fantlab ru

Элджернон Блэквуд «Вендиго»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.06
Оценок:
382
Моя оценка:
-

подробнее

Вендиго

The Wendigo

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Группа охотников затерялась в Североамериканских лесах. Но одному из них повезло меньше всех: в него вселился индейский дух Вендиго — «пожирателя лосятины».

Входит в:

— сборник «Затерянная долина», 1910 г.

— антологию «The Haunted Omnibus», 1937 г.

— сборник «The Tales of Algernon Blackwood», 1938 г.

— журнал «"Famous Fantastic Mysteries", June 1944», 1944 г.

— сборник «Selected Short Stories of Algernon Blackwood», 1945 г.

— антологию «The Fontana Book of Great Ghost Stories», 1964 г.

— антологию «Monster Mix», 1968 г.

— антологию «The Dracula Book of Great Horror Stories», 1981 г.

— антологию «Крылатая смерть», 1993 г.

— антологию «The Day They Hanged My Best Friend Jimmy... And 21 Other Weird Tales to Get You Through the Coldest Nights», 2009 г.

— антологию «Antología universal del relato fantástico», 2013 г.

— антологию «Before Weird Tales», 2013 г.

— антологию «Вход и выход. Антология мистики», 2014 г.

— журнал «Полнолуние, 2014 №1», 2014 г.

— антологию «Тёмные аллеи 2.3: Аколиты и Ктулху», 2021 г.


Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2021 // Переводная книга фэнтези (Великобритания; повесть)

Похожие произведения:

 

 


Крылатая смерть
1993 г.
Вендиго
2005 г.
Вход и выход. Антология мистики
2014 г.
Огненная Немезида
2014 г.
Вендиго
2023 г.

Периодика:


1944 г.
(английский)
Полнолуние, №1 2014
2014 г.

Самиздат и фэнзины:

Волки Божьи
2016 г.

Аудиокниги:

Тёмные аллеи 2.3: Аколиты и Ктулху
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Haunted Omnibus
1937 г.
(английский)
The Tales of Algernon Blackwood
1938 г.
(английский)
Great Ghost Stories of the World
1941 г.
(английский)
Selected Short Stories of Algernon Blackwood
1945 г.
(английский)
In the Realm of Terror
1957 г.
(английский)
Selected Tales of Algernon Blackwood
1964 г.
(английский)
The Fontana Book of Great Ghost Stories
1964 г.
(английский)
Tales of Terror and the Unknown
1965 г.
(английский)
The Insanity of Jones and Other Tales
1966 г.
(английский)
Kamer te huur
1967 г.
(голландский)
Monster Mix
1968 г.
(английский)
Das leere Haus
1969 г.
(немецкий)
The Fontana Book of Great Ghost Stories
1971 г.
(английский)
Best Ghost Stories of Algernon Blackwood
1974 г.
(английский)
The Dracula Book of Great Horror Stories
1981 г.
(английский)
Tales of the Supernatural
1983 г.
(английский)
The Willows
1986 г.
(немецкий)
The Dracula Book of Great Horror Stories
1991 г.
(английский)
Das leere Haus
1997 г.
(немецкий)
Ancient Sorceries and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
Three Supernatural Classics
2008 г.
(английский)
A Blackwood Omnibus
2008 г.
(английский)
The Day They Hanged My Best Friend Jimmy... And 21 Other Weird Tales to Get You Through the Coldest Nights
2009 г.
(английский)
The Best Ghost, Supernatural & Mystic Tales
2012 г.
(английский)
Antología universal del relato fantástico
2013 г.
(испанский)
Before Weird Tales
2013 г.
(английский)
Antología universal del relato fantástico
2022 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В прошлом году «Азбука» выпустила новое издание классика мистической литературы Элджернона Блэквуда. К сожалению, только в мягкой обложке, но я сразу же приобрел, разумеется. В книгу вошли три повести и десяток рассказов, с которыми и буду потихоньку знакомиться.

«Вендиго» — повесть из тех, которые сейчас обычно относят к категории «тихого ужаса / quiet horror». Любопытно, что нынче вообще возникла необходимость выделять хоррор, где нет постоянного ураганного действия и всякого там кровь-кишки-растридварасило, как нечто отдельное и необычное. Ви лив ин сосаити, да уж… %)

Я бы охарактеризовал это как смесь Джека Лондона и Говарда Лавкрафта, если брать для сравнения других авторов начала 20 века. Хотя это очень грубое сравнение, поскольку стиль не похож ни на того, ни на другого. Группа охотников в бескрайних лесах канадского севера сталкивается с необъяснимыми событиями, которые заставляют вспомнить индейскую легенду о вендиго – злом духе, что проносится порой в небе над лесной чащей и заманивает путников навстречу погибели своим чудовищным голосом, а иногда и являясь к ним в человеческом обличье.

Мне очень понравилось, вещь атмосферная и местами жутковатая. Интересное сочетание психологизма и пейзажных зарисовок. Финал не дает однозначного ответа, что это было: то ли мистика, то ли некое коллективное помешательство под непредсказуемым влиянием первозданной природы (много есть реальных феноменов причудливых искажений психики городского человека при нахождении в столь бесконечной и дикой глуши).

Если принять сверхъестественную версию, то интересно заметить, что местное «зло» — оно как бы и не злое по сути. Это настолько чуждая и непредставимая сущность, что имеет вообще перпендикулярное отношение к человеческим понятиям морали, свободной воли и поведения. В отличие, кстати, от лавкрафтианских божеств и созданий, которые тоже постулируются как «высшие» и непостижимые, но все-таки очевидно злонамеренные (как правило). Здешняя НЁХ – как бы и вообще непонятно чего хочет, да и хочет ли вообще чего-нибудь, или просто олицетворяет необъятность вечной природы. Есть достаточно страшные сцены, которые на удивление живо описаны, и слегка старомодный язык повествования ничуть не уменьшает их эффекта.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика литературы ужасов от классика литературы ужасов.

В сюжете пять персонажей: доктор Кэткарт, его племянник богослов Симпсон, проводники Хэнк Дэвис и Жозеф Дэфаго, индеец-повар по прозвищу Панк. Все вместе они отправляются охотиться на лося в канадские леса, где разделяются: Панк остается в основном лагере, Кэткарт с Дэвисом идут по суше в одну сторону, а Симпсон с Дефаго плывут на лодке в другую, к заливу Пятидесяти островов. Нам предстоит следить за последней парой.

Уже в самом начале Блэквуд указывает на невидимое присутствие потусторонней угрозы. Мрачная задумчивость Дефаго накануне отплытия, намеки на некую темную историю о заливе, зловещая недосказанность, Панк, словно зверь, чутко принюхивающийся к воздуху под луной... Зимняя ночь буквально звенит от тревожности.

Но Вендиго в истории Блэквуда — это не демон-людоед из Сверхъестественного, а первобытная сущность, пожиратель мха, взмывающий над кронами, чей голос подобен ветру. Появлению зверя предшествует вселяющий ужас и вызывающий тошноту необычный запах, и он же отмечает его присутствие. Увидев Вендиго, человек становится безумным — так говорят индейцы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И в финале Панк покидает лагерь и бежит, не зная усталости от страха и позабыв о своих обязанностях, едва почувствовав характерную вонь.

Развязке предшествует долгая история пропажи и поисков, пронизанная сверхъестественным страхом, одиночеством и мрачной атмосферой дремучего леса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Одни из наиболее пугающих деталей — плачь Дефаго в ночи, его неприкрытые одеялом ноги, торчащие из палатки так, будто проводника кто-то пытался вытянуть наружу, и жуткий вой, в котором различим зов: «ДЕ-ФА-ГО».

У Блэквуда хороший поэтичный слог и образность. Несмотря на встречающуюся местами тяжеловесность и обилие прилагательных, повесть было приятно читать. Чувствуется, что автор знаком с лесом не понаслышке и литературой занимался не просто так, от балды.

Рекомендовать можно любителям мистики, Лавкрафта и трапперской/охотничьей романтики а-ля «Время-не-ждет» или «Белый клык» Джека Лондона.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших рассказов ужасов которые я когда либо читал. На голову выше например того же Кинга.

Автор мастерски передает атмосферу североамериканской глуши, ее неизведанную суть. Природу в этом рассказе можно сравнить с хтонической сущностью, истинно нейтральной, не доброй и не злой. И конечно же, приходя в ее владения человек попадает под ее полный контроль, становясь всего лишь игрушкой в руках Природы и ее сущностей (тот же Вендиго в рассказе, это не конкретное чудовище, это часть. Часть окружающего глухого леса и темных озер).

Вот что значит истинное мастерство: без скримеров и литров крови уметь вызвать в глубине души тот животный страх, который ощущали наши с вами далекие предки когда, сидя у костра, они обращали свои взоры в окружающее дикое пространство!

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Погружаясь в места, ранее недоступные, но зовущие, человек рискует ощутить на себе влияние самой Природы, Закона самой жизни, не цивилизации, того, что существовало давно, до людей.

История противопоставления силы человека и мощи древнего духа, новых поселенцев и коренных жителей, знания, основанного на фактах и расчетах, и веры в сверхъестественное. Автор намёками до не полностью разжатой пружины нагнетает атмосферу таинственного и ужасного. Раз за разом. То ли ветер, то ли пролетевшие мимо птицы, а может просто плеск воды в озере, а вот что-то очень быстрое промчалось в темноте. И запах, который не описать.

Рассказ о неизведанном. Со знаниями красоты окружающего мира, который может и покажется немного суховатым, но, несмотря на это, создаёт неуютную пробирающую атмосферу. Пробуждающий воспоминания, оставшиеся от очень далёких предков, сидевших перед костром и дающих имена всему.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Творчество Блэквуда примечательно тем, что послужило своеобразным фундаментом для окончательного формирования классического хоррора стараниями Лавкрафта и его приспешников. Рассказы Блэквуда — эдакое переходное звено от классического «рассказа с привидениями» к классическому же психологическому хоррору о столкновении человека с неведомым.

Двое охотников-шотландцев в сопровождении двух местных проводников отправляются в самую глушь канадских лесов, дабы успеть настрелять лосей и прочую живность. В процессе они разделяются на две группы, одной из которых «посчастливится» столкнутся с древним как эти леса духом Вендиго.

Блэквуд начинает повествование с описания канадской природы и передвижений охотников, в духе Джека Лондона или Фэнимора Купера (кому что больше нравится), и медленно нагнетает обстановку, с каждой страницей придавая дикой природе всё более и более зловещий вид. По сути, эта повесть — своеобразная галерея из картин с единым сюжетом. Вот на первом полотне двое охотников разбивают лагерь на небольшой поляне среди заснеженных деревьев. На следующей один из них с ужасом вглядывается в непроницаемую темноту чащи, учуяв нечто дикое и страшное. Следующая картина, и на ней двое уже запуганных людей в ужасе закутались в одеяла в палатке, пока вокруг неё бродит чудовище.

На каждой следующей картине тона становятся мрачнее, а пейзажи — всё более устрашающими. В связи с этим одно забавное замечание: если при чтении начала повести возникает невольное желание отправиться в поход в лес, то после окончания в лес соваться не хочется совсем.

При этом автор постарался снабдить персонажей реалистичными характерами. Здесь они — не просто болванки, которым нужно только ходить по таинственным местам и пугаться (как у того же Лавкрафта во многих рассказах). Герои до конца пытаются сохранить трезвость ума и мыслить рационально, даже столкнувшись с неведомой доселе силой (правда, это не мешает им регулярно впадать в паническую истерику).

Что мне не понравилось в повести, так это затянутость и ненужное многословие некоторых моментов. Автора порой заносило куда-то не туда, из-за чего напряжение начинало спадать. Но несмотря на архаичность стилистики и типажей, читается повесть вполне интересно и атмосферно.

Мораль у истории такая же, как у «Террора» Симмонса, написанного почти через сто лет после «Вендиго»: на свете есть места, просто не предназначенные для людей, и не стоит пытаться их покорить, ибо природа умеет быть жестокой.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блэквуду удалось то, что по словам такого мастера ужаса как Стивен Кинг мечтает сделать каждый писатель, работающий в жанре хоррора.

а именно — придумать НОВОЕ чудовище.

не совсем придумать, вендиго почерпнут из индейского фольклора, но в большую литературу проклятого пожирателя лосей привел Блэквуд, заядлый охотник и путешественник.

странная, непонятная для европейского разума хтоническая нечисть, таящаяся в чащобах канадских лесов, увидеть которую — значит погибнуть.

во время охоты в канадской глуши бывалый проводник Дефо начинает чувствовать что-то нехорошее, пытается развлечься песенками, сбросить морок и вроде бы все в порядке, но когда ночью напарники ложатся спать на поляну к их палатке выходит нечто...

утром товарищ обнаруживает, что Дефо ушел в лес как был босиком по свежему снегу, лес оглашают странные крики.

Блэквуд избежал соблазна шокировать читателя жестокостью и каннибализмом, а именно с этими вещами обычно ассоциируется аутико, дух безлюдных просторов.

ужас произошедшего глубже.

в конце концов, убить и сожрать могут и медведь и волки!

сначала к костру выходит жуткая, плохо сделанная копия Дефо, а потом, когда разоблаченный монстр исчезает в чаще находится и настоящий Дефо, лишившийся разума, словно выпотрошенный, забывший почти все, кроме вкуса лосятины.

Блэквуд не делает вендиго сознательно злым, в отличие от Кинга, у которого индейский дух выступает в роли самого настоящего демона, или Янси, чей вендиго творит мерзости, от которых побледнеет и Ганнибал Лектер.

не произносятся и слова вроде «дух», «демон», «одержимость».

герои говорят о том, что вендиго — древняя, немыслимо древняя форма жизни и разума, помнящая времена когда мир был юн, воплощающая разрушительные силы природы.

и пусть религиозный молодой охотник Симпсон называет вендиго — сатаной.

перед нами не человекообразный дьявол из европейской литературы.

против него бесполезны молитвы и вера.

нет заклинаний и магических амулетов, способных спасти того, кто заглянул в глаза этой стихии.

столкнувшись с вендиго ты станешь проклятым пожирателем лосей, который не принимает иную пищу, а потом умрешь, зачахнешь, сгинешь, пустая оболочка того, что было человеком.

а летящий на крыльях ветра продолжит свое вечное блуждание во тьме, среди вековых сосен.

это и есть настоящий ужас, настоящий мистический ужас, страх столкновения с иным миром, в котором человеку не место.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный рассказ. Страшный и грустный. Холодные озера, пустой северный лес, затерянные в нем охотники, на сотни миль вокруг нет цивилизации... И появляется он. Жуткий дух голода из индейских сказаний. Потому что здесь — его территория, и хозяин тут он. Эти леса и болота — его охотничьи угодья.

Очень атмосферно. Тоскливо и безнадёжно. Жутко.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, как я, интересуясь всякой экзотической нечистью, раньше не читал этот рассказ. О Вендиго написано много – и в некоторых трактовках от мифологического облика этого персонажа практически ничего не осталось. А что с ним делают создатели компьютерных игр – от карликового йети, стреляющего ледышками в HeXen до плотоядного прямоходящего барана в Warcraft 3. Вендиго Блэквуда интересен наибольшей близостью к исконному образу зловещего индейского бога голода и губительного ветра.

Что до рассказа, то главное, что в нем цепляет – атмосфера не освоенной европейцами Северной Америки, диких лесов, первобытной природы. Первооткрывательская романтика. Неторопливое, в ритме пешего похода, обстоятельное повествование. И ужас цивилизованного человека, оставшегося один на один с лесом – таинственным и обманчиво безопасным.

Итог: классический мистический хоррор, пугающий не кровавым насилием, а ощущением тайны и затаившегося безумия.

Прочитано благодаря теме «10 любимых страшных рассказов».

Оценка произведению – 9 из 10 (отлично)

Оценка «страшности» — 3 из 5 (пугает).

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

После первого прочтения этой повести ощущения ужаса почему-то не было, несмотря на рекомендации и лестные характеристики. Однако чуть позже, когда мысленно возвращаешься к описанным событиям, прокручиваешь в голове детали — начинает пробирать, и мурашки-то вот они, бегут по спине. И сразу как-то становится неуютно, и напоминаешь себе, что ты в России, в городской квартире, а не в канадском лесу, и до тебя «проклятый пожиратель лосей» точно не доберется.

Хотя вспоминая «Малую Глушу» — кто знает...

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта коротенькая повесть, действительно может заставить вас почувствовать испуг. Автору удалось создать непередаваемую атмосферу страха перед таинственными силами природы, перед ночным, наполненным неизвестными звуками, лесом, перед той, давно забытой, стороной жизни, которую, мы называем «дикость».

Здесь, в дремучем лесу, охотничьи угодья Вендиго, лесного духа индейцев, «проклятого пожирателя лосей». Группа охотников, сталкивается с ним. Один из них пропадает, и когда, они уже отчаялись найти своего товарища, он внезапно вернулся, но, кажется, совершено другим человеком...

Эта повесть, на мой взгляд, заслуживает самого высшего балла. Рекомендую её, всем любителям мистического рассказа.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот! Теперь я знаю, кто такой Вендиго, чем он опасен и откуда он родом.

Познакомила меня с ним в позапрошлом году Галина, посредством «Малой Глуши». Но как-то неясно у меня нарисовался психологический портрет этого североамериканского духа. Как-то чуждо он выглядел в декорациях современного города. А сейчас показанный в родной среде обитания он обрёл для меня плоть и кровь, если можно так выразиться.

Хорошо написанная повесть времён становления жанра «хоррор» сегодня выглядит несколько архаично, но несомненно имеет ценность хотя бы историческую и литературоведческую. Замечательные описания канадских лесов роднят «Вендиго» Блэквуда с лучшими образцами литературы о природе. А сделав главным ужасом индейского духа, автор внёс вклад в представления европейского читателя о верованиях коренных обитателей Северной Америки.

Рекомендовал бы читателям любящим неторопливое основательное старомодное повествование, не сильно страшное, но затрагивающее первобытные суеверия, которые генетически заложены в каждом цивилизованном человеке.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот это и есть то, что я называю по-настоящему страшный рассказ. Здесь нет таких уж прям страшных описаний и сцен, но есть та непередаваемая атмосфера жути, намеки и зарисовки, вызвыющие дрожь... Хорошо показано во что превращается человек, когда сталкивается с потусторонними силами. А также сами эти силы. За это я и люблю Блэквуда.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде бы и нет ничего такого супер-мистического, но он цепляет прям до мозга костей.Вложить в такой маленький рассказ такую большую смесь страха и первобытного ужаса мог только мастер.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ произвел очень сильное впечатление. Если правильно настроиться и попытаться представить себя на месте персонажей — то становится жутко. Мозг «додумывает» детали, причины и следствия, а там есть что «додумывать»...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не столько страшный, сколько интересный и таинсвтенный. Идеально на него ложится фильм «Ravenous», как живая картинка с места событий..

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх