fantlab ru

Владимир Маяковский «"Прогульщика-богомольца выгоним вон..."»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.29
Оценок:
14
Моя оценка:
-

подробнее

«Прогульщика-богомольца выгоним вон...»

Другие названия: "Богомольных прогульщиков с Электрозавода вон..."

Стихотворение, год (год написания: 1929); цикл «[Лозунги "Трудовая дисциплина" и "Агитационно-производственные"]», цикл «Заводской плакат», цикл «Лозунги Электрозаводу»

Аннотация:

Плакат, призывающий к борьбе с религиозным мракобесием.

Входит в:



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Том десятый. 1929 — 1930. Стихи детям 1925 — 1929
1958 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 8
1968 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Раз уж разрешено писать на одно произведение два отзыва и дискутировать в виде отзывов друг с другом, то воспользуюсь этим правом. Отзыв уважаемого StasKr посвящён не разбору двустишия Маяковского, а критике моего отзыва. При этом StasKr откровенно передёргивает факты. Среди перечисленных им религиозных праздников, которые были в двадцатые годы выходными днями, лишь три относились к Двунадесятым праздникам. Остальные девять были выходными до 1917 года, а в советское время стали рабочими.

Сходу отменить все религиозные праздники было невозможно, поскольку резко сокращалось количество выходных дней. Но, тем не менее борьба с религиозными праздниками велась активно, и плакат Маяковского о религиозных прогульщиках звучал вполне злободневно. В свете этого, пафос отзыва StasKr несколько снижается, не правда ли?

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Справедливости ради: в Советской России в двадцатые годы важнейшие религиозные праздники были выходными днями. Для того, чтобы в этом убедиться достаточно потратить пару минут и воспользоваться услугами интернет-поисковиков. Откроем, например, табель-календарь за 1929 год, когда и было написано данное двустишье. Кроме каноничных коммунистических праздников вроде Дня Парижской Коммуны (18 марта), Дней Интернационала (1 и 2 мая) и Дней Пролетарской Революции (7 и 8 ноября) нерабочими днями являлись Пасха (4, 5 и 6 мая), Вознесение (13 июня), Троица (23 июня), Духов день (24 июня), Преображение (6 августа) и Рождество (25 и 26 декабря). Уволить человека за то, что он не работал в нерабочий день несколько проблематично. В свете этого, пафос отзыва Sawwin'а несколько снижается, не правда ли?

Впрочем, подобная веротерпимость Советской власти закончилась весьма быстро. Осенью 1929 года начался перевод предприятий и учреждений на непрерывную пятидневную трудовую неделю с плавающим днём отдыха для различных групп трудящихся. Реформа оказалась настолько непопулярной, что уже в ноябре 1931 года непрерывная пятидневная рабочая неделя была заменена шестидневной с фиксированным днём отдыха. Память об этом календарном извращении осталась только в фильме «Волга-Волга» («первый день шестидневки», «второй день шестидневки» и так далее). Ну, а возврат к нормальной семидневной неделе состоялся только летом 1940 года.

Разумеется, ни о каких религиозных праздниках при таких авангардистских экспериментах над календарём говорить не приходилось. Так что тактичность советской власти к чувствам верующих во времена НЭПа оказалась надолго забыта. Вспомнили о ней только сейчас, когда в интернете стали массово выкладывать календари двадцатых годов.

Таким образом, плакат с виршами Маяковского это не «свидетельство той давней борьбы» (с), это свидетельство обработки властями общественного мнения о том, что религиозные праздники рабочему человеку не нужны. Таким образом правительство загодя готовило народ к непопулярным реформам.

Само же двустишье настолько убого и примитивно, что не стоит даже упоминания в отзыве. Тот случай, когда популярному автору заплатили за построчную работу и тот постарался как можно быстрее отделаться от навязанного ему контракта.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эти две строчки не так просты. Пасха и двунадесятые праздники были в царской России выходными днями. В Советской России официальное их празднование было отменено, но верующие из числа рабочих в эти дни не выходили на работу. Наказание за такие прогулы всегда было жестоким, религиозный прогульщик немедленно увольнялся по статье, а если учесть, что уровень безработицы в начале двадцатых годов был достаточно высок, то празднование двунадесятых праздников среди рабочего класса быстро сошло на нет. В деревнях, даже в колхозах они праздновались долго, а отчасти и до сих пор, просто по той причине, что колхозника было некуда уволить.

Плакат Владимира Маяковского — свидетельство той давней борьбы.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх