уровня, написанная хорошим и понятным языком. Приводится выжимка сведений об оружии и вооружении с отдельными конкретными примерами. Обсуждаются наиболее популярные мифы и заблуждения о средневековом оружии. Плюс статьи о гладиаторах, амазонках и драконах. Книга для тех, кто хочет узнать немножко больше, чем написано в фэнтези. А там, если человек заинтересуется, можно искать более углубленные книги.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Григорий Панченко малоизвестен как фантаст, но гораздо более известен как знаток старинного вооружения и популяризатор знаний о нем. Его книги и статьи, написанные о самом различном оружии, отличаются достаточно богатым и достоверным фактическим материалом, и легким и доступным даже неспециалисту языком изложения. В этой книге объединены издававшиеся в разное время статьи Панченко о мечах, доспехах, луках, метательных машинах. Кроме того, в сборник включены исследования о роли гладиаторов в Древнем Риме, о возможностях и проблемах драконоборства, о происхождении легенды про амазонок и о реальных женщинах-воительницах.

Главные достоинства книги:

1. Статьи Панченко содержат богатый фактический материал. Даже мне, как профессиональному историку, удалось узнать из них немало нового, в первую очередь об экзотических разновидностях мечей и об особенностях их использования, а также о различных метательных машинах древности.

2. Статьи Панченко очень легко читаются. Далеко не каждый автор способен так удачно расцветить скучную, на первый взгляд, информацию об особенностях клинков или ТТХ каких-нибудь баллист.

3. В своих статьях автор немало места уделил анализу описания применения различных видов холодного и метательного оружия в романах коллег-фантастов. Думаю, многим читателям было бы любопытно узнать, насколько точными оказались описания одних авторов и как грубо, увы, ошибались в своих произведениях другие. Ну а начинающим фантастам вдвойне полезно ознакомиться с этой книгой, дабы не смешить читателя описаниями того, как девочка-подросток орудует двумя двуручными мечами (привет Горькавому:wink:)

4. Автор уверенно чувствует себя на грани между реальной историей и фантастикой, периодически допуская очень смелые фантастические допущения. Мне, например, было очень интересно познакомиться с гипотезами автора относительно особенностей драконоборства.

Главные недостатки книги:

1. Все-таки «Горизонты оружия» — не цельное исследование, а набор статей. Поэтому описывая мечи, автор не уделяет внимания саблям, описание доспехов оказывается чрезмерно кратким, о щитах в книге не сказано вообще ничего и т.д. Так что на звание всеобъемлющего исследования этакнига никак не может претендовать. Да и видно, что познания автора далеко уходят за пределы того, довольно скромного объема информации, который увидел свет в этой книге.

2. Отдельные статьи, в первую очередь о гладиаторах и амазонках, будучи достаточно любопытными сами по себе, все же сильно выпадают из общего контекста сборника. Впрочем, эта претензия скорее к редактору, нежели к автору.

А вообще, смело рекомендую этот сборник к прочтению всем, кто интересуется фэнтези, как авторам, так и читателям

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилось читать статьи в журнале, а собранные в книгу — еще интереснее!:super:

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх