FantLab ru

Сергей Москвин «Метро 2033: Пифия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Голосов:
8
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Пифия

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Аннотация:

«Метро 2033» — Дмитрия Глуховского — культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская книга последних лет. Тираж — полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра! Эта постапокалиптическая история вдохновила целую плеяду современных писателей, и теперь они вместе создают Вселенную «Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитого романа. Герои этих новых историй наконец-то выйдут за пределы Московского метро. Их приключения на поверхности на Земле, почти уничтоженной ядерной войной, превосходят все ожидания. Теперь борьба за выживание человечества будет вестись повсюду! Знать свое и чужое будущее – мечта любого. Даже того, кто считает себя главным идеологом московского метро и координатором всего, что происходит в подземном мире. И вот уже на поиски таинственного прорицателя, способного заглянуть в будущее, отправляется жестокая и безжалостная охотница за головами по прозвищу Гончая. Но наступит ли будущее для обитателей подземных убежищ, если в разных местах по всему метро уже происходят необъяснимые и пугающие явления, а из недр земли упорно прорывается нечто невиданное, подстегиваемое неукротимым голодом и влекомое запахом желанной добычи?

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2017 // Приз читательских симпатий

лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2017 // Ржавый Артём. Лучшая женская роль. Гончая


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Пифия
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Червь»

Рецензия на «Метро 2033: Пифия» Сергея Москвина

У «Вселенной Метро 2033» есть одно достижение, которое далеко не каждому проекту по зубам. Ей уже почти восемь лет. Многие линейки книг закрываются после года-двух. А мы ничего, мы держимся. И это чудесно.

Однако в таких долгоиграющих проектах важнее другое. Ведь его бы не было, если бы не авторы. У нас сейчас больше сотни авторов романов и рассказов вместе взятых, и они все создают один большой согласованный мир. Вот только далеко не каждый, раз или два засветившись, вскоре возвращается снова. Так, Сергей Москвин выпустил два романа и один рассказ ещё на заре «Вселенной». Уже не пионер, но один из столпов метро-литературы. «Увидеть солнце» завоевало второе место на ЛКВ-2011. «Голод» читатели приняли не так тепло, но его обсуждают не меньше среброносного романа.

Особенностями тех двух книг было то, что они были взаимосвязаны. Не героями и не локациями — кое-чем бо́льшим. В обоих романах во главу угла ставился ужасно опасный монстр, само воплощение Зла, убивающее без жалости всех, кто встанет на пути. Хотя я предпочитаю вспоминать в этой связи перекрёстную отсылку: в «Увидеть солнце» упоминается Новая Земля, а в «Голоде» — Новосибирск. В «Пифии», кстати, упоминается Ижевск, так что наивно понадеюсь на перекрёстную отсылку в будущем романе о родном городе автора.

И вот, мы потихоньку переходим к разбору нового романа Сергея Москвина! «Пифия». Роман о приевшейся многим старой-недоброй Москве. Роман, вышедший через пять лет после предыдущей книги этого автора. За этот срок загорелось множество звёздочек-авторов, открылись и закрылись филиалы серии в разных странах, сменились типография, редактор, художник. Сергей Москвин вернулся в обновлённую серию, хотя и кажущуюся прежней. Но не только серия изменилась, Москвин тоже не стоял на месте. Да, за это время у него, насколько я знаю, не вышло новых книг, но «Пифия» кажется серьёзнее, глубже, а главное — осторожнее предшествующих книг автора. Хотя осторожность — это всё-таки дань городу, про который написал, пожалуй, каждый второй.

Собственно, возможно ли написать историю о Большом метро, не сделав её вторичной или противоречивой? Если закрыть глаза на мелкие странности, которые можно объяснить хотя бы тем, что метро слухами полнится, и верить всем из них не стоит, «Пифия» отлично вписалась в мир «Вселенной». Не оставляет, правда, ощущение, что это просто «Увидеть солнце», перенесённое в столичные реалии, но ощущение ложное и продиктованное, по большому счёту, тем, что оба романа писал один и тот же человек. Да, атмосфера метро от Москвина отличается от атмосферы метро по версии Глуховского, Калинкиной, Зайцева и других, но сам мир остаётся узнаваемым и за столько лет ставшим родным. Да и честно, если бы все авторы каким-то невообразимым способом ухитрялись передавать абсолютно ту же самую атмосферу, что и автор-создатель, читать было бы не так интересно. Не возникало бы желания возвращаться в один и тот же мир, зная, что он ничего нового не даст. А так мы каждый раз узнаём, казалось бы, уже изученный до дыр город с новых и новых сторон, проникаясь идеями, что вкладывают в свои произведения разные авторы.

Тем не менее, «Пифия» по духу ближе всего не к «Метро 2033» или к кому-то из последователей, а к «Метро 2035». Мир более мрачный, то и дело мелькают детали, привнесённые именно там, с небольшой поправкой на то, что события разворачиваются до начала действия оригинальной трилогии. А ещё там действует… дальше для кого-то может быть шок, так что прямо на этой строчке сделайте выбор, читать абзац до конца или перепрыгнуть на следующий… впервые в истории «Вселенной Метро 2033» в романе действует невидимый наблюдатель. И он один из ключевых персонажей. Мы мало что о нём узнаём, но характер автор прописал достойно. Это не чёрно-белый персонаж, читателю предстоит решить, как к нему относиться, но можно быть спокойным: всё, что касалось политики, уже сказал Дмитрий Глуховский в завершающей части своего цикла.

Теперь о вторичности. Вполне допускаю, что есть какие-то произведения про жуткого Олгоя-Хорхоя, но в рамках «Вселенной», даже не так, в рамках «Вселенной» о Москве такого романа точно не было! Однако Сергей Москвин прославился в проекте именно тем, что вводит потрясающих чудовищ. Чёрный дракон и Нга должны гордиться, что в их полку прибыло. Недаром «Пифию» можно отнести к условному циклу «Монстры апокалипсиса», куда также входят «Увидеть солнце» и «Голод». Если вы хотите эпичной жути, вы её получите. С лихвой.

Но настоящее сокровище «Пифии» — её персонажи. Автор сознательно избегает имён, и наверняка приведено только одно. Насчёт ещё одного есть сомнения, но слабые. Сергей намеренно нарекает всех персонажей прозвищами: на их фоне главная героиня (или главные героини) выделяется довольно резко. Обе героини представлены автором не с сюсюканьем и наивностью, а с последовательным раскрытием образов сильных людей. Мы узнаём об их прошлом, об их принципах, об их способностях. Начинаем жить их жизнями, проникаемся их страданиями и тревогами, и под конец романа совсем не хотим отпускать их.

Сергей Москвин вернулся после долгого перерыва с романом о самом классическом метрополитене «Вселенной» и вернулся с достойным романом, вобравшим в себя лучшее от предыдущих работ автора и привнёсшим новые грани в знакомый мир. Надеемся, что Сергей ещё вернётся, и на этот раз — скорее, чем через пять лет.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх