Хорхе Луис Борхес «Жестокий освободитель Лазарус Морель»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Действие происходит в Америке в первой половине 19 века. Некий человек по имени Лазарус Морель решает организовать свой собственный «бизнес» по торговле рабами...
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
|
|
|
|
|
|
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— сборник «Всемирная история бесславья», 1935 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
- /языки:
- русский (22), испанский (3), украинский (2)
- /тип:
- книги (27)
- /перевод:
- Ю. Ванников (4), Е. Лысенко (18), В. Шовкун (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
jamuxa, 15 октября 2010 г.
Оттолкнувшись от Марк Твена и описанных им реалий (самое замечательное, что к истории этого подлеца и нечестивца оказались причастны, пусть вскользь, как пуля на излёте, «бессмертные» Том Сойер, Гек Финн и сам Индеец Джо! — найденный ими сундук как раз и был «затырен» тем, кого Борхес переименовал (ведь подлог самое главное, когда пишешь о подлогах:)) в Лазаруса Мореля), Хорхе Луис Борхес преподносит нам практически ту, но «совсем другую историю». Так подвергают огранке найденный самоцвет — заставляя играть его грани, причудливо играя законами преломления.
Сам Борхес, в предисловии 1954 года, определяет стиль этого рассказа и последующих в сборнике, как барочный (все эти вычурные «крендельки» и «завитушки», доведенные до предела, тем самым впадая в пародию на себя), так оно и есть: шедевр. И так, не великий по размер, но не по содержащемуся в нему пространству истории, текст скрупулёзно разбит на главки, превращая их в самостоятельные микрорассказы, из которых и рождается целое. Экспозиция, эдакая присказка, которая вписывает вымышленный сюжет в историческую перспективу, давая ему право на «документальную» реальность; и которая отнюдь не возражает против многократных прочтений. Затем главки определяющие декорации, персонажей, главного героя, развитие событий, кульминацию и, наконец, конец....
Читаешь и чувствуешь, как накатывает волна эйфории — удовольствия от чтения и предвкушение: ведь это только «осьмушка» сборника, не считая «осьминога» et cetera!
Anastasia2012, 14 июня 2012 г.
Ещё одна история негодяя, коих у Борхеса достаточно. Где и как «работал» преступник, чем всё закончилось — всего в достатке. Меня же задуматься заставила первая глава «Первопричина»: смена одних рабов на других, рабство как явление, воля нескольких людей как источник рабства — относиться к человеку как к рабу (то есть формально вещи) пострашнее делишек одного из преступников, порождённых самой системой рабовладения.
elsolo, 20 января 2010 г.
Почти рассказ, почти притча, почти исследование. Америка времен рабовладения. Но речь по моем как раз о отношении человека к человеку. Не то что бы он размышляет на тему, человек ли раб. Скорей он показывает что раб в те времена вещь. Которую можно украсть, убить. Очень выгодная получается вещь.
alex1970, 25 января 2011 г.
Мрачная и жестокая почти легенда о подлом убийце и мошеннике, организовавшем необычный бизнес.
В рассказе есть что-то готическое — написан он очень хорошо, чтение захватывает.
drogozin, 18 августа 2010 г.
Реалистический рассказ о жизни выдающегося негодяя на рабовладельческом юге Америки. Главное, что в нём есть — уникальная стилистическая изобретательность. Подобные краткие биографии ещё встретятся у Борхеса, но эта меня впечатлила больше других.
duke, 8 марта 2008 г.
Неплохой рассказ про то, как надо организовывать свой бизнес. Особо не впечатлило.