FantLab ru

Нил Стивенсон «Криптономикон»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.51
Голосов:
1506
Моя оценка:
-

подробнее

Криптономикон

Cryptonomicon

Роман, год; цикл «Енох Роот»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Действие этого романа разворачивается в двух временных периодах: в 40-е, когда группа специалистов-дешифровщиков пытается взломать немецкую систему кодировки, и в настоящее время, когда внуки членов этой группы вовлечены в процесс поиска некой партии золота, пропавшей в ту самую Вторую Мировую.

Прочитав эту книгу, вы также узнаете много полезной и интересной информации о причинах появления современных компьютеров, о ключевой роли информации в войнах и экономике, а также о сходных способах работы компьютера, шифровальной машины, церковного органа, человеческого мозга и Вселенной.

Примечание:

Номинировался на British SF Award 2000.

В произведение входит:

6.90 (92)
-
3 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Енох Роот»


Награды и премии:


лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 1-е место

лауреат
Премия Барри Левина / Barry R. Levin Collectors Award, 1999 // Книга года

лауреат
Локус / Locus Award, 2000 // Роман НФ

лауреат
Мраморный фавн, 2004 // Переводная книга

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2013 // Зал славы

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2000 // Роман

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2000 // Лучший роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2000 // Роман

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l`Imaginaire, 2003 // Специальный приз / Prix spécial

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2003 // Зарубежный роман в 3-х томах (США)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第34回 (2003) // Переводной роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2006 // Научная фантастика (США)

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2010 // Зал славы

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2011 // Книга года. 2-е место (переиздание)

Похожие произведения:

 

 


Криптономикон
2004 г.
Криптономикон
2007 г.
Криптономикон
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Cryptonomicon
1999 г.
(английский)
Cryptonomicon
2000 г.
(английский)
Cryptonomicon
2012 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2007 г.

Издательская аннотация гласит: «Крипта. «Реальная» столица Сети. Рай хакеров. Кошмар корпораций и банков. «Враг номер один» всех мировых правительств. В сети нет ни стран, ни национальностей. Есть только свободные люди, готовые сражаться за свою свободу!» И, как это часто бывает, особенно с АСТ, она соответствует содержанию книги от силы на долю процента. В романе четыре сюжетных линии, из которых этой самой Крипты касается только одна — в девяностые годы ХХ века несколько предприимчивых молодых бизнесменов действительно пытаются создать такое виртуальное пространство, где было бы можно спокойно хранить и обмениваться информацией, не боясь шпионажа и всего подобного. Но ключевое слово здесь «пытаются», а увенчаются ли их старания успехом или нет, никому неведомо. Действие остальных трёх линий происходит на полвека раньше, в годы Второй Мировой войны, и героями их являются предки некоторых действующих лиц первого сюжета. Таким образом, книга делится на две неравных по объёму части: первая — это современный экономический триллер, вторая — вполне традиционный военно-приключенческий роман, и между собой, как поначалу представляется, эти две части ничем, кроме родственных связей некоторых героев, не объединены. Со временем, конечно, становится ясно, что это не совсем так, и описываемые события середины века не могут не оказать какого-то влияния на то, что происходит в его конце. В результате книга наконец воспринимается как единое целое, даже при том, что связаны её части довольно опосредованно, но, как бы то ни было, то, что происходит с её героями — это не самое важное. Главная отличительная черта романа в другом.

«Криптономикон» — это настоящий гимн, или даже, учитывая его объём, симфония, посвящённая разнообразным чудесам криптографии. Общим и детальным принципам шифрования и вскрытия шифров посвящены многие и многие страницы книги, содержащие множество расчётов, схем и даже просто вроде бы ничего не значащих рядов цифр и букв. Вставить в художественное произведение такой объём весьма специфической информации решились бы немногие. А передать эту информацию так, что всё это читается ничуть не хуже каких-нибудь хорошо прописанных экшен-сцен, смогли бы вообще единицы. И приятно, что Стивенсон как раз оказался одной из таких единиц. Разумеется, всё это введено в книгу не просто так, работа шифровальщиков и дешифровальщиков тесно связана с сюжетом обеих её частей. Понятно, что в современном бизнесе от сокрытия собственных секретов и от обнаружения тайн конкурента зависит очень и очень многое. А уж важность получения вражеской информации на войне вообще преувеличить невозможно. А ведь просто получить эту информацию недостаточно, надо ещё и извлечь из неё максимум пользы. Ну допустим — вскрыли британские шифровальщики немецкий код, получили возможность слушать вражеские переговоры, начали топить их подлодки одну за другой. Ясно, что противник тут же насторожится и все коды первым делом сменит. Какая-то польза, конечно, получена, но ведь можно, наверное, и большего добиться? Или вот задачка — вскрыв вражеский код, мы обнаружили, что враги несколько раньше успели вскрыть наш, но пользуются полученной информацией умно и осторожно. Свои коды, конечно, надо менять, но если это сделать внезапно и без видимых причин, это тоже противника, мягко говоря, насторожит. В общем, запутанное это дело — криптография...

А вот фантастики в книге почти что и нет. Далеко не сразу удаётся разглядеть сквозь толщу подчёркнутой реалистичности хоть какие-то фантастические элементы, как, например, острова Внутренний и Внешний Йглм в Британском архипелаге, жители которых говорят на языке из одних согласных, или, к примеру, такой странный персонаж, как Енох Роот. Так что к фантастике книгу причислить можно, хотя это не так уж и важно, по правде говоря.

Итог: весьма впечатляющее произведение, хотя местами всё же кажется излишне затянутым. Правда, как ни удивительно, затянутость эта проявляется большей частью вовсе не в тех эпизодах, которые отведены подробным описаниям работы шифровальщиков. По правде говоря, сомневаюсь, что захочу перечитать «Криптономикон» ещё раз, но о потраченном на него времени ничуть не жалею, даже скорее наоборот.

Оценка: 9
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2010 г.

Если расфокусировать взгляд и попытаться кратко обозначить своё ощущение от «Криптономикона», то это – колоссальная глыба, сверкающий айсберг. Но когда начинаешь вглядываться, понимаешь, что глыба эта не монолитная. Скорее, «Криптономикон» напоминает гору разноцветных драгоценных камней.

Нравится Вам такой вариант или нет, но в «Криптономиконе» Стивенсон рассказывает не одну, а тысячу разных историй, каждая из которых самодостаточна. А вот насколько и как эти кванты информации сложатся в единое целое, зависит уже от Вас. «Криптономикон» крайне требователен к своему читателю, не вынося и выбрасывая гостей поверхностных, невнимательных, неувлечённых. Этот отзыв может показаться излишне личным, но я постараюсь объяснить своё отношение к роману Стивенсона, показав, как я к нему пришёл.

Помнится в своё время мне очень понравилось название книги Макса Фрая – «Книга для таких, как Я». Так вот для меня «Криптономикон» — это как раз и есть «книга для таких, как я».

Читал я его два раза, точнее 2,25 раза.

Начав в первый раз, я проглотил 200 с чем-то страниц и понял, что при чтении теряю массу информации. Что её очень много, текст ей перенасыщен, а у меня в одно ухо влетает, а из другого сами знаете. Была бы другая книжка и бог бы с ней. Но то, что я читал, мне жутко нравилось. И было адски жаль терять хотя бы байт. Кроме того, я решительно не мог взять в толк, что же собственно меня так в «Криптономиконе» ухватило. Цитируя уважаемого Karavaev’а, «нравится, но хрен знает за что». Я, к сожалению, не Karavaev и не мог позволить себе такой расточительности, а потому бросил чтение и вернулся к началу.

К тому времени я уже взял на вооружение методику Уотерхауса, который был склонен применять приёмы математического анализа ко всем сторонам своей жизни, включая секс и поедание кукурузных хлопьев. Я создал текстовый файл, незатейливо назвал его «Крипта» и начал читать книгу сначала, внося в файл то, что меня так или иначе зацепило или пришло на ум в процессе чтения. Кто-то назовёт меня маньяком или просто чудаком, который занимается какой-то кропотливой писаниной, вместо того, чтобы просто наслаждаться процессом. Но ведь мы с Вами на Фантлабе! В месте, где группа увлечённых людей пытается систематизировать несистематизируемое. Кроме того, это занятие меня увлекло не на шутку и я просто не смог бы наслаждаться чтением «Криптономикона» в другом формате.

Литература в целом и «Криптономикон» в частности тоже являются частью вселенной. А значит подчиняются законам. Какой-нибудь мечтательный романтик скажет, что творчество нельзя оценивать по меркам физики или математики и презрительно фыркнет. Ну и пусть с ним, мы и его посчитаем. Кроме того я тоже мечтательный романтик, что мне ни капельки не мешает. Эти закономерности есть и они жестко определяют воздействие текста на читателя. Просто эти внутренние связи настолько сложны, многофакторны и неочевидны, что мы их не видим. Наиболее талантливые из нас их неосознанно ощущают и становятся гениальными писателями. Может быть для того, чтобы взломать эту «Аретузу», нужен компьютер размером с Солнце? Но я, являясь наглым выскочкой, взялся за работу с энтузиазмом, а помогла мне привитая за время написания диссертации системность и усидчивость.

Где-то за 1,75 месяца я закончил читать книгу. В результате мне достался файл с несколькими тысячами «квантов удовольствия», как я их назвал. Я рассматривал их так и эдак, группировал и пытался выявить некие закономерности, но только лишь уяснил, что за деревьями не вижу леса. Безусловно, всё это не было зря, и я смог чётко сформулировать многие мысли, которые до этого были лишь неясным ощущением, но до какого-то более глубинного понимания было очень далеко. Был сделан вывод – мало информации. Потом появились новые книги, новые мысли и я на время забыл про «Криптономикон».

Недавно я снова перечитал эту книгу. Уже без выписок, более отстранённо и, одновременно, гораздо более осознанно. В этот раз я смотрел телевизор из кресла, а не с расстояния в 5 см, когда изображение состоит из красных, синих и зелёных точек.

И только тогда я понял и смог сформулировать общую причину, за что мне нравится «Криптономикон». Просто за этим текстом мне видится такой человек, как Я (или по крайней мере такой, каким я себя вижу). Из за букв «Криптономикона» на нас смотрит автор, который любит и ценит красоту, но склонен искать систему во всём. Человек увлечённый и увлекающийся. Не такой, как все, немного чудаковатый и потому, как ни странно, успешный. Автор надвигающейся «Системы мира», от которой я даже не знаю чего ожидать...

Нил Стивенсон.

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2012 г.

Книга не произвела на меня никакого впечатления. Наверное, все дело в том, что я закончил мат-мех по схожей специальности. Прямо какая-то теория полугрупп для чайников, кое-где надуманная, кое-где, чересчур пафосная (например, кусок перл-быдлокода: вроде как смотрите, что мы умеем). Я вообще удивлен, где в этой книге кто-то находит занимательные факты или какую-то научность. Из научного здесь — только послесловие Шнайера.

Книгу спасает юмор, он не дает повествованию свалиться из псевдонаучного бреда в бред откровенный. Потому, читать интересно. Хотя строго говоря, ярких героев всего двое: Лоуренс, типичный ботаник-маньяк и Шафто (оба — они клонированы) — туповатый благородный сержант с философской жилкой. Остальное так, массовка.

Еще автор любит издеваться над японцами. Возможно потому, что японцы действительно такие, как здесь описаны.

Вот сейчас пишу отзыв и ловлю себя на мысли, что писать-то мне не о чем. Что было в этой книге? Множество героев перемещались туда-сюда в войну и в наше время. Приследовали ли они какие-то цели? Нет. Испытывали они душевные терзания? Тоже нет, кроме желания прошвырнуться по бабам. Дух войны? Дух предпринимательства? Ничуть.

За что же я тогда вообще ставлю 6 баллов? За то, что в целом все истории сошлись, явных логических пробелов не было. И за два момента: за письмо Ренди о поездке к куче золота и за описание тусовки бывшей подруги Ренди и рассуждения о плюрализме и технократической элите.

Наверное, прочтение этой книги и ее понимание создают иллюзию причастности к этой самой технократической элите. Больше я ничем не могу объяснить феномен сего произведения.

Оценка: 6
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2011 г.

«На стадионах аншлаг, в прямом эфире — беда.

Ты — виртуальный боец, твой псевдоним — Пустота.

Не трать мгновенья на то, чтоб реставрировать сны.

Когда в глаза смотрит вечность, за спиною костры.»

(Ермен Анти)

Очень долго боялся браться за эту книгу, несмотря на то, что она уже давно висела в моих индивидуальных рекомендациях на ФантЛабе. Был почти уверен, что на этот раз рекомендации заблуждаются – как в случае с «Террором» Симмонса, которому я поставил 8 баллов только из-за концовки. В случае с «Криптономиконом» отпугивающим фактором стал избыток математической и криптографической тематики, далеко не близкой мне. К счастью, роман Нила Стивенсона оказался гораздо более сложным и многоплановым произведением, чем могло показаться по аннотации.

В «Криптономиконе» сразу выделяются две группы сюжетных линий, «сейчас» и «тогда». Современная линия сюжета только одна – приключения программиста и бизнесмена Рэндалла Уотерхауза, вступившего в загадочную компанию «Эпифит», чьи амбициозные планы граничат с всемирным политическим заговором. В прошлом же читателю предстоит следить за странным переплетением судеб героев – математика, американского морского пехотинца, японского инженера, командира немецкой подводной лодки, — которые вряд ли когда-нибудь встретились в обычной жизни, если бы не одно обстоятельство – Вторая мировая война. Есть смысл рассмотреть и сравнить эти части.

Так вот, военно-историческая половина произведения показалась мне гораздо более увлекательной, чем современная. Безумные авантюры и невероятные операции отдела 2702, неспешные дружеские беседы ученых, судьбоносные для всего мира- ведь именно в этих беседах зарождалась концепция универсальной вычислительной машины – компьютера; простые и оттого особенно жуткие описания кровавых сражений и расправ над мирными жителями – в общем, война как она есть, со всех сторон, от уютных кабинетов президентов и маршалов, лабораторий ученых и вычислительных центров, где трудятся дешифровщики, до окопов на передовой и концлагерей. Главное мое опасение не подтвердилось – «Криптономикон» все же не роман о шифровальщиках и шифрах, а роман о войне и людях. Да, безусловно, в основном повествование вращается вокруг борьбы между криптографическими службами, но это, хотя и главная, но лишь одна из тем романа. Не меньше автора интересует психология людей, сталкивающихся с ужасом войны. Парадокс:для одних борьба с врагом – математическая абстракция, а для других – непрерывный и невероятный риск, но для победы их вклад одинаково важен.

Первая глава истории Лоуренса Уотерхауза сначала оттолкнула обилием математических рассуждений (в его разговорах с Аланом Тьюрингом). Но уже через пару страниц понял :елки-палки, а ведь все эти рассуждения – не что иное, как путь к изобретению компьютера! Как ученый-математик, Уотерхауз привык искать во всем скрытые закономерности. По своей натуре он наблюдатель; поэтому самое любопытное в его части повествования – это описания и наблюдения. Интересные сравнения быта и архитектуры Англии с американскими, причудливые гипотезы о природных шифрованных сигналах морских волн, описания структуры отдела 2702 и методов его работы – у автора отлично получилось создать героя с очень оригинальным мышлением. Уотерхауз только один раз, практически по недоразумению попадает на передовую, в основном для него война – это интеллектуальная битва криптографических служб.

Другое дело – Бобби Шафто, обычный морской пехотинец. Его задача в произведении – напомнить читателю, что война все же далека от изящных математических построений. Что цена тактических и стратегических ошибок – сотни и тысячи человеческих жизней. Параллельно с его сюжетной линией мы наблюдаем судьбу его друга-противника, японского солдата и инженера Гото Денго. Война приносит в равно степени горя всем – и захватчикам, и защитникам, и победителям, и побежденным. Самые страшные главы «Криптономикона» посвящены именно Гото Денго, именно его глазами мы наблюдаем крах японской военной кампании, превосходящие все мыслимые пределы злобу и отчаяние людей, сама ментальность которых отрицает возможность поражения. Жестокая абсурдность войны: выжить – значит, стать предателем. Сооружение секретного хранилища– это апофеоз безумия и жестокости, готовность множества людей убивать и умереть ради кучи золота посреди проигранной войны, на заваленном человеческими костями островке.

Но Бобби Шафто, сражаясь на стороне антигитлеровских сил, тоже теряет все.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Такое ощущение, что Бобби и Гото Денго поменялись судьбами. И в то время, как японский солдат отвергает безумный средневековый закон своей родины и принимает крещение, сержант морской пехоты США умирает как самурай, приняв решение, что лучше он будет для своего сына мертвым героем, чем живым сумасшедшим наркоманом. Крайне жестокий выбор, который сложно одобрить, но не повернется язык осудить.

Из вышесказанного можно составить ложное впечатление, что автор увлекается смакованием ужасов войны, но, к счастью, такого в романе нет и в помине. Нил Стивенсон пишет о войне в духе Хемингуэя – лаконично, сухо и жестко, почти документально, без лишних подробностей и эмоциональных оценок, без запугивания или романтизации – констатация фактов. Собственно, такой подход вполне оправдан, героям романа некогда рефлексировать и впадать в ужас, их задача – выполнить задание и постараться выжить.

Бобби – полная противоположность Уотерхаузу, человек действия, исполнитель. Он видит мир просто и четко, готов к любым неожиданностям. Его история наполнена мрачной иронией и невероятными поворотами сюжета. В результате контузии и пристрастия к морфию Бобби преследуют странные видения, в которых мы можем видеть картины его подсознания – сюрреалистические построения, в которых постоянно встречается демонический образ огромной ящерицы, китайского дракона, пожирающего трупы. Похоже, что ящер стал для него символом кровожадной азиатской военной машины, с которой он столкнулся в первые дни войны, символом древней, инстинктивной тяги к убийству и разрушению.

Стоит отдельно отметить Гюнтера Бишофа – немецкого офицера и командира подводной лодки, который, несмотря на его принадлежность к гитлеровской армии, представлен как достаточно положительный персонаж. На первый взгляд парадоксально, но гениальный и прославленный командир больше других устал от идиотизма войны, устал быть игрушкой в кровавой игре. Он находит себе другую, достойную задачу – послужить тайному обществу, транспортируя золотые слитки на сверхсовременной подлодке.

Что касается Еноха Роота – по отзывам и аннотациям я понял, что этот таинственный персонаж часто фигурирует в произведениях этого автора, но, к сожалению, пока не читал других его книг. Поэтому в «Криптономиконе» образ Роота мне показался не проработанным, излишне функциональным. Может быть, о нем можно больше узнать из «Барочной трилогии», которую я планирую рано или поздно прочитать.

«Современная» часть романа понравилась меньше. Рэнди – совершенно не близкий мне персонаж, и если в сфере информационных технологий у меня есть еще кое-какие знания, как и у всякого современного человека, то экономические сложности и тонкости для меня – загадка посложнее шифра «Энигмы». Первое время «современные» главы вызывали лично у меня стойкое желание пролистать их, просмотрев по диагонали. Немного интереснее стало читать, когда Ави раскрыл истинное предназначение Крипты – это, безусловно, вызвало глубокое уважение как к героям, так и к автору произведения. Пожалуй, как раз диалог о ППХ и есть самое сильное место в «современной» части «Криптономикона». Все остальное, включая банальный финал, выглядит довеском к «исторической» части. Да так, оно, собственно, и есть.

Идея Крипты кстати тоже вызывает некоторые сомнения. Как-то всегда встречал мысль о том, что сила Интернета – именно в его децентрализованности. Есть ли смысл строить «столицу Интернета» в таком случае? Ведь если у мировых держав окажутся слишком короткие руки, чтобы захватить Крипту, они точно так же могут попытаться отрезать ее от внешнего мира. В таком случае имело бы смысл существование нескольких подобных центров. Впрочем, в остальном идея вполне понятна и привлекательна.

У романа есть ряд недостатков – прежде всего, местами автора явно заносит в сторону наукообразности. Для кого-то это не препятствие, но лично меня, и, думаю, еще многих читателей утомляют длинные математические выкладки, описания различных технологий и криптографических систем. Некоторые из них кажутся совершенно излишними; не понимаю, например, как рассуждения о «велосипеде Тьюринга» помогают понять несложный, в общем-то, принцип работы «Энигмы». Тем более что простое и понятно объяснение этого принципа, приведенное в тексте романа, заняло в четыре раза меньше места. Также изрядно загрузило мозг описание математической системы дележа наследства с помощью системы координат, на которой по одной оси откладывалась объектино-материальная, а по другой – субъективная ценность каждого предмета. Впрочем, это скорее шутка для посвященных.

Еще один момент, который скорее забавляет, чем раздражает – герои романа очень много думают и рассуждают о сексе. Как ни странно, половой жизни героев почему-то отведена немаловажная роль в повествовании. Какое это имеет отношение к основной идее романа, как помогает ее получше раскрыть – это, наверное, знает только автор. В любом случае, мысль о влиянии либидо на способность к математическим вычислениям присутствует в тексте очень навязчиво. Впрочем, одна из основных проблем современной прозы – о чем бы ни писал автор, неизбежно в какой-то момент он начнет писать о сексе.

И финал, который многие ругают…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну да, плоский, хрестоматийный финал приключенческого романа – джунгли, взрывы, выстрелы, любовь и сокровища.
Ну а что вы таки хотели? Впрочем, это не финал, а, скорее, эпилог. Настоящая точка в романе была поставлена раньше: для «современной» части это – поклон Гото Денго, для «исторической»… обойдусь без спойлеров, пожалуй, прочитавшему все равно будет очевидно.

Достоинства произведения:

идея о гуманистической роли науки и научного прогресса;

правдивый и беспристрастный рассказ о войне, лишенный как романтизации, таки смакования «ужасов»;

проработанные образы персонажей, достоверный психологизм;

удачная попытка показать войну под новым углом зрения – глазами тайных криптографических служб;

причудливое сочетание документальности с мистификацией;

идея о высшем предназначении Интернета – сделать невозможной информационную блокаду, сокрытие информации, намеренное дезинформирование, объединить человечество в новом качестве единой и независимой информационной системы.

Недостатки:

избыток математических рассуждений;

навязчивое внимание автора к половой жизни героев;

банальный «финал».

Итог: безусловно, очень хорошая, более того, уникальная книга. По-настоящему эпичный и монументальный труд. Однако в большей степени роман «Криптономикон» ориентирован на читателей, интересующихся криптографией, математикой или хотя бы программированием. Более широкий круг читателей может заинтересовать военно-историческая часть романа, написанная в традициях психологической военной прозы с элементами криптоистории. Равнодушным к математике людям «Криптономикон» рискует показаться скучной и сложной для восприятия книгой.

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2012 г.

Если кратко: я в восторге. Нет, книга не вызывает желания прыгать от радости, визжать, пускать розовые слюни или тому подобное. Но где-то в мыслях сидит часть моего Я, именуемая Читателем, и просто аплодирует автору, тем самым выражая благодарность за доставленное романом удовольствие.

Книга читалась недели три (что для меня долго), но дело не столько в том, что что-то было тяжело понять, сколько наоборот в желании растянуть процесс чтения. Иногда, знаете, хочется не только интересной сюжетной линии, не только интересных персонажей, но еще хочется и поработать мозгами.

Сюжет насыщенный, со множеством сюжетных линий, которые пусть по началу и не пересекаются, но тем интереснее было продолжать читать, желая связать-таки воедино всех героев. И сама разнообразность линий подкупит, думаю, многих читателей: одному будет интересна история Второй мировой (кабинетная работа шифровальщиков во главе с Уотерхаузом, и (или) боевые действия с Шафто, и (или) взгляд с японской стороны), другому современная авантюра по созданию информационного рая-Крипты и (или) поиски спрятанного полвека назад золота, а кому-то будет интересно углубиться в математику и (или) историю зарождения ЭВМ.

В книге хороший юмор, в книге своеобразная (и интересная) подача материала, которая постоянно заставляет думать, прикидывать, предполагать, а не ждать, когда автор выдаст всё на блюдечке. И это не только научной части касается, но и бытовой, так сказать.

В книге поднято множество самых разнообразных тем и проблем, над которыми хочется задуматься.

И да, за математику отдельное спасибо. Я это люблю, я это (вроде)) понимаю, мне это интересно.

Пройдемся по персонажам.

Лоуренс Уотерхауз. После «Ртути».. ну, волей-неволей ассоциируешь персонажей, и хотя здесь Лоуренс, а там Даниэль.. — не важно, он Уотерхауз, и наконец-то он чего-то добился, что-то изобрел, а не находится в тени Ньютона / Тьюринга! ) Из самых запоминающихся эпизодов с участием этого персонажа выделяю главу-размышление-выведение математической модели зависимости качества работы от частоты эякуляции.

Рэнди Уотерхауз. Айтишник, немножко недотепа. Именно он показался лично мне самым близким, самым приятным, родным прямо-таки персонажем. К нему испытываешь самые мягкие, теплые чувства, даже умиление какое-то. Ну не знаю, почему! ) Эпизод о нем — глава-процесс поедания «Капитанских кранчей».

Бобби Шафто. Солдат на войне. Интересный персонаж. Его типаж характера лично мне очень интересен. Эпизод с ним — самый последний, раскрывший во многом его внутренний мир. Единственно возможное, просто правильное завершение его темы.

Енох Роот. Всё-таки обладает этот персонаж каким-то шармом. Не могу назвать его одним из главных героев романа, но без него книга многое бы потеряла. Его эпизод.. а нет такого. Неуловимый он, нельзя его вот так описать в одном моменте.

Еще есть Ави с навязчивой идеей, завязанной на Холокосте, прочие компьютерщики, каждый со своими задвигами (=изюминками), Ами, которая, впрочем, не показалась особо оригинально выписанной, Дуг Шафто, напомнивший типичных таких старичков-бодрячков из романов сэя Стивена Кинга, Бишоф, поначалу кажущийся просто забавным сумасшедшим фрицем, к которому позже проникаешься неподдельным уважением. Ох, наверняка забыла еще кого-то из важных персонажей.

Что касается минусов книги.. Сама идея Крипты меня, честно говоря, не очень привлекла, и эту сюжетную линию (как, в общем-то, и подавляющее большинство «современной» истории) читала с меньшим интересом, чем главы о Лоуренсе и Бобби.

О финале. Знаете, есть понятие развязки, есть понятие эпилога. Вот самый конец книги — это скорее эпилог, приведение в порядок растрепанных концов сюжетных ниток. А вот окончание сюжета как такового для всех персонажей произошло раньше.

Итого, непростая книга. Читая которую, проделываешь немаленькую работу, даже немножко устать успеваешь, но тем не менее просишь дать поработать еще и еще, наслаждаешься процессом.

В общем, еще раз спасибо автору. Думаю, еще перечитаю Крипт.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2011 г.

Тихоокеанско-Атлантическая Вторая Мировая. Красная Армия, которая будет названа самой сокрушительной силой на свете лишь в конце романа, бьется за рамками сюжета. А в рамках сражение выигрывает тот (Паттон и Макартур), кто прислушивается к дешифровкам взломанной «Энигмы», а тот, кто не прислушивается (Монтгомери), тот идиот-лузер. Группа гениальных гиков при поддержке (и ненависти) типовых морпехов мечется по всему миру, развешивая все новые функшпили, дымовые завесы и камни по кустам, в том числе довольно людоедские. Главное — не дать гениальным гикам с противоположной стороны понять, что «Энигма» хакнута. А гики с противоположной стороны заняты не менее остроумными развлечениями типа высшей математики, геноцида и забуривания в базальт миллиона тонн золота.

Полвека спустя дети и внуки примерно тех же героев при неохотной поддержке старших (причем не только выживших) мечутся по всему миру, скрывая тонкости завирального хай-тек проекта от конкурентов и акционеров — и неминуемо утыкаются в высшую математику, геноцид и забуренное золото.

«Криптономикон» — книга-счастье. Читать ее — наслаждение из числа высших (и переводчице, конечно, отдельный поклон ниже земли). Стивенсон — умный, веселый, злой и глумливый гений рассказа, парадокса и оглоушивания, умеющий приподнять читателя сильно выше уровня его, читателя, глаз, свалить в яму кромешного уничижения, довести до истерики любого рода, обрадовать, завести и потрясти. И вообще умеющий все, кроме разве что убедительной финализации. Чехов, конечно, обрадовался бы столь дружному залпу, но мне концовка в «Криптономиконе» показалась не самой обязательной, хоть и вполне удовлетворительной — не на трояк, естественно, но на четверку по пятибалльной шкале. В любом случае, это относится к последним 20 страницам. Остальные 880 — это примерно восьмерка по той же пятибалльной.

Счастье есть, и шифр его теперь известен.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2010 г.

«Если вы прочтете эту книгу в один присест, то рискуете умереть от информационной передозировки». Ничего подобного — мое гуманитарное образование вполне позволило насладиться книгой. Для этого достаточно любить сериал «Теория большого взрыва» и понимать шутку про «кота Шредингера».

Криптография и конспирология являются фоном на поле битвы для «чудаков». Чудаки на войне, в бизнесе, в любви и в поисках сокровищ. Бобби Шафто — бравый солдат Швейк на второй мировой, Лоуренс Притчард Уотерхауз — Леонард и Шелдон одновременно (Теория большого взрыва), Ренди и его друзья («С первых же слов Честер начинает кивать, но не перебивает Рэнди как сделал бы нерд помоложе. Молодой нерд быстро обижается, когда рядом произносят какие-либо утверждения: как будто он, молодой нерд, может чего-то не знать! Нерды постарше больше уверены в себе и к тому же понимают, что людям иногда надо подумать вслух. А сильно продвинутые нерды понимают и другое: констатация известных фактов — часть нормального человеческого общения и ни в коем случае не должна расцениваться как личный афронт»), Енох Роот, Бишоф. В книге просто нет проходных персонажей!

Кажется, что читаешь одновременно Гашека, О. Генри и Ильфа нашего с Петровым.

Отдельные абзацы, а то и страницы в мемориз. И написано все со знанием дела — «Я люблю технологию. Я люблю компьютеры. Я люблю науку, — признается сам Нил. — Поэтому я в основном общаюсь с учеными и хакерами...» Ощущения от книги -«Наступает пятиминутная остановка в разговоре, ходьбе и, возможно, в части нейрофизиологических процессов. Цветовая карта его зрения отказала: все в размытых желтовато-багровых тонах. Словно чьи-то липкие пальцы сжали горло, сократив приток воздуха до минимально необходимого. Когда обморочное состояние проходит, Рэнди первым делом смотрит на свои ботинки; он почему-то убежден, что по колено ушел в мокрый песок. Однако нет: песок плотный, и подошвы почти его не продавливают. Большая волна разбивается в пену и прокатывается по песку, разделяясь у ног ». Извините, не могу удержаться, еще цитата: «Лоуренс вылетел из колледжа в гостеприимные объятия ВМФ. Ему дали тест на проверку умственных способностей. Первая задача по математике была такой: порт Смит на сто миль выше по течению, чем порт Джонс. Скорость течения — 5 миль в час. Скорость лодки — 10 миль в час. За какое время лодка доберется из порта Смита в порт Джонс? За какое время она проделает обратный путь? Лоуренс тут же понял, что задачка с подвохом. Нужно быть полным идиотом, чтобы предположить, будто течение увеличивает и уменьшает скорость лодки на пять, тире, миль в час. Ясно, что 5 миль в час — всего лишь средняя скорость. Течение быстрее в середине реки, медленнее — у берегов; более сложные вариации следует ожидать на излучинах реки. По сути это вопрос гидродинамики, который решается с помощью хорошо известных дифференциальных уравнений. Лоуренс нырнул в задачку и быстро (или так ему казалось) исписал вычислениями десять листов. По ходу он осознал что одна его посылка вместе с упрощенным уравнением Навье-Стокса приводит к очень занятной семейке частных дифференциальных уравнений. Он не успел очухаться, как доказал теорему. Если это не подтверждает его умственный уровень, то что тогда подтверждает? Тут прозвенел звонок и собрали работы. Лоуренс сумел спасти черновик. Он отнес листок в казарму, перепечатал на машинке и отправил в Принстон одному из наиболее демократичных преподавателей математики, который тут же договорился о публикации в парижском журнале. Лоуренс получил два свежих бесплатных оттиска несколько месяцев спустя, при раздаче почты на борту линкора «Невада». На корабле был оркестр, и Лоуренсу поручили играть в нём на глокеншпиле: тест показал, что ни на что более умное он не способен». Спасибо Нил.

«Криптономикон» — я тебя прочитал, но далеко не убираю.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июня 2012 г.

Был приятно удивлен более чем оправданными ожиданиями от данной рекомендации ФантЛаба.

Нил Стивенсон теперь среди моих самых любимых писателей. Впрочем, Роберт Льюис также.

Сам роман — это красивый гимн криптографии и математике, перемешанный острым соусом приключений во время второй мировой и рубеже 20 и 21 веков.

Автор видит будущее человечества в технократии.

Противостояние афинопоклонников и аресопоклонников обязано завершится победой мирных, но умных. Сила в человеческом разуме, а не животной ярости.

Все это не ново, но я впервые встретил такое мастерство: смешать научно-популярный, авантюрный, мемуарный жанры так, чтобы это увлекло читателя.

Немножко дегтя:

Развязка как-будто написана другим человеком, настолько она примитивна по сравнению с остальным сюжетом.

Некоторые линии искусственно обрываются, показывая что автор изначально планировал много больше, но не успел или устал.

Часть личностных метаморфоз не до конца обоснована.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, Ави, который вначале банально хочет стать миллиардером и с умилением смотрит на столбики цифр у себя на экране, а после превращается в некоего последователя Шиндлера, готового отдать все капиталы мира ради предотвращения возможных холокостов.
.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2008 г.

Ух, какая непростая книжка. Давненько я не тратил столько времени на чтение. С моим гуманитарным образованием пока проберешься через все эти математические дебри (а ведь хочется не только читать, но и понимать, о чем речь), голову сломать можно. В общем, устал от «Криптономикона» так, будто вагоны разгружал.

А вот получил ли я компенсацию от такого перегруза мозга? Стоила ли овчинка выделки? Тяжело сказать. Нил Стивенсон, вне всякого сомнения, очень высокопрофессиональный автор — все у него на своих местах, нигде ничего не провисает. Придраться особо не к чему, но... Живой человеческой души, которая так ясно видна, к примеру, в любом из произведений Стругацких (я вовсе не собираюсь сравнивать Стивенсона и АБС, сам прекрасно понимаю, что это совсем разные стили, совсем разные писатели — примерно как сравнивать вареники и компот. Я просто хотел показать на примере, что имел в виду под «человеческой душой»), здесь нет и близко. Читал я, пролезал сквозь все эти массивы информации, без которых прекрасно жил предыдущие 24 года и наверняка буду прекрасно жить и дальше, и понимал, что читаю очень классно написанную, но при этом вполне стерильную книгу. Я не смог слиться с миром Стивенсона, к сожалению. Возможно, там интересно и увлекательно — что ж. Тогда просто эта книга заточена не под мой склад ума...

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2015 г.

Есть большой соблазн назвать Стивенсона фантастом, но эта книжка явно не фантастическая — большая часть весьма объемного повествования вообще разворачивается во время второй мировой войны, где одни герои занимаются взломом немецких и японских шифров, а другие в это же время мотаются по свету и выполняют различные самоубийственные задания, «выравнивая колокол» (самое время вспомнить теорию вероятностей). Меньшая же, но, пожалуй, главная часть происходит в конце девяностых и сосредоточена вокруг молодых и амбициозных ребят, решивших создать зону свободной информации, свободную от налогов, контроля государства и со своей электронной валютой. Тема, особенно актуальная во времена написания романа (1999 год), когда интернет и сетевые технологии переживали бурное развитие.

Если выражаться коротко, можно сказать, что это книга об одержимых: о бизнесменах, военных, инженерах, гениальных математиках, компьютерных гиках — словом, всех тех, кто любит и в совершенстве знает свое дело. Причем последних (т.е. гиков) стоит выделить особо, т.к. сей опус явно ориентирован именно на них: здесь куча всякого матана (в том числе в прямом смысле этого слова), всевозможных вещей из области информатики, криптографии, тервера и еще много чего. В тексте даже встречаются формулы: вопиющее нарушение правила, ставшего известным с легкой (фигурально выражаясь — на самом деле далеко не легкой) руки Стивена Хокинга, дескать каждая формула уменьшает количество читателей вдвое. Плюс бонусы в виде графиков, схем и описаний криптографических алгоритмов; есть даже кусок кода на Перле — абсолютно адский и нечитаемый (не забываем: книга про гиков). Лично я узнал из книжки довольно много нового и интересного: например, никогда раньше не слышал о шифроблокнотах или ван-эйковском перехвате.

Вообще, текст перегружен разного рода информацией, и ощущение такое не в последнюю очередь возникает из-за его объема (900 страниц — Стивенсон тот еще графоман). На протяжении трех четвертей книги сюжет медленно-медленно разгоняется, аки локомотив, тянущий стовагонный состав, и перед нами проплывает множество сюжетных линий, эпизодов, диалогов, сцен — от описания быта и культуры маленькой, но гордой и угнетенной британской народности (явно намек на ирландцев или шотландцев) до брутального батального экшна среди филлипинских руин. Однако в итоге множество различных линий постепенно переплетается и сливается в одной точке в конце 90-годов прошлого века.

И все же, на мой взгляд, самая мякотка здесь — это стиль изложения. Повествование сдобрено отличным чувством юмора с замечательными, порой брутальными и пошловатыми, метафорами и сравнениями. Текст просто пестрит цитатами — была даже мыслсь их собирать, но, походу, пришлось бы выписать полкниги. Мат и чернуха присутствуют в некотором объеме, что, в принципе, понятно: одна из основных сюжетных линий повествует о суровых военных буднях бравого морпеха — куда же армия без этого.

В общем и целом — одна из лучших вещей, прочитанных за последнее время, в которой мне посчастливилось открыть для себя яркий талант Нила Стивенсона. Строго рекомендуется к прочтению.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2008 г.

Роман-срыв башки. Офигительнейший Бобби Шафто -- яркий, харизматичный, полный псих, сексуальный маньяк, морфинист и просто хороший малоинтеллектуальный человек, который все понимает про жизнь. Лоуренс Притчард Уотерхауз -- второй мой любимый герой в романе, полная противоположность, казалось бы, сержанту Шафто... Черта с два! «Ботаник», ученый, криптограф, пай-мальчик -- но такой же не от мира сего, что и Шафто. Только со знаком плюс. То есть от обыденности оба они болтаются где-то далеко по разные стороны экватора, идущего через «normal».

Вообще, впечатлен. Хотя линия Рэнди оставила меня равнодушным, даже выкрутасы Америки Шафто не зацепили, а уж история про золото вообще мне оказалась пофигу -- зато линии Шафто и Лоуренса -- я читал, хохотал, плакал и завидовал самой черной завистью. Ящерица, радар на острове Йглым, Шафто в подводной лодке, итальянские маневры, последняя граната Шафто -- конспирологический роман, в котором наплевать на собственно конспирологию, а читать стоит ради двух отморозков. То есть цельного романа, на мой взгляд, не вышло. Ну и черт с ним.

Каждый эпизод с Шафто и Лоуренсом -- в рамочку и на стенку.

А какие там второстепенные герои! Сказка! Чего стоит один Енох Роот. Или Гото Денго. Или Бишоф, совершенно отмороженный капитан немецкой подводной лодки.

Да. Читать, читать обязательно.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июня 2012 г.

Интересный, но уж совершенно невероятно перехваленный роман. Я не поклонник криптографии и нюансов передачи информации в Интернете, совершенно не увлекаюсь математическими играми — словом, не тот читатель, для которого «Криптономикон» должен стать культовой книгой. Ряд страниц — с схемами, графиками и специальной терминологией — проглядывал наискось — равно как и эпилог, представляющий собой описание технологии одного из способов шифровки с использованием принципа пасьянса. Справедливости ради, надо отметить, что читать и понимать сюжет, содержание «Криптономикона» можно и не вдаваясь в подробности терминологии и принимая на веру авторские наукообразные кундштюки. Стивенсон вообще склонен к смешение, нагромождению всего побольше: композиция, лаконизм, чувство меры — это не к нему. Представить себе, если бы Лев Гумилев написал не «Русь и Степь», а какой -нибудь роман, в котором были бы вольные персонажи, перемещавшиеся бы по всей Ойкумене без утраты авторских рассуждений о пассионарности, природных циклах и проч. Уверяю, это не был бы роман Балашова.

Ну так и у Стивенсона — «Криптономикон» прежде всего текст, познавательный, культуртрегерский, но в малой степени «роман», поскольку сильно художественным его не назвать. Из нескольких линий романа мне пришлась по душе та часть, что связана с гением-сомнабулой Уотерхаусом и его работой в период войны: здесь мощное сатирическое начало, да и сам персонаж при заведомой шаржированности выписан потщательней нежели остальные. Чувство юмора у Стивенсона именное, многое скрашивает, в том числе и определенную нудноватость, рыхлость, многословность повествования. Местами читать скучно. Компьютерная эстетика очень сказалась на описании боевых сцен : как в игре расписаны перестрелки, обилие литературного пушечного мяса. Не то, чтобы уж сильно коробило частое и поверхностное упоминание о таких сторонах войны как убийства и изнасилования, но слог автора уж совсем легок и инфантилен.

Событийная часть книги, в особенности современная, не сильно вдохновила и заинтересовала. «Криптономикон» по составным частям интереснее итогового продукта, который, как ни крути, малоэмоционален. Интеллектуальная игра, на фоне которой поздний «Анафем» предстает образцом организации материала, построения композиции, художественной зрелости. «Барочный цикл» можно читать и без «Криптонмикона», равно как и наоборот: связь в некоторых общих фамилиях персонажей и увлечении автора криптографией. Если уж сравнивать эти две работы Стивенсона, то в моей личной иерархии «Криптономикон» занимает место «Хоббита» сравнительно с крупной и значительной трилогией.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 января 2010 г.

Серии, приводят доводы книготорговцы, нужны для того, чтобы гипотетический Покупатель, представим его, стоящего у длиннющего стеллажа книжного магазина, на грани психоза и нервного расстройство от обилия книг, мог сориентироваться в разнообразии, заметив целую полку томов, оформленных так же, как и последний прочтенный им роман, и сделал вывод о том, что остальные книги «Серии» будут в том же духе, то есть — принесут Читателю/Покупателю определенную степень наслаждения литературным текстом, примерно на уровне раннее прочтенного произведения. Примем это как факт. Тогда справедливо обратное — если наш Читатель/Покупатель имел крайне неприятный опыт чтения «серийного» издания, то он, составив свое мнение о контингенте представленных в Серии авторов и книг, не будет больше покупать эту самую «Серию». Если же речь идет о такой серии, как небезызвестная многострадальная «Альтернатива» (и ее дочерняя «Альтернатива. Фантастика») от АСТ, которая много лет была не чем иным, как стоком абсолютно для всего, что каким-либо образом не попадало в рамки чьих-то_там представлений о литературе «главного направления» — начиная крайне экстримальным нонконформизмом «на грани», и заканчивая прозой, у которой за негласные «рамки» выходила лишь нестандартная тематика, или же, что бывало чаще, для которой просто отсутствовала другая, более подходящая серия, то все становится крайне сложно. Соседство, допустим, Паланика и Геймана, или Уэлша и Дика, или Дэнни Кинга с Нилом Стивенсоном — преступная ошибка (между тем, автор этих строк любит книги Чака, Ирвина и прочих, относится к этим авторам с безграничной душевной теплотой и т.д.), сродни подселению интеллигента в общину панков. Интеллигент панком станет наврядли, но вот его внешний вид, и потому отношение окружающих к нему, — здорово изменятся. «Криптономикон» в «кислотной» обложке, в обществе наркоманов, гомосексуалистов, сумасшедших, проституток, сатанистов, гибридов всего этого между собой и остальных персонажей со страниц «Альтернативы», аккуратно расставленных вокруг него (разницу между «Альтернативой» и «Альтернативой. Фантастикой» продавцы предпочитают не замечать, серии стоят вместе), бьюсь об заклад, потерял огромную часть своей аудитории. Привиденная на обложке аннотация, еще больше путает карты, старательно пытаясь выдать роман за очередной скучный образчик кибер-панка. Все-таки «Альтернатива» удивительная серия, анархия так и прет — «ломает представления...», «сметает запреты», а уж как она «стирает границы»...

Первое впечатление от «Криптономикона» — книга умная. Стивенсон весьма оригинальный автор, его роман мало того что содержит множество технических терминов, вычислений, один исходник программы, решение задач на самые неожиданные темы, занимающие порой до нескольких страниц, но и помимо этого практически является учебником. Учебником по основам криптографии и шифрования. Да, книга заведомо «не для всех», для воспринятия такого рода информации и в таком количестве необходим какой-то определенный склад ума, наверное. И, конечно же, элементарная база знаний в различных областях. Читатель, подкованный в этих вопросах, получит огромное удовольствие от «Криптономикона», ведь он сможет оценить и «техническую» и художественую стороны романа. Произведение Стивенсона, при всем обилии научной информации, ни сколь не страдает в плане сюжета. Это в первую очередь превосходный роман, превосходное художественное произведение.

Действие разворачивается в двух временных пластах — Вторая Мировая и наши дни. Герои обоих сюжетов связаны между собой не только своей деятельностью в области только зарождающейся информатики, но и родственными связями: Рэнди Уотерхауз — потомок криптоаналитика Лоуренса Притчарда Уотерхауза , бьющегося над шифрами нацистов (знаменитая «Энигма») в наши дни работает над созданием свободной зоны информации; а потомки бравого морпеха Бобби Шафто, прикрывавшего военных дешифровщиков и собственно Лоуренса Уотерхауза, служат надежной опорой уже для его внука, одного из участников и двигателей IT-бума конца 80-х — начала 90-х. Связь между их деятельностью, малопонятная в начале, к концу стягивается в тугой узел с поразительной легкостью и изяществом автора. Какой из временных отрезков интереснее, каждый читатель решит для себя. Конечно, «военный» период более динамичен, но и «мир» скучать не заставит. Герои романа каждый по-своему уникальная и колоритная личность. Бобби Шафто — неубиваемый морпех, с легкостью выполняющий все задачи руководства, персонаж, который в другом месте вызвал бы раздражение, как очередной «герой боевика», здесь чертовски симпатичен. За его похождениями весьма интересно наблюдать, все его жизненные неурядицы вызывают искреннее сопереживаение. Читательское желание хэппи-энда для этого героя просто подозрительно велико — но настолько Шафто харизматичен.

Уотерхауз (из того же времени, что и Шафто) персонаж не менее яркий. Гениальный ученый, соратник Алана Тьюринга, буквально человек-компьютер. Лоуренс местами близок к Максу Коэну из «Пи», но не столь одержим. Эта близость иногда становится крайне опасной, но, как это не прискорбно, одержимость идет рядом с гениальностью.

Как уже говорилось выше, линии этих двух персонажей, возможно, одни из самых ярких в романе. Юмор просто невероятный, я давно так не смеялся, во время чтения книги.

Персонажей-статистов крайне мало, некоторые встречаются пару раз за роман, но все равно оставляют незабываемые воспоминания, какой-нибудь своей своеобразной причудой. О да, героев с причудами тут предостаточно (Шафто со своей «рептилией», полубезумный капитан Бишоф, генерал Макартур с напрочь атрофированным чувством страха, буквально все окружение Рэнди, естественно, Енох Роот — крайне важный персонаж в Мире Стивенсона, и т.д), но все IT-шники и имеющие к этому отношение люди такие (спросите любого IT-шника).

Великолепый роман, умный и остроумный, заставляющий по ходу чтения думать, что для современной фантастики качество более чем редкое. При такой богатой «технической» стороне «Криптономикон» не отстранен, не оторван от жизни, напротив, в нем очень много жизни, помимо всеобъемлющих любви и дружбы неразделимых с образом войны, — честь, отвага, мудрость и другие качества, звучащие сейчас банально и позабытые многими авторами. Не будем забывать и об ироничных наблюдениях Ренди о жизни и окружающей нас с вами действительности, как точны и метки бывают они порой. В «Криптономиконе» хватило места всему, и фантастика также имеет место, но лишь чуток. Фантастического не так много, да и замаскированно (зашифрованно) оно очень грамотно, что и не заметишь (пример, остров Йглм, в оригинале — совершенно непроизносимый «Qwghlm», который многие с досадой не нашли на карте), как и некоторые, не то чтобы ляпы, но мелкие погрешности автора. Это не фантастический роман, а скорее авантюрно-приключенческий, приключения «разума», «тела» и «души».

Всех достоинств «Криптономикона» не перечислишь, всех мыслей в нем изложенных в отзыве не отразишь. Скажу лишь одно — давно такого удовольствия от чтения я не получал. Роман Стивенсона я специально откладывал на Новогодние выходные, и разочарован не остался, я получил даже больше, чем надеялся. Рекомендую книгу к прочтению всем, кому не безразлично моё мнение.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2007 г.

Действительно, сложный для восприятия многоуровневый роман. Основы криптографии изложены ясно и просто — лучше любого специального учебника. После прочтения хочется записаться на курсы шифровальщиков.:smile: Что касается художественной стороны книги, то отмечу, что автору не всегда удается поддерживать «градус» интереса к тексту. Некоторые страницы хочется побыстрее пролистать. Но она стоит того, чтобы ее прочесть хотя бы 1 раз.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2014 г.

Роман Нила Стивенсона – толстенный томик на девятьсот с гаком страниц убористым шрифтом – это, по сути, два романа под одной обложкой. А то и три. Или четыре. Потому что в «Криптономикон» уместилось четыре сюжетных линии в двух временных пластах – три в 1940-е годы, и одна – в начале 2000-х., каждая из которых вполне бы тянула на полноценную книгу, и которые в финале вполне ожидаемо сойдутся в одной точке.

Первая история из 1940-х – история учёных-криптографов, создающих и взламывающих коды и шифры, которыми пересылаются сообщения на фронтах Второй мировой войны. На ум сразу же приходит имя Алана Тьюринга – и он действительно выведен в романе в качестве одного из персонажей второго плана. Следом вспоминается легендарная немецкая шифровальная машина «Энигма» – и ей тоже уделено внимание.

На мой взгляд эта часть романа самая интересная. В ней подробно разъясняются принципы шифрования, даётся краткий обзор шифровальных машин, приоткрываются некоторые детали шпионских операций британской и немецкой разведок... И насколько хватает моих скромных познаний в криптографии и истории Стивенсон практически ничего здесь не придумывает.

Две другие истории про Вторую Мировую – это истории сержанта морской пехоты США Бобби Шафто и японского солдата Гото Денго. И тот и другой начинают свой путь как самые обычные солдаты, но потом судьба забрасывает их в такие места, направляет в такие переделки, что даже вообразить сложно.

Основу этих глав составляет описание войны. Достаточно реалистичное, но без кровавых и жестоких подробностей. Война, описанная Стивенсоном похожа на войну Хемингуэя – кратко, но по существу. Собственно говоря, и сам стиль книги такой же – по-телеграфному краткий, без излишних описаний, зато с глубоким раскрытием деталей и характеров.

Сюжетная линия 2000-х годов – история нескольких стартапов, в разработке которых в итоге принимают участие потомки персонажей из 1940-х годов, в частности – главного из них, Крипты – информационного рая на одном из океанских островов, местечка, где доступ к информации и её оборот будет абсолютно свободен, и где анонимность пользователя ставится во главу угла. Разумеется, у подобного проекта будут свои недоброжелатели, и борьбе с ними посвящена немалая часть истории.

По меркам нашего времени многое рассказанное в этой части покажется наивным, но не следует забывать, что книга издана ещё в 1999 году, когда, подозреваю, ещё даже не было слова «стартап», Google только-только появился, а большинство людей на планете и вовсе плохо понимало, что такое интернет. А между тем Стивенсон в своей книге описывает те явления, которые становятся актуальны только сейчас – тотальная слежка правительства за сетью, криптовалюты, мелкие IT-компании, зачастую работающие на одном энтузиазме... Возможно поэтому «Криптономикон» относят к научной фантастике. Больше ничего такого фантастического в романе нет. Кстати, как и в истории про криптографов, в которой много рассказывается о шифрах, в истории о компьютерщиках достаточно подробно разъясняются не самые очевидные вещи про компьютеры и интернет.

Общая информативность книги – одно из главных её достоинств. Волей-неволей в процессе чтения узнаешь кучу нового. С другой стороны, в силу хронической гуманитарности моего мышления через отдельные главы мне приходилось буквально пробиваться – в какой ещё художественной книге примерно на каждые полсотни страниц попадаются формулы или описания каких-нибудь сложных математических трюков? Впрочем, это не такая уж плохая разминка для усыхающего мозга. Что действительно может остановить читателя – это исполинские размеры книги. Как я уже писал выше, каждая из четырёх историй в ней тянет на полноценный роман, а стиль очень лаконичен, так что на страницах «Криптономикона» происходит огромное количество событий, мелькают десятки и десятки людей, и в этих персонажах поначалу, с непривычки, можно запутаться. Впрочем, если не отбросить чтение в самом начале, то странице к двухсотой уже начинаешь разбираться, кто есть кто, и после этого момента от чтения «Криптономикона» оторваться становится вообще невозможно...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх