FantLab ru

Альфред Бестер «Феномен исчезновения»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Голосов:
867
Моя оценка:
-

подробнее

Феномен исчезновения

Disappearing Act

Другие названия: Исчезновения

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 154
Аннотация:

Генерал Карпентер создал Америку, население которой представляло собой двести девяносто миллионов закалённых и отточенных инструментов для защиты Американской Мечты о красоте, поэзии и Истинных Ценностях в Жизни. Но в палате-Т госпиталя Сент-Олбанс есть пациенты, которые исчезают из неё. Америка полна любых специалистов, но разобраться с этой проблемой может только...

© Lucy
Примечание:

Первый перевод на русский язык вышел в журнале «Урал», 1966, № 6, с. 113-125


Входит в:

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 6», 1967 г.  >  Зарубежная фантастика

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de pouvoirs», 1975 г.


Похожие произведения:

 

 


Альманах научной фантастики. Выпуск 6
1967 г.
Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей
1967 г.
Продаётся планета
1986 г.
Американская фантастика
1988 г.
Продаётся планета
1988 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 1
1991 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 2
1991 г.
Феномен исчезновения
1991 г.
Человек без лица
1991 г.
Зарубежная фантастика
1992 г.
Фантастика. Приключения
1992 г.
Порог понимания
1992 г.
Человек без лица
1992 г.
Миры Альфреда Бестера. Том 4
1995 г.
Американская фантастика в 2-х томах. Том 2
1997 г.
Человек Без Лица. Тигр! Тигр! Рассказы
1999 г.
Тигр! Тигр!
2009 г.
Тигр! Тигр!
2019 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Star Science Fiction Stories No. 2
1953 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 2
1953 г.
(английский)
Star of Stars
1960 г.
(английский)
Star of Stars
1961 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 2
1962 г.
(английский)
Star of Stars
1964 г.
(английский)
Star Fourteen
1968 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 2
1972 г.
(английский)
Histoires de pouvoirs
1975 г.
(французский)
The End of Summer
1979 г.
(английский)
Histoires de pouvoirs
1985 г.
(французский)
Virtual Unrealities: The Short Fiction of Alfred Bester
1997 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 2
2000 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 2
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2018 г.

Замечательный рассказ об уходе в миры твоей мечты. Возвращаться только надо, да и потом и не возвращались путешественники.Много можно проводить аналогий по сюжету рассказа. В этом ведь и талант писателя. Так подать материал, чтобы голова закружилась. И в отзывах каждый увидел своё.

А мне понравилось это- военные всегда хотят много, и государство им всё предоставляет — хотите 100 миллионов в армию? -пожалуйста!

А я, предположим не хочу быть пушечным мясом ни под каким соусом! И герои рассказа перемещаются в другое время и там они уже живут спокойной счастливой авантюрной жизнью. Не ухватят там их военные безумцы.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 сентября 2017 г.

Рассказ потрясающий. Писать в пятидесятые о том, насколько ошибочно насильственное насаждение демократии в обертке так называемой Американской Мечты по всему миру, — это действительно круто. Человек просто на несколько десятилетий обогнал свою эпоху. А с каким сарказмом подана диктатура? А стиль изложения? Рассказ для настоящих гурманов.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2017 г.

Гениально! Настолько точно передать всю эту глупость войны и стремления к лучшему. Здесь и самодурство и невежество. Но как А. Бестер изыскано использует такие понятия, как «специалист», «закаленное и отточенное орудие», «Американская мечта», это ж просто — АХ! Много можно еще восклицать, но это ни к чему. 10/10

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2016 г.

В общем и целом данное небольшое творение Альфреда Бестера — крайне занимательная, пусть и короткая, но поучительная притча, которая в некотором карикатурном виде рассматривает и оценивает особенности не только политики сегодняшнего дня, но и общества опять же данных дней. Почему? Всё просто: потому как, по мнению автора, к социуму, показанному в рассказе, мы стремимся таковыми темпами, таковыми особенностями, которые наблюдаются сейчас. То есть, несмотря на то, что рассказу уже более полувека, читатель не только узнаёт знакомые черты, но и полностью отождествляет себя с героями, которые не являются частью как такового конгломерата рассказа. Это произведение, показывая мрачное будущее пусть и в некой высмеиваемой манере, по способу влияния на своего зрителя подобным поприщем заставляет, что не странно, серьёзно подумать касательно людских грехов истинного парадокса. То есть: человек — существо, что ведёт войну, ради мира, который этой самой войной и уничтожает. Не парадокс ли? Не странно ли это? Не глупо ли это? Однозначно! И данная тема рассмотрена Альфредом куда шире, настолько, что даже трудно осознать, будто данный рассказ взаправду мал. Это творение — мысль, однозначный посыл, призванный заставить человека подумать над собой и окружением, вместе с тем в очередной раз или впервые выведя для себя некоторые истины людской неоднозначной натуры.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 апреля 2016 г.

Погружение в литературный мир, придуманный автором, — это побег от реальности примерно в той же степени, что и исчезновения пациентов палаты-Т, спасающихся от войны в несуществующих вселенных. Показалось, что рассказ о читателях, только чуть более «продвинутых».

Тем более, что упор в рассказе сделан именно на культурный аспект тоталитаризма, когда читают, что разрешено, и пишут под диктовку. И конец у этой истории вполне подходящий.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 декабря 2015 г.

Если отбросить фантастическую составляющую, то этот рассказ о том, как люде в погоне за своей Мечтой, претворяют эту Мечту в свою Реальность...

Не понимаете? Люди, описанные в рассказе, на фоне постоянного вещания о Мечте в тоталитарном обществе, исчезли из этого общества. Но не в буквальном смысле, а в социальном...Они попросту сошли с ума, они создали для себя Собственную Уютную Реальность-Мечту и прекрасно себя там чувствуют. Почему иногда говорят, что сумасшедшие люди самые счастливые- они живут в себе, вне общества с его проблемами, лозунгами, идеями. Поэтому и бесится Главный- они пропали для его идей и лозунгов, они уже не подчинены претворению его амбиций в жизнь, их нельзя использовать в своих целях. Люди попали под Феномен Исчезновения...

Браво, Мастеру!!!

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 декабря 2014 г.

Чудеснейший рассказ. Безусловно, сатирический. Про то, как в погоне за Мечтой, эту самую Мечту и погубили. И антитоталитарный. Все эти чётко-жёстко выстроенные структуры с людьми-винтиками начинают жить по своим законам, как бюрократия. И уже не Цель ими движет, а внутренняя логика организации.

И какой отличный финал: «покатывается от хохота над этим последним, воистину роковым исчезновением.»

За кадром (для меня) остался принцип, по которому люди заражались этой Т-болезнью. Почему только одна палата? Почему так важно успеть? Других случаев не будет? Почему? Тут есть некоторое провисание смысла.

Но картинка хороша! Боролись, боролись и доборолись.

Прекрасный рассказ.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2014 г.

Итак. Будущее. 2112 год. Война. Война, длящаяся уже довольно долго. Стране нужны специалисты — специалисты узкого профиля, мастера в своей области. Нет их — нет победы, конец американской мечте.

Но дело ведь не в американской мечте. Да и не в Америке вообще, это тут не при чем. И дело даже не в генерале Карпентере.

Стране нужны специалисты? Мы дадим ей специалистов. Нужно больше? Получите. Кому какое дело до историков, поэтов, писателей, когда война на дворе? Да никакого. Плевать на них, нужно спасать мечту о спасении, спасать эту самую американскую мечту. И никто не обращает внимания на то, что спасать уже нечего. Страна, полная узконаправленных специалистов, уже не знает что такое эта самая мечта. Появилась необходимость в поэте? А фигушки вам, неоткуда ему взяться.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 мая 2013 г.

В этом рассказе проявляется весь Альфред Бестер. Его стиль отличишь среди тысячи. Напористый, немного ироничный,захватывающий и умный.

То, что это произведение написано в 50-х годах прошлого века, чувствуется сразу. Управление страной военными-это стало отличительной чертой фантастических произведений написанных в то время, настолько эта тема была актуальна и постоянно на слуху. Этим «страдал» Роберт Хайнлайн, у которого в каждом втором его произведении сквозило солдафонией. Не обошел военную тематику и Бестер. Но если у Хайнлайна руководство страной военными действительно было идеей фикс, то Альфред Бестер высмеивал эту политику.

Война за Американскую Мечту генералом Карпентером выглядит насколько смехотворной, настолько и ужасной. Страна изобилующая специалистами каждый в своем деле. Специалистами-практиками. Саперы, техники, кибернетики, анатомы-все под рукой у генерала.

Но куда же делись поэты, писатели, историки? Все они хотят исчезнуть и жить в «своем мире» пройдя через таинственную палату-Т.

«Мы боремся за Американскую Мечту. Мы воюем за поэзию, культуру, образование и Непреходящие Ценности». генерал Карпентер.

Ну тогда Я, читатель вам отвечу: «генерал, вы все это уничтожили своими руками».

Рекомендация: очень высокая!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2013 г.

Несколько дубоватый (но симпатичный) рассказ об асимметричном конфликте между аппаратом господства и отдельными личностями, на вооружение которых, в данном случае, лишь Воображение. Сознательно или нет, они буквальным образом ускользают от дисциплинарных механизмов власти, желающих превратить их, если не сразу в хорошо подогнанные к друг другу винтики, орудие своих стратегий, то хотя бы в посчитанных пациентов палаты с отдельным индексом и трехразовым питанием. Мир винтиков, предсказывает автор, лишен поэтов.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 октября 2012 г.

ОЧень-очень-очень хоршо. Потрясающе переданная атмосфера рассказа, необычная идея, замечательный финал.

И по мне уж лучше, чтобы каждый в своей мечте, чем общество «закаленных и отточеных орудий»

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2012 г.

Могу сказать то же, что про азимовский рассказ «Чувство силы»: классик за полвека почуял запах серы. Вот только с той разницей, что зачастую бездумное стремление к узкой специализации сейчас, к сожалению, не дело рук обалдуев-генералов, дорвавшихся до власти, а вполне себе обыденный бытовой американский (и не только) маразм.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2011 г.

Сначала в глаза бросились исторические нестыковки как, например, Юлий Цезарь, живший в 1 веке н.э, хотел было уже обвинить автора в неточности, но концовка расставила все по своим местам. Отличный рассказ:smile:

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 февраля 2011 г.

В свете нынешней моды на тексты «про попаданцев» рассказ Бестера приобретает еще одно, гомерически смешное измерение. Ты хочешь в Средние века, девочка? Чтобы быть принцессой и принимать душ фиалковой водой? Ты хочешь попасть на Великую Отечественную, парниша? Давать советы Жукову и Сталину? Колдовать и очаровывать? Сражаться и побеждать? Никогда не болеть дизентерией?

ДА ПОЖАЛУЙСТА!!!!:gigi:

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2011 г.

«Будь проклят мир всеобщей узкой специализации, ибо человек превращенный в инструмент — уже не человек, ибо он не может мечтать» — именно об этом говорит Бестер. Мир созданный им обречен хотя бы потому, что эти исчезновения — это приговор миру, ведь если человек сможет вырваться в мир своей мечты из серой и скучной жизни, он не захочет вернуться.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх