fantlab ru

Рэй Брэдбери «Электрическое тело пою!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Оценок:
171
Моя оценка:
-

подробнее

Электрическое тело пою!

I Sing the Body Electric!

Другие названия: Машина до Килиманджаро

Сборник, год

Аннотация:

Никогда не догадаетесь, чем закончился ужасный большой пожар в усадьбе. Даже и не пытайтесь написать роман «Николас Никльби». И вряд ли у вас получится родить ребенка в четвертое измерение. Но зато вы можете насладиться чтением замечательных рассказов Рэя Брэдбери..


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.31 (677)
-
24 отз.
7.93 (313)
-
10 отз.
8.45 (1189)
-
43 отз.
7.66 (354)
-
11 отз.
7.00 (283)
-
8 отз.
7.16 (451)
-
12 отз.
7.34 (227)
-
7 отз.
7.26 (578)
-
14 отз.
8.48 (690)
-
24 отз.
7.16 (492)
-
18 отз.
8.47 (1133)
-
33 отз.
7.11 (315)
-
8 отз.
7.69 (465)
-
13 отз.
7.40 (238)
-
9 отз.
7.52 (375)
-
9 отз.
6.88 (264)
-
10 отз.
8.28 (604)
-
18 отз.
5.55 (128)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (7)

Электрическое тело пою!
1997 г.
Электрическое тело пою!
2005 г.
Машина до Килиманджаро
2010 г.
Машина до Килиманджаро
2019 г.
Машина до Килиманджаро
2019 г.

Издания на иностранных языках:

I Sing the Body Electric!
1969 г.
(английский)
I Sing the Body Electric!
1998 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник рассказов Рэя Брэдбери, который вышел в 1969 году. К этому времени Брэдбери был уже признанным писателем, его самые известные произведения уже были написаны — те самые произведения из разряда обязательных для тех, кто желает ознакомиться с его творчеством — «Вино из одуванчиков», «Марсианские хроники», «451 градус по Фаренгейту». Но это вовсе не значит, что написанное им позднее заслуживает меньше внимания; Брэдбери творил оригинальные работы на протяжении всей своей жизни. Хотя, конечно, самыми плодотворными для него были именно 40-е — 50-е годы, и во все последующие сборники Брэдбери включал неопубликованные ранее рассказы, написанные в то время. И часто эти рассказы из закромов оказывались не менее сильными, чем новые рассказы.

Выделю рассказы, которые мне наиболее понравились в этом сборнике:

«Ужасный большой пожар в усадьбе». Ироничный рассказ об ирландских революционерах. Можно ли написать доброе произведение о том, как бунтовщики сжигают усадьбу дворян? Брэдбери это удалось. По уровню не уступает, пожалуй, даже рассказам Чехова.

«Я пою электричество тела!» Грустный и светлый фантастический рассказ, в котором прекрасно раскрывается детская психология.

«Человек в рубашке Роршаха». Тоже психологический рассказ, но в нём в качестве объекта психологии выступает сам психолог. Это типично брэдбериевский рассказ, который никто другой не мог бы написать. Именно красочный язык Брэдбери делает данный рассказ мастерским.

«Заброшенный город на Марсе». Этот рассказ не вошёл в состав «Марсианских хроник», хотя и мог бы стать одной из самых запоминающихся его частей.

Стоит упомянуть и о рассказах «Машина до Килиманджаро» (о том, что не всегда судьба складывается правильно), «И всё-таки наш... « (рассказ с очень оригинальной фантастической идеей), «Соберёмся у реки» (эмоциональный реализм), «Холодный ветер, тёплый ветер» (лирический и философский рассказ из ирландского цикла), «Друг Николаса Никльби — мой друг» (рассказ, возвращающий нас в летний Гринтаун) и «Генрих Девятый» (рассказ о локальном апокалиптическом будущем).

В целом, как и в случае всех прочих сборников Брэдбери, можно сказать, что каждый найдёт тут что-то для себя. Даже те рассказы, которые не вызовут восторга, обязательно заставят о чём-то задуматься или почувствовать что-то, может быть, давно забытое.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я очень люблю творчество Брэдбери. Не фанатею, но люблю настолько, что на данный момент это самый читаемый мной автор, если верить статистике фантлаба. Что касается выставленных оценок. сборник для меня оказался вполне ровным. С другой стороны, я совершенно не понял принцип формирования. Рассказы ирландского и марсианского циклов разбросаны бисером и перепутаны, хотя истории выглядели бы вполне дополняющими друг друга, стой они рядом.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постоянно двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом, но при этом не забывать о своём прошлом опыте успехов и неудач — на мой взгляд, этот принцип был одним из определяющих в жизни Р. Брэдбери. Вышедший в 1969 году сборник «Электрическое тело пою!», с одной стороны — безусловный шаг вперед, развитие литературного мастерства автора, но с другой — переосмысление ряда ранних работ, попытка найти иное решение созданных ранее конфликтов. Здесь гармонично соединяются прошлое, настоящее и будущее: на одну треть сборник состоит из рассказов, написанных в 40-е годы, ждавших своего часа, и наконец-то доработанных, готовых к представлению на читательский суд. Ряд вошедших в эту книгу новелл полемизирует с авторской точкой зрения, изложенной ранее, предлагает новые пути решения непростых ситуаций. В то же время здесь отыщется немало работ, представляющих развитие Брэдбери, как писателя, вдумчивого философа, вдохновенного поэта, для которого Музой стала сама жизнь.

Название сборника — это отсылка к поэзии У. Уитмена, по аналогии с тем, как «Золотые яблоки Солнца» заставляли вспомнить творчество У.Б. Йейтса. Эти сборники сходны не только по принципу выбора названия, но и по содержанию, по атмосфере — здесь Брэдбери вновь предстает перед нами в образе поэта-прозаика, а не сумрачного гения «темной новеллы». Мрачные темы кое-где прослеживаются, но в основном не выходят из-за кулис. Маятник снова качнулся в другую сторону — больший акцент в рассказах делается на позитиве — надежда, вера в мечту, любовь к ближним, к Богу, к своей стране и ко всему человечеству. Даже дежурные ирландские рассказы изменились, вместо баек, которые приятно послушать за кружечкой «Гиннеса» нас ждут истории, заставляющие поверить, что обыкновенное чудо рядом, стоит только раскрыть глаза. Автор смело экспериментирует с жанрами, стирая грань между обычным бытописательством и магическим реализмом — это увлекает, позволяет открывать новые грани в уже знакомых рассказах.

При первом взгляде на содержание сборника может показаться, что перед нами какой-то винегрет, рассказы между собой не перекликаются, нет общей тематики и вообще они подобраны произвольно. Это, конечно же, ошибочное мнение, даже если не брать в расчет общую светлую атмосферу, поэтичность. Центральной объединяющей темой сборника можно назвать человеческие отношения в градации от единицы до бесконечности. Начиная от рассказов, где человек остается наедине с собой, попадая в ловушку рефлексий, до отношений мужчины и женщины, сложностей нахождения гармонии в отдельной семье. Через проблемы жителей одного города, страны — до предстояния всего человечества перед Богом, перед бескрайним космосом. Расположение рассказов не по условной иерархии от частного к общему, но по принципу спирали, постепенно рождает ощущение причастности к вечному жизненному круговороту, где миллиарды микрокосмов постоянно стремятся к абсолюту и затем вновь распадаются на отдельные частицы.

Судьба обычного человека касается только его самого и близких людей, если же речь идёт о великом писателе, то его участь может оказать влияние на умы миллионов. В рассказе «Машина до Килиманджаро» горячий поклонник Хемингуэя отправляется к могиле кумира с мыслью, что писатель умер неправильно, не достойно тому, как он жил. Какое горючее необходимо «машине времени», способной изменить прошлое, привести представления поклонников в гармонию с реальной жизнью? Здесь вспоминается рассказ «Удивительная кончина Дадли Стоуна» — он об умении вовремя уйти, создать легенду, которая будет питать воображение многих поколений. История о Хемингуэе получилась, на мой взгляд, менее удачной, она выглядит как-то размыто, не хватает эмоциональности, надрыва, поэтического вдохновения, даже персонажи здесь безымянные, как типажи, сошедшие с чёрно-белых гравюр — охотник, писатель — всё-таки от Брэдбери хотелось бы услышать более прочувствованный некролог-посвящение Хэму.

Свои переживания от гибели Кинга и Кеннеди автор воплотил в рассказе «Ветер Геттисберга». Вновь звучат выстрелы в театре, и во второй раз А. Линкольн погибает от рук Бутса, только вот на этот раз Линкольн — это механический андроид, а Бутс уже не тот, что стрелял в первый раз. Автор пытается раскрыть психологию маленького человека, поднимающего руку на что-то великое, в этом плане рассказ получился неплохо. Однако отношения творца и творения — инженера Фиппса и «Линкольна» автор наметил, но так и не показал во всей полноте чувств и эмоций, этого не хватило. К тому же рассказ чётко ориентирован на американского читателя, если вы не знаете сути геттисбергской речи Линкольна, а сам он для вас не более, чем исторический персонаж, то большая часть эмоционального заряда рассказа пройдет мимо цели.

Однако отношения малых и великих могут развиваться и в более позитивном ключе, что автор демонстрирует в рассказе «Друг Николаса Никкльби — мой друг». В Гринтауне появляется экстравагантный незнакомец, который представляется Ч. Диккенсом и с увлечением работает над «Повестью о двух городах». Проблема в том, что этот роман, как и все другие произведения Диккенса, уже давно обитает на полках всех библиотек мира. Рассказ просто пропитан положительной энергией — какая разница, в конце концов, каким способом человек достигает гармонии с собой, воплощает мечту, находит любовь и дружбу, если это никому не вредит? Главное разобраться в мотивах, одно дело, если перед нами хитрый мошенник, и совсем иное, если это человек, горячо любящий литературу, пусть и лишенный собственной творческой искры.

Иногда бывает, что кризис случается в жизни известного человека, событие, которое заставляет его пересмотреть отношение к своей профессии, к людям и самому себе, как, например, в рассказе «Человек в рубашке Роршаха». Известный психоаналитик на десять лет пропадает из публичной сферы внимания, рассказчик описывает свою неожиданную встречу с этим человеком в обычном автобусе — облаченный в экстравагантную рубашку старый психолог проводил сеансы со всеми пассажирами, мимо которых проходил. Автор утверждает, что известность и деньги ничего не значат, если ты нашёл свое истинное призвание в жизни, очень мотивирующий и светлый рассказ.

В сборник вошло сразу три ирландских рассказа, только один из них — «Ужасный большой пожар в усадьбе» напоминает аналогичные вещи из предыдущих сборников. В канун Большого Пасхального мятежа группа ирландских радикалов решила поджечь усадьбу местного лорда, но в процессе выполнения плана столкнулась с рядом непредвиденных обстоятельств, начиная с того, что они забыли... спички. Позитивный рассказ, где много доброго юмора, ещё пара ярких штрихов к тому, как ирландцы относятся к своей стране, к искусству и прекрасному вообще, об этом был начат разговор в рассказе «Спринт до начала гимна» и вот такое развитие получилось, вполне достойное, надо сказать.

От национального вопроса никуда не деться, в рассказе «Холодный ветер, теплый ветер» показано столкновение двух диаметральных культур — ирландских обывателей и туристов, прибывших с берегов Сицилии. Автору удалось ухватить восприятие иностранцев, какими они видятся коренным жителям, и передать это видение читателю. Какое-то мягкое волшебство разлито на всем протяжении текста, хотя рассказ, если разобраться, всё же реалистичный, но сложно удержаться, и не поверить той магии обычных вещей, которой мы часто не замечаем у себя под носом. Каждое новое прочтение этого рассказа поднимало мою оценку, вплоть до ремарки «чудесно!» на полях.

Давно известно, что в одну реку дважды войти невозможно, очередную попытку опровергнуть эту аксиому предпринимают герои рассказа «Зловещий признак новизны». Автор описывает старый ирландский замок, который долгие годы был местом кутежей богемной публики со всего мира. Старый друг хозяйки, вернувшийся в замок после длительного отсутствия, видит, что с одной стороны ничего не изменилось, но с другой — всё совершенно иное. Философский и достаточно грустный рассказ о том, что нельзя оставлять работу над ошибками на потом, ведь не факт, что получится переписать историю заново, что те, кем ты пренебрегал в своё время, сумеют понять и простить...

Исповедь консерватора, который любит свою страну не благодаря, а вопреки, составляет основу рассказа «Генрих Девятый». Когда все британцы покинули Туманный Альбион, устремившись в более благополучные области земного шара, на островах остался лишь один Гарри, наотрез отказавшийся уезжать. Немного наивная история, конечно, но спасает мощный эмоциональный подтекст — нужно любить свою страну, свою историю. Пускай где-то живется проще и веселее, но дом всегда остается там, где твое сердце.

В мире всё стремительно меняется, и человек зачастую не властен над волей обстоятельств. Рассказ «До встречи над рекой» заставляет вспомнить философскую притчу «Может быть, мы уже уходим». Перед нами последний вечер жизни небольшого городка, стоящего возле оживленного шоссе. Утром откроется новый участок трассы, и все лавочки и магазины потеряют своих покупателей. Здесь сожаление по привычным вещам смешано с новой надеждой, простая, но в то же время проникновенная история.

Мысленно вернуться в эпоху Великой Депрессии автор предлагает нам в рассказе «Мотель куриных откровений». Обычная американская семья колесит по Штатам в бесплодной надежде найти любую работу, однажды им довелось провести ночь в придорожном мотеле, где их ожидала встреча с маленьким, но самым настоящим чудом. Никогда нельзя сдаваться, необходимо хранить надежду и ждать перемен — этот небольшой рассказ становится прекрасной иллюстрацией к этим простым, но очень важным истинам.

В критической литературе нередко отмечается негативное отношение Брэдбери к техническому прогрессу, к механистической парадигме общественного развития, но отличительная черта писателя в том, что он умел видеть картину в целом, отмечать, как отрицательные, так и положительные стороны явлений. Своего рода антитезой к рассказу «Корпорация «Марионетки» стал заглавный рассказ сборника «Электрическое тело пою!». Если в «Марионетках» роботы служили средством ещё большего отчуждения между членами семьи, то здесь напротив — появление электронной бабушки позволяет детям осознать и пережить безвременную кончину матери. Несмотря на очевидную идею, рассказ довольно многогранный, особенно интересны рассуждения «бабушки» об истинном понимании человечности, любви — безусловная жемчужина сборника.

Тем читателям которым не понравился рассказ «Крошка-убийца» — негативный, шокирующий и трагический — стоит обратить внимание на новеллу «И всё-таки наш...», где рождение в семье ребенка также становится серьезным испытанием на прочность отношений, супружеских и родительских чувств. Рассказ получился эмоциональным, мотивирующим на положительное отношение к «особенным» детям, здесь любовь видится тем, что сильнее общественного мнения и связанных с этим страхов.

Иногда мне кажется, что автору на каком-то жизненном этапе довелось поработать семейным психологом. Рассказ «Женщины», несмотря на фантастический элемент, можно признать классической иллюстрацией развития и последствий любовного треугольника, где мужчина подсознательно стремится к общению с другой женщиной, не утрачивая любви к жене, а та, в свою очередь, интуитивно догадывается о существовании соперницы и пытается всеми силами предотвратить неизбежное. Получился хороший психологический триллер с напряженной кульминацией — рассказ из раннего творчества, словно создан для первого авторского сборника писателя.

Ещё один привет из прошлого — новелла «Могильный день», которая явно дискутирует с философской притчей «Смерть и дева», в свою очередь выросшей из ироничного рассказа «Жила-была старушка». Это на самом деле отличный рассказ — образная и лаконичная аллегория триумфа Жизни над смертью и разложением. Что лучше — умереть молодым и остаться в памяти близких красивым или же дожить до глубоких седин, утратив молодость, но сохранив способность жить и радоваться жизни? Здесь каждый читатель волен выбрать из этих трёх историй ту, что наиболее соответствует его личному мироощущению, а почему бы и нет, ведь все люди разные.

Одну из жизненных интерпретаций проявления Эдипова комплекса, разрушившего счастье молодых влюбленных, мы видели в рассказе «Кое-кто живёт как Лазарь». Сходную тему автор развивает и в новелле «Силач», только здесь ситуация пусть не столь рельефная, зато ещё более сложная. Роль матери в жизни 30-летнего красавца-атлета безусловно высока, но краеугольным камнем его неспособности построить отношения, покинуть дом детства становится его личный инфантилизм. Уже не в первый раз Брэдбери показывает, что прекрасную пору отрочества невозможно удержать силой, а любые попытки ведут к негативным последствиям, вспомните рассказ «Здравствуй и прощай!».

Можно сказать, что уже традиционно в сборнике присутствуют два рассказа, продолжающие тему «Марсианских хроник», обе представленные здесь новеллы из этого цикла можно назвать мини-шедеврами, одними из самых сильных вещей сборника. Конфликт бессердечной молодости и одинокой старости раскрывается перед нами в рассказе «Разговор заказан заранее». Верный заветам Торквемады, Брэдбери подвергает своего героя самому страшному испытанию — пытке надеждой. Такое чувство, что рассказ писал великий Данте, вновь ставший нашим проводником, теперь уже в глубины персонального ада дряхлого старика. Несложно заметить, что этот рассказ является антитезой «Безмолвным городам», вышедшим в рамках романа «Марсианские хроники», только если там одиночество выступало как благо, то здесь — это проклятие. Если вы потрудитесь хотя бы на пару делений включить свое воображение, то полностью ощутите всю безнадежность атмосферы безлюдного Марса с покинутыми скорлупками человеческих городов, пройдетесь по пыльным улицам, чтобы услышать, как в ближайшем пустом доме вновь зазвонит телефон, обещающий в одно и то же время и надежду, и муку.

Впервые тема инопланетных городов, построенных неизвестными создателями с неведомой целью, прозвучала у Брэдбери в рассказе с простым названием «Город». В «Марсианском затерянном городе» эта тема получает значительное развитие. Каждому из персонажей, отправившихся на поиски легендарного города, предстоит пройти своё личное испытание, итоги которого будут для каждого свои. Такие разные люди — капитан звездолета, опытный охотник, престарелый миллионер, пьяница-поэт, известный актер и стареющая киноактриса — какие цели и мечты, роятся в их головах, что готовит им загадочный город. У каждого из них есть мечта, только вот вопрос, что важнее — достижение конечного результата или долгая дорога к намеченной цели. Глубокая, интересная история, написанная образно и талантливо — чтение просто завораживает местами.

Завершает сборник стихотворная поэма «Христос-Аполло», с точки зрения художественного исполнения не могу сказать, что это произведение понравилось, хотя здесь могут быть немаловажными особенности перевода. Идейное же наполнение вполне достойное, заставляет вспомнить идеи рассказа «Огненные шары» о том, что внешние проявления Бога могут разительно отличаться, что Бог — это вселенская идея, которая не зависит от внешних форм, но едина для всех. Также позитивно хочется отметить романтический пыл, с которым автор взирает на начало эпохи освоения космоса — здесь вера в прогресс, в единство духа и разума, отправляющихся в горние выси — к звёздам.

Подводя итоги, ни в коем случае не хочу сказать, что у меня во время чтения возникало ощущение вторичности, скорее местами не хватало какой-то свежести новизны, присущей первым авторским сборникам. Автор развивает темы, затронутые ранее, в этом он большой молодец, шлифует старые сюжеты, выдумывает новые. Позитивно хочется отметить развитие ирландских историй, также марсианские темы, написанные на очень высоком уровне. Общий позитивный заряд также был необходим, чтобы немного переключиться, отвлечься от пары предыдущих сборников, где приоритет отдавался «темным новеллам». Довольно интересно, что данный сборник очень хочется сравнить со старым терпким вином, которое с годами становится только лучше. Каждое новое прочтение, даже тех рассказов, что уже встречались годами ранее, даёт новые эмоции, наталкивает на интересные мысли, которые раньше почему-то не возникали. Порекомендовать эту книгу стоит в первую очередь тем, кто ценит положительную, светлую сторону в творчестве автора, и положительно принял букет «Золотых яблок Солнца», также мне кажется, что этот сборник более ориентирован на зрелого читателя. По крайней мере, на своем примере заметил, что некоторые рассказы сейчас мне читать интереснее, нежели они воспринимались в юные годы.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неровный сборник, хотя все рассказы, кроме двух, укладываются в пятилетний интервал. Некоторые вещи скорее чудные, чем чудесные, особенно в самом начале. Свойственная творчеству Рэя поэтика, таящееся в мелочах волшебство никуда не девается, и тем более странное чувство возникает при чтении. Как будто встречаешь неприятного и пугающего незнакомца, но с глазами близкого и родного человека. Или как будто не хватает чего-то внутри, что вдохнуло бы жизнь в аккуратные чёрные строчки, ветра, что подхватил бы воздушного змея и повлёк вверх, к небесам. Вроде бы и тематика знакомая и такая родная, привычная по многим другим книгам мастера. Симбиоз смерти и жизни, увядание и новое рождение, вера вопреки обстоятельствам, жестокость судьбы. Но, как бы больно мне ни было это говорить, чего-то не хватает. И тем ценнее по-настоящему уникальные, гениальные вещи, которых в этом сборнике для меня три. «Электрическое тело пою!» я прочитал ещё ребёнком, в старой затрёпанной книжке фантастики, которую родители когда-то выменяли на макулатуру. С тех пор я очень редко перечитываю этот рассказ, слишком уж он настоящий, слишком проникает в душу. Это один из лучших рассказов Рэя и одна из самых трогательных его вещей. А вот «Друг Николаса Никльби — мой друг», наоборот, славная и светлая вещь, примыкающая к «летнему» гринтаунскому циклу. Такой рассказ приятно перечесть в любое время года и в любом настроении. Проза Брэдбери моментально подхватывает читателя и увлекает прочь, навстречу миру детства и мечты. Этот рассказ не грустный и не ранит вас, когда вы не будете ждать подвоха. Ну и, конечно, «Марсианский затерянный город», ещё один кусочек грандиозного витража «Хроник», аппелирующий скорее не к чувствам, но к рассудку. Это рассказ о выборе и о том, что делает нас людьми. Здесь вновь появляется ещё один лейтмотив творчества Брэдбери — ничто не даётся даром. В погоне за мечтой человек способен изменить мир и вырваться из скорлупы собственных предрассудков и заблуждений. Но коварные дары заброшенного города как оковы, они лишают своих жертв смысла идти вперёд, оставляя наедине с прошлым, стагнацией, окостенением.

Эти три рассказа подлинно великолепны, ради любого из них стоило бы прочесть целый сборник, любой из них — вещь, которой по праву мог гордиться какой угодно писатель, работа истинного гения. Поэтому-то я и не могу оценивать этот сборник беспристрастно. Так что советовать могу только лишь настоящим фанатам Рэя, привыкшим к поэтике его книг.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно странно подобранный сборник. Главное в этих рассказах, конечно, люди и их отношение к жизни, но у Брэдбери вообще во всех рассказах люди и их чувства на первом месте стоят.

В общем, довольно интересно прочитать, если не ждять от сборника какой-то цельной концепции. Рассказы разные — и про будущее Земли и Марса, и про чудеса, которые случаются по соседству

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не очень понимаю принцип подбора рассказов в этот сборник. Ну, что общего, к примеру, между «Холодный ветер, теплый ветер», «Разговор заказан заранее» и, к примеру, «Женщины? Ничего, кроме фантастического таланта Рэя Брэдбери.

Из 17 рассказов 9-10 баллов я поставила 13-ти. Значит, для меня эта книга — из числа любимых.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх