Роджер Желязны «Пятикнижие Корвина»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Параллельный мир/вселенная | Наш мир (Земля) (Америка (Северная ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Первая половина Хроник Амбера повествует от лица Корвина — одного из членов царствующей в Амбере семьи. Он, владелец мифического меча Грейсвандир, обладая высшим мастерством фехтования и достаточным умом и коварством, имеет все шансы стать правителем Амбера. Но пройдя через множество побед и поражений, ему суждено узнать, что его роль в истории Амбера — действительно колоссальна, но не в качестве короля...
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Входит в:
— цикл «Хроники Амбера»
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма (перевод) |
- /языки:
- русский (74), английский (21), украинский (11)
- /тип:
- книги (86), периодика (9), самиздат (2), аудиокниги (9)
- /перевод:
- К. Андронкин (2), М. Гилинский (3), Е. Грицайчук (7), И. Милюкова (1), А. Питик (1), А. Питык (6), М. Пчелинцев (14), А. Пчелинцев (12), Д. Ришард (1), А. Саган (5), Ю.Р. Соколов (14), Э. Соломахина (1), Н. Сосновская (15), И. Тогоева (22), В. Фадеев (1), Ян Юа (4)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
IvanAnatolevich, 20 июля 2019 г.
Сразу признаюсь что бросил читать на «Знаке Единорга», после описания Рэндоном погони.
По факту ничем не примечательная фантастика, только задумка с «отражениями» интересна, но как она описана (что я так и не понял как это работает) и как реализована Желязны просто бездарно.
Не объяснима борьба и мотивация принцев за престол. Принцип престолонаследия не указан. Чем плох Эрик и почему именно Корвин должен стать императором? «Эрик узурпатор (из слов Корвина, но если он свергнет и убьет Эрика, то кем сам станет?) Кроме какой-то непонятной избранности ГГ, так же нет описания устройства и создания Амбера как государства, самого расположение города.
Сам слог письма прост настолько что просто убог. Да, да в этом легко убедиться начиная читать монологи и диалоги. «Я встал закурил, я увидел, я залез, я поел» и это все можно встретить в ОДНОМ абзаце! Собственно это вызывает недоумение — как можно было стать таким популярным произведением с таким бездарным, скучным, однообразным текстом?
Автор убивает логику там где она должна быть,в результате видим постоянно «рояли в кустах» для ГГ.
Нескорений, 19 сентября 2019 г.
При упоминании фамилии Желязны, первое что приходит в голову — это «Хроники Амбера», цикл, ставший визитной карточкой автора, принесший ему мировую известность. В мире фэнтези эту сагу без тени сомнения можно ставить на один уровень с «Властелином колец», «Игрой престолов», «Ведьмаком». Автор не пытается кого-то копировать, он создает свою Вселенную, живущую по собственным правилам, которые довольно просты, но в то же время оригинальны. Для общего развития как минимум стоит ознакомиться с историей Корвина, принца Амберского, которая занимает пять небольших романов. Все тома этого цикла воспринимаются как одно неразрывное произведение и читаются на одном дыхании, благо сюжетных поворотов и клиффхэнгеров здесь более, чем достаточно. Ещё один аспект — автору удалось гармонично совместить в своих произведениях развлекательную часть и философскую, здесь действительно есть над чем подумать и к безыдейной литературе эти книги не отнести.
В первом томе мы начинаем наше путешествие со знакомства с главным героем. Принц Корвин проходит лечение в психиатрической клинике, потеряв память после аварии. На Земле он носит имя Карл Кори, вырвавшись за стены лечебницы, наш герой пытается понять кто он и как здесь оказался, вскоре он пересекается со своими родственниками и узнает, что на самом деле он принц Амбера, вечного города. Теперь ему предстоит восстановить справедливость, сразиться за престол с братом-узурпатором, но это только верхушка айсберга, т.к. придворные интриги со временем померкнут перед событиями поистине вселенских масштабов. Ярких второстепенных персонажей в этом цикле нет, всё крутится около нашего протагониста и его царственной семьи, в этом можно найти и плюс — больше страничного времени автор может уделить для раскрытия центральных персонажей, их целей, мотивов, изменений, происходящих с ними со временем.
Немного следует сказать и о структуре вымышленной Вселенной. В её центре находится город Амбер, от которого расходятся бесчисленные миры-отражения, в числе которых и наша Земля. Особы королевской крови могут путешествовать по отражениям, менять реальность силой собственной мысли. В Амбере находится Лабиринт, который являет собой матрицу, генеральный план всей Вселенной. Отражения Лабиринта есть в подводном городе Ремба и воздушном городе-призраке Тир-на-Ногт. Каждый кто доходит до центра Лабиринта может перенестись в любую точку света по желанию, также прохождение Лабиринта является возрастной инициацией, помогает восстановить воспоминания, обрести себя. Важно значение имеют карты, у каждого принца есть своя колода с помощью которой он может в любое время связаться с родственниками как по видеосвязи и даже телепортироваться в место нахождения «абонента». Очень удобно, т.к. путешествие по Отражениям может занять много времени.
Основной упор делается на раскрытие образа главного героя. В самом начале его мотивация заключается лишь в том, чтобы понять кто он, восстановить утраченные знания. Ведущим стимулом для Корвина является месть, но в дальнейшем он существенно меняется, чем больше знаний о своем прошлом он получает, тем шире становятся его взгляды и вот он уже начинает задумываться о долге, о своей способности к самопожертвованию во имя общего блага. Его братья и сёстры также достаточно интересные личности, главное правило их взаимоотношений — «верить нельзя никому», ведь сегодняшний друг завтра с легкостью может нанести удар в спину, а тот кого ты считал смертельным врагом, окажется вполне себе хорошим парнем. Короче, клубок интриг в амберском дворце закручивается нешуточный, если первые два тома цикла — это своего рода вводная артподготовка, то в 3-4 романах приходится держать в уме массу вариантов возможного развития событий, всё запутанно и очень интересно.
Легкий язык повествования иногда, особенно в диалогах, может показаться чересчур упрощенным, но не стоит опасаться. Желязны — это настоящий художник, который прекрасно умеет использовать вместо красок речевые конструкции. Описания декораций не назовешь пространными, но несколькими словосочетаниями, парой предложений автору удается создавать яркие картины, которые без труда оживляет воображение читателя. Довольно сюрреалистично выглядят описания путешествий по отражениям, автор создает иллюзию зыбкого, пластичного мира, который может меняться по воле тех, кто владеет нужными навыками и силой. Особенно продолжительное «дорожное приключение» ожидает нас в заключительном, пятом томе саги. Желязны не боится стилевых экспериментов, в одном романе прослеживаются черты крутого детектива, в следующем мы видим аллюзии на классический детектив, а в дальнейшем нас погружают в героический эпос, и всё это воспринимается адекватно.
Подобно Толкину Желязны при создании цикла вдохновлялся легендами европейского средневековья, кельтской и скандинавской мифологией. На страницах его произведений можно легко встретить единорогов, сфинксов, мантикор, лепреконов. Главное, что вся эта эклектика воспринимается обоснованно — если Вселенная Амбера содержит в себе всё сущее, если там можно найти всё, что способен вообразить человеческий разум, то почему бы там и не быть единорогам, да хоть розовым пони, в самом деле! Рассказывая свою историю, автор часто играет с читателем, при желании в тексте можно найти массу постмодернистских отсылок к известным произведениям. Напоследок хотел было припомнить какие-либо недочеты, указать непонравившиеся моменты, но что-то в голову ничего не приходит, а высасывать претензии из пальца желания нет. Всегда приятно, когда в твоих руках оказывается хорошая книга в компании с которой можно провести не один вечер, Хроники Амбера как раз из этой серии.
Slimper753, 15 февраля 2019 г.
Довольно квадратный цикл с прямыми углами, хотя иногда автора все же заносит за рамки, его описания переходов из мира в мир мне очень понравились, завораживающе, пусть и не играют никакой роли. В остальном язык скуп и прямолинеен, зачастую заставляя додумывать, например, как при драке Ганелона с одним из братьев (не запомнил я их), когда автор описал лишь его удары, а амберит будто просто стоял мешком картошки. И подобных сцен полно, Желязны будто просто взял кусок гранита и отсек все лишнее, вот и получился тот самый квадрат-куб, хотя, вероятно, задумывалось монументальное изваяние, черты которого все же иногда проскальзывают при внимательном изучении других сторон. Благо гранит на поверку оказался пемзой, легкой и пористой, совсем ненапряжной, как могло бы показаться. Вот так мне видится это пятикнижие.
Сюжет прямолинеен, почти без ответвлений, лишь изредка нас отбрасывает назад, рассказывая, что происходило в те дни, когда Корвин не помнил, кто он такой, хотя опять же не понятно, как он жил, если память потерял довольно давно, при этом не замечая, что не стареет и обладает большой физической силой и регенерацией, превосходящие человеческие.
Амберитам уделено довольно мало времени, почти не раскрыты их характеры, почему Корвину одни нравятся, а другие нет. Мир тоже раскрыт мало, хотя в конце все же появились кое-какие ответы, пусть не на все вопросы и не так подробно, как хотелось бы. Зато в конце все вроде как помирились, только вот вся эта свистопляска с действиями отца мне так до конца и не понятна; зачем он все это организовал, так все усложнив, ведь он даже хотел возвести на трон Корвина, однако тот не раз оставался в живых больше по случайности, одна его ошибка или более хитрая ловушка противника, и конец. Хотя вот главного злодея (почему-то не добившего Корвина) в конце завалил все-таки не он, а вдруг оказавшийся живым один из братьев, что несколько подпортило финал, как по мне.
8-/10 — как часто бывает с произведениями, считающимися классикой, от них ждешь чего-то эдакого, монументального, а получаешь вполне обыденную историю, больше напоминающую роуд-муви (или роуд-бук), которую можно пересказать одной главой и парой графиков. Читать можно, даже нужно, чтобы понять, нравится тебе Желязны или нет.
Iriya, 10 ноября 2019 г.
«Быть принцем Амбера — значит всегда быть гордым, бесконечно одиноким, не доверять никому.»
*
«Я, конечно, говорил, что собираюсь умереть в постели… но если точнее, я хочу, чтобы на эту постель наступил слон, когда глубокий старик я занимаюсь любовью.»
*
«Очень хотелось заорать «Нечестно!» — хотя я и знал, что Вселенная абсолютно не обязана придерживаться моих представлений о справедливости.»
*
Вот я и добралась до золотой классики жанра фэнтези — цикла «Хроники Амбера». Учитывая годы написания и противоречивые отзывы многих читателей, я не думала, что эти книги произведут на меня такое впечатление. Однако автор сумел меня во многом порадовать, и об этом мы сейчас поговорим. Свои впечатления от прочтения цикла я решила разделить на 2 части. Несложно догадаться, что сейчас речь пойдет о книгах Корвина — первом пятикнижии цикла, которое для меня воспринималось одной большой историей. Итак, завязка цикла проста как жизнь и легко укладывается в несложное математическое выражение: 1 трон + 9 престолонаследников = интересная коллизия. И все могло бы получиться также просто и банально, но автор создал поистине литературное чудо, которое неспроста стало источником вдохновения для многих талантливых людей искусства.
Удивление началось буквально с первых страниц. «Где принцы? Где Амбер? Что вообще происходит?» — таковы были мои мысли на первоначальном этапе чтения. Поэтому если вы, открыв книгу, испытываете приблизительно такие же эмоции, не делайте поспешных выводов. Лучше похвалите автора, который сумел придумать образ Вселенной со множеством параллельных миров, одним из которых является и наш с вами. Лишь позже я смогла понять, какой отличный ход в сюжете придумал Желязны. Благодаря ему, мы вместе с главным героем с начала первой книги не спеша разбираемся в мироустройстве цикла и постигаем тонкости внутрисемейных конфликтов Амберской семьи. Восхищает динамика происходящих событий, которые зачастую описаны без ненужных подробностей. Иногда казалось, что упустив хоть одно предложение, я рискую потерять важную ниточку истории. Огромное количество неожиданных сюжетных поворотов, а так же абсолютно открытые финалы каждой книги послужили причиной того, что оторваться от цикла было абсолютно невозможно (не дочитав до логического завершения хотя бы первого пятикнижия). Поэтому пять книг были прочитаны на одном дыхании.
Повествование ведется от первого лица, что в жанре фэнтези встречается не очень часто. Слог автора интересен. В диалогах он прост, лаконичен и приправлен неожиданной остротой фраз. Вместе с тем, описание происходящего, да и размышления главного героя были очень сладкоречивыми. Герой награжден чувством юмора с тонкой, но очень милой иронией, которая прослеживается во всех переводах. К сожалению, все пять прочитанных мною книг имели разных переводчиков, поэтому иногда наличествовало небольшое разногласие в понятиях, определениях и именах. Погружение во Вселенную происходило постепенно, небольшими яркими переходами, которые на уровне первой книги были очень неожиданными. Красноречие выражается не только в витиеватости фраз, ставших афоризмами, но и в описании антуража происходящего. Я восхищалась тем, как у автора получилось разукрасить все в такие яркие тона. Вместе с героем читатели будут мчаться в круговороте огней, вращаться и кувыркаться по световым лентам сквозь неосязаемые облака сияния, переливающегося всеми цветами радуги. Да и Амбер вместе со своим подводным и небесным отражениями будоражил воображение. Восхитительное зрелище! Хочу отметить, что не все книги вызвали упомянутый мной восторг. К примеру, первая книга показалась немного поверхностной. Мне не хватило глубины как в сюжетных линиях (много было размытых эпизодов), так и в описании психологических портретов героев. Восторг рос постепенно, и финальная книга первого пятикнижия оказалась, на мой взгляд, самой сильной. Я получила огромное наслаждение от лирических отступлений и философских размышлений в этой части цикла. Поэтому книга «Двор Хаоса» запечатлелась в памяти навсегда.
«Возможно, все это — не настоящее прошлое, а только образы прошлого, приходящие к нам потом, чтобы радовать нас или мучить, — к нам, людям и целым народам. Какая разница?...Если все окончится благополучно, как-нибудь я найду такую Тень, обязательно найду…Ничем не хуже моего Авалона…Я забыл…Подробности…Штрихи, детали, в которых вся жизнь…Запах каштанов…»
Если читать книги внимательно, то можно легко обнаружить на их страницах отсылки к произведениям Кэрролла, Шекспира, а так же к скандинавской и кельтской мифологии. Поэтому здесь мы встретили много волшебных существ, среди которые были не только ужасающие своим видом, но и ласкающие взор. Отдельный восторг у меня вызвала колода карт и необычное их использование в сюжетных хитросплетениях. Радует огромное количество ярких интриг. Сопоставляя свои симпатии к героям на уровне первой и пятой книги, приходилось недоуменно пожимать плечами. Герои удивляли, причем делали это очень неожиданно и неоднократно. Основными действующими лицами всего действа являются представители королевской семьи Амбера. Глава семейства Оберон постарался на славу (лично я насчитала у него 10 жен), и перед нами предстало просто немыслимое для запоминания количество персонажей. Поэтому, к слову сказать, без конспекта не обошлось. Все они были настолько разными и оттого еще более интересными. Несмотря на то, что основное внимание автор уделяет одному из них, многие персонажи своими поступками и образом мышления запоминаются надолго. Это относится и к женщинам, которые играли свою роль в истории, но где-то на втором плане.
Автор много иронизирует на тему любви, доверия и просто уважения в королевской роду. Было очень интересно наблюдать за межличностными отношениями в этой семье. Наглядно демонстрировалось, как сильно стремление к власти влияет на людей, что даже единокровные родственники становятся врагами, примирив которых способны только скорбная ноша и надгробный камень. Здесь плетутся хитроумные интриги с целью поставить в щекотливое положение, отправить в ссылку или искалечить противников в борьбе за корону. Холодная надменность и расчетливость, отвага и порывистая помпезность, мудрость и сдержанность, злоба и амбициозное бешенство, а так же изысканная ирония — все это несут нам семейные эпизоды. Однако герои преображаются и меняют отношение друг к другу, очень удивляя при этом читателей.
«Так внес я сэра Ланселота Озерного в Твердыню Ганелона, которому доверял как брату, иными словами, не доверял вообще.»
Финальные события во многие вопросы внесли ясность и в чем-то для меня оказались очень неожиданными. Принцы и принцессы Амберские вошли в новый важный этап истории своего семейства. Линия повествования Корвина дает начало другой, не менее интересной истории, которую мы узнаем уже в следующей части цикла. Под ля-минорный аккомпанемент любимых с детства «Зеленых рукавов» переносимся в пятикнижие Мерлина. Продолжение следует...
StarPunky, 20 августа 2017 г.
Не понимаю откуда столько восторженных отзывов и такой высокий рейтинг, не понравилось абсолютно. Неинтересный и местами отвратительный(в первых книгах) главный герой, мерзкая семейка, члены которой один хуже другого. Считаю, что автор не смог полностью воплотить идею в жизнь, в книге считается что город Амбер самый лучший, красивый и тд. Что он породил кучу блеклых отражений самого себя, но в описание города и его окрестностей не увидел ничего выдающегося. Вообщем герои книги не понравились, не хотелось им сопереживать. Амбер показался блеклым и неинтересным. Концовка получилась неинтересной.
Все это естественно мое личное мнение, обычно я просто ставлю оценки, но прочитав книги с таким рейтингом ожидал чего-то поистине выдающегося.
Stalk-74, 7 сентября 2018 г.
Чтобы запустить в жизнь фантастическую сагу, надо создать свою Вселенную.И Желязны, в отличие от большинства коллег, создал действительно оригинальный Мир, несмотря на то, что каждый его элемент по отдельности тривиален. Так как Вселенная Амбера креативна, то сагу можно завернуть куда угодно, хотите — мечи и магия, хотите — круссаны на Елисейских полях, хотите — выдадим вам теорию Большого Взрыва с параллельными и перпендикулярными галактиками. Это внешний мир, а вот внутренний мир героев прописан куда более скупо, полторы эмоции на главу, и те схематичные — вроде ледяной ярости.
Но вот, что замечаешь после пары романов — отсутствие необходимости переживать за героев или строить какие-то предположения на их будущее. Хроники креативны. Тут убили героя, а там он уже воскрес. Два романа он ласковый и пушистый, три романа — он гнида беспринципная. Желязны мог писать все, что угодно по сюжетной линии, правил игры у него нет. Принимаете этот калейдоскоп, где следующее предложение может опровергнуть предыдущие — наслаждаетесь фэнтэзи. Пробуете стать соучастником происходящего — у первой же развилки бредете не туда.
Пушок, 18 сентября 2019 г.
Отличный цикл. Точнее, отличный, но...
Эти книги — золотая классика фэнтэзи. Это безумный полёт великого дракона фантазии.
Это не Толкин, это не Нортон, но именно такие книги можно и нужно читать сперва в подростковом возрасте, а затем уже в годы зрелые. Потому что Корвин (как и практически вся его родня)- это чуть ли не вечный подросток. Вечный студент и вечно идущий по великой прерии поисковик-пионер (в смысле — искатель, разведчик, бродяга). Это чисто развлекательные книги, но в них есть и пища для ума. И читатель словно сам проходит испытание и инициацию Лабиринтом и Локрусом.
Помню, как запоем прочитал первые романы в юности. В книге, изданной просто с жутким количеством опечаток. Но как увлекала меня эта история! Да я просто чуть ли не жил тогда приключениями принца Корвина. Много воды утекло с тех пор, но осталось некое чувство прикосновения к чему-то подлинно волшебному. Подобно книгам Толкина и нашим русским народным сказкам.
Цикл обширный... И сейчас я скажу так — лучшие (и самые лёгкие для чтения) тут две самые первые книги. Как и в случае с циклом про Сварога А. Бушкова (там лучшими я читаю всёж первые три романа )) ). Это — подлинный билет в гости к сказке. Лекарство от скуки. Возвращение в юность.
Добрые книги!
Peter VY, 15 декабря 2013 г.
С этой серией у меня связана удивительная история (события 15-20 летней давности)
Что бы понять ее суть (Для тех кто еще не читал эту серию) -если человек прочитал первую строчку --то практически не возможно не дочитать первый абзац. Если прочитал первый абзац — Не дочитать страничку потом главу потом первую книгу потом все НЕВОЗМОЖНО.
Наверняка есть книги более гениальные, более сильные, более интересные, в которых средний накал событий степень привлекательности выше НО! До сих пор не знаю ни одного произведения которое с первой строчки до конца каждую страницу так держит.
А история простая.
Моя бывшая супруга совершенно равнодушна к такой литературе и представьте мое изумление когда я обнаружил ее одетой для выхода на улицу сидящей в кресле с этой книгой. Причем на меня почти не реагировали. Три дня я был не кормлен не разговариван и не любим (и я не сердился). Потом она отнесла эту книгу брату (он любитель). А дальше как выяснилась эта книга попала его матери (кроме библии и жития святых ни что не читает) в руки. Как она сама призналась лежала не на месте решила переложить и зачем то прочитала первую строчку. Это надо было видеть как брат жены первый раз в жизни себе яичницу жарил.
Так что если решились читаnь — не спешите.
Купите продукты, наварите еды. Уберитесь в квартире. Отправьте детей к бабушкам и дедушкам сплавьте вторую половину возьмите больничный отключите телефон и вперед!
С это книгой связана и другая история. Посоветовал одному уважаемому мною человеку — и был в шоке когда узнал что не понравилось. Через несколько дней будучи у него дома стал смотреть и читать — и ничего не пойму. Что то не то. Забрал домой. Сравнил. Разные переводы. Причем вроде бы все более мене одинаково, но одна супер другая ни рыба ни мясо. Интересно читать обе, но одна захватывает и воспринимается если не шедевр то как минимум исключительно интересная достойная оригинальная книга а другой перевод — просто неплохая , не глупая местами даже очень интересная книга но не более.
Вот так я много лет назад получил урок -что есть перевод.
Очень может быть когда на сайте один человек ставит какой нибудь зарубежной книге 10 а другой 5 баллов это не разные вкусы а разные переводы!
Может поэтому туточки встречаются не высокие оценки — возможно людям просто не повезло.
Nameless00, 6 июля 2020 г.
Великолепное пятикнижие, очень интересно читается, на одном дыхании, и спустя какое-то время замечательно перечитывается. Первый том «Хроник Амбера» у меня перечитывался как минимум три раза за те 15 лет, что я увлекаюсь фантастикой. Это классика, смесь фантастики и фэнтези, с динамичным и необычным сюжетом, интригами, волшебством. Главный герой Корвин вызывает очень большое уважение, другие главные протагонисты тоже, каждый член королевской семьи обладает собственным характером и амбициями, все они прописаны очень убедительно, диалоги читать одно удовольствие.
Стронций 88, 2 июня 2018 г.
Да, это действительно не цикл, а роман-эпопея, пять частей одного произведения с единым сюжетом. И эдакая неразрывность его, шквал событий и практически отсутствие какого-то временного промежутка между частями-романами тому лишнее подтверждение. И читаются они все вместе, одни за одним – иначе нельзя, не оторваться! И тем удивительно, что каждый роман в этом всем индивидуален, со своими особыми запомнившимися чертами.
Да, может в чём-то этот роман-цикл продуман не так, как иные образцы, где-то заметны огрехи и местами редко, но возникают вопросы. Но от него не отнять это удивительное своеобразия и мира (эту удивительной концепции) и истории. И – главное – сколько бы я его не перечитывал, а это уже третий раз, он всегда читается с интересом как нечто свежее и новое, читается влёт, жадно, от него невозможно оторваться, пока не перевёрнута последняя страница последней, пятой книги – и это просто удивительно! Уже одно это вызывает уважение и восторг. Уже одно это говорит, насколько классная это вещь!
Нортон Коммандер, 28 марта 2018 г.
«Пятикнижие Корвина» — первое пятикнижие «Хроник Амбера», написанное в 70-е годы. Полная запутанных интриг история принца Корвина. Оригинальный мир, живущий по своим законам, привлекающий красочной и таинственной атмосферой и динамичным напряжённым сюжетом с множеством действующих лиц, преследующих свои цели и имеющих свои тайны.
Действие происходит в разных мирах (Тенях), часть событий разворачивается на Земле 20-го века, часть — в совершенно необычных измерениях. Во многом успех этих книг обеспечивает сам главный герой; Корвин интересная личность с сильным характером. Эти книги можно порекомендовать даже тем, кто не считает себя фанатом жанра фэнтези. Над приключениями принца Корвина ломают головы уже многие поколения читателей. Сюжет закручен настолько, что мозг начинает работать как при игре в шахматы.
NightStorm, 2 августа 2018 г.
Эти книги оставили хорошее впечатление. Я переходил от одной книге к другой, и каждый раз я узнавал что-то новое. Одно и то же событие, пропущенное через восприятие каждого из героев, выглядело по разному, и Корвину пришлось долго понимать, где правда. Желязны — мастер интриг.
Прекрасно раскрыта тема взаимоотношений. Это как раз такой случай, когда много родственников — это не хорошо. Только Бенедикт, кажется, был честным, а остальные братья имели свой хитрый план. Конечно, самый хитрый план оказался
Понравилась и новизна идеи. Амбер — это не один сплошной мир, это, скорее, философская система, это целая куча миров. Члены королевской семьи Амбера могут перемещаться по этим мирам, и кажется, что это всемогущие люди. А вот и нет. Они такие же люди, как и все остальные, хотя и более сильные, чем люди Земли. Сделать так, чтобы герои были суперсильными, но тем не менее, ограниченными — это мастерство Желязны.
Ну вот. Буду читать вторую часть.
kira raiven, 1 мая 2012 г.
Собственно, в первую очередь надо написать, что это один из самых любимых циклов как в Фантастике, так и в Литературе в-принципе.
Я уже писала об этом в отзыве на «Девять принцев Амбера».
Но здесь о цикле — он феноменален. Это было первое, что я прочла у Желязны. И фамилия-то странная какая, удивлялась я. Мне казалось, что автором должен быть кто-то, кого я давно, хорошо и близко знаю.
Когда бы я ни брала в руки любую из книг цикла — я всегда обретаю себя вновь. Какие-то проблемы, сложности и неурядицы в жизни не могут поколебать осознания того, кто есть я. «За стеной книг, красивых и мудрых». Аспекты идентификации здесь особенно странны, учитывая нестандартность концепции мира. Но Автору удалось создать образы членов королевской семьи и вообще образы книги такими живыми, полными энергии и достоверными, что поневоле принимаешь эту трактовку вселенной. В «другом мире, не связанном» — нет, связанном с нашим. Утрирую, я знаю. Но все же. Его образ, образ Корвина, мне очень близок, и я безумно благодарна Автору за его появление в моей жизни. Я помню, что какое-то время с удивлением обнаруживала, что цитирую ряд фраз из книги. Уже давно не удивляюсь.
Книги наполняют меня пульсирующей и живой энергией, я когда читаю, испытываю двойственное чувство. С одной стороны — почти наизусть уже знаю многие фрагменты, так что — откуда все же остается эффект воздействия? С другой стороны — яркость мира и гений Автора продолжают поражать воображение.
Мы все, я уверена, разделяем наших близких и друзей на тех, кто ценит те же книги, и на тех, кто — нет. Я не порицаю тех, кто не смог оценить по достоинству цикл, они для меня просто — другие. Потерянные. Ужасно звучит, я знаю, но ведь понятно же, что я воспринимаю это как их некую «ограниченность». При этом тех, кто оценивает цикл аналогично мне с разной степенью восхищения, поклонения и восторга буквально немного. Я смотрю новыми глазами на моих старых знакомых, которые неожиданно признаются мне, что на днях отобрали у сына эту книгу, прочитали, и просто «под колоссальным впечатлением».
Почему я так долго обсуждаю реакцию на цикл — свою и близких мне людей? Да просто потому, что книги цикла — это настоящее смещение понимания мира и возможностей творчества. Творчества уникального автора, Роджера Желязны. Он непостижим своей манерой всколыхнуть разум, стряхнуть с него рамки и ограничители и дать возможность свободно парить, достраивая невероятное, созданное строками Автора. Он создает образы, про которых готов читать бесконечно.
Варианты разных трактовок перевода — «янтарь» и так далее — меня абсолютно не задевают. Мы все воспринимаем книгу так, как «запечатлели» ее впервые, я уверена.
Я читала ее впоследствии и в оригинале, покупая книги в разных странах, и могу сказать, что перевод вполне хорош. Особо хотелось бы отметить богатый антураж книги, — если бы она была экранизирована, то спрос на лицензированные дополнительные продукты, имитирующие атрибуты жизни героев, был бы весьма высок, не сомневаюсь.
В-общем, это один из самых замечательных циклов в фантастике. Он сочетает интригу, динамику, интересного главного героя, многослойность понимания происходящего, изменяющееся от книги к книге, а также изменение шкалы ценностей ГГ. Именно этому циклу присуще переворачивание не только привычных представлений о реальности и причинно-следственных связей с ног на голову, но и изменение в понимании собственного отношения к событиям, имеющим жизненно важное значение. Книги эти населяют герои, которые метафизичны, они в полном смысле слова «супер-герои», и не факт, что это люди в привычном понимании этого слова. Но именно здесь слова «привычное понимание» стоит забыть, книги уведут Вас туда, где этим словам нет места, в удивительное королевство высоко на скале, где властвуют энергии, создающие ритм жизни Вселенной.
Ishamael, 21 августа 2014 г.
Являясь преданным любителем «фэнтези», мой читательский нюх давно разнюхал и Роджера Желязны и его знаменитую у фэнтезичитающей аудитории серию “Хроники Амбера”. Однако ознакомился я с первыми пятью книгами лишь недавно, и здесь, в этом отчете-резенции хочу поделиться своими мыслями, которых после прочтения «Пятикнижия» накопилось достаточно. А поскольку порядок, даже в мыслях, всегда кстати, то данную рецензию я построю в виде отдельных пунктов, описывающих главные компоненты любой фэнтези книги.
1. Мир, показанный автором и его составляющие.
Начну с похвалы и восторгов в адрес бездонной фантазии Роджера Желязны. Что и говорить, а 50% успеха в фэнтези это полет фантазии и умение эту фантазию направить в нужное место. Желязны описал настоящий волшебный и уникальный мир, способный так много дать читателю, увлечь и увести в бескрайние просторы, но требующий только одного – любить и уметь фантазировать. Сами бесчисленные отражения подталкивают, побуждают рассуждать и воображать, а что там дальше? Есть ли предел мирам – теням? Роджер сам порой так увлекается в описании природы миров-отражений, что текст из привычной, если хотите академичной, формы превращается в поток сознания, набор мыслей, как они есть в голове, отраженных на бумаге. Вот тут стоит задуматься, а хорошо ли это? Вкусы разнятся, предпочтения отличаются, я же замечу, что свой шарм или притягательность в этой пляске мыслей есть несомненная, но вот воспринимается этот хоровод тяжеловато. Не то чтобы написано заумно, нет конечно, просто отрывочные фразы вынуждаю напрягать воображение и картинка перед глазами начинает дергаться, рябить. В итоге эффекта присутствия, мира глазами Корвина достичь не получается.
Я пишу о мире Амбера, а непосредственно о его живой составляющей ничего толком не сказал. Итак – мир этот пуст и удивительно безлюден. Были некоторые гуманоиды, представленные в «Девяти Принцах», абсолютно картонные и безжизненные. В самом Амбере кроме Рейна и нескольких лордов, чьи имена промелькнули в течение 5 книг от силы два раза, больше никто не живет. Что есть во Дворе Хаоса тоже не понятно. Тень-Земля в этом плане описана намного ярче. Видимо Желязны сознательно не хотел заострять внимания на детали быта, но из-за этого кажется, что перед нами не самобытная действительность, а театр с актерами и декорациями.
2. Герои, их количество, прорисовка характеров.
Главный герой, он же Корвин удался. Он — краеугольный камень и было бы странно, если получилось бы иначе. Другие принцы и принцессы получились неоднозначными. После первого романа я проявил благоразумие и решил подождать, ведь откровенно картонные братья и сестры Корвина в первой части «Хроник» бросались в глаза. В итоге Желязны к концу «Пятикнижия» удалось доработать и развить каждого персонажа, придать характерные черты личности, то бишь сделать индивидуальность. Однако я не смогу назвать этих персонажей живыми, разве что кроме Корвина, да Рэндома, и не смогу назвать их родными. Если сравнить эти образы с Отрекшимися из «Колеса Времени» Роберта Джордана то на лица огромная разница в проработке действующих лиц. Правда, одна книга Джордана по объему примерно равна всему «Пятикнижию».
3. Глубина идеи или каков же замысел?
А замысел замечательный. Из истории о противостоянии за власть, вектор повествования переходит в сторону глубинных противоречий Порядка и Хаоса. Показать все многообразие мира отражений, его возникновение и законы — вот что требовалось, и что с честью выполнил автор. Множественные аллюзии на мифологию, «Песнь о Роланде», артуровский цикл, англоязычных поэтов, Шекспира т.д., сделаны на высшем уровне. Тут же, в переплетении фантазии автора и его заимствований, прослеживается изменения в характере главного героя. Суть произведения – противопоставление героя внешнему миру, изменение в поведении Корвина, вследствие постоянно меняющегося окружения, осмысления своих поступков и понимания натур своих родственников, — на фоне борьбы двух первородных начал. Однозначно можно сказать одно – «Пятикнижие» яркий представитель скрупулезного и любящего отношения автора к своему творению, все что хотел сказать Желязны, сказал.
4. Сюжет.
Захватывает не сразу, а где-то с середины 2 книги. Сами приключения Корвина порядком сдобрены интригой, неожиданными поворотами и всеми причитающимися фэнтезийными штучками. Тут и карты, служащие универсальным мобильным средством связи, перемещение сквозь пространство-время, драконы и, конечно, доспехи и мечи. Все в лучших традициях жанра. Сюжет мы наблюдаем глазами самого принца и, следовательно, вместе с ним удивляемся и злимся, рассуждаем и недоумеваем. Накал постепенно нарастая, не ослабевает до конца и порой удивляешься, что все пять книги это не единый роман и между написанием первой и пятой части прошло целых восемь лет. Читается на одном дыхании, что и говорить отличная работа.
5. Юмор.
Куда же без него? Без него пресно и скучно. Желязны не выдает что-то из ряда вон выходящее, но знает когда нужно пошутить, а когда нет. Юмор в романах не злой, с самоиронией и всегда к месту.
6. Система боя.
Раз здесь у нас все-таки больше героическое фэнтези, то упомяну о боевой составляющей, то есть, как в книгах обстоят делать с рукопашной. Ничего нового автор не открывает, в описании битв не скуп и не щедр, боевыми приемами или разнообразными стойками повествование не обременяет, однако в тех местах, где дело доходит до лязга металла, все выглядит красиво и по делу. Не люблю когда на этих составляющих заостряют внимание, поэтому рад, что тут боевик лишь инструмент. Ну и за придумку Грейсвандира отдельное спасибо.
7. Стиль автора.
После первого тома я был в недоумении. Как относиться к этим нелепым описание продвижения многотысячной армии и штурма Амбера? Это же просто перечень убитых, это летопись, а не художественное произведение! Я пересилил и продолжил читать, и не зря. Удивительно как автор изменился уже во втором томе. Язык Желязны стало не просто легко читать, его стало интересно осмысливать, продумывать. Так же автор любит оставлять легкий налет философии, который в пятой книге стал настоящим жирным слоем. Ничего против рассуждений о вечном не имею, особенно когда они к месту. Итак, если не считать первый том, то со стилем у автора все в порядке.
8. Переводы.
Того самого, единственного и неповторимого нет, и не предвидится. Читая, приходилось некоторые невразумительные места сверять с оригиналом. Не удобно, а что делать?
В итоге я рад, что впустил в свой мир и Желязны и «Хроники Амбера». Определенно знаковое произведение, которое оставило после себя не просто след, а дух, дух большой и необъятный. Фантазии автора только позавидуешь, а попытка симбиоза двух сестер – фантастики и фэнтези – удалась на славу, и так и хочется похвалить Роджера Желязны, но мастеров не хвалят, ими восторгаются, а здесь на лицо полная победа мастерства. И все же, эталонным, идеальным этот труд я назвать не могу. Революционным, неординарным, не таким как все, может быть где-то гениальным, но не эталонным. Есть у «Хроник» и минусы, к глубочайшему моему сожалению.
P.S. Прочитал «Пятикнижие Мерлина» и понял одну вещь. Весь цикл — грандиозен по замыслу, но увы довести до конца задуманное Роджер Желязны не смог, и 10-й том «Хроник» явился, для меня, тому подтверждением. Но, как бы то ни было, «Хроники Амбера» являются самодостаточной величиной, явлением в жанре, показавшим читателям свой взгляд на фэнтези. На свете существует множество литературы, но всегда есть стержень, перечень книг, во всех жанрах, на который ровняются или, хотя бы, имеют ввиду. Я никого не удивлю сказав, что «Хроники Амбера» с полным правом занимают в этом перечне свое законное место. А я изменю оценку первому «Пятикнижию» на высшую. Всё-таки из двух оно смотрится законченно и более совершенно.
анрюша, 29 сентября 2016 г.
Пятикнижие Корвина, пять книг про разного человека, начинавшего как беспамятного принца, возможного наследника на трон, продолжившего как справедливого захватчика собственного королевства, и закончившего как смиренного отставника, участника боевых действий.
Корвин в этом цикле является основным двигателем сюжета, пусть он и явился в итоге марионеткой в другой, более сложной и многоходовой игре, все-таки все его решения напрямую влияли на развитие сюжета.
Необычно построение цикла, ведь каждый роман являл собой словно отдельный жанр, будь то детектив, дворцовые интриги, приключения, философская притча.
Частый самоанализ героя о причинах совершаемых им действий, его рассуждения, следование к намеченной цели, вера в свое дело, переживание за судьбу своего королевства – Корвин за пять книг раскрылся полностью, и возможно затеряется в тенях, как его отец Оберон когда-то, оставив решение проблем уже на плечи нового короля Амбера, своих, оставшихся в живых, братьев и сестер, а также своего сына, благо (или, к сожалению) проблем осталось предостаточно.
Насчет других персонажей в цикле – их портреты хорошо визуально прописаны, но на счет мотивации, не совсем уверен, потому что получилось, примерно, что все – обиженные дети на своего отца, как на недостаток внимания в детстве, так и на место в жизни, которое он им уготовил, отчего и выросли уже все проблемы пятикнижия.
В целом, цикл обязателен к прочтению, причем — лучше залпом, поскольку между всеми романами нет практически никакого временного интервала, а события следуют своим стройным чередом.