fantlab ru

Пол Уиткавер «Вслед кувырком»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Оценок:
23
Моя оценка:
-

подробнее

Вслед кувырком

Tumbling After

Роман, год

Аннотация:

Два уровня восприятия. Две линии сюжета. Два мира, в которых действуют близнецы Джек и Джилл...

Первый — виртуальный мир Игры, в котором идет бесконечная война между обычными людьми и их извечными противниками — мутантами, способными управлять стихиями и виртуальным пространством.

Второй — реальный мир, в котором Джек и Джилл проводят лето в странном доме со своим дядей — создателем игры... Эти два мира не могут пересекаться. Игра есть игра, а реальность есть реальность. Но иногда случается невозможное. И тогда Игра и реальность переплетаются. И реальность Игры превосходит реальность повседневности...

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
М. Левин (1)

Вслед кувырком
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна книга из ряда однотипных желтых корешков с подозрительным содержанием внутри, обратила на себя внимание тем, что издатели отнесли ее к «алтернативе-фантастике». Кроме прочего, мой интерес к ней был вызван попытками проверить, а не осталось ли чего-нибудь вроде Блэйлока или Форда в этой непредсказуемой желтой серии? Оказалось, что осталось. Только это оказалось гораздо жестче. И уж точно «не для всех«!

Не смотря на легкомысленное название и возраст главных героев — книжка совершенно не детская! Она скорее про психологию некоторых не очень типичных детей.

Произведение не поддается жанровой классификации — оно настолько своеобразно и настолько условно-относительно, что его можно рассматривать под различными углами. Тут затрагиваются такие темы и жанры как киберпанк, научная фантастика, фэнтези, пост-апокалипсис, магический реализм, настольные ролевые игры, представления о теории вероятностей возведенное в религиозную форму, раннее половое созревание подростков, взаимоотношения близнецов, маниакальность, наркотики, галлюцинации, чуть ли не порнография и многое другое.

Итак, первое — на что обращаешь внимание — замечательный стиль автора: красивейшие нестандартные метафоры, ассоциации, аллюзии на литературу, массмедия и пр. Построение фраз часто кажется настолько совершенным (спасибо переводчику, который распутывал этот клубок), что часто останавливаешься и просто удивляешься ловко свернутой в предложения фантазии писателя.

Книга затрагивает (и очень всеобъемлюще) прежде всего то, что может происходить внутри головы некоторого подростка при определенных обстоятельствах; мир его эмоций и переживаний в период становления и перехода от детства к порогу взрослой жизни. Чего греха таить — этот возрастной период у некоторых детей отличается мучительными метаниями, сомнениями в себе и окружающем мире, неуверенностью или осознанием ложной собственной исключительности среди окружающих.

При этом — художественно-литературная сторона книги — сильнейшая.

Это беспристрастное и завораживающее описание, образно говоря, здоровенных «тараканов», которые могут завестись в голове детей, если им мало уделяют внимания родители. Или уделяют не совсем то внимание, которое нужно. Можно задуматься — куда это все может привести ребенка с неустойчивой психикой? Но это еще и Фантастика (в кубе)!

Процесс чтения идет медленно из-за многослойности и многоуровневости происходящего, но бросать, как только продерешся через первые страниц 60, уже не захочется.

Первое, что бросается в глаза — описание тесных взаимоотношений детей-близнецов (мальчика и девочки), стоящих на пороге полового созревания в реалиях летних каникул на побережье США, чередующееся с чем-то вроде бредовых галлюцинаций сумасшедшего наркомана, которому привидилось альтернативное пост-апокалипсическое будущее человечества, в котором человекоподобные существа, по уши увязшие в киберпанковских штучках, разделятся на две фракции — мьютов (мутантов) и нормалов, что приведет к развязыванию войны за выживание.

Если при чтении о летних каникулах детей с самого начала возникают некоторые ассоциации с романами Бредбери о детстве, слегка приправленных каким-нибудь Ч.Палаником, то от линии про мьютов и нормалов конкретно «едет крыша», вспоминаются некоторые писатели-визуалисты, и с непривычки кажется, что это полнейшая бессмыслица. Дело в том, что описание фантастической реальности (или нереальности?) подается сразу без всяких объяснений в виде того, что происходит в голове мьюта по имени Чеглок, являющегося представителем одной из пяти рас мутантов — эйров (что-то вроде человекообразного существа с крыльями). От этого представляется, что писатель за ворохом нелепых терминов и названий откровенно издевается над читателем. Однако, тут же отмечаешь, что делает он это мастерски. К тому же, всякие там «Матрицы» отдыхают в сторонке по сравнению с тем, что «закрутил» Уиткавер.

В нашей же реальности идет конкуренция между детьми-близнецами Джеком и Джилли. Причем не только между собой, но и между ними и их родственниками и знакомыми: юной старшей сестрой Эллен — своенравной и помешанной на сексе, отвязным дядей Джимми — 26-ти летним создателем ролевых настольных игр и наркоманом, а также — Биллом — телеведущим ток-шоу и просто терпеливо относящимся ко всем причудам окружающих человеком. Эти люди замещают близнецам родителей.

А в это время, в неопределенном будущем ведется вирусная война между мьютами и нормалами — наполовину в пост-апокалипсическом антураже, наполовину — в киберпространстве виртуальности. Среди героев — совсем юные мьюты, их группа (пентада), состоящая из пяти мьютов различных рас, проходит походное испытание на зрелость в пустоши. Естественно, что его кульминацией должно стать боевое столкновение пентады мьютов с пентадой нормалов. Ведутся же войны в далеком пост-апокалипсическом будущем с применением всех мыслимых и не мыслимых слоев телепатии и виртуализации реальности, на которую способны как мьюты, так и нормалы. Тут слов для краткого описания просто не хватает. Мощнейший научно-фантастический кибер-панковский пласт «задвинут» про мутантов, псионику и виртуализацию литературно безупречно и очень впечатляюще! Крышу, правда, сносит наповал. Приходится напрягать воображение и временно забывать о привычных морально-нравственных устоях.

Большую часть книги ничто не указывает на действительную связь между нашей реальностью и миром мутантов, кроме новой настольной ролевой игры, которую обкатывает на своих маленьких родственниках молодой чудаковатый и хипповатый дядюшка Джимми.

Ролевая настольная игра дяди Джимми как раз и погружает мальчика Джека в шизофренические фантазии о мьютах и нормалах, но не без деятельного участия сестренки-близняшки. И тут-то все сопутствующие комплексные проблемы подросткового возраста расцветают буйным цветом в голове Джека и Джилли. Может они с Джилли и есть мьюты? И ладно бы — подумаешь — дети, нафантазируют себе всякого и забудут... Но нет, писатель обострил происходящее до крайности, разрушая гранью магического реализма ряд табу — оказывается, тесные взаимоотношения разнополых детей-близнецов могут привести к кровосмесительным сексуальным экспериментам, совместному курению косяков и противопоставлению себя всему миру. И куда только смотрели родители и родственники? А они, родственники, к сожалению, плохо скрывали свои темные делишки. В добавок, Джек слабоват характером, а Джилли его всячески подавляет. По крайней мере, Джеку так кажется.

Все это, как и война между мьютами и нормалами, приведет к ужасному катастрофическому финалу как личностного, так и планетарного масштаба. Какая из двух линий книги реальна — решать читателю.

В цельном виде роман напоминает змею, кусающую свой хвост, т.е. образует сюжетную петлю.

Возможно, роман стоит почитать тем, кого не сильно впечатлили своей занудностью, пафосностью и заштампованностью «Песни Гипериона» Дэна Симмонса. При всей камерности происходящего, в сюжете «Вслед кувырком» есть нечто общее с «Песнями».

Отчасти может заинтересовать любителей пост-апокалипсиса, ролевых компьютерных игр («Фоллаут»?) и их предтечей — ролевых настольных игр с бросанием костей по правилам D&D — но лишь отчасти, поскольку в какие-то определенные жанровые рамки книгу не уместить. Ну и приготовьтесь, что в конце книги «крышу снесет» окончательно. Ни к чему хорошему неконтролируемое разведение «тараканов» в голове и появление мутантов после вирусных войн человечества привести не могут.

Невольно напрашивается сравнение с Ф.Диком, так вот — его творчество в чем-то меркнет по сравнению с этим романом.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх