fantlab ru

Павел Поповкин «Технология обработки праха»

Рейтинг
Средняя оценка:
4.31
Оценок:
16
Моя оценка:
-

подробнее

Технология обработки праха

Рассказ, год (сетевая публикация); цикл «12-я фантЛабораторная работа»

Входит в:




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ ну социальный-рассоциальный, просто насквозь. И старик-то там, до которого сыну нет дела, и родня, готовая ради сомнительных «бонусов» отдать земли в деревне, и работники-то крематория безучастные, и менеджер насквозь беспринципный, вместо того чтобы выслушать, рекламирует своё заведение, и владельцы-то наглые, и показывается-то процесс горения трупов покойников с гробами вместе... И довели-то бедного человека, он все дома пожёг и себя заодно!

...Мне пока не довелось смотреть фильм «Левиафан», и не знаю, буду ли, потому что по отзывам о фильме показалось, что там примерно такой же мрачняк. И нет, я не осуждаю фильм не смотревши, с чужих слов. Не осуждаю, но предполагаю, что «не моё». А про рассказ я это говорю точно. Кроме всего прочего, самоподжог в данном случае выставляет ГГ дураком: деньги-то были хоть какие-то, свалил бы в город, гульнул напоследок. А он «нахлобучил плотнее шапку» — защитился таким образом от пожара! — и пошёл в разгорающийся дом...

Чем-то финал напомнил «Паству для пророка», но всё же там ГГ был не такой эпический дурак.

Передача земель роднёй выглядит сомнительно. Кто там хозяева – родня или сами старики? С чего их собственностью распоряжаются? А если таки у родни есть права, тогда перед нами обычная телевизионная чернуха про детей, которым сперва всё отписали, а они потом родителей на улицу выгнали. Ай, ужас, чего творится, люди добрыя!

По тексту.

---- На вершине одной из стопок лежала розовая пластиковая карточка с надписью «Ну вот дед и тебе повезло: Бонус-карта от «Розы души». Карточку принес сын, сообщил, что это ценный подарок от менеджера крематория. Сын обратно отправился в город, Раф так и не понял, зачем он приезжал: не из-за карточки же? ----

— вспомнился анекдот про девочку, которая однажды забыла закрыть кавычки. Анекдот дурацкий. Но недораскрытые и недозакрытые кавычки я терпеть не могу. Почему мне надо угадывать, где закончилась надпись? А может быть, я сочту, что весь остальной текст написан на карточке, и из ехидства заявлю, что рассказа как такового нет, потому что нам предъявляют какую-то записку?

---- Обнаружив центральные ворота, ему показалось, ----

— отличненько.

---- К «Розе души» подъехал гигантский черный автобус, из него наверное с полчаса вылезала сотня людей. ----

— три-четыре человека в минуту. А спокойно может вылезти десять.

---- — Сначала делаешь из меня пса, а час в урну как плевок, как огрызок. ----

— когда ГГ своими словами выражает идею текста, это тексту в минус. Как минимум потому, что ГГ может ошибаться, преувеличивать, быть дикарём, осуждающим всё новое, и т.д. То есть и идея вызывает подозрения. По крайней мере, экспрессивные сравнения говорят о том, что ГГ эээ... сильно взволнован. Нахлобученная шапка и уход в пожар это подтверждают.

Не знаю точно, что тут осуждается. То, что покойников сжигают в принципе, или то, что их сжигают нехорошие люди «с недостаточным почтением» (и сволочи икру жрать заставляют!!!), или что незащищённые группы населения угнетены, деревни вымирают... Но любое из этих явлений можно показать без такого репортёрского нагнетания. Про пьяных могильщиков, которые гроб в могилу уронили, или про директора кладбища, разрешающего хоронить одних поверх других, можно и начитаться, и наслушаться и так.

И есть тут отголосочек тех тенденций последнего времени, когда возмущаются «неуважением к смерти».

В общем, первый кандидат на мой анти-топ.

И человечики такие жалкие-жалкие. Одни хапуги, другие дураки. Как страшно жить.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Киберказаки опять? Ну не совсем, но похоже.

Тут у нас противостояние мещанства и духовности. Плохая корпорация делает бизнес на людях, относится к ним как к товару, но главный герой возмущается и сжигает всё к херам собачьим.

Непонятно только, кто здесь злодей. С одной стороны, есть некоторые намёки, что корпорация уничтожает род человеческий, а главный герой этому действу противостоит. Правда, нелогично выглядит выселение людей из домов — ну нахрена крематорию земля и недвижимость? Это кладбище могло бы расширяться, крематорию-то куда? Только если обычное рейдерство, а крематорием заправляет сын мэра... Ну а с другой стороны, очень просто представить в новостях подобное. «Православный активист поджёг многоквартирный дом потому, что ему не нравился запах из трубы нового крематория». Тут вам и ПГМ, и извращённая логика, и русский размах.

Ну и напоследок — неужели у Крематория так хорошо идут дела? Труба дымит не переставая, народ валом валит, даже швейцара пришлось нанять? Это ж не Аушвитц, в конце концов...

Оценка: 4
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фу.

На прошлой ФЛР был рассказ про ветеранов, он мне понравился. Хотя некоторые говорили, что самоубийство второго ветерана наиграно. Возможно.

Но тут-то всё точно наиграно. Ну какая такая трагедия? Не показано же ничего. Из одного диалога старика с менеджером совсем не тот накал страстей вырисовывается. Двустволку бы дед взял, а не канистру бензина.

Нет, совсем не понравилось.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Запомнится обилием пунктуационных и стилистических ошибок. Уже немало.

Оценка: 2
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Раф еле сполз с дивана, задыхался.»

Первое предложение — и уже не нравится. Криво как-то.

"— Я забыл закрыть на ночь форточки в комнатах, ветер еще поднялся, — сказал старик»

Кому он это сказал, и зачем?

Дальше по тексту понятно, что, видимо, жене на фото, но первая реакция именно такая.

С пунктуацией большая беда.

«Обнаружив центральные ворота, ему показалось, что он находится у входа в какой-то столичный ресторан»

Ой-ё. Это же из разряда «подъезжая к станции, у меня слетела шляпа», или мне кажется?

В общем, с языком проблемы.

«Я придумал девиз, надеюсь руководство его одобрит: Мертвым — почет, живым — аперитив.»

Тут хохотнул, да.

По смыслу, насколько я понимаю, это должен был быть текст из разряда «шах и мат, аметисты». Вот только не получилось у автора убедить меня в том, что крематорий и все эти люди — злыдни злющие. Ладно бы всё это подавалось как конфликт Злодейской-Корпорации-С-Планами-На-Землю и Маленьких-Но-Гордых-Аборигенов-С-Верой, но выглядит всё как: «КРЕМАЦИЯ — ЗЛО! Смотрите, они людей ЖГУТ, а не хоронят, а у них ИКОНКИ в руках! У-у-ух! ЗЛО! АПРИОРИ ЗЛО!»

Ну а мне вот, как «аметисту», что кремация, что донорство органов кажутся вполне нормальными вещами. Да и ребята из крематория не злые, а предприимчивые — ну а как ещё, бизнес же.

Оценка: 3
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Запятые созданы для автора, а не автор для запятых. (c)

Надеялся, что будет черный юмор, но финал всё перевернул.

Серьёзный рассказ, на серьёзную тему.

ТОП очень возможен. Очень-очень возможен.

Но со знаками препинания, автор, вы всё же разберитесь, ибо так положено.

Оценка (+)

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень тонкий и глубоко психологичный рассказ, за который надо сразу давать нобелевку и неоднократно. Рассказ про одиночество, про тоску-печаль и увядание российских деревень, про постепенное сползание в шизофрению, паранойю и прочие приятные сердцу состояния. Вызывает искреннее восхищение умение автора легкими касаниями и намеками вскрывать глубинные сущности проблем

Поначалу всякому неподготовленному читателю может показаться, что в рассказе действуют двое – Раф и некий старик. Постепенно, очень ненавязчиво, автор собирает двух героев в одного и подводит читателя к пониманию, что у героя явное расстройство. Начиная жизнь (в рассказе) в розовом цвете, герой видит усопшую жену черно-белой – и сразу понятно, насколько он был несчастлив в браке. Возможно, он даже сам убил свою жену. И сожрал. Ведь не зря закадровый сын дарит папе абонемент в крематорий. Неимоверно сильный ход! С одной стороны, мы понимаем, что отпрыск все знает и старика ждет неминуемое возмездие. С другой – равновероятно, что Раф-болезнь прогрессирует: сначала старик убил жену, потом – сына (ведь не зря сына нет в рассказе, он лишь упоминается через больное восприятие героя, который сам себя «уговаривает»). Дальше-больше. У героя проявляются визуальные галлюцинации. Вначале он видит крематорий как бункер с «бивнем» на крыше, потом – как дом культуры (видимо, именно в доме культуры он убивал жену, не при Г у д в и н е будет сказано), еще потом говорит о смене крыши, ежемесячный переделках и расширениях (блестящий авторский символизм поехавшей крыши героя), и наконец – апогей! – ресторан с дворцовыми интерьерами, икорными бутерами и халявной водярой! Конечно, не существует никаких предпосылок и причин, по которым такое место могло бы иметь место в действительности. Разумсеется, все происходящее – плод больного воображения, максимум фантазии одинокого и нищего старика про «богатую жизнь»

И конечно же – душераздирающий финал, жирная точка на лбу, невозможность существования себя и розовой собаки в прежних жалких условиях, с отягощенной многочисленными убийствами совестью и постоянными галлюцинациями. Социальный вопль, не оставляющий равнодушным никого и никогда

Этот рассказ обязательно порвёт конкурс

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх