fantlab ru

Вернор Виндж «Брошенные в реальном времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.99
Оценок:
585
Моя оценка:
-

подробнее

Брошенные в реальном времени

Marooned in Realtime

Другие названия: Затерянные в реальном времени

Роман, год; цикл «Сквозь время»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 46
Аннотация:

Захватывающее продолжение классического научно-фантастического романа Винджа «Война с «Миром» описывает события, происходящие 50 миллионов лет спустя, и рассказывает о судьбе последних представителей человечества, которые пытаются сохранить расу.

© перевёл Tim, http://kubikus.ru
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Если 1997'9», 1997 г.


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 1987 // Лучший роман

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1987 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Сквозь время
2000 г.
Сквозь время
2017 г.

Периодика:

Если № 9, сентябрь 1997
1997 г.

Самиздат и фэнзины:

Сквозь реальное время
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Marooned in Realtime
1986 г.
(английский)
Across Realtime
1986 г.
(английский)
Across Realtime
1991 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что первым я прочитал вторую часть дилогии, но это совершенно не испортило впечатление. Наверное даже наоборот, я был просто очарован произведением, оно походило на сказку только опиралось на науку, а не волшебство. Честно говоря до этого я не читал подобной фантастики, ведь здесь люди становились похожими на богов, причем все это происходило совершенно буднично, развитие человечества все ускорялось и то что вчера казалось сказкой, завтра становилось рутинной технологией. Самое главное, что ты веришь, что это правда будет, очень реалистично.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто убил Марту Королёву?

Идеи предыдущего романа, «Война с «Миром»», здесь ушли так далеко, что он стал казаться вступлением к «Брошенным в реальном времени». Но события того времени, которое описано в первом романе, ещё отразятся на том, что произойдёт через 50 миллионов лет, а некоторые люди из той эпохи сыграют в этом важную роль.

В основе сюжета — детективное расследование, которое Винджу хорошо удалось. Часто фантастические допущения делают детективную фантастику неправдоподобной; здесь этого нет. Сюжет логичен с учётом картины мира, а сам процесс расследования получился действительно захватывающим, во многом благодаря интересным персонажам, которых главный герой, Вил Бриерсон (названный в честь Вили Вачендона из первого романа) подозревает в преступлении — все они со своими странностями и оригинальностями.

И на фоне этого детектива автор даёт пищу для серьёзных размышлений, на тему того, к чему может привести развитие человечества и что есть неизменного в самой природе человека. Вернор Виндж подходит к одной из основных тем всего своего творчества — сингулярности, которую позже пытается осмыслить и в цикле «Зоны мысли». Но, сингулярность на то и сингулярность, что постижимость этого понятия дело практически невозможное.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы мне предложили совершить путешествие в будущее, то я бы скорее всего согласился. Хотя при этом обязательно бы поинтересовался тем, как вернуться назад в своё время. Посмотреть технические новинки, возможно, побывать на других планетах — всё это очень интересно, но оставить свой круг общения, друзей и близких, это того не стоит, на мой взгляд. Первое, на что я обратил внимание во время чтения «Брошенных в реальном времени» — здесь путешествия во времени возможны, но строго в будущее, причем для сознания путешественника перенос даже на миллион лет вперед занимает лишь одно мгновение. «Куда несешься ты, Тройка-Русь?» — этот гоголевский вопрос так и тянет задать персонажам. Каждый прыжок в будущее, не важно на сто лет или на миллион — это шаг без возврата, не надо забывать, что солнце однажды погаснет, а Вселенную ожидает тепловая смерть. Достижения медицины, сделавшей людей бессмертными, отражаются на психике, заставляют забыть, что всё в мире тленно, даже космос не вечен.

Главная загадка романа — бесследное исчезновение всего человечества в XXIII веке, находившиеся на тот момент в хронопузырях путешественники в будущее остались последними людьми на планете. Их жалкая горстка, каких-то триста человек из разных стран и отрезков временного промежутка XXI — начала XXIII столетия, но только от них зависит будущее Земли, сможет ли человечество вновь расселиться по планете и отправиться к звёздам. В социальном плане все люди разделились на две категории — выстехи и низтехи, первые основательно подготовились к путешествию и владеют солидными запасами ресурсов и средств производства, а вторые не имеют за душой ничего. Тем не менее, совместными усилиями был построен город Королёв, где выстехи делятся с низтехами орудиями производства и в целом создали что-то типа либертарианской модели общества, столь симпатичной самому В. Винджу. Помимо них существуют еще несколько группировок — республиканцы и сторонники авторитаризма, даже религиозный фанатик имеется.

При всем при этом автор не ставит целью написать программное произведение в жанре утопии или же её противоположности, основная сюжетная линия — фантастический детектив. Причем детективную линию можно назвать классической, она создана по канонам герметичных романов А. Кристи, только вместо старинного поместья на маленьком острове здесь все сыщики, жертвы и подозреваемые «заперты» в пределах всей планеты, благо быстро перемещаться в любую её точку для персонажей совсем несложно, благодаря сверхскоростным транспортным средствам, при желании можно даже в космос полететь, причем запросто. Главный герой — бывший инспектор полиции Вил Бриерсон, который был помещен в хронопузырь на тысячу лет в результате «подставы». Теперь Вилу вновь предстоит вспомнить старые навыки и расследовать убийство ключевого для развития колонии персонажа. Включается и личный мотив, и долг низтеха перед первыми лицами поселения, круг подозреваемых очерчен, но вычислить убийцу непросто.

Кроме этого, Вил ведет второстепенное расследование личного характера, ведь среди жителей Королева находится преступник, который подставил его, лишив семьи, всего, что было ему дорого. Итого в романе сразу три квестовые линии — расследование убийства, поиск личного врага и загадка исчезновения человечества. Читатель, который любит вести самостоятельное расследование, иногда даже опережая главного героя, будет разочарован. Сыщик ищет убийцу, опираясь всего на одну улику — дневник жертвы, причем выводы даются в эпилоге, где детектив традиционно поясняет ход расследования, у читателя просто нет необходимых фактов, чтобы придти к аналогичным выводам самому. Поиски личного врага ведутся вяло, да и чтобы не создавать лишних сложностей в нужное время автор практически пальцем укажет на негодяя. В отношении исчезновения человечества и того хуже — здесь автор ограничивается лишь намеками, прямого ответа на самый главный вопрос мы не получим, что в финале приносит долю разочарования.

Вроде бы роман есть за что критиковать, но при этом он доставил мне изрядное удовольствие. Скучным его точно не назовешь, автор столько всего намешал под одной обложкой, но при этом получился очень гармоничный микс, каждый компонент которого важен, находится на своем месте. Взять хотя бы жанровую составляющую — путешествия в будущее, поиск внеземных цивилизаций, выживание в мире постапокалипсиса, социально-психологическое моделирование, классический детектив и всё это под густым соусом из разноплановых интриг, которые переплетаются в один большой клубок, который в итоге нам предстоит распутать, хоть и не без помощи автора. К этому хочется добавить, что автор умеет говорить о сложных вещах просто и понятно, это очень важно. Роман можно отнести к категории «твёрдой» фантастики, но в нем нет сухой наукообразности, заумного теоретизирования и кучи непонятных формул, мне ни разу не пришлось лезть в словарь или заглядывать в википедию, в общем, всё доступно даже для гуманитариев.

Что касается персонажей, то объемными и глубокими их не назовешь. Основная масса выстехов — это яркие, но всё же типажи, да и внутренние переживания главного героя не раскрыты на должном уровне. Хотя если учесть обилие приключений и интриг, то требовать от произведения ещё и психологической драмы — это было бы уже слишком, потерялась бы динамика, из-за острого желания разгадать все поставленные загадки отступления в психологию скорее раздражали бы. Также стоит отметить, что это второй том дилогии Винджа «Сквозь время», но роман вполне читается как самостоятельное произведение. С ключевыми моментами предыстории автор знакомит нас по ходу текста и первый роман можно прочитать уже потом, по желанию — разные временные эпохи, один общий персонаж, и то не главный, хотя и основной. «Брошенные в реальном времени» — отличный пример того, что увлекательную хронооперу можно создать без помощи хроноклазмов и причинно-следственной эквилибристики, ведь что может быть проще Времени?

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга цикла «Сквозь время», продолжает идеи, заложенные в «Войне с «Миром», но действие происходит спустя многие тысячи лет спустя событий первой книги. Но для некоторых из персонажей эти тысячи лет пролетели очень быстро, благодаря технологии «пузырей». Это что-то наподобие анабиоза, только действует еще эффективнее. Все, что попадает внутрь серебряной сферы, сохраняется абсолютно неизменным, вплоть до ее исчезновения. После того, как люди научились программировать сроки работы «пузырей», некоторые конечно же сразу захотели оказаться в далеком будущем. Однако, спустя несколько сотен лет, «распузырившиеся» люди нашли на Земле вместо цивилизации будущего только ее руины. Как это случилось, почему, зачем — все это осталось загадкой, которую пришлось решать немногочисленным фанатам перемещений во времени.

Однако, несмотря на все величие этой авторской задумки — это все лишь фон к скромному детективному расследованию убийства, которое проводит главный персонаж книги. И вот в этом вся проблема книги — она не впечатляет. Несмотря на идею перемещений в будущее, в ней нет ни эпоса, ни космооперы. И попадающиеся в тексте «сотни лет», «тысячи лет», «миллионы лет», на которые люди переместились в будущее тоже ни капли не впечатляют, потому что упоминаются как-то вскользь, как нечто обыденное и это все портит. Видимо, автор хотел сделать упор на детективное расследование в футуристическом антураже, но и оно тоже не впечатляет. Читали мы детективы и получше, пусть даже действие там происходило и не через два миллиона лет.

«Брошенные в реальном времени» — произведение интересное по задумке, но вряд ли хоть кто-то из любителей фантастики добавит ее на полку любимых книг.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, думаю и никак не могу понять — в чём состоят мои претензии к этому произведению. Совершенно невероятный мир. Интересные и трудно предсказуемые сюжетные ходы. Обилие самых разнообразных гаджетов. От светящегося мяча с внутренним процессором до напичканной вооружением мирной фермы. А вот не цепляет и всё тут.

Возможно мне не хватило динамики. По сравнению с первой частью — Война с Миром, действие мало того что растянулось на миллионы лет, так ещё и изрядно замедлилось. Или я не верю ни словам, ни мыслям, ни поступкам героев потому что не воспринимаю их как людей? В моей голове не укладывается что человек может прожить несколько сотен лет и сохранить прежнюю структуру своей личности.

. И ещё я не понимаю желания людей сбежать от всех проблем в будующее. Вот этого не принимает душа. Да можно запузыриться на период распада радиоактивных элементов, но прятаться чтоб сменить обстановку или придать замку благородную старину? Движение возможно только в одном направлении и оно непредсказуемо. Вот запузыришься на миллион годков, а там, бац, и Солнце стало чёрной дырой, или на месте материка возникло море. Что делать будем-то, а?

Все эти миллионы лет и прошли мимо меня. Сильнее всего зацепили истории Марты, оставшейся вне стасиса и безумного саботажника, прожившего десять тысяч лет. По-моему оба должны были умереть от тоски и невозможности перемолвиться словечком с живым человеком. Обезьяны, которых и одна и другой пытались возвысить это, конечно, компания, но не собеседники.

Безусловно, Брошенные в реальном времени, — талантливое произведение. Но я скорее всего очень быстро его позабуду. В отличие от Войны с Миром. Первую часть я буду помнить долго. Может потому что люди там обычнее?

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Финальное произведение цикла Винджа «Сквозь время».Можно ли спасти человечество, если оно само не хочет спасаться?Такая, мне кажется, основная идея романа. Через 50 миллионов лет на планете нет людей -только около трёхсот человек из прошлого, так сказать «распузырились» из 22-23 веков. Но они интригуют, гибнут и убивают.Детектив Вил распутывает странное убийство, но это просто для динамики сюжета.После всех столкновений остается всего около сотни человек на планете -сумеют ли они выжить? Вот тут Виндж оказывается оптимистом.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу честно — остался разочарованным. Нет, не из-за того, что роман плох, бездарен или ужасно скучен — совсем нет; все из-за того, что меня обманула аннотация...

Уже тогда я должен был вспомнить, как Виндж обожает тему перехода через точку техносингулярности, но, к сожалению, мне показалось, что данное произведение покажет нам почти выродившееся Человечество в 600-ых миллионных годах, которое пытается изменить свою историю с помощью пузырей времени.

Все оказалось совсем наоборот, а довольно недурной роман просто не подошел мне — ну, как-то не завлекают меня детективы с элементами киберпанка и темами техносингулярности, хотя, повторюсь, в целом, произведение очень неплохое — никаких «ляпов», вроде бы, не видно; просто было ожидание большего от автора цикла «Зоны мысли» — классики научно-фантастической мысли.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ранняя, ученическая работа. Больше на фэнтези похоже. Спасает только впервые возникшая в работах Винджа идея Сингулярности. Кроме того, мысль дождаться Конца Времен и посмотреть, как все проблемы решатся сами собой, впоследствии станет сюжетообразующей у Игана в «Заводной ракете».

Впрочем, сам Виндж в послесловии извиняется, что задал нереалистичные темпы развития технологии, чем превратил цикл в альтернативку.

Хотя за сцену стотысячелетней погони в космосе за ускользающим врагом — отдельное спасибо и бонусный балл. Что-то похожее у Нивена в «Морально-этическом аспекте безумия», но там сделано топорно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне раньше в голову не приходила идея дождаться конца вселенной. Помимо стасиса в книге много оригинальных которые по ходу чтения сразу хочется обдумать и развить. Вторую книгу можно читать почти независимо от первой. Эта книга очередная дань человека выбранному вектору развития человека, а именно — прогресс за счет техники и электроники. Автор хорошо сделал, что напомнил о том, что может и чего не может человек без техники. Только вот детективные трюки главного героя получились дешёвенькими. Но развязка оказалась красочной и интересной. Зачёт, ещё и какой.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма слабая социальная концепция. Персонажи чересчур шаблонны и предсказуемы. На этом однородном поле наиболее интересный персонаж Делла. Увы наиболее интересная тема — влияние одиночества на человека и как он это переживает прописаны очень грубо и схематично. Простите, но при чтении по неволе я вспоминал одиночество Робинзона Крузо. Насколько же достовернее оно описано. Так же не понравились вкрапления политкорректности в ткань произведения.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга гораздо лучше первой. У кого богатое воображение сразу представит Марту одной, и прочувствует всю интригу сюжета.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

История продолжается на новом уровне — в невообразимых временных далях.Интересно продолжена тема «пузырей», как универсального средства спасения от всех катаклизмов и жизненных неурядиц (и от ответственности в том числе).Впечатляет показ военной мощи, сосредоточенной в руках буквально отдельных людей (или уже не людей).Наиболее достоверно описано все, что связано с дневниками Марты и ее одинокого существования на перерождающейся Земле.Единственное, что совершенно не удовлетворило — это детективная составляющая, какая-то она уж очень примитивная, практически все было ясно задолго до финала.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прогресс автора от «Войны» к «Пламени» в «Брошенных» виден невооруженным глазом: если «Война» была «живой» книгой, построенной на фантастических идеях Винджа, а «Пламя» -- довольно скучное повествование, придуманное сугубо ради того, чтобы донести Главную Идею, то «Брошенные» -- это нечто посередине. Обилией действия первой книги начинает отступать перед желанием автора рассказать нам о том, к чему привела человечество технология «пузырей», и автор начинает «слишком стараться», а потому книга изрядно теряет в динамике, а герои начинают не жить, а работать на ниве раскрытия философского смысла. В результате: по ключевой идее книга, несомненно, мощнее первой части; по сюжету, героям, действию -- несколько слабее.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение Войны с Миром... на мой взгляд, на голову выше первой части (вообще у Винджа с сиквелами лихо получается). Классика НФ. Пожалуй, самый реалистичный роман на тему будущего человечества и контакта с ВЦ из всех, что приходилось читать.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильная книга ...

Согласен — что экшена поменьше чем в Сквозь время ,но сюжетец по заковырестей .

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх