fantlab ru

Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
1713
Моя оценка:
-

подробнее

Гарри Поттер и методы рационального мышления

Harry Potter and the Methods of Rationality

Роман, год (сетевая публикация); цикл «Гарри Поттер. Свободные продолжения и вариации на тему»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Петуния вышла замуж не за Дурсля, а за университетского профессора, и Гарри попал в гораздо более благоприятную среду. У него были частные учителя, дискуссии с отцом, а главное — книги, сотни и тысячи научных и фантастических книг. В результате в 11 лет Гарри знаком с квантовой механикой, теорией вероятностей и другими полезными вещами. И главное — он очень рациональный, а это похлеще, чем укус радиоактивного паука.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Фанфик по Гарри Поттеру. Автор писал его с 2010 по 2015 годы онлайн под псевдонимом Less Wrong на сайте книги hpmor.com. Там же текст и доступен сейчас полностью под свободной лицензией CC BY-SA 4.0. Перевод на русский язык доступен сайте hpmor.ru под этой же лицензией.

Коллектив переводчиков: Jack Dilindjer, Moira, Lavash, Loonyphoenix, Alaric, Xeye, StrangeCat, Sergcold, Alexqwesa, Polina, You_know_who, Anzy, Yuliy, baskakov_dima, kle, Chaika-che, Elspet, Asya, Dima, Kaplya smysla, Berik, Remlin, Constantine, Denker, Kuuff, Мария, Антон Скобин, Валя Гаврилова, Илья Nighthawk.

Некоммерческая печать книги Элиезера Юдковского для популяризации здравомыслия, идей рационального мышления, эффективного альтруизма. Краудфандинг на печать издания прошел в августе-сентябре 2018 года. (сайт проекта). Необходимая сумма в 1,086 миллиона рублей была собрана в течение первых 30 часов, а всего проект собрал более 11,4 млн руб. Комментарии к книге и вёрстку русского издания выполнил Лин Лобарев.



В произведение входит:


8.61 (49)
-
8.67 (3)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 2
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 3
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 4
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Книга I
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Книга II
2018 г.
Гарри Поттер и методы рационального мышления. Книга III
2018 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Игры Профессора. Том 2
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и методы рациональности. Том 1
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Последний Враг. Том 5
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Тени Смерти. Том 3
2020 г.
Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес и Филосовский Камень. Том 6
2020 г.
Гермиона Джин Грейнджер и Зов Феникса. Том 4
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Гарри Поттер и методы рационального мышления. Том 1
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мельком проглядел отдельные отзывы и удивился, что многие восприняли эту книгу как нечто серьезное. Особенно забавляют фразы про мэрисьюшность главного героя. Так в этом же весь прикол. Суть в том, что автор взял почти всю критику книг про Гарри Поттера и вложил ее в уста ученого Гарри Поттера и Квиррелла. Например, что Северус Снейп какой-то садист, и вообще непонятно, что он делает в школе, и его надо бы выгнать за несоответствие. Или Филч, который мечтает пытать детей и отправляет их в Запретный лес, надеясь, что их там сожрут, это же ненормально, поэтому его уволили. Или глупый Хагрид, который не может быть учителем. Или та же Гермиона, которая слишком умна для Гриффиндора. Квиддич — глупая игра, особенно с учетом снитча. Местная экономика бредовая. Волшебники вообще не интересуются, что там у магглов, и даже не знают, что те уже космос осваивают, пока сами волшебники живут почти как в средневековье. Или сама магия, чьи законы никто не пытается понять. И так далее до бесконечности. Понятно, что Роулинг особо и не пыталась сделать мир правдоподобным, ставя во главу угла саму историю и приключения персонажей, но это не означает, что эти мелочи нельзя обсмеять. Юдковский же просто подсвечивает нелепицу и лишь, возможно, слегка отупляет персонажей вокруг Гарри, но они ведь и в оригинале не блещут умом. Та же МакГонагалл, когда к ней в первой книге прибежала троица и заявила, что Философский камень в опасности. Что та сделала? Буквально ничего, даже не попыталась выяснить, откуда они знают, и не проверила хотя бы первую дверь, за которой спал цербер, и даже не подумала, что троица сама попытается что-то предпринять. Просто у нее лапки и лень было оторвать зaдницy от стула. Да и в дальнейшем Гарри чуть ли не в каждой книге в чем-то обвинялся, и все верили, хотя в конце прошлой книги он всех спас, но все уже успели забыть об этом. Им матчи по квиддичу были важнее, чем спасение их жизней.

Эта книга похожа на монстра Франкенштейна, состоящая из двух частей: 1. серьезный сюжет с драмой, размышлениями и философией, о жизни и смерти, спорами о природе человека, о его силе, о психологии и логике людей, особенно оказавшихся в необычных обстоятельствах, о перекладывании ответственности и о взятии оной на себя; 2. пародийная составляющая, необходимая только для того, чтобы двигать сюжет и не отвлекаться на мелочи, вроде использования кошеля-скрытня, мантии-невидимки и маховика времени, которые сам Гарри называет квестовыми предметами, будто все это игра, и он даже сам называет некоторых персонажей NPC. Необходимо это учесть с самого начала или прийти к этому достаточно рано, чтобы не бросить из-за «бредовости происходящего и мэрисьюшности героя». Необходимо научиться воспринимать эти два противоположных элемента как единое целое, подобно самому Гарри Поттеру, который, наоборот, смог научиться воспринимать цельный предмет лишь набором множества микроскопических частиц.

Основные минусы этого фанфика в том, что у него совершенно другая атмосфера, и зачастую персонажи ведут себя не так, как в оригинале (не имеют той же глубины), да и автор не особо стремится следовать канону, например, убив брата Дамблдора, поменяв местами некоторые роли персонажей (Блэк и Петтигрю), и даже изменив магию, точнее, даровав его какие-никакие правила. Но это не просто так, ведь следует учитывать, что роль персонажа извне (некого попаданца) играет не только умный Гарри Поттер, но и умный Волдеморт, действующий как будто с другого края, будучи таким же умным (и даже умнее), а потому и поступающий не так, как он же из оригинала. Другой минус заключается в том, что с самого начала книга представляется как просто комедия, очень много юмора и практически ситкомовских моментов, при этом почти без раскрытия мира и персонажей, ведь подразумевается, что мы все это и так знаем из оригинала (потому-то в начале все и происходит отрывками); потом все же начинается какой-то сюжет, градус юмора снижается, но не прям значительно, это все еще пародия; но затем автор попадает в колею истории и начинает писать уже полноценный роман с замашками на серьезную драму и проработанный сюжет, из-за чего происходит некий диссонанс. Читать все еще интересно, но приходится перестраиваться. Вместе с этим автор как будто все меньше опирается на научные вставки и мысли Гарри, когда он постоянно вспоминает какие-то гипотезы и теории, различные психологические эксперименты и так далее; дальше это становится меньше, зато больше размышлений самого Гарри, больше движухи и внутренней активности, вроде сражений армий учеников. Автор все меньше критикует мир Роулинг, и больше выстраивает свой собственный.

Самое неоднозначное в книге для меня является существование профессора Квиррелла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это не тот хлюпик из оригинала, а полноценный Волдеморт, играющий роль, одну из многих за свою жизнь. Он сочетает в себе характер Снейпа и одновременно Люпина — таинственный, подозрительный, но умный и хладнокровный, единственный, кто не идиот и не пытается им казаться, потому-то все ученики и тянутся к нему, как к единственному здравомыслящему вокруг, когда как почти все остальные персонажи являются, по сути, функциями и ходячими штампами (это тоже критикуется в некоторые отзывах, хотя это подмечено и в самой книге (Гарри даже называет некоторых персонажей NPC), и мне не ясно, почему это оказалось для многих чем-то неочевидным и непонятным, ведь это тоже то, как автор обсмеивает оригинал). Главная неоднозначность Квиррелла в том, что он максимально подозрительный, и любой читатель заподозрит в нем злодея, но автор намеренно выкручивает его подозрительность на максимум, иногда выставляя его настоящим злодеем, заставляя сомневаться и Гарри, но затем объясняя его поведение, из-за чего действует двойная обманка (наверняка есть научный термин в психологии, нечто вроде «реверсивная психология»), когда персонаж выставляется таким явным злодеем, что становится очевидным, что он не злодей, ведь это слишком просто. Зато злодеем частенько кажется Дамблдор. Но в итоге первое впечатление оказывается верным. Автор всех обманул, показывая правду. Вроде и интересный ход, но из-за длины книги в какой-то момент становится скучно, что все так, и хочется какого-то поворота, тройной обманки, но этого не происходит. А я вообще думал, что Гарри все это время находился под Империусом, возможно, вообще с младенчества, ведь после отдельных моментов он должен был вообще держаться от Квиррелла подальше, но вместо этого всегда оправдывал любые его действия, игнорировал ощущения и его же указание не использовать против него магию. Это сводит на нет все заявления, какой Гарри умный (хотя, возможно, они просто притягиваются друг к другу из-за общей природы, но в книге об этом не говорится). А когда Квиррелл раскрывает себя, его ареол таинственности спадает, и он становится немного скучным и банальным, что ухудшается его огромным монологом в конце с объяснением всего и вся. Хотя внимательный читатель мог бы все понять, когда Квиррелл раздавил жука в поезде, коим была Рита Скитер, ведь, по сути, он просто легко убил человека.

Финал мне также показался каким-то недоработанным. Автор будто сам не знал, как закончить противостояние Гарри и Волдеморта, потому-то под конец и находится комментарий автора, мол, придумайте, как выпутается Гарри из этой, казалось бы, безвыходной ситуации, а я потом выберу подходящий. Сам себя завел в тупик, а выход оказался немного бредовый.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ладно паучий шелк, трансфигурация позволяла, но... как он заставил ее двигаться в нужном направлении? Трансфигурация разве это позволяет? А Левиосу он не мог использовать. Трансфигурировал кусочек своей волшебной палочки? А так можно было? А Квирелл разве не чувствовал его магию? И Гарри просто взял и убил несколько десятков человек, хотя всю книгу до этого рассуждал об этике? Не похоже на него. Почему он просто не отрезал им руки, как самому Волдеморту? Они бы не смогли колдовать без палочки, а использовать беспалочковую магию было бы сложно из-за шока от боли. Зато никто бы не умер. Но автор будто и сам понял, что вся эта сцена выглядит несколько неубедительно, поэтому позже Гарри говорит, мол, в той ситуации ему было трудно соображать. Ну-ну... И еще Гермиона стала супергероем... Но тут, мне кажется, автор просто уже решил постебаться. А как Гарри вообще оживил Гермиону? Автор уже просто махнул рукой. Мне кажется, всю эту сцену на кладбище можно было сделать намного умнее.

Что еще? Да много чего можно сказать. Гарри никак не взаимодействовал с призраками, и просто отказывался признавать, что душа существует, хотя мог многое у них узнать, но вместо этого они с Драко опрашивали портреты, пытаясь узнать, не слабеет ли магия. Гарри искал Тайную комнату, не додумавшись опросить призраков, которые проходят сквозь стены... Гарри создает теорию, что все разумные расы в прошлом были людьми, но изменились из-за магии, но не пытается выяснить, как гоблины и домовики колдуют без палочек и даже без заклинаний. Много еще можно чего придумать и раскритиковать Гарри за недальновидность и игнорирование деталей, ведь он даже не верил, что Философский камень реально может работать.

Касательно, в том числе, Философского камня.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце Гарри получил в руки огромную власть: Линия Мерлина, командование Орденом Феникса, все богатства и сокровища Дамблдора, Старшую Палочку и даже сам Хогвартс, ну и, конечно, Философский камень, который может чуть ли ни что угодно. Вот это уже можно назвать мирисьэшностью в полной мере, ведь автор в какой-то момент начал писать серьезный роман, а тут вдруг не пойми что, 12-летнему пареньку чуть ли не власть над магическим миром, по крайней мере, инструменты для ее достижения. Хотя Гарри почему-то особо об этом не задумывается, хотя всю книгу об этом мечтал. Да, он изменился, но, как по мне, ему стоило об это подумать или сказать вслух, мол, я хотел власти над миром, а когда у меня появилась возможность, я изменился, и теперь хочу иного, не властвовать, а менять его постепенно. Ну или что-то в этом роде.

8/10 — очень добротное чтиво для фанфика. Видно, что автор вложил в книгу много сил и времени, не каждый самостоятельный роман пишется аж 5 лет, да еще с такой скрупулёзностью, ну а всю критику можно применить к каждой второй книге в мире куда более именитых авторов. Кто бы что ни говорил, но не часто самиздаты переводятся на русский с других языков, а уж тем более фанфики. Плюс рейтинг у произведения на Фантлабе не многим уступает рейтингу оригинальных книг, а это о чем-то да говорит. Да, книга иногда заумная, хотя и вполне понятная, много примеров всяких теорий и психологических экспериментов, но сам основной сюжет не такой уж и сложный, если читать не по диагонали, примерно на уровне «Мать ученья», где перемещения во времени и их причина могут немного запутать, если утратить внимательность. Автор Элиезер Юдковский ученый-популяризатор, а эти обычно умеют объяснять сложные вещи простым языком.

Лично мне книга понравилась, я считаю, что потратил время на ее прочтение не зря. Главное, как я уже писал в начале, стоит учитывать особенность ее построения, ведь автор здесь по большей части просто размышлял о всяком разном, философствовал, обсмеивал мир Гарри Поттера, размышлял на разные темы, и при этом не очень старался сделать мир реалистичным с точки зрения внешнего наблюдателя, наделив Гарри и некоторых других персонажей квестовыми предметами aka чеховскими ружьями, которые стоит воспринимать точно также, как те же предметы в какой-нибудь компьютерной игре, где в углах откуда-то взялись сундуки с артефактами, а все раны исцеляются после съедения яблока. А условностей здесь еще больше, чем в оригинале.

Или я все понял, или я ничего не понял.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джоан Роулинг — гениальная писательница — её личный опыт работы со школьниками (и, берём шире, людьми вообще) и её писательский талант позволил создать прекрасный набор характеров, из которых как из конструктора можно собирать и собирать разные истории. Характеры очень яркие, уникальные и самобытные, и, в тоже время живые — им веришь, кое-кого из них знаешь лично — наверное в этом, отчасти, причина успеха её книг.

Что до Юдковского — его книга страдает стандартными болезнями непрофессиональных писателей: нет сюжетных арок, рваный темп повествования, огромный объем — после N главы её становится просто неинтересно читать. Да и «теории» которые автор попытался подтянуть — далеки от происходящих в книге событий, например в объемном разделе «Стенфордский тюремный эксперимент» общего с оригинальным экспериментом только то, что действие происходит в тюрьме.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное автор хотел создать популярный и читаемый учебник по методам рационального мышления, затея весьма полезная. Но по прочтении книги создается ощущение, что автор почему то решил проповедовать эти идеи среди людей с определенным уровнем умственной неполноценности. Утвердиться в слабом окружении — это прием тех, кто не уверен в себе и в том, что проповедует. Для меня остается загадкой, почему автор фанфика увидел героев Гарри Поттера именно в таком качестве, глупыми и недалекими их назвать сложно

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это фанфик. Такую характеристику можно применять как пренебрежительно — «а, всего-навсего фанфик», так и отдавая должное — «ого, надо же, это всё — фанфик». Сложно назвать «всего-навсего фанфиком» текст такого объёма, на работу над которым ушло пять лет. Но и оценивать его исключительно в категориях «большой литературы» тоже не выйдет, всё-таки фанфики — не совсем литература, и с этим приходится считаться.

Мир Гарри Поттера располагает к тому, чтобы попробовать написать свою историю. И их невероятное множество, практически на любую тему, опубликованных в фанфик-сообществе в первую очередь «для себя», без планов на серьёзную, официальную публикацию. Но будет ли заметна ещё одна среди тысяч и тысяч подобных историй? Что ж, эта история — однозначно заметна.

В том числе из-за окружения. То, что обещают все авторы фанфиков, но получается далеко не у всех — встреча с давно известными персонажами, погружение в знакомую атмосферу. И пусть за её создание отвечает прежде всего первоисточник, канон — но здесь получилось как минимум не хуже. Тем более, что хронологически это самое начало приключений Мальчика-Который-Выжил, а Косой переулок, платформа девять и три четверти, огромный и загадочный Хогвартс — места, в которые то и дело хочется вернуться. С каноном автор обошёлся предельно аккуратно — ключевые моменты были оставлены без изменений, насколько это позволял сюжет.

Но опять же нужно не забывать: это фанфик. Да-да, именно так объясняются те непонятные моменты, которые на первый взгляд могут показаться странными и даже лишними. Сюда можно отнести и неожиданное предисловие («если вы дочитали до 10 главы и вам всё ещё не нравится – бросайте»); и постоянные обращения автора к читателям; и разные по стилистике и сюжету варианты одной и той же главы... Если рассматривать фанфик не сам по себе, а как часть давно сложившегося сообщества, то такая структура текста — публикация по главам, с последующим обсуждением — для сообщества совершенно нормальна. Сюда же — наличие таких «обязательных» для любого фанфика атрибутов, как упоминание автора канона или — само собой! — намёки на романтические отношения, и чем запутаннее, тем лучше. Впрочем, здесь намёки так и остаются намёками, данью сложившейся традиции, не более.

Таких отсылок, которые будут понятны прежде всего фанфик-сообществу, довольно много, особенно вначале. Какие-то автор использует полноценно, какие-то обозначает лишь минимально, позволяя читателю раскрывать смысл самостоятельно. Самое главное — их наличие никак не мешает пониманию происходящего. «Непонятную» часть можно пропустить, ничего не потеряв. А ещё одно важное качество текста — от читателя не требуется доскональное знание первоисточника — наоборот, ориентировано на массовую аудиторию. Знания имён основных персонажей, кто из них «добрый», а кто «злой» — вполне достаточно.

И вот, мир заранее продуман, фон действия готов. И на этом фоне — странное невообразимое сочетание сказочно-фентезийного мира Гарри Поттера и рационально-научного подхода. Всегда казалось, что первоисточнику в отдельных случаях недостаёт логики. Теперь логика и рациональность присутствуют постоянно, а фанфик и канон стали частью одной истории.

Постепенно сюжет становится всё интереснее и интереснее, а потом полностью отбирает внимание на себя, и заметить очередную фанфик-отсылку уже не так просто. В первую очередь, конечно, так и хочется объяснить недетский характер Гарри отображением личности автора, но нет, больше никаких скидок на то, что это фанфик. Теперь это качественный художественный текст, организованный и структурированный. Всему происходящему дано сюжетное объяснение, действия персонажей обоснованы, и результаты этих действий окажут влияние на будущие события.

В итоге — читается без труда, разнообразные повороты сюжета не оставляют даже возможности отвлечься. Вынужденные остановки приходится делать разве что иногда, для того чтобы «подсмотреть» в интернете детали упомянутого научного эксперимента или теории. Да, текст про науку и создан во имя науки, но «тяжеловесности» нет, она лишь в его объёме, и то — в виде непривычно большого номера очередной главы. Страница за страницей, глава за главой, и так до самого финала. Финала, после которого понимаешь — только что было прочитано полноценное литературное произведение.

«Ого, надо же, это всё — фанфик?» Да, фанфик, пусть так. Фанфик качественный и интересный, оригинальный и увлекательный. Возможно, лучший из написанных по миру Гарри Поттера.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказать, что книга меня разочаровала — значит ничего не сказать.

Главный герой — типичный Марти Сью, обладатель обширных познаний во всех мыслимых и немыслимых областях науки, и способностей делать научные открытия, которым позавидует десяток Нобелевских лауреатов. Что касается фигурирующих в названии методов рациональности, ради которых я и решил прочитать этот опус — то с ними у главного героя полный швах. Гарри — живое воплощение фразы про «горе от ума», сам себе худший враг, который раз за разом вляпывается в катастрофические неприятности исключительно из-за своей самоуверенности, не понимая происходящего рвется решать все мировые проблемы сразу, и от неоднократной верной смерти мелкого поганца спасает только слепая удача и мартисьюшные способности. Впрочем, зачастую даже этого оказывается недостаточно, и тогда автору приходится вытаскивать из рукава очередного козырного туза в виде временного парадокса, воскрешения друзей из мертвых, и так далее в том же духе.

В качестве вишенки на торте — сомнительная научная гипотеза о безвременной квантовой механике, которую автор очень любит и в своей книге — а как же иначе — сделал ее непреложно верной и окончательным инструментом спасения всего мира.

В общем, если читать эту книгу именно ради рациональности, то читать ее надо от обратного — как пособие о том, как никогда и ни в коем случае делать нельзя. И тогда все встает на свои места.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Открытие года. Да, Юдковский не писатель, да, местами читать довольно тяжело, но всё искупается очень крутой и умной историей.

Где-то в параллельной вселенной Юдковский и Роулинг написали продолжение Гарри Поттера и по этой книге сняли фильм. Жаль, я не увижу.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Боюсь, эта книга представляет интерес только для двух групп читателей.

1. Оголтелые поттерофилы, которым МАЛО. Они согласны читать всё подряд, лишь бы было по мотивам и/или похоже.

2. Профессиональные литературоведы, исследующие, насколько сильно может поменяться сюжет от незначительной (ха-ха!) корректировки сюжетообразующих условностей и допущений.

Да, как исследование на тему мутаций сюжета в зависимости от замены стартовых условий эта книга просто невероятна. Эта книга, к тому же, сопоставима по глубине проработки с детищами Харитонова и Лукьянова по Стругацким. Отличное и относительно научное творение.

Более того, параллельно с исследованием вопроса мутаций сюжета автор подвёл просто наироскошнейший базис под некоторые нюансы вписывания в сюжет магических штучек. Возможно, я недостаточно ДнДшник, но мне эти идеи показались свежими и смелыми. И очень здравыми.

Но при этом в развлекательную литературу забыли завезти собственно развлечение. И то, что по итогу семь лет развития оригинального развития сюжета

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оказались утрамбованы в 1 (один) год, если не сказать семестр

, эту проблему скорее усугубляет. Ну и кое-какие избыточно графические сцены стоило бы притушить, честно говоря. Ибо как _художественная_ литература это произведение и так звёзд с неба не хватает, а уж с чернухой...

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перехваленный фанфик. Написаны развёрнутые отзывы с низкой и средней оценкой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гарри это Марти Сью в книге(Марти Сью мужской аналог Мэри Сью), что по полной использовал профессор Квиррелл, который Вольдеморт (к примеру, с Гарри освободил из Азбакана Беллатрису Лестрейндж. плюс В. Убил Гермиону: якобы «злая» сущность Гарри станет опаснее чем он и для этого надо убить его подругу Гермиону, чтобы он таким не стал) и , Вольдеморт убил Дамблдора, в конце оживленная до этого Вольдемортом Гермиона стала Мэри Сью и на этом книга заканчивается.

Есть фанфики получше, просто этот самый распиаренный

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
похожий сюжет, но написано в 2002 году, цитирую: Порри Гаттер — обычный мальчик, появляющийся в благополучной колдовской семье, но к огорчению родителей, совершенно не обладающий магическими свойствами. В это время ужас на волшебный мир наводит лорд Мордевольт, колдун-отщепенец, он полагает, что будущее человечества в научно-техническом прогрессе, а поэтому всех магов надо превратить в мудлов — людей, не способных к магии. Но попытка обезмажить маленького Порри заканчивается крахом Врага Волшебников. Мордевольт теряет свою силу, которая переходит к Порри. Проходит 11 лет. Вместо того чтобы, как все нормальные маги, колдовать, заклинать и привораживать, Порри паяет антигравитаторы, проводит химические опыты, а свою волшебную палочку превращает в протонный излучатель. В школу магии Первертс Гаттер приезжает с мечтой — как можно быстрее перевестись в техникум связи. Но драматический водоворот событий меняет все...

Т.е. было до ГП и методов рационального мышления

Плюс: описания битв школьных армий Хогвартса

Оценка: 4
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь сразу, я не люблю фанфики. Это просто не «моя чашка чая». И обычно я фанфики не читаю. Но для «Гарри Поттера и методов рационального мышления» Элиезера Юдковского было сделано исключение. Как показала практика – напрасно.

В моём представлении, большинство фанфиков пишут либо от большой любви к произведению, либо из желания дополнить произведения тем, что нравится. Но во время чтения произведения Юдковского у меня возникло впечатление, что автор не особо любил мир Джоан Роулинг, и искал все способы, которыми можно этот мир сломать. Впрочем, давайте обо всём по порядку.

«Гарри Поттер и методы рационального мышления» представляют собой альтернативную версию «Гарри Поттера и философского камня». Весь сюжет укладывается в один учебный год, за который Поттер Юдковского добивается большего, чем Поттер Роулинг за семь лет. Как следствие, фанфик просто огромный. Он занимает чуть меньше двух тысяч страниц. И основная идея всех этих страниц – посмотреть, что было бы, если бы Гарри Поттер к началу событий был не несчастным сиротой, третируемым дядей и тётей, а гением, которого вырастила любящая приёмная семья. Такой Гарри подходит к изучению магического мира с научной точки зрения, применяя всю широту методов рационального мышления.

Сама по себе идея любопытная. Но привела она к тому, что местный Поттер не воспринимается как живой человек. Сам Юдковский определяет его «персонажем третьего уровня разумности», то есть персонажем, который умнее своего автора. В итоге создаётся впечатление, что Гарри Поттер здесь находится над сюжетом. Он мало чему удивляется, постоянно занудствует и всеми силами проверяет окружающий мир на прочность. Как геймер с несколькими тысяч часов игрового опыта за спиной, который выискивает баги и необычные ответвления сюжета в новой компьютерной игре. Так, общаясь с другими персонажами Поттер может им нахамить, поставить в неловкое положение, от души позанудствовать, и всё это просто так. Сталкиваясь с какими-либо элементами сюжета, он сразу выискивает их слабости, будь то нелогичность с экономической точки зрения системы конвертации галеонов в сикли, или магические ограничения трансфигурации с научной точки зрения.

Книгу интересно читать поначалу, пока в ней сохраняется пародийность, но чем дальше в лес, тем серьёзнее становится повествование. А без шуток воспринимать главного героя очень сложно. Мне в принципе тяжело читать об одиннадцатилетнем гении, который подан умнейшим и удачливейшим из всех, так тут он ещё и находит себе компанию из двух чуть менее гениальных детей в лице Драко и Гермионы, а затем в кратчайшие сроки

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
совершенствует сложнейшие заклинания, разбирается с дарами смерти, дементорами, тайной комнатой и так далее.

Я взялся читать этот фанфик, потому что он слишком часто упоминается в моём окружении, и мне хотелось составить собственное мнение. Что ж, я его составил. Я могу ещё продолжать писать, что мне не понравилось, но не вижу в этом смысла. Думаю, что основная позиция и так ясна. Ну и на всякий случай отмечу: если вам понравился «Гарри Поттер и методы рационального мышления», то я рад за вас. Хорошо, когда человек получает удовольствие от произведений литературы и искусства. О вкусах, в конце концов, не спорят. Я же просто написал, почему этот фанфик оказался плох лично для меня.

Оценка: 4
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не смог прочитать до конца. Забегая на перед, сразу скажу, что книга подходит для ознакомления с идеями рационализма, не больше. Хотите действительно разобраться — читайте учебник.

Основной преградой перед прочтением для меня стали персонажи этой книги. Зайду немного со стороны, когда читаешь, например, Пратчетта, или Стругацких, или Аберкромби, или Герберта Уэллса, в общем, подставьте любого хорошего писателя, то проникаешься персонажами. Если персонаж особо удачно получился, он воспринимается как личность, хочется узнать как персонаж поведет себя в какой-то другой ситуации — не той, что придумал автор (фанфики не с потолка берутся), т.е. персонажа попросту приятно и интересно воспринимать. Но и есть другая ситуация, когда все действия персонажа вызывают отторжение и непонимание, когда персонаж воспринимается не как нечто цельное, а как кукла-рукавичка автора.

Вы уже вероятно поняли к чему я клоню, я смотрел на этого Гарри Горшочника и думал:«ну давай, автор, покажи мне своего Гарриштейна, когда он там уже разложит эту вашу Гермиону по полочкам...» Я имею ввиду, что очень сложно воспринимать персонажей и ситуации, описываемые в книге, серьезно. Местами персонажи даже вызывали раздражение, из-за того что автор, очевидно, двигал ситуацию в нужную ему сторону, а не развивал естественно. Мне хотелось видеть естественное развитие персонажа, а не вот этого Гарри.

Преградой поменьше(ну я же не поэтому дропнул книгу) стал подход автора в изложении рационализма, ну и в самой сути излагаемого. Знаете, мне уже начинает казаться что идеи излагаемые автором(и не только) приобретают форму некой религии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(хотя, по моим наблюдениям, сходство только внешнее, ноги растут из специфики западного науч-попа — люди, которые двигают эту всю тему пытаются «перетянуть» побольше человеков на свою сторону просто постулируя некоторые вещи, так как спорить с противоположным лагерем особого смысла нет. Если человек хочет верить что землю создал Летающий Макаронный Монстр двадцать третьего октября в семнадцать часов двадцать четыре минуты, то хоть убей его, хоть прочитай полный курс геологии и биологии — он будет продолжать думать что землю создал Летающий Макаронный Монстр двадцать третьего октября в семнадцать часов двадцать четыре минуты...)
На самом деле, проблема подачи материала стоит на много менее остро, если вы не человек, который знаком с темой ну уж очень глубоко — отторжения не почувствуете. Да, автор однобоко излагает все эти штучки. Да, многие описанные принципы имеют рекомендательный характер. Да, в реальности многие проблемы носят значительно более глубокий характер, чем в книге, в книге показано так, словно можно махнуть некоторой научной линейкой и минимум половина проблем испариться. Но, все равно, нормально, для ознакомления пойдет!

Еще я немного выпал с попытки рационализации\деконструкции волшебства, не знаю, может автор хотел показать действенность излагаемых принципов ? Это же не законы физики, и не какая-то непротиворечивая, там, система чего-то, крч, это было странно, не хочу тут ничего больше говорить по этому поводу.

Подводя итоги: наука это сложно, нельзя просто следовать правилам и побеждать реальность, не всегда даже понятно какое знание вам нужно, а какое — нет, ведь не все знание имеет, например, равную прогностическую ценность... Многие «методы рационального мышления» это эдакий ключ на десять и каждый ключ, как известно, имеет свою гайку. И перед тем как пускать детей в гараж крутить гайки, им нужно объяснить, что такое ключ на десять, как им пользоваться, для чего он подходит и для чего он не подходит. Надеюсь вы меня поняли, ничто не заменит образования и\или обычного учебника для университета или школы, в крайнем случае есть интернет, при должном умении искать и фильтровать информацию можно разобраться. Нет, я серьезно, чтение учебника в случае если вы хотите разобраться будет интереснее и полезнее. Проблема этой книжечки в том, что она по сути, мало чем отличается от банального постулирования автором своих взглядов закадровым голосом (этим часто страдают начинающие авторы), когда Пратчетт высказывает в книге свои мысли, с ним сложно спорить — он показывает все действием, ситуации и персонажей легко отождествить с окружающей действительностью, поэтому и сложно докопаться. В этом фанфике, в глаза сразу бросается, например, местный Дамблдор, потом в кадре появляется еще и Гарри, они начинают беседу — все, приступ кринжа гарантирован, крч, фанфик странный.

П.С. Пока не забыл свои впечатления, я вообще хотел почитать фэнтези, ну знаете, найти там книжечку какого-то малоизвестного автора, открыть ее, отключить мозг и следить за приключениями очередного попаданца, ну и наткнулся на это, такие там отзывы были на это( 12/10 на кончиках пальцев)... Ни книжки, ни праздника... Короче, теперь я здесь вместе с отзывом.

П.П.С. Как фэнтези книга мной даже не рассматривается. Ну, тут тупо нечего оценивать, автор использует чужую вселенную, со всем наполнением, не просто сеттинг, а вот вообще все, понятно что есть изменения, но «А вы, друзья, как ни садитесь...». Понятно, что в таком случае обсуждать, там, реализацию системы волшебства, ну или правдоподобность экономического и политического устройства общества смысла мало. Поэтому имеем фокус на идейном наполнении и реализации. (я уже говорил что фанфик стремный ?)

П.П.П.С Как вы могли заметить, эта книга меня задела. Хочется еще добавить, что воспринимать это произведение намного легче как стёб. (может это и было стёбом над технофашистом Гарри изначально, просто я не понял... Но, мне слабо в это верится, учитывая, как автор выворачивал отказ от обязательств перед каждой главной, я не фанат Роулинг, но это было просто странно. Может быть, это все была метаирония, и я опять не понял... )

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это первый прочитанный мной фанфик. Всегда относился к этому жанру скептически, поэтому не читал такие произведения. Но по рекомендации друзей решился открыть роман и очень рад этому.

«Гарри Поттер и методы рационального мышления» сильно меня увлёк как ни странно своим рационализмом. Мне крайне интересно было проникнуть в голову местного Гарри и познакомиться с его способом решения проблем и анализа ситуаций. У него очень осознанный взгляд на мир, он довольно прагматичен. Но в то же время Гарри умеет быть романтичным и иногда позволяет чувствам руководить ситуацией.

Конечно, есть минусы у произведения. Например, затянутость как некоторых сюжетных ответвлений, так и общей истории. Но мне вообще не хочется думать о недостатках. Так сильно у меня откликнулись идеи этого романа: будь искренним, верным себе и своим друзьям, следуй за своими убеждениями, но постоянно подвергай их сомнению.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мэрисьюшный зануда всем надавал по щам. За год изучения магии одной левой заборол сами знаете кого.

Порой довольно интересно, но в основном занудно до зевоты. Все вокруг гг идиоты, он гений и вообще самый умный на свете.

ГГ вечно всем нудит о чем то. В обычной жизни ему бы уже или в лоб дали, или объяснили, что нудеть по каждому поводу и без, вести себя со всеми как с 5-ти летними нехорошо.

Последние 10 процентов книги вообще бурный фонтан роялей и лютого бреда.

Читать только в случае если ничего хорошего больше нет.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал книгу спустя несколько лет. Тогда впечатления были восторженные, теперь — несколько иные.

Это всё-таки не то, что я ожидал. Я ждал деконструкции жанра, а получил книгу, которая не только действует в парадигме оригинального произведения, но и в целом усиливает его недостатки.

Например, главный герой. Помните, как Снегг говорил о Гарри в настоящем «Гарри Поттере»? За достоверность цитаты не ручаюсь, но там было что-то вроде «Гарри Поттер сам ни на что не способен, а все его достижения — следствие удачливости и работы его друзей». У Юдковского всё совсем не так. Из Гарри он сделал ну совсем уж мусипусечку-избранного-Рэмбо, без которого другие вообще ни на что не способны. Профессор МакГонагалл его боготворит. Главгерой входит в кабинет Дамблдора чуть ли не с пинка. Даже Снегг его побаивается. Других преподавателей как будто бы и не существует (впрочем, как и в оригинале), а если они и показываются иногда, то только ради того, чтоб ещё сильней подчеркнуть гениальность юного дарования. Количество упоминаний прозвища «Мальчик-который-выжил» превосходит все разумные пределы. Он даже

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
победил в магической дуэли самого Аластора Грюма! С помощью всяких трюков, конечно, но всё равно, это уже абсурд.
Ну и, конечно же, все местные девушки хотят Гарри, а сам он гордо им отказывает.

Малфой. Ещё один Супермен. В оригинале Малфой был мерзким мажором, бесящимся с жиру. Тут он — чуть ли не самый адекватный персонаж, который (под влиянием Гарри) даже забывает про свой эээ... магизм? Ну, про плохое отношение к грязнокровкам и прочим маглам. Отец его тоже внезапно превращается в мудреца.

Дамблдор. Я понимаю, идея «дамбигад» очень популярна в фэндоме, но тут Дамблдора выставляют уж совсем каким-то... жалким? От мудрых речей Гарри директора буквально на слёзы пробивает каждый раз, а все его планы максимально наивные

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и, как правило, терпят фиаско/

Я совсем не хочу сказать, что книга плохая. Она очень любопытная, а ближе к финалу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(после смерти Гермионы)
и вовсе начинается лютый драйв. Но этого мало, чтобы постоянно удерживать люопытство при чтении такого здоровенного фолианта, а стремление Юдковского «показать, как всё глупо было у Роулинг» привело к тому, что он использует ещё более странные приёмы, чем автор оригинала.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга, которая очаровала меня с самого начала. Автор справедливо пишет, что если дочитали до 6 главы и не втянулись — не мучайтесь.

Я втянулся где-то на 2-й главе.

При том, что я вообще не поклонник «потеррианы» и канон дальше первой книги и первого фильма вообще не осилил(имхо они все таки для 7-11 летних), эту книгу я перечитал недавно четвертый раз.

В общем сам использованный мир не так важен для смысла. Потому что по сути главное не в этом, а в образе мыслей героев, которые и являются сутью повествования.

По сути эта книжка — про попаданца в магический мир, который начинает его разумно и рационально исследовать.

-Если вас раньше огорчало в книгах, почему же герои такие бестолковые, если было непонятно почему они решили действовать так или иначе...

-Если вы думали, читая книги, что на месте героев вы бы не занимались ерундой, а точно бы двинулись к завоеванию мира)

-Если вам нравится «Игра Эндера»

-Если в детстве вы думали, что взрослые вокруг вас идиоты)))

То эта книга для вас.

Из приятного. Многие персонажи получились намного интереснее и глубже, чем в каноне, где они довольно картонные. Поттер и Дамблдор. Тот же Драко стал интересным полноценным персонажем и вариант, что Поттер с ним подружился, логичнее и интереснее, чем в каноне. Да и вся стратегия, где Гарри перетягивает его на сторону науки прикольная)

Из неожиданного.

Профессор Квиррел в книге получается настолько харизматичным со своим расслабленным интеллектуальным цинизмом, что потихоньку перетягивает симпатии читателя на свою сторону)))

Автору пришлось поднапрячься в финале, чтобы этого избежать или хотя бы вернуть баланс...

И тут идеологически неоднозначный момент, потому что если в ходе книги логика Волдеморта нам кажется более адекватной и правильной, чем логика Дамблдора, то куда это приведет читателя?)))

Ставлю 9, а не 10 потому что с середины и ближе к концу повествование начинает местами затягиваться и уже не так динамично читается.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я фанат творений Роулинг, но никогда не оценивал ее романы с точки зрения реальности. А может именно поэтому.

Никогда не задавался вопросами типа «ну и зачем Гарри использовал тот приём а не этот, ведь это надежнее и не привело бы к тем последствиям». Это сказка, господа. И роман Юдковского тоже сказка. Поэтому оценивать его я буду как сказку, не смотря на всю рациональную подоплеку его появления.

Сказка мне понравилась. Да, должен признать, что поначалу слегка сбивала с толку гипервзрослость и динамичность десятилетнего мальчика, но к главе так к десятой это прошло. Сюжет интересный, не тягучий. Наполнен новыми ходами. Заинтересовало смещение акцента на персонажах. Если в оригинальной саге мы уже смирились, что никто кроме Святой Троицы раскрыт не будет, то здесь мы имеем возможность немного окунуться в жизнь других персонажей, а некоторых узнать с другой стороны.

Также понравилось попытка смешать магический и научный миры, но, спасибо автору, научного объяснения того как работает магия не последовало.

Посоветую людям любящим сказки, но обращающим внимание на научный подход к жизни.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх