Джоанна Расс «Когда всё изменилось»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Феминистское | Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
После вымирания мужчин на одной из колоний женщины приспособились за тридцать поколений вести дела сами. Даже женились друг на друге и имели детей. А потом на планету сел корабль и из него вышли особи мужского пола. Стало понятно, что перемены наступят вскоре.
Входит в:
— цикл «Whileaway»
— антологию «Новые Опасные видения», 1972 г.
— антологию «Nebula Award Stories 8», 1973 г.
— антологию «Femmes au futur», 1976 г.
— антологию «Marriage and the Family Through Science Fiction», 1976 г.
— антологию «The New Women of Wonder», 1978 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here», 1979 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction», 1980 г.
— сборник «The Zanzibar Cat», 1983 г.
— антологию «Histoires de sexe-fiction», 1985 г.
— антологию «The Science Fiction Hall of Fame, Volume IV», 1986 г.
— антологию «Science Fiction: The Science Fiction Research Association Anthology», 1988 г.
— антологию «The Best of the Nebulas», 1989 г.
— антологию «Top Science Fiction: Dritter Teil», 1990 г.
— журнал «Солярис 1992'1», 1992 г.
— антологию «Фата-Моргана 3», 1992 г.
— антологию «Sisters of the Revolution: A Feminist Speculative Fiction Anthology», 2015 г.
— антологию «The Big Book of Science Fiction», 2016 г.
— антологию «The Future Is Female! More Classic Science Fiction Stories by Women, Volume Two: The 1970s», 2022 г.
— антологию «Теория всего», 2022 г.
Награды и премии:
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1972 // Рассказ | |
лауреат |
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 1995 // Ретроспектива Типтри |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1973 // Рассказ |
- /языки:
- русский (4), английский (20), немецкий (1), французский (2)
- /тип:
- книги (24), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- И. Бурова (1), Ф. Леви-Хау (2), А.В. Молокин (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Вертер де Гёте, 8 марта 2008 г.
Меня тоже удивил факт награждения этого произведения «Небьюлой». Но в 1972, когда вопросы женской эмансипации были одними из самых животрепещущих, рассказ вознёсся на волне феминизма. Вероятно, на тот момент он казался актуальным, даже смелым. А на самом-то деле — рассказ средненький.
Darth_Veter, 11 октября 2021 г.
Поверить не могу, что подобная чушь получила престижную премию Nebula... Впрочем, с нынешней кампанией за ЛГБТ и «разумный выбор пола» это вполне объяснимо. Действительно, смогут ли женщины заменить мужчин в социальном и биологическом планах? Понятное дело, что физиологически они по-прежнему останутся особями женского пола и размножаться будут исключительно партеногенезом. А в остальном как? Ответ на этот вопрос давно найден и даже экранизирован: я намекаю на скандально-известный в СССР фильм польского режиссера Юлиуша Махульского Seksmisija (у нас — «Новые амазонки»). После ядерной войны перестали рождаться мальчики, и довольно скоро всё общество стало исключительно женским. Впрочем, двое мужчин там всё же имеются: они попали в это будущее случайно, в результате забытого эксперимента по гибернации. Герои Штура и Лукашевича видят в нем то же самое, что и автор рассказа: повальный гомосексуализм, моногендерные пары, партеногенез и омужествление женщин. Будет ли такое общество устойчивым и жизнеспособным? И да, и нет. Дети рождаться, конечно, будут. но второе поколение будет уже ненормальным в психологическом плане, ибо оно не будет знать, что такое мужчина. Во всем остальном они будут нормальными. Правда, сюрприз может подкинуть генетика: мы не знаем, к каким патологиям может привести партеногенез в 10-м поколении и дальше. Вполне вероятно как появление нового вида людей (гермафродитов), так и полное вырождение человечества по причине дефицита Y-хромосом. Так что на 30-м поколении эти амазонки уже не могли бы размножаться естественным путем, как предлагает один из персонажей рассказа. Вся подобная затея вообще не имела бы смысла — всё равно, что половой акт с обезьяной или собакой (РИШАТРА из «Инженеров Кольца» Нивена). Эволюция весьма рациональна и назад, в прошлое, уже не смотрит. По этой причине сюжет рассказа совершенно неправдоподобен и представляет собой чисто гипотетическую ситуацию с необычными начальными условиями.
-----------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о новых амазонках Вайлэвэя, 30 поколений живущих без мужчин. Думаю, противоположный пол будет казаться им либо уродами, либо инопланетянами. Но никак не людьми.
слОГ, 13 июня 2020 г.
Учитывая, что произведение на эту тему не первое, да и не последнее, просто было скорее всего опубликовано в нужном времени, в нужном месте да и ещё с неплохим бэкграундом — можно сказать, предтеча тому, за что мы перестали относиться к Хьюго и Небьюла с должным уважением всего -то через тридцать с небольшим лет.
P. S. На ту же тему Хьюстон, Хьюстон от Типтри гораздо интереснее, но по сути с премиями, это наверное тот самый момент, совпадающие с названием рассказа «Когда всё изменилось».
an2001, 8 октября 2010 г.
Кроме простенькой мысли, что в общем-то всё будет хорошо и без этих «обезьян с человеческими лицами», ничего в этом рассказе и нет. Даже за счёт чего выжили одни женщины на этой планете без мужчин не рассказывается, хотя, наверное, об этом было бы интересно написать. И даже вряд ли такой текст можно назвать очень фантастическим, ибо впечатление, что это просто мечта людей с определёнными жизненными воззрениями, ибо само название рассказа говорит об этом...
Phil J. Fray1986, 10 октября 2015 г.
Радикальный феминизм на марше и т.п., причем самопротиворечивый. К примеру, заявляют:
god54, 12 декабря 2017 г.
Не знаю, за что он получил столько наград, скорее всего дань феминизму, сексуальному меньшизму, полит корректности, когда литература летит в тартарары. Ничего нового, ничего оригинального, в том числе и с точки зрения литературы. Смысл лишь в одном, есть возможность ознакомиться с иной точкой зрения, чем принято в нормальном человеческом обществе. Одним словом на любителя подобного.
mputnik, 26 апреля 2021 г.
Удивительная помесь возвышенного с низменным, очевидного с невероятным, бессмысленного со сверхрациональным.
Шикарнейшая концовка: «…Возьмите мою жизнь, но оставьте мне ее смысл. Хотя бы на какое-то время…». Вроде бы — супер-пупер философИчески безупречно, вычурно романтично и безвозмездно жертвенно. Н-да. Если бы не одно маленькое «но»: все оные ментальные копья ломаются в битвах фатальных сторонниц партеногенеза и представителей обычного двуполого социума.
Увы и ах. Как-то все натянуто, театрально и пафосно, уважаемый потенциальный читатель. Ни тебе экзотики «Лёвой руки тьмы», ни крамольных ассоциаций «Улитки на склоне», ни даже бодрящих пикантностей «Новых амазонок». Бедненько, однако, с выразительными средствами. И со смыслом — тоже беда. НО. Пусть буду парадоксально нелогичен, уважаемый потенциальный, однако прочесть — порекомендую. Хотя, честно говоря, не смогу объяснить — почему
vam-1970, 20 июня 2020 г.
Рассказ — лауреат Небьюла 1972 года, Премии Джеймса Типтри младшего 1995 года, номинант Хьюго 1973 года. И ничего по сути премиального- никакой закваски — ну и что , что мужчины вымерли? -нет описания как выжили женщины. Партогенез! Вдруг прилетели мужчины- ни радости , ни страха. Безразличие. Если почитать в антологии «Новые Опасные видения» Харлана Эллисона послесловие авторши , то это комплекс женской неполноценности какой-то ей не даёт спать. Вот и решила написать такой сюжет.
Но премии за что? Не нашел ни одной причины для премий, кроме моды или политики.