FantLab ru

Роджер Желязны «Жизнь, которую я ждал»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.62
Голосов:
508
Моя оценка:
-

подробнее

Жизнь, которую я ждал

For a Breath I Tarry

Другие названия: Миг бытия так краток...; Пока дыхание, которое я затаил...; Пока я жив...; Я живу ради мига

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 92
Аннотация:

На орбите Земли вращается некий Солком, созданный человеком для улучшения жизни на планете. Глубоко под землей находится Дивком, созданный с той же целью. Однако есть проблема — их взгляды на то, что нужно человеку различаются, и еще более важная проблема в том, что человека больше нет. Кто же сможет решить их спор? Возможно созданный Солкомом во время амнезии из-за солнечной активности Фрост — машина, интересующаяся человеком и образ мышления которой неизвестен.

Входит в:

— условный цикл «Alpha»  >  антологию «Alpha 1», 1970 г.

— сборник «Последний защитник Камелота», 1980 г.

— антологию «Миг бытия так краток», 1991 г.

— сборник «Power & Light», 2009 г.

— антологию «Не только мертвые», 1992 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1967 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Повелитель Теней
1990 г.
Миг бытия так краток
1991 г.
Не только мертвые
1992 г.
Кровавый сад
1993 г.
Миры Роджера Желязны. Том 13
1995 г.
Не приходи ко мне зимою снежной
2001 г.
Последний защитник Камелота
2002 г.
Имя мне - Легион
2003 г.
Кладбище слонов
2004 г.
Этот бессмертный
2006 г.
Миры Роджера Желязны
2009 г.
Последний защитник Камелота
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Alpha 1
1970 г.
(английский)
For a Breath I Tarry
1980 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обратите внимание, как сильно различаются названия этой повести в разных переводах. Это потому, что название — строка из стихотворения замечательного английского поэта Альфреда Хаусмана. Стихотворения, крайне простого и классического по форме, но при этом настолько лаконичного и концентрированного по содержанию, что с огромным трудом поддаётся переводу. Переводчики справились с задачей очень по-разному. Из встреченных мной вариантов наиболее близкий по сути, хотя и не буквальный — тот, что начинается со строчки «Миг бытия так краток». «Я живу ради мига» и «Жизнь, которую я ждал» — практически не имеют никакого отношения к оригинальному стихотворению и выдуманы переводчиками от буквы до буквы (говорю сейчас лишь о стихах, безотносительно к качеству перевода всей повести).

Именно этому стихотворению Хаусмана мировая фантастика вообще обязана очень многим, потому что из него же, уже из другого четверостишия, Ле Гуин заимствовала название одного из своих лучших сборников — «Двенадцать румбов ветра».

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда Адам пахал, а Ева пряла.... ох, погодите-ка это из другой истории, хотя и очень похожей. На самом деле, я уверен, что лишь новичок в фантастике может быть незнаком с этой вещью, так что для них и предупреждаю, что далее по тексту спойлеры не под катом.

Итак, когда Фрост уже десять тысяч лет провёл на Северном полюсе, занимаясь тысячью дел одновременно и берёг половину давно опустевшей планеты; когда Бета делала тоже самое на полюсе Южном; когда некто или нечто под именем или названием Дивком оспаривал право распоряжаться всем у небожителя Солкома, тогда случилось странное: машина стала человеком. Хотя это лишь повесть, события её происходят на временном отрезке, превышающем множество сложенных вместе человеческих жизней. Нет смысла пересказывать весь сюжет, так что я сразу перейду к финалу.

Он восхищает меня. Есть событийная концовка, но нет окончательного ответа: как такое вообще возможно? Зато есть куча других вопросов. Человек породил машину, затем машина породила человека — круг замкнулся и в нём не осталось места для творца? Может творец сам машина или человек? Или у нас здесь имеется уникальный случай, один на миллиард вселенных? Ну если вспомнить с чего всё началось — со вспышки на солнце, неудачно совпавшей во времени с конструированием Фроста, то может так оно и есть. Опять же, это что, очередной авторский намёк? На то что жизнь — это уникальное явление во вселенной, порождённое случаем, статистической флуктуацией, фактически же — чудом? Или на то, что создав нас, Творец получил не совсем то (или вовсе не то), что задумывал? И так далее, далее, аж голова кругом идёт.

Возвращаясь к тому, как Фросту всё-таки удалось осуществить задуманное, я не нахожу однозначного ответа. Перенос компьютерного разума в биологическую оболочку навряд ли мог дать такой эффект. Следовательно, трансформация произошла раньше. Но сам Фрост так не считал, иначе бы остановился, достигнув желаемого. Но это если рассуждать с позиций логики. А ведь Солком говорил, что хотя логика и создана человеком, она лишь орудие и не описывает своего создателя. Может быть, когда Фрост однажды перестал мыслить исключительно логически, тогда и началось его превращение в человека? Он уже стал человеком, но ещё не ощутил себя им, для этого ему понадобилось тело, чисто внешний атрибут человечности. А может, ответ следует искать в других работах Желязны? «Человек — есть сумма всех его свершений, надежд на будущее и сожалений о прошлом» («Момент бури»). Было ли о чём сожалеть Фросту? Наверное нет. Зато все его надежды были подчинены желанию стать человеком. И с того момента, как эта мысль стала доминантой в его разуме, все его действия были направлены на достижение этой цели. Стало быть, в соответствии с приведённой формулой Фрост и стал человеком, а точный момент времени определить невозможно? Но справедлива ли эта формула для того, что изначально не было человеком? Одни вопросы, которые цепляются друг за друга и порождают целый сонм новых.

Этот рассказ для меня один из самых любимых не только у Роджера Желязны, но и в фантастике вообще. Есть о чём подумать, есть оригинальная идея, есть от чего получить эстетическое удовольствие — чудесный авторский стиль, загадка и лишь намёки на ответы, традиционный для этого автора подход к описанию окружающего мира — обманчиво небрежный, как-бы мимоходом, но удивительно достоверный и волнующий воображение. Выше всяких похвал! Браво!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красивая притча о том, как же тяжело быть человеком. Или том, что есть человек. Да много о чем, в одном ёмком определении и не скажешь.

Бог создал Человека. Человек уничтожил себя, но перед смертью создал Машину. Машина стала Новым Богом. Новый Бог создал Человека. Человек стал Богом для Машины. Круг замкнулся? Круг вообще был?

Перед нами постапокалиптическое будущее, человечество успешно себя извело, оставив после себя сверхумных машин. Предназначение машин — терраформирование планеты для возвращения ее в пригодное для жизни состояние. Эта цель становится главным смыслом существования искусственного интеллекта и плавно перетекает в состояние бесконечного исполнения задуманного. Ведь нет предела совершенству. Однако, однажды один из суперкомпьютеров захотел познать природу человека...

История до предела наполнена философскими рассуждениями о сущности человечества, моральных вопросах, культурных ценностях и т.д. Особое внимание уделено религиозной составляющей. Не знаю как другие читатели, но я усмотрел здесь неплохую иронию в сторону библии. Причем именно иронию, а не серьезное переосмысление или что-то в этом роде. Желязны вообще часто рассуждал на фундаментальные темы с улыбкой. Отдельного упоминания стоит язык рассказа: он восхитительно прост и приятен, даже когда повествуется о сложных вещах.

Рекомендую всем любителям умной фантастики.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Машина — это человек, вывернутый наизнанку, потому что она может описывать мельчайшие детали того или иного процесса, но сама не в состоянии переживать этот процесс.»

Из чего вырастают самые великие начинания? Из «желания странного». И у компьютера Фроста появилось такое желание — он пожелал стать человеком. В этом он немного схож с азимовским Эндрю Мартином. Но если у робота были объекты для подражания, то Фрост лишён их — в его мире люди давно уничтожены, остались лишь обслуживающие роботы.

Машина не может стать человеком — это, казалось бы, аксиома. Но Фроту это удаётся. Воссоздав в подробностях органическое человеческое тело, он переносит в него свой разум. По прочтению становится ясно, что Желязны сводит процесс очеловечивания к приобретению набора органических чувств, заставляющих переживать явление, а не анализировать его.

Несмотря на спорность идеи, рассказ — явная удача Желязны.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чем отличается машинный мозг от человеческого? Этой проблеме посвящены сотни произведений. И автор предложил свое прочтение этой проблемы. Практически со всеми его рассуждениями я согласен — красиво, точно, убедительно... А вот концовка разочаровала — механический перенос матрицы с машинного носителя на органический носитель не может привнести в личность ничего нового. А в данном случае появляются чувства... Автор так и не объяснил откуда же берется душа. Она словно сопутствующая часть любой органической материи — получается так. Но этого не может быть. Поэтому, мне кажется, что пропущено главное, а это значительно обедняет философские размышления.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть о роботах, но не про роботов, заставляющая понять природу человека, блестящая трактовка мира демиургов, раскрывающая извечный вопрос: что есть человек? и самое главное: что делает человека человеком? не только разум («человек создал логику, поэтому он выше её»), но и чувства («мы машины, мы не чувствуем сострадания») , которые мы порой ставим ниже разума и логики, утверждая, что из всех существ только человек обладает способностью мыслить. Именно поэтому Желязны и создал Фроста, чтобы нам это показать. В отличие от Азимова, Роджер даёт повествование в некой мифологической форме, приближая к библейской трактовке (Фрост- Адам, Бета-Ева, Солком-Бог, Дивком-Дьявол и т.д), это и делает атмосферу произведения непередаваемой. А в конце оказывается, только человек может остановить дуализм демиургов, так, что стоит задуматься...

Великая повесть перечитывал раз десять, каждый раз открывал что-то новое, именно это называется классикой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
З.Ы. Ну стали они людьми, и что? из курса биологии припоминаю, что две особи не смогут возродить популяцию — начнуться генетические мутации, хотя Фрост что-нить предумает...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших повестей гениального Желязны. Противопоставление человеческого и «машинного» восприятия мира, машина мечтающая стать человеком — всё это темы не новые, но кто кроме Желязны смог бы рассказать это так красиво! Желязны соединяет историю о постапокалиптическом царстве машин с библейскими и фаустовскими мотивами, произведение получилось очень мудрым и удивительно поэтичным.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая пока история в этом сборнике Желязны («Последний защитник Камелота»). В теме, подобной этой, рассказывающей о попытке машины превратиться в человека, очень трудно найти способ не удариться в «наукоёмкие» объяснения — с одной стороны и чистую лирику — с другой. Желязны прошел точно по середине. Идея очеловечивания робота «лохмата» и стара. Но свое слово в ней писатель сказал. Фантазия — блеск. Язык и стиль — изумительны.

P.S. Переводчику испортить ничего не удалось.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Невеселое будущее рисует нам Автор, ну да что же делать, винить кроме себя некого в подобном будущем...

Крах цивилизации, замена человечества роботами, в принципе, уже были и до этого, а уж после так сотни подобных произведений. Лично мне выделился один факт — то как Желязны преподнес нам изменения в устоявшемся порядке. Люди ушли, на их место пришли роботы (смена «власти» проходит по всей видимости без насилия, после же роботам остался весь мир, и правили бы еще очень-очень долго, если бы не случайность. Именно Его величество Случай, а не умысел, восстание, война и т.д. Кроме всего прочего автор показывает как зыбка жизнь, как все зависит от малейшей случайности, насколько все непредсказуемо...

Ведь не случись на солнце вспышки, все было бы иначе...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, прежде всего, заставил меня задуматься о том, кто же все-таки такой человек. Неужели машина, пусть даже и по-своему гениальная и уникальная, может стать им, да еще к тому же, имея очень мало информации? Верится слабо, но что-то в этом есть. Лично мне кажется это абсолютно невозможным, однако машина, созданная человеком способна на многое. В целом это избитая тема, но раскрыта лучше всего она именно Желязны, хотя и начало сильно смахивает на некий научный (непонятный) стиль Азимова.

Для себя подчеркнул, что, действительно, человека отличает способность мыслить необычно, порой непредсказуемо. Сам автор называет мышление машины “логичным”, а мышление человека целиком обратным, то есть “нелогичным”.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я совершенно не люблю творчество Желязного, хотя и ознакомился, когда-то, почти со всем его объемом. Это было время жесткого «безрыбья»). Многое не дочитал, кое-что бросал сразу же, большая часть оставила совершенно равнодушным. Но есть у автора три, совсем небольших, вещицы которые зацепили. Первая — это, конечно, «Долина проклятий» — одна из любимых книг, читаная и перечитанная вдоль и поперек, а вот названий остальных я не помню. Читалось давно, а бумажные оригиналы безвозвратно утрачены. Совершенно случайно наткнувшись на этот рассказ я узнал вторую вещицу.

Так вот, за прошедшие 20 лет она не стала хуже. Немного наивнее и проще, но точно не хуже. Этакий реквием человеку (вернее Человеку), плавно превращающийся в гимн. Мелодия не нова, но так пронзительно ее никто не играл, совсем короткий рассказ держит сильнее чем годами собирающие пыль тома «признанных и награжденных».

Ну а третью вещицу я когда-нибудь тоже найду. Так же, совершенно случайно.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не хочеться повторяться но повесть действительно чудесная, заставляющая задуматься о многих вещах. Особенно покоряют попытки машины абстрактно воспринять мир так как воспринемал его человек.

-«Ты не можешь сказать о куске льда, что он холодный»

— «Я могу настроить температурную шкалу при которой 0 градусов будет значить холодный»

— «Да но ты не можешь почуствовать холод»

Это и многое другое в повести, заставляет по другому взглянуть на себя, на человечество в целом и стать действительно — более человечным. Великая повесть:pray:

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из моих любимых повестей Желязны. О том, что значит быть человеком, и о том, что конкретно нужно делать, чтобы быть человеком. Сначала, полагает Желязны, нужно начать мыслить как человек, в частности — познать прекрасное или, как минимум, стремиться познать прекрасное, ибо искусство — это то, что не вычисляется алгебраически. Затем (и это — обязательно) нужно получить органы чувств человека, ибо лишь уши, глаза и язык со всем их несовершенством позволяют чувствовать себя человеком, смотреть, видеть и слышать как человек, а значит, и быть им. Последнее, что становится ясно в конце повести — человеком может стать любой, даже бездушный робот, главное — захотеть этого и стремиться к этому, ведь даже Бог-Машина (камнедробилка, которая случайно убила последнего человека и была поставлена вне законов) признала это.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Здесь Мастер рассматривает библейский сюжет сквозь призму видения роботов, только роботы у него очень уж человекоподобные :-) Здесь вам и робот-искуситель, и жажда познания, и азимовские законы роботехники в финале, и «пришел лесник и всех выгнал», и даже забавные моменты в серьезной, в общем-то, повести...

А каково это — быть человеком — нелюдям не понять... Это можно понять только став им...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю истории о машинных рассуждениях о мире и человеке. На данный момент этот рассказ лучший из всего прочитанного мною у Желязны, надеюсь еще найти подобные истории. Слава роботам!:smile:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх