fantlab ru

Вячеслав Рыбаков «Вода и кораблики»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Оценок:
172
Моя оценка:
-

подробнее

Вода и кораблики

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Космонавт возвращается на Землю после тринадцатилетней межзвёздной экспедиции. На Земле 23-й век. Человечество изменилось настолько, что жизнь среди людей для человека, родившегося в 20-м веке, кажется абсолютно невозможной. Если не пожизненное отшельничество, то самоубийство. Существуют ли другие варианты? Может ли «пришельцу» в этой ситуации помочь любовь — этот универсальный спасательный круг? Автор не даёт ответа на эти вопросы, расставаясь с героем повести незадолго до его встречи с любящей его девушкой. Читателю даётся возможность самому представить дальнейшую судьбу героев, поставив себя на их место.

Эта блестящая драматическая картина далёкого будущего написана очень искренне и насыщена интересными размышлениями Автора на морально-этические темы, что не мешает динамичному развитию сюжета. Повесть читается с неослабевающим интересом от первой до последней страницы.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Рукопись была известна под названием «Мотылек и свеча». В частности под таким названием она упоминается Сергеем Переслегиным.


Входит в:

— журнал «Фантакрим MEGA 1992'3», 1992 г.

— сборник «Письмо живым людям», 2004 г.

— антологию «ФантАstika/2008», 2009 г.

— антологию «Me armastame Maad», 2016 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 75

Активный словарный запас: высокий (3062 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1993 // Средняя форма (повесть)

номинант
Бронзовая Улитка, 1993 // Средняя форма

Похожие произведения:

 

 


Сочинения в двух томах. Том второй
1997 г.
Письмо живым людям
2004 г.

Периодика:

Фантакрим MEGA 1992'3
1992 г.
ФантАstika 2008
2009 г.
(болгарский)

Издания на иностранных языках:

Me armastame Maad
2016 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занимательная повесть о вторжении инородного тела в утопию и о попытках утопников как-то с этим свыкнуться. Космонавт возвращается на Землю после долгой разлуки с ней, его радостно встречают земляне будущего, но есть во всём этом какой-то подвох, в связи с чем космонавт становится больше похожим на изгоя, чем на героя... Всё, как и в случае с «Доверием». Перед нами очередное психастеническое порно с выжиманием слезы из тонко чувствующих натур. Даже мужчин трясёт, когда они читают Рыбакова. Повесть очень неплохая с одной стороны (да), а с другой — используются те же приёмы, «рыбаковщина». Все жители утопии суперидеальны, а грозные мужчины чуть что краснеют или стыдятся (я серьёзно, там есть такие описания). Арсенал психастенического порно расширен за счёт лёгкой эротики, что тоже свойственно автору. В данной повести мы имеем и эфебофилию (тяжело дышащее описание полусвязи между взрослым мужчиной и молодой девушкой), и френдзону, и ещё одну френдзону, и воздыхание похотливого космонавта, которому не с кем реализовывать свои половые инстинкты (не дают). Сама же идея телепатии не очень глубоко продумана, но в принципе поверхностная проработка идей для НФ свойственна.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что мы говорим и то, что мы в этот момент думаем — это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Сможем ли мы жить так, чтобы наши мысли и наши речи всегда были бы в согласии друг с другом? Кажется, что это невозможно. Вячеслав Рыбаков предлагает читателям свой вариант будущего, в котором человечество оказалось насильно ввергнуто в такую жизнь и, представьте себе, всё-таки выжило. Идея чрезвычайно плодотворная и интересных мыслей сразу же вызывающая целую кучу.

Но автору и этого оказалось мало — он, как некогда и Станислав Лем в своём «Возвращении со звёзд», вверг в новое общество практически нашего современника — космонавта, возвратившегося на Землю из дальней звёздной экспедиции, и не обладающего даром читать мысли других людей. Ситуация интереснейшая....

Но вот сюжетная реализация задуманного скорее разочаровала, чем порадовала. Две достаточно серьёзные исходные предпосылки для повествования выглядят, мягко говоря, не очень правдоподобными. Первая из них — это личность главного героя, космонавта 1-й Звёздной экспедиции, Коля Кремчера. Думается, что уж в 1-ю Звездную должны были отбирать лучших из лучших, с отменной психической устойчивостью. Герой же Рыбакова — какой-то неимоверный себялюбивый неврастеник, скорее просто тряпка, чем член экипажа Звёздной экспедиции. И второе: совершенно неправдоподобно, чтобы общество будущего пошло на такую глупость — скрыть от главного героя свою новую сущность, нелепо притворяясь, что все люди кругом ровно такие же, как он сам.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разгон повести не вдохновлял как-то, даже и раздражал временнЫми перескоками, рваным ритмом и ...общей тягомотностью.

К середине, возникло ощущение: Рыбаков гениален.

В последней трети: он не гениален, он просто сволочь. Так надавить на мужское... На мужское что? Да, ... знает что!

Респект-уважение, снимаю шляпу, поклоны и приседания в сторону автора.

__

P.S. Рискну утверждать, помимо шикарного сюжета здесь представлена и подробно описана технология работы с собственным сознанием.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Странная штука — разговор.»

В. Рыбаков «Вода и кораблики».

«Человек думает о чём угодно и в мыслях имеет порой такое, за что мало колесовать, сжечь живьём или до конца дней поставить к позорному столбу. Если бы судили за мысли, едва ли бы кто избежал виселицы.»

Ю. Нагибин «Как был куплен лес».

«Вода и кораблики» — название почему-то не связывается в моём сознании с этой повестью. «Побочный эффект» — этими словами, встречающимися в тексте, я её называю условно, для себя. Это ещё одно «Возвращение», но для космонавта Коля Кречмара*, нашего современника, общество середины XXIII века быстро перестаёт походить на послеполуденную идиллию, где отдыхают фавны, и превращается в кошмарное полуночное видЕние. Человечество состоит из мутантов-телепатов, у которых нет защиты ни от восприятия чужих мыслей (могут, правда, не обращать внимания), ни от непроизвольной передачи собственных, причём заставить себя «не думать об обезьяне» они тоже не способны. Думать можно, что угодно, важно лишь то, как человек сам относится к своим мыслям. Если есть самоирония, а главное — совесть, тогда всё в порядке и ты — хороший человек. Макбет говорит Колю: «Вот почему Сима кричала, что ты очень хороший. Совести у тебя — вагон.» (стр.70;страницы указываю в виду важности ссылок по сборнику «Письмо живым людям», М. 2004.). Он же даёт такую характеристику людям XXIII века: «Мы лишены необходимости говорить и делать неправду. Нам никогда не приходится единственно ради того, чтобы не прослыть хамами или бездушными эгоистами, говорить и делать то, чего не хочется. Естественность поведения не рвёт социальных связей...»(стр.72). А что делать несчастному, одолеваемому дембель-синдромом**, пришельцу среди красивейших женщин и девушек, одевающихся по моде Лазурного берега в ситуации, когда все его мысли читаются окружающими с 5-7 метров?***

«Да каким же надо быть, чтобы нечего, совсем нечего было скрывать? Чтобы во время спора или поцелуя быть совсем открытым? Разве человек может?» — С убийственной, многотонной ясностью Коль понял, что они, все вокруг, — иные. Совсем. Он среди них — не жилец, ему не стать таким.»(стр.39).

Существование Коля в таком окружении, можно сравнить с жизнью в обществе негуманоидов, настолько оно психологически неприемлемо. Когда до него дошло, что он уже довольно долго ходит перед всеми, как голый (тут почему-то вспомнился дядюшка Коль, который был весёлый король, хотя платье шили для другого), он сбегает в сибирский заповедник работать лесником.

Но гуманное общество не забывает о нём. После года жизни отшельником его ожидает новое испытание, в результате которого он покушается на самоубийство. Спасает его высокоинтеллектуальная техника — замечательно придуманный Автором универсальный робот-скорди. Кстати, пишу без спойлеров, потому что уверен — практически все повесть читали, а если уж найдётся не читавший (дорос, например, человек), то после моего отзыва прочитает обязательно. Сужу, уж извините, по себе. Итак, проходит год. К этому времени на референдуме психологов принято страшное решение и Колю приготовлена ловушка в Испании, куда он направляется, чтобы встретиться с полюбившей его девушкой Симой. Коль надеется, что сумеет заставить свой стыд умереть. (стр.74).

Читатель не может не видеть безнадёжности положения ГГ. Начинающий психолог Макбет говорит, что «если мы всем нашим распрекрасным человечеством не сумеем убедить одного хорошего человека в том, что ложь не необходима для жизни, то грош человечеству цена.» К сожалению, он не прав. Автор сознательно смоделировал стечение обстоятельств, когда ГГ попадает в принципиально, по определению, безвыходное положение. Нельзя жить в обстановке, когда, прошу прощения, невозможно уединиться даже в туалете, если только соответствующие свойства не заложены в человека на генном уровне. И ведь что особенно для нас, теперешних людей, удивительно — Макбет называет ложью всего лишь (!) то, что человек скрывает свои мысли. Ложь в нашем понимании в этом мире отсутствует как таковая, она невозможна в принципе.

Остаётся неизвестным, что думает Рыбаков о будущем ГГ. Ну и правильно, каждый пусть сам поставит себя на его место. Между прочим, ещё восемь звёздных экспедиций не вернулись пока не Землю, так что проблем у человечества в общении с хорошими людьми будет выше крыши. Дело-то обстоит так, что надежды на превращение «пришельцев» из прошлого в «обычных» людей нет никакой.(стр.37).

В заключение хочется отметить замечательную глобально-техническую идею Автора — продукты питания производятся для всего населения серьёзно преобразившейся Солнечной системы в ближнем космосе на т.н. вакуум-синтезаторах. Проблема продовольственной безопасности в XXIII веке решена окончательно.

*) Имя дано ему в честь канцлера Гельмута Коля.

**) А его ещё и обманывают, растерялись, не зная, как с ним обращаться, устраивают глупейший маскарад с военной формой и пр.

***) Весь конфликт из этого обстоятельства и вытекает. Слава Б-гу, что эта ситуация принципиально невозможна — природа не допускает самоубийственных вариантов. Это понимает В. Головачёв, поэтому в его рассказе «Волейбол — 3000» действуют «этические нормы мыслесвязи: никто не «читал» мысли собеседника без его разрешения на контакт...».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мы все хорошие люди, только кто то глубоко в душе, кто то очень глубоко, а кто то еще глубже.

Как всегда, от его произведений остается чувство пронзительной жалости и одиночества.

В больших дозах противопоказано :)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из тех немногих произведений, которые не только заставляют думать, но и учат, и, даже, могут заставить человека пересмотреть свое мировоззрение. Очень серьезно, очень умно, несомненно пиршество для ума, но, конечно, не так занимательно, как в чисто развлекательных книжках — здесь не стреляют, не преследуют, не убивают..

А вообще, хочется сказать автору — спасибо, что Вы, Вячеслав Михайлович, есть! Только писали бы Вы чуть-чуть побольше..

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Светлый добрый мир будущего. Добрый... или страшноватый — от того, что твои мысли и чувства открыты всем вокруг? Мне, например. показалось именно так. Боже сохрани... И как много было бы потеряно в человеческих отношениях! И как хорошо, что этого не может быть! Хотя, опять же... В общем, здорово, что начинаешь об этом задумываться.

И еще: несколько раз во время чтения комок к горлу подкатывал. Возникли какие-то свои ассоциации и эмоции. Значит — не зря прочитано...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Превосходная книга об одиночестве человека среди людей. Фирменный стиль Рыбакова: замечательный язык, остро поставленный этический конфликт, прекрасно показанное его развитие, кульминация и разрешение... Умеет Вячеслав Михайлович заставить сочувствовать героям, вызвать на душе щемящее чувство...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настоящая рыбаковская книга — автор узнаётся с любой страницы. «По когтю льва...», как говорится! Этическая утопия, которой и не положено показывать КАК менялись люди будущего, но положено спрашивать: сможем ли мы СТАТЬ такими, как они? И тут каждый отвечает себе сам...

Наверное, людей, подобных рыбаковским героям, совсем немного на Земле (и в Космосе :wink:), но автор явно способствует тому, чтобы их становилось чуть больше! Тем, кого отпугнула публицистикой «Звезда Полынь», стОит прочитать «Кораблики...«!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждое произведение Рыбакова — это всегда для меня удар. Всегда испытание. Всегда потрясение. В хорошем смысле слова. Это испытание на мою способность — чувствовать, сострадать, любить, наконец. И я думаю, я надеюсь, что после таких книг я становлюсь хоть чуточку лучше.

Спасибо Вам, Вячеслав Михайлович!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

ИМХО автор напрасно столь явно привязал описания переживаний главного героя к политической ситуации в России конца двадцатого, начала двадцать первого века.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необыкновенное сильное произведение, говорящее о том, что в человеке все должно быть прекрасно и мысли, и... Главное мысли. Главное,чтобы твои поступки соответствовали твоим мыслям, а остальное приложится.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

О сколько нам открытий чудных дает человеческая натура!

Жизнь абсолютной правдой, без какой-либо толики лжи — это поистине великое испытание. Но другое дело добровольно так жить, а здесь — принужденно. Герой смог выбрать... Но сможет ли продержаться?

А можем ли мы хотя бы просто сделать Выбор?

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх