FantLab ru

Скотт Вестерфельд «Последовательность»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Голосов:
155
Моя оценка:
-

подробнее

Последовательность

Succession

Цикл

Аннотация:

Земляне уже тысячи лет заселяют всю галактику. Империя восьмидесяти планет, император которой подарил людям бессмертие, столкнулась с цивилизацией риксов, целью которой является создание сверхразумов и «распространение» их по галактике.

И теперь две колоссальные силы готовы вступить в войну, в которой могут быть уничтожены целые миры. На острие разгорающегося конфликта оказались двое — женщина-сенатор и мужчина-капитан боевого корабля. Что поведет их сложными путями политики и войны — верность императору или верность любви?..

© VAI

Содержание цикла:

7.61 (221)
-
4 отз.
7.76 (195)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 8-е место (дилогия)

Похожие произведения:

 

 


Вторжение в Империю
2004 г.
Корабль для уничтожения миров
2005 г.
Корабль для уничтожения миров
2006 г.
Империя Воскрешенных
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Risen Empire
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это — большой и очень интересный роман из двух книг. Добротная научная фантастика, далекое будущее, галактика заселена людьми и две силы, показанные в романе — Империя 80-ти планет и цивилизация риксов — только часть общегалактического человечества. Впрочем, эти части существуют сами по себе, о других цивилизациях есть только редкие упоминания. И если бы политика риксов, сама цель их существования не предусматривала экспансию с целью насаждения повсюду гигантских искусственных разумов, Империя так бы и не знала, кто такие эти риксы. Но они столкнулись.

В фантастике, точнее в жанре НФ, очень немногим авторам удается придумать мир, насыщенный большим количеством технических подробностей, описать все эти чудеса техники и при этом сделать основной акцент на чувствах и взаимоотношениях людей.

Чудеса эти придуманы весьма изобретательно – расцвет нанотехнологий, генетическое конструирование, синестезическое восприятие информации – размах техники будущего поражает, причем именно тем, что прорисован он в мелочах, с точки зрения людей, живущих в этом мире, повседневно использующих эту технику, и тем, насколько сложно людям всем этим управлять, особенно в экстремальных ситуациях.

Один простой пример – в этом мире людям известны ЧЕТЫРЕ вида гравитации, все они покорены и изучены, но когда корабль идет с десятикратным ускорением, людям в нем очень неуютно – гравитация нестабильна, человек может потерять равновесие, а то и покалечиться.

Но все это, повторяю, лишь антураж, условия существования героев книги, которыми попеременно являются то люди, то риксы, то вообще искусственные разумы. И понятно становится, что люди остались людьми – как и наши современники, они способны на преданность и на измену, им не чужды самоотверженность и властолюбие, понятие долга и любовь…

По сути, именно любовь движет главными героями – женщиной-сенатором и капитаном боевого корабля, помогая пройти сквозь любые препятствия, вплоть до межзвездной войны.

Книга написана достаточно жестко – чего стоят описания пыток, через которые пришлось пройти ГГ – это ж надо было такое придумать! – но без какого-либо любования этой жесткостью. Язык вообще весьма хорош, книга читается легко и с большм, неослабевающим интересом.

Вообще-то непонятно, почему автор настолько мало известен у нас – на Фантлабе его страницу почти никто не посещал, да и я заглянул только потому, что другой роман автора, «Левиафан», получил премию «Локус». Впрочем, «это я удачно зашел» — теперь Скотт Вестерфельд – в числе моих любимых писателей.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно шикарнейшая фантастика. Рекомендую читать всем, кто любит и ценит НФ. В современное время лично для меня трудно встретить такое произведение об открытом космосе которое бы захватило всего целиком, без остатка.

В фэнтези кажется довольно все просто, придумай мир или планету и собственно никаких преград для творчества нет. Пусть герои летают, делают из твердого камня журчащую воду, пусть огромных драконов превращают в маленьких забавных осликов, да все что угодно. Парочка заклинаний с соответствующим названием и готово. Главное тут это мастерство автора преподнести этот мир, его оригинальность, прописать характер героев, увлечь читателя сюжетом построенном на квестах, тайнах, интригах или на отношениях между участниками событий. У тех у кого туго с фантазией берут готовые шаблоны про орков и эльфов, простенькие квесты в компьютерных играх и тд. Те авторы, что стремятся быть оригинальными, те кропотливо выписывают логику, магию и историю нового уникального мира. За это конечно им честь и хвала.

Но не так все просто с фантастическими произведениями. Да разумеется и там герои могут летать аки птицы, превращать один химические элементы в другие и выдерживать глубокий космос или даже попасть в черную дыру. Но и задача у автора будет посложнее. Описать законы, открытия, перегрузки, результаты декомпрессии и принципы действия тех или иных сил или устройств и прочее. Учесть существующие принципы астрофизики, химии, или поддержать новые спорные теории. Иначе произведение в котором два бравых земных космодесантника без всяких защитных средств ведут многочасовую перестрелку из порохового оружия где-нибудь на солнечной стороне Меркурия никто и читать не будет. И тут задача автора найти тут грань, где постоянное описание новшеств, которые будут доступны человечеству в будущем, пойдет произведению лишь на пользу.

И я считаю Скотт Вестерфельд справился с этой задачей блестяще. Читая эти две книги я был не только захвачен сюжетом, но и предоставил автору рассказать мне как он видит будущее. И техническую сторону вопроса и социальную сферу. Как могут происходить боевые действия в глубоком космосе или в планетарной системе. Даже больше скажу, это пожалуй одно из лучших произведений боевой фантастики, которое я читал за последнее время. А боевые действия начиная от освобождения заложников на поверхности планеты и заканчивая многочасовой битвой двух кораблей в космосе занимают большое количество в этих книгах.

Отдельно спасибо автору за характеры героев, все они описаны превосходно, каждый имеет свою историю, свои мотивы совершать те или иные действия. Даже Дом, милый Дом, и тот, хотя и является искусственным интеллектом, и тот вызывает симпатию и похвалу. Прекрасную половину (и не только) возможно заинтересует романтическая сторона цикла, взаимотношения двух главных героев, хотя они и провели вместе всего несколько дней.

Тут я заметил отзыв Вадима Панова (который является уважаемым мною автором) о том, что эти книги о предательстве. Не слушайте и не верьте. Полная чепуха. Слушать такое от вполне известного автора книг довольно дико. (Хотя нет, извиняюсь, не дико, а даже тенденция. Был уже такой любитель ночных и дневных пилюль, хорошо начал да весь сплыл).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как вообще можно поступок героя, где он, между сохранением тайны одного чувака, который возомнил себя богом, и жизнями сотен миллионов людей на планете, выбирает спасение жизней назвать предательством у меня в голове не укладывается. Что-то видимо сдвинулось у некоторых индивидуумов в оценке.
Это наоборот книги о верности собственным принципам и идеалам которые являются общими для всего человечества, проверка на то правильно ли тебя воспитывали родители и те ли книги ты читал в детстве, о том что жизнь тысяч и миллионов людей выше воли правительства, и том что слепо следовать приказам без участия мозга могут лишь зомбированные люди. Это не преувеличение. В этом цикле, группа людей, которые физически не могут даже подумать об измене существующей власти, иначе будут наказаны болью, и готовы за эту власть убивать так и называются, зомби. Я конечно понимаю, что возможно для кого-то клятва или долг перед властью выше моральных принципов. Но лично для меня высказанные вслух слова это в первую очередь договор, между двумя искренними и открытыми партнерами. Ты честен и заботишься о благополучии партнера, и с тобою честны и открыты. Касается это войны, политики или просто личным выбором между отношениями людей, не важно. Когда же оказывается, что твой партнер, муж, жена, директор фирмы, император, президент и тд, обычный лгун мошенник, и специально ввел тебя в заблуждение, то ни о каких действующих соглашениях для разумного человека и речи быть не может.

А то вдруг окажется, что ты рогоносный муж женщины, которая не скрываясь имеет десятки любовников на стороне, несмотря на брачные узы, которые подразумевают верность партнеру. А тот голый мужик в шкафу там просто ждет трамвая. И разводится нельзя! Не дай бог кто-нибудь назовет тебя предателем и трусом, который клялся жить в любви и согласии перед лицом Гименея. А теперь удумал сбежать от такого «семейного счастья».

Или вдруг окажется что ты, например, рядовой армии, оккупировавшей чужую страну, куда тебя привезли на «учения». Сзади тебя несколько девизий таких же «неизвестных космодесантников». И вот целишься в местного жителя из супер пупер бластера, а твой «император» не моргнув глазом на весь мир по всегалактическому ТВ в это самое время говорит, что, дескать, нет там никаких армий и дивизий, и тебя нет. А если и есть, то только аборигены, а бластер ты на свои деньги купил в сельпо и вообще это все всем кажется. И тут конечно сам для себя уж выбирает. Либо осознание что ты в своем уме и у тебя еще есть честь и собственное достоинство, убеждения и малейшее понимание добра и зла. Либо же согласиться тоскливо, что мол «да, меня тут нет, это все происки проклятых врагов Родины» и идти тупо выполнять приказы своего «императора» в чужой стране.

Читайте книгу, не пожалеете. Несмотря на технические термины, отвлечения и даже недосказанность некоторых вещей (и парочку явных дыр и именно это не позволило мне поставить 10), это увлекательное, полное тайн и открытий произведение. Книга о любви и ненависти, о столкновении разных взглядов на жизнь, разных культур, и даже разных космических цивилизаций. Каждый, мне кажется, найдет в книге свое, о чем можно поразмышлять, отвергнуть, согласиться или даже восхититься.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для кого-то такие романы открывают автора, для кого-то закрывают. Я из последних. Если смотреть поверхностно, с точки зрения поразвлечься, типа думая, то текст хороший. Достаточно хорошо написанный и захватывающий... Но если немного отстраниться от текста и подумать про историю и про придуманный мир, то восторгов должно сильно поубавиться. Во-первых, автор явно не знал какая тайна будет ТОЙ САМОЙ СТРАШНОЙ ТАЙНОЙ, иначе бы... Империя, построенная и держащаяся на технологии как бы бессмертия — придумано здорово, но нелогично, до чертиков, а учитывая ту самую страшную тайну первой жертвой, которой должен стать был сам император (не говоря уж о его кошках) — нелогично вдвойне. Далее. Космоопера вещь классная, но космических сражений в книге по сути нет, столкновение всего двух кораблей не тянет даже на войну, что уж говорить о масштабах космооперы 30х-40х... Далее враги империи, круче которых даже яиц нет... Круты настолько, что непонятно зачем было посылать только десяток, если в два раза большее количество суперженщин могло бы просто разнести всю планету в мелкую пыль... Нелогично, недообъяснено, и в конце концов история просто незаконченная. Вспоминая цитату из Профессора «придумать зеленое солнце легко, трудно придумать мир, в котором оно выглядело бы естественным», можно констатировать, что мир цикла «Последовательность» абсолютно неестественен, но читается вполне неплохо.

P.S. Насчет проработанности деталей.. Как вы думаете, что такого мог увидеть врач, обследующий тело погибшей 12-летней девочки, чтобы сразу понять, что там что-то не в порядке? Вот-вот, автор тоже этого придумать не сумел.

P.P.S. Помните «грозные границы» Майкла Гира? Может наукообразности и всяких других претензий там было меньше, но как экземпляр космической оперы 90-х годов, тот сериал просто на порядок лучше творения Вестерфельда начала 2000х.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Если чего-то нельзя, но очень хочется — то можно». История предательства. История о том, как амбиции и трусость двух ключевых игроков на политическом поле рушат оплот человеческой цивилизации. Вестерфельд стыдливо оставляет за скобками тот факт, что примерно через полгода после финального абзаца, все восемьдесят миров окажутся под контролем рикских планетарных разумов и делает вид что его персонажи чуть ли не спасители.

По самой же книге разбросано столько нелепостей, что о них даже лень говорить.

Оценка: 2
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал эту дилогию под одной обложкой, как «Империя воскрешенных». Читать не бросил — значит, романы неплохие. Однако особого восторга они также не вызвали. Плюсы книги — проработанный мир, подробные описания сражений, достоверная физика Космоса. Минусы — часть персонажей картонные или шаблонные (помощник капитана «Рыси» — яркий пример шаблонного и скучно-предсказуемого персонажа), противники людей — классические ИскИны, которые зачем то решили повоевать со своими хозяевами (на мой вкус, конфликт надуман). Книга — яркий образчик космооперы-боевика. Никакой философии, социальной нагрузки и дополнительных слоев смысла. Все ярко, динамично, просто и поверхностно. У меня лично последняя треть дилогии вызывала скуку, так как уже понятно было, чем все закончится. Идеальное чтиво для подростка, который любит НФ. Для меня, как человека, более зрелого — скучновато и слишком просто. Поэтому ставлю 6 из 10.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эпиграфом я бы поставил: «Любовь побеждает смерть»... Но не всё так гламурно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Присутствует модная гомосексуальная романтическая линия даже, для пущего гламура

Вестерфельд снял противоречие между бессмертными, не-бессмертными и биомеханическими трансгуманами, людьми (в нашем понимании) и разумными сущностями «из машины». Война есть, но это конфликт интересов.

Есть очень неполиткорректные смыслы, писать о таком можно только в фантастике и только между строк (совсем как в старые добрые советские времена).

Минус один балл за то, что это не два романа, а один, на самом деле. И он слегка «растянут» автором

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротная научная фантастика. Неплохо описанный мир будущего (центральная планета). Отличные космические сражения (правда, масштабных боев нет, описывается поход одного корабля). Интересные персонажи, как люди, так и искусственные интелекты.

Не очень внятный финал.

Любителям научной фантастики вполне можно рекомендовать.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Последовательность» (или же «Империя воскрешенных», если вам достался вариант, при котором «Вторжение в Империю» и «Корабль для уничтожения миров» находятся под одной обложкой) произвёл на меня сильное впечатление. До этого мне не приходилось читать НФ про космос (с физикой и подобными науками у меня проблема), потому что я боялся не понять сути. Однако Вестерфельд создал такой роман (а это именно роман, а не дилогия; здесь дело в том, что издатели не стали в самом начале печатать всю книгу в одном томе, потому что это выйдет под 800 страниц; позже это было исправлено), который будет понятен даже тем, кто не особо знаком с точными дисциплинами.

Я оставил более подробные отзывы к каждой части романа, теперь постараюсь перечислить плюсы и минусы.

Плюсы:

+ замечательный язык

+ море экшена

+ красивая композиция — множество героев, несколько временных планов повествования

+ эпилог первой книги — это пролог второй книги (красиво)

+ есть сноски, пояснения. Приятная мелочь

+ есть даже небольшая глава-введение. И хотя она вложена во вторую книгу, это всё равно большой плюс

+ текст способствует отличному визуальному образу. Роман можно смело экранизировать

+ мне понравилось нечто под названием «синестезия». Весьма разумное, удобное изобретение будущего. Я бы от такого точно не отказался.

Минусы:

- полное отсутствие юмора

- нет такого персонажа, который вызывал бы резкий негатив. Безусловно, Вестерфельд показал этим наличие цветов между белым и черным, однако я склонен считать, что нужен отрицательный образ. Без него малость сложно

- я так и не понял, как «Рысь» захватила Александра. Такое ощущение, что в тексте отсутствует небольшой фрагмент

- главные герои не умирают. Мне кажется, что 1-2 смерти точно не помешали бы

Автор так и не раскрыл нам, кто такие тунгаи, фастуны и лаксу. Гуманоиды? Совершенные люди? Вопросы так и остались без ответа. Не только эта, многие другие детали создают образ эрзаца мира. Мне кажется, Вестерфельд намеренно выписывал всё окружение с лаконичной точностью, словно овевал тайну двойным, а то и тройным дном. В сознание вкрадывается немного наивная мысль — «А не возьмётся ли Скотт дописывать этот роман? Пусть это будет даже спин офф, лишь бы тот же мир». Не скажу, что особо верю в продолжение, но мизерная надежда есть.

Итог: интересная книга. Красивый язык, сюжет, антураж. Поможет с пользой провести вечера недели.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная история, финал которой пришел слишком неожиданно. Читал читал и вдруг «спасибо что скачали книгу». Я рассчитывал на более выраженное подведение итогов, а если говорить совсем честно, то вообще на однозначный хеппи энд.

Читать интересно, но до заявленных масштабов не дотягивает. В центре истории всего 2 ярких персонажа. Остальные крутятся вокруг, создавая эффект присутствия.

Есть перспективные герои — пилот, аналитик, аппаратчики, чумная ось, но эти лица не получают достойного раскрытия. Вроде бы по ощущениям — безликая массовка, но наделенная своими особенностями. Интересными особенностями. Все-же Вестерфельду стоило дать им больше действий . Для сочности

Императорская тайна тоже такое себе разочарование. Зато подводили красиво, если бы тайна императора была товаром, то маркетинг тут просто огонь. Обмануты оказались не герои книги, а читатели.

Вполне комфортное и залипательное произведение. Хотелось бы еще.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный цикл получился у Вестерфильда. Я поставил 9 баллов. Мне не хватило в тексте развернутых описаний некоторых моментов, но в основном линия повествования выстроена удачно. Хотя с эмоциональной точки зрения и логики даны ряд противоречий, которые не укладываются в голове. Самое запомнившееся – это дилемма сенатора спасти 1 (любимого капитана) уничтожив цивилизацию с 1 стороны, и ее моральная мука, когда ей претит сама мысль о жертве 100млн ради триллионов. Хотя с другой стороны, в этом раскрывается вся суть любого политика, не так ли? И главная тайна, на которой держится сюжет тоже не впечатляет – бесконечная жизнь не бесконечна, а всего лишь 500+ лет?!!! Да это в 4-5 раз больше, чем есть у человека даже в условии развития технологий, нарисованного мира будущего, 80 миров. Уже за это Император получить должен был все свои почести и привилегии. НО как в плохом кино, элите, которая пресыщена всем чем угодно этого оказывается мало – и они просто в отместку за обман готовы уничтожить себя и всю цивилизацию. Либо здесь нарушена логическая последовательность, либо мое восприятие этого не может понять в силу различных причин. Концовка тоже остается не раскрытой. Может быть автор вернется к этому циклу и раскроет, что же произошло после бунта и выстояла ли цивилизация против предателей внутри и врага снаружи. Было бы интересно узнать продолжение. И да, за умный дом-нарушитель правил я накинул 1 балл к 8 )) Не знаю почему, но именно этот «герой» вносит какую то изюминку в текст.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я вообще редко схожусь во мнениях с В.Пановым, но в данном случае соглашусь на все 100%. Эти книги — о предательстве. Причем особенно неприятно становится от того, что автор явно симпатизирует героям-предателям.

Капитан, которому доверили сверхсовременный корабль и важнейшие государственные тайны просто-напросто плюет на свой воинский долг и делает что захочет. Дама-сенаторша, впрочем, как и полагается политику, озабочена исключительно собственным имиджем, но никак не благом государства.

Но помимо оды предательству это еще и ода «свободе». Именно в кавычках, потому что речь идет не о свободе как о состоянии неугнетенного духа, а о свободе как затасканном пропагандистском штампе.

Император — представитель единоличной власти, как это в наши дни модно в западной литературе, — тиран, самодур, лжец и далее по списку. Правда, в «тиранической» империи откуда-то взялись парламент, независимые журналисты и политики, но такие мелочи автор объяснить не удосуживается.

Император — зло как оно есть, но создать отрицательное впечатление о нем у читателя автору не удается. Наоборот, человек, победивший саму смерть и создавший прочный союз из 80 планет, который успешно противостоит даже технологически превосходящим его риксам, скорее вызывает симпатию. Значит, нужно приделать ему Сташный Скелет В Шкафу. На протяжении половины цикла я все ждал что же это за Ужасная Тайна Императора? Наверное, он лично топит котят, ест младенцев пачками и ворует у бабушек очки? Я ожидал по меньшей мере некого мрачного секрета наподобие источника питания Астрономикона в Вархаммере, когда тысячи людей-псайкеров питают титанический маяк своей ментальной силой, угасая за считаные месяцы. И что же в итоге?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказывается, бессмертые — не бессмертные, а просто долго живут. Ах, какой кошмар! Устои ниспровергнуты.

Остается, правда, неясным каким образом сам Император и его сестра-Первопричина протянули тысячи лет, если разоблаченный секрет бессмертия позволяет продлить жизнь лишь до 500-600 лет. Но тут автор снова не утруждается объяснениями.

В общем, главная сюжетная линия написана как будто под заказ политической моды. Это сильно бросается в глаза и очень заметно портит книги.

Но поскольку Вестерфельд — талантливый писатель, в романах нашлось место для весомых плюсов. Сам сеттинг вселенной «Последовательности» довольно оригинален и уверенно выдерживает требования к «твердой» НФ.

Описания технологий даны вскользь, но читать о них интересно. Очень понравились описания сражений, особенно электронных «боев», длящихся доли секунды.

Присутствуют несколько необычных героев. Отдельной похвалы заслуживает рядовой Бассириц — местный громила, но представленный не как качок, а, напротив, как ловкий и подвижный живчик.

Резюме. Цикл стоит прочитать ради собственно научной и фантастической части. Кроме того, если вы не испытываете жестокой аллергии на навязчивую пропаганду бунтарства и неповиновения, основной минус романа вас не заденет.

Оценку поставить затрудняюсь, ибо плюсы и минусы дилогии настолько разноплановы, что как-то соединить их практически невозможно.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я поставил восьмерку. Читалось хорошо. Здесь даже не столько фантастика, сколько триллер или боевик — тайны, погони, предательства и интриги.

Время убивает неплохо. Второй раз читать, конечно, никогда не буду.

Кроме динамичного сюжета, других достоинств нет. Именно, что добротно. Ни замечательный язык, ни глубокие идеи, ни юмор, ни какие-то другие параметры, делающие из просто читабельной книги шедевр — не замечены.

Если есть желание читать динамичную сайенс фикшн — вполне подойдет для выходных.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тут один «гуманист» написал в отзыве, что он «не понимает, что происходит в головах тех людей, которые осуждают поступок Зая».

Что ж, я попробую объяснить ему, что же там такое происходит, а заодно выражу свое мнение о романе.

Как читатель я остался доволен циклом. Он написан вполне увлекательно, в нем одновременно соблюдены стандарты «твердой» НФ и привнесены оригинальные элементы. В других отзывах уже упоминались «электронные битвы». Они действительно — жемчужина романа и балл, а то и пару, стоит накинуть только за них. Еще лично мне очень понравилось множество мелких деталей, там и сям расставленных автором, которые делают роман очень живым. Сленг, специфические термины, описания вскользь, как будто читатель прекрасно знает о чем идет речь, технологий и реалий жизни, специфические словечки, «воришка-время» и многое другое — все эти мелочи заставляют книгу дышать, а читателя — жить в ней, а не просто наблюдать за «ходом пьесы».

В общем, «Последовательность» — это хорошая, качественная научная фантастика с выраженным уклоном в боевик. Несмотря на то, что я не согласен с ее идеологическим посылом, я бы рекомендовал ее к прочтению любителям жанра.

Недостаток у романа один, но довольно существенный.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Страшная тайна императора» откровенно слабовата и никак не тянет на компромат, способный подорвать его власть. Очень странно, что автор не додумался до гораздо более очевидного и оправданного варианта. Например до того, что для дарения бессмертия одному человеку, требуется убить другого (скажем, для изготовления имплантанта на основе мозговых тканей) или еще чего-нибудь в этом духе. Более того, император, сумевший продлить жизнь людей до 500 лет и успешно правящий сотней планет, несмотря на агрессию могущественного противника гораздо более симпатичен, чем интриганка-сенаторша, разжигающая политичекую борьбу в разгар войны. Да и само государство не выглядит тоталитарным — в нем есть парламент, большинство людей спокойно себе живут и даже идущая война с риксами их особо не касается.

Проще говоря, политический кризис совершенно не убедителен.

А теперь немного о головах и их содержимом.

Империя ведет войну с риксами. Риксы не ведут переговоров, не выдвигают требований, нечувствительны к потерям и согласны только на один вариант мира — свой. Единственное, что может их остановить, кроме физического уничтожения, это превышение необходимых для дальнейших боевых действий затрат ресурсов над потенциальными приобретениями. Принцип Клаузевица —

«цель войны — мир, хотя бы с какой-то точки зрения лучший, чем довоенный», воплощенный в чистой логике машины.

Напомню, что войну начали именно риксы, пытаясь подселять свои «серхразумы» на имперские планеты. И до предательства Зая война шла неплохо — во всяком случае Империи удавалось эффективно сдерживать риксов, обходясь сравнительно небольшими затратами. Как хорошо видно из книги война шла где-то на периферии и не затрагивала жизнь большинства граждан.

По результатам действий Зая война с риксами проиграна. Или, в самом лучшем случае, хотя бы сведение ее к паритету теперь потребует напряжения всех сил империи, участия в ней каждого гражданина и перестройки всей экономической и общественной жизни по принципу «все для фронта, все для победы». Очевидно, что если ранее сдерживать риксов удавалось малой кровью, которую, к тому же, проливали военные, то теперь потери будут исчисляться миллионами, а то и миллиардами и в массе своей это будут гражданские. В случае же полного поражения империи ее жителей ждет участь зомби под контролем сверхразумов.

Все это — не мои домыслы, а прямо описано в романе.

Первейший долг любого военного, как, кстати, и правителя государства — не допустить подобного развития событий. И если сложилась такая ситуация, что для спасения человечества требуется пожертвовать миллиардом человек, военный должен пойти на эту жертву, потому что гибель и порабощение ста миллиардов это хуже, чем гибель одного миллиарда. Профессия военного априори предполагает возможность столкнуться с убийствами и с тяжелым выбором. В том числе и с необходимостью исполнять суровые приказы. Тот, кто не готов к такому не должен выбирать профессию военного.

Однако наш «герой» легко жертвует будущим всего человечества исключительно ради того, чтобы не испачкать собственные ручки, а заодно ради сохранения благосклонности своей любовницы. Это называется предательство. И, по-моему, для того чтобы понять это совершенно не нужно быть семи пядей во лбу.

Таким образом, я бы посоветовал коллеге-гуманисту поменьше заглядывать в головы к окружающим и лучше повнимательнее присмотреться к содержимому своей.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх