Эдгар Аллан По «Тайна Мари Роже»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Некая юная девица, Мэри Сесили Роджерс, была убита в окрестностях Нью-Йорка осенью 1842 года. «Тайна Мари Роже» писалась вдали от места преступления, и всё «расследование» дела было предпринято на основе лишь минимальных газетных данных. Тем не менее, данные в разное время спустя после публикации рассказа полностью подтвердили не только общие выводы, но и все предположительные подробности!
Рассказ также называется продолжением «Убийств на улице Морг», хотя с теми убийствами это новое уже не связано, но расследует их всё тот же «Шерлок Холмс». Но гораздо интересней то, что, как отмечено чуть выше в аннотации, рассказ – прямая иллюстрация не только литературного, но и криминалистического таланта автора, что обычно принято приписывать только Артуру Конан Дойлю.
Входит в:
— цикл «Истории Огюста Дюпена»
— сборник «Phantasy Pieces. Including all the author's late tales with a new edition of the «Grotesque and Arabesque», 1842 г.
— сборник «Рассказы», 1845 г.
— антологию «The Omnibus of Crime», 1929 г.
— антологию «Дюпен, Холмс и другие: Зарубежный детектив XIX в. / Эрих Кестнер. Эмиль и сыщики», 1990 г.
— антологию «Похищенное письмо», 1990 г.
— антологию «Объятия страха и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1991 г.
— антологию «Эдгар По. Рассказы. Уилки Коллинз. Лунный камень», 1991 г.
— антологию «Золотой фонд детектива. Том 1», 1992 г.
— антологию «Собака, которая выла», 1992 г.
— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
skein, 25 октября 2020 г.
«Тайна Мари Роже»:
а) самый скучный из всех пяти детективных рассказов Эдгара По;
б) величайший триумф классического детектива.
По поводу пункта а): нам рассказывают историю довольно банального преступления, с детальным описанием улик и обстоятельств и педантичным вычислением преступника безо всяких «вот это поворотов!».
По поводу пункта б): одна из постоянных претензий к классическому детективу – неправдоподобность. Ваша хвалёная дедукция, говорят они, абсолютно неприменима к реальности, любой из ваших «великих сыщиков», столкнувшись с настоящим преступлением, позорно сел бы в лужу. Так вот, в «Тайне Мари Роже» изложена история реального преступления, лишь изменены имена и географические названия. Но это ещё не всё – на момент написания это преступление не было раскрыто. И, наконец, вишенка на тортике – уже после издания рассказа преступление раскрыли, и разгадка полностью совпала с описанной Эдгаром По. Так что смело суйте книжку под нос критикам и слушайте их жалкий лепет: «Ну… это исключение… и тайна так себе… да у нас любой сержант за пять минут…».
qetuo, 10 марта 2013 г.
На мой взгляд, лучший детектив у писателя. Все-таки в « Убийствах на улице Морг « немного не реальная концовка, слишком необычная, таких случаев — один на миллион. А здесь — достаточно стандартное убийство, расследование которого в наше время, думаю, не заняло бы много времени. Однако Дюпен выстраивает логический ряд только на основании сухих фактов, причем делает это блестяще. Притянутых за уши моментов здесь немного, не больше , чем у его последователей в этом жанре. Немного утомляют ссылки на соответствие содержания фактам реального расследования, но , в целом, — это и есть классический детектив, в чистом виде. Ничего скучного в нем для того, кто любит детективные головоломки, нет и быть не может. Жаль, что в этом ключе в последствии было создано не очень много.
22sah22, 8 июня 2010 г.
Настолько умный и подробный рассказ о расследовании преступления, что его впору советовать для прочтения будущим юристам и следователям. Браво, Эдгар!
gams, 22 марта 2006 г.
То на сколько автор глубоко вплел сюжет в реальную историю,то как с помощью мозга — фильтровать всякие сплетни и кучи мусора-не может не заинтриговать.То как Дюпин смог по настоящему разобратся в газетных «новинках» и наверное единственный смог нырнуть в глубину несоответсвий(зазгадал саму Мари)смог найти убийцу по его же нападкам. А его познания в психологии-все ето делает его равным Холмсу-браво автору!!!:pray::pray::pray:
georgkorg, 25 марта 2009 г.
Один из самых сексуально насыщенных текстов По. Здесь многие говорили о новаторстве По как первого автора детективных произведений. Но о его новаторстве в области сексуального в литературе обычно замалчивают. А между тем По во многом изменил общественное сознание по этому вопросу.
ozor, 1 мая 2006 г.
Мастерский рассказ, читается на одном дыхании. Мне кажется, Конан Дойл был хорошо знаком с этим произведением.
Призрак, 15 марта 2009 г.
Довольно сложное мнение складывается после прочтения данного произведения. Ведь, с одной стороны перед нами представлен замечательный дедуктивный метод, который и повлиял на создание многих классических детиктивов и известных героев. По ходу рассказа По вначале располагает перед нами статьи, написанные в влиятельных газетах, о убийстве, которое стало сенсацией. Используя извечную погоню газет за популярность в данных статьях мы видим, как правду, так и выдумки. А автор, играя с нами фактами, выводит на свет цепочку правды, отделяя истину от лжи. И то, что он не стал допридумавать рассказ, основанный на реальных событиях, является правильным решением с этой стороны.
Но с другой стороны — отсутствие как такового главного героя, с его приключениями на фоне убийства, делает рассказ просто логическим рассуждением, который уж не так сильно и хочется читать. И в этом главный минус данного рассказа.
Сам же рассказ, построенный только согласно логике, довольно труден для чтения. Но с ним уж трудно поспорить.
В целом, если вы хотите прочитать те произведения, на которых строились первые детективы, то этот рассказ вас очень заинтересует. А для всех остальных данный рассказ скорее всего не доставит желаемого удовольствия.
artem-sailer, 15 октября 2021 г.
Отличнейший рассказ, который по сегодняшним меркам и рассказом-то назвать трудно — скорее аналитический отчёт о криминалистическом исследовании улик преступления, в который (в отчёт) автор решил прибавить чуть-чуть художественной оживлённости, поэтому построил этот отчёт в виде монолога блестящего сыщика, обличающего дилетантский подход обывателей (в т. ч. падких на сенсации журналистов).
Всё бы ничего, однако здесь ещё просто необходимо учитывать, что данный рассказ — это авторская, альтернативная версия объяснения обстоятельств реально произошедшего преступления. Преступления, разгадать которое тогдашним полицейским оказалось не под силу. И великолепный аналитик душ человеческих Эдгар Аллан По написал своё исследование, основываясь лишь на материалы, доступные ему из газетных публикаций (!!!) Но самое поразительное заключается в том, что уже после выхода рассказа из печати выяснилось, что авторская версия блестяще подтвердилась. Как тебе такое, Илон Маск?
Вообще, что-то подсказывает мне, что рассказ был откровением не только для тогдашних читателей, но и для тогдашних полицейских следователей. И не только рассказ, но и сама методика, описанная в тексте. Это сейчас каждый опер может похвастаться десятком раскрытых хитроумных дел. А вот что было 200 лет назад? Учили ли тогда полицейских криминалистике? И — самое главное — было ли у тогдашних следователей желание разобраться во всех фактах, уликах, обстоятельствах, мотивах?
Поэтому, если «Убийство на улице Морг» можно назвать первым детективом, а также образцом «убийства в закрытой комнате», то «Тайну Мари Роже» следует признать первым аналитическим детективом, первым классическим детективом, первым детективом, в котором преступление раскрывается не выходя из комнаты.
ii00429935, 22 ноября 2009 г.
Один из первых детективов в мировой литературе, но, увы, не такой блестящий, как «Убийства на улице Морг». Дело не только в том, что преступление здесь по сути дела весьма заурядное. Практически весь рассказ — огромный монолог сыщика-любителя Дюпена, где он в пух и прах разбивает доводы полиции и газетчиков и выстраивает истинную картину случившегося. Логика торжествует, примечательно, что Дюпен докопался до истины практически не выходя из дома (все факты для него уже собраны туповатой парижской полицией). Только лет через 100 после Эдгара По в литературе появится сыщик Ниро Вульф, для которого раскрытие преступлений не выходя из дома станет обычной практикой. Проблема в том, что, признавая новаторство По, читать рассказ, почти лишенный действия, трудновато. Более того! «Какой детектив обходится без погони?» — сказано в великом советском фильме «Берегись автомобиля». В «Тайне Мари Роже» не то что погони нет, настоящий преступник вообще перед читателями не появляется. Понятно, что для Дюпена, который его логически вычислил, дальнейшие шаги полиции по его задержанию совсем не интересны. Ну а для читателей?
Darth_Veter, 9 декабря 2020 г.
По большому счету, данная новелла — это, скорее, криминальная хроника произошедшей трагедии, чем детектив. И дело даже не в том, что к концу повествования преступник так и не был найден — автор и не ставил перед собой такой цели. Его задачи были скромнее: показать тот вред, который могут нанести следствию разного рода некомпетентные личности — газетчики, журналисты, обиженные свидетели и даже некоторые добрые самаритяне. Вполне возможно, они руководствовались добрыми позывами, но в итоге так запутали само дело (точнее, его расследование), что полиция быстро потеряла свою путеводную нить и снова обратилась к помощи «самостийного» детектива Дюпона.
Как явствует из предисловия автора, рассказ основан на вполне реальной истории таинственного убийства в июле 1841 года Мэри Сесилии Роджерс, продавщицы сигар из табачной лавки на Либерти-стрит. Ее прелестное личико и приятная улыбка были своеобразным фирменным знаком заведения, в которое захаживали такие знаменитости, как Фенимор Купер и Вашингтон Ирвинг. Не исключено, что именно по этой причине вся история и получила такой большой резонанс. В воскресенье 25 июля Мэри сказала своей матери и официальному жениху, что планирует провести выходной у родственников в Нью-Джерси, пообещав вернуться на следующий день. Но, как вы уже догадываетесь, в указанный срок девушка так и не появилась. Три дня спустя ее тело было обнаружено в водах реки Гудзон недалеко от пещеры Сибиллы (Хобокен). Внешний вид погибшей намекал на то, что перед смертью она подверглась грубому насилию. Дело стало скандальным, когда стало ясно, что у полиции нет хорошей версии происшедшего. «На помощь» тут же поспешили добровольные «сыщики» — газетчики «Герольд», «Сан» и «Трибьюн», отдавшие Мэри первые полосы своих изданий. Недостатка в гипотезах и измышлениях не было — каждый мастер слова старался, как только мог. Вопросов было поставлено много, только ответов на них не было, и дело попросту стояло на месте. Подозрения пали даже на жениха Мэри, но он смог предъявить убедительное для полиции алиби, и его оставили в покое. На этом, собственно, всё и закончилось.
Эдгар По, как и все американцы, был в курсе происходящего и, наверно, был страшно разочарован действиями полиции. Чтобы подвигнуть ее к более осмысленным действиям, он и написал данную новеллу, изменив по установившейся традиции имя девушки и адрес ее проживания. Получив определенную свободу в изложении гипотез, автор смог подробно проанализировать все известные ему факты и высказать некоторые предположения, которые предложил проверить полиции.
Завершение всей этой истории оказалось не таким, как ожидали нью-йоркские обыватели. Через полгода после публикации «Тайны Мари Роже» одна из свидетельниц по делу — та самая трактирщица Фредерика Лосс, дети которой обнаружили разбросанные по траве вещи погибшей, — перед смертью неожиданно призналась, что Мэри погибла в результате неудачно проведенной процедуры аборта. Тот «смуглый мужчина», которого подозревал и сам мистер По, оказался всего-навсего молодым практикующим врачом (возможно его фамилия была Рестелл). Поскольку вся процедура была изначально незаконной, участники действа предпочли избавиться от мертвого тела и подстроили некоторые улики, которые в итоге спутали карты полиции.
Вот так оказался разрушен миф «непорочной и честной» продавщицы сигар. Общество было готово ко многому, но только не к такому крушению своего кумира. Разговоры о деле Мэри Роджерс прекратились сами собой, и оно вскоре потеряло былую актуальность. Такова суть большинства людей: пока жертва симпатична им, они готовы идти до конца, но при раскрытии нелицеприятных фактов быстро меняют свое отношение на противоположное. Единственным, кто не смог до конца смириться с произошедшим, был уже упомянутый жених Мэри — Дэниел Пейн. 7 октября 1841 года он покончил жизнь самоубийством, приняв лошадиную дозу опия на том самом месте, где прожила последние мгновения своей жизни и его возлюбленная.
----------
ИТОГ: аналитическая статья известного новеллиста, посвященная базовым принципам расследования дел. Автор может поставить себе «зачет» за разгадку личности предполагаемого убийцы, хотя сама суть дела оказалась им неразгаданной.
invikto, 13 марта 2012 г.
Рассказ-сенсация, рассказ-задачка, рассказ-рассуждение.
Очень необычное произведение. Сюжет построен на основе реального случая, произошедшего в Нью-Йорке. Автор переносит действие рассказа в Париж и поясняет, что американский случай лишь совпадение. Далее, на основе газетных вырезок главный герой (великолепный Дюпен) раскрывает сенсационное убийство, используя свою безукоризненную логику. Лично мне было очень интересно следить за распутывающимся клубком, и я убедился в проницательном уме самого Эдгара По.
Однако, кроме блестящей логики в рассказе больше ничего нет! Нет ни героев, ни интриги, ни сопереживания. Словом, очень сухоньким рассказ получился.
2480, 14 августа 2010 г.
Главное, ради чего стоит читать рассказ-безукоризненные логические конструкции Дюпена, при помоощи которых он раскрывает преступления. Чётко проведённые рассуждения могут стать пособием по изучению логики, а также в помощь юристам. К минусам можно отнести некоторую затянутость, а также непрорисованность главных героев.
AiRon88, 9 сентября 2021 г.
Основная особенность сюжета (она же его главный плюс) это тот факт, что всё расследование проходит... по газетным заметкам/статьям. Никаких поездок на место преступления, никаких допросов свидетелей. Основной инструмент здесь — логика и анализ инфы. Да, может не так классно как «Убийство на улице Морг», но это очень сильный рассказ.