fantlab ru

Джеймс Блиш ««Би-и-ип!»»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.25
Оценок:
121
Моя оценка:
-

подробнее

«Би-и-ип!»

Beep

Другие названия: Сигнал

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Вопрос скоростной передачи информации на большие расстояния в далеком будущем нашёл решение.

Однако один побочный эффект очень повлиял на все представления человечества о будущем и влиянии на него.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Galaxy Science Fiction, February 1954», 1954 г.

— антологию «Stories for Tomorrow», 1954 г.

— антологию «Space Police», 1956 г.

— сборник «Galactic Cluster», 1959 г.

— антологию «Galactic Empires: an Anthology of Way Back When Futures», 1976 г.

— сборник «The Best of James Blish», 1979 г.

— антологию «The Ascent of Wonder: The Evolution of Hard SF», 1994 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— сборник «A Dusk of Idols and Other Stories», 1996 г.

— журнал «Если 2002'6», 2002 г.

— сборник «Works of Art», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Дело совести
2002 г.
Поверхностное натяжение
2020 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, February 1954
1954 г.
(английский)
Если № 6, июнь 2002
2002 г.

Самиздат и фэнзины:

Города в полёте
2015 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Stories for Tomorrow
1954 г.
(английский)
Stories for Tomorrow
1955 г.
(английский)
Space Police
1956 г.
(английский)
Galactic Cluster
1960 г.
(английский)
Galactic Empires Volume Two
1976 г.
(английский)
Galactic Empires Volume 2
1976 г.
(английский)
The Best of James Blish
1979 г.
(английский)
The Ascent of Wonder: The Evolution of Hard SF
1994 г.
(английский)
A Dusk of Idols and Other Stories
1996 г.
(английский)
Works of Art
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень специфический. Но несомненно заслуживает самой высокой оценки. Это прекрасный образец высококачественной «твердой» НФ. Всем кто любит науку и просто всем любознательным будет очень интересно. Да таких немного. Большинство читателей любят полегче. Я тоже к ним отношусь, но надо быть справедливыми. А ещё все научное объяснение обернуто в авантюрно- детективную упаковку и поэтому вполне читабельно и таким как я.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это рассказ мне понравился больше всех из цикла «Произведение искусства» сборника... Наверное потому, что несмотря на некие сложности с парадоксами времени, с возможностями узнавать в связи с этим будущее и даже планировать, чтобы узнавание оказалось действительным, рассказ понятен, адекватен. Присутствует как бы юмор со стороны главной героини, деловая сметка, находчивость ... по трудоустройству и... женитьбе...

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не плохое решение проблемы превышения скорости света предложил автор, причем почти правдоподобно, несмотря на полувековую давность произведения...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Твердая НФ с описанием неожиданных последствий революционного открытия. Читать скучно -стиль трудночитаемый, хотя начало очень интересное. Сюжет -предостережение: надо очень осторожно относиться к открытиям, прежде чем их запускать в жизнь. Можем получить нечто , уничтожавшее смысл существования цивилизации. В этом автор прав. Интересно ли жить, зная о своем будущем? Я думаю -страшно.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Техническая фантастика. Классический образец внесения идеи, слегка обрамленной литературным содержанием. Чтению препятствуют довольно обширные научные рассуждения. Поэтому моя оценка только пять. Почему? А ответ следует из самого произведения: «История будущего гласит: так оно и было.».

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересная научная тема – рассказывается о некоем побочном эффекте от изобретения прибора для мгновенной передачи информации. Во вселенной Блиша такой прибор называется «передатчик Дирака». А побочный эффект заключается в том, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Можно принимать сообщения из будущего, т.е. отфильтровать и прослушать все сообщения, которые когда либо будут отправляться посредством этого самого передатчика Дирака.

И на этой основе организуется некая всемогущая Спецслужба, которая контролирует всё и всех, но, прежде всего, занимается тем, что обеспечивает первую встречу будущих родителей людей, которые упоминаются в передачах из будущего. Т.е. это Спецслужба, основная задача которой заключается в том, чтобы «держать свечку». Это было бы романтично, если бы не было скучно: в данном рассказе количество околонаучных рассуждений действительно зашкаливает, явный перебор даже для Блиша. Это было бы интересно, если бы не было нелепо: почему это Спецслужба ограничивается только первым свиданием? Такой наивный детерминизм не выдерживает никакой критики – нужно ведь проконтролировать, чтобы отношения развивались дальше, чтобы произошло зачатие, ну а потом: ведение беременности, родовспоможение, ясли, дошкольное обучение, полезные кружки после занятий, институт, экзамены, сессия… Ух, сколько же работы для Спецслужбы…

Довольно неинтересный фантастический рассказ – далеко не лучший у Блиша, но при этом с характерными для его творчества огрехами: попытки автора соединить хард-SF c любовной линией получились настолько неуклюжими, что оставляют после прочтения чувство глубокого недоумения.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занудный детектив со спецслужбами шпионами, длинноногой журналисткой и отсутствием какого-то целостного сюжета. 90% произведения составляют беседы и размышления начальника спецслужбы, а так же псевдонаучное словоблудие. Все события крутятся вокруг некого «передатчика Дирака», который умеет передавать данные бесконечно быстро и вообще предсказывать будущее, которое, оказывается, полностью предопределено и изменить ничего нельзя даже в мелочах. Короче автор считает что жизнь это типа записанного фильма. Этот самый передатчик изобретает очаровательная журналистка и ведущая телепередач, обойдя самых лучших учёных человечества, которые работают над таким же передатчиком. И это не говоря о полной абсурдности описания устройства службы безопасности всей человеческой цивилизации и занятий её руководителя. По описанию он больше похож на следователя по особо мелким делам в тихом полицейском участке. Он, по сути, вообще больше ничего не делает кроме псевдонаучного общения с журналисткой, постоянно вымогающей у него деньги и «выйти замуж потому что так предопределено судьбой хоть она сама этого тоже не хочет», и своим подручным учёным, который тоже изобретал передатчик но у журналистки получилось лучше.

Вот пара примеров диалогов журналистки, начальника спецслужбы и учёного из которых, в основном состоит рассказ.

1.

– Только после оплаты, ни минутой раньше. Кстати, и без того слишком поздно препятствовать побегу. Ну а пока, Робин, я хочу дать вам еще один ответ на вопрос о том, каким образом я, в отличие от вас, смогла раскрыть пресловутый секрет Дирака. До сих пор все мои ответы были основаны на причинах и следствиях, то есть давались в более привычных для вас терминах. Но я хочу, чтобы вы поняли: все очевидные причинно-следственные связи случайны. Нет такой вещи, как причина. И нет такой вещи, как следствие. Я обнаружила разгадку, потому что ее обнаружила: это событие было заранее предопределено, некоторые обстоятельства, вроде бы объясняющие в старой, причинно-следственной терминологии, почему я обнаружила ее, совершенно не важны. Точно так же и вы со всем вашим сверхсовременным оборудованием и логическим мышлением не нашли ее по одной-единственной причине: потому что не нашли. История будущего гласит: так оно и было.

– Значит, я плачу деньги, окончательно и бесповоротно? – с сожалением вздохнул Вейнбаум.

– Боюсь, что так, и, поверьте, мне это нравится не больше, чем вам.

2.

– Как вы и предполагали, каждое сообщение, посланное с передатчика Дирака, ловится любым приемником, способным его засечь. Любым, от самого первого, созданного вами, доктор Уолд, до сотен тысяч по всей галактике двадцать четвертого века и до миллионов, которые будут существовать в тридцатом. Сигнал Дирака – это одновременный прием каждого из посланий, которые были и будут когда-либо посланы. Однако кардинальное количество этих посланий сравнительно невелико и, разумеется, имеет конечное число, куда ниже действительно больших конечных чисел, таких, как число электронов во Вселенной, даже если разбить каждое на отдельные «биты» и сосчитать все.

– Ну да, – тихо выдохнул доктор Уолд. – Конечно! Но мисс Лье, каким образом вы ловите индивидуальное послание? Мы пытались задействовать частичные частоты позитронов, но ничего не вышло.

– Я не знала даже, что таковые существуют, – призналась Дейна. – Нет, это настолько просто, что любой удачливый непрофессионал вроде меня способен до такого додуматься. Вы выделяете отдельные послания из сигнала, посредством временного лага. Все послания прибывают в тот же момент: в мельчайшую частицу времени, называемую «хронон».

– Верно, – оживился доктор Уолд. – Это время, за которое электрон продвигается с одного квантового уровня на другой. Пифагорова единица измерения времени.

– Благодарю вас. Очевидно, ни один большой приемник не способен зарегистрировать столь короткое послание, по крайней мере я так считала сначала. Но поскольку в самом аппарате существуют реле, различные формы обратной связи и тому подобное, сигнал прибывает на выходное устройство в виде сложного импульса, «разбрызганного» вдоль временных осей на целую секунду или более. Этот эффект можно усилить, записав «разбрызганный» сигнал на высокоскоростную дейту, таким же способом, как вы записываете любое событие, которое желаете изучить в замедленном режиме. Потом настраиваете различные моменты отказа в приемнике, чтобы, усилив один, свести к минимуму все остальные отказы, и используете шумоподавляющую аппаратуру, отсекая тем самым фоновые шумы.

– Но насколько я понял, – нахмурился Тор, – у вас было еще немало сложностей. Предстояло отбирать послания…

– Именно так я и поступила. Та небольшая лекция Робина насчет ультраволн натолкнула меня на идею. Я решила узнать, каким образом ультраволновой канал способен переносить столь много посланий одновременно, и обнаружила, что люди отбирают импульсы каждую тысячную долю секунды и передают один короткий сигнал, только когда волна определенным образом отклоняется от средней. Я не совсем верила, что это сработает с сигналом Дирака, но оказалось, все получается: девяносто процентов как доступных, так и исходных передач после этого проходило через устройства устранения импульсов. Я уже достаточно разобралась в сигнале, чтобы осуществить свой план, но теперь каждое голосовое сообщение было не только понятно, но и отчетливо слышно. Если каждую тысячную секунды выбирать три коротких сигнала, можно даже разобрать вполне ясную передачу музыки… несколько фальшивую, но все же достаточно разборчивую, чтобы определить инструменты, входящие в состав оркестра, а это самый надежный тест любого прибора связи.

Из этих отрывков, думаю, понятно насколько увлекателен рассказ и насколько он близок к науке.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх