FantLab ru

Сарбан «Звук его рога»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.71
Голосов:
60
Моя оценка:
-

подробнее

Звук его рога

The Sound of His Horn

Роман, год

Аннотация:

В одном из параллельных земных миров вторая мировая завершилась полной победой нацистов. Империя от Ла-Манша до Урала всех неарийцев превратила с помощью хирургии в бессловесных рабов. Новой религией стал культ Дикого Охотника во главе с лордом Хакельбергом, любителем пострелять вместо дичи в молоденьких девушек. В такую действительность и попадает после побега из лагеря молодой флотский лейтенант.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Англо-американская фантастика. Том 4
1992 г.

Издания на иностранных языках:

The Sound of His Horn
1952 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В сетевой библиотеке «Звук его рога» помещен в раздел ужасов. С одной стороны это фэнтези, с другой альтернативная история или просто бред больного воображения. И, тем не менее, в этом разделе ему самое место -- настолько мрачен показанный мир. Охота на людей, рабство, генетические и хирургические манипуляции, всемогущество избранных и беззаконие для всех остальных -- всё это здесь в порядке вещей.

С самого начала ясно, что впереди нас ждет что-то нехорошее -- во время лисьей охоты ГГ обронил фразу про страх, что не передать словами, который испытывает загнанная дичь, и поведал рассказчику свою историю... Сбежав из немецкого концлагеря, он оказался в мире будущего, где победил Гитлер. Поначалу все казалось идиллией -- свежий лесной воздух, тишина, запах цветов, немногословный персонал. Тревожили лишь ночные звуки охотничьего рожка и неопределенность -- где он находится? в качестве кого -- пленника или пациента? и не сошел ли он с ума? Ведь, как выяснилось, идет 102-й год Первого германского тысячелетия... Здесь произведение очень напоминает советскую фантастику тех же лет: герой попадает в будущее, и там ему читают нудные лекции об устройстве мира.

Повествование рыхлое, неоднородное -- то оно идиллическое, то тревожное, то тянется неспешно, то несётся галопом. Сократить бы некоторые страницы -- это пошло бы только на пользу. Что здесь излишнее, так это описание плена, вплоть до того момента, как герой попадает в будущее. Находясь в плену, ГГ читает письма от матери (я в курсе про Красный Крест, но что это дает сюжету?). Герой бежит в немного перекроенной форме английских ВМФ, надеясь выдать ее за болгарскую. Не слишком ли это наивно? На мой взгляд, такие подробности стоило, если не опустить, то упомянуть вскользь, уплотнив текст. Роман, ставший повестью, только бы выиграл. На такие странности, что с территории Германии герой переносится в Англию, и победители говорят на английском языке, уже просто не обращаешь внимания.

Другая часть более интересна. Беглые красочные мазки рисуют мир германского господства: живые статуи, будто порожденные фантазией небезызвестного маркиза; женщины-кошки; дремучий лес и исполинский охотник -- его Хозяин (Кингсли Эмис признался, что видит в этом образе располневшего Орсона Уэллса, если бы тот был способен взобраться в седло). И это только маленькая частица большого мира.

Итог: неплохая новелла, раздутая до размеров слонёнка.

Тема несвободы продолжена также в романе «Кукольник». Попробую и его как-нибудь -- автор всё-таки любопытный, поэт грёз и кошмара.

PS/ Помимо немецкой лексики попадаются и знакомые слова: He had the right muzhik look. :-)

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А ведь придёт такой день, когда все это будет благополучно забыто, большинством, особенно т а м, в униженной Европе — с облегчением. Забудутся и «наполеоновские» (ха-ха) планы Рейха на будущие завоёванные территории, ещё до генеральных сражений расписывающих досконально жизнь в мире победившего фашизма. Кто будет гауляйтером...кого куда сошлют, сколько процентов населения будет утилизировано, где герои Германии смогут нарезать себе небольшую земельную деляночку, сколько рабов они получат за свои заслуги...

Все методично, дотошно, до мелочей. Но вот не сложилось у арийских цивилизаторов, увы. Что-то пошло не так, или люди нордической расы вдруг оказались послабже духом, чем славянские недочеловеки.

А в этом романе у Гитлера и компании все получилось. И мир, описанный здесь, настолько жуткий и гипертрофированный, что вдруг холодком по спине — а ведь так ВСЕ БЫ И БЫЛО. Владыки Земли довели бы до логического конца разноплановые мистические исследования, нашли бы Шамбалу и Мировой Лед, и, умиротворивши своё честолюбие, занялись бы повседневными делами на благо Тысячелетнего Рейха. Например, устроили бы в покоренной Англии гигантский сафари-парк, где в качестве дичи — ЛЮДИ.

Хаотичная, сумбурная, насквозь экзальтированная книга, неимоверно затянутая, однако выполнившая для меня свою главную и единственную функцию — я спустя 25 лет вспомнил рассказы своего деда о войне. И вдруг понял, что дед многого не договаривал, жалея мою подростковую психику. А его левая рука с так и невытащенным осколком все дергалась и дергалась во время наших разговоров, а я никак не мог понять почему....

Это не роман, это лекарство. Одноразовая и вечная прививка от сладкого яда благостных аишных утопий вроде паскудного в своей подгерманской благостности для советского писателя «Тихого ангела», где уже считают, что лучше было бы, чтобы немцы победили. Так все чинно-благородно, и все-все, даже евреи и славяне -да! да! — поголовно пьют баварское и имеют своё государство.

Окститесь, идиоты, вы бы этой омерзительной для нормального русского человека дряни тогда в принципе не написали. По одной причине — вы бы вообще не родились. Нигде и никогда.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько лет хотел прочитать этот роман, заинтригованный аннотацией, но никак не попадался он мне ни на бумаге, ни в электронном виде. И вот, наконец, на всем известном Неназываемом ресурсе появился «Звук его рога»...

Впечатления? Лучше всего подойдут слова Вл. Гакова: «Весьма рыхлый сюжетно, роман Сарбана тем не менее производит сильное впечатление предельной «визуализацией» мифологии и психопатологии фашизма.» Сюжетно действительно довольно слабо. Я ещё могу с натяжкой поверить в описываемый побег из немецкого лагеря для военнопленных, но вот в возможность заключённых подготовить все необходимые бумаги — извините. Да и сам авторский замысел о том, что покорённая Рейхом Европа превратиться в описываемую реальность всего лишь за 102 года, воспринять ОЧЕНЬ сложно.

Но! Роман «Звук его рога» нужно просто читать. Это очень качественная и психологически достоверная литература! Качественная по-английски. Мир победившей идеи разделения человечества на господ и рабов, в нём описанный, получился выше всяческих похвал. И кто знает, во что превратились бы мистические аспекты фашистской идеологии пусть не за 102, а за 1002 года, не переломи советские войска хребет «фашистской гадины» в 1942 году? И не охотились ли бы немецкие сверхчеловеки на двуногую дичь в заповедных европейских лесах?

Не могу назвать данный роман шедевром, но внимания он несомненно заслуживает. Поставил бы 8 баллов, ног очень уж впечатляют описания готических охотничьих домиков под сенью дремучего леса и тот факт, что «Звук его рога» — едва ли не первый роман в жанре альтернативной истории «Гитлер победил». За это не грех и накинуть лишний балл.

К прочтению — рекомендую. Причём не только любителям альтернативной истории — её в романе совсем чуть-чуть.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть такая интернациональная «магистральная тема» в альтернативной истории, — «Гитлер-победитель». Проходит она по ведомству антиутопий разной степени черноты. Даже термин придуман — дистопия. В жанре дистопии пишут и пишут. «Звук его рога» стоит где-то в самом начале этого потока, и мало кто п о с л е Сарбана достиг такой метафорической точности в образах победившего нацизма.

«Запустили» эту тему в писательский и читательский оборот и в России. И здесь придуманы свои «чёрные метафоры» нацизма, связанные со специфическим преломлением восприятия фашизма в российских судьбах. Вспоминается повесть «Чайки над Кремлём» Д. Клугера, где над затопленной Москвой плещется море им. А. Гитлера. В мире альтернативной истории, явленном воображению автора, Третий рейх стоит накануне «окончательного решения русского вопроса». Но всё же метафора затопленной столицы гораздо слабее мистической метафоры Сарбана, — образа Великого Ловчего Империи, вольного либо загнать недочеловеческую дичь насмерть, или даровать ей жизнь...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Через 7 лет после окончания Второй мировой, когда раны нанесённые войной Британии только-только начали затягиваться, за 10 лет до диковского «Человека в высоком замке» Сарбан издаёт роман, где описывается мир победившего фашизма. Некоторая искусственность и наивность сюжетных ходов вполне окупается яркой (даже, хм, по-хорошему извращённой) фантазией автора и мрачно-тревожной атмосферой. Идеи «третьего рейха» доведены в мире будущего до совершенства: деление на господ и рабов происходит на генетическом уровне, причём, и у первых и у вторых остаётся всё меньше человеческого. Человечество, по сути, начинает делиться на тупых скотов и кровожадных монстров (чувствуется влияние Уэллса). Всё же автор, на мой взгляд, не совсем верно определился с формой произведения — из такой темы вполне могла бы вырасти большая, толстая, мрачная классическая антиутопия или же — хороший кошмарный рассказ. Получился же небольшой роман-повесть — произведение местами затянутое, но со многими недомолвками. Хотя, как я уже сказал, атмосфера и многие идеи весьма и весьма интересны.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то нашел и прочитал эту книгу. Чувствуется, что писал англосакс. Подробно и неторопливо ведется повествование. Правда, сам сюжет продуман слабовато — как попал герой в «светлое нацистское» будущее и вернулся назад — не сказано толком. Для конца 40-х конечно, это была сильная вещь, показывающая, что было бы с миром, победи во второй мировой Гитлер. Но с позиций нынешнего времени — думается, все было бы гораздо страшнее. Если читать те ужасы, которые творила со своими крепостными Салтычиха в России, то уж господа арийцы были бы на несколько порядков изобретательнее по отношению к своим рабам. Возьми автор за основу план «Ост» — книга его была бы гораздо сильнее. А так какие-то опереточные балы, люди-кошки — все немного несерьезно. Интересно было бы почитать в переводе «Кукольника».

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нашла эту книжку в сети и прочла, потому что много о ней слышала. Мне кажется, что роман Харриса «Фатерланд» в смысле альтернативной истории второй мировой войны гораздо правдоподобнее, эмоциональнее и интереснее. В «Звуке его рога» слишком много искусственности, опереточности, даже какого-то болезненного садомазохизма (но женщины-кошки — это сильно!) Чем-то напомнило мне «Остров доктора Моро» с политической экспозицией. Нарочитая какая-то вещь. Но тем не менее впечатление от книги есть, напугал меня автор:eek: Надо «Куклодела» его посмотреть.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга-Артефакт. Текст, который живёт сам по себе вне моды, трендов, и прочих привходщих факторов, которые и есть выражение лжи в чистом виде. Книга-Навождение. В том смысле, что от чар ее избавиться очень трудно, есть большой соблазн отдаться стихии текста и потерять ориентацию во времени и пространстве. Книга-Экскурс. Волей-неволей уже с её первых страниц начинаешь знакомиться с бытом мира, отстоящим от тебя на сто-стопятьдесят лет, и хотя дожить до него тебе вряд ли удасться, да и нужно ли, привкус девственных трав с запекшейся на ней кровью жертв безумной охоты Главного Лесничего Рейха Графа Иоганна фон Хакелнберга, равно как лесная больничка Графа, куда по странному стечению об обстоятельств сперва попадает главный герой, и чья стирильная чистота способна сбить с толку любого, как и ненавязчивые заботы Доктора Графа с последующей экскурсией вместе с ним во Дворец Графа создают необычайную атмосферу загадочности и недоговоренности, по крайней мере до определенного времени. Книга-Оборотень. Главный герой несмотря на все ловушки и ужасы окружающей его действительности всё-таки умудряется сохранить трезвый ум и не миг не забывает, что это все это лишь морок и бред, хотя весьма правдоподобные, и что в этой игре видимостей он сам исполняет свою партию, как умеет, на сколько хватает сил. Книга-АнтиОруэлл. Если в мире 1984 тоталитаризм окончательно и бесповоротно победил, то в этом романе сопротивление окупантам всё ещё продолжается, хотя и цена вопроса здесь вполне немалая, быть отправленными в качестве дичи на охоту Графу. Книга-АнтиДокторМоро. Если наивный доктор из романа Уэлсса пытался очеловечивать животных, бичуя между делом человеческие недостатки и пороки, в романе Сарбана людей просто выводят на специальных фермах и проблемами человеческой нравственности, равно как и ответственностью перед будущими поколениями никто и незаморачивается. Книга-АнтиПруст. Вспомнить всё по Прусту, значит войти в Рай по специальному пропуску, наш же герой помня всё до мельчайших подробностей мечтает только об одном, чтобы воспоминания боже упаси неувлекли его вслед за собой, назад, там где в лунные ночи над девственной землёй плывет и разносится над миром рог Графа, то такой печальный, то празднующий победу, то тоскующий, то такой безучастный. Книга-АнтиВремя. Времени в романе больше несуществует, да и зачем куда-то двигаться, когда все цели и смыслы уже достигнуты, и 102 год Первого Германского Тысячелетия это скорее дань традиции вести летоисчисление, нежели отражение сути происходящих событий. Книга-АнтиМесто. Действие в романе начинается с воспоминаний вернувшегося из плена английского офицера о его прибывании в концлагере на территории Германии в годы Второй мировой войны, продолжается на территории Англии, находящейся под властью победившего рейха, затем переносится обратно в Германию, продолжающую уже знакомую войну, результат, которой хорошо известен, и лишь затем через некоторое количество лет вновь продолжается в уже знакомой нам старой доброй Англии, в которой наш герой не чувствует себя как дома и ждёт едва ли не каждую ночь толи самого Графа, толи Звука рога Его.........

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вещь небольшая — около ста страниц. И хоть проходит по ведомству фантастики, символизма, готики и проч., для меня — оказалась напоминающей чем-то старый классический английский приключенческий роман.

Языком, стилем, тем, что написана от первого лица (и довольно давно), нетривиальным психологизмом.

Хороший автор. Жаль, что больше нет ничего. Душевно и тонко, при этом как-то по-мужски очень сухо и скупо, местами зло. Действительно, чувствуется, стремился убрать каждое лишнее слово.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх