fantlab ru

Анатолий Бритиков «Целесообразность красоты в эстетике Ивана Ефремова»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.19
Оценок:
16
Моя оценка:
-

подробнее

Целесообразность красоты в эстетике Ивана Ефремова

Статья, год

Аннотация:

Статья посвящена подробному разбору эстетических концепций И.А. Ефремова, выдвинутых им как в публицистических выступлениях, так и, главным образом, в художественных произведениях. Автор заостряет внимание читателя на глубинном, философском содержании ефремовских идей об искусстве, красоте и их роли в жизни человека и общества. Вместе с тем, он указывает на связь этих идей с высказываниями, догадками мыслителей прошлых эпох, среди которых Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, К. Маркс и другие.

Примечание:

Впервые опубликовано в кн. «Творческие взгляды советских писателей» (Л.: Наука, 1981, с. 156-180).


Входит в:

— антологию «Охота на дракона», 1991 г.



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Охота на дракона
1991 г.
Отечественная научно-фантастическая литература (1917-1991 годы). Книга 2. Некоторые проблемы истории и теории жанра
2005 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

О произведениях Ивана Ефремова, как и о произведениях всякого классика, написано очень много критических статей, комментариев и т.п. Среди всей этой массы данная работа А.Ф. Бритикова выделяется, на мой взгляд, глубиной и, так сказать, академической строгостью, свободной от эмоциональной окраски. В большой мере она посвящена одной из центральных и, возможно, самых спорных идей ефремовского творчества – психофизиологическому аспекту восприятия красоты, но не только ей. Бритиков анализирует тексты Ефремова с позиций общей эстетики, филологической науки и как теоретик и знаток фантастической литературы. Указывая на преемственность эстетических концепций Ефремова, в частности, на перекличку с Н.Г. Чернышевским, он делает вывод о несомненной оригинальности Ефремова – художника и философа, целостности и непротиворечивости его мировоззрения. Возникшие в двадцатом веке новые прогрессивные веяния в искусстве, эстетике и социологии были закреплены Ефремовым в слове и художественном образе.

Данная статья прекрасно дополняет главу «Великое кольцо» из монографии автора «Русский советский научно-фантастический роман». В дальнейшем она вошла в новую монографию «Отечественная научно-фантастическая литература (1917-1991 годы). Книга 2. Некоторые проблемы истории и теории жанра», которую рекомендую к прочтению всем.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх