fantlab ru

Ирина Скидневская «Сны в начале тумана»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.43
Оценок:
63
Моя оценка:
-

подробнее

Сны в начале тумана

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Страшная беда пришла в стойбище айнов — злая ведьма Кэлена заманивает девушек в тундру и они умирают. Шаман племени Токо и его приёмный сын Ойво вступают в трудную битву с ведьмой.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Фэнтези-2005», 2004 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Фэнтези-2005
2004 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сон в начале тумана — долгий грустный сон о несбывшемся.

Но этот рассказ не про сны. Он о холодном севере, о племени, столкнувшемся с непобедимым чудовищем тэрыкы, об угрозе гибели, о жертвенности и о мести.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Порой чтобы победить чудовище, кто-то сам должен стать чудовищем. Или для начала непобедимым воином. Таков сын Пыльмау и Комоя, зачатый в любви, вскормленный белой медведицей и воспитанный Орво — надежда и спаситель айнов.

И всё же не он здесь главный герой. Главные — это женщина, у которой не было выбора, кроме как принести свою жизнь (и всё самое дорогое в ней) в жертву племени. И молодой шаман, вынужденный взвалить на свои плечи тяжелую ношу и ожесточить своё сердце.

Суровая земля, огромная проблема, близкое кружение смерти. У племени тоже почти не было выбора — погибнуть либо выжить любой ценой. И месть, это блюдо подают холодным — особенно на залитых северным сиянием просторах.

Получилась легенда, сказание севера о великом герое и о его самой главной битве. Сказание вполне в духе скандинавских саг, но всё же со своими этническими мотивами.

Красиво, атмосферно, непредсказуемо, трагично. Но в первую очередь всё же красиво.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл в подаренной антологии«Фэнтези-2005», жутковато, но понравилось. Рассказ сильный, с проникновением в чуждую, неевропейскую психологию, атмосферу обречённости, в которой все человеческие чувства приносятся в жертву коллективу и тем, кто вершит приговор и распоряжается судьбами отдельных людей от его имени и во имя его выживания.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если противника нельзя убить, то надо создать «лабораторным путём» того, кто будет подготовлен для роли убийцы. Мать любит своего сына, но он уже заранее приговорён погибнуть, он для этого взращён, и её чувства рассматриваются шаманом, сосредоточившим власть над племенем в своих руках, лишь как досадная помеха или как способ управлять сыном. Бунт матери или сына попросту невозможен.
Рассказ базируется на демонологических воззрениях северных народов — одних из наиболее редких в жанре фэнтези. В данном случае это айны — аборигены Дальнего Востока — и отчасти чукчи и эскимосы.

Его недаром поставили в сборнике первым — как яркий, сильный и необычный. Воообще показательно и почти аксиоматично, что знакомство с мифологией разных этносов резко повышает качество и, главное, оригинальность литературных произведений, потому что лишь из этнографии и трудов по истории можно почерпнуть понимание того, что люди разных культур мыслят иначе.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный и необычный рассказ, который на всем своем протяжении видоизменяется и никак не дает к себе привыкнуть или предсказать то, что будет происходить. Поначалу он напоминает те редкие вещи детективного жанра, в которых действие происходит в далеком прошлом. Таких историй, на самом деле, не так уж и много. Но действие несется вперед, и вскоре виновник трагедии становится понятен, а рассказ начинает походить на страшную легенду, которую мог бы рассказать Глен Кук. Почему Глен Кук? Потому что Ирина Скидневская использует еще один необычный способ повествования: она рассказывает историю, в которой поведение и психология героев описана только через поступки. Тоже редко встречающаяся вещь (Сердце Ангела, Черный Отряд), которая в короткой форме дает драйв, напряжение и ощущение, что читаешь что-то необычное. Ну и, безусловно, сам мир и его обитатели, их абсолютно чуждая нам логика, порой жестокие поступки. Честно говоря, продуманность проклятия, ведьмы, демона, борьба с ними получилась даже поинтересней, чем у уже упоминавшегося Симмонса. Чтобы написать этот рассказ была проделана большая работа, которая, наверное, могла бы и вылится в роман. Хотелось бы побольше прочитать про корабль с каннибалами, узнать, что стало с айнами, оставшимися на льдах. Линий могло бы быть много. Но, с другой стороны, тогда бы не получился такой странный рассказ, который просто напрашивается на экранизацию.

В общем, я рекомендую. Прочитал за один присест, что со мной бывает очень редко.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то автор дала маху — к тексту накопилось много вопросов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему айны (морские охотники) вдруг живут живут в тундре в ярангах? Автор их явно с ительменами или чукчами перепутала. Почему охотник вдруг «стреляет» дубинкой в тюленя? Автор не знает слова «бросил»? Непонятна география местности — то племя айнов через перевал уходит в тайгу к оленеводам, то вдруг снова оказывается в тундре. Если дело происходит на побережье Северного ледовитого океана, то неясно откуда среди сплошных льдов взялся китобойный корабль и отчего его непременно должно было унести весенним ветром. Если это Приморье, то непонятно откуда прямо на берегу взялась обширная тундра со свирепыми морозами. Далее, околдованная девица за несколько минут в чуме ухитряется повеситься на кожаном ремне — вот профессионалка! И ремень сразу затянулся, и крепление для петли нашлось, и высота свода оказалась подходящей, и задушиться она успела насмерть. Так удачно редко кто вешается.

Сюжет похож на сборную солянку. Сначала в племени гибнут девушки. Шаман, так и не разобравшись в причине проклятья, вдруг начинает бороться с каким-то пришлым чудовищем, убивающем мужчин. Где связь? Самый ловкий охотник побережья не может отыскать следов племени, которое пообещало невесту и обмануло, и ничего не предпринимает для поисков жены и сына долгих 14 лет? Почему победитель чудовища сам превращается в него, а все другие охотники, выходившие на бой прежде, просто канули в Лету?

Ничего не понятно. Автор хватается за один эпизод, не доводит его до конца, бросает и начинает выстраивать что-то другое.

Замысел рассказа интересен, любопытна и обстановка произведения — редко кто пишет мистические боевики о народах Севера, но И. Скидневской не хватает умения и последовательности.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю как вы, а я от традиционного фэнтези устал ещё в середине нулевых. Традиционного — это в значении «основанного на европейском средневековье», с замками/рыцарями/драконами/эльфами/гномами, чтобы было понятно. За прошедшее с того времени десятилетие ознакомился я и с модным нынче dark fantasy, и «ориентальным» фэнтези одно время спасался, и в смежные жанры вроде магического реализма и мистики забредал, но душа всё-равно требует произведений, пусть и написанных в пограничных с фэнтези жанрах, основанных на экзотических, непривычных для европейца, традициях и мифологических системах. Прошлый год выдался для меня на этот счёт достаточно урожайным — познакомился с двумя замечательными романами А.Григоренко, прочёл «Кадын» И.Богатырёвой, начал читать основанный на якутских олонхо фэнтези-цикл А.Борисовой «Земля удаганок», да и Олди порадовали обращением к якутскому фольклору в дилогии «Сильные»...

К чему такое длинное вступление? Да к тому, что совершенно неожиданно попался мне замечательный рассказ Ирины Скидневской «Сны в начале тумана», написанный в далёком уже 2004 году. Причём с первых абзацев стало понятно, что основан он на фольклорном наследии народностей Дальнего Востока. Продолжил читать — это просто праздник какой-то! Буквально не смог оторваться, пока последнюю страницу не перевернул. В чём прелесть? Для меня — в самой рассказанной истории, которая получилась весьма непривычной для европейского сознания. И дело даже не в том, что весьма экзотичными получились сами «северные» декорации, чудовище тэрыкы и методы подготовки будущего героя для решающего сражения с ним. Основная прелесть рассказа — в качественно переданной разнице в самом мировосприятии героев, которые живут и действуют в совершенно иной системе координат. Их поступки продиктованы не представимой современному человеку логикой, вследствие чего сюжет о борьбе племени айнов с чудовищем и злым колдовством становится совершенно непредсказуемым.

Можно, конечно, к рассказу и придраться немного. Я, например, так и не понял, почему племя называлось айнами. Быт и традиции больше подошли бы каким-нибудь чукчам, нивхам или эскимосам, чем к айнам. Да и тэрыкы, справедливости ради, персонаж именно чукотского фольклора. Но это уже — именно что придирки. Мы же, в конце концов, фэнтези читаем и оцениваем! Если рассматривать с этих позиций — рассказ, для меня лично, очень близок к идеалу. Экзотично, интересно, непредсказуемо, в меру жёстко и кроваво, а главное — не штамповано. Одним словом — рекомендую. Любителям «северных» мотивов — обязательно к прочтению. Остальным стоит ознакомиться, если устали от псевдосредневековья и хотите фэнтези на малоизвестном материале.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастику люблю с детства и неплохо в ней разбираюсь, поэтому считаю себя достаточно квалифицированным читателем. «Сны в начале тумана» — это, бесспорно, шедевр! Никаких стилистических огрехов в нём нет, это абсолютно выверенный филигранный текст, если говорить о форме. Содержание же далеко выходит за рамки жанра, «редкая птица» из нынешнего мейнстрима долетает до таких философских глубин, поданных так художественно безупречно. Главное же, на мой взгляд, достоинство этой вещи — истинный гуманизм, который был и остаётся неотъемлемой чертой произведений классической русской литературы всех времён. Оценка: 10

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На Рытхэу похоже, но очень отдаленно. С «Террором» тоже сравнивать тяжело, слишком уж разные объемы текста и герои. У моряков «Террора» логика европейская и, по крайней мере у большинства, христианская. У Скидневской же действуют язычники с присущей им безжалостной логикой растворения индивида в коллективе и т.п. Получилось очень атмосферно и впечатляюще.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рытхэу не читал, поэтому судить сложно о степени похожести, но то что написанно необычно — это точно! Любопытный, не похожий ни на что рассказ. Читая постоянно вспоминал «Террор» Симмонса — льды, тюлени, корренные народы Севера, погбишие мореплаватели, чудовище... В общем, мне понравилось...

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот это да! Рассказ совершенно неизвестной мне писательницы произвел на меня очень сильное впечатление. В принципе, чтобы охарактеризовать его можно ограничиться двумя словами «Русский «Террор» или, что еще страшнее, — «Продолжение истории «Террора», но постараюсь описать свои впечатления подробней.

Мастерски описано противостояние племени морских охотников и чудовища, пытающегося уничтожить племя. Страх, отчаяние, надежда героев просто физически чувствуются читателем. Отлично изображены образы шаманов. А уж способ, который помог победить тварь, и вовсе потряс мое воображение. Если бы не некоторые мелкие огрехи стиля, поставил бы высший балл. И все же рекомендую прочесть этот рассказ. Думаю, он не оставит вас равнодушными.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, посвящённый очень мной уважаемому писателю Юрию Рытхэу. Рассказ не только практически повторяет название лучшего, на мой взгляд его романа «Сон в начале тумана» но и как то напоминает этот роман стилистически. Неплохой получился рассказ. На мой взгляд, пожалуй лучшее произведение в сборнике.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничего особенного, этническое фэнтези без каких-либо изысков. Но почитать можно.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх