fantlab ru

Брайан Олдисс «История будущего»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Оценок:
16
Моя оценка:
-

подробнее

История будущего

Future History

Цикл

Аннотация:

История человеческих цивилизаций, фрагментарно прослеженных от войн близкого будущего, через миллионы лет эволюции духовной и биологической, до конца существования галактики заставляет вспомнить как более ранние произведения Стэплдона и Дёблина, так и творческие искания «новой волны» 60х годов. Актуальность многих тем цикла подтверждает репутацию Олдисса как глубокого мыслителя и футуролога.

Примечание:

Рассказы публиковались в составе сборников «The Canopy of Time» (1959) и «Галактики как песчинки» (1960). Точно не ясно, относятся ли к циклу рассказы «The Unbeaten Track», «Judas Dancing» и «They Shall Inherit», которые отсутствуют во втором из сборников. Название цикла условное.



Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


5.00 (1)
-
7.72 (61)
-
4 отз.
7.61 (61)
-
5 отз.
7.35 (108)
-
6 отз.
7.14 (57)
-
5 отз.
8.00 (2)
-
7.25 (56)
-
4 отз.
7.07 (55)
-
3 отз.
7.19 (57)
-
3 отз.
6.64 (54)
-
4 отз.
7.00 (1)
-
7.13 (57)
-
4 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Долгие сумерки Земли. Галактики как песчинки
1992 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1958
1958 г.
(английский)
Ballantine Star Science Fiction, January 1958
1958 г.
(английский)
Техника - молодёжи № 1 1974
1974 г.
Antarès Volume 32
1988 г.
(французский)

Электронные издания:

A Large Anthology of Science Fiction. Volume 1
2015 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

A Century of Science Fiction
1962 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1963 г.
(английский)
Best SF 5
1963 г.
(английский)
Tales of Science Fiction
1964 г.
(английский)
Fantascienza: guerra sociale?
1965 г.
(итальянский)
Best Science Fiction Stories of Brian Aldiss
1965 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1966 г.
(английский)
Who Can Replace a Man?
1966 г.
(английский)
Men and Machines
1968 г.
(английский)
Tales of Science Fiction
1968 г.
(английский)
Backdrop of Stars
1968 г.
(английский)
Worlds of Wonder
1969 г.
(английский)
Men and Machines
1970 г.
(английский)
SCIENCE FICTION. Наука и фантастика
1970 г.
(английский)
Best SF Five
1971 г.
(английский)
Above the Human Landscape: A Social Science Fiction Anthology
1972 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1972 г.
(английский)
The Book of Brian Aldiss
1972 г.
(английский)
Alpha 4
1973 г.
(английский)
Who Can Replace a Man?
1976 г.
(английский)
Souls in Metal
1977 г.
(английский)
Galactic Dreamers: Science Fiction as Visionary Literature
1977 г.
(английский)
Metagalaktika
1978 г.
(венгерский)
Souls in Metal
1978 г.
(английский)
The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here
1979 г.
(английский)
The Future in Question
1980 г.
(английский)
Isaac Asimov's Science Fiction Treasury
1981 г.
(английский)
Mensagens do Futuro
1984 г.
(португальский)
Fragezeichen Zukunft
1984 г.
(немецкий)
Top Science Fiction: The Authors' Choice
1984 г.
(английский)
Top Science Fiction: The Authors' Choice
1985 г.
(английский)
De beste Science Fiction verhalen
1986 г.
(голландский)
Top SF 2
1986 г.
(голландский)
Galassie come granelli di sabbia
1996 г.
(итальянский)
Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century
2001 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 2001
2001 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 2001
2001 г.
(английский)
Isaac Asimov's Science Fiction Treasury
2006 г.
(английский)
Men and Machines
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В мировой НФ истории запредельно далёкого будущего имеют богатую традицию, начавшуюся ещё в 19 веке, во времена Камиля Фламмариона и Уэллса, поэтому к 50м годом удивить читателя чем-то необычным и новаторским было сложно: все подобного рода футурологические предсказания, как колода карт, перетасовывались в романах Стэплдона, Мэннинга, Дёблина многократно, чтобы раскинуться очередным пасьянсом грядущих страданий и победных свершений людского рода. С оглядкой на это Олдисс не стал связываться с научно-футурологической фантастикой , а отважно шагнул в мало опробированную тогда фантастику модернистскую. Это почти обнулило прогностическую составляющую книги, но выгодно раскрыло ее общелитературный, художественный потенциал. Широкими, смелыми, щедрыми мазками автор рисует грандиозное полотно , где, словно на картинах Сальвадора Дали, ведут странный и таинственный танец расы и эпохи , начиная от близкого будущего на десятки миллионов лет вперёд. Босые девушки-«хиппи» на лошадках , путешествующие в машинах времени, матрица, ядерный холокост, геноцид одной расы над другой (и вы ошибётесь, если подумаете, что победа осталась за европеоидами ), роботы воюющие и роботы эволюционирующие до уровня ноосферы Вернадского ,воссоздание кибернетическим разумом вымершей ветви хомо сапиенс с нуля, ослепительные белоснежные города с идеальными красавицами на флаерах и города монструозные, пожирающие человеческую душу… Закат — и вновь рассвет, тысячное наступание ногой на грабли братоубийственной войны — и очередная утопия. Под конец книги человечество становится колоссальной единой нагой плотью матери-биосферы, чтобы потом опять атомизироваться и деградировать до единичных личностей: примитивных и злобных вояк, гоняющихся на краю вселенной друг за другом на ржавых сверхсветовых пепелацах и проморгавших за этим увлекательным занятием гибель галактики и очередное торжество космического Бога — Пана, духа самой природы.Богатый на события мир грядущего рассмотрен всесторонне, причём автор много места уделяет теме влияния философии на общество и технологий — на философию. Виртуальные реальности, новые религии и философские концепции, духовное и лингвистическое перепрограммирование… В лучших местах текста автор поднимается до уровня Лема и Стэплдона, но меня больше поразила история про то, как мужчина в мире будущего выпивает с незнакомцами в ресторане на фоне цунами, спасается от бедствия, а по возвращении обнаруживает новых друзей все за тем же столом, но мокрых от воды. Метафора , известная ещё со времён Стэплдона , про волны времени, окатывающие неизменное в своей сути человеческое основание, подаётся здесь в сюрреалистической, модернистской манере и заставляет вспомнить стиль «новой волны». Олдисс не столько предсказывает будущее, сколько погружает нас в череду странных видений, легенд и сказок, чтобы не напугать, а заставить задуматься над ролью (буквально) философии в обществе. В этом и есть перманентная актуальность данного необычного произведения. Рекомендую к прочтению и переизданию.

P.s. Особенно подчеркну, что не все рассказы цикла изданы на русском , причём состав цикла запутан был самим автором по издательским причинам.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх