fantlab ru

Дэн Вилета «Дым»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.66
Оценок:
77
Моя оценка:
-

подробнее

Дым

Smoke

Роман, год

Аннотация:

Англия. Век тому назад, плюс-минус несколько лет.

Англия, где люди, порочные в мыслях или делах, отмечены дымом — он истекает из их тел, и это признак человеческого падения. Аристократы не испускают дыма, и это доказательство их праведности и права на власть, ведь низшие классы в отличие от них погрязли в грехе и саже.

Элитная школа-пансион, где сыновья богачей готовятся принять власть как свое право по рождению. Учителя, связанные загадочными узами с противоборствующими партиями в высших правительственных кругах. Трое подростков, узнающих, что все, чему их учили, — ложь, и знание это может стоить им жизни. Старинное поместье, чьи чердаки и тайные лаборатории хранят невероятные тайны. Любовный треугольник. Отчаянное преследование. Заговорщики и тайная полиция. Убийство. Неожиданные злодеи и неожиданные герои. Холодный рассудок против страсти. Богатство против бедности. Правильное против неправильного, хотя что есть первое, что второе — неясно.

Таков мир «Дыма» — увлекательнейшего повествования, истории по-диккенсовски хитроумной и невероятно изобретательной, с богатой художественной атмосферой и захватывающим сюжетом, вполне в духе таких знаменитых современных бестселлеров как «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк и «Маленький, большой» Джона Краули.

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Самая нестандартная книга года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
Е. Копосова (2)

Дым
2017 г.
Дым
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтобы проникнуться этой книгой, требуется или рефлексия на тему свободы и самоконтроля, или вовлечение в эпоху викторианства/эдвардианства.

Собственно на этих лейтмотивах роман выстроен.

Я тоже не сразу пришла в творчество Джейн Остин, а только при осознании системы общественного уклада, когда женщина, ограниченная в жизненных возможностях, старается устроиться через брак или устроить брак своих подопечных — дочерей, сестер, подруг. Джейн Остин — это горькая констатация факта о том, что тесный уютный «женский мирок» еще нужно суметь защитить — в декорациях про ахи-вздохи, ленточки на шляпках и иронию уровня сплетен за чаём. Вот тебе и романтика для дурочек. Вот тебе и кружева с вышивкой.

Что касается Диккенса (не раз и не два помянутого в книге), то, я считаю, его творчество нам преподносят вскользь по школьной программе и «как бы о детях детям» сказочной литературой, на деле Диккенс — социальный романист. Его произведениями люди зачитывались в первую очередь потому, что многословием раскрывалась реальная картина существующего мира — где можно было потерять наследство в судебной тяжбе и умереть от туберкулеза, где показана во всей красе нищета после использования кредита семьей, где показаны дети-попрошайки и что это настоящий бандитский бизнес, что женщина откажет тебе в предложении руки и сердца, потому что перебирает варианты жизнеустроиться получше и побогаче, где отцы тиранят своих домашних, а те могут предать. Диккенс писал о страстях.

А еще он откровенно описал систему частных школ, куда и до 60-х почти поголовно подданные Великобритании сплавляли своих детей, видя их лишь летом и на рождественские каникулы.

Эти школы были призваны воспитать эталонных людей, а на деле служили рассадниками стыда. Они должны были искоренять всякий грех, но именно в них пышным цветом цвели дедовщина, принудительная гомоэротика, садизм. Джентельмены порой после воспитания в частных школах бегали в бордель за флагелляцией и унижением... Так что когда граф Кроули в Аббатстве Даунтон удивляется поступку своему слуги, заявившему об однополом харрасменте: «Если бы я кричал всякий раз, когда в школе меня целовали — то давно бы уже охрип» — я вполне понимаю его точку зрения на происходящее (хотя не вполне её разделяю). Дамы не отстают в жестокости, не переживайте. Все эти сестринства, в которых вы проходите инициации, приносите клятвы, а если что — вас могут исключить и довести до психоза игнором или иголки под ногти воткнуть в наказание — это вы что, это традиции, освященные временем!

Дэн Вилета не играет, но работает с тематикой (вновь проблематичной) в связи с нагрянувшим неопуританством в современном ему обществе — человек/страсть/грех. Он делает «грех» видимым выделением — дымом, который общество в его романе всячески старается подавить. Дымить — это показывать, что ты грешен и грешишь. Дым — это и психическая болезнь, и инфекционная. Дети — объявлены «грешными от природы», их до 11 лет воспитывают специально нанятые люди, родители их игнорируют до определенного возраста. Само общество градируется на страты, низам можно дымить, верхи должны быть чисты. Аристократия должна быть ангелоподобна в данной ситуации. Она, как совокупность мучеников, вытягивает на себе остальное общество. Технический прогресс под запетом, потому что он расшатывает сложившуюся систему ценностей.

Дым — в рамках романа — магический реализм, однажды люди начали дымить и всё тут. Как у Сюзанны Кларк магия ушла из Англии и всё тут. И приспосабливайся, как хочешь. В реальности это метафора отношения людей к природе других людей. То, что вы сочтете грехом, для других — страсть, самовыражение, взаимоотношения. Вилета раскрывает общество верхов, которое приспособлено, цинично, лживо, лицемерно. В котором пасторам присылают специальные леденцы, впитывающие дым, в котором на детях тестируются корсеты, причиняющие боль по инициативе самого носящего, в котором всюду запреты на самые естественные вещи. И все это показано глазами подростков, тех, кто только должен вступить в общество: муштра и издевательства в школе, приспособленчество взрослых, зреющая революция, повсеместная ложь, созревание про-марксистских движений, эмбарго даже на учебники физики!

Именно подросткам и уготовано сделать всеобщий выбор.

Прекрасный конструктор тем в упаковке под викторианский роман.

Финал? Он открыт. И это прекрасно. Это позволит каждому вынести из романа свои выводы. Потому что свобода — это тоже страсть.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все 500 страниц электронной книги пыталась определиться со своим отношением к ней, так и не смогла.

С одной стороны, любимый сеттинг — викторианская Англия, плюс интересное фантастическое допущение — все эмоции и побуждения людей материализуются в виде дыма, истекающего из их тел, так что слова «чистота» и «непорочность» в этом мире являются синонимами и в прямом смысле, и в переносном. И, конечно же, мнения по поводу дыма расходятся. Одни считают, что это воплощение греха, другие полагают, что это болезнь, которую можно излечить, третьи — что дым можно обуздать и использовать на благо.

Звучит, в общем, завлекательно. Но сюжет... Я бы не сказала, что сюжет слабый, он скорее слабовыраженный. Герои узнают некие тайны, связанные с дымом, и начинают носиться туда-сюда по локациям, особо, впрочем, по сюжету не продвигаясь. Все это очень напомнило мне одну из сюжетных линий известной игры: «Я обязательно тебе все расскажу, но потом! А сейчас пойдем со мной вон в ту локацию!». Сами герои по ходу развиваются, но не очень, изменения в их характерах трудно разглядеть. Может быть, дело в уже поднабившем оскомину сочетании «Переключение POV + рассказ от первого лица». И переводчика в этом не упрекнешь, перевод весьма достойный.

Так что книга понравилась, но не очень. Накину еще пол-балла за нетипичное для янг-эдалта разрешение проблемы «героиня должна выбрать одного из двух героев».

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабоватый young adult, который притворяется Диккенсом, а является дидактичным рассказом о том, что все люди — слабы, эмоции важны и так далее. Главная мысль выводится максимально лобовым образом. В мире Вилеты все люди источают дым, когда желают, злятся, завидуют, боятся, испытывают боль, и как концепция это весьма поэтично. Знать учится контролировать эмоции и носить белые одежды, а бедняки ходят, перемазанные сажей, источающие струи дыма. В результате, конечно, два непохожих юноши и девушка обнаруживают, что «власти скрывают», что знать всех обманывает, а умирающая женщина читает проповедь на несколько абзацев о том, что свобода — это в том числе свобода ошибаться и грешить.

Мне уже становится трудно представить, как это воспринимает целевая аудитория, потому что я из нее выросла, но можно было сделать гораздо тоньше. Когда весь сеттинг нужен только для того, чтобы подтверждать выводы автора и являться отражением одной сюжетообразующей идеи, это перебор. Но что мне понравилось, так это пропаганда открытых браков для молодняка в финале. Вот это было годно, а книга не очень.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир.

В романе Дэна Вилета действие происходит в Англии 19 века. Но это не та знакомая нам викторианская Англия, а пережившая пару столетий назад неизвестный катаклизм, который автор так и не потрудился объяснить, после чего все люди стали «дымить». На самом деле, очень интересная идея! При этом не вызывающая отторжения и вполне реальная, ведь на морозе от нас поднимается пар, точно также в мире Вилета от людей поднимается дым. В зависимости от их мыслей, поступков, желаний он может быть разного оттенка и консистенции. Например, от умеющего себя контролировать человека, но выведенного из себя, поднимется лишь белая струйка, тогда как от завистливого или задумавшего плохое человека будет идти едкий черный дым, оседающий сажей. В зависимости от этого общество Англии было разделено на два сословия: богатые аристократы, научившиеся себя контролировать и не дымить, и бедная чернь, дымящая постоянно, а значит грязная и незаслуживающая уважения.

Герои.

Главные герои романа как раз принадлежат к аристократам. Это мальчики Томас и Чарли, учащиеся и подружившиеся в пансионе, где детей знатных семей «учат» не дымить и контролировать как свои эмоции, так и даже мысли. Вот только вся эта система воспитания, как им позже становится известно, оказалась полной ложью. Взрослые, их родители, знакомые, вся аристократия сохраняет свою власть и богатство обманом. Узнав о чем, мальчики оказываются в опасности и вынуждены делать выбор: открыть миру глаза или стать такими же, как и представители их класса.

Здесь думаю будет уместно сразу сказать об атмосферности повествования. Мне было любопытно читать об обучении мальчиков в закрытой оксфордской школе, это дало возможность ближе узнать мятущийся и сильный характер Томаса, благородное и великодушное сердце Чарли, и увидеть черноту скрывающуюся за привлекательным сияющим обликом их общего врага — Джулиуса.

Описание школы на самом деле заняло лишь пару глав, тогда как по аннотации можно было подумать, что все действие будет проходить в ее стенах. Но нет, все самое любопытное дальше. Во время каникул мальчики отправляются в поместье дяди Томаса, только оказывается, что он давно прикован к кровати, так как сошел с ума. Приглашение же исходило от баронессы Нейлор, его жены, женщины умной и хитрой, и при этом со своими скрытыми мотивами, ведь они с Томасом как оказалось знают друг друга и визит неслучаен. В этом же холодном и продуваемом ветрами имении с множеством закрытых дверей, тайной лабораторией и библиотекой запрещенных книг, Чарли и Томас неожиданно встречают не только Джулиуса, но и тихую, строгую и вдумчивую девочку — дочь баронессы Ливию.

Мне нравилась мисс Ливия практически до самого конца. У девочки было трудное детство, счастливая семья разрушилась, ей пришлось ухаживать за безумным отцом, которого не довели до добра исследования природы дыма, мать отдалилась и стала пропадать то в лаборатории, то в разъездах по стране, продолжая дело мужа, а Ливии оставалось лишь закрыться от мира и чувств, и стать всего лишь подобием живого человека. Но один ее опрометчивый и искренний шаг, связывает ее судьбу с двумя мальчиками, которые бегут из поместья, спасая свои жизни и уходя от преследования. С этих пор троице предстоит выявить всю фальшь существующего мира и решить, что же со всем этим делать и как дальше жить. Вопросы серьезные и поднимающие эту книгу высоко над планкой детской литературы.

Нельзя не отметить и Джулиуса. Наверное, это самый неоднозначный персонаж этой книги, хотя если подумать, то все они здесь такие. В этой истории нет ни одного белого или полностью черного героя, все они подвержены порокам и способны на добрые порывы чувств. Только вот как бы сложилась жизнь Джулиуса, если бы отказавшаяся от него мать, вдруг не вспомнила о нем? Эта мысль более всего меня занимала, пошел бы этот парень по наклонному пути, если бы был хоть кто-то рядом, кто любил бы его?

Финал.

Вот что во всей этой книге вызвало у меня наибольшее сомнение. Я не поняла финала этой истории, не поняла, что таким образом хотел сказать автор, не поняла что же дальше ждёт героев. Более того, если раньше действия героев мне казалось правдоподобными и я вполне с ними соглашалась, то финальное решение Ливии и согласие с ним как Чарли, так и Томаса привело меня в состояние недоразумения. Я не верю, что девочка столько времени, жившая под гнетом контроля, причем выбравшая такую жизнь себе сама, в один миг кардинально изменилась и стала настолько свободной. Кто прочтет «Дым», очень хотелось бы услышать мнение о финале. Сколько я не думала над ним, но так и не пришла к чему-то одному. И если это был бы цикл, то такое окончание смотрелось бы неплохо, довольно интригующе, так как подразумевало бы его развитие и развенчание, но как для одиночной книги — неуместно.

Итого: Признаюсь, что книгу «Дым» я купила чисто из-за оформления. Могу сказать с уверенностью, что «Дым» оказался определенно лучше, чем я думала. Атмосфера дымного, темного и порочного Лондона передана, за приключениями и метаниями героев следишь с интересом, читается роман очень легко, хоть иногда творимые на его страницах действия вызывают брезгливость и тошноту, иногда кажется, что и сам начинаешь ощущать на губах кисловатый привкус дыма. С погружением в книгу, также как и с созданием оригинального мира, автор справился отлично. Но финал для меня все испортил, после него я не могу понять зачем была написана эта книга и какая мысль в ней заложена. Получается что читала, что нет. Парадокс прям. Увлекательное, но очень спорное чтение. Хотя возможно кто-то разглядит в этом произведении больше, чем смогла увидеть я:)

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман с такими постстивенсоновскими ( Р.Л.) нотками. Уж на что переизбито поле стилизаций под викторианские реалии, а Вилета свое звучное слово сказал. Выписаная с деталями альтернативная Британия конца 19 века, препарирование стыда через образ дыма и его сокрытия, увлекательный сюжет. Главным украшением же является любовный треугольник взрослеющих подростков, которые борются и с желаниями и с дружбой — все это помимо борьбы за интригу. Увлекательный, в кинговском варианте эволюции маниак плюс еще и стремящийся пасть ангел с фактурной баронеттой — однозначно в плюс. Открытая концовка с распахиванием ящика Пандорры интригует и оставляет место для воображения. Слог у Вилеты, работа с композицией, сюжетная изобретательность заслуживают всяческой похвалы. Удачное сочетание эмоционального начала с идейной начинкой. Автор впечатлил, с надеждой жду перевода других его романов.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротное, качественное ... фэнтези? Не уверена, что эту книгу стоит втискивать в узкие рамки определенного жанра. Весь сюжет построен на одной-единственной оригинальной задумке автора — герои этой книги дымят. Дымят в самом прямом смысле этого слова. Что-то произошло с человечеством, и никто не знает, как именно это началось — люди мутировали или, быть может, были инфицированы. Теперь в их телах есть особая железа, отвечающая за выделение дыма, а дым — это материальное проявление порочности. Люди дымят, потому что грешны. И, разумеется, в таком обществе непременно должны появиться те, кто притворяются чистыми, те, кто готовы ради этого на любые ухищрения. Что это, если не аллегория? Автор, на мой взгляд, поступил не совсем логично — он сделал главными действующими лицами подростков, рискуя тем, что книгу сочтут ориентированной на аудиторию «young adult», и при этом загадал загадку, разгадать которую подростку вряд ли под силу: в чем смысл аллегории? Общество, погрязшее во лжи и притворстве. Общество, в котором те, кто не дымят, ничем не лучше дымящих, но при этом притворяются безгрешными. Что это? Намек на институт церкви? На расслоение современного общества? На тоталитарный режим, чья верхушка мнит себя незапятнанной? Или на любое человеческое сообщество, в котором ложь стала нормой? Выход, по Вилете, может быть только один — революция. Но вот тут, наверное, стоит вспомнить, что это все-таки фэнтези (или что-то хорошо под него замаскированное), иначе эта книга превратится в политический манифест. ))

Безусловно, «Дым» можно читать и не вникая в дебри авторской философии. В таком случае вы получите увлекательный приключенческий роман, из несомненных достоинств которого можно отметить: атмосферность, отсылающую к Англии Диккенса и Акройда; хорошо продуманный сюжет, в котором каждая деталь играет свою роль; язык на должном уровне; живые характеры, полные противоречий.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх