FantLab ru

Хорхе Луис Борхес «Тлён, Укбар, Орбис Терциус»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.69
Голосов:
379
Моя оценка:
-

подробнее

Тлён, Укбар, Орбис Терциус

Tlön, Uqbar, Orbis Tertius

Другие названия: Тлен, Укбар, Orbis Tertius

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 69
Аннотация:

Укбар. Неведомая страна, упоминание о которой можно найти только в отдельных экземплярах XXVI тома “Anglo-American Cyclopedia”. Страна, литература которой имеет фантастический характер и легенды которой посвящены Тлёну.

Тлён. Планета, порождённая воображением, но описанная настолько полно, что кажется реальной...

Входит в:

— условный цикл «Антологии Макса Фрая»  >  антологию «Книга вымышленных миров», 2003 г.

— сборник «Сад расходящихся тропок», 1941 г.

— антологию «Антология фантастической литературы», 1999 г.

— антологию «The World Treasury of Science Fiction», 1989 г.

— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.

— антологию «Antología de la literatura fantástica», 1940 г.

— антологию «Antología de la literatura fantástica», 1965 г.

— антологию «The Big Book of Science Fiction», 2016 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1941, ретроспективная // Рассказ (перевод с испанского)

Похожие произведения:

 

 


Проза разных лет
1984 г.
Коллекция
1992 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1994 г.
Вымышленные истории
1999 г.
Антология фантастической литературы
1999 г.
Хорхе Луис Борхес. Рассказы
1999 г.
Алеф
2000 г.
Новые расследования. Произведения 1942-1969 годов
2000 г.
Антология фантастической литературы
2001 г.
Избранные сочинения. Том 1. Вымыслы
2001 г.
История ночи. Произведения 1970 - 1979 годов
2001 г.
Смерть и буссоль
2001 г.
Сокровенное чудо
2002 г.
Книга вымышленных миров
2003 г.
Сокровенное чудо
2004 г.
Антология фантастической литературы
2005 г.
Собрание сочинений в 4 томах. Том 2. Произведения 1942 - 1969 гг.
2007 г.
Вымыслы
2009 г.
Книга книг. Том загадок
2009 г.
Произведения 1942-1969 гг.
2011 г.
История вечности
2014 г.
Хвала тьме
2015 г.
Лабиринты
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Antología de la literatura fantástica
1940 г.
(испанский)
Antología de la literatura fantástica
1971 г.
(испанский)
The World Treasury of Science Fiction
1989 г.
(английский)
The Fantasy Hall of Fame
1998 г.
(английский)
Алеф
2008 г.
(украинский)
Алеф
2008 г.
(украинский)
The Big Book of Science Fiction
2016 г.
(английский)
Вигадані історії
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2008 г.

Жанр этого произведения с трудом поддается определению... Я не специалист в архитектуре, но наверняка знатоки подскажут, как можно назвать пронизывающий и скрепляющий сложную многоярусную конструкцию стержень. Если речь может идти о твочестве писателя как о такой хитрой конструкции, то «Тлён» — один из тех самых стержней... Вчитываешься в строки — и то здесь, то там находишь своеобразные «мостики» то к одному, то к другому произведению автора. То в уста Укбарского ересиарха вкладываются слова Хакима из Мерва, то Тлёнские критики анализирут «1001 ночь» и «Дао Дэ Дзин» как вышедшие из-под одного пера, что советует нам сам автор в «Пьере Менаре»... Да и сама фабула расследования — чем не «Поиски...» и «Приближение к Альмутасиму.»

Но все описанное выше — лишь фон, истинный же жанр произведения — практическое пособие по построению и овеществлению абстракций. И это, пожалуй, самое ценное для fantlab-а, как лаборатории, занимающейся, по сути, теми же проблемами. Автор показывает, что и как надо строить для удачного «brave new world» — язык и топографию, метафизику и мифологию, «алгебру и огонь» — чтобы этот мир оказался не менее изящен и интересен, чем Хакслиевский (Kalkin +1!). Он показывает, как сделать этот мир жизнеспособным, связывая все это воедино психологией и Энциклопедией, как это осуществит чуть позже любимый многими Айзек А. в Foundation.

Так что (рекомендация, в первую очередь, для «творцов») читайте, учитесь — и, возможно, у вас когда-нибудь получится не хуже, чем у указанного отличника этой школы. Как говорится, если он и не читал «Orbis Tertius», этот миф следовало бы придумать... Хотя Борхес идет дальше по этому пути, он дает рекомендации, как «загрузить» файлы страны фантазий в реальный мир — но это уж вы сами читайте и удивляйтесь...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2013 г.

В технике есть такое понятие: энерговооруженность — это количество энергии, которой обладает машина, приходящейся на единицу вещества (объем, масса) при его преобразовании. В отношении творчества Борхеса можно ввести понятие «мыслевооруженность» текста — это количество мыслей (смысла), заключенных в слове, предложении, абзаце. Так вот, по этому показателю рассказы Борхеса я отношу к высокой степени мыслевооруженности, а «Тлен, Укбар, Орбис Терциус» — к наивысшей степени.

Такое ощущение, будто автор собрал мысли как плоды некоего древа познания, промыл их, тщательно перебрал и приготовил для нас эликсир, употреблять который следует медленно, вдумчиво, смакуя каждую каплю. Великолепный рассказ.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2008 г.

Отличных рассказов у Борхеса много, да что там — даже лучших из лучших десятки. Этот рассказ для меня входит в число самых-самых. Невероятная энциклопедия невероятного мира — фантазия автора просто поражает воображение. И это ведь только начало... Второе потрясение приходит тогда, когда ты понимаешь, насколько все продумано, насколько тщательно описан мир, и кажется, что если будут найдены еще тома этой энциклопедии, то найденному тому они не будут противоречить... В этом рассказе Борхесом создан целый мир, создан кратко, емко и точно. Я преклоняюсь перед мастерством автора.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 декабря 2015 г.

В этом коротком рассказе философских идей, научных гипотез, острых сюжетов, поэтических метафор и ярких персонажей хватает не на один, а на несколько романов — они даны в максимально концентрированном виде, сжаты до плотности бриллианта. «Тлен, Укбар, Орбис Терциус» сконцентрировал в себе целую библиотеку и в этом смысле выглядит экстравагантно даже на фоне других, тоже очень плотных, текстов Борхеса.

Великолепна поэтичность этого рассказа, незабываема постепенно нарастающая мрачность повествования, в финале выворачивающая к безоговорочному приговору современной культуре, к констатации краха человеческой цивилизации. Да, рассказ написан в 1940 году, но с течением времени он становится всё актуальней и актуальней — выдуманный мир в самом деле постепенно сжирает реальность, оставляя после себя пустые скорлупки.

Надежда только в одном — если мы читаем и понимаем Борхеса, возможно, мы сможет противостоять постепенной трансформации нашего мира в гротескную выдумку безответственных умников, возомнивших себя богами.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 марта 2012 г.

У Борхеса много отличных рассказов, как их автор он вообще входит, вероятно, в первую пятерку 20-го века. Но даже среди них «Тлен» стоит особняком.

В первой своей части это интереснейший детектив, искусно завлекающий читателя в тайны Тлена, намеками, «найденными листами», обрывками разжигающий к нему невероятный интерес.

Очень многим бы этого хватило — есть много столь же увлекательно начавшихся книг, которые только этим первоначальным увлечением и ограничиваются. Но тут не так — нам явлена Тайна, раскрытие которой отнюдь не разочаровывает. Наоборот, она просто невероятна по концентрации мысли. Вспоминая лемовского Голема и его «упаковки» можно сказать, что едва ли не каждый абзац описания Тлена содержит такую. А то и несколько. И разворачивать их, смотреть, где и как одна пересекается с другой, что получается при их сочетании, что имел в виду автор, о чем он сказал, о чем — умолчал... это практически совершенное интеллектуальное удовольствие. Над этим этим сравнительно коротким рассказом можно провести и день, и два — просто смакуя его и бродя по «закоулкам» текста. Коих там больше, чем в ином романе.

Отдельно стоит отметить стилистическое мастерство автора, котрый это все соединил в одно.

Просто великолепный рассказ.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 мая 2012 г.

Один из самых удивительных и необычных рассказов, когда-либо созданных в мировой литературе. Хорхе Луис Борхес и его друг Адольфо Бьей Касарес занимаются поисками сведений о необычной азиатской стране Укбар, о которой есть упоминание в Энциклопедии, но лишь в одном из ее изданий, случайно купленном Касаресом на книжной распродаже. Оказывается, почти вся литература Укбара посвящена изучению далекой планеты Тлен, на которой существуют необычные, совершенно фантастические правила устройства жизни, науки, литературы.

При чтении этого необычного рассказа у меня то и дело возникала мысль о том, что планета Тлен не существует реально, а лишь создана умом землян. Постепенно информация о планете и ее фантастических законах нарастает, и вот уже она начинает влиять на земную жизнь. Таким образом, земная цивилизация постепенно поглощается придуманным землянами Тленом...

Удивительная фантазия у Борхеса! А быть может и сама наша земная цивилизация — часть грандиозного проэкта, выдумка каких-то неизвестных демиургов из потустороннего мира?

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2011 г.

«Открытию Укбара я обязан сочетанию зеркал и энциклопедии...» Это не только мастерский комментарий и примечания к воображаемым книгам: сама новелла — и множество зеркал и великолепная энциклопедия (вернее вступление в энциклопедию — завораживающая аннотация, обещающая такое, что «дух захватывает».

Композиция новеллы (вернее, или скорее, её совершенство) завораживает (что поделаешь — магический реализм), содержание — настораживает (магический-то он магический, но всё же реализм: с неопровержимой, как нам, здесь на Земле, кажется, логикой построения мыслей и вложенных в них автором смыслов) и предупреждает (ведь выводы — они на поверхности): то это попытка мистификации, то это пособие (практически практическое :)) по построению «Третьего Мира», то ...

Рецепт «перестройки» в Третий Мир? Пожалуйста! И нет числа зеркал: то это ересиарх Укбара: «зеркала и совокупления отвратительны», то это литература Укбара: «имела фантастический характер... никогда не отображала действительность, но описывала воображаемые страны Млехнас и Тлён...» (а что это как не отражение действительности в зеркале воображения?), то это Иоганн Валентин Андрее, описавший вымышленную общину розенкрейцеров, впоследствии основанную другими...

«Всё прочее казалось весьма достоверным...» — первый принцип дезинформации — «было по стилю вполне в духе издания и (что естественно) скучновато» — это продолжается камуфляж.

Но, — «перечитывая, мы обнаружили за этой строгостью слога существенную неопределенность» — начало дешифровки. Борхеса вообще рекомендуется перечитывать! Такого обнаружишь....

Об обещанном предупреждении: «...достаточно было любого симметричного построения с видимостью порядка — диалектического материализма, антисемитизма, нацизма, — что бы заворожить людей. Как же не поддаться обаянию Тлёна, подробной и очевидной картине упорядоченной планеты?»

«Контакты с Тлёном и привычка к нему разложили наш мир».

Много написано и об антиутопиях, и самих антиутопий, но вклад Борхеса, этой самой новеллой, — фундаментальный.

Предоставим слово самому Борхесу: «труд составителя толстых книг, труд того, кто должен растянуть на пятьсот страниц мысль, полное устное изложение которой занимает считанные минуты, тяжкий и изматывающий, сродни безумному бреду. Лучше поступить следующим образом: сделать вид, что эти толстые книги уже написаны и предложить читателю из резюме, какой-то комментарий к этим текстам.»

Комментарий блестящий. И не только.

Да, о «толстой книге» «про это»: Умберто Эко «Маятник Фуко».

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2010 г.

«Воссоздать льва по когтю».

Перед нами потрясающий пример того, как Борхес может создать из ничего целый мир. Предельно, даже излишне организованный мир, систематизированный и логичный. И при том абсолютно нереальный. И делает это, не скатываясь в абсурд. Одновременно успев снисходительно усмехнуться над прочими «творцами» вымышленных вселенных. Этот игровой подход потрясающе притягателен. И сам факт того, что людям интересно следить за развитием таких виртуальных, нарочито искусственных конструкций — сам по себе является показательным моментом, способным заинтересовать исследователей.

Аргентинский писатель относится к той категории авторов, читая которых, поражаешься их расточительности в плане уникальных идей и метафор, каждая из которых могла бы вырасти во что-то большее.

Многие его новеллы, как и «Тлён» вызывают неодолимое желание сесть и выписывать по строчке мысли и отдельные обороты. Потому что очень жалко будет их забыть, упустить, а потом не вспомнить. А это очень характерный, самый значимый показатель качества.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2014 г.

Пожалуй, самое серьезное и самое несерьезное художественное произведение, которое мне доводилось прочесть. Исключительная игра ума, сродни таким играм, как го, в которых сочетаются изысканное развлечение с глубочайшей философией и миросозерцанием.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2019 г.

Вот и докатился я до того, что записал Борхеса в мастера юмора. Такого,знаете ли, юмора, когда шутят с непроницаемо каменным лицом и смеются про себя...

С одной стороны, можно с умным видом исторгнуть очередную сентенцию о том, что каждый абзац этого небольшого рассказа является интеллектуальной водородной бомбой, способной вызвать мировую войну между материалистами и идеалистами, социалистами и националистами, гуманистами и клерикалами, ежели таковые примутся за толкование речений коварного аргентинца...

Пусть эта сентенция и правдива. Пусть на самом деле можно при желании написать для этого рассказа целую библиотеку комментариев, защитить на основе ее тысячу диссертаций или основать хоть вольнодумное тайное общество наподобие мартинистов, хоть ультрареакционный монашеский орден, положив в основу чьи-либо домыслы, неминуемо превратившиеся в догматы...

Но, с другой стороны...

Почему бы не отнестись к данному тексту как к грандиозной мистификации. При этом мистификации, воспринимаемой многими образованными людьми как некий священный текст. Для усиления комичности мистификация состоит из рассказа о том, как задуманная едва ли не при участии философа Беркли мистификация под названием «Укбар и Тлён» постепенно превращается в действительно сакральный для посвященных текст, а затем этот текст постепенно разбухает, вбирает в себя знания и фантазии, переплетается с действительностью, творит новую реальность и постепенно подменяет собой то, что было. Прежде бывшее же уходит в небытие, а никогда не существовавшее становится единственной подлинной реальностью...

И вот когда читатель рассказа пускается в подобные путаные рассуждения, где-то там смеется тень злокозненного аргентинца, придумавшего делать тексты, являющиеся чем-то вроде литературного конструктора. В сознании читателя они тут же распадаются на всякие мелкие детальки. И когда мысли темной ночью, не включая свет, идут к холодильнику, внезапно им в подошву вонзается какая-то колючая цитата из Борхеса. Чертыхаясь, мысли зовут на помощь память и логику, а затем они втроем собирают из кусочков текста нечто неказистое, но кажущееся плодом собственных размышлений и побуждающее читателя гордиться своим могучим интеллектом и нешуточной эрудицией...

Я вот провел такой эксперимент...

Ради развлечения я предположил, что некоторые фрагменты текста рассказа являются памфлетом против той части интеллектуальной элиты, которая:

- непременно не любит окружающую ее действительность, страдая от скотства и мракобесия, царящих, по ее мнению, всюду, от пивной до зала заседаний Академии наук;

-находит в отдалении от родных пределов некую плохо известную ей страну(условный Укбар), которую тут же всячески идеализирует и которой посвящает все свои помыслы, считая ее отблеском небесного рая и преддверием царства подлинной свободы;

-допускает, что реальный Укбар все же как-то плохо соотносится с этими раем и преддверием , но можно успокоить себя тем, что обитатели Укбара лишь в начале пути, но путь их правилен, хоть и основан на вере в нечто совершенно умозрительное и несбыточное(Тлён);

- из этой веры с легкостью умудряется сотворить какую-нибудь идеологию, объявить ее единственно верной, прийти к власти, а затем начинать операцию по переформатированию живой и полнокровной действительности в подобие взятых с потолка наукообразных абстракций...

Забавно, но...

Пока советские интеллигенты мечтали о далеких и таинственных Соединенных Штатах Укбара и грезили Тлёном демократии и рыночной экономики, где-нибудь в Париже французские интеллектуалы вели споры о том, где центр прогрессивного Укбара(в Москве или в Пекине; о подлинной Москве и подлинном Пекине имея смутное представление), дабы не ошибиться в поисках пути создания Тлёна рабоче-крестьянского. Был ведь свой Тлён и у поклонников якобинцев, и у любителей дуче, и у фанатов шведского социализма, и у тех, кто верил в райские кущи иезуитского Парагвая, и у тех, кто превратил в настольную книгу писания Айн Рэнд...

Как писал Карел Чапек: «Есть ли что-нибудь достаточно пагубное, страшное и бессмысленное, чтобы не нашлось интеллигента, который захотел бы с помощью такого средства возродить мир?» У каждого образованного человека есть свой вожделенный неведомый Укбар и свой умозрительный утопический Тлён. Неплохо бы было, чтобы каждый не забывал...

Нет Укбара, и Тлёна нет...

А тот мир, что вокруг нас — есть. Верующие с Божьей помощью, атеисты с именем прогресса на устах, мы можем сделать его чуточку лучше. Постепенно, шаг за шагом. Ибо, если будем торопиться в утопию, подгонять под нее действительность, унифицировать счастье, стандартизировать мечту, истреблять разнообразие, то закончим как Шигалев, который, как известно, выходя из безграничной свободы, заключил все безграничным деспотизмом...

В общем, как легко убедиться, практически любой может на основе рассказа Борхеса сочинить нечто, претендующее на глубину размышлений. При наличии времени это нечто можно отшлифовать, нафаршировать цитатами. Был бы я философом, написал бы по этому рассказу диссертацию...

Но я лишь простой читатель и мне нравиться считать сие произведение гениальной литературной шуткой. Как любая хорошая шутка, оно является шуткой лишь отчасти. И суровой правды жизни в нем даже больше, чем в сотне философских трактатов...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 мая 2014 г.

Борхес создатель миров, как никто понимающий, что мы и мир нас окружающий выведен по тем же законом, что и книга-лабиринт!

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2012 г.

О, музыка названия! Это то, что привлечет к прочтению. Взрыв смысла — то, что привлечет к перепрочтению. Детализация мира в его кратком изложении, Борхес рисует глубокий мир в воображении идеей, отображенной рассказом. Поток мыслей автора «спрессован», концентрат чужих мыслей бередит твои собственные. Несравненно.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2008 г.

Мир, затерянный на страницах книги. Несуществующий мир, проработанный до мелочей, и потому реальный! И фантастичный... Парадокс на парадоксе, но всё чётко и логично...

В этот рассказ погрузиться сложно. Но, погрузившись, выбраться очень сложно. Да и стоит ли это делать? ;)

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2008 г.

Наукообразная фантастика. Не зацепило, хотя очень достойная вещь.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2011 г.

Читается с интересом, но порой и со скукой. Но автор сам предупредил об этом: это присуще любой энциклопедии. Работа авторов многих поколений (от учителя к ученику) призвана дать представление о мироздании Тлёна; суть работы Борхеса — дать представление о работе авторов, призванных дать представление... Книга в книге, книга и антикнига, мыслительный процесс, неопределённость настоящего, прошлое — не менее гибкое, чем будущее, и, обязательно, появление 100 томов Новой энциклопедии вслед за 40 Первой: это надо только представить.

Предложенный Борхесом процесс (не могу назвать материальным текст) цепляет одну мысль за другой, множит их и «хроникёры», но равнозначный не есть идентичный... И т.д. и т.п.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх