fantlab ru

Вадим Волобуев «Боги грядущего»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.97
Оценок:
34
Моя оценка:
-

подробнее

Боги грядущего

Другие названия: Благую весть принёс я вам; Узнай врага

Роман, год (год написания: 2015)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Новая богиня не щадит никого. Суровые воины и девы с дымчатыми очами, дряхлые старцы и младенцы — все пали ниц перед великой Наукой. Дикий лик её с кровожадно разъятым ртом возвысился над тёмным миром лесных людей. «Боги грядущего» — больше, чем приключенческая фантастика. За этими строками — глухой топот конницы чингизидов, тяжёлая поступь конкистадоров, рождение новой культуры на обломках древней цивилизации… Отодвинем складки медвежьего полога: история начинается.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 382

Активный словарный запас: высокий (3135 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2017 // Лучшая сетевая публикация. Крупная форма

FantLab рекомендует:

Вадим Волобуев «Боги грядущего»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Боги грядущего
2017 г.

Электронные издания:

Узнай врага
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

По ходу повествования все время ждала, когда же произойдет какое-нибудь «мирообразующее» открытие. Например, когда герой выйдет за границы своей ледяной пустоши и обнаружит большой цивилизованный мир (поначалу на это было очень похоже, и в этом плане начало сильно напоминает «Многорукий бог далайна» — тот же дикий камерный мирок, отчаянные попытки наладить в нем какую-то нормальную жизнь, а потом — путешествие к его границам и дальше). Или другой вариант — по ходу действия он становился все более вероятным — чтобы герой (или хотя бы читатель глазами героя) найдет какие-то ее значимые обломки и задумается хоть на секунду о том, что все-таки с ней произошло. Но нет, увы, все герои, и местные таежные дикари, и темные пришельцы как были дикарями, так ими и остаются.

Об этом мире можно многое домыслить: видимо, произошел второй Ледниковый период, видимо, известная нам европейская цивилизация погибла, а на ее обломках выжили самые южные народы (в Африке стало гораздо холоднее и теперь растут березки), а северные постепенно опустились до первобытно-общинного состояния. Южные народы в своем развитии отступили, видимо, на уровень века 18-19 (у них винтовки, а не какие-нибудь кремниевые ружья), северные — гораздо дальше назад. Но все это — очень общие предположения, а в романе никакого общего плана нет, только вот эта группа дикарей и их стойбище.

После того, как герой триумфально вернулся от колдуньи и внезапно возглавил родное племя, сюжет, который обещал быть интересным, стал удивительно однообразным. Как писал Сарамаго, «а так все одно и то же — обезглавлен, сожжен, утоплен, брошен на растерзание диким зверям, пронзен копьем, зарублен мечом, распят, задушен, удавлен, обезглавлен, сожжен, утоплен, брошен на растерзание диким зверям, пронзен копьем, зарублен месом, распят, задушен, удавлен, обезглавлен, сожжен, утоплен, брошен на растерзание диким зверям, пронзен копьем, зарублен мечом, распят, задушен, удавлен, колесован, четвертован, повешен, привязан к хвостам лошадей и разорван на части, отсечены груди, вырван язык, ослеплен, побит каменьями, забит, как ни странно это звучит, деревянными башмаками, и опять». Только в исполнении автора это выглядит не так красиво и не так ужасно, как у Сарамаго, правда, так, традиционные свинцовые мерзости первобытно-общинного строя. Герой-вождь завоевывает и порабощает другие общины, борется со «внутренними врагами», которых сам же себе и создает, периодически кого-нибудь мучают, выкалывают глаза, сжигают заживо и тд. и тп. Это как если бы из Мартина убрать весь сюжет и оставить только треш. Не страшно, но довольно противно. Смутно подозреваю, что для подобного первобытно-общинного строя это вполне нормальный расклад.

Одно маленькое но: в самом начале повествования все эти несчастные дикие племена исповедовали категорический запрет на убийство и пролитие крови, не только людей, но и любых живых существ. Даже дичь просто загоняли досмерти, но не убивали сами (страшно упирались люди, надо думать). Как они в своей вечной мерзлоте с таким подходом вообще выжили — отдельный вопрос. Но все же то, что за какой-то очень короткий срок *вся* социальная группа перешла к практике массового насилия и убийств, причем с пытками, выглядит очень недостоверно. Собственно, в массовое насилие-то я верю, а вот в религиозную практику ненасилия у племени, которое живет охотой (!) — совсем нет. Жест красивый, конечно, но и только. Такое же красивый, но пустой жест — вместо старого бога Огня назвать новую богиню Наукой и поклоняться ей — комизм состоит в том, что никто из общины смысла слова «наука» явно не понимает — герой подхватил его у безумной колдуньи, но с тем же успехом мог бы выбрать и любое другое словечко «из прошлого», хоть «телевидение», хоть «перфоратор». Почитав аннотацию, я-то надеялась, что будут правда какие-то граммар-наци от науки, загоняющие в рудники всех, кто плохо сдал ЕГЭ — это было бы по крайней мере забавно. Но увы, ничего подобного, и суть суеверий от смены имени божества ничуть не изменилась. Все тот же дикий камерный мирок, который под конец уже изрядно надоедает — может, потому что я так ждала, когда же герой из него выйдет наконец, а он этого так и не сделал.

Только под конец нежиданно появляется вестник из другого мира — «темный пришелец», оказавшийся более цивилизованным представителем «черной» расы, пришедшим на север за пушниной. Казалось бы, тут и должно произойти какое-то открытие, но соприкосновение двух миров — короткое и неудачное — в традиционном стиле «всех убили, всех зарезали». Прямо захотелось для отстрастки почитать про завоевание Сибири.

Так вот, короткий pov этого пришельца оказывается информативным, но в то же время разочаровывающим. И тоска по «березкам родного Лесото» создает совсем неуместный в общем контексте комизм. И главное, в итоге это заканчивается ничем, вождь, так и не осознав существование другого мира на другой ступени развития, возвращается к своему привычному скотскому быту. Концовка хоть формально логичная, но какая-то неожиданная. Хочется спросить, что, это все? А что принципиально изменилось-то, кроме того, что общинники распробовали под новым вождем вкус крови и называют бога по-новому?

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это – третья редакция одного и того же произведения. Причем серьезная переделка, а не просто косметическая правка – так получилось, что я читала и первые две и мне есть с чем сравнивать. Автор тасует части текста. Добавляет и безжалостно уничтожает огромные куски. Пытаясь как можно четче донести до читателя основную мысль, посыл, стержень – одно это уже достойно уважения сейчас, когда романы зачастую печатаются в настолько сыром виде, что с них только что не капает, и часто даже без редактуры. Здесь видна работа над текстом – долгая, тщательная, вдумчивая.

Другое дело, что я как читатель не всегда и не со всеми правками автора согласна, но это уже мое читательское право. И я скорее воспринимаю эти версии как общую цельность, своеобразный взгляд на один и тот же мир с немножко разных точек зрения, с повторами, конечно, но ведь повторы неизбежны в любых сериальных проектах для введения в курс дела читателя, незнакомого с предыдущими сериями.

В самой первой редакции романа мне очень понравилось то, как автор четко и однозначно дает читателю понять место героя-аутсайдера в этом мире – причем через фокал самого героя, вроде бы считающего, что достоин куда лучшего положения. Но при этом при перечислении своих спутников (а там эти перечисления у него шли своеобразными мантрами-заговорами каждый раз как пояснение к слову «МЫ») он всегда четко соблюдал иерархию, перечисляя этих самых спутников в порядке убывания их социального статуса и неизменно ставя себя на последнее место («И я, Головня»). Очень показательный прием, задающий сразу и строй первобытного мышления, для которого абстрактное понятие «мы» неприемлемо по определению, если далее нет конкретных перечислений кто такие эти самые «мы», и характер самого героя как твари дрожащей, никаких прав не имеющей. Но, разумеется, как всякая именно что дрожащая тварь, считающего себя несправедливо обиженным и достойным лучшей доли.

Почему мне кажется, что эти перечисления были очень важны? Потому что без них герой выглядит типичным андердогом, пробивающим себе путь из грязи в князи исключительно собственными силами. А андердоги у читателя всегда вызывают наиболее горячий эмоциональный отклик, большее сочувствие и сопереживание, чем любой другой типаж. И при отсутствии вот этих маячков-маркеров с перечислениями перерождение героя в циничного параноидального мерзавца-тирана действительно может застать часть читателей врасплох.

Конечно, там есть и другие звоночки – так, например, герой почти всегда считает виноватыми в любой случившейся с ним неприятности кого угодно, но только не себя, он уверен, что ему обязаны предоставить более высокостатусную жену и коньки впридачу просто так, потому что он попросит. По принципу а как же иначе? Это довольно сильный показатель. Но более смазаный, не подчеркнутый, не выпячиваемый при каждом удобном и неудобном случае.

Перевертыш с богиней Наукой мне скорее понравился, ибо он логичен. Яка держава, таки и теракты, каков общий менталитет – такова и наука, все абсолютно правильно. Точно так же обстоит и стремительный переход от полного запрета на пролитие крови к массовым убийствам и пыткам – по сути, этот запрет вовсе не делал сородичей Головни более гуманными, скорее наоборот. Определенная первобытная наивность в их поведении проскальзывает, это да, и полное отсутствие эмпатии, тоже черточка весьма характерная. Да, одиночество для них жуткое наказание, но это касается исключительно внешних признаков – одному на севере не выжить, вместе теплее, вместе выгоднее. Внутренняя связь у них отсутствует, они по сути каждый сам по себе в этом племени, на своей четко закрепленной статусной жердочке, каждый одинок по сути.

И пыток они не чужды, хотя и не считают их таковыми – сварить щенка заживо (убивать-то нельзя, а так вода убила), замучить зверя до смерти – это нормально, главное, чтобы не было персональной вины и персональной же ответственности за творимое зло, пусть даже это зло и необходимо для выживания племени в целом. Именно из такого вот старательно взращиваемого поколениями отстранения от малейшей ответственности и вырастают кровавые цветы массовой резни – что, собственно, дальше и происходит. Они по-прежнему не чувствуют своей ответственности – как и сам герой. Им просто дали права, показали, что теперь – МОЖНО. Не объяснив, что права обычно не отделимы от обязанностей. Да и кто бы смог им это объяснить? Если герой-революционер и сам этого пока ее не понимает.

В итоге – вседозволенность. И все с нею связанные прелести. Пытать они и раньше умели, а теперь научились еще и получать от этого удовольствие.

В итоге получился текст с просто-таки зашкаливающей достоверностью и жизненностью. И, как это не парадоксально, в этом и кроется его основной недостаток — во всяком случае, лично для меня. Тут уже упоминали Мартина, который убивает всех — нечто подобное присутствует и в «Богах грядущего».

Главным героем этого романа является не Головня, и даже не его народ — героем является, пожалуй, весь мир. Поскольку именно он изменяется, живет, дышит, борется сам с собой. А все остальные — не более чем статисты, антураж, в лучшем случае — персонажи второго и третьего плана, помогающие ему решать тот или иной конфликт, выполняющие ту или иную функцию.

Я знаю массу читателей. которым именно такое понравится более всего. Тем более что роман действительно очень сильный и того достоин. И то, что это не мое чтение, не делает его хуже ни на гран — это мои персональные тараканы.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вадим Волобуев по профессии историк, и это сказывается в его произведениях, которые помимо иных достоинств, отличает историческая достоверность и психологизм. Формально роман «Узнай врага» относится к постапокалиптическому направлению, но такой постапокалиптики мы ещё не читали. Здесь нет набивших оскомину нелепых мутантов, нет всеобщей грызни за остатки материальных ценностей. От прошлого остались развалины городов, давно уже не радиоактивные, но по-прежнему носящие название «проклятые земли», и удивительный, психологически обоснованный запрет на пролитие крови. Нет в книге и Америки или Европы, в ядерной бойне они будут уничтожены нацело. Действие происходит на просторах Восточной Сибири, где живут, вернувшиеся к родовому строю, но сохранившие русские имена потомки северных народов и русских поселенцев.

Примечательно имя главного героя: Головня. С одной стороны это огненное имя, но в то же время, головня не горит, а чадит и тлеет. Столь же двусмысленна и роль главного героя в истории. Первоначально он разрушает главное табу северных племён: запрет на пролитие крови. И нет ничего удивительного, что когда становится можно убивать, убийства начинают происходить повсюду и разнообразие их вызывает ужас. Вспомните, как лесовики загоняют до смерти лося. Разумеется, эти люди, начав убивать, изобретут небывалый арсенал смертоубийства. Но одним сломом древнего запрета дело не ограничивается. Начав поклоняться Льду, люди изменились очень мало. Настоящие изменения начались, при появлении богини Науки. Разумеется, к настоящей науке богиня не имеет никакого отношения, но это оказался фермент, заставивший забродить всё косное первобытное общество. И первым, причём самым неприятным образом, изменяется Головня. Став великим вождём, он теряет друзей, единомышленников, любимую. Многим читателям это может не понравиться, но такова правда жизни.

Особое место в романе занимают взаимоотношения объединённых северных племён с чернокожими пришельцами. Давняя катастрофа затронула народы Африки меньше, всех остальных. Кажется, что сейчас мы увидим появление колониальной империи, где место колонизаторов займут негры. Но этого не происходит, и тому также есть убедительное объяснение. Со времени апокалиптической катастрофы прошли сотни, возможно, тысячи лет, но жители Лесото остались на уровне двадцатого века. Почему? Дело в том, что усвоив некоторую материальную составляющую европейской культуры, африканские племена совершено не усвоили культуру в целом. Сейчас даже пигмеи бегают с автоматами Калашникова, оставаясь при этом прежними дикарями. И столкнувшись с северными варварами, уступающими в материальном плане, но динамично развивающимися, африканские государства погибнут, как погибла Римская империя под напором германских племён.

Как видим, роман очень непрост и тщательно проработан. При этом он написан хорошим языком, наполнен приключениями, которые держат читателя в напряжении. Могу рекомендовать роман всем, кто любит интеллектуальную фантастику.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далёкое будущее. Судя по всему, после страшной ядерной войны цивилизация погибла и человечество вернулось к общинно-племенному строю. Катастрофа настолько потрясла оставшихся в живых, что вот уже несколько столетий свято соблюдается принцип «не убий». Он действует даже на охоте — и тут, как вы понимаете, не обходится без лицемерия. Мы с вами оказываемся в одном из племён на территории нынешней Сибири. Веками здесь не меняются ритуалы и обычаи, сложившееся общество консервативно, беззащитно перед капризами природы. И вот появляется молодой, энергичный человек, который хочет перемен.

Но благими намерениями вымощена дорога в ад.

Эта книга рассказывает о разлагающем влиянии Власти, о превращении обычного паренька в безжалостного кровавого лидера. На место Головни можно поставить любого диктатора, судьбы их схожи — такое же абсолютное одиночество. Вождь не может положиться ни на одного из своих соратников; и дело не в том, что все они предатели по натуре, просто люди вокруг диктатора уже не могут быть сами собой, человеческая психика не выдерживает постоянного гнёта, осознания того, что в любой момент можешь попасть в немилость.

Ситуация, когда «первые на последних похожи и не меньше последних устали, быть может, — быть скованными одной цепью». (С)

Потоки крови льются «во имя Науки». При этом для героев книги «Наука» — просто имя богини и лишь читателю понятна горькая ирония. Познание, открытие нового для человеческой цивилизации редко обходилось без жертв.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце книги читателя ждёт неожиданное открытие: вождь, упивающийся своим величием, всего лишь повелитель небольшого острова с племенами дикарей.

Книга, бесспорно, сложная. В большей степени это исторический роман, чем фантастика. Написан профессиональным историком, который прекрасно разбирается во всех историко-социальных аспектах выбранной темы — власть, судьба тирана, взаимоотношения диктатора с народом и «близким кругом». Читается произведение — сразу надо сказать — тяжело. Помимо того, что сам авторский стиль суховат, сюжетно книга тоже тяжела, мрачна и безжалостна к человеческой природе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Положительных героев, которым можно было бы сопереживать, нет совсем. И вообще — многочисленные персонажи несколько однообразны, почти нет характеров, способных «зацепить». С другой стороны — они ведь все пешки

Но, несмотря на некоторые недостатки, я оцениваю роман достаточно высоко: он поднимает очень серьёзные темы. Такой неформат — не идущий на поводу у читателя, старательно продуманный — очень нужен. Сейчас мало кто решается на создание таких произведений и обладает для этого необходимыми знаниями. К тому же хочу обратить внимание на интересную детальную проработку мира. Недаром автор серьёзно перерабатывал книгу несколько раз.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постапокалиптика, которая не похожа на постапокалиптику. Социалка, не похожая на социалку. Исторический роман, который не является историческим. Что же это? Скорее всего, во всех издательствах роман назовут неформатом. И будут правы.

Начну с хорошего. Роман приятно радует «зримостью» деталей. Погружение в быт скатившихся в варварство людей происходит практически мгновенно (не буду говорить о первой главе, которая вызывает некие сомнения). Одежды, скарб, оружие, инструменты, еда..... , словом, автор знает о чём пишет и помогает это увидеть нам. Правда, из-за этого через некоторое время начинаешь чувствовать реальный дискомфорт. Убийства, пытки, грязь, кровь, вши и запахи дерьма пребудут с тобой до самого конца книги. Но кто сказал, что текст должен ласкать взор? Затягивает и тайна этого мира (которая, правда, так толком и не раскрывается) — что это за катаклизм, как он произошел, почему развитие веры пошло таким путём? Как люди с этой верой умудрились выжить? Вопросов возникает много. И автор оставляет вам возможность додумывать всё самому. Я додумывать поленился и спросил у самого писателя. Услышанное меня несколько смутило, но... это же фантастика? Никто не обещал стопроцентной достоверности. Можно не верить, как я не поверил в возможность такого развития событий. И, при этом, получить некое извращенное удовольствие от книги.

Извращенное? — Именно. Ну не люблю я когда нет в течении всей толстенькой книги НИ ОДНОГО хоть в малой степени симпатичного персонажа. Дошло до того, что мне уже было совершенно пофиг было кого в следующей главе принесут в жертву бессмысленному прогрессу в лице богини Науки. Да и странное решение сделать завоевателями всей Европы африканцев, которые, при этом, превратились чуть ли не в вариацию русских 19 го века с «берёзками Лесото», «братушками», «да-с», «за Государя-Императора!» — ничего кроме сдержанного хмыканья вызвать не могло.

Сама же история прихода к власти Г.Г. — это приход к власти большевиков, только другими словами. Те же чистки несогласных, тот же приход к власти Сталина, уничтожение соратников по борьбе, уничтожение убийц соратников, офицеров и так далее... мясорубка. История повторяется. Люди не умнеют. Это печалит.

Словом, чтение легким не будет. Но написано хорошо, сочно, обьёмно. Этого у автора не отнять. Дух морозной Сибири передан великолепно. Если бы не развалины городов и зверолюди, можно было бы подумать, что читаешь псевдоисторический роман про житие древних северных народов.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добро пожаловать в дикий северный край, где живут люди из далекого прошлого… или далекого будущего. Поначалу и не разберешь, ведь роман Вадима Волобуева представляет собой любопытный микс исторической прозы и фантастики. При этом в книге не найти привычные литературно-постапокалиптические маячки в виде богатого бестиария или сталкеров, постоянно бегающих из одного жуткого места в другое. В качестве альтернативы автор предлагает читателю глубокую историю взросления: как отдельно взятого героя, так и его маленького мирка.

Роман цепляет сразу же: атмосферой, локациями, погружением в суровый быт. А еще интригой, ведь автор не спешит выкладывать карты на стол и расставлять все по полочкам. Что там, за бескрайними снежными полями, где можно встретить колдуна или найти мертвое место? Существующий мир открывается медленно, с намеками и недомолвками, причем до конца он так и не откроется. Без ответов останутся и несколько глобальных вопросов. Кто-то посчитает это минусом, зато читательская фантазия будет задействована на полную катушку.

В романе силен социальный элемент, важное место занимают и вопросы религии. А как иначе, если автор фактически обрисовывает зарождение новой культуры? На смену одним богам приходят другие, заповедь «не убий» становится ключевой слабостью, герои прокачивают новые скиллы, и вот уже непонятные деревянные палки превращаются в луки и стрелы. Очень любопытно наблюдать за этими метаморфозами, хоть и кажется порой, что изменения слишком стремительны. При этом в романе хватает спорных моментов, возникают некоторые вопросы к жизнеспособности описанного общества, но уже одно то, что книга заставляет задуматься, дорогого стоит.

Написано хорошо, иногда картинки встают перед глазами даже слишком ярко: от момента со щенком в кипятке пришлось поежиться. Сильно затянутых кусков не обнаружено, просто есть более интересные части, а есть менее. Особо приглянулась «вводная» и жутковатый визит Головни в пещеру к ведьме, а вот после его возвращения искорки симпатии к герою стали угасать. Простой паренек, чьи злоключения пропускаешь через себя, начал превращаться в того, кому сложно сопереживать. И уготованная ему в финале участь уже не вызвала никаких эмоций.

Что имеем в итоге? Непростой и неглупый роман, представляющий один из вариантов развития цивилизации на костях погибшего мира. Изюминки добавляет тот факт, что сам автор является историком и, как говорится, в теме. Где-то с ним можно поспорить, но мнение разбирающегося человека всегда интересно выслушать. Наверное, это не самое захватывающее чтиво, но о потраченном времени ни разу жалеть не пришлось. А значит, книга удалась.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наука — кровожадная богиня. Нет ничего удивительного в том, что сильнее всего она одаривала человечество после и во время наиболее жестоких и кровавых жертв. И человек достиг своего положения именно благодаря её могущественным дарам, равно полезным и разрушительным. Вся история человеческой цивилизации это череда непрерывного насилия и жестокости, которые дают свои кровавые плоды победителям. Каждая великая культура была построена на костях и была разрушена в момент, когда начинала терять свои зубы — более жестокими и необузданными соседями, реже — более сильными и лучше одаренными наукой. Вот и книга примерно об этом. Разрушенный мир, первобытные общины утерявшие почти все древние знания, тяжелое и голодное существование, зато довольно мирное. Но появляется человек, который отвергает устоявшийся порядок и вновь запускает кровавую мельницу прогресса, повторяя пройденные нами этапы в весьма сжатые сроки. Мельница рубит всех вокруг в кровавую кашу, набирает темп, однако выжившим становится сытнее, теплее, удобней, в общем, как и полагается. Тема роли личности в истории тоже затронута довольно широко, однако вот личностей, живых персонажей, книге сильно не хватает. Персонажей книги скорее можно назвать действующими лицами, которые просто следуют своей судьбе. Следует понимать, что роман ближе эпосу, а не драматургии, и в этом нет ничего страшного. Однако, и восприятие событий оттого слишком отстраненное, без сопереживания и без шокирующих эмоций от очередной казни очередного важного персонажа. Местами из-за толщи написанного поверх текста проглядывает хихикающая пародия на большевиков, веру в науку и светлое будущее после новой чистки, сжимающемся кольце врагов и прочая, но беспомощно тонет обратно. В этом отношении книга ещё более неуверенная и невнятная, чем её начало. Это не литература постмодернизма, не ждите едкости Умберто Эко или залихватского ёрничания некоторых отечественных авторов. Тут почти всё серьезно, даже слишком. И описания быта, и описания общественного уклада с приливами модернизаций, и устройство власти, и роль суеверий. Ближе к финалу фрагменты истории всё чаще пропускаются, и мы прыгаем, пропуская довольно интересные свершения, концентрируясь не на строительстве города, а на очередной казни или политических интригах, итогом которых являются следующие казни. Но это можно простить, книга и так не из маленьких. Отдельно можно отметить, что Волобуев очень много внимания уделил месту действия, с любовью расписывая северные пейзажи, на мой взгляд избыточно и многословно. Многие из этих вставок не работают на образ мира или создание канвы событиям, и я нередко терял на них нить повествования. Финальный вопрос, разумеется, стоило ли оно всё того. Автор от ответа лукаво устранился. Ну что же, коли теперь уже народ тайги, потеряв своего лидера, не растеряет, а приумножит тяжело обретенное, значит стоило. А почему нет?

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман требует усидчивости -- в самом начале сложно понять, что происходит, а когда очередная сюжетная линия заканчивается, не остается того, что могло бы удержать внимание. Имя главного персонажа -- Головня, -- кроме тлеющей деревяшки напоминает ещё и о паразитическом грибе, уничтожающем пшеницу. Красивый намек, но одного его явно не хватает, чтобы удерживать внимание читателя на протяжении всей книги.

Книга будто бы состоит из частей, не вполне совпадающих с авторским делением: Головня-неудачник, Головня и сородичи, Головня и подчиненные, и наконец, -- все, кто остались, против внешнего врага. Внутри каждой части сюжет движется, и яркие детали, интриги, чудесные незнакомые словечки держат читателя на крючке. Но к концу первой же части возникает недоумение -- а дальше-то что? Все сюжетные пружины использованы, все мотивы отыграны, и внимание рассеивается -- все начинается с начала. В каждой новой части постепенно сюжет снова закручивается, но ощущения целостности нет. Каждая следующая кульминация вызывает меньше эмоций, чем предыдущая -- реки крови становятся уже привычными.

Мир огне- а потом и науко-поклонников описан очень детально и убедительно. Но если задуматься, сложно поверить в обычай ненасилия. В ситуации, когда еды мало, это, очевидно, очень невыгодная стратегия, и любой читер -- вроде Головни, -- сразу получает огромное преимущество. Такая стратегия не жизнеспособна, и сложно поверить, что она могла так долго продержаться. Из более мелкого -- не кажется правдоподобным и поступок Пламяслава. Раз он понимал так много, зачем пожертвовал собой? И почему его так спокойно все отпустили? Существование зверолюдей аккуратно вводится с самого начала, и потому вопросов не вызывает. Но несмотря на черных пришельцев с громовыми палками, появление в конце романа другой цивилизации вызывает удивление.

В целом, роман понравился. Он потребовал повышенного внимания, но и в долгу не остался, -- атмосфера волшебства первой части, истории Искры и несчастного Манессе вряд ли скоро забудутся.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатлила широта, панорамность картины, повествование по мере развертывания сюжета приобретает эпичность, фактически перед нами — роман-эпос.

Язык профессиональный, лаконичный, выдержанный, точный, читается легко.

Отлично описана северная природа, северный быт.

Хорошо прописана социальная структура общества, обычаи.

Великолепно показан конфликт нового-старого при сломе традиции, природа власти, как возникает новая социальная структура, собственность (сразу чувствуется историк-профессионал), как перерождаются люди, вкусившие власти, как раскручивается маховик террора, — и все в динамике, в действии.

Действия героев психологически обоснованны, мотивированны.

Речи героев хорошо стилизованы, причем в меру, без злоупотребления архаизмами и нарочитыми просторечиями, создают ощущение естественного живого языка.

Интересна смена перспективы в последней части (раз! — и ты понимаешь, что весь «первобытный мир» Головни — это захолустная окраина в целом цивилизованного мира).

Из замечаний:

- иногда не хватает психологической индивидуализации героев (многих различаю только именам);

- глава про «черного пришельца» Манессе — несколько ломает структуру повествования (всё вроде идет «по линии Головни и Ко», а почти в конце — раз, и новый герой из ниоткуда).

Но в целом — отличный роман! К чтению рекомендуется!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я всегда думал: как древние люди развивали своё общество, как образовались зачатки современной цивилизации? В этом романе видно стремительная эволюция от родо-племенного строя к автократии, от веры в силы природы и различных табу — к монотеизму, и даже технический прогресс. В иронии автору тоже не откажешь — чего стоит проходящее через весь роман «во славу науки!», да и пришельцы (не те, о которых вы подумали) веьсма оригинальны. Читается интересно, на одном дыхании (я серьёзно), при этом бурное развитие сюжета не мешает описаниям различных деталей — мир получился целостный и живой. Рекомендую!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх