fantlab ru

Кэтрин Уэбб «Совершенство»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Оценок:
53
Моя оценка:
-

подробнее

Совершенство

The Sudden Appearance of Hope

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Мое имя — Хоуп Арден. Хотя вы вряд ли меня помните, даже если мы встречались уже тысячу раз.

Все началось, когда мне исполнилось шестнадцать. Папа стал забывать подвезти меня в школу, мама — позвать к ужину, а для лучшей подруги я превратилась в незнакомку.

Не важно, что я говорю, что делаю, какие преступления совершаю, — вы все равно меня не вспомните.

И теперь пришло время рассказать мою историю.

Кем ты ни был, читатель, — вот мои слова. Моя правда.

Слушай. И помни меня.

Награды и премии:


лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2017 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Премия журнала "Starburst" / Starburst Award, 2018 // Дивные новые слова

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
С. Алукард (1)

Совершенство
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь становится все менее совершенной. Пара работ, аспирантура, семейные сложности, которые в союзе с остальными гнетущими сторонами существования пожирают свободное время — все это моя данность. Поэтому в редкие моменты свободного времени, когда не надо уделять внимания пропорционально возросшей по отношению к художественной теоретической литературы, хочется почитать добротную, интересную, необычную и глубокую историю. Желательно фантастического содержания. Но в последнее время моя случайная выборка становится все менее и менее совершенной. И в этой неумелой игре слов уже можно понять, что «Совершенство» мне не понравилось.

Почему? Во многом относительно «15 жизней Гарри Огуста». Точнее «Первых 15 жизней...». Эта книга для меня стала в один ряд с «Концом Вечности» Азимова и «Берегом Динозавров» Лаумера. В каком-то смысле, если вспоминать мой ряд отзывов в стиле «найди постмодернизм в классической фантастике» (спойлер: здоровый постмодернистский заряд найден в «Береге динозавров» и «Дом в ноябре» Кейта Лаумера, а также в романе Баррингтона Бейли «Дзен-пушка»). Во многом роман Уэбб/Нортон о путешествиях во времени стал снятием постмодернистской точки Лаумера из «Берега динозавров», нахождением новой сферы применения в жанровой отрасли хронофантастики. Сделанное Кэтрин по-настоящему сравнимо с технической революцией или, во всяком случае, по Марксу, с революцией стоимости. Настоящая и радикальная новация, углубление темы.

А что же «Совершенство»? Очень перегруженная лишними отрывками в стиле «посмотрите, какая моя героиня умная и самостоятельная», ненужными ремарками и обыкновенной графоманией работа. И очень не похожая на ту Уэбб, которую я знал по «15 жизням...». Вроде б и необычное фантастическое допущение (эффект/суперспособность/проклятие главной героини — забываться в памяти окружающих) не особо развито. По сути оно представлено в виде многообразных, но по сути однотипных ситуаций, где эта способность — универсальная «палочка-выручалочка». Одно из немногих необычных применений — встреча с человеком с похожим даром-проклятьем. Например, то, как они поддерживали свои отношения, действительно интересно. В остальном — банальности. Главный конфликт книги, идея с этим приложением и заговором вокруг него... тоже как-то не особо захватывающее.

Как мне кажется, слабость и вторичность «Совершенства» по сравнению с «15 жизнями...» прежде всего связаны с сущностью фантастического допущения. Если мы внимательнее взглянем на прошлый роман Уэбб, то там фантдоп был, выразимся по-марксистски, некоторой абстрактной клеточкой, из которой вырастал весь роман, вся его онтология, мир, мотивы и цели героев. Здесь же фантастическое допущение не играет такой всеобъемлющей роли. Не зря и сам роман носит название по имени зловещего приложения, но не связан, за исключением пары метафорических размышлизмов, со способностью главной героини. В «Совершенстве» эффект индивидуального забывания находится где-то на обочине и в потенциале мог быть заменен чем-то более приземленным. Например, хирургическими операциями и/или особыми воровскими/шпионскими навыками героини/героя. И тогда мы бы получили чистый реализм с детективной составляющей.

Так что Кэтрин хороша, когда ее фантастическое допущение перерастает в мегапроект, в целую вселенную. Здесь же мелкотемье, минимализм, который ей, как автору, в данном конкретном случае не удался. На мой скромный взгляд.

П.с. На счет названия романа мой «косяк». Не удосужился посмотреть оригинальное название книги )

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот Хоуп Арден. Она могла быть обычной девушкой, но у Хоуп есть странная особенность – ее забывают. Сначала родители, потом друзья, потом остальной мир. Каждый встречный, стоит ему отвлечься на несколько минут, уже не помнит, кто эта красивая девушка. Пытаясь выжить, Хоуп находит, наверное, единственный путь – становится профессиональной воровкой.

Вот «Совершенство». Великолепное приложение, захватывающее мир. Хочешь стать совершенным? Устанавливаешь «Совершенство», даешь возможность приложению следить за твоими действиями в интернете и следуешь его советам. Сел на нужную диету? Получил баллы. Бросил курить? Получил баллы. Чем больше баллов получаешь – тем больше награда от приложения. Не следуешь советам? Теряешь баллы, ведь невозможно стать совершенным без жертв.

Вот Рейна бин Бадр эль-Мустафи, которая покончила с собой в Дубае. Переживая депрессию, Рейна не могла понять, почему нельзя быть счастливой такой, какая ты есть. А приложение продолжало давить. Хоуп симпатизировала Рейне, и смерть последней послужила «спусковым крючком» для сюжета.

Сюжет здесь очень динамичный. События быстро сменяются, как и декорации. Хоуп постоянно путешествует – Дубаи, Токио, Нью-Йорк, Стамбул, Париж, Венеция… Время от времени основной сюжет перерывают флешбеки из детства Хоуп, начало ее преступной карьеры, последующие ограбления. Очень просто быть воровкой, если тебя могут запомнить только камеры, но даже после просмотра записей люди не зразу могут вспомнить что к чему. Книга написана и читается легко, а желание Хоуп заполнить пустующее место, где должен быть жизненный опыт, знаниями, разбавляет повествование значениями слов, интересными фактами о странах, цитатами известных людей.

Отлично роман справляется и с ассоциированием читателя с персонажем. Во время чтения я постоянно ловил себя на мыслях «Что бы я сделал в подобной ситуации?» и «Как бы я поступил, если бы люди меня забывали?»

Кстати с «забыванием» связаны очень интересные находки. Например, у героини нет возможности завязать доверительные отношения с жертвой, потому что такие отношения требуют времени. Поэтому Хоуп выкладывается на 200%, пытаясь все вложить в первое впечатление. Не получилось? Можно отойти минут на пять, и вернуться со второй попыткой. Или как поддерживать отношения с таким же «забываемым» человеком (да, Хоуп находит такого же мужчину)? В ход идут записки, фотографии, страницы дневника…

Самая лиричная часть, как по мне, отношения Хоуп и Луки Эварда. Лука – следователь Интерпола, который специализируется на Хоуп, ищет ее, а однажды даже задерживает. Хоуп, в свою очередь, пользуясь своей способностью, знакомится с Лукой, время от времени пересекается с ним в разных странах, влюбляется в него. Хоуп тянет к Луке, потому что это единственный человек, который ей интересуется, даже без возможности ее вспомнить.

Пару слов о «Совершенстве», как антагонисте романа. Приложение – очень яркий пример того, что даже самая благородная идея может быть извращена и поставлена на службу большим корпорациям. Становясь совершенным, теряя индивидуальность, остается человек человеком? Много ли человечности за красивой внешностью и пустыми разговорами? Примерно то же самое, но «на минималках», сейчас делает Инстаграм, с его идеальными инфлуенсерами, живущими идеальной жизнью.

«Совершенство», внезапно, оказался очень интересной социальной фантастикой, с нетривиальными «фишками», приятными героями и динамичной историей. Книга об индивидуальности и одиночестве, корпорациях и личностях, памяти и забывании.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман осилил с двух подходов.

Начал читать и забросил в прошлом году — видимо, не тот настрой был. Вернулся к книге спустя — в этот раз он пошёл куда успешнее.

Всё-таки К. Норт — автор одного романа. Уже третья прочитанная мною книга обыгрывает одни и те же концепции. Считаем на пальцах:

1) Необычные способности героини. Есть

2) Борьба с неким таинственным врагом. Есть

3) Противник, обладающий схожими силами. О! В этот раз не так)

4) Много.. (очень много!) путешествий по миру! Есть

5) И столь же много философии и размышлений на довольно серьезные темы. Есть!

Но при этом удивительно, что я не могу сказать, что книги слишком уж похожи. На фоне «Пятнадцати жизней…» книга, конечно, теряется, но всё же она более взрослая и проработанная нежели «Прикосновение».

В итоге, имеем качественный фантастический триллер.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

История о необычном посмертии, что открывает новые возможности и ещё большие опасности.

Это случилось очень давно. Но я помню своего убийцу — он напал на меня на одной из темных улиц Лондона. Теряя сознание, я упала и коснулась его… Так произошло мое первое «переключение». Я стояла и наблюдала за собственной смертью глазами своего убийцы. Теперь я могу выбирать себе любое тело, любую жизнь — на день или на целые годы. Я могу быть кем угодно. Так кто же я? Я — никто. Я — любовь. Я — это вы.

Роман повествует о девушке, которая на смертном одре обрела способность вселяться в любого человека, на любой промежуток времени, в то время, как истинный дух засыпает и ждёт своего часа — свободы или смерти. Книга начинается очень стремительно и заданный темп не ослабевает ни на минуту, так что прочтение требует внимательности. Ибо вереница перемещений, как территориально, так и в телах других людей, будет постоянной. В географическом плане роман очень насыщенный, ведь главная героиня постоянно путешествует, а детали антуража подаются в достаточном количестве, чтобы вообразить себе места, в которых она оказалась.

Сложно рассказать о сюжете, не раскрывая его детали, так что выделю особенности. Постепенно автор сообщает читателю, что таких «переселенцев» в мире достаточно много и они взаимодействуют между собой. Что говорить, если главная героиня некоторое время работала «агентом по недвижимости». А учитывая особые потребности «призраков», кто-то должен заниматься поиском «движимой недвижимости» — грубо говоря, подходящих тел, которые удовлетворяли бы предпочтения заказчиков. И здесь своего рода камнем преткновения встаёт этический вопрос — имеют ли право «призраки» походя присваивать себе чужие тела, чужие жизни? Ведь не все они соблюдают своего рода «кодекс чести», когда после внедрения человека благодарят за «прокат», оставляя внушительную сумму денег, образование в престижном вузе, или здоровое тело после тяжелой болезни. Это необычное посмертие, граничащее с бессмертием, что может привести к сумасшествию. Некоторые из «призраков» даже возомнили себя богами, выбирая при этом псевдонимы из древнегреческого пантеона. Но, на деле они такие же люди, только с большим запасом опыта и возможностей. А чем больше возможности, тем сильнее чувство собственного превосходства и предполагаемые последствия.

Структура подачи текста, помимо основной сюжетной линии, разбавляется частыми и лаконичными флешбэками, что нынче достаточно часто встречается в современной литературе. Это спасает сюжет от линейности и помогает читателю не заскучать на моментах, когда персонажи движутся из точки А в точку Б. Именно из этих флешбэков мы узнаем о мироустройстве «призраков», как они взаимодействовали между собой и сколько личин успела примерить на себя главная героиня, истинное имя которой так и не было раскрыто. Она успела побывать убийцей, преследователем, арабским султаном, разбалованной дочерью российского генерала, хакером... Как видите, вереница «инкарнаций» обширная. В этом заключается ещё одна особенность восприятия призраками самих себя, ибо гендерное разделение в какой-то степени нивелируется внедрениями как в мужчин, так и в женщин. После заполучения власти над телом они отождествляют себя с настоящим человеком, в которого внедрились, ибо здесь стоит соблюдать осторожность.

Клэр Норт создала и развила интересную концепцию, затрагивающую вопросы морали и рассуждения на тему «Что есть человек и в чем заключается его самость?». Но, основной акцент сделан на динамике, в историю вплетены элементы фантастики, мистики и триллера. Видно, что автору есть что сказать, и она обладает достаточно широким лексиконом, чтобы облечь свои мысли в правильные слова. А приятному чтению поспособствовал действительно хороший перевод на русский язык. К минусам можно отнести ослабевающую к концу книги динамику, потому что финальное путешествие слишком затянулось. Но, концовка порадовала, она не промежуточная, то есть сюжетная арка логически завершилась, и в чём-то даже трагическая.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантазии Кэтрин Уэбб. Выпуск № 3.

«Совершенство» – третий роман Кэтрин Уэбб, изданный под псевдонимом Клэр Норт. Перед читателем вновь неплохой научно-фантастический триллер, целиком построенный вокруг личности главного героя и его необычной способности.

Знакомьтесь, Хоуп Арден. Можете не запоминать, особенность девушки в том, что ее внешность, голос и все прочее выветриваются из памяти окружающих в течение пары минут после завершения контакта. Представляете, как тяжело жить в мире, где ты не можешь лечь в больницу, получить работу и образование, где твои родные тебя не узнают, а длительные отношения в принципе невозможны? За жизнью Хоуп интересно наблюдать, благо Клэр Норт выписала своего персонажа максимально живым и объемным, а также рассмотрела его трудности со всех возможных ракурсов и не только. В дополнение к трудностям бытового плана примешивается социальный элемент слегка фантастического характера, в виде мобильного приложения «Совершенство». Это программа, которая помогает людям стать лучше, измениться внешне и внутренне ради достижения социально одобряемого идеала. Очень быстро читатель понимает, что суть «Совершенства» совсем не безобидна и далеко не так проста, как кажется на первый взгляд.

Роман можно назвать более мягкой версией «Бойцовского клуба» Чака Паланика. Тут и проблемы с психикой у главной героини (гораздо более легкие и вызванные вынужденным одиночеством), и остросоциальный элемент, и тема самосовершенствования/саморазрушения, и так далее. Даже «я – разбитое сердце Джека» тут есть, только в измененном варианте. Но стоит отдать Клэр Норт должное: она не копировала работу Паланика, а существенно сместила акценты.

Увы, но по сути все три вышедшие на данный момент романа автора представляют собой одно и то же произведение, отличительными чертами которого являются:

• в центре повествования персонаж с сверхъестественной способностью, и автор выжимает максимум из использования этой способности, рассматривая ее со всех сторон;

• книги географически насыщены, то есть главный герой за свою историю побывает много где и увидит много что;

• сюжет движется неравномерно, если не сказать хаотично, время от времени мы отвлекаемся от основной временной линии на флешбеки;

• главный герой – одиночка, любовная линия почти отсутствует;

• в сюжете присутствует еще один персонаж со схожими способностями, который может стать антагонистом, а может просто оказывать какое-либо влияние на главного героя.

Можно еще продолжить, но, думаю, моя мысль уже ясна и так. Не то чтобы все перечисленное было совсем плохо, но впечатление от книги мне несколько подпортило.

И пара слов о российском издании. Во-первых, в оригинале книга называется «The Sudden Appearance of Hope», то есть «Внезапное появление Хоуп», где содержится игра слов, так как слово «hope» переводится как надежда. Название «Совершенство» лаконичнее, проще и смещает акценты повествования. Во-вторых, обложка российского издания на порядок хуже оригинальной (на нашей изображена какая-то левая девушка, не имеющая отношения к роману вообще, на оригинальной обложке – каноничная афроамериканка, изображение которой переходит в тень и будто растворяется, что намекает на особенность главной героини, а также ее внешность). В-третьих, у перевода есть проблемы. Обилие опечаток во второй половине книги сильно расстраивает, да и выбор слов в переводе несколько сомнителен. Например, в оригинале есть акцентирование на слове «scream», которое у нас по непонятной причине везде стало визгом. Это странно, т.к. «крик» звучит более благозвучно и не вызывает негативных ассоциаций.

В целом, «Совершенство» – хороший фантастический триллер с сильными детективной, психологической и приключенческой составляющей. Ему мешают только сходство с предыдущими книгами автора и некоторая затянутость.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который на старте прикидывается довольно линейной историей с не самым оригинальным фантодопущением, в итоге оказывается прекрасным рассуждением на тему одиночества, когнитивных функций мозга, роли социума в жизни человека и восприятие времени. И плюс ко всему — отличные элементы экшна и детектива.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, я не думала, что этот роман меня так захватит.

В нем рассматривается очень много проблем. Люди не замечают проблемы близких людей (или не желают их замечать).

Люди быстро забывают людей, будто те никогда не существовали.

Люди боятся поверить во что-то невероятное, им легче выдумать для себя что-то и поверить в это.

Люди подвластны внешнему влиянию, кто-то что-то сказал, показали по телевизору и др. Они считают себя счастливыми, не понимая, что отказываются от себя и от своих возможностей, что предоставляет окружающий мир.

Люди легко отказываются от прежнего окружения, от себя лишь для того, чтобы стать «совершенными», не понимая, что это обычное программирование, настраивание их на нужные позиции.

Люди часто верят в то, что они правы. Они могут доказывать это, чуть ли не плюясь, даже если это не так. И потом становится поздно, чтобы что-то изменить.

Люди готовы отстаивать свои идеалы, даже проявляя жестокость по отношению к другим людям. И что все же меньшее из зол? Само Совершенство или же кровавая расправа? Если выбирать из них, то я бы выбрала первое. Но оба эти варианты ужасны.

Люди трусливы. Они боятся противостоять тем, кто сильнее авторитетнее их, даже если их программу превращают во что-то ужасное, омерзительное.

И много других проблем.

Бывает по прочтении становится сложно понять, что хочет сказать автор, но если прочесть текст ещё раз, то смысл начинает постепенно раскрываться. Но это не везде так, в редких случаях.

Кто соберётся прочесть книгу, не бросайте ее. Она стоит того, чтобы ее прочли!

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе поставлен вопрос о выборе — следовать навязанным идеалам или идти своим путем, принимать себя как ты есть, любить себя таким, как есть. Главная героиня ищет свой путь, она не «Совершенство», но она «живая», потому что «несовершенна». Она учится, чтобы найти себя и познать мир, который ее не принимает. Другие персонажи книги тоже делают выбор и у каждого он свой: стать «совершенством», отомстить, найти преступника, разрушение. Положительных героев нет, но и отрицательными сложно их назвать. У каждого своя «история»

Это роман о надежде, что нужно жить, не сдаваться ни при каких трудностях.

«Люди, видящие, кто ты на самом деле, любят тебя за то, что ты есть» Клэр Норт

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх