fantlab ru

Эдгар Аллан По «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Оценок:
650
Моя оценка:
-

подробнее

Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля

Hans Pfaall — A Tale aka The Unparalleled Adventure of One Hans Pfaall

Другие названия: Голландский воздухоплаватель, Необыкновенные приключения некоего Ганса Пфааля, Беспримерное приключение некоего Ганса Пфоолля, Необыкновенное приключение Ганса Пфалля, Необычайное приключение некого Ганса Пфалля

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 96
Аннотация:

Гражданин города Роттердама Ганс Пфааль решил покинуть свой славный город. Оставив жене все деньги и обязательства перед кредиторами, он осуществил свое намерение и покинул не только город, но и Землю. Через пять лет на Землю был послан житель Луны с письмом от Пфааля. К сожалению, в письме он описал лишь свое путешествие, а за бесценные для науки подробности о Луне потребовал вознаграждения и прощения. Что же решат роттердамские ученые?..

© Lucy
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация на русском в журнале «Отечественные записки» № 11 за 1853 г., отд. VII, стр. 1-16, переводчик не указан (Голландский воздухоплаватель).


Входит в:

— условный цикл «Tales of the Folio Club»

— сборник «Гротески и арабески», 1839 г.

— сборник «Phantasy Pieces. Including all the author's late tales with a new edition of the «Grotesque and Arabesque», 1842 г.

— журнал «Gamma 4», 1965 г.

— антологию «Masterpieces of Science Fiction», 1967 г.

— антологию «The Man in the Moone and Other Lunar Fantasies», 1971 г.

— антологию «Лунариум», 1975 г.

— антологию «И грянул гром…», 1976 г.

— антологию «Great Flying Stories», 1991 г.

— антологию «Изгнанники Земли», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Избранное
1958 г.
Три рассказа
1960 г.
Полное собрание рассказов
1970 г.
Лунариум
1975 г.
И грянул гром…
1976 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1980 г.
Эдгар По. Новеллы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Рассказы
1985 г.
Убийство на улице Морг
1987 г.
Убийство на улице Морг
1988 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Изгнанники Земли
1993 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1993 г.
Убийство на улице Морг
1994 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 1
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 2. Падение дома Ашеров
1997 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Золотой жук
2001 г.
Золотой жук
2002 г.
Необычайные приключения
2002 г.
Золотой жук
2004 г.
Полное собрание рассказов в двух томах. Том 1
2004 г.
Рассказы. Стихотворения
2005 г.
Золотой жук
2006 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Золотой жук
2008 г.
Маска Красной Смерти
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Падение дома Эшеров
2010 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2014 г.
Заколдованный замок. Сборник
2015 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Человек толпы
2017 г.
Разговор с мумией
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Падение дома Ашеров
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
«Падение Дома Ашера», «Рукопись, найденная в бутылке», «Колодезь и маятник» и другие произведения
2019 г.
Золотой жук. Рассказы
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Полное собрание рассказов и повестей
2020 г.
Золотой жук
2020 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2023 г.
Убийство на улице Морг. Рассказы
2023 г.

Периодика:

Gamma 4, February 1965
1965 г.
(английский)

Аудиокниги:

Необычайные приключения
2006 г.
Овальный портрет
2006 г.
Овальный портрет
2009 г.
Необычайные приключения
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Grotesque and Arabesque
1960 г.
(английский)
Masterpieces of Science Fiction
1967 г.
(английский)
The Man in the Moone and Other Lunar Fantasies
1971 г.
(английский)
The Man in the Moone: An Anthology of Antique Science Fiction and Fantasy
1971 г.
(английский)
Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Чорний кіт
2001 г.
(украинский)
Провалля і маятник
2006 г.
(украинский)
Повне зібрання прозових творів, т. І
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясное НФ-веселое произведение в стиле ЖульВерна!!!Так описать то в реалии он никогда не видел,но он был близок.Единственное -КОШКУ И КОТЯТ ЖАЛКООООО:weep::weep::weep:

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

За критикой «ненаучности» рассказа Эдгара По как-то теряется совершенно гениальное предсказание автора — он придумал, и оснастил своего героя герметичной кабиной — деяние, которое было на практике реализовано только через сто лет Пикаром на стратостате «ФНРС-1». Предлагалось это, конечно, и ранее, в частности тем же Менделеевым. Однако во времена Эдгара По множество воздухоплавателей, с упорством, достойным лучшего применения, пытались штурмовать стратосферу в открытых корзинах. Многие за это поплатились.

И если сравнить данное произведение с прочими аналогичными ровесниками, то сравнение будет явно в пользу «Ганса Пфааля». Только «Иной свет, или государства и империи Луны» Сирано де Бержерака содержит равное гениальное техническое предсказание — последний, среди ненаучного бреда, предложил способ достижения Луны при помощи кабины, в некоторых отношениях напоминающей многоступенчатую ракету.

Что еще, кроме воздушного шара, в 1835 году мог предложить Эдгар По для посрамления совершенно ненаучных «полетов» на Луну на орлах или демонах? Пушки в то время были слабы; ракеты вообще не просматривались на горизонте, являясь всего лишь милым развлечением на карнавалах.

Эдгар По выбрал способ, который в его время придавал некую «научность» фантастическому сочинению. Кстати, этот способ ничуть не хуже, чем колумбиада Жюля Верна, или каворит у Герберта Уэллся — все это чистая фантазия — и воздушный шар, и пилотируемые снаряды у Жулавского, Ле Фора и Жюля Верна, и совершенно фантастичный, не проницаемый для гравитации, материал.

Понимал ли это сам Эдгар По? Скорее, да, чем нет. Именно принятый им способ путешествия заставил его «изобрести» неведовый газ, в 37,4 раза менее плотный, чем водород — он, видимо, интуитивно догадывался, что ни водород, ни метан, ни неоткрытый в ту пору гелий, не потянут подъем до Луны. Если бы такой газ существовал, то, думаю, первыми, достигшими космоса людьми, были бы стратонавты — буквально недавно Алан Юстас поднялся на 41,5 км высоты (где и реактивные самолеты не летают, кроме немногочисленных стратопланов, и то динамически); с газом Эдгара По высота подъема была бы существенно выше, а космос, по некоторым определениям, начинается с 80 км. высоты.

Далее, ни один ровесник Эдгара По не озадачивался таким «мелким» вопросом, как система жизнеобеспечения. Автор же «Ганса Пфааля» этим озадачился; и предложил отличный способ решения проблемы — в рамках парадигмы о земной атмосфере, распространяющейся до Луны. Реальные стратонавты в те времена поднимались «налегке» и только позднее стали брать с собой кислород (что не всегда спасало). Безусловно, беспредельная атмосфера — это ошибка; и даже приведенные какие-то научные наблюдения, якобы подтверждающие это утверждение выглядят слабо; такое впечатление, что Эдгар По и сам в это не верил, а использовал свою выдумку, как условный художественный прием.

Далее Эдгар По ошибается в высоте «зоны смерти» — он определяет её в 25 миль (где Ганс Пфааль зашнуровал свой каучуковый мешок); на деле эта высота составляет 8 км или около того. Ошибка простительная; никто в те времена выше 7 км. не поднимался, и страшных гипоксических трагедий, типа трагедии «Зенита» или подъемов Бенито Моласа и капитана Грея, в те времена еще не было.

С другой стороны, Эдгар По неплохо описывает виды Земли с высоты и иллюстрирует, в частности, далеко не тривиальное наблюдение — пока высота подъема остается много менее диаметра Земли, горизонт продолжает оставаться на уровне корзины, а точка, под стратостатом, удалена на громадное расстояние. Соответственно, наблюдаются виды не выпуклой поверхности; она представляется вогнутой чашей — точно так, как описал автор. Тут нужно упомянуть, что и в этом сугубо фантастическом произведении, Эдгар По не смог избавится от сильно присущей ему мистики. При описании вида Северного Полюса, герой описывает некую загадочную темную впадину посреди вековых льдов, что, собственно, перекликается и с известнейшим романом Эдгара По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима».

Отдельно хочется отметить черный юмор автора, который, думаю, может вполне найти отклик в сердцах многочисленных читателей — а именно, сцена расправы с кредиторами. Как мотивация для полета это мне кажется слабоватым, но в качестве черного юмора — самое то! Надо еще посмотреть, не одолевали ли Эдгара По в 1845 году кредиторы? Хочется воспринимать рассказ серьезно, однако вот его начало и конец — с магистратами Роттердама — несколько портят общее впечатление, ибо выглядят легкомысленно («обратный» шар в виде дурацкого колпака, склеенный из газет) на фоне всего остального. Только это, пожалуй, могу указать в качестве минуса. Все прочее кажется мне превосходным.

Оценка — 9.

P.S. Материальное положение автора, в период написания «Ганса Пфааля», действительно было тяжелым.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что же, приключение и вправду необыкновенное!

На дворе первая половина ХІХ века, научно-технический прогресс постепенно заполняет все сферы жизнедеятельности человека. Все материки, все моря и океаны поддаются упорным и тщательным исследованиям, проводимых лучшими умами всего земного шара. Еще не много и не останется на карте мира ни единого белого пятнышка неизведанности, нога человека ступает повсюду. Как удовлетворить жажду познаний, которая есть не менее неутолимой, чем естественные потребности личности? Куда же направить свой пытливый ум после того, как планета полностью откроется людскому разуму? Остается лишь одно — небо и то что за ним; бесконечный простор космоса влечет и манит своей неизвестностью и таинственностью.

В данном рассказе По нарушается раскрывается именно эта тема. Но мотивы главного героя не столь благородны, как изучение до селе неизведанного, даже наоборот. Ганса Пфааля гложут мысли более приземленные и материальные, мысли о собственном благосостоянии и положении в обществе. Именно по этому он, решаясь оградить себя от всей мирской обыденности и повседневной суеты, и пускается в такое амбициозное, претенциозное, хоть и опасное но беспрецедентное путешествие.

Но, подобно Диашу, Колумбу, Магеллану, да Гамме и остальным первопроходцам, Пфааль не знает что ждет его там, за бугорком родной планеты. Теоретические расчеты внушают надежду и уверенность в этом предприятии, но так ли все окажется на деле? Недостаточные знания в данной области исследований вводят смельчаков, подобных Пфаалю, в заблуждение.

И все таки, несмотря на всю очевидность противоположного описанному, По, благодаря своему таланту и фантазии создает нечто бесподобное, нечто такое, что и через 180 лет будет взбудораживать умы последователей.

К слову сказать, не только По, но и другие писатели, его современники решались на описание аналогичных путешествий, но, как утверждает в этом рассказе сам По, их попытки представлялись собой не более чем сатирическим высмеиванием невозможного. Но, спустя тридцать лет одна из подобных попыток увенчивается невиданным успехом. Вдохновленный рассказом По, Жюль Верн, создает собственное произведение, еще более реалистичное и достоверное, чем творение По. И, можно сказать, с этого момента в литературе появляется новый жанр — научная фантастика.

Все, пока что, далекие мечты о прогрессе воплощаются в научной фантастике, давая толчок светлым умам к их достижению!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно люди поверхностно знакомые с творчеством Эдгара Аллана По считают его только мистиком, хотя автор этот довольно широкомасштабный, в его творчестве помимо мистики и хоррора есть детективы, приключения и просто реализм, порой очень смешной. Открытием для многих станет тот факт, что у По есть и самая что ни на есть hard science fiction.

25 августа 1835 года в нью-Йоркской газете «Sun» был опубликован первый очерк об обнаружении жизни на Луне, после него было еще пять очерков, и тираж газеты непомерно вырос. В очерках подробно описывалось как некие астрономы построили самый большой телескоп и из Африки наблюдали за Луной. Наивные американцы сметали «New York Sun» с прилавков и у газетчиков — никто даже не сомневался в обмане. А в газете описывались невиданные лунные животные, мышелюди и подобная чушь; научно необоснованные нелепости громоздились одна на другую, а читатели и усом не вели. Вскоре „утку“ разоблачили, но еще до этого Эдгар Аллан По сделал жесткое заявление о том, что вся история с Луной — вымысел, бессовестно скопированный из его «Ганса Пфааля». Но никто не послушал писателя, куда интереснее было читать о приключениях лунных мышечеловечков.

Несмотря на некоторые грубые оплошности в повести (которые можно простить из-за времени написания), всё достаточно подробно и интересно описано. Вспоминаются критические высказывания Эдгара По в цикле об Огюсте Дюпене относительно математического анализа — теперь я окончательно понял, что не безосновательные; автор также талантливый математик, физик и астроном.

Сама фабула произведения революционна. Нет, до По писатели тоже летали на Луну, но лишь гениальному мистику удалось наконец написать что-то действительно стоящее и имеющее научное обоснование.

История получилась очень интересной и захватывающей, настоящая классика твердой научной фантастики, каковой при жизни По еще, собственно, не существовало — Жюль Верн был еще маленьким мальчиком, а Герберт Уэллс не родился.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обожаю подобные вещи. Им несть числа — начиная с Сирано де Бержерака (там просто фонтан из способов достижения Луны) и заканчивая «Деревянными космолетами» Боба Шоу. Воздушный шар как будто гипнотизирует воображение и уводит его туда — в горние выси, где тишина и шелест оболочки. Поэтому мой любимый Том Сойер — это «Том Сойер за границей», любимый Уэллс — это «Война в воздухе», а любимый Булычев — это «Поселок». А вот реальные воздушные шары я совсем не люблю. Этот рев горелки, вонь, наглая реклама на боку... Нет. Лучше открыть Эдгара По и снова вознестись туда на крыльях его воображения.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень правильно определение — научная фантастика. Пока читаешь, не понимаешь — то ли это художка, то ли энциклопедия. Однако, очень занимательно. Вот как раз такие произведения развивают воображение и не позволяют книгам умереть как развлечению.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала эту небольшую повесть лет в 9 наверное. Произвело на меня сильнейшее впечатление и до сих пор остается одним из моих любых произведений.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот этот рассказ мне очень понравился... молодец старина По: отлично у него получается в жанре научной фантастики. Зачитался буквально приключениями смелого голландца. Жаль только что так быстро все закончилось, хотелось бы узнать больше о лунном народе и о том, что там на невидимой стороне луны...

ЗЫ очень любопытно было почитать критику автора в конце рассказа других авторов... :glasses:

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-доброму напомнило о старых рассказах про путешествия на луну. Возможно, что этот стал одним из первых...

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сделаем скидку на время написания, рассказ все-таки вошёл в антологию американской фантастики. Согласен с v_by.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот так же через много лет наши потомки будут читать современную фантастику и говорить: «Ха-ха, они хотели лететь к звёздам на обычных космических кораблях, годных для путешествий только в пределах солнечной системы» :)

Забавный рассказ. Мне понравилось очень.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если читать данное произведение впервые, у читателя сложится впечатление, будто автор пересказывает им самим лично виденное событие. Рассказ поражает своей документальностью и научным подходом к изложению. Герой сюжета не просто описывает происходящее — он аргументирует его с точки зрения науки, подтверждая свои выводы математическими расчетами. Всё выглядит вполне правдоподобно.

Тем не менее, всё это — не более, чем первоапрельский розыгрыш мистера По, известного своими масштабными фальсификациями. Об этом говорит он сам в примечании к своему рассказу. Собственно, написал он его с одной целью: научить читателя отличать правду от лжи в газетных публикациях. Поводом к написанию мистификации стала «научная» статья некоего Локка «Рассказы о Луне», где тот, нисколько не смущаясь, пишет о том, как известный астроном Гершель при помощи своего телескопа открыл разумную жизнь на Луне. Критикуя Локка за излишнюю доверчивость, он призывает читателя быть более внимательным к фактам и не попадаться на крючок подобных псевдонаучных измышлений. Свой рассказ он приводит как пример подобного измышления.

Попробуем разобраться, где автор умышленно «накосячил».

1. Информация о газе, который в 37,4 раза легче водорода. Даже в начале 19 века химики знали, что ничего легче водорода быть не может, ибо этот элемент имеет самое простое строение из всех химических элементов — один электрон вращается вокруг одинокого протона. Так что «легчайший газ» — явная выдумка писателя.

2. Бесконечная атмосфера космоса. Пфааль утверждает, что все планеты Солнечной системы погружены не в вакуум, а в разреженное газовое облако. Об этом ему якобы сказала комета Энке, развалившаяся прямо на глазах у астрономов. Что могло стать причиной ее гибели, как не трение о воздух?! Увы... Сегодня мы точно знаем, что в космосе царит почти абсолютный вакуум с температурой, близкой к абсолютному нулю (-273,15 Кельвина). Так что дерзкий путешественник не только задохнулся бы уже на высоте в 7 километров, но и вдобавок превратился в ледышку. А комета Энке погибла вовсе не от трения, а от гравитационных возмущений со стороны Солнца.

3. Полая Земля. Еще древние греки считали, что Земля напоминает слоистый пирог: мы живем на его «корочке», а внутри целая куча полостей, в которых обретаются души умерших предков. Впрочем, в такую модель верили даже серьезные ученые, такие как Эдмунд Галлей (открыватель известной кометы) и Леонард Эйлер (создатель особого раздела геометрии — топологии). А известный советский академик и географ Обручев даже посвятил «полой Земле» самый известный свой роман «Плутония». В справедливости гипотезы был убежден и Жюль Верн (роман «Путешествие к центру Земли»). Вот и мистер По поначалу тоже верил в эту гипотезу и даже посвятил ей свой единственный роман о приключениях мистера Пима, но позже признал ее очевидную глупость.

4. Лунная атмосфера. Ганс Пфааль не смог бы отправиться на Луну на воздушном шаре, т.к. никакой атмосферы на нашем спутнике нет — есть только облако из заряженных частиц солнечного ветра, которое на самом деле разреженнее любого вакуума, создаваемого земными установками. А воздушный шар выйти за пределы атмосферы не может.

5. Лунные жители. Никакая жизнь в вакууме невозможна, поэтому факт №4 ставит жирный крест на обитателях Луны — лунитах.

6. Адаптация к низкому давлению. Все рассуждения Пфааля про возможность привыкнуть к низкому давлению воздуха — чистый вымысел. Кошка с котятами, случайно выпавшие из гондолы шара, просто не долетят до земли живыми, т.к. погибнут от удушья. И никакие тренировки или «врожденное привыкание» тут не помогут — таков закон жизни (земной, по крайней мере).

7. «Сгуститель воздуха». По современному это называется барокамерой. У нее прочный корпус из настоящего металла, ибо воздух содает весьма нешуточное давление на стенки. Так что «чудесной» ткани для такой операции явно будет маловато...

Все остальные приведенные в рассказе факты и расчеты правдивы. Особенно поразила меня уверенность автора в том, что с большой высоты поверхность Земли будет казаться аэронавту не выпуклой, а вогнутой. Откуда он это мог знать? Ведь высотные полеты в стратосферу начались только в следующем веке...

--------

ИТОГ: правдоподобная мистификация, повествующая о полете воздушного шара на Луну. Автор весьма искусно спрятал ложь среди научных фактов и математических расчетов. Учитесь, телевизионные прохиндеи от «Аномальной планеты«! Вот как нужно обманывать людей!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Больше всего заинтересовала беспринципность героя, который убил людей при побеге, тщательно распланировал способы проверки своей теории (помнится, жалко было кошку с котятами, которых он «потерял» по неосторожности). В общем, вспомнился мне роман Г.Семенихина «Космонавты живут на земле» и эпизод с лабораторией. Главный герой назвал ученых живодерами...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Соглашусь с gams, вызывает стойкие ассоциации с Жуль Верном.

А про способ полёта на луну: когда кроме воздушных шаров никаких лететельных аппаратов не было (1835 год), то на чём ему ещё лететь было?:lol:

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все хорошо. Однако, с непривычки замучило меня то, что там очень много научного объяснения (ничего не поняла). Однако идея хорошая, но забавная: до Луны на воздушном шаре.:smile:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх