Елена Хаецкая «Мракобес»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Альтернативная история, знакомо-незнакомые события, причудливо искаженные фантазией. Мир, где любое народное поверье становится реальностью. Здесь, по раскисшим дорогам средневековой Германии — почти не «альтернативной», — бродят ландскнехты и комедианты, монахи и ведьмы, святые и грешники, живые и мертвые. Все они пытаются идти своим путем, и все в конце концов оказываются на одной и той же дороге. Повествование построено как средневековая мистерия, разворачивающаяся в почти реальных исторических и географических декорациях. Главный герой — монах, которого вольнодумный студент Бальтазар Фихтеле прозвал Мракобесом. Найдет ли он свой путь, встретит ли Того, к Кому шел всю жизнь?
Входит в:
— цикл «Мракобес»
— сборник «Бертран из Лангедока», 2002 г.
— сборник «Мракобес», 2005 г.
— антологию «Mroczny Bies», 2006 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 131
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2959 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Бронзовая Улитка, 1998 // Средняя форма |
Номинации на премии:
номинант |
Странник, 1998 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1998 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Сигма-Ф, 1998 // Средняя форма, повести |
- /языки:
- русский (3), польский (1)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- Э. Дембская (1), Е. Дембский (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
laughingbuddha, 9 февраля 2010 г.
А я бы не сказал, что это — «черная» или «темная» фэнтези. Мне почему-то все это видится, как туннель, в конце которого обязательно сверкает чистый свет (при том что я куда как далек от христианства).
А вообще — очень понравилось. Наверное, самое мое любимое из всех произведений Хаецкой.
KERDAN, 21 января 2009 г.
Городская история цикла. Великолепно отображает то, как инквизиция работала в 16 веке. Очень показателен образ дьявола и размышления ведьмы, любопытно, насколько прекрасно автор знает первоисточники.
KERDAN, 21 января 2009 г.
В виду многочисленных разговоров на счет темной фэнтези, перечитал этот прекрасный цикл.
Сказать могу одно, при виде Иеронимуса фон Шпейера и инквизитор Глокта и Костоправ начали бы блевать от ужаса и страха. Вот так, господа пишется черная фэнтези.Вот она в своем чистейшем проявлении. Всем, интересующимся Средневековьем, любящим ТФ и не читавшим — бегом в интернет!
Landnamabok, 1 сентября 2008 г.
Странствующий монах, проходя мимо места недавней битвы, слышит разговор мёртвых. По просьбе погибшего капеллана наёмников, дабы смыть его грехи, монах становится духовным отцом мародёров. Впоследствии монах возглавляет святую инквизицию, расправляется с ведьмами… Не fantasy…, ближе всего это к средневековому роману с его фантазмами. Инквизиция непривычно показана с положительной стороны. Книга не развлекает, а заставляет думать.
ganglery, 21 июня 2009 г.
Великолепное фентези базирующеся на средневиковых мистериях. Интересно показано грехопадение ведьмы — воистину «дорогав ад вымощена благими намериньями». Привосходна вставная новелла о рещике по дереву — жестоко и правдиво.
Wind, 5 мая 2009 г.
Сумасшедшая книга! (В хорошем смысле.) Все мрачное, темное — словом, атмосфера! Нравится мне читать Хаецкую. Больше всего в этом цикле впечатлилась «Сворой пропащих», как-будто перед глазами прокрутили стОящий триллер.
KERDAN, 21 января 2009 г.
Великолепная проза.Истинный образец темной литературы и притчи одновременно.
RRRicard, 27 января 2009 г.
Притча, которую с удовльстем перечитывал и вообще рекомендую всем...
KERDAN, 21 января 2009 г.
Дорога в Ад или в Рай. Вечная тема, очень приятны аллюзии на счет вечной жизни.
Siroga, 8 сентября 2011 г.
Для начала замечу, что я не люблю мат в литературе и редко перечитываю книги. Однако «Мракобеса» я на днях перечитал, причем с превеликим удовольствием, и нецензурное в книге меня почти не смущало. Глотал страницы и удивлялся — такая вещь написана женщиной, которой едва исполнилось тридцать!
Первый раз я читал «Мракобеса» где-то в районе 2000 года и тогда не впечатлился. Мне нравились приключения, иные миры, бластеры-драконы, к подтекстам и размышлениям я был не готов. Тогда бы я поставил книге по фантлабовской шкале 5. По глупости, конечно. И незрелости.
Теперь же с уверенностью могу сказать, что в книге не только великолепный язык и образы, но и философский смысл, до которого, кстати, не нужно докапываться, он достаточно ясен и лежит на поверхности. «Мракобес» — это не приключенческое и даже не dark фэнтези, это книга-манифест (не забываем, год написания — 1994), книга-мировоззрение, притча, размышление... Вот потому Хаецкую и печатают с таким трудом — не находят в какое сериальное прокрустово ложе запихнуть ее произведения.
Я не буду про персонажей — глыбу-человека инквизитора Иеронимуса, добрую ведьму Хильду, которую дьявол на доброте-то и подловил. Наемники, маркитантки — все они разные и запоминающиеся. С ними вы познакомитесь сами, когда прочитаете. Про отдельные сцены, пусть и весьма яркие (одно спасение души обозной девки Хильдегунды чего стоит!). Но я про саму книгу, ладно?
О чем же «Мракобес»? На первый взгляд о позднем средневековье, наемниках, инквизиции, но это самый верхний слой — воссоздание реалий Германии 16 века. На самом деле — о добре и зле, вере, искушениях и добродетелях, о любви, жизненной дороге и путях неисповедимых. Я ж говорю — мировоззрение, которое в общем-то могло быть и не привязано к мрачным векам. Впрочем, есть ощущение, что и этот слой не последний, что есть еще нечто такое... этакое. Повод еще раз перечитать через лет несколько. Морали из книги уже не единожды в человеческой истории озвучены: не имей никаких дел с дьяволом, будь твердым в вере, не ставь себя выше других — и т.п. Произведение, кстати, очень христианское. Да-да. Несмотря на грязь, кровь и мат. Это проявляется не только в очевидных для всех выводах, но и в мелочах, например, в христианстве не бывает черных и белых ведьм и магов, все ведьмовство — от лукавого, что и описано в пронзительной и грустной повести «Ведьма» — второй части книги.
Что же касается третьей части — самой недопонятой, — я тоже не захотел постичь ее тогда, при первом прочтении, хотя и тут все просто. Да, «Дорога», построена на аллегориях, образах, но они же все стандартные. Дорога — жизнь, конец дороги — врата в рай, но не всем дано туда попасть. Причем впустить могут в самый последний момент, когда уже, казалось бы и надежды нет. Достаточно принять, проникнуться, полюбить. А может, просто кто-то любит и помнит о вас?
Вот и всё. Никаких сложностей, но как впечатляюще. Нет, все ж Хаецкая — один из наилучших современных авторов. Почему тогда моя оценка не 10? А за мат. Не люблю я его все-таки.
baroni, 24 мая 2007 г.
Для середины 1990-х гг. «Мракобес» был совершенно новаторским произведением. Христианское фэнтези? Да, но без привычных данному жанру елейного словоблудия и сусальной патоки. Наоборот: жестко, кроваво, трагично. Симпатии к католикам? да. Необыкновенно смелый для российского автора (пусть даже нецерковного) ход. Когда читал, был поражен мрачностью и безысходностью «времени и места», в которых несет свою миссию «Мракобес» — Иеронимус фон Шпейер.
Yazewa, 5 мая 2008 г.
Очень сильный цикл. Профессионально и талантливо сделанный. Очень атмосферно. Да, мрачно... но так и должно быть в этом мире, в этой истории! Неопределенность, недосказанность сюжета только усиливает общее впечатление. И самая концовка... мне она понравилась. Это — сильно (на мой вкус, конечно).
В общем, здорово. Можно перечитывать — ради наслаждения стилем.
baroni, 24 мая 2007 г.
Вечное круговращение, страшный maccabre, средневековый танец скелетов, танец смерти... В этом мрачном танце движутся персонажи Хаецкой. Картины Дюрера и Кранаха, переложенные прозой.
Yazewa, 5 мая 2008 г.
Ярко, выразительно и очень атмосферно. Мне для восприятия подобной картины совсем не нужно понимать, откуда взялись и куда идут мертвецы... что за комедианты... что ищет Иеронимус... и т. д. Уж больно здорово эта картина сделана. Такие вещи можно перечитывать именно ради наслаждения стилем, и четко прописанный сюжет только уничтожил бы часть настроения...
Yazewa, 5 мая 2008 г.
Еще одна сильная вещь. Не настолько атмосферная, как первая в цикле, но тоже хороша. Язык, стиль, образы — очень хороши. Замечательное описание дьявола и чувств общающейся с ним ведьмы...
Безусловно талантливо!