Айзек Азимов «Логика»
|
|
Аннотация:
Донован и Пауэлл оказываются на орбитальной станции, где помимо прочей своей работы занимаются экспериментальными испытаниями нового робота КТ-1. После своего «рождения» Кьюти (так ласково прозвали нового робота) путем логических умозаключений решил, что люди есть низшие существа...
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Рассказы о роботах»
— условный цикл «Decade» > антологию «Decade: the 1940s», 1975 г.
— сборник «Я, робот», 1950 г.
— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 2», 1965 г.
— сборник «Совершенный робот», 1982 г.
— сборник «Мечты роботов», 1990 г.
— журнал «Astounding Science-Fiction, April 1941», 1941 г.
— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.
— антологию «Space Odysseys: An Anthology of Way Back When Futures», 1974 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here», 1979 г.
— антологию «A Century of Science Fiction», 1966 г.
— антологию «Science Fiction of the Forties», 1978 г.
- /языки:
- русский (20), английский (15), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (36), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Т. Вылчев (1), Д. Грицюк (1), А. Иорданский (18), Д. Скворцов (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nazarbaev, 4 мая 2012 г.
При всем уважении к творчеству Азимова, этот рассказ, вопреки его названию, абсолютно нелогичен! Проводить испытания новой модели робота на объекте отвечающем за энергоснабжение и безопасность земли. Людьми, которые командуют роботами посредством эмоциональных срывов («Ты, медная обезьяна...», «Ты будешь выполнять наши команды и помалкивать...» и т.д.). Да и сам робот не владеющий элементарными базовыми знаниями об устройстве вселенной, и у которого непонятным образом возникает РЕЛИГИЯ — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий (роботы становились на колени(!)) и объединение людей (в данном случае роботов) в организации (церковь, религиозную общину). Согласитесь — логики маловато)))
kirik, 16 апреля 2012 г.
Странный рассказ, логика в котором, как раз таки, отдыхает в сторонке ;)
Собрав на орбитальной станции экспериментальную модель робота КТ-1 Донован и Пауэлл неожиданно узнают от него, что они являются представителями низших существ и не могут быть его создателями, а все благодаря логичным умозаключениям робота, что слабые и несовершенные существа (люди) не могли создать более совершенное существо (робота). Прибавив к тому еще условие, что «кормят» роботов так же не люди, а чудо генератор, робот выстраивает свою систему поклонения и выступает в качестве пророка «Господина», где людям отделена низшая ступень служения...
Вообще Азимову во всех его рассказах свойственно «очеловечивание» роботов и этот рассказ не исключение — на заре своего существования всё, что выходит за рамки понимания, роботом (как и человеком когда-то) воспринимается как мифическое и причисляется к творениям некоего высшего создания «Господина» (камень в огород религии от Азимова), коим творением\созданием он является и должен служить ему (с чего бы?). И все бы ничего и «человеческий» путь развития сознания у нового робота можно было бы принять, но... если даже учесть, что на заводе роботу не вшивают систему ценностей и первоначальных установок относительно «кому и чему верить можно и нужно» (что глупо), то сам автор не отрицает, что КАЖДОМУ роботу прописывают три основных правила поведения, которые призваны уберегать и охранять человека и из которых уж жутко логичный робот должен был вывести «кто здесь главный».
В целом рассказ не очень понравился — обыгрывание идеи религиозности роботов выглядит насмешкой над религией как таковой, а сам рассказ от того не серьезен, еще и потому как если даже не брать в расчет приведенные выше доводы, главные герои должны были смекнуть, что только собранный робот ведет себя как ребенок, у которого при рождении нет системы ценностей и которому родители должны ее дать с воспитанием, а не требовать сразу суждений как у «взрослого».
Alex Kolz, 6 ноября 2012 г.
Очень люблю этот рассказ за его неброское остроумие. Этот деловитый робот, упертый, самоуверенный, опирающийся только на свой разум (перевод, конечно, подстраивающийся, в английском тексте даже слово логика ни разу не употреблено), отвергающий любые другие свидетельства. Робот-скептик, робот-картезианец, а потом уверовавший робот. Но самое забавное, что все равно все на благо людей. Что бы робот себе не напридумывал, в корне его действий несомненный категорический императив.
Kedens, 10 апреля 2011 г.
Странно, что этот рассказ написан ДО «Хоровода». Я прочёл и был (до сих пор) уверен, что это прямое продолжение «Хоровода». Он начинается точно с того, с чего заканчивается первый. Мне показалось любопытным, что этот рассказ перекликается с шуточным рассказом Азимова «Вставьте шплинт А, в гнездо Б», где механики занимались тем, что собирали роботов. Он как бы наслаивается на «Логику».
Странно тем не менее, что в «Хороводе» роботы чересчур «программные», здесь же, сразу после создания он начал изрекать Декарта (хоть сам он и не понял, что это великое высказывание великого человека), задумываться о природе существования и мгновенно научился мыслить. Но тут можно сослаться на некоторую нелогичность, которая всегда присутствует в фантастике. Пусть это даже «самый логичный» фантаст Айзек Азимов!
Я не очень, честно говоря, поверил в то, что автор так уж сильно опирается на веру. Скорее показывает, что любое более-менее мыслящее существо (пусть и программно) всегда считает кого-то выше себя. И даже когда неверующий — все равно в кого-то или во что-то верит. Ну по-крайней мере это моё мнение. А рассказ, конечно, замечателен! И название как нельзя лучше отражает общий характер цикла :smile:
drogozin, 16 мая 2009 г.
Первая история про Пауэлла и Донована – и она же моя любимая.
В рассказе про робота, отказывающегося верить в человека, как его создателя и выбирающего более логичное объяснение, Азимов позволяет себе анализировать религию, открывая как опасные, так и смешные её стороны.
И для каждого, кому приходилось иметь дело с человеком, зацикленным на вере, эта местами недобрая сатира попадает в точку. Как мне знакомо это бессилие твоего разума против спокойной непробиваемости верующего человека.
С другой стороны, а здесь она конечно есть, как в любой хорошей прозе, мы, люди также как этот робот копошимся со своими железками на своей маленькой Земле, не желая верить в создателя. Так что свой смысл здесь могут найти представители обоих лагерей, а мягкая ирония не позволит никому обидеться.
Итог: Это очень весёлая, ёмкая и глубокая вещь. Один из лучших рассказов цикла.
Skrag, 1 августа 2012 г.
Роботы и религия. Как много иронии в этом выражении. Однако же прослеживается четкая наследственность. Бог создал людей по своему образу и подобию, но это требует веры людей, люди создали роботов по своему образу и подобию, но это требует веры у роботов. Робот и вера. Еще больше иронии.
Yazewa, 15 марта 2008 г.
Вот так и возникают религии! Нужно только, чтобы существо, наделенное разумом (хотя бы и искусственным), — задумалось... В то, что непонятно или неудобно, можно просто-напросто не верить. Остальное считать волей Творца. Все, религия готова. Не забыть бы еще самого себя назначить посредником между Творцом и теми, кто не так сообразителен... :glasses: Теперь можно и :pray: !
Youichi, 25 марта 2013 г.
Всё-таки логика — страшная вещь.
Farit, 20 апреля 2012 г.
Блестящий, очень смешной рассказ. На высоте научно-фантастическая составляющая, ну и конечно бесконечный восторг — это логическое обоснование веры, развенчание человека как венца творения и последовавшие за всем этим выводы :)
У верующих будет явный буллшит, за что автору немалый респект.
Лэйла, 22 августа 2011 г.
Рассказ просто супер. В начале, когда я читала, то откровенно хохотала, потом тоже было смешно, но уже примешивалась грусть. Достойное произведение. Робот-пророк. Это что-то. Главное, что рассуждает он по-своему логично — не придерешься. Грустно — от того, что насмехаются над верой человека (идет аналогия), но это пример слепой веры, которая доводит людей до безумия. Очень позабавил вывод в конце — он же исправен, все три закона действуют.
alekskov, 14 апреля 2010 г.
Позиция фирмы «Ю. С. Роботс» безответственна, просто потрясает их отношение к контролю за выпуском продукции и организации испытательного процесса. Эти горе-специалисты решили провести проверку своего робота в «боевых условиях» на реально работающей станции, а не на специальном полигоне. И там возникла критическая ситуация, когда, после прохождения электронной бури, луч, посланный на Землю, мог расфокусироваться (ситуация описана в рассказе без подробностей, но ясно, что Земле угрожала серьёзная опасность). Зачем на такой важный объект посылать экспериментального робота? Какую программу, какие знания специалисты фирмы умудрились вложить в это чудо современной техники? В результате их преступной халатности, не проработав и двух недель, робот КТ-1 привлёк на свою сторону остальных роботов и совершил переворот на станции, отказавшись подчиняться людям и отстранив их от управления.
Удивляет реакция Пауэлла и Донована. Почему они не сообщили о происшествии своему руководству? Они даже не предупредили своих сменщиков о том, что власть на станции захвачена роботами, вышедшими из подчинения людей. То, что КТ-1 сумел справиться с приборами в сложной ситуации, никак не делает его менее опасным для людей. Разве можно предсказать, что ещё придёт в голову этому безумцу? Кому ещё он будет поклоняться? Или как этот сумасшедший робот будет трактовать своё служение хозяину? Хорошо хоть, что людей не принёс в жертву своему господину.
Нет, такие роботы-маньяки человечеству не нужны!
god54, 13 марта 2010 г.
Автор своим рассказом вторгается в область веры. Эта область, которая больше всего лежит в сфере чувственного, чем логичного. Но автор доказывает, что даже такая область, как логика может породить область чувственного. Написано в интересной форме, сюжет увлекает, читать полезно.
pilotus, 22 октября 2013 г.
Тонкий английский юмор. Это то, чего в произведениях Азимова никогда не было и, к сожалению, Reason тому живое, вернее, печатное доказательство.
Все рассказы о Доноване и Пауэлле в цикле о Роботах едва заметно ироничны. Вне этого мини-цикла был, разве что «Робот ЭЛ-76 попадает не туда». Ему присущ все тот же вкус сладкой помадки, у которой от слова «сладость» только надпись на этикете. Весь юмор Айзека – это грубоватый ситком американских саванн и каменных джунглей. Его истоки можно найти у О. Генри, его предшественника Брета Гарда и Марка Твена. Но здесь «толстый», как сказала бы современная молодежная тусовка, юмор разбавлен чем-то особым.
В советские времена это бы назвали сатирой. Сейчас – пародией с лицедейством. Или как-то так. Но как не называй, Айзек явно надсмехается над религией. При этом плюет в выкопанный собой же колодец железной логики трех законов робототехники. То есть, разумеется, есть объяснения жукам, поселившимся в стальной голове подопечного Донована и Пауэлла. Но притянуты они за выступающие с обеих сторон головы человека хрящевые отростки.
Насмешка становится эффектом бумеранга, лишь только автор вкладывает слова о логике робота в уста героев. Ведь следуя рассуждениям персонажей, можно объявить науку столь же нелепой и все также основанной на домыслах и экспериментах, цель которых увидеть то, что хочется (Блестяще, Мюллер, вы доказали, что жизнь могла появиться сама!).
Здесь бы преломить ход повествования и повернуть его в философское русло. Вышло бы все равно не так глубоко и многогранно как в «Пасынках вселенной» Хайнлайна или в «Космической одиссеи» Кларка, но и не так постыдно глупо. Азимов, будучи ученым, предпочел остановиться на курьезном, пошловатом рассказе.
kraamis, 15 февраля 2011 г.
Логика перед верой бессильна, а уж когда логика подменяется верой в логичность — это безвыходная ситуация.
deanta, 19 сентября 2009 г.
Робот – Фома неверующий. Очень необычно!.. И непривычно. При всей моей любви к историям о роботах, эта мне не очень понравилась. Чрезмерная человечность Кьюти (QT) привела меня в замешательство… Я задумалась: а вдруг на самом деле настанет день, когда человечество будет порабощено «железными людьми», с микросхемами и чипами вместо сердец и мозгов?.. Что же такое происходит, что переклинивает в их программах, в следствие чего машины, которые и задуманы для того, чтобы выполнять поручения человека, выходят из повиновения и начинают «самостоятельную жизнь»? Страшный рассказ. Хотя, должна признаться, что поведение QT было для меня истинно человеческим: так и появляются лидеры – те, кто мыслит и действует отлично от других; те, кто способен повести за собой толпы. Кстати, это очень хорошо проиллюстрировано в одном из моих самых любимых фильмов – «Я, робот». Который, собственно, и снят по произведениям мастера Азимова. Думаю, данный рассказ также стал частицей сценария.
Возможно, мои опасения напрасны. Любое фантастическое допущение или желание в виде искусственного интеллекта кажется нереальным или, по крайней мере, очень далёким. Хочу сказать, что каждый из нас может предположить, что такое возможно, но не нашем веку, до этого ещё очень-очень далеко… Но ведь уже существуют роботы, их уже мастерят, их совершенствуют. А, как известно, практически любая технологическая новинка достаточно быстро ставится на поток, и за короткое время становится общедоступной…
Глупо, но периодически вспоминался риторический вопрос героя Владимира Басова – Стампа — из фильма «Приключения Электроника»: «И всё же, где у него кнопка?». Потому что мне просто хотелось нажать на неё и остановить этого робота-фанатика.
Ваш отзыв: