fantlab ru

Юн Ха Ли «Гамбит девятихвостого лиса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Оценок:
322
Моя оценка:
-

подробнее

Гамбит девятихвостого лиса

Ninefox Gambit

Роман, год; цикл «Механизмы Империи»

Аннотация:

Капитан гекзархата Кел Черис опозорила себя нестандартной боевой тактикой. Командование дарит ей последний шанс вернуть честь, отбив захваченную еретиками Крепость Рассыпанных Игл. На карту поставлена не только карьера Черис. Если космическая крепость останется в руках мятежников, гекзархат падет следом.

Единственная надежда Черис — это союз с немертвым генералом Джедао, визионером, Архипредателем и безумцем. Он выигрывал битвы, которые невозможно выиграть, и только его военному гению по силам захватить крепость. В своей первой жизни он обезумел и полностью истребил обе армии, одной из которых командовал сам, но теперь он лишь призрак в «черной колыбели».

Чем ближе конец осады, тем у Черис возникает больше вопросов к генералу. Так ли он безумен? Что он планирует? Не станет ли она его следующей жертвой?

Входит в:

— цикл «Механизмы Империи»  >  Uncertain Present


Награды и премии:


лауреат
Fantasy Stabby Awards, 2016 // Дебютный роман

лауреат
Локус / Locus Award, 2017 // Дебютный роман

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Научная фантастика года

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2016 // Роман

номинант
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook Memorial Award, 2017 // Дебютный роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2017 // Роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2017 // Роман

номинант
BooktubeSFF Awards, 2017 // Роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книга года

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第52回 (2021) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Гамбит девятихвостого лиса
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Ninefox Gambit
2016 г.
(английский)
Ninefox Gambit
2016 г.
(английский)
Le gambit du renard
2018 г.
(французский)
Le gambit du renard
2020 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это просто прелесть какая-то!

Тут ведь какое дело. Одно, когда ты пишешь отзыв, например, после коллеги atrid'a, который в двух предложениях всё сформулировал и есть ещё где разгуляться, а другое — после Verveine, которая подробно про всё рассказала сама. И как тут быть? Можно просто сказать — я с оценкой Наталии согласен, после чего заявить: «читать всем, оно того стоит; чудесная книга». И успокоиться. Но будет все равно что-то этакое подъедать — после полученного от прочтения удовольствия, ты автору должен. Как минимум выразить словами не только сами восторги, но и их причину. Поэтому давайте так — самое главное о романе вы уже почитали ниже, а я как Тарзан от книгоотзывания — попрыгаю по верхушкам с истошными воплями.

Удивительный мир! То, от чего на первый взгляд веет стандартным космооперным конструктом. Но как веет, так и сдувает. Потому что гекзархат при всей его понятности — ну, фракции, ну, интригуют — не форма правления, это форма существования цивилизации. Все эти календарные заморочки, пехотные формации — это то, что сразу же создаёт ощущение инакости, не отпускающее до конца книги. А не это ли главное требование к ворлдбилдингу — чтобы мир жил, чтобы он манил своей инородностью? И в этом контексте очень выигрышно срабатывает тот момент, что автор перед «дебютом» накопил значительный багаж рассказов. Потому что на этом опыте Юн Ха Ли с успехом преодолевает одну из главных трудностей — сказать о мире достаточно, но не переборщить с деталями. Сотворённый мир — он же как женщина, в нём должна остаться загадка и недоговорённость. Но из под вуали нам всё равно видно достаточно, чтобы оценить очертания общества, построенного на основании из прикладной социальной психологии с визуальными энергетическими манифестациями. Ритуалы постоянности породившие человеко- (и сервиторо-) шестерёночный колосс. Ну завлекательно же, ведь так?

Вызывающая уважение профессиональная рациональность! (рациональная профессиональность?) Ничего лишнего. Не верите, можете попробовать роман на винтики разобрать, потом собрать. Если детальки на столе останутся — работать не будет. Всё нужно и всё в дело. И в обратную сторону тоже применимо — переусложнять механизм детальками автор тоже не стал... У вас сейчас наверняка какой-то унылый станок перед глазами нарисовался. Стирайте. Я не о самом тексте, но о подходе к его компоновке. Фрагменты сами по себе — изящные и ажурные, просто лишних нет. Представляйте себе дорогие швейцарские часы, у которых ещё и полциферблата прозрачные. Надо пустословие и иллюстрацией подтвердить. Оукей, как мы уже договорились, автору удаётся нас сразу убедить, что доской для гамбита является достаточно сложный и явно продуманный им мир, который может быть преподнесен тысячей ярких и интересных зарисовок, но... Но 88% романа идёт бой, поэтому мы получаем эти зарисовки в очень утилитарном ключе — мы видим только то, что в нём видят два выскопоставленных офицера в процессе выполнения боевого задания. Да задание осложнено политическим и гуманитарным контекстом, в нём есть ряд технических сложностей, и нам немного открываются история, политология и технологии гекзархата, но научную работу мы по ним не защитим. Потому что офицеры этого делать не планируют, они это просто применяют.

Удивительное читателелюбие романа! Тут оттолкнёмся от помянутой системы боевых формаций. С первых страниц книги мы понимаем, что это коллективный способ накопления и направления энергии, эффекты которого зависят, с одной стороны, от строго математических параметров (геометрии, количества координируемых участников и т.д.), с другой — от социально-психологического фона (от нормативности выполнения ритуалов в данном секторе космоса, от личной духовной дисциплины каждого солдата). И у меня нет малейших сомнений, что поставь Юн Ха Ли перед собой такую задачу, он, как математик по специальности, смог бы изобразить её научное (или хотя бы псевдо) обоснование, объяснить механику. Но он этого не делает. Потому что он нас любит. Он просто рисует нам её живописное применение и срабатывает принцип калейдоскопа — кому-то просто красиво, кто-то там картинки видит (но всё равно — красиво). Поэтому не важно, что это — местная космическая магия или нераскрытая математика боя (ведь всё-всё равно — красиво). Специальная терминология есть, но её запоминать не надо, потому что она буквальнопрочитываемая. И всё вот в таком же ключе. Я вам больше скажу, там даже сложные имена персонажей не надо в dramatis personae в голове собирать. Потому что, во-первых, имена простые, во-вторых, автор умудряется так вводить их в канву повествования, что они сгорают яркой вспышкой и передают эстафету следующим.

Впечатляющая работа с персонажами! Если вы успели испугаться, распугивайтесь обратно. Персонажи конечно в массе своей «суицидальные ястребы» (это самопрозвание Кел-солдат), но сгорают-то они не просто так. Ведь в романе применены современные наработки в области драматургии литературной битвы — ПОВ-камера мечется от главных героев и их штаба к простым солдатам, выхватывая тех в самые разные моменты сражения. На выходе — фотографически достоверная виньетка с множеством убедительных образов участников осады крепости Рассыпавшихся Иголок. Понятно там в центре два главных портрета, но и маленькие, что вокруг, вот аж радуют. Чего говорить, там один роскошный и объемный персонаж фактически собирается только из его же собственных донесений «начальству», я такое раньше видел только у Паркера в «Purple and Black».

Интересная игра! Тут Наталия всё классно сказала, но я немного добавлю — восприятие этой составляющей книги очень зависит от того, насколько вам на старте важно знать правила игры, чтобы насладиться её течением. Потому что мне прочтение немного напомнило то, как я в юности смотрел бейсбол. Я не знал, как считаются очки, по какому принципу идут замены и так далее, но уж оценить бросок, удар по мячу и пробежку может каждый, а постепенно начинаешь чувствовать тактические решения, а потом (например, когда узнаёшь о протяженности сезона) приходит понимание и стратегии команды. Вот и роман так же лучше воспринимать. Имхо, те, кто предъявляют претензии к этому моменту, пытались сначала всё понять, но так и не смогли. А нечего тут думать, надо лошадью ходить, потом само всё придёт.

{Традиционное для моих отзывов ускорение} Слова уже кончаются, а восторги — нет. Поэтому быстренько:

Отличный темп романа!

Хороший язык! (с поправками на практическое свойство всего в книге — офицеры... ну вы помните)

Роскошные главные персонажи!

Интересный сюжет! (как «боевка» на переднем плане, так и шуосоватая возня на заднем)

Умение сделать нужными самые мелкие деталюшки! (социум сервиторов, кулинарные пристрастия персонажей и прочая)

Действительно роскошные главные персонажи!

{!!!!11111} Я уже совсем запыхался, а восторгов ещё много. Но если вы рассчитываете, что я сейчас тут содержательное резюме сооружу, то дудки. Потому что в этой книге мне понравилось всё. В общем, я свою роль уже отыграл и сгораю, а вы должны подхватить эстафету и задолжать автору сами. Давайте, читайте уже, что ли.

Оценка: 10
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу хочу сказать, что эта книга — первая часть трилогии «The Machineries of Empire», задуманной автором, и заканчивается она на самом интересном месте. Я знаю, что это важный для многих читателей критерий, в соответствии с которым принимается решение «читать — не читать», поэтому предупреждаю заранее.

Ещё одна важная для ряда читателей вещь, о которой стоит предупредить, заключается в том, что Черис, главная героиня — лесбиянка. В первом романе это не играет практически никакой роли, но, возможно, сыграет потом.

Ну вот, кто-то на этом месте прекратил читать отзыв, а для остальных я продолжу. :)

Направление, к которому относится эта книга, я бы назвала «космическим технофэнтези», хотя в отзывах, блёрбах и т.д. её относят к научной фантастике. С одной стороны, мы имеем дело с Герзархатом — космической империей, технологически развитой и охватывающей множество планет, а с другой — в мире, описанном Юн Ха Ли, действуют законы физики, не имеющие ничего общего с реальностью и, в принципе, совершенно магические. Это даже не мидихлорианы «Звёздных войн». В общих чертах мироустройство Гекзархата можно описать так: объективная реальность в нём зависит от того, насколько хорошо соблюдается… официальный имперский календарь. Если отклонения от календаря принимают массовый характер, возникает так называемая календарная ересь (или «календарная гниль»), которая распространяется, нарушая «календарные течения» и захватывая всё новые планеты, где перестаёт действовать имперское оружие, а имперская армия в целом оказывается неэффективной без поддержки с использованием специальных средств. Но если войскам Гекзархата удаётся снова завоевать взбунтовавшиеся территории и принудить еретиков к соблюдению календаря, через какое-то время — в зависимости от серьёзности «календарной гнили» — всё опять приходит в норму. В какой-то степени мне это напомнило «Иные песни» Яцека Дукая, и понятие «формы» в мире Гекзархата также имеет очень большую важность. В пользу отнесения книги к научной фантастике говорят многие формальные признаки вроде роботов, обладающих самосознанием (они называются сервиторами), кибернетических усовершенствований, которыми наделены практически все герои, искусственных разумов и разумов-роев. В принципе, «квантовая» трилогия Ханну Раяниеми тоже может показаться магической, но таковой однозначно не является — возможно, мне просто не хватает знаний, чтобы с уверенностью классифицировать этот роман. (Замечу вскользь, что лично для меня вопрос классификации совсем не важен.)

Гекзархат состоит из шести фракций: Кел, Нирай, Видона, Рахал, Шуос и Андан. Существовала когда-то седьмая фракция — Лиож, но она впала в ересь и была уничтожена. Каждая фракция на чём-то специализируется и обладает характерными особенностями: например, Кел — военные, необыкновенно верные своему долгу (не по собственной воле, но в силу «формационного инстинкта», который пробуждают в них посредством медицинской процедуры), но прямолинейные и временами туповатые; Нирай — математики и аналитики, временами склонные к психопатии; Шуос — стратеги, которым позавидовал бы Макиавелли. Противостоит Гекзархату некая сила под названием Хафн, но в первом романе о ней так мало упоминаний, что я даже не могу объяснить, что это такое. Могу лишь сказать, что угроза для империи реальна и достаточно серьёзна, просто первый том трилогии — о другом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Итак, повествование в романе начинается — в очень быстром темпе — с того, как главная героиня, капитан Кел Черис, оказалась в очень сложной ситуации. Её рота, выступившая против еретиков, осталась без подкрепления и должна была погибнуть. Однако Черис сумела прямо на поле боя рассчитать влияние «календарной ереси» и изменить пехотную формацию — а надо заметить, что каждая их этих формаций создаёт определённые эффекты, которые работают только в том случае, если они согласованы с «календарными течениями». Иными словами, ради выполнения задания и спасения своих людей Черис в какой-то степени применила еретический календарь.

По всем правилам, за такое её ожидал трибунал. Но наша героиня понятия не имела о проблеме, которая в это же самое время занимала умы всех руководителей Гекзархата: крепость Рассыпавшихся Иголок — одна из важнейших узловых точек, влияющих на «календарные течения» — оказалась захвачена еретиками. Отбить эту крепость — задача не из простых, поскольку она защищена особыми щитами, которые, согласно общепринятому мнению, невозможно разрушить снаружи. Для решения этой самой задачи гекзархи собрали лучшие умы империи, и нестандартный образ мыслей Черис привлёк к ней внимание, в результате чего она оказалась в той же команде, получив шанс спасти свою жизнь. Для этого, однако, надо было придумать способ захватить крепость Рассыпавшихся Иголок, не уничтожая её вместе со всеми обитателями. Перебрав все варианты, Черис остановилась на самом нестандартном: она предложила «разбудить» генерала Шуос Джедао, Жертвенного Лиса, Архипредателя, безумца, который не проиграл ни одной битвы, жестоко расправился с опаснейшими еретиками, а потом достал пистолет и перебил всех своих соратников. После случившегося Джедао был помещён в некое устройство под названием «чёрная колыбель» — и оттуда его время от времени достают, когда в очередной раз надвигается битва, которую выиграть нельзя. Так продолжается вот уже четыреста лет.

Разве могла Черис знать, что именно к этому решению её и подталкивали интриганы из числа гекзархов?..

И вот Джедао будят. В «чёрной колыбели» хранится не его тело, но дух, который теперь прикрепляют к Черис. Он её тень, её отражение в зеркале, он голос, который никто другой не слышит. Он кажется нормальным, но Черис проинструктировали и дали особое оружие на тот случай, если безумие опять настигнет гениального стратега. Ранг Черис повышают до генеральского и отдают в её (точнее — её и Джедао) распоряжение целую армаду космических кораблей, с которыми она должна отвоевать крепость Рассыпавшихся Иголок, пока не стало слишком поздно.

Дальнейшее развитие сюжета представляет собой описание военной кампании, которую ведут Черис и Джедао против еретиков, занявших космическую крепость. Рискну предположить, что некоторые читатели именно из-за этой кампании называют «Гамбит девятихвостого лиса» похожим на новеллизацию игры, но внесу уточнение от себя: это скорее новеллизация партии в шахматы, чем какой-нибудь бродилки-стрелялки или RPG. (А мы знаем как минимум одну крайне интересную историю, вдохновлённую партией в шахматы, где героиней была одна не в меру любопытная маленькая девочка.) И более того: это партия в шахматы с противником, который постоянно меняет правила игры, поэтому чтобы его победить, их необходимо схватывать на лету, а то и выдумывать собственные. Можно процитировать одного из главных героев: «Как говорят Шуос, — сказал Джедао, — суть любой игры заключается в поведенческих изменениях. Правила сдерживают одни разновидности поведения и вознаграждают другие. Разумеется, люди жульничают, что порождает новые последствия, и поэтому подразумеваемые правила и социальный контекст в той же степени важны. Бессмысленные карты, знаки и символы обретают в мире игры ценность и значимость. В каком-то смысле, любая календарная война — это соревнование между конкурирующими наборами правил, которые подпитывает слаженность наших убеждений. Чтобы одержать победу в календарной войне, ты должна понять, как работают игровые системы».

Тандем Черис-Джедао вышел крайне интересным. У другого автора могли бы получиться какие-нибудь очередные «Сумерки» — ну чем четырёхсотлетний генерал хуже древнего вампира? Умён, ироничен, достаточно хорош собой. Но в «Гамбите девятихвостого лиса» нет даже намёка на любовную линию. Во-первых, как уже было отмечено ранее, у Черис другие пристрастия. Во-вторых, Джедао — всего лишь призрак. В-третьих, оба героя по сути рабы Гекзархата и смертники, и они это прекрасно понимают. Генерал-архипредатель в первую очередь станет для Черис ментором, как и должно было случиться, принимая во внимание его колоссальный опыт в ведении войны. Впрочем, вклад Черис в эту календарную войну с еретиками из крепости Рассыпавшихся иголок оказался не менее важным, чем вклад Джедао, но обойдёмся без пересказа — в эту игру нужно играть самому. Она того стоит, потому что Юн Ха Ли уделил внимание не только экшн-сценам и боевой механике. Будут и вопросы психологического характера — бремя лидерства (особенно нежеланного), бремя власти, ответственности за чужие жизни, за чужие поступки, в том числе глупые, которые ты не сумел предотвратить, и многое другое. Будет и ненавязчивый юмор — редкий гость в столь мрачной истории, но желанный. Будут жертвы — шахматный термин «гамбит» в названии романа отнюдь не ради красного словца. И следует также отметить, что помимо вопроса о том, получится ли у имперской армады во главе с Черис и Джедао взять мятежную крепость или нет, в этой истории есть ещё одна, не менее важная интрига: а что же на самом деле произошло четыреста лет назад? Почему Шуос Джедао, гениальный стратег, сошёл с ума? Что — или кто — спровоцировало его безумие?..

Итак, резюме: «Гамбит девятихвостого лиса» — сильный дебют автора, которого не назовёшь новичком в фантастике, поскольку он уже много лет пишет и публикует рассказы. Как выяснилось, крупная форма ему также по плечу, и очень хочется верить, что в продолжении этой истории Юн Ха Ли оправдает доверие, оказанное читателями (если кому интересно, на момент написания рецензии средняя оценка романа на Goodreads составляет 4 балла из 5, на основании мнения 2 035 оценивших). Читать эту книгу непросто, временами она кажется такой же абракадаброй, какой описание шахматной партии выглядит для человека, который не знает правил игры. Но если уловить эти правила и подстроиться под них, если разглядеть за календарными и экзотическими «спецэффектами» настоящих людей, которыми движут хорошо знакомые всем нам чувства, то оторваться от этой увлекательной и необычной истории вы не сможете до последней страницы.

Я, по крайней мере, теперь с нетерпением жду продолжения.

P.S. Если и впрямь соберётесь читать книгу, не вздумайте заглядывать в аннотацию второго тома, «Raven Stratagem» на Goodreads или где-то ещё — в ней имеется серьёзный спойлер.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гекзархат — космическая империя, могущество которой завязано на высоком календаре, течения которого пронизывают все сферы деятельности. Календарные течения обеспечивают возможности империи, её технический прогресс и так далее. Каждая фракция ответственна за определенную сферу. И, как это обычно бывает, в противовес высокому календарю есть календарная гниль, которая нарушает его работоспособность. Действует за счет отступления от высокого календаря и доставляет много неприятностей фракциям. За счет этого и возникает основное противоборство между гекзархатом и еретиками. Такие жернова способны перемолоть тысячи, миллионы жизней. Что, собственно, и происходит.

В качестве главной героини выступает Кел Черис, капитан с математическими способностями. Именно она приняла решение (практически самостоятельно) пробудить генерала Шуос Джедао — архипредателя, безумца, Девятихвостого Лиса. Но так ли он безумен? Это основная загадка первой части — что случилось, когда генерал обезумел? Почему он так поступил? Поскольку это уже законченная трилогия, были подозрения, что автор не раскроет тайну в первом томе, благо, они не оправдались. Юн Ха Ли умело подбрасывал намеки на протяжении всей истории, но разгадка была где-то за гранью восприятия, постоянно ускользала, словно какой-то образ на грани периферического зрения — видишь очертания, но не можешь понять, что именно. Так что читатель не почувствует себя обманутым, наоборот, на протяжении истории были заигрывания с читателем — догадается или нет. Подозрения были, но не окончательные.

После заякорения — внедрения разума Джедао в разум Черис, — началось самое интересное. Диалоги между архипредателем и солдатом удались на славу. Плюс ко всему автор не поскупился на флешбэки, и личность генерала постепенно раскрывалась вместе с личностью Черис. По сути, у нас два главных персонажа... в одном флаконе. И это просто адское сочетание, чертовски интересное. Личность Генерала Джедао получилась без оговорок великолепной. За ходом развития его как персонажа, со всеми предпосылками, было наблюдать на порядок интереснее, чем за Черис, которая вроде как главная героиня. Хотя и с ней произошли достаточно кардинальные, пусть и немного ожидаемые, изменения. Но это личностный рост и большой задел на будущее. Безо всякого лукавства, некоторые флешбэки из жизни Джедао были настолько проникновенными и драматичными, что впору и пустить скупую мужскую слезу. Но эти моменты стали ключевыми в становлении личности Девятихвостого Лиса.

На фоне такого масштабного предприятия, как осада Крепости Рассыпанных Игл, очень легко упустить детали. Но именно внимание к деталям является отличительной чертой истории. Это могут быть элементы антуража и одежды — перчатки с обрезанными пальцами; 4 вазы на столе, с разной степенью развития бутона, но самое важное — жизни обычных солдат, которые и перемалывают жернова войны. Благодаря небольшим вкраплением деталей войны с точки зрения обычных солдат становится видно, что война — не просто цифры, а жизни людей, у каждого из которых есть личность, характер, свои устремления. Чтобы проникнуться симпатией к каждому персонажу «второго эшелона» достаточно будет пары абзацев. Смена обобщенного акцента более локальным пробуждает чувство сострадания. В таких обстоятельствах генералу, который пускает жизни солдат под откос, легко сойти с ума, но это меньшее, неизбежное зло. Во благо Великой Цели, которая в конечном итоге может оказаться не такой уж и Великой, а люди, преследующие эту цель — по руки в крови. А еще это большое мастерство автора, за такой короткий срок вызвать у читателя ответную реакцию.

По сути, помимо противоборства между фракциями, большую часть времени занимает именно осада Крепости Рассыпанных Игл. Это тактические действия, провокации, пропаганда, переговоры и манипуляции — весь спектр воздействия на противника в миниатюре. И, опять же, ракурсы разные, не только со стороны гекзархата, но и противников. Очень забавными получились вкрапления переписки между еретиками, одна из которых пристрастилась к сладостям и не гнушается критиковать обозначения еретического календаря, с привязкой к сельскохозяйственной живности. Толика юмора «во время чумы» в любом случае не помешала.

Прекрасный слог, многоходовые стратегии и «выпуклые» персонажи, за ходом развития каждого из которых наблюдать более чем интересно. История не заканчивается первым томом, но промежуточный финал есть, отличный финал, в котором даны ответы на большинство вопросов. Глобально развитие событий не определено, но локально сюжетные линии пришли к своему логическому завершению. Питаю большую надежду прочитать на русском языке оставшиеся два романа трилогии. И спасибо Наталии Осояну за замечательный перевод, а Юн Ха Ли — за прекрасный слог и погружение в такую выверенную и занимательную историю, где все на своем месте.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычный роман, неуловимо напомнивший «Квантового вора», только вдобавок с очень азиатским антуражем. Прямо с первых страниц начинается математическая фантасмагория, лихо закрученная вокруг экзотической физики и непостижимых из трёхмерного пространства топологических преобразований. С привкусом психологического триллера об идентичности от приятного соседства с чужим разумом в одном, раньше исключительно собственном, теле.

Представленный в «Гамбите» мир — определённо мир будущего, но либо очень далёкого, когда человечество ушло куда-то в неизвестность в своём технологическом развитии и отрицании собственной природы, либо совершенно альтернативного. Предыстории как таковой не существует: эта вселенная со своими законами просто есть и в ней просто такие законы. Тут есть странное оружие, странные биотехнологии, странные двигатели, странная иерархия и искусственный интеллект в подвижных ботах, которые образуют целый отдельный народ, успешно прикидывающийся дрессированной мебелью.

Мир богатый на отдельные яркие подробности — и в то же время холодный, жестокий и совсем не похожий на процветающий.

Основа лора выстроена вокруг идеи, что есть лишь один календарь, по которому должна жить цивилизация, и всё её устройство завязано на целое число шесть. Устройство местного мира — гекзархат, шесть политических управленческих фракций, каждая из которых имеет чёткое место в иерархии и место под солнцем. Если все они работают слажено и как задумано, то остальная вселенная пребывает в спокойствии, потому что всё работает, как надо.

Судя по отрывочным сведениям, которые выдают в эфир персонажи в разговорах друг с другом, конкретно гекзархат живёт уже примерно четыреста лет, до этого был гептархат, но одна фракция впала в ересь и решила, что настало время всё сломать и построить что-то новое. Не сложилось.

Вообще, «еретическая» составляющая в романе занимает какое-то очень большое место, чем смутно напоминает мир WH40k (вообще, если повглядываться, пересечений между «Гамбитом» и Вахой хватает), хотя сама суть ересей раскрывается несколько слабо. Сложно понять, на что именно влияет центральное целое число. Оно используется не только в отсчёте времени, но и в оружии, видимо, порождая экзотические физические эффекты, но какова конечная цель еретиков — в большинстве случаев неизвестно. Что хотели Угри, Фонарщики или Лиож — а кто их знает; что они выигрывали от смены целого числа в основе — загадка. Я почти могу представить механику вычислений, но не могу осмыслить, за что борется оппозиция гекзархата, и в этом сложность.

Не сказала бы, что само устройство цивилизации, жёстко фракционное и завязанное на использовании верного календаря, вообще до конца меня убедило, но это, как минимум, что-то неожиданное. Хотелось бы понять саму механику происходящего и еретических движений больше, конечно, но, на удивление, отсутствие полного технологического описания не делает очень грустно. Возможно, за счёт экзотичности описаний, происходящее воспринимается несколько отрывочно, и это позволяет без мучений игнорировать некоторые шероховатости повествования.

Очень много азиатского символизма и мистических элементов, отсылающих куда-то к протоазиатским корням: лисы, ястребы, чаши с рисом, геометрия, розы, сладостно горящие. Несмотря на то, что азиатской фантастики я прочитала уже порядочно, всё равно воспринимается это с некоторым скрипом, очень непривычно — и многие культурные отсылки вообще тонут в вопросе «что». По-моему, книге немного не хватило сносок, которые пояснили бы для хлебушков вроде меня, о чём говорят образы, на что отсылаются персонажи в аргументах и всё такое.

Действия, строго говоря, в книге немного: процентов семьдесят занимает история осады крепости и бесконечные разговоры между участниками, перемежаемые изредка флешбеками немёртвого генерала. При этом, как ни парадоксально, повествование выглядит страшно насыщенным и очень накалённым, даже в замкнутом пространстве крейсера персонажи умудряются проецировать дикое напряжение от взаимодействия. Скучать не приходится, динамики — хоть отбавляй, пусть она и не совсем прямолинейная.

А ещё по стенам развешено порядочное число чеховских ружей с интригующими намёками.

Персонажи — отдельная история; их вроде бы много, но по сути крутится всё вокруг только трёх, остальные приходят и уходят. И ещё постоянно умирают, прямо как у света нашего Мартина.

Черис-и-Джедао, раздельные личности, но по факту — занимающие одно тело, потому что в Черис запихивают цифровой или какой там слепок опального генерала, чтобы он выполнял роль советника в военной операции и проявил свой гений; а за всем этим стоит загадочная фигура бессмертного великого математика. Меня именно он, Куджен, и заинтересовал больше всего — видно, что у него какая-то своя партия, которую он играет аккуратно, но безжалостно, и его мотивы настолько непонятны, что вычислить их невозможно. Он с одной стороны не противится тому, чтобы вытащить Джедао из анабиоза, с другой — интересуется Черис, с третьей — не делает ничего, чтобы помешать потом их ликвидировать, когда командование решает, что хватит, с пятой — за четыреста лет до этого

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
предлагает союз Джедао и предавать гекзархат вместе.

Какой-то змей-искуситель с альтернативной точкой зрения на всю историю. Вероятно, он и дальше будет дёргать за ниточки — и интересно, во что же оно выльется.

Чего я совсем не поняла, так это мотивации генерала Джедао, на которой оказался построен основной сюжетный вотэтоповорот:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
к основному действию он уже сформировавшийся архипредатель, революционер, за всё хорошее против диктатуры, но совершенно неясно, почему это благородное желание в нём вообще появилось. Его так расплющило после смерти однокурсников? После наёмных убийств? После чтения философских эссе? Что случилось-то?

Может быть, это будет раскрыто в дальнейшем, но пока оно как-то выглядит весьма большим допущением.

Лично у меня от книги ощущения остались неоднозначные: с одной стороны, объективно, в ней есть прямо заметные провалы, о которых можно было бы и спросить «а это как», но с другой — мне всё равно очень понравилось. Не какие-то отдельные части, не сюжет, не персонажи, а всё вместе, целиком, оно как-то так органично сложилось, что я осталась под большим впечатлением.

Где-то в середине есть сцена, где Джедао выворачивает разум Черис наизнанку, показывая, как можно без физического оружия подчинить себе другого человека; я дважды возвращалась к ней уже после прочтения романа. Обычно у меня не возникает желания перечитывать отдельные моменты, прочитала разок — и хватит, и одно это в моём личном рейтинге добавило «Гамбиту» дополнительных баллов.

Однозначно, буду читать весь цикл, хотя явно не сразу — не самые простые книги, «Гамбит» читался не так, чтобы легко. Иногда требуется продолжительное время, чтобы хорошо осмыслить написанное. Роман не назвать универсальным, очень он на любителя, но если попадает в предпочтения — ощущения прекрасны.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Гамбит девятихвостого лиса» – захватывающая боевая фантастика, навеянная книгами по этноматематике. Да, существует и такая неожиданная дисциплина, изучающая математические системы разных народов. Фантазия Юн Ха Ли выстроила на базе этого знания весьма необычную схватку.

Сила космической империи в «Гамбите» базируется на ее календаре. Области, где люди живут в нужном времяисчислении, позволяют совершать убийственные маневры космофлота, но вне таких областей корабли теряют силы. Еретики отказываются от календаря империи – и их нужно вернуть в нужную систему счисления, иначе наступит дестабилизация. Главная героиня -военный командир, в голову которой подсаживают цифровую копию умершего военачальника-предателя, ценного отсутствием проигранных боев. Вместе эти непохожие люди из разных эпох должны штурмовать неприступную крепость с ложным календарем – или придумать другой способ победить еретиков.

Битвы в «Гамбите» разворачиваются сразу на нескольких уровнях – это и стратегия ведения боя с “алгебраическим” оружием, и битва умов между героями, один из которых – обманщик, и очень остросюжетно показанный переход героини из командира среднего звена в крупные руководители флота. Никакого замедления темпа, только политика как стратегия и бои как тактическое ее воплощение. Ну и посудите сами: суровая женщина-воин с подсаженным ей в голову мертвым военачальником-трикстером плюс все это в вихре из алгебраической магии, космических боев и полностью без любовного мусора. Тяжело пройти мимо.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротное, крепкое и ладное космическое произведение, написанное с душой, размахом и совсем небольшими недочетами.

Если в двух словах, то в далеком будущем, в некой параллельной вселенной, люди поделены на касты-расы: воителей, кукловодов, техников и философов (условно). И вдруг случилась Ересь, космо-еретики взбунтовались, нарушив Календарный порядок, чем вызвали на себя невероятный гнев и войны с бесчисленными жервами со стороны Государственого Режима.

Подавлять эту Ересь назначают молодого талантливого командира, девушку-военную, Кел Черис. А уж как она это будет делать — на этом вся книга и строится.

Из плюсов. Автор не шибко церемонится с читателем, предоставляя ему самому разжевывать все хитросплетения, которые плетутся тысячей пауков), так что приходится иногда перечитывать страницы, подбирая пропущенные камушки.

Совершенно волшебный, гениальный злодей, в которого влюбляешься с первой строчки. Да и так получается , что злодей с положительным Героем, будут практически «не разлей вода».

Как уже упомянул выше, здесь будут плестись подковерные дворцовые интриги, на каждом шагу нужно ждать предательства или Манипуляции. Где блеф, а где — нет, придётся все время додумывать самому (так интереснее). Хотя конечно можно тупо бежать по страницам и кайфовать — читается на одном дыхании.

Оружие: пепломоты, отделители , трупные бомбы, калейдоскопические бомбы, пропагандистское оружие, хризалидный пистолет, бессмертие. По-моему, весьма недурно, друзья. Очень цепляет

Из недостатков, но это очень субъективно: уж очень футуристично

И больно быстро развиваются события, отчего нет ощущения их достоверности и реальности. Ну умер миллион солдат, но это так...по-игровому, по-компьютерному. Но книгу притом совсем не портит.

Короче говоря, господа, это первая часть трилогии, — и я в неё уже влюбился и жду перевода продолжения.

Редко когда на горизонте загораются такие яркие самобытные звездочки, поэтому всем Обязательно читать!:)

П.с. Чем-то напоминает Райаниеми, но автор не пытается нас удивить или любоваться собой. Просто, ему есть что сказать

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось. Очень долго я не мог понять, как же все это работает. Все эти календарные мечи, формации, экзотические эффекты и прочее. Но потом как-то в процессе чтения проникся идеей зависимости законов физики от календаря. Что-то в этом есть. Технологии целого народа зависят от того, каким традициям этот народ следует. Главное, чтобы все верили одинаково и поддерживали новые традиции. Формации Кел тоже интересная находка. Причем, формации работают на всех уровнях войск. Если, например, солдаты встанут квадратом, или пепломоты образуют круг (условно), то сразу станут неуязвимы к вражескому огню. Главное, чтобы ни один солдат или пепломот не нарушал формацию, иначе его тут же исключат и сформируют новую формацию уже без него, чтоб не портил картину. Еще интересная находка эти осколки, хранящие память. Я только не совсем понял, как их можно есть.

Не нужно пытаться это объяснить с точки зрения современной (нам) науки или своими представлениями о том, как все должно работать, что может быть, чего не может. Это полностью придуманный мир, здесь все работает так, как описал автор. Да, не отличается от магии, но и в других научно-фантастических книгах авторы не всегда объясняют, на каких физических законах основываются их сверх-световые двигатели. По сути это ведь тоже магия :)

Ну и конечно математика. Числа тут встречаются на каждом шагу. Числа это моя слабость, может поэтому я и не бросил сразу читать :) Когда сервитор в начале книги постучал в дверь Кел Черис сначала три, потом один, четыре, один, пять раз, я точно решил, что дочитаю до конца. 3.1415 — ничего не напоминает? Жаль, что таких моментов дальше было не очень много. Я заметил разве что делящиеся на 7 промежутки времени, оставшиеся до встречи и, наверное, номера сервиторов что-то означают. А может я просто уже выдаю желаемое за действительное :)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный пример мира, где технологии кажутся неотличимы от магии. Читателю приходится верить автору на слово о том, что формации и календарь подчиняются сложным математическим законам. И просто смотреть на эффекты от их применения. Эффекты впечатляющие, но насколько вся эта система действительно продумана или наукообразна — это уже вопрос веры.

Я не зря начала отзыв с описания мира. Мир, со всеми его странными законами, технологиями и социальными перекосами — главная особенность книги. Декорации, которые определяют героев и их устремления. Мир интересный благодаря множеству продуманных и необычных деталей. Слегка сухой и обрывочный, порой ему недостает красок «обычной» жизни — и в то же время в нем прослеживается явная любовь к символизму и толика восточных мотивов, вплетенных в столь необычную среду. По социальному устройству и по сути — практически антиутопия, вот только её масштабы раскрываются далеко не сразу, да и жители уже успели привыкнуть и принять её за норму. И еще здесь на удивление не раздражающее гендерное смешение, которое оказывается лишь одной из многих деталей чуждого мира.

Попытка приклеить к книге ярлык жанровой классификации была бы не самым простым делом, так что ограничусь осколками впечатлений. Это даже символично, учитывая финальные главы.

Итак, это безусловно военная история. Большинство героев — солдаты и офицеры, занимающие разное место в иерархии подчинения, но неизменно служащие винтиками в общем механизме. История о трагедии войны и о её пренебрежении сопутствующими жертвами. Кроме того это история об интригах, порой очень долгих и запутанных. Интриги, к слову, порой даже слишком усложняются — не всегда можно понять, почему персонаж поступает так, а не иначе. А некоторые события оставляют в догадках — результат ли они планирования или же рояль в кустах.

Ну и наконец тандем главных героев. Весьма символичный и интригующий (что в духе книги). Немертвый генерал/безумец/непревзойденный стратег/пленник/орудие и одна из солдат — куда менее искушенная в интригах, более наивная, но тоже в итоге с парочкой сюрпризов. Союзники по неволе, как выяснилось — вполне успешные.

Что ж, это первая книга трилогии. Мир обещает раскрыться в еще большем разнообразии, а героев ждет исполнение почти невыполнимого плана. Посмотрим, удержит ли автор планку.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стиль и декорации: оммаж Глену Куку. «Дракон не спит никогда» и остальные его космобоевики: сложные коалиции, гиперстанции, офицеры с повышенным чувством собственного достоинства и технологии, неотличимые от магии настолько, что становятся мифологией. Еще, конечно, Ваха, но для полноценного Вархаммер 40000 мир слишком лаконичный — никаких инорасцев, все проистекает внутри человечества.

Сюжет: верность начальству верзус верность принципам на фоне военно-политических задач.

Перевод: почти весь текст отличный, особенно учитывая сложность терминологии. Но на второй странице две странности — ступни, вывернутые наизнанку (кожа наизнанку? Ступни заменены местами? Пятками вперед? Визуализация тормозит) и «проблематичный эффект» не в смысле «эффект то ли есть, то ли нет», а «эффект, создающий проблемы»

Адресат: читатели, способные продираться сквозь тягомотину сомнений, препирательств и намеков ради интриги влияний и идентичностей.

Бонусы: нетривиальная модель магии (будем честными — это все-таки магия, одно поддержание системы хронокоординат ритуальными пытками и убийствами чего стоит),

и неожиданное подмигивание «Звездным войнам» в их самом кавайном аспекте. R2D2 forever.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: новейшая космоопера с любопытным миром, отличными отзывами, парой премий и кучей номинаций. А еще «Иные песни» и цикл «Культура» в похожих произведениях. Плюс автор вдохновлялся «Игрой Эндера».

В итоге: вообще, я для себя решил, что буду стараться не начинать читать незаконченные циклы, особенно не русскоязычные. Так как помимо того, что автор может просто забросить или затянуть цикл, так ещё и издательства могут забить на перевод и выпуск продолжений, если первая часть не найдёт отклика у читателя. У меня целый список неоконченных циклов из пары десятков наименований. Какие-то надеюсь, допереведут, какие-то очевидно заброшены. А есть ещё такие книги, сюжет которых настолько для меня потенциально интересен или отзывы на которые настолько хороши, что я пренебрегаю собственным решением не связываться с циклами-висяками и начинаю их читать. Правда, составляю себе подробный синопсис, чтобы, когда выйдет очередной том, освежить в памяти героев, лор и географию мира.

В «Гамбите» потрясающий мир.

Гекзархат, правящий сотнями планет и занимающий, по всей видимости, центр Галактики.

В гекзархат входят шесть фракций:

Шуос — стратеги, шпионы, убийцы, аналитики и бюрократы.

Кел — вооружённые силы гекзархата. Ястребы, с соответствующей эмблемой. Владеют технологией объединения подразделений в единый рой. Преданность и субординация на уровне инстинктов.

Нирай — техники, врачи, учёные, инженеры, математики. И главное, создатели космических кораблей, мотов (транслитерация аглийского мотылька).

Видона — идеологи календарной Доктрины, блюстители ритуалов, палачи еретиков и воспитатели молодёжи. Такие себе жандармы.

Андан — культура, финансы, дипломатия. Олигархи гекзархата.

Рахал -блюстители Доктрины и порядка, судьи. Полицейские гекзархата.

Гекзархат пользуется Высоким Календарём. Календарь, в свою очередь позволяет гражданам гекзархата потешествовать быстрее света, применять «экзотическое» оружие, больше всего похожее на магию.

У каждой фракции есть эмблема, столица с вычурным именем и свои особенности.

Есть еретики, которые изменяя календарь, нарушают работу экзотических технологий.

Есть, где-то на переферии Галактики и сюжета, другие космические государства.

На ум приходят вселенные BattleTech, Warhammer и прочие пафосные космические вещи.

Если бы сюжет был таким же занимательным, как мир...

Девушка Кел Черис, капитан войск Кел, обладает выдающимися математическими способностями и скелетами в шкафу. Ей поручают подавить восстание еретиков в важной Крепости Рассыпанных Игл, для чего подселяют ей в голову разум гениального генерала-предателя. Так как Черис управляет операцией, основное время она будет проводить на капитанском мостике, споря с коварным генералом, то ли святым, то ли монстром.

Несмотря на то, что роман изначально писался как самостоятельная вещь, а не начало трилогии, есть повисшие сюжетные линии. Теневые кукловоды, один из которых бессмертный, заявлены только в начале. Чужаки Хафн так и не вышли на сцену, да и главный герой/герои по большому счёту в самом начале своего несомненно славного пути.

Несомненно влияние на роман успешного творчества Энн Леки с её циклом «Империя Радча». Девушка-главный герой, огромное значение придаются перчаткам.

Концовка закрученная, читать интересно.

Возможно, у романа не было бы такого успеха с различными премиями, если бы не эталонная политкорректная биография. Автор — американец корейского происхождения и транссексуал.

Немного цитат:

– Смысл войны в том, чтобы подтасовать карты, накачать противника наркотиками и пригрозить, что, если он не сдастся, всей его родне прострелят колени, – сказал он. –

==========

Преимуществами тоже лучше не разбрасываться, иначе кто-то использует их против вас.

==========

– Судя по ее словам, в Крепости зарождается демократия.

– Что зарождается?

Джедао вздохнул:

– Невразумительная экспериментальная форма правления, при которой граждане выбирают своих правителей и политику, голосуя за них.

Черис попыталась вообразить себе что-то в этом духе – и не смогла. Разве можно таким образом сформировать стабильный режим?

Почему-то рука не поднимается поставить больше семёрки. Но продолжение прочитаю обязательно, если оно выйдет на русском. В принципе, «Стратагему Ворона» заявляли на 2019-й год. Ждём!

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занятная научная фентези в аниме-стиле, в которой правители космической империи далекого будущего только и делают, что интригуют друг против друга и без устали сражаются с еретиками. Борьба с еретиками — дело крайне важное, т.к. от системы верований жителей империи зависит вообще все, включая законы физики. Поэтому, когда ересь охватывает гарнизон гигантской межзвездной крепости (да, в прямом смысле крепость, да, висит в пустоте между звездами, нет, не спрашивайте), на подавление бунта отправляют лучшего генерала, который за всю жизнь не проиграл ни одного сражения, включая в принципе безнадежные.

Правда, здесь есть две проблемы — во-первых, генерал умер 400 лет назад, а во-вторых, перед смертью он капитально отъехал крышей и устроил бессмысленную кровавую мясорубку, в которой полностью уничтожил как вражескую, так и свою армию, суммарно более миллиона человек. Но для современных технологий призвать дух мертвого генерала и вселить его в голову добровольца — тривиальная задача.

Лучшая находка книги — это повествование от лица такого добровольца, простой армейской тетеньки, которая волей судьбы стала носителем и исполнителем воли Безумного Лиса Чжедао. С одной стороны, воскрешенный Чжедао абсолютно не помнит свой приступ безумия и не понимает, что на него могло найти, и очень искренне заверяет, что такое не повторится — а с другой стороны, что если он врет? При жизни генерал не зря был известен как величайший манипулятор. Исполнять его приказы смертельно опасно, отказаться — приравнивается к измене.

В общем, психологическая часть романа очень необычная и классная, а вот приключенческая чуток подкачала. Космические сражения больше похожи на упражнения в геометрии, разбавленные выражениями типа «флот еретиков занял формацию Восемь Звезд над Шестью Деревьями, но мы перестроились в формацию Река, Текущая Вспять, чем полностью расстроили вражеский план битвы», и дикими метафорами, «Ее взгляд был холодным как судорога и безжалостным как пепел», такого вот вида. Возможно, специфика корейского языка или образа мышления, не знаю. Читать мешает, но не сильно.

С продолжениями ознакомлюсь. Корейская НФ пока нравится сильно больше китайской.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень динамично + интересный сеттинг.

Мне лично нравится этот авторский прием, когда читателя как в омут с головой погружают в мир, пускай и с кучей непонятных терминов («Я, Хобо» мне зашел, да). Но здесь проблема, скорее, в том, что действие вскачь несётся, и просто времени нет на то, чтобы как следует осмотреться.

Задумка очень интересная. Примерно таким был бы мир и его технологии, если бы существовала вся эта «память воды», «положительная энергетика» и фэн-шуй. Так что это, можно сказать, антинаучная фантастика.

Ещё один плюс — довольно хорошо прописано совместное существование двух личностей в одном теле.

Напоминает «Игру Эндера», но, в отличие от нее, «Гамбит» — книжка явно одноразовая.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая фантастика... Не ВАУ!!! И не ФУ!!! Всего немного и в меру... К тому же это начало серии и автор хорошо знакомит нас с этим далеким будущим. Читать можно но не обязательно)

Оценка: 7
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отдыхал я как-то давно в санатории. Принесли мне там на обед котлетки. Красивые такие, соусом политые, укропчиком обильно присыпанные. Но когда я приступил к трапезе, то оказалось, что они местами горелые, а весь внешний лоск был наведен горе-кулинаром лишь для того, чтобы я не заметил дефекта раньше времени и не пошел скандалить сразу же после того, как тарелку поставили мне на стол.

Так вот, от данного произведения ощущения схожие. Если счистить все внешнюю шелуху из вычурных имен, названий и терминов, то перед нами предстанет бесстыдное в своей банальной наготе типичное фентези (лишь с легким ароматом «техно»). Углядеть это можно почти с самого начала, когда отряд пехоты будущего бежит рубить мечами повстанцев, управляющих погодой. Дальше – больше. Тираничная империя, что насаждает всюду свой магический календарь (и борется с еретиками, его не принимающими), без соблюдения которого не будут работать ее колдунства, призрак проштрафившегося генерала, к помощи которого порой прибегают не смотря на то, что ему-то уже четыре века (да, от духа Наполеона несомненно было бы много толку во время «Бури в пустыне»), и все в том же духе. Автор пытается объяснять все это «наукой», но выходит как-то очень не очень. Это не технологии, неотличимые от магии, это и есть просто магия.

В принципе, это все тоже можно было бы неплохо подать, если бы писательнице было интересно складно прописывать свой мир. Или же нормально делиться подробностями о нем с читателями. Но где там. Порой складывается ощущение, что ты будто бы читаешь просто новеллизацию какого-то варгейма. Вот вам с порога шесть фракций, из которых хотя бы бегло описаны наверное штуки три. Вот вам куча оружия и технологий с броскими названиями, принцип и эффекты которых описываются часто лишь вскользь. И вот вам «эпический» сюжет, большую часть которого герои будут просто долбиться в одну крепость, а вся эта империя со своими чудными порядками оставаться где-то на периферии восприятия. Книги правил и миниатюрок к этому нигде не прилагается? Нет? Я бы посмотрел, может и прикупил бы чего.

А конец… Какой конец, дорогой читатель, вы что? Кто ж нынче фентези меньше чем на трилогию раскатывает? Проследуйте-с за следующим томиком.

В итоге имеем весьма среднее произведение, что лишь пытается прикинуться всем таким необычным и оригинальным. Но если счистить соус с укропчиком, то становится видно, что это самые обычные котлетки, да к тому же не слишком ладно приготовленные.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вхождение в роман оказалось нелёгким. Первые страниц 50-60 приходилось вчитываться в текст, напрягаясь. Много новых слов «пепломоты», «сервиторы», взякие «дельта-« и прочие «формы», куча незнакомых терминов, о значении и назначении которых догадываться приходилось по контексту. Ладно, не привыкать. Дальше пошло легче, главное, пройти «погружение» в мир. События развиваются стремительно, что тоже способствует нескучности времяпрепровождения. Но вот в чём загвоздка — это не научная фантастика. Космоопера — да, фантастический боевик — да, вариация на тему «звёздных войн» — да. Но НФ, тем более «твёрдой» тут нет. Чем я был немало разочарован. Ладно, не привыкать. Едем дальше.

Очень необычно прописаны, так сказать, цивилизационные моменты. Привязки к месту и времени нет вовсе. Планета Земля? Солнечная Система? Галактика Млечный Путь? Что это всё такое? Не, не слышали про них, не знаем. У нас тут свой мир. На протяжении всего процесса чтения не покидало ощущение, что читаешь беллетризованную компьютерную игру. Описания боевых сцен, методы выбора оружия и его применения, эффект от применения самого оружия — всё как в играх! Так и представляешь себе арсенал в виде иконок, с обозначениями: «калейдоскопическая бомба», «чудо-паутина», «биоцистерны со стоп-слизью». Ну, что попробуем в этот раз? А давай жахнем слизью! На! — и вражеский флот на 1/3 застыл в неподвижности. Так и представляешь, как все это смотрится на мониторе — вот мы, вот «они», а вот распустилось и поплыло облако стоп-слизи, замораживая корабли врага. Да и сами герои за ходом битв и сражений наблюдают не вживую, а тоже через мониторы и реал-тайм математические модели. Математики в романе много, кстати. Она — основа всего, начиная от Календаря. И, вот парадокс, одновременно математики и мало. Потому что всерьёз нигде она не фигурирует как сущность, как фундаментальная наука, нет ни одной математической не то чтобы формулы, хотя бы гипотезы или подробно описанной идеи. Просто по тексту упоминается там и тут — «произвели математические расчёты», «посчитали модель и спрогнозировали то-то и то-то», все как-то вскользь. Видимо, дабы не травмировать западного читателя :). Мне лично не хватило — наживка про математику была хорошая, а рыбы-то и нет, если можно так выразиться.

Ещё один нераскрытый момент — это Календарь. Жизнь Империи-гекзархата подчинена и основана на Календаре, неделя в котором состоит из 10 дней. Суть конфликта Империи и отколовшейся от неё фракции еретиков — как раз в том, что еретики основали/изобрели/стали применять свой собственный, «еретический календарь», в котором отрезки времени длиннее. 75 еретических часов = 107,9 имперских часов. Ну хорошо, ладно. А что дальше из этого? А ничего — пшик. Оказалось, что это повод начать войну на подавление ереси. Остаётся непонятно — раз всё так серьёзно, что дошло до масштабной войны — а из-за чего бьёмся-то? Ну, другой у них календарь, ну и что? Почему у него такая роль, и какая она, эта роль? Этого нам не показали, ограничившись лишь декларациями, что это супер-пупер важная вещь. Ладно, не привыкать. Едем дальше.

Главные герои. Их не много, и выписаны они отчётливо. Особо понравились практически все из фракции Кел, они же — «воины». Кстати, наделение каждой из 6 фракций гекзархата определённой главенствующей ролью — это вот «воины», эти — « философы», эти — «учёные, аналитики», такое разбиение тоже ассоциируется с компьютерной игрой и выбором персонажей в ней. За кого сегодня сыграем в «а-ля Цивилизации»? За «воинов», «строителей», «крестьян-пахарей», «учёных» и т.д.? Аллюзии возникают прозрачнее некуда :). Возвращаясь к главным героям — женщина из фракции Кел по имени Черис, вызывает симпатию и сопереживание, автор удачно показал её прямой правдивый характер, что называется «простота ей к лицу». Ну и сам Девятихвостый лис — возрождённый Шуос Джедао (Sic! — имя «Джедао» опять же почти добуквенно повторяет небезызвестных джедаев из «звёздных войн») — любо-дорого посмотреть! Умен, расчётлив, хитер, коварен. И вместе с тем человечен, что раскрывается не сразу, но чем дальше по тексту, тем больше проникаешься к Джедао симпатией.

Общее впечатление: в описаниях событий, оружия, боевых сцен очень много экзотики. Экзотика на экзотике и экзотикой погоняет. Все эти «осколки трупного стекла», «пепломоты», «знамемоты» и прочие иже с ними — мягко говоря, утомляют. По контексту об этих сущностях даётся совсем скудное представление, а без контекста — не даётся и вовсе никакого. Это одновременно и «фишка» романа — все-таки это детали мира, построенного автором, они отличие этого мира и его индивидуальность. Но в то же время — воспринимать такую экзотику «саму по себе», просто как данность, аксиоматически, без показанного её возникновения, развития, эволюции,скажем так, места в системе мира — сложно и честно говоря, малоинтересно. Мне так кажется, сугубо ИМХО. Концовка романа явно протягивает сюжет на продолжение, к следующей книге. Стоит ли читать роман? Фанатам компьютерных игр, поклонникам «боевой фантастики» — наверное, да. Тем, кто предпочитает твердую НФ, или НФ в принципе — ничего не потеряете, если пройдете мимо. Оценка 6.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх