fantlab ru

Адольфо Биой Касарес «Сон на солнце»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.57
Оценок:
28
Моя оценка:
-

подробнее

Сон на солнце

Dormir al Sol

Другие названия: Спать на солнце; Спящие на солнце

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

В письмах к Феликсу Рамосу, давно знакомому, но далекому человеку, Лусио Борденаве раскрывает историю своей непростой, неспокойной семейной жизни. Непростой, но все же обыденной — до тех пор, пока он не согласился отдать свою жену Диану на лечение в Психопатологический Институт.

С этого момента происходящие с ним события принимают все более странный и даже зловещий окрас...

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

План побега
2000 г.

Аудиокниги:

Изобретение Мореля. План побега. Химера. Укус ангела
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Аргентине их было три титана литературы 20 века — Борхес, Кортасар, Биой Касарес. Третий, как и Кортасар, ученик Борхеса, да еще и большой его друг, к сожалению, крайне мало известен у нас. Я когда-то читал его рассказы и первый роман «Изобретение Мореля», заинтересовал, понравился, но я забросил читать его книги лет на пятнадцать.

И этот роман прочитал по чисто внешним причинам. Книга производит двойственное впечатление. С одной стороны, действительно — атмосфера загадки, тревоги, а потом страха и отчаяния, окруживших жизнь главного героя — классического «маленького человека», переданы великолепно. События развиваются стремительно, роман читается жадно, страницы летят. Даже предсказуемый и закономерный финал не разочаровывает, а по-хорошему, бодро «выдергивает» читателя из зоны комфорта, как и положено хорошему триллеру, заставляет задуматься о собственной жизни и социальном поведении.

Биой Касарес всю жизнь прожил в Аргентине и не мог открытым текстом писать все, что думает. Ведь его в его стране одна диктатура сменяла другую, с кратчайшими периодами «оттепели». Поэтому в романе есть явная тема, важная для культуры второй половины 20 века, да и сейчас актуальная, — об ответственности ученого перед человечеством за свои открытия и важности его нравственной позиции. Но также и скрытая — о беспомощности «простого человека» перед государственным аппаратом подавления и его приспешниками. Будешь выступать — тебя легко заменят на послушного робота или зомби, с радостью исполняющего приказы сильных мира сего. Даже в частной жизни «маленькому человеку» не удастся укрыться. Семья — ячейка общества, и она подвержена тому же давлению и управлению, как и отдельная личность.

Тут, кстати, находится обратная сторона впечатлений от книги. Слишком уж много внимания уделено дрязгам и разборкам в семье главного героя Лусио. При этом часто поведение и поступки персонажей, даже то, что они несут в ходе бесчисленных перебранок выходит за пределы хоть какой-то нормы. Кажется, то ли они все «с прибабахом», то ли только что с дерева слезли и ведут себя соответственно. Половина этой дичи и околесицы работает на атмосферу и сюжет романа, а половина только вызывает недоумение и раздражение. Не прочитав комментарии, я так и не понял, что действие происходит в Буэнос-Айресе, современном мегаполисе и столице страны. Кажется, даже у селян в разорившейся деревушке будут более сбалансированные отношения, чем у этих якобы столичных жителей. Персонал Психопаталогического института ведет себя не более вменяемо, хотя казалось бы — научные работники. Истерики и дикие выходки вперемешку с лихорадочными достоевскими исповедями для них норма. Люди, населяющие роман, похоже способны свести с ума не только протагониста книги, но и читателя.

Тем не менее, книга оставляет после себя хоть и тяжелое, но сильное впечатление. И через негативный результат попыток главного героя восстать против жестоких правил игры и вернуть свою большую и прекрасную любовь — красавицу-жену Диану — дает читателю сделать правильный вывод. Борьба с пороками и несправедливостями общества должна быть разумной, последовательной и коллективной. Необходимо преодолевать разобщенность между близкими по духу людьми, и только совместными усилиями добиваться своей победы в правом деле.

Страшный но правильный урок из любопытного, пусть и противоречивого романа.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Адольфо Биой Касареса «Спящие на солнце»/«Сон на солнце» читала году в 2002, потому в этот раз решила послушать. И даже соскучилась по голосу Юрия Заборовского – безусловно, мега-профессиональному, но временами (как бы точнее выразиться) … слишком избыточному – если посредством его фирменных интонаций не попадаешь в такт собственному восприятию книги. А с Касаресом все сложилось. И Лусио Борденаве, совершенно аутентичный, вновь рассказал мне свою нервную, запутанную и странно притягательную историю.

Я вошла в эту реку дважды. Впечатления от чтения – глубже, но и в восприятии на слух – свои плюсы, если читает мастер и с душой, а ты незаметно, исподволь, эпизод за эпизодом, проникаешься неотвязной зыбкой тревогой, столь естественной в любых «партитурах» Касареса.

Всё в этой истории – по его правилам: ирреальность происходящего, таясь до времени под маской обыденности, с развитием сюжета набирает очков по местной шкале Рихтера; абсурдные ситуации, не слишком разряжая атмосферу растущего напряжения, совсем по-Кафкиански «правят бал»; а тревожное предчувствие дикой развязки («уютное», как неустранимый сквозняк) шаг за шагом сопровождает нас с бедным слабовольным Лучо на тропе его упрямого и неумелого бунта.

Как же силен подобным проникновением в под/сознание «недобрый демиург» Касарес! Вспомним, «его создания болеют чудесами, как скарлатиной; их медленно, но верно поглощает топкая трясина чудесного, выкарабкаться из которой, как правило, невозможно». Попутно достается и читателю (слушателю). В той мере, в какой он способен вместить. Ему же достается мысленной эстафетой и Большой Нравственный Вопрос с долгим послевкусием: куда могут завести подобные игры в богов-создателей, если на «игровом поле» уже не литературные персонажи, а реальные люди? (Хотя вопрос «реальности» бытия некоторых хомо-сапиенс вообще-то очень спорный).

===

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вместо эпилога сюда так и просится финальный фрагмент «27 теоремы этики«С.Витицкого (Бориса Стругацкого): «Потому что – нельзя. Есть вещи, которые нужно, очень нужно, но в то же время душераздирающе нельзя. Мы не всегда умеем объяснить. Понять. Сформулировать. Надо стараться. Обязательно надо стараться. Но даже если ни понять, ни сформулировать не удалось, надо почувствовать (просто грубой шкурой души): это – нельзя»

===

Читать, слушать — непременно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный, психологически сильный роман. При прочтении ощущаешь и нарастающую с каждым поворотным сюжетным событием тревогу, и внутреннюю напряженность, постоянно ожидаешь какого-то подвоха и в то же время — живешь какой-то неосознанной надеждой на избавление от наваждения. Рассказ Лусио Борденаве, или попросту Лучо, о своей жизни неспокоен — и напряжение Лучо передается читателю. Вначале это описания обыденной семейной жизни, которые, впрочем, больше напоминаю постоянное балансирование на краю пропасти или ночлег в жерле спящего вулкана. Но с появлением в тексте упоминаний о профессоре Штандтле, заядлом собачнике, все меняется, тревога завладевает всем. Лучо — обычный человек, со своими слабостями и своими достоинствами — он более склонен плыть по течению, чем против него. Он неплохо живет даже в той неуравновешенной атмосфере, что сложилась в его доме после того, как он женился на Диане. Неплохо — пока жизнь остается обыденной. Кто-нибудь мог бы написать роман об обыденной жизни, или сделать роман о жизни романом, полным аллегорий и аллюзий, но Касаресу нужно явное вмешательство в жизнь странного и тревожного, вмешательство на первом плане, а не в играх смыслов. Поэтому читателю, знакомому хотя бы с одним крупным произведением Касареса, уже относительно понятно, куда клонит свой сюжет автор. Одно сюжетное событие сменяет другое, Лучо попадает в поток, и он не может — в силу своего характера — выплыть из водоворота самим собой, целым и невредимым. Начиная с момента госпитализации Дианы, все в его жизни идет наперекосяк. Напряжение повествования все более усиливается, за реализацию моментов с собаками, за их силу — стоит сказать автору отдельное спасибо. Рост напряжения нелинейный, будет и спад, промежуточный финал — вполне оправдывающий опасения читателя, и финал настоящий.

Интересно, что, как и в «Плане Побега», здесь прослеживаются отчетливые параллели с фантастикой Уэллса. Окружающий мир уж не тот, латиноамериканский колорит здесь важен, он создает обстановку, расставляет акценты. Нет, параллели здесь на другом уровне — более частном, но все же важном — на уровне сюжетных ходов. Психопатологический институт, о деятельности которого ничего толком не известно, возбуждает подозрения хотя бы у читателя. Врачи, его сотрудники — иронизируют над сложившимся врачебным образом — но в своей иронии подходят чрезвычайно близко к истине. Гуманизм их обретает извращенные черты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если конкретнее, то роман «Спящие на солнце» заставляет вспомнить «Историю покойного мистера Элвешема» Уэллса.

Несмотря на некоторую предсказуемость развития сюжета в общем, роман оставляет сильное впечатление. Не только атмосфера в нем ценна, не только стиль, но и вложенные в него мысли.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх