FantLab ru

Айзек Азимов «Логика»

Логика

Reason

Другие названия: Здравый смысл

Рассказ, год; цикл «Галактическая история»

Перевод на русский: А. Иорданский (Логика), 1964 — 18 изд.
Д. Скворцов (Здравый смысл), 2003 — 1 изд.
Перевод на украинский: Д. Грицюк (Логіка), 1987 — 1 изд.
Перевод на болгарский: Т. Вылчев (Логика), 1980 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 175

 Рейтинг
Средняя оценка:8.44
Голосов:1362
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Донован и Пауэлл оказываются на орбитальной станции, где помимо прочей своей работы занимаются экспериментальными испытаниями нового робота КТ-1. После своего «рождения» Кьюти (так ласково прозвали нового робота) путем логических умозаключений решил, что люди есть низшие существа...

© duke

Входит в:

— цикл «Галактическая история»  >  цикл «Рассказы о роботах»

— условный цикл «Decade»  >  антологию «Decade: the 1940s», 1975 г.

— сборник «Я, робот», 1950 г.

— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 2», 1965 г.

— сборник «Совершенный робот», 1982 г.

— сборник «Мечты роботов», 1990 г.

— журнал «Astounding Science-Fiction, April 1941», 1941 г.

— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.

— антологию «Space Odysseys: An Anthology of Way Back When Futures», 1974 г.

— антологию «The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here», 1979 г.

— антологию «A Century of Science Fiction», 1966 г.

— антологию «Science Fiction of the Forties», 1978 г.


Похожие произведения:

 

 


Я, робот
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.
1969 г.
Три закона роботехники
1979 г.
Стальные пещеры. Я - робот
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
Я, робот
1991 г.
Конец вечности. Я — робот
1992 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 1
1994 г.
Три закона роботехники
1999 г.
Мечты роботов
2002 г.
Я, робот
2002 г.
Я, робот
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Мечты роботов
2007 г.
Я, робот
2008 г.
Я, робот
2010 г.
Я, робот. Конец вечности
2010 г.

Аудиокниги:

Я — робот
2004 г.

Издания на иностранных языках:

I, Robot
(английский)
Astounding Science-Fiction, April 1941
1941 г.
(английский)
I, Robot
1950 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1962 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1963 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1966 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1972 г.
(английский)
Space Odysseys
1974 г.
(английский)
Decade the 1940s
1975 г.
(английский)
Decade the 1940s
1977 г.
(английский)
Science Fiction of the Forties
1978 г.
(английский)
Space Odysseys
1978 г.
(английский)
The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here
1979 г.
(английский)
Аз роботът
1980 г.
(болгарский)
Я, робот
1987 г.
(украинский)
I, Robot
2009 г.
(английский)
I, Robot
2013 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 мая 2012 г.

При всем уважении к творчеству Азимова, этот рассказ, вопреки его названию, абсолютно нелогичен! Проводить испытания новой модели робота на объекте отвечающем за энергоснабжение и безопасность земли. Людьми, которые командуют роботами посредством эмоциональных срывов («Ты, медная обезьяна...», «Ты будешь выполнять наши команды и помалкивать...» и т.д.). Да и сам робот не владеющий элементарными базовыми знаниями об устройстве вселенной, и у которого непонятным образом возникает РЕЛИГИЯ — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий (роботы становились на колени(!)) и объединение людей (в данном случае роботов) в организации (церковь, религиозную общину). Согласитесь — логики маловато)))

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2012 г.

Странный рассказ, логика в котором, как раз таки, отдыхает в сторонке ;)

Собрав на орбитальной станции экспериментальную модель робота КТ-1 Донован и Пауэлл неожиданно узнают от него, что они являются представителями низших существ и не могут быть его создателями, а все благодаря логичным умозаключениям робота, что слабые и несовершенные существа (люди) не могли создать более совершенное существо (робота). Прибавив к тому еще условие, что «кормят» роботов так же не люди, а чудо генератор, робот выстраивает свою систему поклонения и выступает в качестве пророка «Господина», где людям отделена низшая ступень служения...

Вообще Азимову во всех его рассказах свойственно «очеловечивание» роботов и этот рассказ не исключение — на заре своего существования всё, что выходит за рамки понимания, роботом (как и человеком когда-то) воспринимается как мифическое и причисляется к творениям некоего высшего создания «Господина» (камень в огород религии от Азимова), коим творением\созданием он является и должен служить ему (с чего бы?). И все бы ничего и «человеческий» путь развития сознания у нового робота можно было бы принять, но... если даже учесть, что на заводе роботу не вшивают систему ценностей и первоначальных установок относительно «кому и чему верить можно и нужно» (что глупо), то сам автор не отрицает, что КАЖДОМУ роботу прописывают три основных правила поведения, которые призваны уберегать и охранять человека и из которых уж жутко логичный робот должен был вывести «кто здесь главный».

В целом рассказ не очень понравился — обыгрывание идеи религиозности роботов выглядит насмешкой над религией как таковой, а сам рассказ от того не серьезен, еще и потому как если даже не брать в расчет приведенные выше доводы, главные герои должны были смекнуть, что только собранный робот ведет себя как ребенок, у которого при рождении нет системы ценностей и которому родители должны ее дать с воспитанием, а не требовать сразу суждений как у «взрослого».

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2012 г.

Очень люблю этот рассказ за его неброское остроумие. Этот деловитый робот, упертый, самоуверенный, опирающийся только на свой разум (перевод, конечно, подстраивающийся, в английском тексте даже слово логика ни разу не употреблено), отвергающий любые другие свидетельства. Робот-скептик, робот-картезианец, а потом уверовавший робот. Но самое забавное, что все равно все на благо людей. Что бы робот себе не напридумывал, в корне его действий несомненный категорический императив.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 апреля 2011 г.

Странно, что этот рассказ написан ДО «Хоровода». Я прочёл и был (до сих пор) уверен, что это прямое продолжение «Хоровода». Он начинается точно с того, с чего заканчивается первый. Мне показалось любопытным, что этот рассказ перекликается с шуточным рассказом Азимова «Вставьте шплинт А, в гнездо Б», где механики занимались тем, что собирали роботов. Он как бы наслаивается на «Логику».

Странно тем не менее, что в «Хороводе» роботы чересчур «программные», здесь же, сразу после создания он начал изрекать Декарта (хоть сам он и не понял, что это великое высказывание великого человека), задумываться о природе существования и мгновенно научился мыслить. Но тут можно сослаться на некоторую нелогичность, которая всегда присутствует в фантастике. Пусть это даже «самый логичный» фантаст Айзек Азимов!

Я не очень, честно говоря, поверил в то, что автор так уж сильно опирается на веру. Скорее показывает, что любое более-менее мыслящее существо (пусть и программно) всегда считает кого-то выше себя. И даже когда неверующий — все равно в кого-то или во что-то верит. Ну по-крайней мере это моё мнение. А рассказ, конечно, замечателен! И название как нельзя лучше отражает общий характер цикла :smile:

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2009 г.

Первая история про Пауэлла и Донована – и она же моя любимая.

В рассказе про робота, отказывающегося верить в человека, как его создателя и выбирающего более логичное объяснение, Азимов позволяет себе анализировать религию, открывая как опасные, так и смешные её стороны.

И для каждого, кому приходилось иметь дело с человеком, зацикленным на вере, эта местами недобрая сатира попадает в точку. Как мне знакомо это бессилие твоего разума против спокойной непробиваемости верующего человека.

С другой стороны, а здесь она конечно есть, как в любой хорошей прозе, мы, люди также как этот робот копошимся со своими железками на своей маленькой Земле, не желая верить в создателя. Так что свой смысл здесь могут найти представители обоих лагерей, а мягкая ирония не позволит никому обидеться.

Итог: Это очень весёлая, ёмкая и глубокая вещь. Один из лучших рассказов цикла.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2012 г.

Роботы и религия. Как много иронии в этом выражении. Однако же прослеживается четкая наследственность. Бог создал людей по своему образу и подобию, но это требует веры людей, люди создали роботов по своему образу и подобию, но это требует веры у роботов. Робот и вера. Еще больше иронии.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2008 г.

Вот так и возникают религии! Нужно только, чтобы существо, наделенное разумом (хотя бы и искусственным), — задумалось... В то, что непонятно или неудобно, можно просто-напросто не верить. Остальное считать волей Творца. Все, религия готова. Не забыть бы еще самого себя назначить посредником между Творцом и теми, кто не так сообразителен... :glasses: Теперь можно и :pray: !

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2013 г.

Всё-таки логика — страшная вещь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Интересно, что учёные решили на это всё махнуть рукой, мол, пускай верят, если хочется, главное, чтобы свою работу выполняли.
Забавно, что у нас инаковерующих обычно уничтожают, не обращая внимания на то, что они делают в свободное от веры время.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 апреля 2012 г.

Блестящий, очень смешной рассказ. На высоте научно-фантастическая составляющая, ну и конечно бесконечный восторг — это логическое обоснование веры, развенчание человека как венца творения и последовавшие за всем этим выводы :)

У верующих будет явный буллшит, за что автору немалый респект.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2011 г.

Рассказ просто супер. В начале, когда я читала, то откровенно хохотала, потом тоже было смешно, но уже примешивалась грусть. Достойное произведение. Робот-пророк. Это что-то. Главное, что рассуждает он по-своему логично — не придерешься. Грустно — от того, что насмехаются над верой человека (идет аналогия), но это пример слепой веры, которая доводит людей до безумия. Очень позабавил вывод в конце — он же исправен, все три закона действуют.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 апреля 2010 г.

Позиция фирмы «Ю. С. Роботс» безответственна, просто потрясает их отношение к контролю за выпуском продукции и организации испытательного процесса. Эти горе-специалисты решили провести проверку своего робота в «боевых условиях» на реально работающей станции, а не на специальном полигоне. И там возникла критическая ситуация, когда, после прохождения электронной бури, луч, посланный на Землю, мог расфокусироваться (ситуация описана в рассказе без подробностей, но ясно, что Земле угрожала серьёзная опасность). Зачем на такой важный объект посылать экспериментального робота? Какую программу, какие знания специалисты фирмы умудрились вложить в это чудо современной техники? В результате их преступной халатности, не проработав и двух недель, робот КТ-1 привлёк на свою сторону остальных роботов и совершил переворот на станции, отказавшись подчиняться людям и отстранив их от управления.

Удивляет реакция Пауэлла и Донована. Почему они не сообщили о происшествии своему руководству? Они даже не предупредили своих сменщиков о том, что власть на станции захвачена роботами, вышедшими из подчинения людей. То, что КТ-1 сумел справиться с приборами в сложной ситуации, никак не делает его менее опасным для людей. Разве можно предсказать, что ещё придёт в голову этому безумцу? Кому ещё он будет поклоняться? Или как этот сумасшедший робот будет трактовать своё служение хозяину? Хорошо хоть, что людей не принёс в жертву своему господину.

Нет, такие роботы-маньяки человечеству не нужны!

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2010 г.

Автор своим рассказом вторгается в область веры. Эта область, которая больше всего лежит в сфере чувственного, чем логичного. Но автор доказывает, что даже такая область, как логика может породить область чувственного. Написано в интересной форме, сюжет увлекает, читать полезно.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2009 г.

Леди и джентльмены,

по сути, в данном рассказе Азимов показывает нам один из семи страшных грехов — гордыню, пропуская вопрос веры сквозь детективную призму. Получается достаточно забавно для тогО, чтобы заставить читателя улыбнуться, и достаточно глубоко, чтобы заставить его призадуматься.

Такие дела.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2008 г.

Соблюдение Трех законов, оказывается, выливается в разные формы! Самое трогательное, что рассуждения робота безупречны, хотя и чувствуется некоторая насмешка над «принципом Оккама».

Рассказ философский и не только смешной, но и ВЕСЕЛЫЙ:smile:. То есть умный и добрый.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2006 г.

Если кто-то или что-то искренне верит в правоту своих суждений — очень тяжело, а порой и невозможно ему это доказать. Хорошо хоть, что исход мирный, правда я и в это случае не хотел бы оказаться рядом с религиозным куском мозгов и металла.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх