fantlab ru

Филип Пулман «Прекрасная Дикарка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Оценок:
105
Моя оценка:
-

подробнее

Прекрасная Дикарка

La Belle Sauvage

Роман, год; цикл «Вселенная Тёмных начал»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Одиннадцатилетний Малькольм Полстед и его деймон Аста живут с родителями мальчика в гостинице «Форель» под Оксфордом. На другом берегу Темзы (по которой Мальком частенько плавает в своем любимом каноэ «Прекрасная дикарка») находится Обитель Годстоу, где живут монахини. Мальком узнаёт, что у них гостья, малютка по имени Лира Белаква…

© Перевод аннотации Anahitta
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2018 // Аудиокнига года читает Мартин Шин

лауреат
Books Are My Bag Readers' Awards, 2018 // Для старшего школьного возраста

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2018 // Премия "Путеводная звезда" за книгу для подростков

номинант
Локус / Locus Award, 2018 // Подростковый роман

номинант
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2018 // Переводной подростковый роман фэнтези (Великобритания)

номинант
South Bank Sky Arts Award, 2018 // Литература

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2019 // Переводная детско-юношеская книга НФ или фэнтези (Великобритания)


Книга Пыли. Прекрасная Дикарка
2018 г.

Издания на иностранных языках:

La Belle Sauvage
2017 г.
(английский)
Книга пилу. Чарівна дикунка
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я в восторге. В абсолютном, щенячьем восторге.

Я прочитал «Темные начала» в 2013 году и, помнится, остался немного разочарованным. Не в плане сюжета, а в плане нераскрытых вопросов. Но вот, спустя 18 лет, Филип Пулман вновь открывает двери в мир алетиометров, деймонов, Магистериума... и Пыли.

Главный герой — мальчик по имени Малкольм (который, кстати, встречался еще в Темных началах) — волею судьбы оказывается в водовороте шпионских страстей, опасных приключений, драк, погонь и уходом за маленькой девочкой Лирой Белаквой, которой интересуются все, от преступника Боннвиля до Дисциплинарного Суда Консистории.

Книга очень динамичная, интересная, интригующая... Филип Пулман определенно умеет писать и интересно, и волнительно.

Книга Пыли — не приквел и не сиквел, это абсолютно другая история.

Очень советую ознакомиться, эта книга не должна пройти мимо вас!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не ожидал, что вернутся в мир деймонов и Магистериума будет настолько приятно и уютно. Даже не смотря на преследование ученых за ересь, правление церкви, тайную полицию и еще много всякого. Мир, описанный Пулманом, такой же, каким я его запомнил — как мягкий и теплый плед. Почему? Не знаю.

Но сама книга оказалась, хмм, как бы сказать... Она хорошая, интересная, динамичная, но оставляет в замешательстве.

Первая часть, а именно, история о Малкольме, появлении в монастыре по соседству Лиры, игры разведок, шпионаж, странный мужчина с трехногой гиеной... Это было прекрасно. Все фанаты «Темных начал» знают, что случится с Лирой, а вот что случится с Малкольмом — тайна.

Но вот вторая часть, она странная. Роман превращается из конспирологического детектива (если позволите такое сравнение), в сюрреалистичный «роад муви» — Малкольм, на лодке, вместе с помощницей из монастыря (и не только) Элис, путешествуют во время потопа в сторону Лондона. И там начинается такое... Эльфы, ведьмы, речные боги, странное посмертие(?), и чем дальше, тем страннее становится рассказ. Как говорила Алиса — «Все страньше и страньше! Все чудесатее и чудесатее!».

Время от времени, то тут, то там, появляются знакомые всем герои — Фадер Корам, миссис Колтер, лор Азриэл. И эти эпизоды украшают книгу, жаль что их мало.

Также автор, устами главных героев, поднимает много интересных вопросов, как о деймонах, так и о политике Магистериума. А Лига Святого Александра, которая предлагает детям доносить на своих родителей, сверстников, учителей — достаточно явный поклон «1984».

В итоге фанаты получили возможность вновь погулять по улицах Оксфорда, окунутся в мир деймонов. Книга получилась совсем не обязательна, но очень хороша в роли дополнения к основной истории.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книжка — предыстория к собственно трилогии. В ней рассказывается почему девочка Лира Белаква выросла без родителей в колледже, откуда у нее альтиметр, почему такой интерес к Пыли и вообще больше рассказывает об этом необычном мире. Мире где у каждого человека есть второе «я» -деймон, выглядящий в виде животного.

А непосредственно это история о Малькольме — мальчике, родители которого содержат гостиницу «Форель». Он учится в школе, помогает монашкам в соседнем монастыре, и у него есть увлечение — лодочка-каноэ. Кажется, что может быть необычного в такой мирной жизни в городе Оксфорде, который и не столица даже? Но автор создал целую чрезвычайно увлекательную историю. С шпионами, погонями, впечатляющим описанием наводнения. И сам главный герой очень интересный — он любознательный (иначе он и не попал бы в историю), всегда готов научится чему нибудь новому, и не погодам самостоятельный.

В общем получилась очень интересная книжка вроде бы для детей, но вполне подходящая и взрослым. Читается она легко, на одном дыхании, написано очень интересно, и в тоже время неторопливо и обстоятельно. Ну и еще в ней сильны даже не совсем антирелигиозные, даже антитоталитарные мотивы.

Хм. 1. В начале книжки при описании Фардера Корама упоминается, что его деймон, очень красивая кошка, и Лира будет любоваться ей через десять лет, а потом еще через десять. (Наверное, все таки «Янтарный телескоп» не конец)

2. Первые книжки, которые Малькольм взял почитать у мисс Релф были «Труп в библиотеке» и «Краткая история времени». Как ни поразительно, книги с такими же названиями существуют и в нашем мире.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор известен своей антирелигиозностью, что отображается и в данном цикле. В этой книге нам показывают мир, удивительно схожий с 1984 Оруэла, тот же тотальный контроль, промывка мозгов и запрет инакомыслия. Даже описывается момент, когда ребенок сдал церкви своих родителей, точь-в-точь как у Оруэла, разве что там была не религия, а автократия.

История не блещет какой-то оригинальностью, чего-то нового я не увидел, полагаю, сею трилогию как раз и можно будет читать перед основным циклом. Хотя автор все же попытался внести какие-то новые элементы, вроде морского великана, феи и какого-то очередного мира мертвых, но выглядит это не особо впечатляюще. Главный герой другой, иных миров нет, ведьмы появляются вскользь, медведей нет, главный антагонист не вызывает каких-то ярких эмоций, пусть он и сумасшедший, но тупой и нелепый, самое то для противников-детей. Нечто подобное можно сказать и о ДСК, они вроде есть, но погоды особо не делают, бегают где-то на фоне, мол, их надо бояться и от них следует бегать, что и делают герои.

Первая половина напоминает дешевый детектив с ребенком в главной роли, из-за чего история кажется детской и нелепой, хотя для детского чтива слишком много насилия и сексуального подтекста, в том числе и с несовершеннолетними. Вторая часть — роуд-муви в антураже потопа.

7-/10 — история вообще никак не впечатлила, хотя и не то, чтобы прям плохо. Некоторые моменты были неплохи, но в общем история какая-то лишняя, написанная будто между делом, когда как все ждут продолжения, а не приквела о других персонажах, которые в будущем никак не влияют на сюжет. Лучше про отца и/или мать Лиры прочитать. Хотя это лишь первая часть трилогии, но как-то сомнительно, что главные действующие лица изменятся.

Один из основных минусов — перевод. Книгу переводят не те, что переводили основную трилогию, что очень заметно. Язык мне показался довольно скудным, невыразительным, что на фоне однообразности и серости сюжета, превращает роман в скупое описание событий.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смотрел я как-то достаточно не плохой такой фильм, «Золотой компас» называется, — яркая сказка, которую можно с удовольствием посмотреть и взрослым. Узнал, что это, дескать, экранизация мирового бестселлера Ф. Пулмана. Захотел ознакомиться, но чтоб два раза не вставать, решил начать сразу с приквела с таким, уж не знаю, живописным или многообещающим названием — «Прекрасная дикарка» и совой на обложке. И вот делюсь впечатлениями.

Во-первых оказалось, что «Прекрасная дикарка» это обычная лодка, каное, которой не шибко ответственные родители разрешают плавать по Темзе своему одиннадцатилетнему пацану, герою романа, Малкольму, куда и когда ему вздумается. Во-вторых и сова тоже оказалась не при чём... Да уж, от названия я ожидал нечто другого и в то же время большего. Да и современных детей на лёд одних отпускать нельзя — найдут где и утопятся, а тут вообще, мальчонка до того распоясался, без присмотра родителей, что дождался потопа, взял ещё подругу на четыре года старше, чужого младенца на подгузниках и молоке, посадил к себе в лодку и уплыл в Лондон искать ребёнку отца. Понятно, что общественность тут же возмутилась и в лице каких то двух противоборствующих организаций пустилась следом, правда уже не на вёслах, а на моторках и вертолётах. Тут же за ними увязался какой-то маньяк Жерар Боннвиль, из этих, из учёных, видимо свихнувшись на почве этой самой пыли. Маньяк хотел заполучить себе девочку, но тут я немного не понял, сначала он вроде бы хотел меньшую, а потом начал кидаться и на ту, что по старше, а может он себе задумал и сразу обеих, как то так.

Книга не ровная по сюжету: первую половину занимают спокойные монотонные описания, как этот Малькольм туда-сюда пошёл, туда-сюда поплыл, там помог, тут помог. Он вообще примерный и всем безотказно помогает, со сверстниками не играет, только дай уроки поучить и помочь кому-нибудь. Потом в школу пошёл, в шпиона поиграл, ставни делал, столы протёр и т.д. Нудно короче. Потом река понеслась, за ней сюжет, стало интересней. Так я даже начал колебаться между 6 и 7 в своей оценке, если первую половину отбросить — то оценка выше.

Но ещё мешают несуразности. Как я уже сказал, 11-летний парнишка который между школой и уроками выбирает вместо поиграть со сверстниками каждый день кому-нибудь помочь — родителям в таверне (дел невпроворот), в монастыре на кухне, плотнику в мастерской и т.д — вызывает у меня сомнения в плане, а давно ли автор видел детей? И вообще как он всё это успевает, ведь в один (каждый) день, кроме школы и домашки, он успевает помочь им всем ещё и сплавать сдать отчёт по шпионажу, ещё и прочитать несколько приличных по объёму книг, походу каждую неделю... Хотел бы и я быть таким продуктивным. Потом, не понял из этой книги концепцию деймонов. В фильме они смотрелись забавно, но какую они функцию выполняют кроме антуража и зачем их придумал автор осталось для меня загадкой. Потом, витает в этой книге некое ожидание важных событий, которые должны будут произойти когда-то, но не в этой книге. Потом контраст между моторками, вертолётами и с ощущением времени по сути средневековья, плюс эльфы, умертвия какие-то... Всё это со знаком минус. И на Оруэла ничего похожего не нашёл, а вот Павлики Морозовы, да, присутствуют, может это было зарождение коммунизма? ;)

В общем прочитать то прочитал, но не в восторге, даже продолжение про компас расхотелось пока читать, но может оно поинтересней?

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приквел

Пользуясь старыми эскизами, Март наметил композицию, стараясь, чтобы похоже было понемногу на всё (второй закон шлягера: новая мелодия должна походить на три мелодии сразу): на Телемтана, Глазунова, Шерера, на позднего Дюпрэ – когда он выдохся и стал копировать себя раннего «Путь побежденных» Лазарчук

Мы говорим «Пулман», подразумеваем «Темные начала». При том, что написано у него в десять раз больше знаменитой трилогии. Отчего так, ополовиненный закон Парето (по нему, напомню, результативными бывают двадцать процентов наших усилий, в то время, как восемьдесят не увенчиваются сколько-нибудь ощутимыми успехами). Поди разбери, да и неважно это, когда так мощно выстрелила трилогия: миллионы поклонников,переводы на все мыслимые языки, аудиокниги, театральные постановки, полный метр и сериал. О чем еще и мечтать литератору?

О повторении успеха? А когда ты уже создал проработанный до детальных мелочей, уютный и логически непротиворечивый мир естественно не рыскать серым волком по литературным весям и пажитям, но вернуться в него. Да и сделать что-нибудь, что хотя бы приблизилось к тому феерическому взлету, за двадцать лет не случилось. Для таких случаев существуют сиквелы — уже написаны ( Lyra's Oxford ; Once Upon a Time in the North). И приквелы.

«Книга Пыли» это как раз предыстория, знакомящая читателя если не с появлением Лиры в мире Темных начал, то уж с приключениями, пережитыми ею в самом раннем беспамятном младенчестве. Малышку, дочь могущественного харизматичного и славного в высших кругах девиантным поведением лорда Азриэла укрывают от злобы врагов в монастыре, монахиням которого помогает на общественных началах славный мальчик Малькольм, сын владельца трактира «Форель», что по соседству. Етишкин тришкин, что за сопли на мармеладе, вы можете представить, чтобы пацан, загруженный по самое не хочу учебой и работой в семейном заведении выбирался еще кому-то там помогать?

Вот и я не могу. И это только самое начало, но первая ощутимая фальшь в картине нового мира настораживает уже на старте. Шестимесячная малышка появляется в монастыре внезапно и должна бы быть тайной, но соседний городок скоро узнает о ней, а Малкольму даже удается познакомиться с чудесным дитем, тотчас же сделавшись преданным рыцарем. Большой мир, меж тем, проявляет к девочке настойчивый интерес, не всегда доброжелательный, и в один не прекрасный день мальчику приходится взять на себя роль палладина, спасая даму (или Грааль этого мира?)

В книге находится место множеству политических интриг, сращению религии с государством и тотальному контролю над подрастающими умами (больше похожему не на мыслепреступления и Большой Брат смотрит из 1984, а на историю Павлика Морозова), бегству от жестокого убийцы, природному катаклизму, уйме приключений и встреч, характерных для спагетти-вестерна, мифологии, психоделике, собственному варианту загробного мира. Не находится живым героям и по-настоящему захватывающей истории.

Может показаться, что я как-то особенно скептически настроена к «Прекрасной дикарке» (это, кстати, всего лишь название лодки), но объясните мне кто-нибудь, почему ярый антиклерикал Филип Пулман кладет в основу романа историю Марии и Иосифа? Ну хорошо, изрядно разбавив мотивами Артуровского цикла, макиавеллизмом и шпиономанией. Неладно это, воля ваша.

Шпионить можно где угодно и про что угодно. Любой человек может оказаться шпионом, в том-то и дело.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх