FantLab ru

Гарри Тертлдав «Мост над бездной»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Голосов:
101
Моя оценка:
-

подробнее

Мост над бездной

Bridge of the Separator

Роман, год; цикл «Видесский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Ршава был добрым и набожным человеком — и кузеном Автократора. Возможно, он мог бы стать вселенским патриархом Империи... если бы его мир внезапно не рухнул в одночасье, когда Видесскую империю расколола гражданская война, а варвары-хаморы наводнили приграничные районы. Когда его дом был безжалостно разрушен, Ршаве пришлось бежать, чтоб спасти свою жизнь, а затем проделать долгий путь через земли, кишащие кочевниками и солдатами.

Он всегда служил Фосу, богу света и добра, богу Видесса, и избегал злобного Скотоса. Те, кто падает с Моста Разделителя во время судилища в послежизни, навечно попадают в лед Скотоса. Но когда зло заполонило весь мир, во что верить священнику, верившему в добро и логику? Этот вопрос куда сложнее, чем хотелось бы Ршаве.

© Nog

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Новиков (1)

Мост над бездной
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 мая 2009 г.

Выход новой части «Видесского цикла» оказался, в общем-то, сюрпризом — всё-таки цикл был закончен ещё в середине 90-х — но сюрпризом, безусловно, приятным. Да и выбор главного героя для этой книги порадовал. Авшар-Арваш-Ршава, «вечный» противник Видесса и в «Саге о Криспе», и в «Пропавшем легионе», возможно, не самый впечатляющий «главзлодей» в фэнтези-литературе, однако персонаж это был весьма яркий и интересный, так что его история, видимо, просто не давала автору покоя, пока не была оформлена в виде отдельного романа.

Впрочем, в начале романа Ршава и не помышляет о противостоянии с Видесской империей, что неудивительно — уважаемый священник, искренне следующий путём Фоса, прелат крупного города, довольно близкий родственник автократора, очевидный главный претендент на пост патриарха в обозримом будущем вряд ли будет иметь хоть какие-то основания для недовольства своей страной или верой. Но ничто не вечно ни в нашем мире, ни в мире Видесса. Внезапно вспыхнувшая междоусобица, нашествие кочевников — и уповать жителям страны остаётся только на милость благого бога. Правда, благой бог совсем не торопится отвечать на молитвы...

Тертлдав весьма подробно и последовательно описал изменения, постепенно происходящие с Ршавой, с его верой, мыслями, поведением. Описаниям мотивов действий Авшара в более поздних по внутренней хронологии частях цикла всё же не хватало глубины, теперь же они вынесены на поверхность. Не стану вдаваться в детали, лучше прочесть о них в романе, но у Ршавы оказалось более чем достаточно оснований для сомнений в устоях веры. При этом и дальнейшие его действия выглядят совершенно логично и естественно для высокопоставленного священника, что нельзя не признать важным плюсом книги.

Любопытно, что на этот раз, в отличие от «Криспа» и «Смутных времён», не получается выявить стопроцентные аналоги описанных автором событий в византийской истории. Разумеется, общая связь по-прежнему очевидна, однако указать, что, допустим, автократор Малеин — это вон то историческое лицо, мятежник Стилиан — вот это, а патриарх Камениат списан с такого-то своего земного коллеги, уже не получается. Какой подход лучше, судить не берусь, мне по душе оба варианта, но главное не в этом, а в том, что при выборе любого из них Тертлдаву удавалось создавать убедительные декорации для книг о Видессе. Удалось это и на сей раз: тщательное, но не чрезмерное внимание к разнообразным деталям — религиозным, военным, бытовым — снова не подвело писателя.

Главным же минусом книги вполне очевидно оказалась её предсказуемость — читатель, знакомый с другими произведениями цикла, уже отлично знает, кем станет Ршава в будущем, так что его история попросту не интригует по-настоящему, как могла бы. Впрочем, для поклонника автора этот минус вряд ли будет существенным, так что впечатление от романа если и испортит, то незначительно. В целом же хочется сказать, что достаточно оперативный выход книги в России однозначно порадовал, учитывая тот факт, что «Смутные времена» у нас полностью так и не вышли. Хотелось бы надеяться, что, издав самую раннюю и самую позднюю части «Видесского цикла» (причём, как по внутренней хронологии, так и по времени написания, только во втором случае «Мост над бездной» и «Пропавший легион» меняются местами), «Азбука» когда-нибудь доберётся и до промежуточных.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 января 2012 г.

Первый прочитанный мною роман цикла.

Ршава действительно вызывает едва ли не отвращение — священник-неженка никогда в жизни не сталкивавшийся с трудностями встретился с реальной жизнью и как последняя проститутка довольно быстро сменил «крышу». А ведь сколько хорошего мог натворить! С такими способностями можно было б едва ли не в одиночку кочевников сдерживать. А так дорвался до силы — и пошёл убивать всех, кто посмел ему не понравиться.

Изменение его мировоззрения показано великолепно — от едва ли не святого, до нелюдя способного на любую мерзость. А в начале повестования его поведение вызывает искреннее восхищение.

Есть серьёзный логический просчёт — Ршаву перед синодом просто прирезали бы где-нибудь в переулке, никто бы не пустил его такие речи вести.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 декабря 2016 г.

Несколько лет книга скрывалась от меня на полках, и, наконец, была прочитана. По началу не покидало ощущение, что это не приквел, а сиквел «Пропавшего легиона». Ну, герой древности Ставрикий мог вполне деформироваться и оказаться Скавром, но связка-параллель Ршава-Авшар всё-таки взяла своё.

Мы имеем люто верующего и прагматичного ГГ − жреца светлого и доброго бога, который чтит каноны и не переваривает отступление от оных от других священнослужителей. Хотя у него и есть мелкие страстишки и потаённые желания, ГГ их рьяно перебивает молитвами и покаяниями. Тут и всплывают две аксиомы-поговорочки: «в тихом омуте черти водятся» и «пока жареный петух не клюнет».

«Петух» в лице диких кочевников и «омут» в лице красавицы-северянки делают своё дело, ГГ логично начинает сомневаться, сам ли он за себя или есть над ним иная сила и власть. Когда выясняется, что есть, но совсем не каноническая, ГГ так же люто и рьяно начинает верить в нового покровителя. При этом его действия напоминают «шалости» школьного хулигана-мажора, который знает, что в случае чего, его прикроет папа олигарх-прокурор-гангстер-политик. Вера никуда не девается, просто сменился вектор и снялись многие-многие ограничения. Когда остальные люди и священники отказываются принимать новое направление (у них же нету папы олигарха-прокурора-гангстера-политика), ГГ обижается на весь мир и таит глубокую обиду.

В итоге имеем роман о становлении ГГ как «тёмного властелина». В полюбившихся Видесских декорациях. Всё более чем предсказуемо и ожидаемо. Язык (отметаем влияние перевода) по сравнению с «Пропавшим легионом» стал более изыскан (не-не-не, огрехи остались), но вот «души» стало меньше (имхо). Видимо, зайдёт только фанатам Видесского цикла, как отдельный роман не понятен и не внятен (даже как описание отречения от веры не подходит).

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2010 г.

История о том, как верующий в свет и добро, набожный и нетерпимый человек, становится верующим во зло. Но таким же набожным и нетерпимым.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 апреля 2018 г.

Книга о падении священника, причём резком, полном и бесповоротном. Наверное и в реальной жизни такое бывает, правда большинство Ршав это успешно скрывают. Причины же этого падения понятны но не убедительны. Чтобы изменить такого человека как Ршава, порой даже фанатичного, необходимо гораздо больше аргументов, если правда червяк сомнения не жил в нём с самого рождения.

Как по мне, то у главного героя вполне мог бы быть другой путь — потерять веру, но остаться человеком.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2017 г.

Кто играл в ролевые игры, тот знает, что в команду часто берут священника, но крайне редко делают его главным героем. И в книгах также, не часто писатели отводят священнику центральное место. А Гарри Тертлдав рискнул и не прогадал.

Если бы не герой, моя оценка романа была бы куда скромнее. Достаточно интересен псевдоисторический фон, на котором развивается достаточно увлекательный сюжет, но почти любой из читателей (сознательно или подсознательно) вспомнит десятки похожих книг. Написано крепко, но без особых красот стиля. У таких книг хорошие шансы быть дочитанными, но ещё лучшие шансы быть вскоре забытыми. Однако главный герой всё меняет. Приключения тела перестают быть главным содержанием, а становятся производной, небольшим довеском к приключениям духа. Вопросы веры и смысла жизни из рассуждений превращаются в действие, а действие приобретает глубину и важность. Мы узнаём, как узок мост, ведущий через бездну. Как легко праведнику стать преступником, при этом сохранив твёрдость принципов. Как фанатичное отстаивание добра запросто превращается в фанатичную приверженность злу.

Открытый финал оставляет широкие возможности развития. Многие знают, что часть этих возможностей писатель использовал ещё до того как написал этот роман. А те, кто как я, начал читать цикл с этой книги, может даже задаться вопросом: есть ли у человека, упавшего с моста в бездну, шанс вернуться на мост?

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх