FantLab ru

Энди Вейер «Артемида»

Артемида

Artemis

Роман, год

Перевод на русский: Ф. Гомонова (Артемида), 2018 — 2 изд.
Перевод на украинский: Д. Кушнир (Артеміда), 2017 — 1 изд.

Жанрово-тематический классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:7.05
Голосов:304
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Артемида — единственный город на Луне.

Люди здесь занимаются теми же делами, к которым привыкли у себя на родине. Строители и ученые, владельцы небольших лавочек и представители крупного бизнеса — и самым доходным, конечно, является туризм. Десятки тысяч любопытных прибывают на Луну, чтобы пройти по поверхности чужой планеты, поиграть на корте или даже заняться любовью при силе тяжести в 1/6 от земной. В общем, город как город. И жители его подвержены обычным человеческим страстям.

Девушка-курьер по имени Джаз мечтает когда-нибудь заработать достаточно, чтобы приобрести скафандр и лицензию гида. Водить туристов по поверхности планеты, быть уважаемым членом общества. Но не так-то просто совершить скачок с одной социальной ступени на другую...

С присущим ему мастерством и вниманием к мельчайшим деталям Энди Вейер, автор великолепного «Марсианина»,- открывает новую главу бесконечной саги об освоении Солнечной системы!

Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Научная фантастика (33 957 голосов)

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2018 // Лучший роман

номинант
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2018 // Научно-фантастический роман

Похожие произведения:

 

 


Артемида
2018 г.

Аудиокниги:

Артемида
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Artemis
2017 г.
(английский)
Artemis
2017 г.
(английский)
Артеміда
2017 г.
(украинский)
Artemis
2018 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2018 г.

Что только не писали в сети о новой книге Энди Вейера, автора нашумевшего «Марсианина»: дескать, и чувство юмора у автора в этой книге куда-то пропало, и затянуто, и ни разу не детектив, как обещали, и «до «Марсианина» не дотягивает» (знакомо, да?), и много чего еще. Короче, в который раз убеждаюсь: нельзя верить сетевым отзывам!

Во-первых, у Энди Вейера получилась очень увлекательная книга. Читал – не мог оторваться. Да, есть, как на мой взгляд, небольшой перебор с научно-техническими деталями, но, во-первых, эти детали зачастую сами по себе интересны, во-вторых, они, как правило, напрямую работают на сюжет и заодно создают замечательную атмосферу лунного города недалекого будущего (этот город и носит название «Артемида»), а в-третьих, перебор если местами и присутствует то, повторюсь, небольшой. И увлекательному чтению он совсем не мешает.

Конечно, это никакой не детектив. Это напряженный фантастический технотриллер с совершенно авантюрным сюжетом. А еще это самая настоящая научная фантастика, где удачно сочетаются наука и техника, живые и обаятельные персонажи, лихо закрученный сюжет и общий гуманистический посыл. Да, характеры персонажей, возможно, чуть-чуть утрированы, зато все герои получились яркими и запоминающимися, каждый – неповторимая колоритная личность.

И с юмором и иронией в «Артемиде» у Энди Вейера все в порядке. Нет, книга отнюдь не юмористическая, и даже весьма драматичная – но юмору с иронией в ней тоже нашлось место, причем их тут ровно в меру: без перебора смешного, но и без зубодробительной серьезности. Как по мне, «хорошо, и хорошо весьма»!

В какой-то момент меня немного удивил легкий налет наивности, которого я от этой книги не ожидал, но к концу чтения все постепенно встало на свои места. «Это не баг, это фича!» И это не наивность, а скорее – доброта. Будущее Энди Вейера добрее нашего времени. Нет, экономические проблемы, социальное неравенство, преступления и прочий негатив в этом будущем никуда не делись, но в лунном городе убийство, к примеру, является чем-то из ряда вон выходящим, а спасение чужой жизни, даже с риском для собственной – нормой. Сравните с тем, что мы видим сейчас вокруг – хоть в книгах и фильмах, хоть в окружающей нас реальности – и сами делайте выводы. Лично мне определенно нравится тот вектор развития Человечества, что задал Вейер в своей книге.

Резюме: новая увлекательная, драматичная и в то же время неожиданно добрая научно-фантастическая книга от автора «Марсианина». Рекомендую!

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июля 2018 г.

Автор великолепного «Марсианина» по-своему вляпался в проклятие второй книги, с головой уйдя в голливудский запой, чтобы наскоро сочинить быстропролетающий романчик для заведомо зрелищной экранизации, полный тошнотворных штампов. Взрывы, погони, неубиваемая и криминально активная главная героиня Джаз, вокруг которой автор пытается закрутить интриги и движуху. Ну, а чтобы читатели совсем уж не взвопили от обманутых ожиданий, все действие перенесено на Луну и изредка добавляются технические детали и проблемы, позволяющие Джаз пораскинуть мозгами и еле-еле на десятую часть подобраться по мозговитости и неуныванию в трудных ситуациях к Марку Уотни. Вот только «Артемида» – даже не бледная копия дебютной книги, а Джаз не представляет из себя ровно ничего интересного даже в адреналиновых ситуациях и когда решается на самопожертвование. Книга просто пропитана бездушностью и расчетом на очередной голливудский блокбастер, который в итоге может выйти даже лучше первоисточника. Не удивлюсь, если так и будет.

Оценка: 6
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июня 2018 г.

Почитать можно.

Общее впечатление — за «марсианина» можно «простить» :)

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2018 г.

«Артемиду» многие называют примером «синдрома второго романа», но всё ещё удивительнее: она выглядит местами, как первая юношеская повесть.

От сюжета типа «Афера: что могло пойти не так?» до диалогов, в которых речь сорокалетнего не отличается от слов двадцатилетней.

Порой Вейер кажется одержимым мыслью, что читатель потеряет нить сложного (на самом деле, нет) повествования: он по два-три-четыре раза повторяет одно и то же, как будто перевернув страницу, читатель забывает, указан ли адрес доставки груза, почему опасен открытый огонь в куполах Артемиды или что для горения нужен кислород.

Счёт некоторым повторениям идёт на десятки, например, когда речь заходит о лунной гравитации. Поначалу героиня так и вовсе бесконечно повторяет, что на Луне тяготение в шесть раз меньше земного. Рано или поздно у читателя проскользнёт злая мысль, что Вейер напоминает об этом самому себе, чтобы не ошибиться в описании происходящего.

Это не единственное странное ощущение, которое читателю уготовано. Есть и другое: будто имеешь дело с ученической работой.

Очень старательно Вейер выстраивает и проговаривает сюжет — в плохом смысле «старательно»: так, что это заметно. Он упоминает об опасности открытого огня, чтобы подготовить читателя к пожару через пять страниц. Старательно выдаёт героине давящее обстоятельство (чувство вины перед отцом). Вставляет тщательно отрепетированные и не нужные для сюжета сцены, чтобы показать характер второстепенных персонажей, особенно этим грешит начало книги. Выдаёт героине квестовые предметы, чтобы с их помощью немного погодя спасти мир. В итоге даже многоразовый презерватив выглядит намёком на будущие отношения персонажей.

Героиня всё время что-то объясняет: себе, людям, которые не хуже неё разбираются в происходящем, неведомому, подразумеваемому слушателю. Вейеру очень хочется поделиться мыслями о том, как будут устроены лунные города. И это действительно интересные мысли, но ему далеко не всегда удаётся органично вписать их в повествование.

Но хуже всего то, что здесь всё не совсем по-настоящему. История, рассказанная в «Артемиде», — как змея со сцеженным ядом; суровый и требовательный космос, не прощающий ошибок, — таков он и есть на самом деле, подыгрывает героине и её окружению.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже после того, как всё пошло «очень не так», в итоге никто не пострадал, потому что Вейеру не хватает смелости воздать героине по заслугам. Так же тщательно, как он выстраивал аферу и катастрофу, которой она обратилась, Вейер подвязывает все ниточки и затыкает все щели, объясняя, почему же в итоге все остались живы и относительно здоровы; как будто простукивает построенную конструкцию обстоятельств на предмет слабых мест (но всё равно забывает, например, что для пущей сентиментальности с десяток страниц назад упомянул о маленьком ребёнке). Даже когда героини почти грозит заслуженное возмездие, он достаёт тузишко, который с той же ученической старательностью готовил на протяжении всего текста.

Удивительный инфантилизм сквозит не только в том, что большинство людей здесь никак не несут ответственность за свои действия (наказание неизбежно только для тех, кто играет против героини и её товарищей), но и в том, какова суть и побудительные причины этих действий.

Когда герои, допустим, «Розы и червя» совершали идиотские поступки, у них хотя бы было оправдание (пусть оно и состояло в том, что они действительно немного идиоты с нашей точки зрения). У Джаз, которая за что не возьмётся, во всём хороша, и, видимо, вообще очень умна, такого оправдания нет. Она соглашается на крупную и по описанию очень опасную аферу за пять минут, даже не дав себя толком поуговаривать. Пускается во все тяжкие, не продумав возможные варианты развития событий. Не всегда последовательна и часто отвлекается на чьи-нибудь широкие плечи. В общем, проявляет все те качества, которыми мужчины так любят наделять женских персонажей.

«Артемида» — это довольно слабая писательская работа при очень хорошей проработке обстоятельств, сопутствующих сюжету. Всё, что Вейер пишет о возможном устройстве лунного города, интересно и логично. Но стоит ему завести речь о каких-то вещах, лежащих в стороне от сферы его компетенции, — от экономики до психологии, как текст тут же начинает напоминать робкие шаги котёнка по страшному миру соседней комнаты.

Разумеется, сюжет в итоге увлекает, как увлекают все сюжеты такого типа, он простой и во второй половине повести достаточно динамичный. И, наверное, есть два способа читать «Артемиду»: первый, и не лучший при её недостатках, — как серьёзную научную фантастику.

Мысль о втором приходит позже, когда вдруг догадываешься, что Вейер, сознательно или нет, брал за образец.

Если «Марсианин» был оммажем «Робинзону Крузо» и «Таинственному острову», то «Артемида» — смесь «Пятисот миллионов бегумы», приключений в духе Луи Буссенара и историй про Арсена Люпена.

Это тот самый наивный авантюрный роман для старшего школьного возраста, где герой сражается с опасностями и толстосумами, а в конце целует девушку. Только герой в духе времени — смуглая героиня (слегка «Мэри Сью»), а её любовный интерес — «ботаник» и изобретатель многоразового презерватива.

Если читать «Артемиду» с таким фокусом, то былое раздражение сменится умилением. И уже странно будет ругать повесть за наивность, инфантильность и беззубость.

«Артемида» — лёгкий юношеский роман о приключениях на Луне, ценный хорошо проработанным антуражем и достойно сработанной аферой. А каким будет третий роман Вейера, ещё посмотрим.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2018 г.

Дебютный научно-фантастический роман «Марсианин» принес Энди Вейеру широкую известность, а удачная экранизация упрочила мировой успех. Поэтому новость, что права на съемки фильма по новой книге Вейера были куплены еще до ее публикации, оказалась вполне предсказуемой. Какая же киностудия откажется от потенциального блокбастера?!

Никакого Марса, никакой напряженной робинзонады в миллионах километрах от цивилизации. Впрочем, действие разворачивается лишь немногим ближе к Земле — на поверхности Луны, под куполами Артемиды, первого и единственного на этот момент инопланетного города, а также в его окрестностях. Главная героиня, Джазмин Башара, работает самым обычным курьером и мечтает получить лицензию Гильдии Работников безвоздушного пространства, чтобы невозбранно выходить наружу и прилично зарабатывать проведением экскурсий. Впрочем, есть у нее и другой источник доходов, правда, крайне плохо сочетающийся с законом. Джаз заправляет каналом доставки и распространения контрабандных товаров по Артемиде. Но когда местный богач Тронд внезапно предлагает невероятно щедрую сделку — на целый миллион артемидийских жетонов — импульсивная Джаз не в силах устоять перед соблазном.

Если вы критиковали «Марсианин» Вейера за отсутствие упоминаний о Роскосмосе и негативные эпитеты в адрес советской космонавтики, то здесь можете расслабиться, потому что абсолютным фаворитом становится... Кенийская Космическая Компания. В условиях, когда все западные страны ввели строжайшие экологические требования к ракетостроению, именно экваториальная страна без собственных институтов смогла привлечь максимальными налоговыми льготами и выгодным географическим расположением десятки крупных корпораций, которые профинансировали мегапроект по созданию мощной индустрии и полноценного лунного поселения. Но со временем бурное развитие Артемиды сходит на нет, ведь содержание куполов обходится дорого. Поэтому когда появляется шанс наполнить бюджет Артемиды, Главный Администратор Фиделис Нгуги пойдет на любые ухищрения и подлости. А Джаз окажется в эпицентре риска среди корпоративных интриг, гангстерских разборок и рискованных диверсий.

Стоит понимать, что «Артемида» — это не максимально точный и выверенный футурологический прогноз с полным пакетом научных обоснований. Вейер откровенно развлекается, предлагая читателям один из маловероятных вариантов развития событий и утрируя современные западные тенденции. Однако кажущееся легкомыслие не помешало ему заложить вполне адекватную экономическую модель, пусть и схематичную. И разумеется, Вейер до предела насытил повествование инженерно-техническими деталями и ребусами, на которых основаны ключевые повороты сюжета. Книга-мечта для фанатов гаечных ключей, сварочных аппаратов и химиков-практиков.

Веселый настрой Вейера нашел свое отражение и в характере героев, и в стиле романа, который наполнен добродушной иронией, раскованным стебом и юмором. Автор так или иначе прошелся по всем — мусульманам и евреям, геям и «ботаникам». Но получилось у него это действительно задорно и беззлобно: «Тащи шесть пинт – три для гея, три для гоя», — показательный тому пример. Отчасти благодаря этому роман стал молодежным, а не подростковым. А отчасти потому, что Джаз двадцать шесть, и она уже успела разочароваться в первой влюбленности, потерять второго парня, пережить острый период подросткового бунта и взять на себя ответственность за последствия. Однако рано или поздно ей придется все же найти общий язык с родным отцом, найти свое место в социуме, научившись играть по ненавистным чужим правилам — бюрократичным, макиавеллистичным и лицемерным, чтобы защитить себя и друзей.

Итог: молодежно-приключенческая фантастика с элементами инженерных задач.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 марта 2018 г.

Второй блин комом

***

Энди Вейер ярко дебютировал в литературной среде с романом «Марсианин» — отличные оценки, хороший тираж, яркая экранизация. От второй книги этого автора волей-неволей ожидалось нечто толковое. Тем более Вейр избрал схожую тематику (близкое будущее, действие вне Земли, но очень рядом, популярная форма научной фантастики – легкая, но не безосновательная). Кто-то, может, и возразит, что неоправданные ожидания – дело самих читателей, но, Энди сам навеял эти ожидания тематикой. Как оказалось, ступить в одну и ту же воду автору не удалось.

«Артемида» — роман о городе на Луне. Главная героиня – Джаз – курьер и контрабандист. Она своенравна и легка на слова. Там, где можно нарушить закон (и не поплатиться) – она его нарушает. Вот только данное слово держит, поскольку честь ей не чужда. У неё есть цель (размытая и наивная) – скопить определенную сумму (на что – непонятно). Однако для этого ей придется работать до старости. И когда ей подворачивается отличный гешефт, она хватает удачу за хвост и держит её в кулаке. В подобную авантюру она пускается не от хорошей жизни. Вот, собственно, и вся завязка для «Артемиды». Сюжет же в целом напоминает приключение бравого Хана Соло. Простите, Джазмин Башара. Какие-то отрезки очень интересные, какие-то напоминают пресловутый PRG-квест. Особенно хорошая финальная четверть книги, где много действия и мало рассуждения.

Язык у Энди Вейера остался тем же, как и стилистика повествования. Один герой, одна линия сюжета. В «Марсианине» это был дневник, здесь – рассказ от первого лица. В «Марсианине» главный герой постоянно иронизировал и «заигрывал» с читателем, здесь же Джаз делает то же самое. В предыдущей книге Вейр нередко прибегал к абзацам из серии «научная фантастика», объясняя то или иное явление, здесь та же история. Правда, в «Марсианине» это было более основательно и интересно. В «Артемиде» как-то слишком по-менторски. «Марсианин» был подчинен единой цели (выжить вопреки всему), «Артемида» — авантюрно-плутовской роман.

О минусах. Роман получился без лишней драмы. Хэппи-энд, к главному герою не привыкаешь. Хватает воды, зато не хватает действия (местами). Книга слишком похожа на «Марсианина», но похожа кусками, это эрзац, а не повторение. Я так и не понял – хотел ли Вейер повторит успеть первой книги или, напротив, хотел абстрагироваться от неё. Мне кажется, у него одновременно не получилось ни то, ни другое.

Заключение: не лучшая книга у Энди Вейера. Как отмечалось ниже, налицо «синдром второго романа». Это действительно так. Одно хорошо – произведение короткое, читается легко и быстро. Так же быстро забудется. А карты-съемы очень понравились. Стильно и полезно.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2018 г.

Скептический от множества отрицательных и издевательских отзывов, я оказался приятно разочарованным. Вторая книга Энди Уэйра производит вполне хорошее впечатление — и сюжетом, и сеттингом, и производственными задачами.

Пока читал, все ждал, когда пойдет анонсируемое многими сходство с «Марсианином», но так и не дождался — абсолютно самостоятельная работа. Другое дело, что на середине роман превращается в стандартный политико-шпионский триллер, в меру интересный, но не шибко оригинальный, и разница между земными и лунными декорациями в некоторых моментах стирается. Однако неожиданные события в напряженной концовке многие минусы компенсируют.

Мне очень понравилось, что автор старается объяснять, как работает та или иная используемая в книге технология с поправкой на местные условия, а не просто «Я надел лунный скафандр, сел в лунный луноход и покатил по своим лунным делам». Уэйр уже доказал в «Марсианине», что умеет писать производственную научную фантастику и спасибо ему за это — жанр прямо скажем не очень распространенный.

Позабавила переписка между героиней в пубертатном возрасте и ее кенийским другом: прием не новый, но удачно раскрывающий, как Джазз Башара дошла до жизни такой и как ее «потенциал» ушел в свисток, а временная работа курьером стала постоянной.

В целом заметно, что автор не профессиональный писатель (пока) — «синдром второй книги» налицо. Однако это не делает «Артемиду» плохой — просто планку Уэйр задрал очень уж высоко, и в итоге ему пришлось бороться с самим собой. Это хорошая фантастика, и есть шанс, что автор учтет все ее недостатки и сохранит все достоинства.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 марта 2018 г.

Фантастическая история из жизни лунных контрабандистов. Профиль сюжета — экономика добычи полезных ископаемых на лунной поверхности и соответственно — конфликт интересов заинтересованных в этом бизнесе сторон, одной из которых (привет «Новой Луне» Макдональда) является бразильская мафия.

История ведётся от первого лица — гражданки двадцати семи лет родом из Саудовской Аравии, при этом весьма вольных нравов, не комсомолки, практически не спортсменки, но зато красавицы и умницы, весьма авантюристического склада характера.

Уровень научности автор традиционно попытался выдержать — хотя все эти трансмутации благородных и не очень газов, а также металлов вдобавок к камням лунной породы могут изрядно подутомить современного читателя, у меня же вызвали серьезные сомнения. Политические тряски-дрязги, особенно со стороны пресловутых бразильских преступных синдикатов абсолютно четко создали ощущение «НЕ ВЕРЮ«!

Несмотря на живой сюжет и обилие событий, финал никак не может быть признан адекватным для взрослого произведения. Но и подростковой книга тоже не является из-за откровенной пропаганды порока и благожелательного отношения к однополым связям.

В общем, нельзя сказать, что роман плохой, но и рекомендовать его тоже не могу.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2018 г.

В общем-то, неплохая фантастика. Чем-то напоминает «производственные» романы Артура Хейли.

Из плюсов — хорошая техническая проработка деталей и весьма симпатичная ГГ.

Из минусов — очень уж явная предсказуемость

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хэппи-энда

и несколько картонная прорисовка других персонажей.

Как развлекательное чтиво — пойдёт. Но не более того.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2018 г.

Я не читал «Марсианина» Энди Вейера — момент был безвозвратно упущен и после просмотра фильма всякий интерес к книге пропал. Поэтому я и вцепился в «Артемиду» сразу же, как только она вышла. Вообще, до просмотра «Марсианина» я очень скептически относился к фантастике в сеттинге очень недалёкого будущего. Да и фантастика сама по себе, в отличие от фэнтези, далека от моих литературных аппетитов. Но несмотря на это, книгу я прочитал на одном дыхании. Вейеру удалось выстроить на удивление жизнеспособный мир, а постоянные физические, химические и экономические отступления делают книгу ещё более реалистичной. Вместе с тем объяснения, даже если они написаны научными терминами в которых ничего не понятно органично вписываются в повествование и несколько не обременяют: их не хочется пропускать, как и напротив — лезть в энциклопедиею в попытке разобраться в химозной абракадабре. Главная героиня — Джаз Башара — настолько живая, что её энергия выплёскивается на читателя прямо со страниц книги. Да и принадлежность к арабской национальности несколько необычна для фантастических книг, что тоже не может не радовать. В целом «Артемида» — отличная книга, которая читается легко и приятно.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2018 г.

А, вот мне почему-то понравился роман, причем сам удивлен. Вроде бы не чего такого в нем нет, обычная НФ, но зацепила. Легко прочиталась книга, плюс переводчик не сплоховал.

Приключения Джаз автором преподнесены читателю, простым языком, что отделяет книгу от других похожих в этом жанре. А вот многоразовый кондом, просто убил наповал. Думаю над этой главой автор работал на «веселе» или под чем-то. Но с экономической точки зрения все расписано правильно :). Еще не пойму, очень многие писатели стараются в в свои произведения втеснить гомосятину, зачем? Или они думают, что «заднеприводные» читая про себя в книге (здесь читаем положительные и хорошие ребята), поднимут рейтинг книги выше? Как бы там ни было, прочитал роман с удовольствием. Автору за сие произведение 7-ка!

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2018 г.

Читая, я все думал, ну когда же начнется что-то интересное? Обилие технических описаний несуществующих технологий и скучная история бытовой жизни очередной непризнанной героини-бунтарки против всего вокруг — вот о чем эта книга. Если в Марсианине все эти инженерные «плюшки» выглядели по крайней мере реалистично и как-то поучительно, тот тут — это будто читать инструкцию к трактору с картинками. И скучно и не нужно.

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 января 2018 г.

Такая Луна нам не нужна.

Артемида -это вообще не настоящая книга, это расширенный киносценарий для нового голливудского блокбастера, где супергероиня-мэрисью с задержкой умственного развития лет на 15 спасает мир (в данном случае лунный, но все равно мир). Мир такой мультикультурный и политекорректный -здесь тебе и женщины-негритянки у руля, и гомосеки в положительных ролях 2 плана. И много взрывов, бестолковой движухи, тупых и плоских шуток.

Все так, как и должно быть в современнои кино. Стильно, модно, молодежно!

И ладно, если бы писал некий Джон Смит. От автора Марсианина ( 1 из лучших книг в современной фантастике на мой взгляд) я такой халтуры не ожидала. Техническая грамотность, внимательность к реализации идеи и деталям, сделавшие успех Марсианину -здесь вроде бы и есть, но не проработаны в той же мере, да и смотрятся неуместно,как вклееная посреди экшна инструкция по эксплуатации сварочногоаппарата. И если каждый шаг Марка Уотни на Марсе — продуман и просчитан, потому и ведет к успеху и выживанию, действия «принцессы Жасмин» на Луне зачастую бестолковы и самоубийственны, но засранке везет «по законам жанра». Жаль,что написав 1 хорошую книгу, на 2 Вейер почти скатился на уровень трэшовых сценариев.

Прочитала во время ночного дежурства, когда делать было все равно нечего. Только поэтому не так жалко затраченного на эту фигню времени.

Оценка -2 из 10.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2018 г.

Книга — современная «Марсианка Подкейн» и «Имею скафандр — готов к путешествиям» Такой-же несколько инфантильный главный герой и антураж приключенческой НФ. Из недостатков — лично для меня — совершенно непонятно зачем вообще нужен этот город на Луне? Там есть завод по производству алюминия, но производят они его для собственных нужд, и после прекращения активного строительства это завод балансирует на грани рентабельности, производство стекла — побочный продукт как и производство кислорода. Что они там все делают? Зачем? Не понятно.

Оценка: 6
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2018 г.

И снова Луна. К слову, меня это радует. Когда пишем о далеких звездах, да, захватывающе, да, восхитительно, но все же понимаешь- ни тебе, ни твоим детям и даже внукам до этих интересных времен не дожить. А Луна, она вот, видна в окне, и мы там уже были. А значит все не так плохо: полетели тогда, и снова сможем . Это почти сейчас: не слишком отличное от нашего времени в своих мечтах и пороках.

С одной стороны, это очень хорошо: все понятно и узнаваемо до раздражающего тормозящего интернета включительно. С другой, узнаваемо до такой степени, что становится неуютно от такого близкого будущего – неужели не одумаемся и все это продолжится?

В свое время «Марсианин» мне понравился героем и уважительным отношением к науке. Человек достигал чего-то благодаря знаниям и умениям, а также уму, сообразительности, мужеству, самодисциплине, критическому взгляду на мир и самоиронии. Это был рассказ о времени Первых и об одном из них, о благородном самопожертвовании и объединяющей идее, о торжестве разума и воли. Но именно это стало в глазах многих читателей главным недостатком романа: мало событий и эмоций, и слишком много фактов, описаний и рассуждений. Ну и герой был слишком уж положительный, все то у него строго по уставу и по законам физики и химии. А где муки совести, тяжелое детство, комплексы, несчастная любовь? Где мятежный, революционный дух, обличающий пороки мира?

Такие читатели должны быть полностью удовлетворены «Артемидой»: главная героиня полная противоположность Марку Уотни(да,да- модное «женщины спасут мир», ну, или хотя бы его малую часть). Это не занудный технарь, тщательно прорабатывающий и просчитывающий каждую даже малую деталь, держащий свои эмоции в узде и контролирующий каждый шаг. Это эмоции и действие. Ну, вы поняли: думай сердцем, а не головой.

Боже мой, сколько поколений читателей и зрителей пытались следовать в жизни этому совету и обнаруживали, что он имеет некоторые, чаще непредсказуемые и негативные, последствия? Если бы все они решили письменно поделиться опытом применения «думанья сердцем», то это был бы самый длинный, разнообразный и жуткий триллер на свете.

Вот и наша героиня активно претворяет данный принцип в жизнь, ввязываясь в абсолютно идиотские авантюры, в которых замешаны и политика, и мафия, и семейные проблемы. Это вам не положительный во всех отношениях Марк Уотни, это скорее больной максимализмом подросток, который вечно обижен на весь мир, все знает сам и действует, исключительно исходя из минутного эмоционального порыва. И потом удивленно взирает на неожиданные последствия, которые, как понимаете, были вполне предсказуемы, стоило только минут пять пораскинуть мозгами.

Только вот «подростку» этому уже лет этак 25-ть. И это первое пугающее «настоящее». Я вот недавно прочитала во вполне серьезной статье о 30-летних подростках. Что поделаешь, примета времени- глобальная инфантилизация общества. И меня сильно пугают такие герои, которые тащат во взрослую жизнь свои неизменные подростковые представления, подчерпнутые из не очень качественных книг и фильмов, о том, что такое окружающий мир и как надо решать его проблемы. Мне, знаете ли, сильно неуютно в таком мире нарушенного баланса разума и чувств, головы и сердца. В таком мире моя голова постоянно кричит, что пора бы делать ноги. И подальше.

Второе неприятное «настоящее». Книга написана с явной оглядкой на последние мировые политические и социальные тенденции. На этой новой Луне просто рай-райский. Представители разных рас живут бок о бок в мире и согласии, мусульмане религиозно терпимы, граждане сексуально раскрепощены, семейные отношения разнообразны, хакеры, контрабандисты и бармены патриотичны и всегда готовы к маленьким подвигам во имя справедливости. И никаких захвативших космос белых колонизаторов и всяких там служителей закона, мучающих окружающих уставами и инструкциями. Кому это вообще надо, если можно быстро и по справедливости?

Хотя, странно: в этом городе будущего правят бал вполне себе средневековые профессиональные гильдии, процветает коррупция, проституция, и царит такое классовое расслоение, что куда там нам до него. Хотя если уж свобода, то свобода во всем, чего уж там мелочиться, кто мы такие, чтобы контролировать личную инициативу, свободу предпринимательства и самовыражения?

Безусловно, такой «современный» во всех отношениях роман вскоре перекочует на экраны. С очень эффектными гонками на луноходах, прыжками в скафандрах, драками, наивными поступками, простенькими загадками и прямолинейными подростковыми решениями. На фоне сияющей в черных небесах голубой Земли. Все будет ярко, красиво, увлекательно и с понятными любому подростку(не забываем-теперь это уже не время жизни, а образ жизни и мировоззрение) героями, с голливудским счастливым финалом с признанием заслуг «хороших» и наказанием «плохих». Кому нужен Марк со своей картошкой и скучной наукой, когда все решается так просто и занимательно?

Иногда казалось, что «Артемиду» написал совершенно другой автор, настолько разняться герои и то, чем они живут. И я не могу поверить, что это сделано только в угоду читателям- подросшим, но не расставшимся с детством, поклонникам всяческих Игр. Куда подевались легкая ирония и грусть о героических и умных временах? И так хотелось бы надеяться, что все не скатится к бесконечному заигрыванию с аудиторией скучающих подростков и следованию всем современным тенденциям говорить и писать «как надо», а не «как есть».(Тут то как раз все сразу начинают думать головой, а не сердцем, не так ли?)

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх