fantlab ru

Геннадий Марченко «Ревизор 2.0»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.33
Оценок:
27
Моя оценка:
-

подробнее

Ревизор 2.0

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Главный герой — обычный налоговый инспектор, попадающий в 1841 год. Лермонтова, понятно, он уже не спасет, самому бы выжить. На первых порах ему это вполне удается, особенно когда «попаданца» принимают за ревизора из столицы.

© Автор

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 268

Активный словарный запас: высокий (3230 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 93 знака, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Ревизор 2.0
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имея негативный опыт знакомства с циклами «Перезагрузка» и «Музыкант» не хотел читать что-либо, вышедшее из под пера Геннадия Марченко. Однако увидев название романа, который намекал на заимствование из бессмертной классики, решил всё же ознакомиться с этим произведением. Ознакомиться и написать разгромную рецензию, ибо зная автора не приходилось сомневаться, что я там увижу: попаданец, рояли, плагиат из произведений других авторов и т.д.

Результат прочтения «Ревизора 2.0» оказался обескураживающим. С одной стороны, всё действительно так, как я и предполагал. Попаданец – есть. Рояли – есть. Заимствования из чужих произведений – есть. Однако нельзя не признать, что автор отошёл от неоднократно использованной в своём творчестве схемы и попытался написать нечто новое.

… Рядовой чиновник министерства финансов случайным образом перемещается из Санкт-Петербурга образца 2019 года в уездный город N-ск, который расположен недалеко от Симбирска. На дворе 1841 год. Пушкин и Лермонтов уже мертвы. До европейских революций ещё несколько лет, до Крымской войны и того дольше. В стране царит застой и реакция. Впрочем, для провинциального городка всё это не имеет ни малейшего значения. Чиновники воруют, помещики тиранят своих крепостных, но всё происходит как-то расслабленно и даже патриархально. И тут в городе появляется человек, который даёт понять, что он является чиновником из самой Столицы с не ясными, но явно обширными полномочиями…

Знакомая ситуация? Кажется, мы это где-то читали, а то и смотрели на сцене? Местные жители, кстати, тоже в курсе о существовании подобной пьесы, поскольку за шесть лет с момента её написания и пяти лет с момента премьеры слава о ней дошла даже до провинциального N-ска.

В общем, к моему удивлению, Марченко не стал в лоб копировать сюжет из «Ревизора». Его герой всё же не Хлестаков, а городские чиновники, которые несут ему взятки всё же не настолько карикатурны, как герои Гоголя. И это понятно, поскольку что уместно в пьесе, то крайне плохо выглядит в романе.

В целом сюжет у книги довольно бодрый. Герой помимо попадания и врастания в реальность XIX века несколько раз столкнётся с разбойниками, найдёт свою любовь и даже встретиться с Николаем I и Александром Христофоровичем Бенкендорфом. Кстати, не могу не отметить, что сцена, когда попаданец рассказывает императору о событиях XIX и XX веков написана просто безобразно. Большим плюсом книги является её завершённость, поскольку продолжения истории здесь и не требуется.

Роялей в произведении достаточно. Однако если часть из них удачно закамуфлирована (чудесное спасение героя от пули выглядит настоящим божьим промыслом), то возникшее в необходимый момент у попаданца умение писать гусиным пером и правильное использование дореволюционной орфографии никак не обосновано. Вот есть и всё!

При написании романа Марченко старательно пытался стилизовать его под литературу XIX века. Результат у него вышел противоречивый. С одной стороны, неплохо передана атмосфера провинциального города позапрошлого века. Причём мы видим N-ск с разных сторон от бала в особняке городничего, до нищей богадельни, где помирают обворованные своим попечителем старухи. Относительная зажиточность одних основывается на рабском труде других. Сословные предрассудки, чинопочитание, редкие попытки добросовестно исполнять свои должностные обязанности. И всё это на фоне неторопливого течения жизни, поскольку нет ни телеграфа, ни железных дорог, так что даже поездка в соседнее имение может превратиться в приключение.

А с другой стороны, автор при создании этой самой стилизации регулярно лажает, причём лажает так, что человек хоть немного знакомый с реалиями XIX века без особо труда укажет на ошибки автора. Например, среди прочих блюд Марченко упоминает «биток по-скобелевски с сельдереем на рашпере». Но простите, Михаил Дмитриевич Скобелев в честь которого и было названо это блюдо родился только в 1843 году, а в романе действие разворачивается в 1841-ом! Разумеется, у знаменитого «Белого генерала» были и отец и дед, которые достигли успехов в военной службе, но всё же они не обладали и толикой той славы, которая необходима, чтобы в их честь было названо блюдо. Или другой пример. В какой-то момент Марченко зачем-то сообщает, что в уездном N-ске проживает тридцать пять тысяч человек. И вроде бы всё хорошо, но любой, кто хоть немного в теме поймёт, что для 1841 года это несуразно огромная численность населения для провинциального городка. Так в Симбирске, который является столицей губернии в которой находится N-ск, в этот момент проживало всего 17 700 человек... Ну и да, Марченко почему-то верит в то, что Российская Империя сдала Аляску в арену США. Во всяком случае он в тексте романа несколько раз повторяет подобную глупость. Из-за подобных ошибок все попытки автора написать хорошую книгу идут прахом.

Итог: не «ужас-ужас» как «Перезагрузка» и даже не «плохо» как «Музыкант». Геннадий Марченко постарался и поднял планку для своих произведений! Да, результат мне не понравился, но я всё же не могу игнорировать стремление автора написать нормальную книгу и тот факт, что у него даже что-то получилось. Если бы не фекальный юмор в эпизодах с городским врачом, а также абсолютно лишняя вставная история про графиню Бекетову, то можно было бы поставить «Ревизору 2.0» шесть баллов. А так только пятёрка по десятибалльной шкале.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх