FantLab ru

Рэй Брэдбери «Жила-была старушка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Голосов:
668
Моя оценка:
-

подробнее

Жила-была старушка

There Was an Old Woman

Другие названия: Жила себе старушка

Рассказ, год (год написания: 1943)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 119
Аннотация:

Жила-была тётушка Тилди, и была у неё своя философия: у смерти ума ни на грош, надо с ней драться, не верить в неё.

А однажды к тётушке пришёл чёрный человек с плетёной корзиной.

Именно такую тётушка Тилди видела года два назад, когда померла её соседка миссис Дуайр.

Примечание:

Рассказ написан в 1943 г. и переработан в 1946 и 1955 гг.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Вино из одуванчиков
1967 г.
Избранные сочинения в трех томах. Том 2
1992 г.
Тени грядущего зла
1992 г.
Улыбка
1993 г.
Октябрьская страна
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1997 г.
Вино из одуванчиков
2000 г.
Погожий день
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Надвигается беда
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. Рассказы
2003 г.
Октябрьская страна
2006 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Темный карнавал
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Октябрьская страна
2010 г.
Темный карнавал
2011 г.
Темный карнавал
2013 г.
Канун всех святых. Рассказы
2013 г.
Человек в картинках
2013 г.
Темный карнавал
2016 г.
Канун всех святых
2016 г.
Канун всех святых
2016 г.
Золотые яблоки Солнца
2017 г.
Темный карнавал
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Октябрьская страна
2019 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Бетономешалка и другие рассказы
2003 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» July 1944
1944 г.
(английский)
Dark Carnival
1947 г.
(английский)
Dark Carnival
1948 г.
(английский)
The October Country
1955 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В одном безымянном маленьком городке, в одно безвременное время жила-была одна старушка. В отличии от места и времени, имя у нее было. Тильди.

Занималась она самыми обычными «старушечьими» делами: сидела в любимом кресле в окружении милых сердцу вещей, слушала старые пластинки, которые пели о временах, когда все шло гладко, «не было ни заморских бедствий, ни смертей, ни отравлений, ни автомобильных катастроф, ни самоубийств», вязала мягкие шали и веселые салфеточки, и ждала весточек от своей любимой Эмили. Старушка, как старушка. Таких можете встретить где угодно и когда угодно: с виду мягкие, как воск, добродушные и безобидные на вид. Но это только с виду: на деле такие старушки тверже камня, крепче стали, более упертые, чем все ослы мира, и более смелые, чем все солдаты Вселенной. Если что такой не по нраву, сразу узнаете на своей шкуре, что скрывается за добродушной улыбкой. А не по нраву Тилди была сама Смерть. Не собиралась старушка покорно ложиться в деревянный ящик и кормить червей в сырой земле, когда шаль не довязана, чай не допит, песня любимая не дослушана. Нет никакой Смерти. Все. Точка.

Старая, старая, старая сказка. Про Человека и Смерть. Нет, даже так: про Человека и Жизнь. В ней о Жизни все же больше, чем о Смерти. О попытке создать свой собственный мир и бежать от реальности, закрыв для нее двери маленького домика-убежища и человеческого сердца. О попытке не замечать проблем и отгородиться от горестей мира. О любви, которая находит даже самую маленькую трещинку в броне против Жизни, способной разжечь огонь даже в самом холодном сердце, найти надежду там, где для надежды, вроде бы, и места уже никакого нет. А уж если собираются все вместе — Вера, Надежда и Любовь, и они — самые настоящие, то Смерть отступает перед этим вечным воинством Жизни.

Очень светлая получилась у Мастера эта сказка: маленькая притча о старушке, которая не признавала Смерть и отвоевала себе время для Жизни. Немножко запутанная, иногда даже спорная, но — мудрая. И поэтичная. Легкое кружево слов, связанных усталыми руками старушки Тильди, вплетающей с нитями шали думы о Жизни и Смерти, которые «целуют ее в щеку во сне».

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прелестный рассказ! Такой милый, так освежает сборник! Такого эффекта автор добился за счет героини, старушки Тильди, которая, даже приняв в своей квартирке неулыбчивого молодого человека со странной корзиной, не помыслила ничего дурного. Тильди – это прототип традиционной старушки, которая занимается только вязанием, внуками и сплетнями. О какой смерти может идти речь? И ох как славно было следить, что она, вопреки свершившемуся, борется за право оставаться живой и традиционной, а победив, демонстрирует гостям шрам от вскрытия. Живучесть героини и ее стремление остаться среди живых поистине достойны уважения.

+10

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень порадовал! Старушка не вызывала никакого негатива, не смотря на своё брюзжание и ворчание. Твердая девятка по десятибальной шкале. Отличный пример «молодой души», несмотря на слова самой героини, тетушки Тильди — «У меня душа будто старый тюбик с краской, в ней давным-давно всё пересохло».

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жила на свете тетушка Тильди, которая считала, что смерть глупа и с ней можно успешно воевать.

Занимательный ранний рассказ Брэдбери, одновременно и ироничный, и юмористический, и философский.

Взгляды на жизньи ее окончание у тетушки очень необычны

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скучный рассказ, на самом деле. Большую часть рассказа занимают монологи старухи (именно монологи, потому как говорит она очень много и большинство текста не несет в себе ни смысла, ни сюжетной нагрузки. Просто детализация образа персонажа, но сделанная слишком прямолинейно. Да и сам характер старухи не из приятных, потому переживать за нее не получается. Задумка сама по себе интересна, но большой акцент на старуху испортил его.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А я встречала в жизни людей похожих на тетушку Тилди. Этаких неисправимых оптимистов. Их, и правда, и болезни не берут, и из всех жизненных передряг они выходят невредимыми, и жить рядом с ними легко и просто.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне рассказ очень понравился. тема смерти затрагивалась у Рэя довольно часто, но этот рассказ небольшое исключение. В нем нет столько филосовскких размышлений, как например в «машине до килиманджаро» и «смерть и дева». Но несмотря на свою тематику, рассказ очень позитивный. Замечательно.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эх, надежда, с привкусом горечи, что если не верить в смерть, то ее она не придет.

Написано конечно мастерски.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самый слабый рассказ дебютного сборника Мастера. Во-первых, он совсем не мрачный, а, наоборот, вполне себе жизнеутверждающий, во-вторых, юмор также светлый и легкий, да и вся история пронизана легкомыслием и добротой, что сборнику «Тёмный карнавал» совсем даже несвойственно.

Оценка: 1
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ потрясающий. Главное он очень оптимистичный и жизнеутверждающий. И иронии тут хватило. И по коммерсантам хорошо прошелся. Люди на неведомое реагируют либо страхом...либо игнорированием. И большинство участников рассказа пыталась игнорировать артефакт. Но старушка была боевая в любом своем обличье, так что Черному человеку еще придется за ней побегать, и большой вопрос, как встретит его Тилди в этот раз.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых ранних рассказов Брэдбери и по-моему ему можно простить слабоватость рассказа. Но идея всё таки хорошая и звучит она примерно так: «Можно выиграть в битве со смертью, но победа в войне останется всё-таки за Смертью».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже смерть не страшна, если в нее не верить! Держитесь за жизнь, даже если вы всего лишь вяжете шали, сидя дома. Держитесь так, как держалась эта старушка...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, рассказ замечательный. И старушка замечательная. Знать бы где она живёт, зашёл бы, чаю бы попил:smile:

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А что будет, если взглянуть на рассказ не с точки зрения материализма (материя первична, а сознание вторично), а с точки зрения идеализма (сознание первично, а материя вторична)? Будет как минимум оригинальная трактовка сюжета. Почему человек умирает? От старости? А может потому, что необходимость смерти диктует культурное поле, в котором ты живешь? Но если ты не веришь в смерть, то твоему телу она не грозит.

Во вселенной материализма, когда придет твой срок, то за тебя возьмется целая куча специально подготовленных людей. Практически все персонажи рассказа — работники похоронной отрасли. Им страшно как надо видеть тебя в виде тела. Но если твое мировоззрение идеалистично, то ты можешь просто не верить в необходимость умирать. Вплоть до того, что мысленными командами можешь сам снова запустить свое тело, которое умыкнули материалисты, стоило тебе отвернутся.

Рассказ про истинный нонконформизм. И про то, что сознание вполне может определять бытие. И немного про то, как угроза убытков победила смерть.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такая себе комедийная зарисовочка в духе фильма «Каспер». Ничего интересного, а уж на фоне прочих рассказов сборника — так тем более.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх