fantlab ru

Виталий Терентьев, Владимир Кравченко «Вирус бессмертия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.97
Оценок:
74
Моя оценка:
-

подробнее

,

Вирус бессмертия

Антология, год

Аннотация:

В антологии собраны рассказы как признанных мастеров фантастики, так и малоизвестных широкой публике писателей. Разнообразные сюжеты и интересные авторские идеи непременно найдут своего читателя.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.06 (112)
-
7 отз.
7.33 (305)
-
14 отз.
6.79 (279)
-
13 отз.
7.66 (327)
-
19 отз.
7.47 (307)
-
11 отз.
  • Будете довольны / Satisfaction Guaranteed  [= Гарантированное удовольствие; Гарантия качества; Удовлетворение гарантировано; Идеальный работник; Гарантированное удовлетворение] (1951) // Автор: Айзек Азимов  
8.15 (1096)
-
22 отз.
6.34 (133)
-
6 отз.
7.32 (141)
-
3 отз.
  • 1,98 / $1.98 (1954) // Автор: Артур Порджес  
7.09 (470)
-
16 отз.
  • Панч / Punch  [= Охотники] (1961) // Автор: Фредерик Пол  
6.94 (178)
-
5 отз.
7.24 (157)
-
6 отз.
6.51 (107)
-
6 отз.
7.03 (238)
-
6 отз.
6.99 (90)
-
3 отз.
  • Ветер чужого мира / You'll Never Go Home Again  [= Beachhead; Плацдарм; Вам никогда не вернуться домой; Ловушка; Поражение; Просчитанный риск; Вы никогда не сможете вернуться] (1951) // Автор: Клиффорд Саймак  
8.00 (784)
-
34 отз.
6.52 (119)
-
2 отз.
6.61 (104)
-
3 отз.
7.34 (95)
-
3 отз.
6.83 (130)
-
3 отз.
7.44 (437)
-
15 отз.
6.10 (137)
-
9 отз.
7.64 (398)
-
13 отз.
8.00 (340)
-
13 отз.
7.54 (512)
-
14 отз.
7.94 (909)
-
32 отз.
6.10 (127)
-
8 отз.
  • Хобби / Hobbyist  [= The Assistant Murderer; Хобби аптекаря; Если у вас есть враги; Яд] (1961) // Автор: Фредерик Браун  
7.34 (458)
-
15 отз.
5.63 (84)
-
4 отз.
7.47 (213)
-
10 отз.
6.44 (74)
-
2 отз.
6.53 (304)
-
4 отз.
7.90 (525)
-
20 отз.
  • Забытый / Forgotten  [= The Forgotten Man of Space] (1933) // Автор: Питер Шуйлер Миллер  
6.24 (84)
-
4 отз.
6.96 (156)
-
5 отз.
7.03 (113)
-
4 отз.
8.17 (913)
-
36 отз.
7.15 (357)
-
12 отз.
7.93 (752)
-
29 отз.
6.50 (79)
-
3 отз.
6.80 (98)
-
6 отз.
6.82 (84)
-
3 отз.
7.35 (205)
-
6 отз.
6.47 (80)
-
2 отз.
6.27 (84)
-
2 отз.
6.56 (95)
-
3 отз.
8.09 (128)
-
6 отз.
7.33 (144)
-
6 отз.
  • Библиография изданной в СССР англо-американской фантастики за период с 1960 по 1982 годы («Неделя» и «Литературная Россия»), а также других зарубежных и советских авторов // Автор: Виталий Терентьев

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Вирус бессмертия
1992 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этот отличный сборник вошло аж целых 47 рассказов (по моим подсчётам, могу ошибаться). Причём, достаточно часто можно обнаружить рассказ, о котором вы и не подозревали — говорю это как человек, перелопативший где-то 150 рассказов. В сборнике присутствуют как известнейшие американские авторы (Азимов, Шекли, Андерсон, Саймак, Матесон), так и британские авторы (Д. Кристофер, Б. Олдисс, Б.Шоу).

Очень многие рассказы отличает весьма оригинальная идея, а ещё чаще — мощная, эффектная концовка. Вас ожидает целый ворох разнообразных выдумок — столкновение с инопланетными формами жизни, ирония или жестокая сатира на судебно-исполнительное производство (Вслед за сердцем, Наказание, Последняя инстанция, Великий судья). Присутствуют сатира на общество, мрачные пророчества (Красный узор, Вас никто не убивал), прогнозы о влияниях открытий на общество (Глухая стена, Как неприятно ждать — один из самых ярких рассказов даже на фоне остальных), забавные зарисовки на тему религии (Ради всего святого, Трубный глас)... и ещё много-много всего.

Многие рассказы настолько мрачны (Зачем?), что никакой белогвардейский нигилизм-декаданс не сравнится. А другие вещицы вообще настолько хороши, что демонстрируют, куда может зайти человеческое воображение (Ученик, Мираж, Экзамен, Охотники, Пробуждение... и т.д., и т.п.). Даже финальный рассказ, вроде бы не так хорошо завершает книгу... но попробуйте поставить туда любой другой рассказ, и впечатление уже будет не то. Может показаться, что здесь не хватает Уильяма Тенна, Каттнера, Брауна... но сборник и без того очень, очень хорош. А в конце ещё и солидная библиография. Рекомендуется любому читателю фантастики — да, радоваться жизни после прочтения не очень охота, но некоторые рассказы, собранные здесь, поистине хороши.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считаю,что до 1992 года лучшего сборника англо-американской фантастики, чем «Вирус бессмертия», просто не было. И хотя формат книги журнальный — она произвела оглушительное впечатление в свое время. Но и сегодня содержание книги нужно признать — вполне даже на уровне, особенно учитывая, что половина произведений фактически больше не переиздавалось.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный сборник зарубежной фантастики, выпущен был в необычном, таком журнальном формате (наверное, в целях экономии: темные постсоветские времена были в самом разгаре). В школе им зачитывался :smile: Много отличных рассказов, да и просто хороших. Качественная подборка, хотя конечно детские воспоминания делают мою оценку немного субъективной.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый опыт знакомства с произведениями зарубежных фантастов советский читатель получил благодаря журнальным публикациям, в книжном формате сборники начали выпускать только в середине 60-х. Найти некоторые старые рассказы сегодня не так-то просто, для этого придется прошерстить кипы журнальных подшивок, да ещё и не факт, что они сохранились в ваших запасниках. Изрядно облегчить эту задачу помогает антология В. Терентьева и В. Кравченко «Вирус бессмертия», в которой составители собрали почти полсотни рассказов англо-американских писателей, издававшихся в журнальном формате. Многие из этих рассказов так и не были впоследствии переизданы, работа проведена солидная, часть рассказов не просто перепечатана, но получила новый перевод. Среди авторов большую часть составляют гранды первой величины, процент незнакомых имен совсем незначителен. По уровню материала антология смотрится на высоте, слабые произведения отсутствуют, и это при том, что акцент составители делали на раритеты.

Жанровые антологии, в отличие от тематических, зачастую страдают эклектичностью, собранные под одной обложкой рассказы не выстраиваются в единое целое, но не в этом случае. Среди основных тем — проблема Контакта, кризисные ситуации, которыми может грозить ближайшее будущее — ядерная война, перенаселение и нехватка ресурсов, довольно много рассказов на тему развития системы правосудия, контроля за населением. Многие рассказы образуют пары, перекликаются между собой, раскрывая одну и ту же проблему с разных точек зрения. От написания подробной вступительной статьи с детальным разбором собранных рассказов составители решили отказаться, предисловие занимает всего несколько абзацев, его задача показать принцип подбора рассказов — редкие журнальные публикации. В конце сборника в разделе справочных материалов приводится полный перечень издания отечественной и зарубежной фантастики в «Неделе» и «Зарубежной России» за период с 1960 по 1982 годы, конечно, перепечатать всё интересное в одном сборнике невозможно, но благодаря этому списку легко найти журнальный номер с заинтересовавшим рассказом в библиотеке и ознакомиться самостоятельно.

Антивоенный рассказ Т. Годвина «Вы создали нас» начинается довольно интересно, ожидаешь чего-то типа мистического триллера, но развитие сюжета стирает иллюзии, не самый лучший рассказ для начала сборника — слишком пессимистичный, да и финальные откровения главному герою поданы на блюдечке, а не в процессе интересного квеста.

Гораздо лучше на этом фоне смотрится «В восемь утра» Р. Нельсона, здесь тема вторжения пришельцев раскрыта в форме бодрого сумасшедшего и кровавого фантастического триллера. Откровение из ряда «они уже среди нас» задаёт высокий градус динамизма событий, во время чтения может вспомниться «Орля» Мопассана — автор заставляет читателя гадать, что происходит — реально ли вторжение или это только игра больного разума, но в финале, благодаря одной сюжетной детали, нас ждёт однозначный ответ.

Отправиться в межзвездное путешествие с «Космическим Казановой» предлагает А. Кларк в одноименном рассказе. Новелла получилась небольшой, довольно ироничной, но почему-то кажется затянутой, это своего рода пародия на космооперу, концовка, которая мыслилась ударной, особо не удивляет, рассказ вышел не самый сильный.

Интересно, что рассказ П. Андерсона «Дуэль на Марсе» кажется сшитым из двух историй его коллег. Основное действие напоминает «Погоню» А. Порджеса, только инопланетянин и человек поменялись ролями, а финал — это ремейк известного рассказа Л. Нивена «Дождусь!», в целом у Андерсона получилось неплохо раскрыть тему.

По началу рассказ А. Ван Вогта «Пробуждение» навевает ассоциации с лавкрафтианской прозой — некое древнее существо пробуждается после долгого сна в водах океана и становится угрозой человечеству. Даже имя Иилах созвучно чему-то типа Р'льех, но ассоциации обманчивы, довольно быстро история превращается в обычную антивоенную агитацию, завязанную на страхе перед оружием массового уничтожения, типичный рассказ эпохи Холодной войны.

На какие только ухищрения не шла корпорация ЮС Роботс под руководством умницы Сьюзен Кэлвин, чтобы доказать, что роботы не несут угрозы человеку. В рассказе «Будете довольны» очередную опытную модель робопомощника предоставляют на несколько недель в распоряжение обычной домохозяйки, муж которой уехал в командировку. Процесс эмоционального сближения женщины и механического человека показан последовательно и подробно, только это не одна из сотен однотипных историй на тему «способны ли роботы любить?», авторский замысел гораздо тоньше и интереснее, рассказ достоин безусловного внимания, хорош как по задумке, так и по исполнению.

Известную еврейскую легенду пересказал на новый лад А. Дэвидсон в рассказе «Голем» — андроид, считающий себя големом и одержимый идеей «убить всех человеков», забредает на веранду дома пожилой еврейской пары, но супруги, увлеченные взаимными пикировками, не замечают странного гостя, что его несказанно раздражает. Рассказ довольно легкий, ироничный, с одесским юморком, следить за препирательствами супругов одно удовольствие.

Может ли ненависть убивать? В фантастическом триллере Г. Слизара «Кандидат» автор рассказывает о некой тайной организации, которая за деньги убивает намеченных жертв мысленными усилиями своих членов, желающих определенному человеку гибели. Фантдопущение спорное, но довольно изящная концовка рассказа всё искупает.

Много ли можно купить на пару долларов? Об этом предстоит поразмыслить герою рассказа А. Порджеса «1,98», который оказал услугу мелкому божеству и получил право на одно желание. Проблема в том, что божок может исполнить желание, стоимость которого не превышает 1,98$ — совсем пустяк, на первый взгляд, но финал довольно неожиданный.

Бойтесь данайцев, дары приносящих — именно это выражение приходит на ум во время чтения рассказа Ф. Пола «Панч». Человечество вступило в Контакт с пришельцами, инопланетяне с интересом осваиваются на Земле, за каждую незначительную услугу они готовы платить сторицей — открыть секрет межзвездных перелетов или поделиться тайной невероятного технического изобретения, в чем секрет аттракциона невиданной щедрости? На этот вопрос мы получим ответ лишь в финале.

Ошибочно приписанный Р. Шекли рассказ «Корабль должен взлететь рассвете» на самом деле написан Э.Ч. Таббом, его действие происходит в недалеком будущем, когда распространение получили частные космические рейсы на орбиту Земли и на Луну. Главный герой — глава небольшой корпорации должен за короткий срок найти пилота для очередного рейса, проблема в том, что желающих нет — компания экономит на всём и пилоты гибнут один за другим. Рассказ о том, что в погоне за выгодой человек, ослепленный жаждой наживы, может потерять нечто большее, то чего за деньги не купишь — очень грустный и трагичный рассказ, даже по настроению Шекли здесь не пахнет.

Неплохая планетарная фантастика содержится в рассказе Ф. Уоллеса «Ученик», читатель может сам в процессе пораскинуть умом, в чем же секрет необычной планеты, на которой только один вид млекопитающих, зато много разных птиц, а эволюция буквально каждый день выдает на гора новый вид живых существ.

Задуматься о вечном предлагает А. Азимов и его «Трубный глас». Представим, что дата Апокалипсиса назначена, рог Гавриила протрубил и мёртвые встали из могил, как это будет выглядеть на практике? А может быть возможно найти какую-нибудь зацепку, чтобы отсрочить эту страшную дату? Ироничная религиозно-социальная фантастика от известного автора предлагает взглянуть на ситуацию глазами как обитателей горней выси, так и простых земных обывателей.

В рассказе Ч. Ван де Вета «Возвращение» земные колонисты высаживаются на планету, населенную примитивной цивилизацией чужих, которые разрешили людям поселиться в их мире, но по прошествии лет выдвигают ультиматум — человек должен уйти, ведь условия соглашения нарушены. Стоит ли бояться туземцев, что они сумеют сделать против высоких технологий. Автор призывает не судить по одежке, пути развития цивилизации могут быть различными, и не всегда технологии имеют решающее значение.

Эту же тему раскрывает К. Саймак в «Ветре чужого мира» — аналогичная ситуация — примитивные инопланетяне требуют землян покинуть их планету, в противном случае угрожают негативными последствиями — на первый взгляд угроза выглядит смехотворно, но лишь на первый взгляд...

Заглавный рассказ антологии, который в другом варианте называется «Кровообращение», принадлежит перу Б. Олдисса. Действие разворачивается на экзотическом острове, где проживает американский ученый со своей женой. В ходе исследований, проведенных в Антарктике, герой обращает внимание на внезапное резкое увеличение популяции пингвинов, численность других видов животных также растет — причина может заключаться в неизвестном науке вирусе, но если он так воздействует на животных, то как он повлияет на человека? Готово ли человечество к бессмертию и нужно ли оно ему, автор предлагает подойти к этой проблеме с философской точки зрения.

Приключения в духе Индианы Джонса ожидают читателей рассказа Р.Э. Альтера «Мираж». В ходе археологических раскопок на Ближнем Востоке обнаружена потрясающей красоты мраморная статуя женщины, ценность открытия настолько велика, что ученые решаются присвоить себе этот артефакт. Довольно занимательной получилась концовка, которая превращает авантюрный рассказ в религиозную криптоисторию, по атмосфере напоминающую «Ковчег» М. Люкаса.

Будущее системы правосудия изображает Дж.Г. Бреннан в рассказе «Последняя инстанция» — судьи в париках и черных мантиях остались в прошлом, теперь участь преступников решает бесстрастный искусственный интеллект. При таком подходе апелляция превращается в чистую формальность, но возможно ли обхитрить компьютерный разум, обратившись к инстанции, что по рангу выше, чем Верховный суд? Идея интересная, но ради воплощения замысла автор жертвует логикой — если в заданном будущем каждый безработный живет как король, получая все мыслимые блага, то что заставляет адвоката исполнять свой долг, если его тошнит от своей работы, клиентов и судей?

Когда вы будете читать замечательный юмористический рассказ М. Лейнстера «О том, как неприятно ждать неприятностей» то наверняка вспомните песенку «Всё хорошо, прекрасная маркиза». Чудак-изобретатель открыл секрет «твердого вакуума» и поделился своей идеей с прижимистым приятелем, который решил испытать новинку для того, чтобы сэкономить на топливе и двигателе для своего старенького катера. События развиваются стремительно, как снежный ком, неприятности, заявленные в заглавии рассказа, ждать себя не заставят, следить за развитием динамичного сюжета одно удовольствие, а персонажи получились яркими и забавными.

Несмотря на то, что сюжет «Отпрыска Макгиллахи» Р. Брэдбери особо изобретательным не назовешь, рассказ привлекает своим социально-философским подтекстом. Прибывший в Дублин писатель обращает внимание на нищенку с младенцем возле входа в гостиницу, и ему начинает казаться, что этого же самого младенца он видел 15 лет назад на том же месте. Главная идея рассказа в том, как социум влияет на отдельную личность, как общественное мнение и ожидания окружающих могут стать стимулом или тормозом развития того или иного человека. Как всегда, для выражения глубокой мысли автор изобретает яркую и запоминающуюся метафору.

Небольшой рассказ Дж. Кристофера «Равносильно смерти» предлагает вообразить как изменится в будущем пенитенциарная система — смертная казнь — это негуманно, вопрос в том, чем её заменить? Существуют два русских перевода рассказа с разными окончаниями, наиболее удачным вариантом кажется версия А. Берга, которая приводится в данной антологии, только для раскрытия всей иронии ситуации к портрету личности преступника следует добавить одну важную деталь, тогда финал будет понятен без вопросов.

Ещё один рассказ А. Азимова и снова очень умная, хитро закрученная история с непредсказуемым сюжетом — «Моё имя пишется через «С». По совету жены американский физик-ядерщик Зебатинский, считающий, что его на работе недостаточно ценят, обращается к нумерологу. Старичок, проведя анализ, предлагает изменить одну букву в фамилии, после чего жизнь учёного, возможно, изменится к лучшему. Дальнейшее развитие сюжета уводит нас к политическому триллеру эпохи Холодной войны, уже одного этого было бы достаточно, но для финала автор приберег ещё одно очень важное откровение, раскрывающее фантастический элемент рассказа.

На мой взгляд, лучшим рассказом антологии стал «Тест» Р. Матесона — действие этой камерной семейной драмы происходит в 2003 году, Земля страдает от перенаселения и правительство решает проблему путем эватназии стариков. Каждые 5 лет пенсионеры проходят так называемый тест, решающий их судьбу. Отцу главного героя предстоит пройти это испытание, но по всем показателям выдержать испытание у старого Тома нет никаких шансов. Самое страшное — в отношении близких к своему родственнику — сын одновременно жалеет отца, но в то же время считает его обузой. Все самые ужасные преступления совершаются с молчаливого согласия большинства, рассказ написан настолько психологически достоверно, что без труда веришь — такое развитие событий теоретически возможно и в нашем реальном будущем.

Возможное развитие темы Контакта, описанное К. Саймаком в рассказе «Однажды на Меркурии», изначально подкупает яркостью образов, которые находятся на стыке сюра и реальности. Всегда интересно посмотреть на цивилизацию радикально отличающуюся от земной, в данном случае — это раса энергетических цветных шаров-хамелеонов. При этом очевидно, что большое влияние на Саймака в данном случае оказал знаковый (в каком-то смысле даже культовый) рассказ Дж. Кэмпбелла «Кто ты?».

Безысходностью и смертельной усталостью веет от антиутопической военной драмы Р. Шекли «Право на смерть» — бесконечная и бессмысленная война — это всегда страшно уже само по себе, гибель каждого солдата — трагедия. Умение медиков воскрешать павших в прямом смысле — казалось бы, что может быть лучше, но ради чего терпеть бесконечную боль и череду смертей, если карусель смерти не остановится никогда, если только тебя не прельщает участь викинга, допущенного в чертоги Вальхаллы.

Человек — это звучит гордо, иллюстрацией этого расхожего утверждения служит рассказ Г. Диксона, который так и называется — «Человек». По прихоти властелина чужой планеты землянина за незначительный проступок приговаривают к смерти, теперь ему предстоит сделать выбор — цепляться за жизнь любой ценой или до конца остаться человеком. Во время чтения пришла в голову историческая параллель — если сравнить Ивана Калиту и Михаила Тверского, кто из них более достоин называться человеком, здесь нет однозначного ответа, каждый может отдать свои симпатии той либо другой стороне, рассказ Диксона, незатейливый сам по себе, ценен именно схожей вариативностью.

Детективный мини-рассказ Ф. Брауна «Хобби» при желании можно воспринимать и трактовать как нефантастическую новеллу, автор оставляет соответствующую лазейку, а в целом у него получилась блестящая, ироничная плутовская история с позитивной моралью и продуманной развязкой.

Ироническую семейно-бытовую комедию Р. Прессли «Прерванный сеанс» в наши дни легко могут обозвать сексистской, но для своего времени рассказ смотрится вполне в духе. Домохозяйка, фанатка бесконечных развлекательных шоу собрала из подручных средств, найденных в мужниной кладовке, телевизионную приставку, позволяющую смотреть передачи из будущего. Установка довольно несовершенна, но на удивление работает, только вот что будет если любимое ток-шоу всё-таки закончится...

Во все времена любое правительство мечтало о тотальном контроле над умами граждан, конечно, всегда это маскировалось благими намерениями, вопросами безопасности — в рассказе Г. Слизара «Красный узор» после очередной Мировой войны американское правительство утвердило внедрение установки эмоционального контроля — глобальная компьютерная система, позволяющая, благодаря вживленным в тела людей датчикам, контролировать изменение их эмоционального состояния. Система работала исправно, мятежи гасились в зародыше, но однажды на голографической карте США появился необъяснимый «красный узор» и день ото дня его локализация ширилась...

Если «Тест» Р. Матесона заставлял задуматься об участи пожилых людей, то «День экзамена» Г. Слизара предлагает рассмотреть эволюцию образовательной системы для молодёжи. Рассказ не менее мрачен, чем творение Матесона, а с учётом нынешней реформы образования, засилья тестов и ЕГЭ, а также моды на толерантность, когда ущербность подается под видом добродетели, такое развитие событий также нельзя сбрасывать со счетов — время идёт, а прежние страхи не рассеиваются, но обретают плоть, замечаете?

В данной антологии есть целый ряд рассказов, который предлагает различные способы обхода системы правосудия будущего, одним из них является «Верховный судья» А. Ван Вогта. Главный герой приговорен к смерти, спасения, кажется, нет, но последней соломинкой может стать новое изобретение героя, пока о нём не знают, это может сработать.

Повествование в рассказе К. Саймака «Я весь внутри плачу» ведется от лица сельскохозяйственного робота, занимающегося выращиванием кукурузы для производства самогона. На Земле будущего остались одни аутсайдеры, которые не умеют мечтать, ничего не хотят и привыкли лежать на печи. Все активные и целеустремленные давно покинули Колыбель человечества ради далёких миров. Надо сказать, что рассказ мотивирует, ведь известно, что под лежачий камень вода не течет, разве что самогон...

По своей атмосфере рассказ П. Шуйлер-Миллера «Забытый» напоминает приключенческую прозу Дж. Лондона, только перенесенную на почву Красной планеты. Разработавшие богатую жилу ценного ресурса старатели «забыли» своего компаньона и улетели на Землю. Главный герой был обречен на верную смерть, если бы не встретил местных аборигенов, внешне похожих на гигантских кроликов, через 10 лет на том же месте садится другой корабль, но не факт, что эти авантюристы окажутся лучше прежних «товарищей».

В рассказе «Ночь, когда он заплакал» Ф. Лейбер пародирует жанр «крутого боевика», герои которого привыкли сначала стрелять, а потом уже думать. Повествование ведется от лица осьминогоподобной пришелицы, способной принимать любую форму. По какой-то причине инопланетянка считает, что земной писатель, фамилия которого прозрачно намекает на М. Спиллейна, неправильно относится к женщинам, и её цель — любой ценой заставить этого брутального мужика изменить свое отношение к жизни.

Космическая романтика затягивает не по-детски, герои рассказа Дж. Кристофера «Новогодние розы» — космические пилоты, совершающие рейсы по Солнечной системе. Беда в том, что век пилота недолог, рано или поздно настанет момент, когда врачебная комиссия выдаст запрет на участие в очередном рейсе, и не факт, что это произойдет на Земле. Главный герой, отправляясь на Луну, везет своему товарищу, который до конца дней оказался запертым вне Земли, новогоднюю ель, чтобы порадовать старика. Довольно лиричный и трогательный рассказ, о деле, которое становится любовью всей жизни, и перед которым становится неважной даже сама смерть.

О том что правильная постановка диагноза — только полдела — расскажет Р. Шекли и его «Терапия». Страдающий от маниакально-депрессивного психоза главный герой мечтает убить своего соседа, чтобы избавиться от этой мысли он приобретает дорогой медицинский агрегат. Беда лишь в том, что продавец-консультант продал ему выставочный образец, который предназначен для лечения пациентов совсем иного рода. Один из лучших рассказов Шекли — больше здесь добавить нечего.

Какой сценарий Контакта окажется ближе к реальности, тот что показан в «Инопланетянине» или в «Дне независимости» — этого мы предсказать не можем, но то что массовая культура формирует сознание, задает стереотипы поведения прекрасно показал А. Кларк в рассказе «Рекламная кампания». Так уж совпало, что после громкой премьеры фильма о вторжении агрессивных пришельцев на Землю наткнулись пришельцы настоящие, только вот поверить, что они пришли с миром будет крайне сложно, учитывая свежие впечатления от нашумевшего блокбастера. Финал немного предсказуем, но в целом рассказ получился достойным, с поучительной развязкой.

Во все времена за преступлением следовало наказание, призванные думать о будущем фантасты соревнуются в оригинальности — какую кару придумает гуманное общество будущего для своих нарушителей. Рассказ Р. Силверберга «Увидеть невидимку» в этом плане довольно оригинален — главный герой приговаривается целый год существовать в статусе невидимки, при этом все окружающие будут его видеть, но делать вид, что его не существует. Казалось бы у такого положения есть свои плюсы — можно бесплатно обедать в ресторанах, брать в магазине всё что захочется, но на практике всё не так просто, и вынести «одиночество в толпе» достаточно тяжело.

Во многом рассказ С. Джейма «Вслед за сердцем» напоминает «Верховного судью» А. Ван Вогта, о котором я говорил выше, только исполнен менее интересно и не так профессионально. В отличие от героя Ван Вогта здешний преступник равнодушно относится к смерти, а окончательно впечатление портит финальный авторский «рояль».

Гротескная антиутопия Дж. Браннера «Вас никто не убивал» в очередной раз сталкивает нас с проблемой избытка населения на Земном шаре, которую в данном случае власти решают довольно спорным образом — пропагандой бытовых убийств по телевизору. Также как и в привычном шоу-бизнесе здесь идет борьба за рейтинг, проводятся мозговые штурмы — как поднять число убийств среди зрителей шоу после эфира. Уличная полиция, в свою очередь, готова открыть огонь на поражение за малейший проступок.

Имя К. Энвила знакомо нашему читателю преимущественно по рассказу «История с песчанкой», в данном сборнике печатается ещё один его рассказ «Глухая стена», который по схеме подачи сюжета напомнит «Песчанку». Весь рассказ представляет собой череду газетных заметок, расположенных в хронологическом порядке. Сюжет строится вокруг внедрения в массы нового изобретения — энергетических панелей, обеспечивающих полную звукоизоляцию. Постепенно становится очевидным, что сфера применения ноу-хау гораздо шире обшивки стен квартиры. Рассказ в целом хорош, удручает только отсутствие внятной концовки, которая поставила бы жирную точку.

Напряженная история Контакта Б. Шоу «Встреча на Прайле» частично напоминает упоминавшийся рассказ К. Саймака «Однажды на Меркурии» — земная картографическая экспедиция во время исследования безжизненной, на первый взгляд, планеты сталкивается с пришельцем, способным принимать любую форму, благодаря чему вместо спущенных на поверхность Прайла шести вездеходов к моменту возвращения на корабль их оказалось семь. Чтобы подняться на борт людям придется сперва вычислить незваного гостя, но сделать это будет не так просто, ведь мимикрия — не единственное свойство этого уникального организма.

Главными героями рассказа Дж. Х. Уильямса «Поиграть бы с кем-нибудь» становятся дети, живущие вместе с родителями под куполом в инопланетной колонии. Стерильная душная атмосфера земного поселения угнетает юные сердца, которые при любой возможности стремятся улизнуть в овраг, где кипит причудливая и разнообразная жизнь.

Один из знаковых представителей фантастов «Новой волны» Н. Спинрад подает тему ядерной угрозы в присущем ему стиле в рассказе «И вспыхнет огонь...». Эффектный политический триллер переливается ядовитыми оттенками психоделической палитры — тяжелый рок, наркотики, хиппи, шоу-бизнес и военные, но за этой яркой картинкой смутно проступают очертания ядерного гриба. Звук, тексты песен — всё это постепенно сливается в сумасшедшее полотно массовой истерии и гипноза.

Если бы не фамилия Б. Брауна, которой подписан рассказ «Звёздные утята», то вполне можно было подумать, что эта история вышла из-под пера К. Саймака, здесь есть все его характерные элементы — простодушные реднеки, инопланетяне, будто сошедшие со страниц детского комикса, и взбалмошный журналист, любой ценой мечтающий ухватить за хвост жар-птицу мировой сенсации. В целом получилось довольно простенько, но мило.

Большинству читателей имя С. Мартинеса не скажет ни о чем, тем более удивительно, что его рассказ «Ради всего святого...» можно причислить к лучшим вещам данной антологии. По сути это религиозная социальная сатира, изложенная в форме заявлений, протоколов, газетных заметок, жалоб и обращений. После того как профессиональная активистка, всю жизнь посвятившая борьбе за нравственность, умирает, естественно, попав в Рай, всё только начинается, даже на Небесах она не прекращает проявлять свою активную жизненную позицию, забрасывая все инстанции жалобами и упреками. Весь этот спектакль смотрится очень живо и остроумно, попадание в цель стопроцентное, наверное, каждому вспомнится подобная ханжа, считающая себя праведнее самого Господа Бога, грех такую кипучую энергию не использовать во благо.

Завершает сборник рассказ Д. Найта «Человек в кувшине» — землянин, прибывший на планету Менг в поисках представителей легендарной расы марраков, уже готов улететь домой несолоно хлебавши, как его внимание привлекает молодой коридорный. С этого момента читателю предстоит стать свидетелем поединка разумов, когда юный инопланетник вынужден доказывать, что он не верблюд, то бишь маррак, а землянин любой ценой жаждет заставить парня превратить кусок графита в натуральный алмаз.

В целом сборник получился очень достойный, не только по авторскому составу, но и по разнообразию и качеству представленных текстов. Жаль, что многие рассказы из представленных здесь долгое время не переиздавались. Антологию можно смело рекомендовать всем любителям классической фантастики. Если вы уже наизусть заучили хрестоматийные рассказы из «золотого фонда», а желание попробовать чего-то новенького из старенького не пропало, то самое время подхватить с книжной полки «Вирус бессмертия» — здесь вы гарантированно откроете для себя то, что когда-то пропустили, или же вспомните некогда любимое, но уже основательно за давностью лет позабытое.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма неплохой сборник. Выбрал его из списка антологий почти наугад, нашёл и собрал все истории воедино и принялся поглощать. Что первое бросилось в глаза — обилие имён. Более тридцати писателей, причем свыше половины сплошь незнакомые мне доселе имена: Рэй Нельсон, Том Годвин, Генри Слизар, Джей Уильямс. А ещё Порджес, и Альтер, и Прессли, и множество других, очень разных во всех смыслах. Признаться, я всегда с подозрением и немного с недоверием отношусь к незнакомым именам, но тут другой случай — очень со многими я своё знакомство продолжу несомненно.

44 рассказа — 44 истории всевозможных тем и идей. От откровенно плохих и неудачных, до вполне отличных и даже гениальных. Можно простить Кристофера Энвила за его «Глухую стену», Б. Брауна за «Утят», П.Ш.Миллера за «Забытого» только потому, что рядом — великолепие фантазии Сэма Мартинеса («Ради всего святого...» — потрясающе смешно!), и С. Джейма («Вслед за сердцем» — невероятно остро- и просто умно), а ещё — Лейбер, и Саймак, и Шекли, и Брэдбери!.. Получил истинное удовольствие от прочтения этого Сборника — сборника с большой буквы, потому как это именно Сборник, а не какой-нибудь винегрет из разрозненных историй.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дааа, давненько я не писал отзывы. Очень сильно надеюсь, что тапками не забросают. :)

Должен вам признаться, рассказы я читаю крайне редко, а уж тем более антологии с ними, но этот прекрасный альманах «мягкой» фантастики в своём роде была выбрана мною почти наугад. Сперва прочитал в электронном варианте, но решил приобрести в бумажном варианте, ведь такая разношерстность рассказов очень-очень нравится, ведь читается на одном дыхании, я бы даже сказал, что отдохнул с этой великолепной книгой (прошу заметить — издана в виде журнального номера, что очень необычно для того [1992 год] времени) от всего окружающего мира, ведь бороздил просторы космоса, путешествовал, переживал, сочувствовал и смеялся вместе с героями... Рассказывать можно очень много о каждом рассказе, но не стану, а настоятельно порекомендую вам самим ознакомиться с этой прекрасной вещью!

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх