FantLab ru

Вернор Виндж «Глубина в небе»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.37
Голосов:
2059
Моя оценка:
-

подробнее

Глубина в небе

A Deepness in the Sky

Роман, год; цикл «Зоны мысли»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Действие романа происходит в том же регионе пространства, но на 30 000 лет раньше, чем в романе «Пламя над бездной», получившем премию Хьюго. Новый роман исследует столкновение культур в масштабах галактик. Два разных космических флота человечества движутся к отдаленной планете с различными целями — один ищет торговых связей, другой — новых рабов. Когда столкновение лишает их способности передвигаться, они вынуждены дрейфовать в космосе многие годы, пока чужая раса, населяющая планету, не создаст достаточно продвинутых технологий, чтобы спасти их. Но у чужих свои планы.

© перевёл Tim, http://kubikus.ru

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2000 // Роман

лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2000 // Лучший НФ-роман

лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2000 // Лучший роман

лауреат
Премия «Италия» / Premio Italia, 2000 // Зарубежный роман (США)

лауреат
Сигма-Ф, 2001 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

лауреат
Премия Курта Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2004 // Лучший зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 3-е место

номинант
HOMer Awards, 1999 // Роман

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 2-е место

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2000 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1999 // Роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第34回 (2003) // Переводной роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2004 // Научная фантастика (США)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2013 // Переводной роман (США, 1999)

Похожие произведения:

 

 


Глубина в небе
2000 г.
Пламя над бездной. Глубина в небе
2003 г.
Пламя над бездной. Глубина в небе
2003 г.
Глубина в небе
2015 г.
Глубина в небе
2017 г.

Издания на иностранных языках:

A Deepness in the Sky
1999 г.
(английский)
Deepness in the Sky
1999 г.
(английский)
Zones of Thought: A Fire Upon the Deep, A Deepness in the Sky (Vernor Vinge Omnibus)
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 ноября 2018 г.

Когда начал читать роман, немного испугался, что он будет развиваться по сюжету первой книги цикла (люди виной обстоятельств будут вынуждены вступить в контакт с ксеносами). Но, к счастью, все развернулось совсем не так, как я думал.

2 флота устремились к одной планете в далекой галактике, чтобы реализовать свои планы. Одни хотят мира и торговли, другие страстно желают завоевывать и доминировать. Планета находится в интересной системе, в которой солнце загорает и затухает через определенные промежутки времени. Когда солнце светит, пауки (жители планеты Арахна) впадают в спячку, когда разгораются, пауки живут и развивают свою цивилизацию. КОрабли прилетели в тот момент, когда планета «спала». Сделав свои исследовательские дела, один флот атаковал другой, в результате чего оба флота оказались в плачевном состоянии. И чтобы выжить и улететь домой, им нужно дождаться, пока цивилизация пауков достигнет технологического прогресса. А пока они спят и находятся на уровне начала нашего 20-го века, нужно ждать лет 40.

Повествование ведется в двух параллелях — жизнедеятельность объединенного человеческого флота, в котором доминируют авральники (которые завоеватели), и жизнь пауков, которые решают свои проблемы на своей планете. Сюжет развивается медленно, экшн практически отсутствует. Виндж берет, как всегда, научными идеями. Например, В(ы)включенное солнце, фокусировка (превращение людей в послушных рабов), размножение пауков вне фазы, идея формирование одной большой человеческой империи и т.д.

Но тут уже кто-то высказывал интересное мнение, что иногда Винджа интереснее обсуждать, чем читать=) Что-то в этом есть. Книга читалась не очень весело и задорно. Иногда, особенно в середине, было откровенно скучно. Да и концовка меня не сильно порадовала (40 бедняги лет ждали, чтобы реализовать свои планы без сучка и задоринки). Очень понравилось, как Виндж расписал характеры пауков. За них действительно начинаешь потом в итоге переживать, хотя это вообще-то монстры-мутанты по сравнению с людьми.

В общем, несмотря на сухость и вялость повествования, идеи очень интересные.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2018 г.

Хоть цикл и является условным и сюжетных связок между «Глубиной в небе» и «Пламенем над бездной» нет, все же это тот же, замечательно прописанный, захватывающий, увлекательный мир, созданный Вернором Винджем. Сразу могу сказать, что книга оправдала все завышенные ожидания (коих было много после прочтения «Пламени...»). Книга является уникальной как в плане закрученного сюжета, так и в плане огромного количества точных и подробных описаний науки, техники и ксенологии.

В данном романе автор использует похожий ход повествования, как и в «Пламени...», а именно две сюжетные линии — одна, принадлежащая расе пауков, еще не вышедшей в космос; вторая повествует о двух человеческих торговых расах, прилетевших к планете пауков изучать свойства звезды этой системы.

Говоря о расе пауков, я снова восхищаюсь тем, как автор подробно и детально пишет о биологии этой расы, ее культуре, науке, образе жизни, архитектуре. Не каждый историк и искусствовед может так красочно описать быт людей, что уж говорить об авторе, который описывает вымышленную расу. Все это позволяет сложить максимально реалистичную картину. Кстати об истории — в этом романе мы сможем наблюдать воочию научно-технический процесс этой расы.

Если говорить о человеческой составляющей сюжета, то нам предстоит увидеть политический конфликт со всеми вытекающими: заговоры, предательства, политика, интриги. Разумеется обе части сюжета тесно переплетаются между собой и под конец сливаются в одну. На фоне таких масштабных событий мы также будем наблюдать за судьбами отдельных персонажей, их терзаниями по поводу морали и принимаемых решений.

P.s.: особенно порадовало, что в этом романе Вернор Виндж рассматривает на примере наставничество цивилизаций, которое он вскользь упоминает в «Пламни...», по сути этот роман как раз о наставничестве цивилизаций и написан.

Итог: потрясающий научно-фантастический роман, который не оставит никого равнодушным.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 марта 2018 г.

Тема романа — контакт человечества с чуждой цивилизацией, осложненной конфликтом фракций самого человечества. Написано это интересно, но все-таки роман слишком затянут. Конечно, события книги происходят на протяжении сорока лет, да еще в двух мирах, да еще с кучей героев, так что, наверно, такой объем был неизбежен, но все равно — книга затянута. Идея достаточно интересна, и столкновение двух разных человеческих культур показано интересно, но вот воплощение этого могло бы быть... не скажу — лучше. Короче

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2017 г.

(пишу спустя годы после чтения)

Суть: Три разных фракции оказались в одной точке космоса. У каждой свои сильные и слабые стороны, свои планы и надежды. Сначала взаимодействуют две из них. Они наблюдают за третьей и ждут, когда она подключится к Большой игре.

Что привлекло при выборе книги: обещание, что покажут точку зрения инопланетной расы

Чем запомнилось: в космических историях, где люди заселили много разных планет, невозможно обойтись без гипердвигателя или гиперпространства. Но как бы выглядело общество, если бы их все-таки не было. Если бы все путешествия длились столетиями и не превышали скорости света. Не стареть команде помогает анабиоз, но за время полета к нужной планете, тамошнее общество способно от покорения космоса скатится к средневековью. Темных веков и регрессии не избежать, рано или поздно они приходят в изолированные островки человечества. Но перед этим, у них есть свой пик развития, золотой век с достижениями и открытиями, которые были бы желанны для остального человечества. И как в таких условиях уберечь знания от потери? На кого возложить это дело, а также миссии по восстановлению рухнувших цивилизаций? На того, кому выгодно совершать эти полеты – на торговую флотилию. Их помощь небескорыстна, но потому она и выглядит правдоподобно.

Запомнились фокусированные и последствия применения этой процедуры к тем, кто и так талантлив. Забавно было видеть удивление хозяев технологии, которые не понимали, как человек способен добиваться отличных (хоть и не совершенных) результатов, без подобного «улучшения». Понравилась неоднозначность: несмотря на очевидную победу либералов и освобождение рабов, не каждый пленник рад своему спасению. Особенно, если ты в рабстве своей мечты, таланта, дела всей жизни – какая разница, если ты при этом работаешь на плохих дядь (тем более, что об этом не помнишь), и разве так важно, что тебя насильно в это втянули, если ты, возникни выбор, согласится бы добровольно.

Гений лингвист оказался способен не только переводить и адаптировать под наш менталитет мышление и жизнь чужой расы, но и вызывать сильнейшие эмпатические переживания у людей к проблемам разумных паукообразных. Когда начинаешь читать инопланетную сюжетную линию, даже не сразу понимаешь, что это не люди, настолько все выглядит близким. Порой казалось, что пауки слишком очеловечены, но ближе к концу, мы понимаем,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что смотрели на них глазами этого гения лингвиста, который перевел и адаптировал для нашего восприятия не только менталитет, но и разные местные культурные особенности.

Интересно наблюдать развитие цивилизации, подверженной регулярному катаклизму, и то как живые разумные организмы к этому приспосабливаются.

Забавная профессия программист-археолог.

Сюжет: завязка неторопливая, даже немного скучная. Потом знакомишься с пауками и читаешь ради них (и флэшбеков человека Фама Нювена). С середины, ближе к концу, становятся интересны и события в космосе (тем более пауками я к тому времени немного пресытилась).

Персонажи: очень запомнился гений лингвист, по всем причинам, описанным выше.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 февраля 2017 г.

Все плюсы и минусы предыдущего романа серии перекочевали сюда без изменений, но, к сожалению, последние здесь проявились несколько ярче.

Сначала о плюсах. Виндж не утратил своего визионерского дара. В книге традиционно много интересных идей. Теория о цикличности существования людских цивилизаций, отделённых друг от друга непреодолимыми в условиях невозможности достижения релятивистских скоростей расстояниями. Описание особенностей межзвёздной экспансии цивилизации кочевников-торговцев информацией и технологиями, которые служат хранителями знаний человечества и помогают восстанавливаться осёдлым обществам, пострадавшим от упомянутой выше цикличности. И даже такие мелочи как профессия программ-археолога, поддерживающего жизнь в звездолётах торговцев, находящихся в отрыве от цивилизации тысячи лет. Описание приключений одного из торговцев — первый из трёх пластов повествования. Это лучшая часть книги, остальные не так удачны.

Второй пласт, как и в первой книге серии — это ксенофантастика. Тут, к сожалению, окончательно находит подтверждение подозрение, возникшее при чтении «Пламени над бездной», что в этом жанре автор откровенно слаб. Достаточно поменять арахнидов на людей и мы получим занудное описание технической революции ХХ века. Тут Винджа как будто подменяют — ни каких тебе оригинальных находок, ни интересного описания мира — очень скучно и затянуто.

Третий пласт — интриги и партизанщина на орбите мира арахнидов. Столкновение двух очень разных человеческих цивилизаций само по себе интереснее унылой ксенофантастики. Здесь так же есть любопытные авторские находки. Преодоление ограничения зоны на разработку ИИ, особенности жизни на небесном теле с малой гравитацией, предусмотрительность тысячелетнего ГГ. Но повествование очень неспешно — действия очень мало, герои в основном не спеша ждут развязки. Да и мотивация главного злодея очень странная, что не добавляет плюсов.

Это по прежнему очень интересное с точки зрения богатства авторских идей произведение, главным минусом которого является его явная затянутость. Тому, кто как и я, в основном читает научную фантастику ради логично воплощенных интересных авторских находок, книжка настоятельно рекомендуется к прочтению. Тем же, кто ищет закрученного сюжета и глубоко прописанных героев, книга понравится вряд ли.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2016 г.

Расстояния огромные, а корабли летят на скорости 0.3 световой. Время ничто, торговцы Кенг-Хо ищут себе клиентов по всему Людскому космосу, по сути наживаясь на мирах, которые сами себя убили, но может смогли создать что-либо новое, торговцы торгуют технологиями и покупают ресурсы для своих кораблей фактически за ничего. Многим тогровцам может быть тысячи лет, из-за заморозок на время перелетов.

Мне нравится, что Вернон Виндж создал вселенную ограничений. Двигатели кораблей так и не смогли улучшить уже многие годы, оружие достигло своей совершенной силы, жизнь продлить уже не могут из-за ресурсов организма. Общее счастье получить не могут из-за того, что люди враждуют и убивают друг друга. Программы для кораблей делать невероятно сложно из-за того, что их стало настолько много (как я их, как программист, понимаю), что некоторые из них были еще со всемен Земли прародительницы, которую уже несколько раз возвращали из руин. Единственная радость на кораблях это синтетические парки деревьев бонсай, которые есть на каждом корабле.

Сквозь всю книгу проходят три большие сюжетные линии, эмергентов, людей взявших себе в оружие других людей, зипхедов, посредством фокуса, Человека, Фама Ньювена, очень медленно превращающегося в самого себя (за несколько десятилетий или многие мегасекунды), который представил истинных коробейников и мир Арахны, разумных пауков со своими странностями, но очень похожими на мир людей эпохи Рассвета. И это чудесно, Вернон очень верно переключает сюжетные линии и даже если этот кусок был скучен, хочется уже быстрее вернуться к прерванной истории. Хочется жить там, участвовать в вахтах, переживать с Эзром, сочувствовать Чиви, замучать Томаса Нау, подтолкнуть уже Фама, рассказать о людях Виктории Смит, дать по носу всем пытающимся остановить гений Шерканера.

Мне нравится правдоподобие мира, его качество, его реалии, хитрость героев книги, их понимание психологии, представление эмоций, хочется почти поставить книгу по полноте вровень с «Дюной» и «Гиперионом». Рекомендую ее всем тем, кто любит подробности, красивые полные миры, а не только действия, различные видения одного и того же для понятия вселенной и тем, кто хочет надолго погрузиться в книгу!

Не очень нравится, что пауки, описанные весьма не людьми, ведут себя как люди, поступают как люди, ссорятся как люди, развиваются как люди, также крепко держаться за обычаи, что можно списать на то, что их описывают фокусированные и делают их человечнее. Не нравятся любовные линии, Эзр стоявший душей за Триксией вдруг за минуту передумал и согласился быть с Чиви, мечты Фама слишком резко переменились, как будто он не был так увлечен. Но это все мелочи, которые с головой перекрываются качеством книги в целом.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2016 г.

Сильно!Впечатляюще!Очень подробно! -как по крупицам собирается победа десятилетиями, а для некоторых — столетиями. Вера в себя и в человечность и гуманизм позволяют выжить цивилизациям.И сильный посыл в заключительной главе на продолжение истории. Интрига поддерживается на всём протяжении романа.

Если коротко -история контакта мира пауков и двух человеческих рас.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2016 г.

В некотором роде параллельная история из мира «Пламени над бездной», с тем же главным героем. Открыта новая планета и новая раса, обитающая на ней. Два флота из разных частей галактики отправляются для изучения и дальнейшнего контакта. К несчастью, они прибывают на место одновременно. И в той и в другой экспедиции людские расы, но различия между ними гораздо большие, чем это кажется с первого взгляда.

Хотя это и настоящая качественная фантастика, но прежде всего книга берет не тем, а по настоящему драматичным развитием событий. Уровень сопереживания положительным персонажам просто зашкаливает. Автор очень эффектно расписывает совместную жизнь угнетенных и угнетателей, их взаимоотношения, попытки что-то изменить, предательства и интриги, отчаяние и надежду. И все это на фоне параллельной истории из мира пауков, для исследования которого и прибыли люди. Очень крутая книга.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 марта 2016 г.

К счастью, наличие сдержанных и негативных отзывов на «Глубину в небе» не смогли отстранить меня от знакомства с этой книгой.

Это роман-эпопея, основные события которого разворачиваются по протяжении примерно 40 лет. События масштабны, герои — и космические торговцы Чжэн Хэ и захватчики Аврала — строят планы на столетия вперёд; на планете Арахна (планета пауков, где уровень развития примерно соответствует первой половине 20-го века нашей истории), происходят огромные изменения.

Недостатком романа может считаться некоторая перегруженность деталями и затянутость в тех местах, где писательский талант Винджа не поспевает за фантазией Винджа-учёного, но это не влияет существенно на общее впечатление от книги.

Мнение о том, что паучары у Винджа слишком человечны, опровергается тем, что фокусированные переводчики (люди с изменённым сознанием), изучавшие мир пауков, максимально приближали описание этого мира к человеческому пониманию. Вначале тот факт, что паучиху зовут Виктория Смит, выглядел необычно, но в конце мы увидим, что пауки не совсем такие, как нам казалось. Этот ход является не недостатком книги, а, наоборот, авторской находкой, к тому же дающей надежду на то, что даже непохожие друг на друга разумные существа способны понять друг друга.

В отличии от «Пламени над бездной», сюжет разворачивается не в Запределье, а в Медленной Зоне, а значит и физические законы тут иные (привычные для нас).

Герои здесь вызывают сочувствие, злодеи коварны и сильны, мир реалистичен.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2016 г.

Честно говоря, прочитал я эту книгу уже давно, ещё прошлогодней осенью, однако все руки никак не доходили написать отзыв, но вот я собрался с духом и решил-таки исправить положение, покуда ещё более-менее свежи впечатления. Итак, роман «Глубина в небе» — это предыстория событий уже рассмотренного мной ранее «Пламени над бездной». Формально он относится к цику « Зоны Мысли», но реально почти не имеет никакого к нему отношения. Почему это так, скоро вы сами поймёте.

События книги разворачиваются за тридцать тысяч лет до описываемых в «Пламени...» и «Детях Небес». На окраине людского космоса расположена очень странная звезда с ещё более странным названием Мигающая (в некоторых вариантах перевода — В(ы)включённая). Особенность звезды в том, что она то светит, то не светит. Двести лет не светит и пятьдесят светит. Вокруг неё обращается одна-единственная планета. К этой планете двумя различными человеческими цивилизациями независимо и тайно друг от друга направлены две экспедиции. И волею судьбы-злодейки они встречаются у пункта назначения и, естественно чуть не уничтожают друг друга. В результате ресурсов вернуться домой нет, бóльшая часть флота разрушена. Всё, застряли наши горе-путешественники у черта на рогах. Единственная надежда на спасение это цивилизация разумных паукообразных существ, населяющих планету, находящихся на пороге технологического прорыва. Осталось дело за малым — подождать, пока пауки совершат сей прорыв и помогут восстановить еле живой флот пришельцев. Но вот подружатся ли они и помогут ли? Этот вопрос и есть главный в повествовании.

Сюжет состоит из двух параллельных линий, в конце сливающихся в одну. Первая рассказывает о людях на борту уцелевших звездолётов экспедиций, о том что происходило с ними, периодически возникают отступления в прошлую жизнь, этакие воспоминания действующих лиц. Вторая линия о цивилизации пауков, кобберов, как они сами себя называют. Чуть позже рассмотрим каждую подетальнее.

Главный персонаж « Глубины...» это уже знакомый нам Фам Нювен, один из героев «Пламени...», собственно именно его присутствие и связывает эти книги, ничего более не имеющих общего. Если там он был хоть и воскрешенным из мёртвых, но всё-таки молодым человеком, то здесь он предстаёт в образе старика лет так восьмидесяти с виду, немного тронутого умом и потому со своими тараканами в голове. Но он вовсе не так прост, как кажется и сыграет значительную роль в развитии сюжета. Как и положено, у него есть антипод в лице сурового руководителя экспедиции эмергентов, человека голубых кровей и наследника трона, Томаса Нау. Что тут сказать — злыдень он и в Африке злыдень, пусть даже и злодейства свои скрывает от всех, а те что скрыть не удалось объясняет приоритетом выживания нации в целом. Автор смог создать действительно красочных персонажей, каждого со своим характером и прошлым, смог показать психологию их взаимоотношений и личностное развитие, при этом неплохо описав и особенности эмергентского общества, а также добавил немного философского в виде размышлений своих и персонажей над морально-этической стороной использования Фокуса (изобретения эмергентов, значительно усиливающего аналитические способности мозга, но почти полностью и часто необратимо уничтожающего личность). Получилось у господина Винджа все это в-общем неплохо.

Главный герой линии о пауках это выдающийся учёный Шерканер Андерхилл. Его достижения в развитии науки сравнимы с достижениями Николы Тесла, только в отличии от последнего, его труды начали цениться и использоваться сразу, всячески толкая прогресс науки и техники, несмотря на разгорающуюся войну между крупнейшими государствами на планете. Автор хорошо проработал цивилизацию кобберов, их социальное устройство и особенности биологии. В итоге получилось как в известной песне: « налицо ужасные, добрые внутри». Представьте себе гигантского паука, ростом примерно с метр и около трёх в диаметре. В сознании большинства людей такое существо обязательно должно быть ужасно злым чудовищем, ни о чем кроме как убить и съесть больше не думающем. Но здесь это не так. Устрашающий внешний вид кобберов не мешает им быть людьми. Да, именно так. Психологически от людей они не отличаются вообще. Даже их имена способствуют тому, чтобы читатель воспринимал их как людей — Виктория, Петра, Роджер... На мой взгляд, тут автор несколько дал слабину, но проводя аналогию с расой Стальных Когтей из «Пламени...» я при задумался над тем, что такой ход быть может своеобразной авторской фишкой, создавать совершенно чуждую людям цивилизацию в плане биологическом и при этом копирующую людей психологически. Так это или нет, но общее впечатление подпортило немного.

Всё это написано вполне интересно, характерно бурное начало, середина подзатянута и снова бурная развязка. Читается легко, но сильно до глубины души не цепляет, порой навевает скуку, а иногда и оторваться сложно. Вот как-так, из крайности в крайность в процессе чтения менялись мои впечатления. Итоговое мнение: неплохой образец социальной фантастики с элементами боевика. Прочитать достаточно один раз.

Благодарю за внимание.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 ноября 2015 г.

Самая обычная космоопера, маскирующаяся под Новую Космическую Оперу. Тупо фантастический боевик, в котором можно не шибко-то продумывать разные мелочи.

Я не хочу повторяться с критикой, звучавшей в других отзывах. Практически со всем сказанным согласен. Попробую больше сказать о менее озвученном.

Мне вот снова бросилось в глаза, что Виндж совершенно точно не умеет писать сюжетные линии с ксенофантастикой. В «Пламени над бездной» псы от людей кроме внешнего вида ничем не отличались. А в этом романе вообще дело — труба. Мир пауков описывается так, что порою начисто забываешь, что это не люди. И чтобы читатель не забывал, что речь всё-таки о пауках, автор вынужден почаще упоминать боковые ноги. Убрать про ноги, да про то, что в машинах герои на насестах сидят, и чорта с два кто поймёт, что рассказ не о людях идёт. Усугубляющим фактором — имена. Паук — Виктория Смит. Даже не смешно. И в мелочах порою до крайностей доходит: Басню «стрекоза и муравей» все узнали? вопрос риторический.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
»- Знаешь историю про ленивых лесных фей? Я рассказывала, что бывает с теми, кто не успевает подготовиться к Тьме: заигрался, и тут его — цап! И слишком поздно.»

(хотя тут, возможно, переводчик подсуропил. или редактор. не могу знать).

Злодеи — злодейские. Ну да ладно, привычный штамп. А вот хорошие в романе не просто хорошие, а сплошь и рядом ещё и глуповатые. Причём, технически они умные-разумные, а вот очевидного под носом не видят, импульсивно творя глупости.

Право слово, перечитать классические космооперы Гамильтона с Брэкетт — и то намного больше удовольствия доставляют. Ибо ляпы там лишь обусловленные уровнем науки времени создания произведения, а вот что зависело от самих авторов — герои и их мотивация, движуха, инопланетники и прочее — прописано лучше в разы.

Если в «Пламени над бездной» я ещё нашёл за что могли столько премий роману выдать, то с данным романом — сущая загадка.

.........То есть книги у Винджа, конечно, неплохие. Но — сугубо как развлекательные. Как чтение чтобы убить время. А попытка претендовать на бОльшее, на мой взгляд, было ошибкой. Кто претендует на большее — с того и спрос побольше получился, отсюда и разочарования как следствие обманутых ожиданий.

Оценка: 6
–  [  37  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2015 г.

Честно говоря, всегда посмеивался над привычкой некоторых рецензентов давать своим отзывам названия. Пока не понял, что для данной книги подобное начало будет идеальным. Итак, встречайте:

«Мелковато». Рецензия на роман Вернона Винджа «Глубина в небе».

Уже после первого романа цикла «Зоны мысли» мне было понятно, что Виндж физически не способен выдать взрослый сюжет без глупых условностей и логических просчетов. Второй роман цикла, «Глубина в небе» только укрепляет меня в этом мнении. Для примера давайте разберем саму завязку истории.

Итак, роман начинается с того, что сразу две цивилизации: торговцы Чжен Хе и рабовладельцы-авральники направляются к довольно необычной звезде в системе которой обнаружены признаки жизни. И если мотивы авральников интуитивно-понятны, то что там делать коробейникам — загадка века. По всему выходит, что цивилизация там крайне отсталая, только-только делающая первые шаги к освоению энергии атома. Что она может предложить? Ресурсы? Да их по всему космосу можно собирать, незачем лететь для этого к черту на кулички. Технологии? У отсталой цивилизации их нет и быть не может. Рабочую силу? Торговцы — хорошие ребята, рабством не пользуются. Да нет там ничего такого, ради чего стоило бы огород городить. Тем не менее подобные полеты уже давно стали для Чжен Хе рядовыми. Ну да бог с ними. Продолжим.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По законам жанра эскадры достигают цели практически одновременно. И перед коробейниками встает вопрос: а что, собственно, делать дальше? Ведь флот авральников многочисленнее и лучше вооружен. Если работорговцы атакуют — придется несладко. Как быть? В рядах командования согласья нет. Поэтому принять жизненно важное решение они дают... вон тому парню слева. Как там его зовут? Эзр Винь, вроде. Естественно, абсолютно некомпетентый в подобных вопросах член команды принимает фатальное решение: ничего не делать. Как в том анекдоте. Авось, само рассосется.

Прилетевшие авральники, недолго думая предлагают коробейникам союз, шумно его празднуют, обсуждают дальнейшие перспективы, чтобы на следующей странице нанести подлый удар в спину. Они всегда так делают.

Почему авральники презрели выгоды сотрудничества и решились на нападение, которое может поставить под удар всю их миссию?

Да они просто злые, вот и вся логика.

Такая мотивация объясняет все без исключения поступки отрицательных персонажей. И здесь кроется очень серьезный изъян этой книги, да и прошлой тоже. Всех ее героев можно разделить на две группы. Это или полнейшие орки, больные ублюдки без следа человеческого, или хорошие ребята с кучей слабостей, благодаря которым плохиши крутят ими как хотят. Что характерно, в этом фабула «Глубины в небе» подозрительно напоминает «Пламя над бездной». Хорошие ребята попадают под власть плохих, которые с радостью пудрят им мозги, строя свои коварные, но, в целом, не очень-то разумные планы, попутно пиная хромых собак, которых читатель должен изо всей силы жалеть. Здесь такой хромой собачкой выступает Киви Лизолет, страдания которой, слишком уж навязываемые автором (ах, посмотрите, как подло ее обманывают, злой-злой Томас Нау запудрил девочке мозги, измывается над ней как хочет, ай-яй-яй) вызывают только раздражение. В «Пламени над бездной» наивную глупость героев-страдальцев можно было оправдать малым возрастом. Тут же, вроде бы, взрослые люди. Только видеть дальше своего носа они решительно отказываются.

Вернемся к сюжету.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Обменявшись взаимными ударами, остатки флота коробейников и авральников оказываются в отчаянном положении. Теперь они должны связаться с цивилизацией инопланетян, чтобы просить у них помощи в ремонте своих аварийных посудин. А для этого необходимо подтянуть туземное производство до приемлемого уровня.

Тем временем, глава авральников, Томас Нау, строит коварные планы, мечтая устроить на планете инопланетян ядерный холокост.

Зачем ему это надо? Да ни за чем, он просто злой, как вы еще не поняли.

Нет, формально объяснение есть. Мол де тогда удастся выставить себя эдакими спасителями и с легкостью подчинить себе оставшихся в живых аборигенов. То, что в результате подобной операции инфраструктура планеты будет уничтожена под ноль, а стоящая перед флотом задача, мягко говоря, усложнится, не говоря уж о том, что аборигены наверняка смогут сложить А и Б, связав появление инопланетян и ядерную войну, в расчет не берется. Ни к чему об этом задумываться, главное, чтоб план был максимально подлым и коварным. Тем более коробейники в аналогичной ситуации полностью доверились авральникам и были готовы есть с их рук. Ну да их интеллектуальные способности в принципе вызывают большие сомнения. Чего только недобунт в конце первой части стоит.

Итак.

Казалось бы, перед нами завязка для романа о контакте. В центре внимания будут непростые взаимоотношения между непохожими друг на друга цивилизациями, ксенонавтика, прогрессорство и прочее.

Не мечтайте. Всего этого в романе нет. Контакт произойдет на последних страницах и будет удивительно легким, особенно учитывая сложившиеся обстоятельства.

Какими же событиями будет наполнен этот здоровенный, за шесть сотен станиц, роман?

Да никакими, по большей части. Аборигены копошатся на своей планете, решают междуусобные конфликты, на небо особо не поглядывая, Эзр Винь пыхтит от злости, при этом не делает нифига, Томас Нау строит коварные планы, походя потра... попинывая Киви Лизолет, по факту не делая практически нифига, Фам Нювен придается рефлексии и типа интригует, хотя по сути... ну в общем вы поняли. До самой развязки события, хоть как-то влияющие на финал можно пересчитать по пальцам одной руки. Руки черепашки-ниндзя, не человека.

Концовка же представляет собой типичный пшик. Смерть Томаса Нау можно сравнить с гибелью Черного Властелина. Империя зла разрушена, все орки попрятались по норам, те, что остались, оказались хорошими ребятами, а то, что они всю книгу коробейников травили, так это ничего, они не нарочно. И аборигены, которые чудом избежали истребления по вине «чудовищ из космоса», принимают людей с распростертыми объятьями. Мир, дружба и розовые пони.

Кстати, о чудищах из космоса. Представьте себе планету, на которой живут люди. Обычные. Такие как мы. Но злой волшебник превратил их в гигантских пауков, хотя во всем, кроме внешности, они остаются людьми. Именно так Виндж «изготавливает» любую инопланетную цивилизацию. Топорно меняет внешний вид, абсолютно не заботясь о сути. Как ни смешно, уж лучше бы они были антропоморфными, тогда бы их антропоморфность так в глаза не бросалась. Урсула Ле Гуин в Хайнском цикле создает куда более разнообразные и необычные цивилизации, используя только расселившееся по космосу человечество. Виндж на такое попросту не способен. Изменив форму и оставив без изменений суть, он вынужден придерживаться многочисленных забавных, если не сказать смехотворных, условностей. Чего стоят собачки-телепаты из «Пламени над бездной», вовсю орудующие лопатами и стреляющие из луков. Паучки в этом плане ничуть не лучше.

Работы Винжда, вообще, удивительно топорны в мелочах. Например, в этом романе он вводит единую шкалу измерения времени, без часов, дней, недель и лет. Только секунды, килосекунды, мегасекунды и так далее. Появление подобной шкалы в космоопере вполне оправдано и встречалось уже не раз. Ведь число дней в году и количество часов в дне на различных планетах будут отличаться. Поэтому подобные измерения в космическом пространстве для цивилизации, давным-давно покинувшей колыбель, не будут иметь никакого смысла. Какой толк говорить «Этой девушке двадцать лет», если для жителя одной планеты это будет равняться пяти годам по земному исчислению, а для жителя другой — семидесяти. Зато фраза «этой девушке пятьсот мегасекунд» будет понятна каждому.

Тем не менее, Виндж не использует эту шкалу на полную, перемежая между собой земные и космические единицы времени. Подобное пренебрежение деталями, вообще, крайне характерно для его творчества. Примеры за меня подобрали поклонники автора. Вот цитата из первого попавшего отзыва: «С одной стороны, это, конечно же, старина Вернор, готовый вывернуть мозг наизнанку. Все время в космосе измеряется в десятках секунд. Я уже отчаялся переводить “у него оставалось еще 400 секунд” в стандартное исчисление. Так же, путешествия во вселенной Вернона занимают столетия, которое пассажиры проводят в криогенном сне. Поэтому нужно привыкать к оборотам в духе “Они виделись последних раз триста лет назад, когда ему было семь. Теперь ему было уже семнадцать».

Удручает, что поклонники этого противоречия в упор не замечают.

Вот еще один великолепный пример авторской логики. То, как Фам Нювен отказывается от создания межзвездной империи (термин не совсем точный, скорее речь идет о могущественной организации, приходящей на помощь другим в трудные минуты), которая должна стать гарантом стабильности и сохранности человеческой цивилизации, инструментом преодоления кризисов:

1. Десятилетиями Фам строит планы создания галактической цивилизации.

2. Он видит в рабах-неотвязниках превосходный инструмент для воплощения своих идей.

3. Постепенно понимает, что цена слишком высока, а использовать неотвязников — негуманно.

4. Отказывается от идеи создания межпланетной империи.

Это все равно, что электрик, взявший плоскую отвертку там, где нужна крестовая, в результате передумавший менять перегоревшую розетку.

Конечно, при желании можно найти в его творчестве какие угодно аналогии. Один рецензент, например, видит в тирании Томаса Нау предвидение цензуры в интернете. Но и в «Колобке» при должном желании можно увидеть социальную драму и классовую борьбу. Только всерьез относится к подобным трактовкам вряд ли стоит.

Увы, появление фигур, подобных Винджу, неизбежно. Это такой Коэльо от мира фантастики, банальный, скучный и ужасно перехваленный в определенных кругах.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2015 г.

Из всех, прочитанных мной, книг эта запомнится мне надолго. И дело вовсе не в сюжете,не такой он и не предсказуемым. Зацепило меня то, что в самом начале писатель смог подчеркнуть кто здесь плохой и на протяжении всей книги удержать это.Да так удержать, что не возникло ни одного лучика симпатии к нему.Впервые столкнулся с таким твердым образом злодея.Это просто удивительно!

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июня 2015 г.

Не поставила отлично только потому, что книга под конец уже утомляет. Хочется подогнать автора, чтобы узнать чем все закончится. При этом события развиваются в хорошем темпе. Обоснованны, логичны. последовательны. Характеры героев выписаны на отлично. Единственное недоумение вызывает Эзр Виндж. На протяжении книги, она ничего ценного или интересного не сделал. Мир пауков достоин высших похвал. Именно, пауки самые обаятельные герои.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2014 г.

Плацкарт Петербург-Москва, прибытие в 5:30 утра. К 8 часам уже на работу. Вместо того, чтобы поспать хоть чуть-чуть, дочитываю последнюю пятую часть романа. Было интересно, обстановка постепенно накалялась, все сюжетные линии двигались к своей кульминации. Но концовка вышла по закону Мерфи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Начать с того, что она слащавая. Плохие парни получили по рогам, хорошие парни ликуют. Титаны одиночества (Фам Нювен) и жертвы френдзоны (Эзр Винж) обретают любовь, профит и новую цель в жизни. Ядерная война предотвращена. Пауки становятся союзниками Чен Хо и выходят в космос. Фокусированных де-фокусируют. Мир, дружба, жвачка. Всё это настолько гладко, что я как будто другую книгу до этого читал. Полный диссонанс.

Плохие парни кончились как-то заочно. Вот они есть, а вот нам уже постфактум рассказывают, что Брюгеля оставили паукам на опыты, его головорезов (которые и раньше-то перед читателем не показывались) перебили при захвате, а остальные эмергенты, оказывается, были обмануты режимом и на самом деле хорошие парни. Единственное, что нам показали — смерть Томаса Нау. Чиви с Эзром просто застрелили его на складе. После десятков лет тоталитаризма я ждал чего-то если не более жестокого, то хотя бы более публичного.

Кстати о Чиви: то, что она выжила — наглейшее проявление бога из машины. Она должна была окочуриться на том катере — это было бы и логичнее, и выигрышнее для сюжета.

Так что впечатление оказалось подпорчено. Впрочем, не сказать, чтобы до конца.

Немного о книге в целом: не считая концовки, вполне приличная околосоциальная фантастика, местами строящая из себя научную. Напоминает начало цикла о Стэне Коула и Банча.

Немного о героях: они прорисованы коротко и броско, во всяком случае если говорить о первом плане. Но совершенно статичны. Они могут поменять цель, но никаких изменений в характерах не видно совершенно. Особенно это бросается в глаза на примере Анне Рейнольт.

Немного о научности: автор, к сожалению, так и не сказал, какой толщины получается снежный покров на поверхности Арахны, когда её атмосфера замерзает.

Немного о вопросах без ответов: остались покрыты мраком цели обоих экспедиций. То есть, по контексту можно подобрать удобоваримое объяснение рентабельности подобного предприятия, но хотелось всё-таки прочесть авторскую версию. К тому же почему торговцы так спешили при подготовке и как они умудрились прибыть практически одновременно с эмергентами?

Ещё немного о вопросах без ответов: и как, чёрт побери, эмергентам удалось заразить торговцев этой своей мозговой гнилью?!

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх