FantLab ru

Айзек Азимов «Хоровод»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Голосов:
1545
Моя оценка:
-

подробнее

Хоровод

Runaround

Другие названия: Вокруг да около

Рассказ, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 200
Аннотация:

В 2015 году на Меркурий прибыли Донован, Пауэлл и Робот СПД-13 для расконсервации станции на рудниках. Для починки солнечной батареи люди послали робота на ближайшее селеновое озеро. Но робот не возвращался пять часов и товарищей охватило беспокойство. Уловив коротковолновый сигнал от СПД-13 они узнали, что робот по непонятной причине бешено бегает вокруг озера.

Входит в:

— цикл «Галактическая история»  >  цикл «Рассказы о роботах»

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  Антологии, примыкающие к серии  >  антологию «Чёрный столб», 1963 г.

— сборник «Я, робот», 1950 г.

— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 2», 1965 г.

— сборник «Совершенный робот», 1982 г.

— сборник «Мечты роботов», 1990 г.

— антологию «Machines That Think», 1984 г.

— журнал «Astounding Science-Fiction, March 1942», 1942 г.

— антологию «Hallucination Orbit: Psychology In Science Fiction», 1983 г.

— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.

— антологию «The Coming of the Robots», 1963 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1943, ретроспективная // Рассказ


Черный столб
1963 г.
Я, робот
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.
1969 г.
Три закона роботехники
1979 г.
Стальные пещеры. Я - робот
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
Я, робот
1991 г.
Конец вечности. Я — робот
1992 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 1
1994 г.
Три закона роботехники
1999 г.
Мечты роботов
2002 г.
Я, робот
2002 г.
Я, робот
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Мечты роботов
2007 г.
Я, робот
2008 г.
Я, робот
2010 г.
Я, робот. Конец вечности
2010 г.
Я, робот
2019 г.

Аудиокниги:

Я — робот
2004 г.
Я — робот. Человек, который никогда не лгал. Что значит имя
2009 г.

Издания на иностранных языках:

I, Robot
(английский)
Astounding Science-Fiction, March 1942
1942 г.
(английский)
I, Robot
1950 г.
(английский)
The Coming of the Robots
1963 г.
(английский)
The Coming of the Robots
1966 г.
(английский)
Аз роботът
1980 г.
(болгарский)
Hallucination Orbit
1983 г.
(английский)
Machines That Think
1984 г.
(английский)
Máquinas que Pensam
1985 г.
(португальский)
Hallucination Orbit
1985 г.
(итальянский)
Orbite hallucination
1985 г.
(французский)
Órbita de alucinación
1986 г.
(испанский)
Órbita de alucinación
1986 г.
(испанский)
Я, робот
1987 г.
(украинский)
The Asimov Chronicles: Volume One
1990 г.
(английский)
Die Asimov-Chronik — Robot ist verloren
1991 г.
(немецкий)
I, Robot
2009 г.
(английский)
I, Robot
2013 г.
(английский)
Ich, der Roboter
2015 г.
(немецкий)
I, Robot
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сама идея заслуживает всяческого одобрения. Однако этот рассказ — наглядный пример того, как автор идет к своей цели напролом, ничуть не заботясь о правдоподобии придумываемых ходов.

Судите сами. Для чего делают роботов? Чтобы заменить хозяев там, где те не могут справиться или элементарно выжить. На Меркурии люди не могут выжить более получаса даже в скафандрах, однако разработчики зачем-то делают роботов, которые способны действовать лишь с человеком на плечах. Таким образом, люди превращаются в камикадзе.

Но даже это не имеет смысла, ибо движутся данные роботы с черепашьей скоростью. А дальше что? Через полчаса хозяин помрет от жары, а робот, не получая от него приказов, ничего не будет делать, так и останется стоять бессмысленной глыбой.

Это ж каким надо быть идиотом, чтобы сконструировать подобное «чудо техники»? Правда, в рассказе приводится разъяснение, но оно совершенно смехотворное: мол, это сделано для демонстрации, что робот безопасен...

И еще один момент.

Под станцией зачем-то выкопали как минимум 13 тоннелей высотой аж по 3,5 метра. Они имели бы смысл, если бы вели к каким-то объектам, куда можно пройти, спасаясь от меркурианского солнца. Однако этот титанический труд проделан впустую, ибо тоннели никуда не ведут: выходят на голую поверхность, где ничего нет, так что единственная перспектива людей — окочуриться под этим самым солнцем.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Донован и Пауэлл — любимая парочка из литературы. Умные, находчивые, смелые и забавные, они при этом остаются профессионалами своего дела. Каждый рассказ с их участием читается взапой. Как будто сам становишься пассивным участником всех незаурядных событий, что происходят с этими персонажами. При всей простоте написания рассказа, Азимову удается добавить достаточное количество научной лексики, которую лично мне, профану в теме, нравится читать чрезвычайно.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередное противостояние железной (в прямом смысле слова) логики робота и простого человеческого пофигизма. Три закона роботехники были призваны однозначно определить весь спектр ситуаций, в которых они могут быть применимы. Человеку плохо? Человеку нужно помочь! Любой ценой, ведь это первый закон и основной базис позитронного мозга. Человек приказал что-то сделать? Нужно сделать любой ценой, кроме причинения вреда другому (или тому же самому) человеку. Ну а в свободное от «работы» время можно позаботиться и о себе любимом, ведь оборудование стоит немалых денег и негоже расходовать его по пустякам. Казалось, что просчитано буквально всё, но не тут-то было, ведь как сказано в довольно пошлом анекдоте про Петьку и Чапаева, есть нюансы…

Что если робот воспринимает не только приказы человека, но и те интонации, с которыми они были произнесены? Ведь можно отдать команду как бы нехотя, или напротив максимально отчетливо и недвусмысленно. Робот не может распознать нюансы (делать или не делать), лишь по интонации расставить приоритеты: от высокого, до низкого. Но что если приоритет вышестоящего закона вступить в «полемику» с приоритетом нижестоящего. Вот тут и начинается самое интересное.

Айзек, конечно, Великий фантаст. Каждый рассказ рождает вопрос, рождает спор, попытки докопаться до истины в условной системе сюжетного конфликта. Когда-нибудь среди нас будут разгуливать роботы, и совсем не то, что сейчас машут руками, неуклюже ходят и говорят банальности. Те роботы не будут отличимы от нас самих. Напротив, на фоне них, мы сами будем выглядеть роботами: уставшие, сутулые, кашляющие и бубнящие что-то себе под нос. Такое соседство обязательно породит немалое количество всевозможных конфликтов, в основном, разумеется, из-за нас с вами. Хочется верить, что та «методичка», оставленная Айзеком в десятках своих рассказов, поможет разрешить большинство из этих конфликтов на ранней стадии.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Под жарким Солнцем на Меркурии, где у людей возникает желание уйти в тень, а сумасшествие захватывает позитронный мозг робота, Спиди, попав в безвыходную ситуацию, кружился в странном хороводе. История борьбы трёх законов робототехники, в которой до конца неизвестно какой из них победит.

Показан правильный метод опытного хороводовода в подтверждение мысли о невозможности машины решать сложные парадоксы без человека.

Какой же вывод? Всегда и везде необходимо составлять чёткие инструкции и приказы и следовать им ради безопасности.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый рассказ А Азимова о роботах, который я прочитал. Тогда мне ничего не было известно о трех законах робототехники, но рассказ мне очень понравился и я начал искать продолжения цикла о производстве и испытаниях роботов. Данный рассказ достаточно занимателен и ироничен. Не знаешь чего ещё ждать от аномалий позитронного мозга. Отличный рассказ для любого возраста.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Робот, сошедший с ума, робот, запутавшийся в той этике, которую создали для него люди. Интересно, что именно человеческая жизнь, первый закон, помогла роботу распутать клубок противоречий. Этические проблемы и для человека-то сложны, а тут робот. Но для робота человеческая жизнь превыше всего, а вот для человека…

Очаровательный рассказ. Он и немного легкий, комичный, энергично развивающийся. Но как хорошо Азимов добавил драматизма, такого напряжения в конце.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ранний Азимов только начинает искать свой стиль написания, и прежде чем заняться серьезными дилеммами роботов, показывает действие основных законов робототехники, так сказать, более наглядно. В данном случае иллюстрируется первый закон.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий научно-фантастический рассказ. В нем есть все — идея, литературность, юмор, образы, причем не только человеческие, но и роботам тоже досталось :)

Единственное, что мешает поставить десятку — легкость. Тут нет человеческого измерения, нет робота как зеркала, в которое смотрится человек. То есть Азимов не выдерживает сравнения с Азимовым же :)

Оценка: 9
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших рассказов Азимова о роботах.Читается на одном дыхании.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ, с огоньком, с градусом. Есть весьма недвусмысленная проблема, граничащая с потенциальной трагедией, и есть два человеческих мозга для определения способа её решения. И пусть ни на секунду не сомневаешься в том, что человек снова окажется выше обстоятельств, но все равно рассказ читается на одном дыхании. Конечно, по своему обыкновению Азимов щедро снабдил его теми зёрнами науки, которые и превращают фантазии автора собственно в то, что мы называем «научной фантастикой». При этом его идеи и предположения по поводу условий на Меркурии не смотрятся чем-то инородным, нелепым или бездоказательным. Но уж так пишет Азимов, что в его невероятные истории веришь, а этот фактор для фантастической истории один из основополагающих, — верить.

Камень преткновения истории – столкновение Второго и Третьего Законов Роботехники. Внезапно обрушившееся на героев противоречие между ними, конечно, само по себе уже даёт ответ на вопрос «ну, и как будем выкручиваться?», а именно: ищи ответ в Первом Законе, раз в данном случае те два не работают. Но, несмотря на эту предсказуемость и очевидность, рассказ не теряет своего шарма. А привлекательность его ещё и в том, что прекрасно, но как просто (!) описано, как два человека осваивают чужую планету, борются с трудностями, и побеждают. И самое главное, что такие понятия, как «дружба» и «самопожертвование» (которое, к счастью, не понадобилось) для них не пустой звук.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я занимаюсь сборкой DVD в свободное время и при нажатии в меню какой-нибудь кнопки, присваивается переменная и коэффициент и далее, по её значению, плеер определит — в какое из меню ему идти...

Это как эпиграф. Так вот если где-то напутать с переменными — то меню будет прыгать и не давать нажать на кнопку. Стоит где-то сделать «ответвление» (если это равно такому-то, то в это меню, если — нет, то присваивается другая переменная и меню запускается заново) и всё будет логично. Этот рассказ мне безумно напомнил мою работу по ремастерингу. Согласен в принципе со всеми, написавшими ниже. Прочитав несколько рассказов моего любимого Саймака и затем два рассказа из цикла «Я, робот» — я мгновенно понял различие между «мягкой» фантастикой и «твёрдой». Раньше мне это было трудно понять, как бы не объясняли. Даже если не считать правдой различные термины, то здесь, на их опираясь, Азимов строит собственное повествование с безупречной логикой. В отличие от Саймака, у которого уже изначально присутствуют какие-то фантастические явления.... Присутствуют, да и пусть и читателя он объяснениями не нагружает. Ни в «минус» ни тому, ни другому. Просто упомянул, что из «мягкой» и «твердой» фантастики у меня на первом месте — соответственно — Саймак и Азимов.

Цикл «Я, робот» читаю в том порядке, который описан на данном сайте. На руках — книжка «Я, робот» из черной серии «Золотой фонд мировой фантастики». Всё хорошо, но там от силы шестая часть относится к этому циклу. Остальное же — просто рассказы и романы, никак не относящиеся к «Робото»-циклу. И что очень удивило — произведения в книге расположены по длине, а не по «хронологии» или хотя бы чему-то логичному. А в целом издание-то неплохое.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ, в котором живет дух старой доброй НФ с терминами, физическими свойствами, научными понятиями и логическими размышлениями. Любителям лже-НФ принимать большими дозами, как лекарственное средство.

Рассказ короток и ясен, но в то же время умен, а все мы знаем, кто сестра таланта. Как всегда, прояление человечности у априори не имеющих ее, движущий фактор расскааза. Даже старые «тупые и неповоротливые» роботы преданы человеку и, в первую очередь, его безопасности, что не всегда встретишь в племени людей.

Образ «пьяного» Спиди — отдельная песня, а перлы, выдаваемые им при встрече, заставляют и улыбнуться, и подумать, так ли этот бред бесполезен, как кажется на первый взгляд? В общем, крайне рекомендую читать всем, кто хотя бы пару раз краем уха слышал о «Трех Законах Роботехники» и желает узнать, что же это за зверь такой.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любимые с детства книги, бурные обсуждения с подругами в кустах акации, до драки иногда, мечтания, что сбудутся мечты Азимова и мы будем жить в мире роботов.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор сам придумал три закона роботехники и чтобы быть уверенным в их универсализме, начал придумывать самые немыслимые ситуации, чтобы доказать, что их положения являются универсальными, а человек все-равно сумеет их обойти, если такой придется делать.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Восхитительный рассказ.

В очередной раз с непередаваемым изяществом решает Азимов нехитрое уравнение, включающее в себя три закона роботехники, ухитряясь при этом не повторяться. Возможно, с какой-то стороны этот рассказ даже мой любимый из робоцикла (ну не считая, конечно, гениального «Двухсотлетнего человека»). Фантазия людей, в очередной раз сумевшая сыграть на пресловутых законах заслуживает самых искренних аплодисментов.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх