FantLab ru

Клиффорд Саймак «Мастодония»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.40
Голосов:
393
Моя оценка:
-

подробнее

Мастодония

Mastodonia

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Бывший археолог обнаруживает на своём земельном участке проход во времени, ведущий в мезозойскую эру и посвящает в это свою жену. Недолго думая, деловая женщина находит способ как на этом можно неплохо заработать.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)
/перевод:
К. Кафиева (4)

Миры Клиффорда Саймака. Книга 6
1993 г.
Мастодония
2000 г.
Мастодония
2002 г.
Исчадия разума
2005 г.
Мастодония
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кресло. Плед. Кот. Горячий чай с мелиссой. Жаль, что нет камина, но русская печь, возможно, даже лучше оного. Печенье и бутерброды с сыром. Мелкий дождик за окном. Вечер. Завтра не на работу. Легкая меланхолия. Что еще нужно для душевного комфорта?

Например, старый добрый Саймак. Да, лучшие его вещи читаны и перечитаны вдоль и поперек. Да, хор экспертов и ценителей с усердием, достойным награждения именным наганом и отрезом красной ткани на штаны, неопровержимо доказали, что поздний Саймак сочинял фанфики на Саймака поры расцвета. А также то, что вообще лучше прочесть наиновейшую заводную анафемскую эхопраксию, фрактально приводящую к дисфункции реальности...

Но в том состоянии души, что прописано в первом абзаце отзыва, чтение всех этих напичканных варварским наукообразным новоязом толстых книжищ способно вызвать лишь дисфункцию ощущения вожделенного уюта...

Что с того, что Америки в «Мастодонии» Саймак не открыл, а скорее изобретал велосипед. Почти весь ассортимент сюжетных ходов заботливо скопирован с себя самого, да и ладно...

Висконсинская глушь. Главный герой, забивший на цивилизацию. Умные собачки. Деревенский дурачок, наделенный паранормальными способностями. Дружелюбно настроенные пришельцы. Странствия в иные измерения. И впрямь ничего нового...

Да и не надо...

Главное, что есть та самая фирменная саймаковская атмосфера фантастики, заменяющей образованному человеку сказку, рассказанную перед сном. Чтобы было чудо, чтобы была мечта, а не все эти анафемские эхопраксии...

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу сразу: мне с трудом удалось дочитать этот роман. Точнее, я увяз в середине книги и даже подумывал бросить её, но, домучав ещё сотню страниц, оставшиеся проглотил довольно быстро. Очень трудно было читать об организации бизнеса. Почему-то казалось, что это неорганично для Саймака и даже возникало ощущение какого-то обмана, чуть ли не предательства. Сафари в меловом периоде – это что-то из Бредбери. К счастью, ближе к концу Саймак снова стал Саймаком и размышления о других формах жизни и попытки понять их вытеснили перипетии деловых отношений и катастрофы, вызванные алчностью предпринимателей.

За это, наверное, я больше всего люблю Саймака – за эти спокойные (внутренне спокойные даже при внешнем динамизме событий) размышления. Герои этого автора напоминают мне мудрецов древней Эллады или Китая, сосредоточенность которых на неких важных проблемах уравновешена яркостью восприятия окружающего мира. В них есть очень глубокая внутренняя гармония. Они, как правило, достаточно практичные люди, не боящиеся чёрной работы, но, в то же время, не зацикленные на достижении успеха в мире обывательской суеты. Эти люди зачастую хорошо образованы и имеют достаток, но не проповедуют простоту рубища и слияние с природой в чтении проповедей птицам, они могут и пристрелить агрессивного хищника, а потом содрать с него шкуру или вырезать филей на бифштексы. Но при этом они действительно просты – проста их жизнь, просты и незатейливы запросы, незатейливы и недвусмысленны чувства. Счастье, которого они хотят, хотя и не стремятся к нему активно, позволяя жизни течь своим порядком, также просто и безыскусно: это, как правило, жизнь в каком-нибудь домике с любимым человеком, может даже с детьми, с домашними животными, со спокойными беседами на открытой веранде, выходящей в сад, или с видом на лесистую долину, а во время непогоды – у камина, беседами о разных простых и не очень вещах, вроде устройства мира, форм разумной жизни или того, что склон горы хорошо защищает от северных ветров. Жизнь в стороне от житейской городской суеты.

Мастодония показалась мне не лучшим романом Саймака как раз потому, что его герои здесь позволяют на какое-то время увлечь себя той самой суетой, жить неподлинной жизнью, гоняться за химерической идеей сказочного обогащения. А конфликт романа какой-то сглаженный, невыявленный. На первый взгляд даже и не скажешь, в чём он заключается. Нет ни угрозы захвата Земли инопланетными монстрами, ни попыток выжечь мутации ересей калёным железом, или по крайней мере загнать гоблинов в резервации. Зато присутствует любимая саймаковская идея об исходе страдающей части населения в свободные миры. И можно было бы попинать любимого автора за эту колонизаторскую идею сбросить социальное напряжение в освоение новых незанятых (якобы) территорий. Но даже эта идея здесь носит совершенно несерьёзный характер. Чего стоит только слово, брошенное вскользь главным героем: за 20 миллионов лет любой процесс развития «либо сойдёт на нет, либо с ним ещё что-нибудь произойдёт». И он ещё упрекал сенатора за скрытое стремление избавиться от неблагополучных социальных низов! Какой-то надлом виден здесь во взглядах автора. Что-то вроде того, как у позднего Платона, разочаровавшегося в востребованности проекта идеального государства, появляется идея загнать сопротивляющееся человечество в райскую жизнь железной рукой. И концовка выглядит немножечко натужной, надуманной, как deus ex machina в точном, даже буквальном смысле этого выражения. И полноценного разрешения конфликта здесь почти нет. Может быть, потому, что нет и конфликта. Во всяком случае подобного тому, что присутствовал в других произведениях. Здесь, скорее, просматривается конфликт мещански-обывательского мировоззрения героя с законами окружающего мира. Поэтому и решение проблемы выглядит просто бегством сурка в свою норку.

Почему-то кажется это произведение кризисным, неровным, будто бы автор усомнился в провозглашаемых всю жизнь идеях, сам разочаровался в них, но пытался убедить (возможно, в первую очередь, себя), что всё как раньше.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В СССР Саймака печатали охотно и много. В доперестроечное время по количеству выпущенных авторских сборников здравствующих на тот момент западных писателей фантастов старина Клиф делил первое место с Брэдбери (оба имели их по девять). А учитывая очень мощную советскую школу перевода, добавлю, что стиль Саймака был переводчиками его произведений (а в их числе были Лев Жданов, Нора Галь, Ирина Гурова, Светлана Васильева, Олег Битов и другие достойные люди) “пойман” ещё в 60-е и 70-е годы прошлого века.

Роман “Мастодония” был впервые опубликован уже после распада СССР, но переводчица Карина Кафиева явно была продолжателем традиций лучших советских переводчиков. И попади мне в руки этот роман даже без обложки и выходных данных, то только по стилю я сразу бы определил, кто является его автором.

Второй причиной, почему нельзя не узнать руку Саймака это его самоповторы. На страницах романа мы снова встретим любящего пофилософствовать интеллигентного холостяка – главного героя, деревенского дурачка лучше всего подходящего на роль контактера с братьями по разуму, милую зверушку (чуть ли не члена семьи Г.Г.) – на этот раз собаку и нестандартно выглядящего инопланетянина.

Кроме этого события разворачиваются в Висконсине. Немного отвлекусь. Вам что-то говорит имя Михаила Светлова? Нет. Это не только название теплохода, на котором совершал круиз по Средиземноморью Семён Семёнович Горбунков. Это ещё и советский поэт прославившийся “Гренадой”. Помните строчку: “ — Откуда у хлопца испанская грусть”? Так вот благодаря Клиффорду Саймаку у меня грусть висконсинская. Наверное, житель этого “молочного штата” Америки посмеётся над моими представлениями о его родине, в которых присутствуют уютные домики под широкими кронами деревьев и пыльные просёлочные дороги, окружённые бескрайними кукурузными полями (а как по другому – ведь там все пьют кукурузный самогон).

Теперь о самом романе. Вряд ли существует хоть один известный фантаст, который не обыграл бы в своих книгах тему путешествия во времени. “Мастодония” как раз и повествует о странствиях по эпохам, которые главные герои пытаются превратить в сафари для охоты на динозавров, привлекая богатых клиентов. Вот только в позднем творчестве Саймака (а роман написан в 1978, когда автору было за 70) появляется какая-то мрачноватость. В сытой Америке и вдруг переселение малоимущего населения в доисторическое прошлое. К тому же меркантильность персонажей романа, желающих получить прибыль от появившихся возможностей, уж очень отличает их от героев “Всё живое” и “Заповедник гоблинов”. Роман получился не столько приключенческим (хоть приключений и хватает), сколько социальным, вызывая у меня почему-то ассоциации с рассказом Томаса Шерреда “Попытка”.

В “Мастодонии” будет чуточку светлой грусти и немного философствования. Но главное то, что в романе будет много, много добра и гуманизма.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Мастодония» — это такое развитие идей милой и доброй повести «Кто там, в толще скал?», развернутое в роман с множеством событий и приключений.

Мы снова встречаем нашего доброго знакомого — хорошего парня с маленькой фермы на краю богом забытого городка. И еще кучу других любимых «типажей» Саймака. Спутницу героя, внешне напористую и независимую, но романтичную и ранимую в душе. Городского «дурачка», пусть не блещущего умом, но зато умеющего тонко чувствовать природу и говорить с «братьями меньшими» и всякими странными созданиями. Грустного инопланетянина, занесенного судьбой на Землю и жаждущего общения, желающего вручить Человечеству Дар путешествия во времени.

И, конечно, все будет происходить в милой сердцу провинции, где еще можно найти нетронутый туристами уголок со спрятанным в толще скал инопланетным кораблем, и где любая тропинка может увести в миры динозавров, мастодонтов или туда, где еще на Землю не выполз из моря первый обитатель.

Казалось бы, все уже знакомо — и персонажи, и место действия, и даже сюжетные ходы. Но, все равно, интересно. Встречаешь героев, как добрых друзей, чтобы послушать на крыльце маленькой фермы их очередные байки о холмах, лесах, дорогах в неизведанное и странных созданиях в яблоневом саду.

Но есть в романе и очень запоминающаяся вещь. Это — серьезный разговор о деньгах, фанатизме, политике и о том, что же, в действительности, важно для людей. Герои — люди хорошие, но все же ведет их не жажда знаний и приключений, а желание обогащения. И милого Кошарика они просто используют, не стараясь понять или просто посочувствовать ему. И только, когда герой начинает понимать свою ответственность — пусть пока только за Мастодонию и ее обитателей — он получает настоящий Дар от Кошарика: становится учеником, поступающим пока еще только в первый класс Галактической школы всего Живого , и принимает на себя обязанность хранить все времена Земли.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всю книгу меня не покидало ощущение неприятия происходящего. Действие романа о путешествиях в прошлое разворачивается под знаком доллара.

Главный герой Эйса − сам по образованию палеонтолог, обнаруживает на своем участке путь в прошлое. Вместе с подругой Райлой, которая также в студенческие годы участвовала в палеонтологических раскопках, а потом занялась бизнесом, они разрабатывают план… Нет, не исследования прошлого, план чисто коммерческий. Они организуют фирму, которая будет отправлять туристов за большие деньги в мезозой. В первую очередь это будет сафари на динозавров, ибо сафари в Африке начали запрещать, и бывалые охотники скучают по настоящей охоте. А чтобы избежать налогов и внимания со стороны правительства, фирма регистрируется в Мастодонии − времени, отстоящем от современности на полторы сотни тысяч лет, когда США еще не существовало.

Сразу набежали туристы, газетчики, банкиры, религиозные деятели. Ученые? Нет, ученых это не особо заинтересовало. Зато появились проекты переселения малоимущих в миоцен − пускай себе там на просторе развивают новую цивилизацию. Госдеп долго никак не реагировал, потом наконец выпустил билль о запрете путешествий во времени, хотя следить за исполнением так никого и не прислал.

Я не знаю, может, во времена написания романа была такая полная демократия, но сейчас на место открытия наверняка прибыли бы спецслужбы и прикрыли лавочку, невзирая ни на какие законы о свободе предпринимательства.

Может, основная мысль романа как раз в том, что нельзя наживаться на прошлом собственной планеты? Тогда чересчур уж это навязчиво и переиграно. Все персонажи думают только о прибыли.

Линия инопланетянина, который, собственно, и создавал дороги в прошлое, идет в каком-то полном отрыве от остального сюжета. Похоже, она и нужна была только как предлог для прибыльного бизнеса, хотя эта линия − самое интересное в романе.

И еще не могу не покритиковать научную составляющую. Я не про динозавров − они как раз укладываются в фантдопущения. Но фундаментальные законы природы никто не отменял даже в фантастическом романе. Герой прибывает в плейстоцен на 150 тысяч лет назад. Тот же холм и та же речка, что и в 20 веке. Леса только исчезли, и речка чуть-чуть полноводнее – ну так недалеко лежит четвертичный ледник. Но речка может поменять русло даже за столетие, не говоря уже о таких промежутках времени. А ведь после схода четвертичного оледенения гидрологическая сеть подверглась существенной перестройке, тем более в перигляциальной зоне. Герой перемещается на 70 миллионов лет назад. Та же речка, тот же холм. Просто чудо, что рельеф остался неизменным, тогда как даже мезозойские горы за такой промежуток времени успели разрушиться.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман о том, как всеобъемлющая рука доллара пытается обхватить необъятное и что из этого выходит.

Поначалу роман может показаться скучным и неинтересным. Вроде бы простая завязка, живёт себе чета бывших археологов, никому не мешает. Держат собаку, ладят с соседями по небольшому городку. И вот на тебе — проход во времени, представляется невероятный случай побывать на этом же самом месте семьдесят миллионов лет назад. И что же? Пасутся на полях трицератопсы, их караулят тиранозавры, а по небу летают птеродактели. Совсем как в «Затерянном мире» Конан Дойла. Будь это где-нибудь у нас, то люди бы, скорее всего, повалили туда в поисках лучшей жизни. А так как это Америка, то главные герои решают сначала на этом подзаработать. Причём решает женщина, а не мужчина. Вскоре, когда выясняется, что всему виной добродушный инопланетянин, очутившийся на Земле с потерпевшего крушение космического корабля, главные герои решают установить монополию на путешествия в прошлое и открыть платное сафари на динозавров. Вот так Райла, вот так женщина! Что значит иметь во всём деловую хватку. И тут, как всегда, откуда ни возьмись, целый легион посредников, также желающих на этом заработать. Прямо не роман, а учебник маркетинга! И первым на очереди ни кто иной, как мэр — Бен, давний друг главного героя Эйсы. Мол участок, хоть и твой, но в моём городе, так что будь любезен поделиться, взять в долю. Вместе мы сможем такое своротить... Кроме мэра «присасываются» ещё многие прихлебатели, юристы, чиновники различного рода, в общем все те, кто к меловому периоду не имеют никакого отношения. Ещё позже выясняется, что Кошачий Лик, как все стали называть добродушного инопланетянина, у себя на родине является специалистом по времени и способен создавать эти проходы тысячами. Вот тут уже у Эйсы хватает ума посвящать в этот вопрос совсем немногих. Но для подстраховки главный герой просит Лика проделать ещё четыре прохода в разные времена. Сама же чета археологов выбирает для себя проход в период плейстоцена, когда злых и страшных динозавров уже нет, а Землёй командуют млекопитающие с мастодонтами во главе. И вот открываются платные сафари, снимаются фильмы, в четыре разные эпохи отправляются четыре разные группы охотников, одна из которых становится жертвой стаи аллозавров. Ну что ж — несчастный случай на производстве, со всяким может случиться. И вот, когда вокруг проходов поднимается ещё большая шумиха, то многие начинают подумывать о ресурсах из прошлого, свои то, настоящие, не вечны, уже изрядно заканчиваются, попытаем счастья в мезозое. А вскоре появляется ещё одна группа желающих побывать в прошлом. Паломники, которые хотят отправиться в I-й век н.э. и поприсутствовать на распятии Христа. На мой взгляд чистой воды кощунство. И здорово, что Эйса и Райла отказывают им в этом. Такой момент только добавляет роману дополнителных баллов. Но всякая сказка рано или поздно заканчивается и главным героям приходится расстаться с Ликом. Причём как раз в тот самый момент, когда их бизнес окончательно утвердился. Лик покидает Землю, новых проходов вместо него никто уже не сделает, а старые он великодушно оставляет открытыми, что же будет дальше с мезозойским бизнесом остаётся загадкой, а Эйса и Райла отправляются «к себе» в плейстоцен, в свой рай, который они нарекли Мастодонией.

Это первый роман Саймака, за который я без колебаний поставил десятку. Почему? Ведь многим он кажется примитивным и даже детским. Да потому, что в «Мастодонии» Саймак как нигде передаёт психологию людей. Ушлые деловые люди пытаются заработать абсолютно на всём. Те, кто многое имеют, жаждут новых развлечений, нового экстрима и впечатлений. Они не заняты целый день, им не нужно заботиться о хлебе насущном, а их же деньги работают на них. Вот они и не знают куда себя девать, чем же заняться, что же такое постичь. Земная жизнь стала казаться чем-то обыденным и душа потребовала чего-то необычного. Кто-то хочет блеснуть храбростью, кто-то кошельком и показать, что даже такое развлечение ему по карману, кому-то просто не хватает адреналина, а кто-то и сам не знает чего же он всё-таки хочет. Вот все вместе и отправляются в мезозойскую эру поохотиться на динозавров. Вполне возможно, что последние от того и вымерли, что в «Мастодонии» на них слишком часто приезжали охотиться из будущего. Главные герои — Эйса и Райла. Они хоть и делают на Мастодонии деньги, но их психология проста. Бывшие археологи просто хотят уединиться в тихом укромном местечке, подальше от цивилизации, чтобы она не захватила их своими смертоносными щупальцами. Хайрам. Вот ещё один тоже простой, но весьма важный персонаж. Поначалу только он один способен общаться с Ликом без посредников. И только после того, как Хайрама жалит гремучая змея, Эйса окончательно устанавливает контакт с инопланетянином. Хайраму вообще ничего не нужно, он, как ребёнок — играет себе с собакой и заводит новых друзей среди мастодонтов. Особо важный персонаж сам Лик, который, по-сути, и заварил всю эту кашу. Он — исследователь, не агрессор. Требований никаких. Просто оторвался от своих и не может вернуться на родину. Приходится приспосабливаться к местным условиям и продолжать изучение незнакомой планеты. Он абсолютно бескорыстен и именно на нём и на его умениях люди и строят свой бизнес. Эйса как-то спрашивает Лика: «А могу ли я что-нибудь для тебя сделать?» и тот отвечает: «нет». Он просто показывает Эйсе частичку своего мира, как бы посвящая того в ещё одну тайну. Здорово. Роман несёт в себе много позитива. Он хорошо заканчивается и поэтому заслуживает самой высокой оценки.

Напоследок добавлю, что роман стоит читать прежде всего тем, кто умеет читать между строк. Тут за каждым событием и за каждым действием кроется особый смысл, не смотря на то, что роман написан совершенно простым языком. Здесь нет тех утопическо-философских размышлений, которые можно наблюдать во многих других произведениях автора. На сей раз Саймак предоставляет читателю возможность философствовать самому.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом романе Саймака прям не узнать. Обычно ключевая фишка его романов и рассказов это УЮТ. А тут всё крутится вокруг того Как добыть денег и побольше, и ПОБОЛЬШЕ!! Это поначалу раздражало, но потом я понял, что это просто персонажи такие противные, а Саймак про них рассказывает, сам он тут не при чём:) Вообще странные люди. Вот если бы я обнаружил у себя такую «машину времени» я бы по тихому летал по разным временам, кайфовал, любовался пейзажами а эта девка сразу давай бабки заколачивать. Кто-то скажет это деловая жилка, а мне кажется это банальная жадность и глупость, классический капитализм. Как вообще герой Саймака мог полюбить такую прохиндейку. Под конец вроде глаза у него открылись, но потом он опять сю-сю мусю моя любимая Райли...Тьфу!

Ну а если говорить о плюсах, то сама идея романа понравилась. Очень впечатлил эпизод с пропавшей экспедицией и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
последующим опознанием обглоданных скелетов.
Как то это было неожиданно жёстко. Еще момент такой: решили сослать всю нищету в каменный век, зная что она там долго не протянет и к нашей эпохе от них не останется ни следа. Такой немножко фашизм. К тому же кто будет тогда сегодня делать всю грязную черную работу? Короче очень спорная идея.

Тем не менее читалось с большим интересом, хотя этот упор на Деньги подлил дёгтя в общее впечатление.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала о хорошем.

Это тот Саймак, которого я люблю. Это тот провинциальный припыленный город из детства, это старые друзья, это любимые места. Это тот человек, которому много не надо, вернее ему нужен весь мир, но он довольствуется миром в душе и миром с окружающими его людьми. Этот человек, который никогда и не с кем не ссорится, но может найти общий язык и с отшельниками, и с банкирами, и с животными, и со странными людьми, сейчас их называют особенными, и даже с инопланетянами. Все это есть в первых главах. А вот дальше...

Я бы назвала это «Бизнесом крокодила Гены по-американски, или Как уйти от налогов в никуда, но со счётом в Швейцарии».

Автора перестаёт волновать логика, он не берет в расчёт ни правительство, ни государства как таковые, ни исторические несуразности. Зато он абсолютно уверен, что государство будет уважать его право собственности даже при такой налоговой афере. При этом уже все нестыковки, не профессионализм в работе, наивность на грани особенных людей, равнодушие к погибшим, бессмысленный отстрел (привет из Плутонии Обручева), хорошо, хоть не в таких масштабах ведут к тому, что главная цель так и осталась не достигнутой. Герой мечтал найти космический корабль. Почти нашёл... Мечтал общаться с инопланетянином и получить его знания. Получил. Но для чего? Герой прозябал в глуши, не желая возвращаться на работу, приехала первая любовь, появилась возможность путешествовать в прошлое, узнать многое, увидеть своими глазами то, чьи остатки даже не все дошли до наших дней, а что в итоге? Бизнес. Бизнес и попытка уединения в Мастодонии. Причём бизнесом занимаются все, кроме героя-организатора. Он осуществляет техническую часть, даже не пытаясь разобраться и понять как это происходит.

Ещё задело то, что герой впервые попав за несколько сот тысяч лет от своего времени смог!!! узнать рельеф местности. Я видела, что сделалось с небольшим оврагом за 10 лет. Из небольшой трещины, через которую я перескакивала, чтобы гоняться за зайцем в соседнем пролеске, стал овражище, куда без веревки не спуститься и всё дно засаженное терновником, чтобы замедлить рост. Не уверена, что дорога рядом смогла сохраниться...

Не разочарование, нет. Просто печаль. Хотя и сейчас порекомендую ребёнку лет 10.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Мастодония» — от мэтра НФ Клиффорда Саймака — стал продолжением многих авторских идей не развернутых в предыдущих произведениях более сжатой формы. Если начинать знакомство с писателя этим романом, то это неплохо, потому что язык изложения, творческий почерк, манера построения сюжета совпадает со многими известными произведениями. Герои порой до боли очень схожи по типажу и характерным особенностям: Эйза Стил — городской отшельник Виллоу Бенда, бывший преподователь и археолог по своей натуре, проживающий на его окраинах; Райла — его подруга — романтичная авантюристка, бросившая его в молодости и вернувшаяся много лет спустя; Хайрам — городской дурачок, умеющий разговаривать со зверюшками; Кошачий Лик — забытый всеми много миллионов лет назад инопланетянин, ждущий своего часа передать кому-нибудь свои способности перемещения во времени и прочие незатейливые герои и коммерсанты...

Как и всегда ( уж Саймака умение будет трудно переплюнуть!) действие происходит в маленьком городке на лоне природы. Несмотря на предвещаемую динамичность сюжета, автор любит «объясниться» с природой, окунуться в её чарующие объятия, «напиться до головокружения» чистотой девственных лесов и полей, насладиться зрелищем неописуемых восходов Солнца и закатов в неизведанном далеком прошлом...В прошлом, ибо акцент в перемещениях во времени автор выбрал сугубо в далекие времена до и во время проживания динозавров...Намеки исследования теологических вопросов во времена Иисуса Христа закрылись мягким табу, в виде бурных дебатов ,споров и побоищ где-то вне основного сюжета, но сошедшими на нет авторским решением...Намек на путешествия в будущее присутствуют , но не более того...Удивительным кажется решение автора обустройство свободных охот — в духе Сафари — в прошлом без малейшего потом изменения в будущем. Это авторский выбор, и возможно Брэдбери и другие были неправы, то что должно было случиться в прошлом — даже с участием настоящего — УЖЕ случилось!

Также, надо отметить, Саймак в своем романе отдал большую часть вопросам организации и построения бизнеса (делопроизводства!) вокруг путешествий во времени. Здесь и конкретно финансовая сторона вложений, и обсуждение сочного «навара», и влияние налогового аппарата страны (самое страшное — боязнь отчислять большие налоги государство — закралась мысль , что в 1970-ых они чем-то сильно насолили Саймаку!), а также большого влияние политической атмосферы...Ведь герои произведения основали «свое государство» — Мастодонию — вне настоящем времени. Как же это всем воспринимать? Автор сделал большой шаг в попытке определить данный статус между всеми сторонами...

Ну, а самое главное автор приберег для концовки. Ведь все путешествия, обсуждения и прочее обращается вокруг Человека, которому нужно хорошо себя понять и обрести свое место не только среди равных ему, но и среди Высших форм разума. То есть выйти на другой этап своего развития, то бишь усовершенствоваться! А помочь ему и направить может, в данном случае, присутствующий под боком инопланетянин, образ которого напоминает Чеширского кота.

Хотелось бы отметить, что уход в описание технических сторон вопросов, динамика , по сравнению с ранними произведениями автора, несколько спала и роман от этого немного страдает, но дух и колорит , который Саймак вкладывает — нисколько не ослабляет главной основы романа и всеобщего позитива в целом.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд любопытная вещь, но не более того. Очень симпатичные и живые герои: Эйса, Райла, Бен, Хайрам и, конечно, Кошарик. А вот дальше — те же лица, что особенно заметно при перечитывании всего Саймака: тот же Хайрам тут он деревенский дурачек разговаривающий с инопланетянином, а в «Всякая плоть...» на том же месте Таппер, а Хайрам уже полицейский, Эд везде газетчик. Со временем городок становится уже родным ;).

Те же основные проблемы: деньги, договора, бизнес — как то оно мне не близко. И если бы не линия Кошарика, явившаяся отдушиной, то я бы больше 6 не поставил.

Кстати заметил изменение отношения автора к государству: если в 55 году герои готовы отдать все родине ;), то в 78 они уже стараются любыми путями убрать государство с его бюрократией и военными. ;)

PS. Я тут вспомнил, что в школе прочитал его с огромным удовольствием, так что пожалуй отнесу его в категорию «подростковой литературы». ;)

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень американский роман — в том плане, что герои сразу стали соображать, как из временных туннелей извлечь максимальную прибыль, при этом никого туда больше не подпустив. Что, в общем, для Саймака нехарактерно.

Написано при этом интересно, хотя в основная идея романа берет начало в «Необъятном дворе» — собака, которая ходит в иное время, местный житель со странностями в развитии, который оказывается единственным, кто может разговаривать с инопланетянами, ход в иные миры на территории, принадлежащей одному человеку.

Ну и конец несколько скомкан

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудная вещь, особенно в жанре «хронооперы». Инопланетянин открывает туннели во времени, в прошлое, и люди начинают проникать в далёкие эпохи земли. Любопытно, что Саймак отказался от «эффекта бабочки», ставшего нерушимым законом с лёгкой руки Брэдбери.

Центровая идея романа крайне расплывчата, Саймак вплетает в его текст немало любопытных мыслей. Мне кажется, это книга убеждает людей в том, чо деньги — это лишь средство, а не цель. Главные герои организовывают сафари в прошлое — но лишь затем, чтобы самим обосноваться в непуганном, диком краю, названным ими «Мастадонией». Пройдя сквозь всепобеждающую алчность окружающих людей, они добиваются своего, и отстаивают свою индивидуальную независимость.

Оценка: 7
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я почему-то не смогла дочитать этот роман (и это при том, что я большая поклонница творчества Саймака). Но здесь что-то не то, стало скучно. Может еще как-нибудь начну и дочитаю.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх