FantLab ru

Алексей Константинович Толстой «Князь Серебряный»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Голосов:
508
Моя оценка:
-

подробнее

Князь Серебряный

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 72
Аннотация:

Князь Никита Романович Оболенский-Серебряный возвращается в Москву после пятилетнего отсутствия. Возвращается и не может узнать родную землю, отданную на растерзание опричникам.

Входит в:

— антологию «Средние века», 1994 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 309

Активный словарный запас: низкий (2637 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Царь Иван Грозный» 1991, Россия, реж: Геннадий Васильев

«Гроза над Русью» 1992, Украина, реж: Алексей Салтыков



Похожие произведения:

 

 


Князь Серебряный
1899 г.
А. К. Толстой. Полное собрание сочинений в трех томах. В одной книге
1914 г.
Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного
1916 г.
Князь Серебряный
1957 г.
Князь Серебряный
1958 г.
Князь Серебряный
1958 г.
Князь Серебряный
1959 г.
Князь Серебряный
1960 г.
Князь Серебряный
1961 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 3
1964 г.
Князь Серебряный
1966 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1969 г.
Избранные произведения
1970 г.
Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного
1977 г.
Князь Серебряный
1979 г.
Князь Серебряный
1979 г.
Избранные произведения
1980 г.
Князь Серебряный
1980 г.
Князь Серебряный
1980 г.
Князь Серебряный
1980 г.
Князь Серебряный
1980 г.
Князь Серебряный: Повесть времен Иоанна Грозного
1980 г.
Собрание сочинений в 4-х томах. Том 2. Художественная проза
1980 г.
Князь Серебряный
1981 г.
Князь Серебряный
1982 г.
Князь Серебряный
1983 г.
Князь Серебряный. Царь Фёдор Иоаннович
1983 г.
Князь Серебряный
1984 г.
Московское государство. Век XVI
1986 г.
Князь Серебряный
1986 г.
Князь Серебряный
1986 г.
Князь Серебряный
1986 г.
Князь Серебряный
1986 г.
Князь Серебряный. Стихотворения
1986 г.
Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного
1987 г.
Избранные произведения
1988 г.
Князь Серебряный
1992 г.
Князь Серебряный
1992 г.
Князь Серебряный
1993 г.
Князь Серебряный
1994 г.
Наш девятнадцатый век. Том 2
1995 г.
Средние века
1995 г.
Князь Серебряный. Хроника царствования Карла IX
1995 г.
Князь Серебряный. Дон Жуан. Посадник. Баллады, былины, притчи. Стихотворения
1997 г.
Избранные сочинения в двух томах. Том 1
1998 г.
Стихотворения. Поэмы. Князь Серебряный. Сочинения Козьмы Пруткова
1999 г.
Князь Серебряный
2000 г.
Алексей Константинович Толстой. Собрание сочинений в 5 томах. Том II. Переводы. Князь Серебряный. Дневник
2001 г.
Князь Серебряный
2001 г.
Князь Серебряный
2001 г.
Князь Серебряный
2005 г.
Князь Серебряный
2006 г.
Семья вурдалака
2006 г.
Князь Серебряный
2007 г.
Князь Серебряный
2007 г.
Князь Серебряный
2007 г.
Князь Серебряный
2007 г.
Князь Серебряный. Семья вурдалака. Упырь
2007 г.
Средь шумного бала
2007 г.
Князь Серебряный
2008 г.
Князь Серебряный
2008 г.
Князь Серебряный. Царь Федор Иоаннович. Стихотворения
2008 г.
Избранное
2009 г.
Князь Серебряный
2010 г.
Князь Серебряный
2010 г.
Князь Серебряный
2011 г.
Князь Серебряный
2012 г.
Князь Серебряный
2012 г.
Князь Серебряный
2012 г.
Князь Серебряный
2012 г.
Князь Серебряный. Повести и рассказы
2012 г.
Князь Серебряный
2014 г.
Князь Серебряный
2014 г.
Князь Серебряный
2014 г.
Князь Серебряный
2016 г.
Князь Серебряный
2017 г.
Князь Серебряный
2018 г.

Аудиокниги:

Князь Серебряный
2004 г.
Князь Серебряный
2006 г.
Князь Серебряный
2007 г.
Любимые поэты
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2016 г.

Один из прекраснейших русских классических романов, но историческим его сейчас назвать как-то язы не поворачивается. Слишком много мы сейчас знаем, благодаря историкам 20 века, об эпохе грозного царя и слишком много вольностей как с точки зрения хронологии, так и подачи характеров исторических лиц позволил себе Толстой. Скорее это стилизация под средневековую Русь. Роман написан в несколько слоев с использованием всех возможных жанров устного народного творчества. Тут есть и песни, и сказки, пословицы, поговорки, присловья. Язык и автора и персонажей очень яркий, им наслаждаешься при чтении. Надо только к нему привыкнуть, вчитываться вдумчиво, а не скакать галопом по диагонали страниц.

Сразу по прочтении романа я прочитал и последнюю биографию А.К. Толстого в серии ЖЗЛ. Очень уж хотелось узнать подробнее, что же за человек изваял эту чудесную фреску в духе Средневековья. И оказалось ,что роман этот как ни странно очень автобиографичен. Всю свою жизнь с младых ногтей Толстой вращался в самом высшем обществе и входил в верховные эшелоны власти. Личный друг императора-освободителя он как никто знал, как делается политика в России и кто ее делает. Поэтому основной вопрос, поставленный в этом романе, многие годы напрямую волновал и даже мучил самого автора.

А вопрос такой такой. Как честно жить и честно служить в жестком репрессивном государстве, которое очень редко помогает истинным патриотам исполнять свой долг, а чаще привичает к себе подлецов и подонков всех мастей ради сиюминутных политических потребностей? Что делать честному человеку в толпе бесчестных, как помочь победить правде и справедливости?

Вопрос этот в основном разрешается в спорах князя Серебрянного с Борисом Годуновым, а также в прямых столкновениях с Иваном Грозным самого князя и его близкого друга боярина Дружины Морозова. Борис Годунов предпочитает выждать нужного времени, «оттепели» и тогда действовать соответственно со своей совестью. Князь же и Морозов предпочитают действовать немедленно и открыто и за это их ждет соответственная «награда» от царя. А кто из них прав, Толстой оставляет решать читателю.

Кстати, о Годунове. Для меня решение его образа в романе было неожиданным и приятным. Вследствие пропаганды дома Романовых этого замечательного деятеля почти четыреста лет мазали одною черной краской. Одно перечисление преступлений ему приписываемых, занимает две страницы убористым шрифтом. Лишь недавно мэйнстрим исторической науки взял курс на реабилитацию этого выдающигося государственного деятеля. В романе же Толстого он показан в самом начале своей деятельности, но уже изображен как умный и дальновидный политик, стратег и ловкий тактик. Да, Толстой не снимает с него обвинения с убийства царевича Димитрия, но старается оправдать его обстоятельствами времени и повадками тогдашнего общества.

В общем, вслед за Тургеневым, я бы рекомендовал этот роман к прочтению всем русским людям, патриотам своей страны и ценителям родной культуры. Русским прежде всего по духу, а не по гражданству и анализам ДНК.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2017 г.

Этот роман Алексея Константиновича напоминает палехскую миниатюру: четкие контуры и яркие краски. Затейливая стилизация под былинный язык украшена характерными эпическими преувеличениями.

»- Стой, Малюта! — повторил Серебряный и, нагнав Скуратова, ударил его в щеку рукою могучею.

Силен был удар Никиты Романовича. Раздалася пощечина, словно выстрел пищальный; загудел сыр-бор, посыпались листья; бросились звери со всех ног в чащу; вылетели из дупел пучеглазые совы; а мужики, далеко оттоле дравшие лыки, посмотрели друг на друга и сказали, дивясь:

— Слышь, как треснуло! Уж не старый ли дуб надломился над Поганою Лужей?»

Перед нами предстает боярская Русь, какой она сама хотела себя видеть: неколебимая верность царю, незапятнанная честь. Парадокс русского придворного обихода: боярин вроде старого Дружины Андреевича может сколько угодно называть себя «государевым холопом» и падать ниц, но ни за что не позволит царю посадить его за столом на недостаточно почетное место.

Князь Серебряный и Елена — воплощение того самого идеала, который то ли вычитывает в русской истории, то ли создает в собственных мечтах граф Толстой. Князь, хоть и в горлатной шапке, — вылитый европейский рыцарь, вздыхающий о прекрасной даме и готовый на смерть во имя чести и государя, а слово свое держит не хуже какого-нибудь Атилия Регула. Боярыня под стать возлюбленному — милая и несколько бесцветная фигурка, произносящая положенные прекрасной даме слова, желанный приз в столкновениях героя и антигероя. В роли последнего — боярин-опричник Афанасий Вяземский, необузданный и, как водится, более яркий, нежели положительные персонажи. Недурно вышел холодный макиавеллист Годунов, не вполне однозначен страшный Малюта, у которого палаческое рвение сочетается с нежной любовью к сыну. Но самый выразительный герой здесь — конечно же, сам грозный царь, со всеми противоречиями своей сильной, сложной натуры.

Несмотря на этнографически точное описание русского быта XVI века, роман Толстого уходит корнями столько же в западную, сколько и в русскую традицию. Если русская литература вышла из гоголевской «Шинели», то русская историческая проза — определенно из «Айвенго». Вот и здесь, не в укор Алексею Константиновичу, расстановка персонажей сильно отдает Вальтером Скоттом. Дружина Андреевич выступает в роли Седрика Сакса, Афанасий Вяземский — Буагильбера, опричники — норманнских баронов-разбойников. И даже флегматичный увалень Митька как-то напоминает Черного Лентяя на турнире. В переплавку в творческой лаборатории графа Толстого пошли многие сюжетные ситуации «Айвенго»: аристократ, предводительствующий разбойниками (король Ричард / князь Серебряный); разбойники штурмуют горящую крепость (замок Фрон-де-Бефа / Александрову слободу); перед штурмом в крепость приходят переодетыми положительные персонажи (шут Вамба в одежде священника / разбойники Перстень и Коршун в одежде слепых сказителей); судебный поединок, на который боец является в последний момент, и т.д. К чести русского автора, эпизоды не повторяются механически, они стали неотъемлемой частью совершенно нового сюжета. Да и пишут два писателя о разном: шотландец о национальном угнетении, русский о кошмаре деспотической власти.

Еще один источник своего вдохновения А.К. Толстой раскрывает в эпиграфе — это Тацит, в своих Анналах создавший архетипичный текст о тирании. Вот, например, Иван Грозный отравляет опального боярина прямо на пиру и при этом уверяет гостей, что бедняга просто перепил, — явная отсылка к убийству Британника Нероном.

Итог получается необычным — историю Ивана Грозного прочитали через западную историческую традицию, а потом изложили языком русских летописей и былин. Конструкция выходит причудливая, но красивая.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2009 г.

Пожалуй, одна из главных книг в моей жизни. Классика... но какая!!! В том возрасте естественно читалось из-за любовной линии, а прочитав поняла что лучше исторических романов такого типа ничего нет.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2018 г.

В плане соотношения названия к содержанию, весьма напоминает «Айвенго». ГГ вечно то сидит в тюрьме, то ещё в какой-нибудь опале, и локомотивами действия является почти всегда кто-то другой, но не он. :-) Но это так, для смеха. А вообще, книга серьёзная. Книга не о герое, а об эпохе.

Язык, конечно, искусственно стилизованный, но в самом духе произведения столько истинной былинной сказочности, которую невозможно подделать, что создаётся полное впечатление, что книга писана не во второй половине 19 века, а как минимум в допетровской Руси.

Герои, все, что ни на есть, богатыри, благородные, даже если душегоубы, опричники, все, что ни на есть подлецы, свою подлость прекрасно осознающие.

Но это и не плохо и не хорошо. Это требование жанра. Ведь если попытаться охарактеризовать книгу одним словом, это слово будет «славянофильство». А уваровская триада «за веру, царя и отечество» могла бы быть, как ныне модно говорить, слоганом. Всякое дело делается только перекрестясь, плюс вера в царя-батюшку, даже если он не праведен, плюс добрая сеча с внешним врагом рука об руку со своим «домашним» недругом, в которой забываются все внутренние разногласия.

И проникнувшись духом того времени, уже даже вроде и не раздражает высокомерие боярина по отношению к тем, кто ниже него. Нельзя требовать, что бы герои тогдашних времён обладали благодетелями времён сегодняшних.

И эта исконность, изначальность подкупает, даже если с исторической точки зрения трактовку некоторых фактов, событий и личностей можно и оспорить.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2017 г.

Прекрасный исторический роман об одном из самых трагичных эпизодов российской истории — правлении Ивана Грозного времён опричнины. Конечно даты событий, о чем честно предупреждает автор, смещены для плотности сюжета, но основная идея — жизнь и бытие и нравственный выбор гражданина в эпоху тирании изложены очень четко. Вообще, роман читается как поэма, и не только из-за вплетенных в ткань сюжета народных баллад того времени, лёгкость восприятия почти идеальная, при этом лирики относительно немного, только в небольшой части завершающих глав.

Уже в советское время в 1963 году провели вскрытие могил Ивана Грозного и его близких родственников, выяснилось, что и он сам и его старший сын весьма вероятно были отравлены ртутью, а средний сын Федор — мышьяком, с учётом того, что и первая супруга царя Ивана Анастасия, и мать царя Елена Глинская также были отравлены, понятно, что причины для антибоярского террора, как политического, так и физиологического характера носили для Грозного вполне объективный характер. Другой вопрос, что результат был такой же как всегда, а простым людям за политическую борьбу в верхах пришлось заплатить тысячекратную цену.

Как вывод — неустаревающая классика и отличный исторический роман. Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2009 г.

Прочтение этого романа в 9ом классе обеспечило мне пятерку по истории в дальнейшем у учительницы, по видимому поклонницы этого же романа :)

Читался на одном дыхании, но перечитывать не тянет.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2012 г.

Отвратительное косноязычие и перевранные исторические факты. Может быть, наши предки некогда и разговаривали так, как автор написал этот роман, но язык не стоит на месте, а развивается, поэтому современному читателю читать эти непонятные нарочитые хитросплетения устарешвего языка я лично считаю нецелесообразным. Выставлять Ивана Грозного упырем и кровопийцей — преступление перед историей Отечества.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх