FantLab ru

Клиффорд Саймак «Почти как люди»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Голосов:
1747
Моя оценка:
-

подробнее

Почти как люди

They Walked Like Men

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 114
Аннотация:

Обычный американский парень, журналист по профессии, случайно выяснил, что инопланетяне решили скупить всю Землю. Методично они скупают дом за домом, предприятие за предприятием, и неясно, чем это кончится. Пришельцы обладают способностью менять по желанию свой облик, и умеют маскироваться под людей...

Входит в:

— антологию «Билет на планету Транай», 1992 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (20)
/языки:
русский (20)
/тип:
книги (20)
/перевод:
С. Васильева (19)

Библиотека современной фантастики. Том 18. Клиффорд Саймак
1970 г.
Почти как люди
1990 г.
Билет на планету Транай
1992 г.
Могильник
1992 г.
Могильник
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Почти как люди
1992 г.
Мир
1993 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 3
1993 г.
Почти как люди
1993 г.
Почти как люди
1993 г.
Заповедник гоблинов
1998 г.
Почти как люди
2002 г.
Заповедник гоблинов
2003 г.
Почти как люди
2004 г.
Заповедник гоблинов
2006 г.
Почти как люди
2006 г.
Почти как люди
2008 г.
Почти как люди
2009 г.
Заповедник гоблинов
2013 г.
Почти как люди
2014 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В ожерелье блестящих образцов гуманистической фантастики замечательного американского писателя Клиффорда Саймака есть настоящий бриллиант — роман «Почти как люди». Как роман Саймака «Всякая плоть — трава» стал культовым для движения хиппи, так и роман «Почти как люди» сыграл для прогрессивно мыслящей левой американской молодежи 1960-70-х роль близкую к роли романа Чернышевского «Что делать?» для российской молодежи 1860-90-х.

Конечно, книгу Саймака по культурному и политическому влиянию нельзя сравнить с произведением Чернышевского, однако, с ней под мышкой американские студенты отправлялись на митинги против войны во Вьетнаме и устраивали забастовки, ее читали в перерывах между лекциями и в камере полицейского участка. Неслучайно роман подвергся критике американских...экономистов, с пеной у рта доказывавших нереалистичность показанной Саймаком картины коренных и неустранимых недостатков капитализма. Вскрывая многочисленные «ошибки» и «недочеты» романа с точки зрения анализа рыночной экономики, критики словно забывали, что имеют дело с фантастикой и тем самым признавали идейную правоту автора книги, художественную точность его литературных обобщений.

При всем при том писатель не занимался политической деятельностью и не выступал с какими-либо заявлениями, предпочитая высказываться в художественной форме. Саймаку чужды плакатные политизированные герои, наоборот, в большинстве его «современных» произведений действуют обыкновенные американцы, как правило провинциалы, вполне уважающие капитализм и его законы, что еще больше усиливает эффект.

Несмотря на классическую простоту сюжета, «Почти как люди» — сложное многослойное литературное полотно, содержащее в себе многочисленные скрытые отсылки к творчеству известных писателей и не абы какие, а строго необходимые для реализации авторского замысла. Например, счастливый финал романа является результатом случайного совпадения обстоятельств и еще сильнее подчеркивает ущербность экономической системы, которую спасают...вонючие скунсы. Эта идея позаимствована Саймаком из «Войны миров» Уэллса. Старик-отшельник, выбирающийся из лесного убежища, чтобы спасти человечество это прямо «бог из машины» античного театра.

Современный читатель найдет в романе «Почти как люди» много знакомых явлений окружающей жизни. Чего стоят одни только инопланетяне, совершающие убийства и другие преступления, повторяя при этом как мантру « мы не нарушили ни одного закона». Сразу становится понятно, что подобных «инопланетян» не надо искать в далеких звездных мирах.

В СССР роман опубликовали в 1970 году, он сразу завоевал сердца читателей и с тех пор регулярно переиздается в нашей стране. С учетом советских изданий русский перевод романа «Почти как люди» почти сравнялся по количеству переизданий с англоязычным оригиналом.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Легкий коктейль из «Гремлинов», «Война миров», «День Триффидов» и «Чужие среди нас».

Вы читали рассказы Филипа Дика «Колония» и «Исследователи»?

Про рассказ «Почти как люди» я слышал только восторженные отзывы, да и краткое описание сулило серьезную тему «они уже среди нас». Шутка ли: Кто-то скупает недвижимость и этот кто-то явно не с Земли!

Тут я поддался фантазиям и настроился на серьезные откровения — более развитые существа нашли способ управлять людьми с помощью экономической системы.

Я думал это будет смесь фильмов «Чужие среди нас» и «Дух времени».... Но первое мое разочарование наступило буквально на первых страницах! Чего? Угольные шары? А потом я понял — это просто чистая фантастика, без какого-либо упора на «Научность». Чтобы было яснее, то это тот же жанр как «Сказка о потерянном времени», «Автостопом по Галактике» и «День Триффидов» — нам просто надо воспринимать всё как возможное.

Сразу скажу, хоть книга и далека от научной фантастики, но сложена вполне прилично, хотя дотягивает лишь до подросткового уровня фантастики и читать смело можно уже в десятилетнем возрасте.

Читается рассказ очень легко и быстро — вполне прочитать за два вечера. Воды нет. Все действия персонажей подкрепляются логическими объяснениями. Эмоции только положительные. Если ты обожаешь рассказы в стиле «Война миров», то это для тебя, только более упрощенная версия, вполне пригодная для Диснеевского фильма — а-ля «Гремлины».

Автор был очень близок, когда перечислял что необходимо сделать, чтобы захватить власть на Земле, но он, возможно и умышленно, увел рассуждения в проигрышную сторону для инопланетян. Мне очень понравилось, что Саймак считал Россию не продажной страной, страной, в которой никто не может завладеть заводами и фабриками. Эх, иностранцы были лучшего мнения о России, чем показала история приватизации страны.

Отдельное спасибо К.С., что он не забыл про животных, которых человечество лишило мест обитания и устроило конвейер смерти для них.

В итоге уверенная 7 — отличная идея, складный легкий пересказ.

Стал бы я перечитывать его — нет, рассказ простой и легко всё запоминается.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В общем-то все это было много раз и до, и тем паче после. Таинственные перевертыши, изыскавшие очередной способ по порабощению нашего несчастного мирка. И только дотошный журналист и его друг-чудаков способны докопаться до истины. Плюс параллельно автор потчует нас своими взглядами на энные проблемы общества.

Звучит не слишком презентабельно, не правда ли? Другое дело, как это подано. Язык и герои полностью делают эту историю. В отличие от многих других произведений автора, где он любит размышлять о бренности человечества, здесь все подается в иронично-веселом ключе (хоть в книге и есть минимум один трагичный момент). Произведение просто легко и приятно читать.

Отдельный балл сверху автору за умение абсолютно непошло шутить на пикантные темы. Многим современными авторам с приципом подавать все «в лоб» этот хитрый прием увы похоже просто недоступен. Вот пример подобной шутки. Один из захватчиков начинает говорить подружке главного героя, что мол человеческий способ размножения — абсолютно устаревший и непрактичный. А та ему безапелляционно заявляет:

- А нам он нравится!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман об очередном вторжении инопланетян, на этот раз экономическом. Снова главный герой — журналист, снова человечество не готово к контакту и даже не замечает, что что-то идет не так. И даже когда герой пытается донести истинное положение дел до правительственных кругов, его принимают за сумасшедшего или пьяницу.

В романе опять же проявляется одна из вечных тем Саймака — неверие в человечество, но при этом вера в отдельного человека. Решительный человек, который не рассчитывает на помощь, при определенной доле везения может добиться большего, чем все официальные структуры

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У Саймака все рассказы какие-то «уютные», человечные, местами наивные, но непременно добрые. Правда это не мешает им обличать человеческие пороки и слабости, хлыстать бичом сатиры общественный строй того времени.

Вначале роман стремительный, динамичный, интригующий. Прям затаив дыхание переживаешь за Паркера, мотаешься с ним по барам и захолустным мотелям, то и дело уклоняясь от ловушек судьбы. Первая треть атмосферна, непредсказуема, с хорошим качественным юмором. К сожалению, она достигает своего апогея в момент, когда Грейвс

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пробирается в контору «Росс, Мартин ,Парк и Гоубел» и обнаруживает там куклы и прочие артефакты.
Потом все поворачивается вспять и заставляет глубоко и разочарованно вздыхать:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
распавшийся на кегельные шары главный злодей, говорящий Пес и затяжные размышления (автор любит все разжевывать и миллион раз повторять) о том, какой неминуемый каюк ждет всю планету.
Порадовала кульминационная часть романа, когда протагонист нашел старика-скунсовода. Там и вернувшийся юмор, и фирменные саймаковские описания безмятежной сельской местности и какая-то всеобъемлющая умиротворенность, витающая в воздухе… Так и хотелось закричать: «Третьим буду!» и тоже приложиться к бутыли виски вместе с героями на фоне деревенского заката.

Признаюсь, не самое качественное и оригинальное произведение, но стиль и какая-то особо располагающая манера написания притягивают, оставляют внутри приятную легкость, умиление и веру в человечество, как после прочтения рассказов Носова или Драгунского. Думаю, я еще обязательно вернусь в тот мир Клиффорда Саймака, где слова «честь» и «долг» — не пустые, а «дружба» и «патриотизм» звучат не пафосно.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший роман, я бы даже сказал пророческий. Написан в 1962-м году, а актуален и вчера, и сегодня, и думаю, что будет актуальным и завтра.

Саймак очень чётко передаёт человеческую психологию. Просто здорово передаёт. Но, самое главное, что в этом романе он передаёт психологию взаимоотношения человека и системы. Система обманывает человека, как отдельного индивида, так и целые группы людей. А противостоять этой системе человек никоим образом не может. Это не в его силах. Если кто-то пытается противостоять системе, то он в лучшем случае бесследно исчезает. Любой шаг против системы обречён на жестокое наказание. Инопланетяне прекрасно это понимают и ввиду человеческой психологии создают свою систему. Они не идут на людей войной, не спаивают их и не делают наркоманами (хотя это тоже смогли бы, при желании); они поступают ещё более разумно — просто покупают человечество. Превращают каждого отдельно взятого человека в вещь. Умнее и не придумаешь: люди сами загоняют себя в рабство ради денег, которых по-сути не существует. Инопланетяне понимают, что люди склонны покупать и продаваться, поэтому и скупают их за иллюзию. Такое явление заканчивается для людей трагически. И роман, действительно, во многом наивный, потому что находится журналист Паркер Грейвс и бросает вызов системе. Его пытаются убить — то медвежий капкан под дверь поставят и лампочку при этом в коридоре выкрутят, то бомбу в машину подложат, а взорвётся кое-кто другой. В итоге терпение у инопланетян заканчивается и они следуют ещё одному разумному правилу: «если не можешь врага победить, то сделай его своим союзником» и предлагают Паркеру работать на них. Всё это так, всё вполне логично, но наивность заключается в том, что Паркеру на редкость везёт и он всё время умудряется выйти сухим из воды. Такое возможно только по одной-единственной причине — инопланетяне не до конца изучили психологию человеческой расы. Впрочем, об этом в романе так и говорится. Кегельные шары признают это и обращаются к Паркеру за помощью. Будь это земные акулы-воротилы большого бизнеса, то главному герою повезло бы куда меньше. В общем в психологии разобрались, но роман всё же выглядит наивно. Правда, на мой взгляд, будь по-другому, более реалистично, то его было бы неинтересно читать.

Теперь о персонажах. Инопланетяне показаны настолько коварными и циничными, что у людей не возникает и мысли об их существовании. Они, как Остап Бендер — чтут уголовный кодекс и не нарушают земных законов. Как сами говорят: «комар носа не подточит». Вот ФБР и не берётся за расследование. Странные вещи происходят, но не за что ухватиться. Явления сами по себе странные, но законы при этом не нарушаются, никто, кроме учёного-биолога не убит, да и он умер от сердечной недостаточности, так что никаких оснований открывать дело и браться за расследование нет. А люди — на то и люди, чтобы продать подороже, а потом купить подешевле, чтобы от продажи что-то осталось. Но вот беда — продать подороже продают, а купить после продажи уже не успевают, потому что другие точно так же всё продают подороже. Саймак таким образом просто смеётся над обществом. Над тем обществом в котором жил, тоесть над Америкой 60-х. Неудивительно, что роман неоднократно издавался в Советском Союзе. Яркий пример недостатка капиталистического общества. Странно, но в социалистическом обществе тоже со временем появилось нечто подобное. Значит дело не в капитализме или социализме, а в психологии. Всегда были, есть и будут те, кто готов сыграть на человеческих пороках. Это понимают не только инопланетяне, но и сам Паркер. Главный герой вообще показан умничкой, не смотря на наивное нечеловеческое везение. Пёс, на мой взгляд, абсолютно не лишний персонаж. Именно он помогает людям разобраться в ситуации. Кричит во весь голос, даже до президента пытается добраться. Но ему мало кто верит, ведь ничего необычного то не происходит. Ну кризис, ну бездомных появляется всё больше, ну безработица непомерно выросла. Ну и что? Такое ведь и раньше бывало. Прошли же через это — пройдём и ещё. С кем не бывало? И, наконец пару слов о главной героине. Она очень любит Паркера и в подобной ситуации ведёт себя очень мужественно, что тоже выглядит не вполне правдоподобно и придаёт роману наивности.

Самой же кульминацией романа являются скунсы. Саймак отвёл этим пушистым вонючкам весьма важную роль — роль спасения человечества и всей планеты в целом. Забавно, но весьма интересно. Снова-таки на первый план выходит философия. «Камень, который отвергли строители стал во главе угла» (Мф. 21:42) эта фраза из Святого Писания в романе применима к скунсам. В любой, даже в самой критической ситуации, всегда найдётся выход, стоит только захотеть и приложить усилия. Такая философия только добавляет произведению очков. Я уж не знаю всей предыстории написания «Почти как люди», но роман, на мой взгляд, получился очень даже удачным. Поэтому заслуживает высокой оценки.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, что некоторые считают «Почти как люди», произведением слабым, натянутым и даже «дурацким»! Считаю, что его смело можно ставить в ряд лучших , созданных Саймаком. Это гениальный 100% памфлет, произведение против системы, против коррупции, кумовства, власти денег. Само название романа -Почти как люди, говорит о многом. Мир шаров, скупающих планеты за ароматы и запахи, это наш мир, где все скупается за деньги, которые правда не пахнут... Зачем вдаваться в размышления о бездействии ФБР, о взбросе липовых денег, об ненужной никому Антарктиде? Не забивайте этим голову, просто читайте.Это все не более чем гипербола, сатира, свойственная подобному жанру.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман читается на одном дыхании с увлекательным и оригинальным сюжетом, простым в восприятии, но в то же время достаточно глубокой идейной по смыслу подоплекой. Книга с последующей пищей для размышлений. И опять — контакт с внеземными цивилизациями, с довольно интересной позиции — не силой, а хитростью — с помощью самого действенного оружия — шелестящих купюр, попросту выкупая Землю у ее обитателей. И это отвоевывание происходит законными путями, скупая всё, при этом они очень гордятся тем, что действуют по правилам, установленным жителями самой планеты, и не нарушают их законов. Очередная попытка захватить Землю – любимая тема Саймака. Войны будущего будут вестись не оружием, а экономическими мерами. Экономическая война. Пришельцы – уже здесь, на Земле. Они – среди нас, они – такие же, почти как люди. Пришельцы, шары-пришельцы обладают уникальной приспособляемостью, и могут изменять форму, превращаясь в любой предмет, а еще они могут принимать облик людей и животных. Целью — завладеть всей землей и превратить ее в некий межгалактический курорт. Уникальная природа Земли сулила успех такой деятельности. Они почти добиваются поставленной цели, однако находятся те, для кого свой дом оказывается наивысшей ценностью, тем, что нельзя измерить деньгами и, тем более, за них продать. Сюжет захватывает с самого начала, местами с юмором и пугающими эпизодами. Интересно следить за тем и наблюдать, как герой приходит к разгадке.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Перед нами обычный городской житель – удачливый журналист Паркер Грейвс. Возвращаясь в нетрезвом состоянии в свой дом — арендованную квартиру обнаруживает у себя под дверью замаскированный медвежий капкан, который после обнаружения перевоплощается в черный кегельный шар и необычно укатывается проч. После работы Паркер обнаруживает письмо, из которого узнает, что ему до конца года необходимо выселится, так как его дом продан. В попытках узнать истинные мотивы данного происшествия, он приходит к неожиданным выводам. Оказывается всю недвижимость, скупают пришельцы, которые обладают уникальной способностью. Заручившись поддержкой своей девушки — коллеги Джойс Кейн, она единственная, кто ему поверил и «пса», он пытается исправить опасную ситуацию.

Данная книга, достойное пополнением вашей коллекции хорошей фантастики. Приятного времяпрепровождения!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В советское время, когда основным источником знания о мировой НФ был двадцатипятитомник БСФ и книжечки серии «Зарубежная фантастика», роман Саймака «Почти как люди» был одним из моих любимых. Там великолепно воссоздана атмосфера неведомо откуда надвигающейся беды, неотвратимой катастрофы, которую пытаются хотя бы притормозить герои. Но рядом с этими элементами horror в книге есть особое ощущение уюта, обжитости мира — в этом Саймак был исключительно силён. Уютная катастрофа! Парадокс — а как приятно читается!

Я был в восторге. То, что в сюжете — как тут уже отмечали — существенные натяжки в отношении фальшивых денег, тоннами изготовляемых пришельцами, меня особо не смущало. Мне было понятно, что подобный ход просто глупость, но на фоне увлекательной атмосферы и эффектных эпизодов, типа исчезновения на полной скорости автомобиля, в котром едет герой, на несуразицы можно было махнуть рукой. Единственное, что меня раздражало — это то, что Спасителем Вселенной выступал какой-то совсем уж маленький человечек, даже не особо умный. Это была условность, потому что у Саймака главные герои всегда маленькие простые человечки из глубинки, но в данном романе эта условность уж как-то совсем несуразно лезла в глаза.

Когда «железный занавес», проржавев насквозь, рухнул, и появилась возможность прочитать другие книги других американских фантастов, я понял, что никакой особой ценностью этот роман Саймака не обладает. Его «Город» замечательный без оговорок, его «Заповедник гоблинов» (который я никогда не любил и считал «чушью с доброй улыбкой», «милым маразмом») был растаскан более поздними американскими фантастами по деталям — значит, в нём было что-то оригинальное, но «Почти как люди» — почти неприкрытый плагиат замечательного романа Д.Финнея «Вторжение похитителей тел». Ничего оригинального и хотя бы интересного в «Почти как люди» нет, это просто халтурная поделка, грубовато сколоченная на коленке. И инопланетянин-собака, болтающийся по сюжету без всякой композиционной надобности, просто потому что Саймак любил собак, и герой, дозванивающийся сенатору от своего штата, и полное отсутствие ФБР (которое должно было насторожиться сразу же, когда началась афера с массовой покупкой недвижимости за наличные от лица фиктивных фирм, непонятно кому принадлежащих) и всякие «рояли в кустах», типа внезапно проявившейся любви инопланетян к запахам — все эти небрежности, недоработки и несуразицы просто свидетельствуют о том, что Саймак своему роману не придавал значения, для него это была халтура на грани презрения к читателю. Вероятно, Саймак не без основания считал своих поклонников идиотами...

Ну, ладно. Ясно, что «Почти как люди» — откровенная фигня для развлечения дураков. Тем не менее, я и сейчас время от времени беру 18-й томик БСФ и читаю, как герой обнаруживат медвежий капкан перед дверью своей квартиры... Великолепно написано, завораживающе... Я переключаюсь в режим сознания сорокалетней давности и погружаюсь в уютную атмосферу надвигающегося ужаса... Дурацкая книга. Но написана заммечательно!

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Почти как люди» до жути напоминает и заповедник, и вся плоть — трава, особенно последнее. И по стилистике, и по атмосфере, и по заложенным идеям. Повествование преподносит себя как детектив с лёгким налётом фантастической ауры, где-то даже мистики. Инопланетный разум в виде кегельных шаров, я всё думал, почему именно они? Почему не что-либо другое, менее фантасмагорическое..В романе в каждом слове, в каждом действии сквозит Саймаковская ирония, автор вовсю потешается над американской финансовой системой, порой доводя действие до абсурда: запах скунсов заставляет скрытных инопланетян явить себя во всей красе, что было не под силам людям, обладающим интеллектом, стало по силам простому зверьку. Разумеется, с сегодняшнего дня всё выглядит наивно, что греха таить, но к чести автора скажу, что читается произведение легко, одно действие сменяет другое, на месте ничего не стоит. Хороший роман, но у автора есть вещи и получше.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман Саймака просто соткан из наивности и простодушия. Такое было время и такие люди, свято верующие в род людской. Вера в незыблемость частной собственности. Вера в то, что человек умрет и бросит свою семью на улице, но не посмеет взломать и поселится в чужом жилище. Вера, что все законы незыблемы, и если бы не случайная удача, живущие на счастье Америке в Америке вонючки скунсы, то катастрофа неизбежно бы свершилась и безработные бездомные люди так бы слонялись безропотно по чужой уже для них Земле. Вера в то, что в Вашингтоне сидит Белый (уже Не Белый) Мудрый Родитель (№1 или №2), который только один и сможет разрулить ситуацию. В это, даже верит представитель могущественной звездной расы, который, отчаявшись спасти Землю и моральную сторону галактическую торговли, бросается на прутья ограды Белого дома, размахивая лапами и ушами, рискуя схлопотать пулю, как взбесившаяся собака и даже не попасть в сводки курьезных новостей. И над верой этой нельзя смеяться, как и над любой верой. Тем более, что с уходом, еще в XX веке, последних романтиков, умерла и сама вера. Но, мы-то знаем, что так было всегда, за всю писаную и неписаную историю человеческой цивилизации: «Когда джентльмен не может выиграть по правилам, он меняет правила». Тем более, что и инопланетяне-кегли только создают видимость кропотливого исполнения законов, но, в действительности, не брезгуют любимыми методами, используемыми людьми для достижения своих целей – убийство, подкуп, обман.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не согласен, с кое кем из предыдущих рецензентов, что Пёс здесь лишний, он всё таки проясняет для главного героя некоторые детали ситуации. Её полного понимания на момент встречи у Г.Г. ещё не было. Кроме того Саймак всё таки хочет показать, что «чёрные шары» среди высокоразвитых цивилизаций галактики всё таки исключение и остальные считают их действия не этичными. К сожалению не ясно послан ли пёс на Землю какай нибудь космпческой лигой, что бы предупредить людей или действует исключительно по собственной инициативе. Ну и кроме всего персонаж он конечно очень калоритный, без него был бы пожалуй другой роман.

Почему «шары» не понимают, что подделка денег противоречит законам. Пожалуйста! Их мышление отличается от человеческого настолько, что до них просто не доходит, что они совершают подделку. По их мнению подделка это то что отличается от оригинала, а они гонят точные копии, возможно даже на атомарном уровне. Второй вариант, а начхать им на земной закон, разговор об его формальном соблюдении просто демогогия и втирание очков главному герою.

Как они скупали стратегические объекты? А никак. Им вовсе не требовалось скупать всё. После планируемой ими экономической катастрофы, небольшое количество недвижимости в руках землян уже не сыграло бы роли. Им просто требовалось чуть подождать, и там бы всё само пришло в запустение. Лет этак через десять.

А вот почему финансовые органы не засекли такое чудесное размножение денег действительно непонятно. И что «Шарики» с соцствранами собирались делать тоже. Это Саймак не продумал.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это случилось давно. Лет 36 или 37 назад. Тогда я впервые с упоением прочитал этот роман. Это было так же первое знакомство с Саймаком-романистом.

С тех пор перечитывал не раз, вот и это прочтение, когда знаешь уже в чём суть, когда уже обращаешь внимание на детали, когда есть уже с чем сравнить (тогда сравнивать было практически не с чем) доставило удовольствие, сравнимое со встречей со старым давно невиденным другом.

Книга захватывает с первых строк, так как действие начинается без никаких вступлений, и все подробности биографии рассказчика мы помаленьку узнаём из текста.

Роман выдержан в стиле крутого Хэмметовского детектива,с убийствами, подставами и прочими характерными атрибутами. Одно это уже делает традиционную фантастическую тему завоевания Земли, не совсем традиционной. Здесь нет уэллсовских треножников, нет летающих тарелок с лучевым оружием, а есть инопланетяне, действующие вполне земными методами и почти в рамках законов и реалий США 1962 года. От этого ужас гибели цивилизации, не становится менее ужасным, но, каким-то местным, уютным. Даже игрушечным.

Тут даже многочисленные философски-экономические рассуждения героя не добавляют реальности и пугающности действию.

Зато должно было заставить американских обывателей подумать о жизненных ценностях.

Не зря же автор на уравновешенные чаши весов кладёт деньги и скунсовый «аромат».

Смешно? Немного да. Но каждый должен выбирать, с чем остаться.

Роман немножко простой, немножко наивный, немножко старомодный. Но очень хороший. Не знаю, как нынешнее поколение, но 40-50 летние читатели (если не читали) найдут в нём не бросающееся в глаза очарование.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Почти как люди» — одно из самых лучших произведений НФ 20-го века! Попытаетесь оспорить? Возможно, есть много других прекрасных и достойных произведений, число которое перевалит через сотни, но данное произведение стоит обиняком. Во-первых, это второй опубликованный роман (после «Все живое — трава...») в 1970 году в Советском Союзе, то есть произведение, которое нам«дали» на «вторую ногу» и у нас появилась первая возможность сравнения крупных произведений творчества великого писателя;во-вторых,удачный выбор произведения для нашего читателя (ВНИМАНИЕ: если кто внимательно читал, то заметил, в одном из мест романа уважительный отзыв о нашей бывшей стране — правда, в тексте звучит, как Россия;подобные описанные в романе события могли произойти только в Америке, благодаря устоявшемуся строю и системе, мы же с Вами — увы! — пришельцам неинтересны...);в-третьих,тематически роман подходит,как для любителей фантастики, так и для любителей детективов и пейзажистов — трудно кому-либо переплюнуть в этом деле признанного Мастера.

В данном романе автор очень грамотно «опустил» американскую систему финансов, которая существовала и существует только ради наживы денег и финансовой выгоды. Саймак указал на слабые стороны этой системы, и фактически предсказал возможную схему жилищного кризиса, плавно перетекающего в финансовый.Чего же боле? На ошибках нужно учиться,а ко мнениям писателей-фантастов изредка прислушиваться.

Само произведение интересно подборкой различных персонажей: Паркер — журналист и главный герой романа, своеобразный борец за человечество, практически «на жилах» в одиночку старающийся остановить нашествие инопланетян; его оппоненты — алчные и холодные пришельцы в виде кегельных шаров оригинальным образом проводящие захват нашей планеты; союзник-Пес — в виде представителя другой продвинутой цивилизации — конечно персонаж мимолетный, но для многих оставивший неизгладимое впечатление; настоящий сенатор до мозга кости не верящий ничему;скунсы — далеко небезразличные творчеству Саймака; старый«писательский цех в виде журналистов, работников типографии и прочее...

Также автор очень здорово развил сюжетную линию — она очень динамична и не отпускает до самого конца, а уж перемежевания природными красками и описаниями, вообще заставляет «плавиться от удовольствия». В концовке романа присутствует небольшая доля легкой иронии на все происходящее, но в общем автор создал очень мощное и увлекательное произведение, которое остается насущным и по сей день...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может быть, ещё пересмотрю оценку в сторону повышения, а сейчас не получается. Книга построена на абсурдной идее вброса на рынок огромного количества фальшивых наличных денег (причём, наличных, судя по тексту, в прямом смысле – новеньких зелёных купюр). Никто в книге этого не замечает, включая банковских работников, которые производят инкассацию, и руководителей банков, которые до часа Х вообще не реагируют на физическое исчезновение денег из банков. Какой бы краткосрочной ни была эта операция, она всё же продолжалась приличное время, которого бы хватило, чтобы налоговая инспекция успела поднять панику (один из бывших домовладельцев рассказывает, что он после продажи дома жил в нем целый квартал, а потом ещё месяц скитался). Конечно, книга написана в 1962-ом году, но и тогда система контроля денежных потоков работала прекрасно, а мафия старательно отмывала деньги — настоящие, но сомнительного происхождения, чтобы купить какой-нибудь легальный бизнес. Какая уж там покупка сталелитейных компаний за чемодан крашенных бумажек.

Как пришельцы могли честным путём купить планету, даже имея настоящие деньги, вообще непонятно, учитывая то обстоятельство, что значительная её часть в то время – это коммунистические экономики. Разок о них упоминается, а потом преспокойно забывается. Получается, что события опять происходят на глобусе США. Главный герой словно не понимает до последней страницы, что речь идёт о фальшивой наличности: с пришельцами он говорит почему-то о гиперинфляции, не возражает на их утверждение, что они не нарушают закон (как будто не знает, кто имеет право на выпуск денежных знаков), вовсю пользуется фальшивыми деньгами (а, казалось бы, достаточно было пойти в полицию и сказать, что ему за услуги заплатили подозрительными купюрами и его знакомым тоже), с сенатором говорит о каких-то абстрактных вещах, вместо того, чтобы сказать: «Проверьте номера банкнот».

В общем, мне непонятно, почему пафос родился на пустом месте. Конечно, фантастика зачастую — аллегорическое повествование, рассказ о проблемах настоящего в причудливом антураже. Но эти проблемы должны существовать — если не в «сейчас», то в обозримом будущем. Слабое же звено, о котором предупреждает Саймак в этом романе — воображенная им химера: общество капитала создало очень живучую финансовую систему. Оно может не спасти каждого человека, но капитал будет спасать в первую очередь. И по этой же причине оно не станет раздевать донага налогоплательщиков/потребителей: это рабочая сила, которая обслуживает и создает капитал и конкурентное преимущество и это одновременно потребители, которые ничего не смогут потребить, останься они без средств к существованию.

Саймака, мне кажется, подвёл его собственный стиль. Он, как правило, сочиняет либо откровенно сказочные истории (например, «Заповедник гоблинов», «Братство талисмана»), либо истории, построенные вокруг события, когда в силу объективных обстоятельств резко усиливается роль того маленького человека, который оказывается умнее/лучше человечества («Пересадочная станция», «Всякая плоть – трава» и пр.). Он вообще пишет просто и незатейливо, может быть, потому что не умеет сложно, может быть, чтобы не растворять свои замечательные ценности и своих героев в кислоте обыденности, в мелочах или в грязи, а, возможно, потому что считает, что жизнь проста по сути – вот и рассказывает только о сути. А в этой книге он забрался не в свою епархию и ввёл фантдопущение настолько нелепое, что оно очень мешает воспринимать всё остальное, что таки есть – знакомую атмосферу, взаимопомощь на уровне «простого человека», доброту, альтруизм, веру в людей, как в разумных существ, и уверенность в том, что они действительно разумные. Ну, хотя бы часть из них, которая очередной раз спасёт неведущих.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх