FantLab ru

Артур Кларк «2001: Космическая одиссея»

2001: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey

Другие названия: Космическая одиссея 2001 года

Роман, год; цикл «Космическая одиссея»

Перевод на русский: Я. Берлин (Космическая одиссея 2001 года, 2001: Космическая одиссея), 1970 — 5 изд.
Я. Берлин, Н. Галь (2001: Одиссея Один, 2001: Космическая одиссея), 1991 — 9 изд.
Перевод на украинский: В. Зенгва (2001: Космічна одіссея), 2016 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 135

 Рейтинг
Средняя оценка:8.39
Голосов:1787
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


«2001: Космическая одиссея» — научно-фантастический роман Артура Кларка, написанный в 1968 году на основе сценария одноимённого фильма, над которым писатель работал вместе со Стэнли Кубриком, и выпущенный после выхода фильма.

Сюжет большей частью основан на рассказе Кларка «Часовой» (The Sentinel), написанном в 1948 года для конкурса Би-би-си и впервые напечатанном весной 1951 года в журнале «10 фантастических рассказов». Первая часть романа, «В первобытной мгле», где Монолит обучает питекантропов, основана на рассказе «Встреча на заре истории» (Encounter in the Dawn, 1953).

На русском языке роман впервые был опубликован в 1970 году в переводе Норы Галь. В этом издании были опущены последние главы.

Примечание:


Первое издание «Космической одиссеи 2001 года» в СССР в 1970 году было без последних глав, как раз и раскрывающих глубинную суть всей книги.

Считается, что фильм 2001: Космическая одиссея является экранизацией рассказа Страж (Часовой) (The Sentinel, 1948). Кларк уточняет: «Часто говорят, что 2001 сделан по рассказу Страж, вошедшему под названием Страж Вечности (Sentinel of Eternity) в сборник Фантазия из 10 историй (10 Story Fantasy, 1951). Однако все намного сложнее, и связь между ними такая же, как между желудем и дубом. Для фильма нужно было больше материала, и мы взяли кое-что из рассказа Столкновение на рассвете (Encounter in the Dawn). Но в основном сценарий фильма – совершенно новое сочинение, плод нашей со Стэнли (Кубриком) многомесячной творческой деятельности».

Сценарий был переделан Кларком в роман без участия Кубрика, уже после создания фильма (издан в 1968 в США; переработанное издание вышло в 1994 с новым предисловием Кларка). Из чего можно заключить, что все переводы на русский сделаны с ранней версии, а переработанная в нашей стране не публиковалась.

Между фильмом Кубрика и книгой Кларка существует значимое отличие: в книге действие происходит не на орбите Юпитера, а на поверхности Япета, спутника Сатурна, куда и направлется экспедиция «Discovery». В своё время отличие было объяснено тем, что Кубрик не смог найти способ реалистично запечатлеть кольца Сатурна в фильме, используя доступную технологию тех времён, поэтому место действия сюжета было решено перенести на Юпитер.

В продолжении книги, «Одиссее-2», Кларк также перенёс все предыдущие события с Сатурна на Юпитер.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия журнала "Новое Измерение" / Premios Nueva Dimensión, 1968 // Книга (Великобритания/Шри-Ланка)

Является новеллизацией:

«2001 год: Космическая одиссея» / «2001: A Space Odyssey» 1968, США, Великобритания, реж: Стэнли Кубрик



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Космическая одиссея
2017 г.

Издания:

Космическая одиссея 2001 года
1970 г.
Сборник зарубежной фантастики
1991 г.
Космическая одиссея
1991 г.
Сборник зарубежной фантастики
1992 г.
Космическая одиссея
1992 г.
Ушедшие в Комарру
1992 г.
Космическая одиссея
1999 г.
Космическая одиссея 2001 года
2002 г.
Космическая одиссея
2007 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Космическая одиссея
2010 г.
2001: Космическая одиссея
2016 г.
2001: Космическая одиссея
2017 г.

Издания на иностранных языках:

2001 metų kosminė odisėja
1974 г.
(литовский)
2001: A Space Odyssey
1999 г.
(английский)
2001: A Space Odyssey
2000 г.
(английский)
2001: Космічна одіссея
2016 г.
(украинский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 сентября 2010 г.

Если б меня спросили, как бы я мог одним словом классифицировать и характеризовать этот роман, то я не стал бы с ходу говорить о его идеях, о его пророчествах и о его научной составляющей. А обратил бы прежде всего внимание на дух романтики, которым всё это произведение буквально пронизано. А дух силён. И из-за этого практически полностью вживаешься в образ главного героя, испытываешь чувства, сходные с теми, что испытывает он в моменты радости или опасности. И именно поэтому следишь за его поиском и походом с удвоенным интересом. Тем более, что цель похода очень и очень таинственна, эфемерна, но всё говорит о поистине фантастической развязке.

Да, когда я читал этот роман впервые, несколько лет назад, то меня предупреждали, что начало будет практически никак не связано с основной сюжетной линией и с основными героями. Что основная часть романа, где повествуется о космическом полёте до Сатурна и его спутников, иногда ощутимо провисает и в ней в обычной повествовательной форме рассказывается о буднях членов космической экспедиции. И что лишь ближе к кульминационной части действие наберет поистине вселенские и фантастические масштабы.

Поэтому я был ко всему этому готов. А если учесть, что сам объём романа не слишком уж и велик, то все эти гипотетически скучные места заканчиваются очень даже быстро и сменяются пиками напряжения. Да и не заметил я таких мест. Наоборот. Когда читал о полёте, вспоминались братья Стругацкие с произведениями из Предполуденного цикла, которые я очень люблю и часто перечитываю. Вспоминался Айзек Азимов с его умением вызвать сильные эмоции не рассказывая о погонях, перестрелках и прочих боевых действиях, а зачастую просто описывая какие-то психологические моменты в интеллектуальных спорах и логических состязаниях. Это и «Академия» и цикл о Элайдже Бэйли и Р.Дэниэле. Хайнлайн ещё вспоминался. И Ларри Нивен. Но это уже при повторном прочтении на днях.

Да, романтика поиска и познания неведомого. Вот чем характеризуется сюжет этой книги. Тем более описывается время, когда человечество освоило космические полёты и теперь окидывает взглядом пространство в радиусе Солнечной системы и планирует выйти за её пределы, чтобы расширить ареал человеческого обитания. Всё это очень интересно.

Говорить о идеях и научных предсказаниях можно много. В некоторых моментах Артур Кларк был литературным первопроходцем. Вот оказывается такой образ постчеловека и сингуляра придумал не совсем Вернор Виндж. А то, что было до Кларка, например у Стенли Вейнбаума, всё же не совсем то. Хотя примерное время, что интересно, у многих классиков совпадает. Время, когда человек перестанет зависеть от материальной оболочки и от пространства-времени я имею в виду. Плюс-минус пара десятков лет, но это ведь ничто в масштабах исторических эпох, когда одна эра заканчивается и начинается другая. Всё это очень любопытно. И тема очень и очень интересная. Всегда мне была более любопытна была именно эта ветвь развития человечества. А не превращение в живых роботов с кремнийорганическим скелетом на сервоприводах. А у Артура Кларка всегда в произведениях сквозило нечто подобное. Что человечество в недалёком будущем выйдет за грань. И не всегда помощником ему в этом будет мудрость инопланетной цивилизации, как здесь. Или вот ещё нечто подобное, хотя и в другой подаче прослеживалось в романе «Конец детства».

Хочется провести параллель между вступительной и кульминационной частями романа. В обоих случаях вселенскому разуму сверхцивилизации попадался избранный человек, которого он менял буквально на месте. За небольшой отрезок времени. Подгоняя таким образом эволюцию и направляя её в нужное русло. И если в первой части этот избранный предстал в роли учителя и вожака, который повел своё племя по начальному пути от расы питекантропов в человека разумного, то не значит ли, что главный герой основного объёма романа, Боумен, явится человечеству кем-то подобным богу, пророку, гуру, матричному архитектору, который зримо или незримо станет указывать человечеству какой-то новый путь?

Да, концовка книги действительно пробуждает воображение. Особенно если учесть, что остальные романы цикла я ещё никогда не читал и только ещё собираюсь приступить. А «Одиссею 2001» перечитал, чтоб освежить в памяти и получить ещё раз удовольствие от чтения.

Действительно хорошая книга, которая подарила немало хороших часов и немало приятных впечатлений. А по первому прочтению просто произвела эмоциональный взрыв.

Не настраивайтесь на чтение головокружительное. Настраивайтесь на чтение обстоятельное и познавательное.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2010 г.

Одиссею я читал как минимум два раза тогда, а вот послушал и теперь. Тогда — это возраст увлечения звездными войнами, фантастикой, время любви к Муркоку, «боевым роботам» и фантастическим мультсериалам. Теперь — это время почти снобского узнавания недостатков, время любви к Замятину, Достоевскому, Рансмайру, знакомства с Сарамаго, Эко, Джорджем Макдональдом и время покупки томиков серии «Гримуар».

И вот «Одиссея» — прежняя, «та самая». Отношение у меня к ней получилось двояким: от неприятия в самом начале до уважительного признания ближе к финалу. Итак, для себя я разбил роман на четыре условные части, каждая из которых получила собственную твердую оценку.

1. Питекантропы.

По правде говоря, я очень плохо помнил этот эпизод, скорее, знал о факте его существования, и вот убедился, что написан он в дрянном стиле, невероятно затянут и вообще, стоит в начале только потому, что по задумке автора дело должно начинаться с питекантропов. Главный недостаток — это ощущение, что жизнь питекантропов выдержками перепечатана из общего учебника истории древних веков. Да питекантропы. Да живут в пещерах, боятся леопардов, и устрашающими гримасами и криками демонстрируют соседям свои права на территорию. Да я все это прочитал. Но ничего не почуствовал. Зато, к примеру, у меня очень острые воспоминания о романах Рони-Старшего «Борьба за огонь», или, к примеру, о документальной книге про сереброспинных горилл, написанную энтузиастами-исследователями этих горилл. Тут ведь суть вот в чем: Кларк в этой части не показал нам питекантропов, а в общих словах рассказал о них. Употребление слов «метры»/«сантиметры», археологических терминов, вроде названий геологических периодов, — все это никак не вяжется с примитивным обществом питекантропов. Для примера: Киз в «Цветах для Элджернона» сумел показать развитие умственно неполноценного человека, Кларк в первой части Одиссеи — нет. Оценка 6.

2. ЛМА-1. Действие стало поживее, и тут уже кроме выдержек из учебника про землю, орбитальную станцию, Луну появляются вполне живые эпизоды — полет ученого, встреча на станции со старым другом. Оценка 7.

3. Полет к Сатурну. Кларк периодически срывается на лекторский тон — рассказывая о научных достижениях, об искусственном разуме ЭАЛа, о спутниках планет, о Юпитере, Сатурне. И тут, невольно приходит на ум сравнение с подобными описаниями у Лема («Непобедимый» написан на 4 года раньше «Одиссеи«!). Но Лем — поэзия, а Кларк — перессказанная словами хаббловская фотография. Однако, эта же глава содержит самые напряженные моменты — безумие ЭАЛа и гибель членов экипажа. Эти драматические эпизоды на фоне местами все-таки прекрасных космических декораций перевешивают нуднятину лекторских выдержек. Оценка 8.

4. По ту сторону Монолита. Шикарно. Галактическая станция с черными звездами и туманно-белесым небом, мертвые звездолеты, весь сюрреализм «запределья» — великолепны. Оценка 9.

Итог — оценка 7,5. Перечитывать буду, но только (3)-(4) части, т.е. примерно вторую половину романа, а, по сути, эпизоды (1) и (2) сейчас, из реалий 21 века, кажутся довольно беспомощными и не очень нужными для сюжета — на одно прочтение, узнать и больше не возвращаться.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2015 г.

Можете меня считать одним из тех существ, которые появляются на экране в первые минуты прославленного фильма, но этот самый фильм мне абсолютно не нравится. На нем так и виден отпечаток деятельности великого шарлатана по имени Стэнли Кубрик, чье режиссерское самомнение почти всегда влекло за собой надругательство над духом, а не буквой первоисточника...

И даже то, что сам Кларк принимал участие в работе над сценарием, а лишь затем переработал в роман получившийся продукт с привлечением элементов некоторых своих ранних рассказов, не отменяет того непреложного факта, что из «Космической одиссеи» Кубрика в голове оседают лишь монолит, обезьянолюди, музыка Рихарда Штрауса и тягучий кисель из спецэффектов, которые должны завораживать, а на деле усыпляют...

Не собираюсь тут оставлять в назидание современникам и потомкам трактат «Так говорил Артур Кларк», но по моему, помимо оправдавшихся (старик был силён!!!) и не оправдавшихся( про них говорят меньше) предвидений дальнейшего хода развития науки и техники, этот самый человек, убежавший от цивилизации на Цейлон, хотел напомнить, что...

Мы так и остались детьми, что сидят у кромки безбрежного океана и перебирают разноцветные камешки. Когда мы отвергаем старые аксиомы ради новой парадигмы, то просто находим более красивый камешек. Мы так увлеклись этой игрой, что забыли о грозной силе океана, которая может смести все в мгновение ока. И нас сметет, если мы не будем внимать предупреждениям взрослых...

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2013 г.

Сначала были иллюстрации. Мне было лет 15 -ь, когда в дом попала антология, в которой кадры из фильма великого Стэнли Кубрика иллюстрировали рассказы об освоении Космоса. Я разглядывала их и думала о ярких красках и неожиданных деталях, гадала, действительно ли все так и есть или это только фантазия художника и режиссера, вызывая жгучее любопытство и заставляя с жадностью читать все доступное об исследованиях дальних планет. И очень-очень хотелось самой посмотреть фильм, в котором есть такие кадры.

Потом был сам фильм «Одиссея-2001», который не обманул ожиданий и добавил в память и долгий, сложный и реалистичный до малейших деталей полет к Юпитеру, загадку черного монолита и безумный, величественно-прекрасный полет Дейва Боумена через пространство и время — в бесконечность...

И только потом, спустя годы, был в моей жизни этот роман, который был уже для меня не таинственным незнакомцем, а давним другом, недостатки которого известны также хорошо, как и достоинства. Причем последние всегда в моей памяти будут перевешивать первые.

И главное достоинство для меня — реалистичные описания освоения Луны и полета к Сатурну, которые ни в чем не противоречат имевшимся в то время научным знаниям и теориям. Это не взрывное приключение, а неспешное, почти будничное описание долгого полета и работы астронавтов, наполненное научными исследованиями, техническими деталями и размышлениями. И даже «бунт» компьютера ЭАЛа развивается плавно и растянуто во времени, органично вписываясь в равнодушное мерцание звезд и монументальные пейзажи дальних планет. И на этом фоне — огромная, масштабная тайна Черных Монументов, впервые за миллионы лет пробуждающихся от долгого сна и приветствующих восход человеческой цивилизации.

И весь роман — настоящий гимн Человеку, проникнутый несокрушимой верой в то, что люди могут преодолеть все свои разногласия и объединить усилия ради достойной цели — познания тайн Мироздания и освоения Космоса. И пусть пока не сложилось: наступил и прошел тот ожидаемый 2001 год, а долгожданного рывка к Звездам все нет и нет. Мир изменился и совсем не в ту сторону, о которой мечтал Кларк. Но это не значит, что Великая Мечта умерла и такое заманчивое будущее для Человечества потеряно навсегда. Есть, есть еще надежда, что все исполнится, так, как хотел Кларк, пока хоть кто-то разделяет восторг головокружительного полета Боумена, пока читает и перечитывает с замиранием сердца: «Он полый... Он без дна... Без конца.. и о Боже, он полон звезд!», а потом поднимает голову и, вглядываясь в ночное небо, думает о том, что Мир полон Звезд.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 мая 2008 г.

Не самое простое произведение. С одной стороны, Космическая Одиссея — безусловная классика научной фантастики, произведение, наполненное глубоким философским смыслом. Впервые я попробовал взяться за нее лет в 17, и книга мне решительно не пошла. Второй раз я читал Одиссею лет в 25 и книга произвела на меня впечатление масштабностью своих идей. С другой стороны, роман Кларка гораздо сильнее в интеллектуальном, чем в психологическом плане. Идея монолитов весьма интересна. А вот сопереживать героям мне, в общем-то не хотелось.

Не слишком удачной показалась мне и первая часть романа. Понятно, для чего она нужна в плане общего замысла автора, но уж больно она выбивается по содержанию из общей канвы событий.

Общий вывод — прочесть этот роман стоит каждому поклоннику научной фантастики, но лично я в обозримом будущем едва ли буду его перечитывать.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2009 г.

После таких книг неудержимо тянет смотреть на звезды или хотя бы фотографии с телескопа Хаббл :glasses: Ощущение Космоса охватывает с невероятной силой. Потрясающие описания

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 мая 2015 г.

Нынче у меня праздник, поскольку я наконец-то дослушала эту книгу. Чудовищно скучная вещь. Все время прослушивания приходилось упорно твердить про себя мантру «ну это же классика, ну не может же все быть так плохо». Есть сочные идеи. Проблема только в том, что за время, прошедшее с момента написания книги и выхода одноименного фильма, все представленные концепции были растащены на клочки по закоулочкам. Игра в угадывание, где позже была развита или прямо процитирована та или иная идея, не способна хоть сколько разогнать это тоскливое мушесонье. В избытке есть подробные описания, они даже складываются в некое ощущение эпохи в части про полет на Луну. Но кроме декораций ведь должно быть что-то еще. Ан нет. Нет ни героев (действующие болванчики определенно не дотягивают до полноценных персонажей), ни толкового конфликта, ни хотя бы минимальной художественной ценности, ничего. Есть только голые идеи, значительная часть из которых толком не развита и как-будто добавлена исключительно «до кучи». Узнать, во что же они выливаются в последующих книгах одиссеи, нет ни малейшего желания.

Данную аудиокнигу я мучила целую неделю, хотя обычно на книги подобного объема у меня уходит два-четыре дня. Исполнение Татьяны Телегиной не вдохновило. Впрочем, я вообще не люблю женскую озвучку, иногда мне кажется, что есть только Ерисанова и еще одна девушка, постоянно меняющая фамилии. Потому что читают эти девы абсолютно одинаково, отстранено и безэмоционально, с непременными постоянными паузами, сбивающими естественный плавный темп речи. Музыка в данной аудиокниге отсутствует как класс, а ведь можно было бы поиграться с саундтреком из фильма. Так что исполнение нисколько не рассеивает уныние, навеваемое книгой, а наоборот еще нагоняет свое собственное.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2014 г.

Знакомство с творчеством Артура Кларка было решено начать с «Космической Одиссеи 2001 года» — одной из наиболее популярных его книг, ставшей таковой во многом благодаря одноименному фильму. Этот роман часто называют бледноватой, блекловатой и «маленькой» копией фильма, так что, вероятно, даже к лучшему, что фильм, несмотря на его многочисленные регалии и культовый статус, я так и не видел: тем чище и честнее будет восприятие текста.

Сегодня, когда мировая фантастическая индустрия подарила нам и «Звездные войны», и «Стар Трек», и «Доктора Кто» и множество других произведений, проникающих в самые далекие глубины Вселенной и знакомящих нас с самыми диковинными формами инопланетного разума, удивляешься тому, как напряженно и интересно пишет Кларк о первых шагах человечества в освоении Большого Космоса — робких попытках добраться хотя бы до края Солнечной системы. Здешний космос не превратился в поэтичную декорацию для колоссальных баталий межзвездных крейсеров с инопланетными уродцами, он не стал необязательным антуражем, допускающим стильные скафандры и грохочущие взрывы — нет, этот космос настоящий, «техничный» и лишенный какой бы то ни было космооперной романтики. Он огромен, тих, абсолютно мертв и очень-очень опасен. Он не позволяет забыть о себе, уступив отношениям главных героев — он, этот космос, и есть главный герой всей истории.

В какой-то момент повествование обретает привкус медитативного фатализма: невозможно так долго всматриваться в такую огромную бездну с такого близкого расстояния и остаться самим собой, суетливым землянином с массой глупых мелких проблем. Человека, летящего в крошечном шаттле за миллионы километров от Земли, космос делает своей частью не только в физическом смысле.

Кроме того, «Космическая одиссея 2001 года» — это еще и достаточно увлекательный приключенческий роман. Это история двух космонавтов, изо дня в день выполняющих свою сложную и опасную работу. Это лютый холод, недостаток кислорода, метеориты и радиация, хрупкость технических систем. Напряженная борьба за жизнь, сведенная до уровня каждодневной рутины, но отнюдь не потерявшая при этом своей остроты.

Можно читать этот роман и так, исключительно как развлекательную литературу, практически технотриллер. Он позволяет и такое прочтение. Он действительно очень прост, спокоен и лаконичен, он не пытается искусственно напугать читателя и не сгущает краски, а лишь показывает настоящий, большой и опасный космос без прикрас. И этого, поверьте, достаточно.

Этому поражающему воображение колоссу Космоса может противостоять лишь величие человеческого духа, и здесь проявляется еще один лейтмотив всей этой истории: неиссякаемая вера в человечество. В упорство ученых и смелость исследователей, в торжество науки и прогресса над злобой и невежеством.

Артур Кларк не просто верит, он совершенно точно знает: когда-нибудь мы позабудем обо всех наших мелочных междоусобицах, грызне за металл, правых и виноватых, черномазых и узкоглазых. Величие и мощь миллиардов наших интеллектов в едином порыве обратятся во благо всеобщего развития, продвижения науки, искусства и гуманистической морали.

Мы — дети звезд, и когда-нибудь на пыльных тропинках далеких планет действительно останутся наши следы. Это обязательно случится, иначе и быть не может.

Мы — Человечество, и это никогда еще не звучало так гордо.

Здесь можно ухмыльнуться и назвать такую мысль то ли чрезмерно пафосной и слащавой, то ли старой как мир и по-детски наивной. Пусть так.

Но то, какими простыми и в то же время сильными словами Кларк говорит обо всем этом, не оставляет сомнений: он действительно верил и знал, что именно важно.

Что — настоящая цель, а что — так, твиттеры с инстаграммами.

Потому что ради чего нам, человечеству, еще существовать, как не во имя величия науки и торжества разума? Не ради же распространения зеленых бумажек, демократий и эбол, в самом деле.

* * *

Сочетание серьезной философской глубины с простым, почти бытовым языком, наделяют роман внушительной силой воздействия: его легко читать и его невозможно не понять.

Он интересен, увлекателен, и он совершенно точно направляет мышление по заданному автором вектору — к осознанию грандиозного противостояния Великого Космоса и Великого Человека.

Хотя наша цивилизация — лишь пылинка в масштабах Вселенной, но именно у этой пылинки достаточно сил для противодействия Вселенной на равных. Осознанное упорство человеческого духа тождественно слепой мощи природы, и бояться не нужно — нужно лишь развиваться и неустанно стремиться к чему-то большему.

Мы, человечество, способны на это. Мы способны на все.

* * *

Очень хорошо.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2015 г.

«2001: Космическая одиссея» во многом является знаковым произведением. Если провести параллели, то приходишь к выводу, что и Саган с его «Космосом» и научно-популярные фильмы о космосе (например, «Как устроена вселенная») ведут повествование в том же ключе, не только рассказывая об открытиях своего времени, но и размышляя о том, какой разум может охватить поистине огромные масштабы космоса, чтобы, как минимум, считать его частью собственной вселенной.

Книга настолько умно написана, что воздействие обучающего питекантропов монолита можно рассматривать не как гипотезу, почему человечество на пути эволюции сделало прыжок от «умелого» человека к человеку «разумному», а как причину, почему к 2001 году время отличается от описанного Кларком. Поэтому первую кларковскую «Одиссею» можно рассматривать не только как образец жанра ретро-футуризм, но и как альтернативную историю. Идее разума и его эволюции, на мой взгляд, и посвящена «Космическая одиссея». Начавшись с явной прогрессорской идеи в отношении эволюции питекантропов (что выглядит смехотворно, но по рамкам излишне позитивистской эпохи вполне живуче, ведь якобы именно труд сделал из обезьяны человека), закончилась она эволюцией разума компьютера и современного человека, доведенного до некого космического сверхсущества, к 2001 году вошедшему в фазу младенчества. Явились ли поводом к появлению странного обучающего механизма размышления вожака стаи о луне? Так или иначе, именно на Луне в 1999 году люди обнаружат собрата древнего «тренажера». Что это — отсылка к черным дырам и гипотезе о кротовых норах или разновидность накопителя, способного поглощать в полной мере широкий спектр излучения? Вымышленная вселенная Кларка подчинена идее культивации разума некими существами, чтобы собирать урожай этого разума. Не исключено, что в виде поглощения транслируемой информации.

Откровенная научная фантастика с описанием интересных идей, которые словно программа «Стража-часового», воплощенного в абсолютно черном параллелепипеде, вошли в жизнь человека по мановению пера Артура Кларка (начиная с липучек и заканчивая планшетами, правда не сенсорными, а кнопочными), превращается в ужасы, которые может устроить распоясавшаяся операционка (привет самоуправству Windows 10), а дальше в еще более ужасающую психоделику. Интересно, что Артур Кларк не только предсказал изобретения отдаленного будущего (на взгляд людей 60-70-х), но и смело описал то, что должен будет увидеть в ближайшее время на планетах солнечной системы аппарат Кассини. Отдельного упоминания заслуживают средства информации: бесконечные ленты новостей, обновляемые ежечасно. Хотя нет ни слова об интернете и трансляция в устройство происходит то ли по принципу телевещания, то ли все-таки использует накопитель самого устройства, то ли действительно задействованы удаленные сервера — не известно. Артур Кларк сопровождает изобретение гениальным комментарием: «Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, пошлым, серым становится его содержание».

Разбитая на маленькие главки «Одиссея» ни на минуту не дает заскучать. Во-первых, потому что их названия настраивают на иное развитие событий, чем то, что нас ждет на самом деле. Во-вторых, потому что сам сюжет эволюционирует с невероятной скоростью. И это при том при всем, что в плане действия ничего особо не происходит. Те, кто смотрел фильм, поймут, что драма задавалась скорей саундтреком на фоне молчания и попыткой показать то, что разум человека не сможет воспринять во всей глубине. Хотя, научившись создавать искусственный разум и особым образом воспитывать его, человечество до конца не разобралось, как это происходит — это как будто еще один естественный процесс, над которым можно взять контроль, что сближает людей с расой существ в черных монолитах. Размышления об этой технологии приводят к одному выводу: сколько бы человек ни открывал нового в закономерностях природы, ему всегда доступны новые горизонты для углубления рационального мракобесия.

С искусственным разумом компьютера связано и понимание разницы между тем, каким алгоритмам (какому поведению) отдает предпочтение живое существо, а каким — искусственное. Кажется, что на описание дилеммы, возникшей перед компьютером, работающим во имя правды и полностью посвященным во все тайны и истинные цели миссии «Дискавери», оказала воздействие идеологическая война поколения холодной войны с разборками, какая правда нужна народу для жизни, а какую нужно знать руководству. Компьютеру оказывается важнее выполнение конечного задания, а человеку вместе с этим и моральная его сторона. Знаменательна фраза о том, что нарушить что-либо в работе установок корабля может лишь злой умысел. И этот «умысел» оказывается инициирован искусственным интеллектом, жестким и предельно логичным. Недаром рассказ, послуживший зачатком идет «Космической одиссеи» показывает, какими методами человек подходит к исследованию необычных вещей — в безрезультатных попытках он в результате уничтожает сам объект изучения.

Итогом миссии корабля «Дискавери» должно было стать открытие еще одного монолита, расположенного на спутнике Сатурна Япете. Причем и здесь видна вся аморальность научной гонки — быстрее всех достигнувший цели космонавт забудется на несколько лет в просторах космоса, пребывая во сне, пока его оттуда не удастся спасти. Встреча с очередным монолитом оборачивается путешествием в еще более отдаленные глубины космоса, где когда-то уже существовала жизнь, но так же давно погибла. Девиду Боумену встречается целая искусственная планета-база со стоянкой уже давно не использующихся космических кораблей. Его взору открываются новые масштабы не только космических пространств, но и возраста разумной вселенной. Последний эпизод настолько странен, что невозможно до конца понять, погрузился ли герой в свой длительный сон в ожидании спасения, умер ли, сходит ли с ума от столкновения с грандиозным или действительно осуществляет шаги на новую ступень эволюции собственного разума. То, что обсуждалось учеными учеными по поводу объекта ЛМА-1 в 1999 году, получает подтверждение на последних страницах «Космической одиссеи»: человеческий разум становится космическим, но он все еще младенец по сравнению с разумом, царящим в отдаленных уголках вселенной, и он все еще привязан к дому, к малюсенькой планете Земля, куда продолжает возвращаться после очередной космической прогулки, похожей теперь на регулярный выход во дворик, а не на масштабное путешествие с исключительной миссией.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 апреля 2010 г.

Прочитав около четверти книги узнала смутно-знакомый сюжет когда-то виденного фильма. Усомнилась, стоит ли читать, но жутковатая реалистичность космических фантазий Кларка заворожила. С каждой прочитанной страницей усиливалось ощущение будто все это было, будто историческую хронику читаешь. Причем совсем недавняя. Постепенно приходит еще более странная иллюзия, что все это происходит прямо сейчас, ты вживаешься в переживания героя, страх перед необозримыми пространствами и ни с чем не сравнимый восторг первооткрывателя несет эта книга. Неспешный ритм повествования затягивает, становится привычным и итоговый поворот сюжета, подобно гиперпрыжку в звездную беспредельность, вжимает читателя в спинку кресла, грозя снести крышу:biggrin: Рвется тонкая граница жанра и читатель видит совсем иную Вселенную, бесконечно более удивительную и многогранную... Шокирует. Незабываемая книга, помогает шире взглянуть на вещи:wink:

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2009 г.

Вот эта книга и есть научная фантастика. Однако если не считать монолит, то это, я надеюсь, недалёкое будущее. Орбитальная станция уже есть, осталась лунная станция и полёты на Марс и другие планеты. Если каждый прочтёт этот роман, может и разногласий между ними станет меньше. Ведь они такие мелкие, если смотреть на них с расстояния юпитера или Сатурна. Мы песчинка в необъятных просторах космоса.

Самое потрясающее и нашему сознанию неподвластное — это космические пространства. Лететь месяцами до ближайших к нам планет, а за бортом корабля бескрайняя ночь космоса.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2012 г.

Читал после просмотра фильма. Сам фильм оставил массу интересных впечатлений. Знал же, что это вершина мировой фантастики в кинематографе, но сколько не вглядывался, вершину разглядеть не смог. У фильма много минусов. Первый — затянутость сюжета. Сначала питекантропы не пойми чем занимаются, затем доктор летает. Все это, конечно, под классическую музыку, но ОЧЕНЬ убаюкивает. Вот я и засыпал. Трижды. Очень скучный и непонятный фильм получился, хотя надо отдать должное — визуальные эффекты были такие, что и сейчас не все режиссеры могут изобразить в фильмах подобное.

Теперь книга.

Книга очень понравилась. Это первая весч которую я читал из Кларка (не считая рассказов), но сразу могу отметить, что нашел «своего» писателя.

О Верноре Виндже я писал, что выбрал бы его на должность бога, если бы такова была выборная. Настолько детально он продумал свою вселенную. Кларк НИЧЕГО выдумывать не стал. Одиссея больше похожа на хронику полета, чем на фантастический роман. Единственный элемент фантастики — черная плита и порталы в другие миры.

А читается книга не в пример живее, чем фильм. В общем — советую всем ценителям твердой научной НФ.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2012 г.

Как известно теперь, книга родилась благодаря выдающемуся режиссеру Кубрику, который поставил перед собой сверхзадачу — снять по шедевру в каждом жанре. И вот настала пора снять научно-фантастический шедевр. Предполагаю, события развивались так: режиссер пришёл к Кларку, который в тот момент уже заработал репутацию самого научного из фантастов, и предложил написать строго научно-фантастический сценарий. Что бы в нём было:

1. про то, откуда человечество взялось;

2. к чему оно в конечном итоге придёт;

3. про космическую экспансию человека;

4. про искусственный интеллект;

5. про бунт искусственного интеллекта;

6. про контакт с внеземной цивилизацией.

Т.е. режиссёр, ни много ни мало, захотел объять чуть ли ни все темы научной фантастики в одном произведении. Задачка оказалась Кларку по плечу. Результат: мы наслаждаемся кинематографическим и литературным шедеврами.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2008 г.

Эта книга — одна из самых лучших научных вещей, которые мне приохилось читать из science fiction. Особенно меня впечатлили моменты с провалом в пространстве, и описание мира, вывернутого наизнанку. Вообще, я считаю идея черного монолита просто гениальна! Не каждый автор такое придумает! А концовка тоже весьма интересная и необычная, правда в фильме её удалось реализовать красивее...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июня 2017 г.

На протяжении всего своего существования человечество неустанно ищет ответы на вопросы о происхождении жизни, нашем предназначении, роли разума во Вселенной. Сложно представить, что из какой-то ничтожной клетки, плававшей в органическом бульоне, может появиться такое высокоорганизованное, сложное существо, как человек. Идея бога, вмешательства в процесс эволюции некого Высшего разума или представителей иной цивилизации — эти бездоказательные на сегодняшний день теории развивались и трансформировались на протяжении сотен лет истории, но никогда не уходили в небытие. Свою версию возникновения и развития человеческой цивилизации в романе «Космическая одиссея» представил известный британский фантаст и учёный А. Кларк. Книга получилась действительно эпичной — от проработки технических деталей до философских размышлений текст вызывает эффект полного погружения и оставляет неизгладимое впечатление, позволяя причаститься великих тайн, что скрывает Вселенная.

По структуре роман состоит из шести частей, первые две из которых являют собой предысторию к основному сюжету — научно-исследовательской миссии корабля «Дискавери», впервые отправившегося к орбите Сатурна через пояс астероидов и Юпитер. Довольно интересный подход — начать повествование с доисторических времен, показать небольшое племя питекантропов, ведущее суровую борьбу за выживание. Первые робкие шаги от животного состояния к человеку разумному — могла ли прямоходящая обезьяна совершить их самостоятельно или потребовался некий внешний толчок? Трудно представить насколько сложной была сама идея использовать палку в качестве оружия для дикого, ещё не разумного существа. Заготовить добычу впрок, а не сожрать на месте лучшие куски, оставив большую часть мяса падальщикам — элементарная мысль, но лишь для существа, руководствующегося логикой, уже познавшего свет разума — такие незначительные достижения были гораздо важнее изобретения пороха или компьютера в будущем.

Познакомив нас с событиями седой древности, автор тут же переносит читателя в космическую эру — человечество уже вышло из земной колыбели, отстроило лунные базы и увлеклось исследованием Солнечной системы, готовя первую в истории экспедицию к Сатурну. Что общего между событиями далекого прошлого и ближайшего будущего становится понятно не сразу, автор раскрывает карты постепенно, заинтересовывая и интригуя читателя. Авторитетный ученый и научный консультант НАСА доктор Флойд получает срочный вызов на Луну — его миссия окутана ореолом высшей степени секретности и только избранным известно, что же произошло на земном спутнике, официально закрытом на карантин. Полёт Флойда на Луну с промежуточной остановкой на орбитальной станции описан в мельчайших подробностях и производит полное впечатление достоверности. Внешний вид челнока, интерьеры станции, еда и развлечения во время перелета, описание невесомости — всё продумано до малейших деталей.

По прошествии лет интересно сравнить, какие прогнозы автора осуществились, а какие пока не очень. Жаль, конечно, но пока мы не построили лунных баз, не долетели даже до Марса, что уж говорить о Сатурне. Автор не мог предвидеть, что Советы сойдут с политической арены вместе со своей космической программой, а ведь если бы история сложилась иначе, то всё описанное в романе вполне могло бы состояться. Сейчас надежды связываются с развитием частной космической инициативы, но уверенность в том, что человечество рано или поздно построит орбитальные станции для туристов, создаст базу на Луне — есть. Хотя некоторые предсказания автора сбылись с поразительной точностью, например, массовое распространение планшетных компьютеров с беспроводным интернетом — устройство, которое использовал доктор Флойд, читая в полете новости, теперь доступно каждому желающему. Ощущение достоверности во время чтения не покидает, местами кажется, что читаешь не фантастический, а документальный роман.

Основная сюжетная линия также подается с массой научно-технических подробностей — в деталях описан внешний вид космического корабля, устройство внутренних отсеков, распорядок дня астронавтов дается буквально по часам. Как они проводят свободное время, питаются, работают и даже ходят в туалет — как будто реально побывал на экскурсии. Отдельная глава посвящена размышлениям о перспективах космических полетов — проблема звездного ковчега, анабиоза, искусственного интеллекта, преодоления скорости света — автор ничего не забыл, рассказал обо всём. Особо хочется сказать об описаниях космических просторов, звёзд и планет — романтика холодного космоса и точность научных описаний сливаются воедино, ощущаешь себя пассажиром космического корабля, наблюдающим все эти красоты в объёмный иллюминатор. Однако автор не ограничивается производственной частью, постепенно переключая течение сюжета в русло напряженного триллера. Ориентируясь на свои ощущения, могу сказать, что скучать мне не пришлось ни на минуту, автор чётко ощущает в какой момент можно снизить ритм повествования, а когда напротив заинтересовать читателя, добавить напряжения, подбросить новую интригу. Я уверен, что всем, кто по-настоящему любит космос, роман придется по душе, для остальных же читателей он может показаться скучным.

Напоследок автор приготовил главный сюрприз, и хотя финал остается открытым, чувства недосказанности не возникает, в данном случае это правильное решение — слишком велика и непостижима для человеческого разума тайна, явленная в начале. Признаюсь, что изначально к чтению романа меня подтолкнула концовка его экранизации из которой я ровным счетом ничего не понял — какой-то психоделический бред наркомана, вырвиглазно-сюрреалистический видеоряд, который не вызвал ничего, кроме разочарования. К счастью, благодаря книге всё стало на свои места, и авторская мысль стала понятной. К слову, в первом русскоязычном издании отсутствуют последние главы с 45 по 47-ую, но благодаря Н. Галь концовка была переведена, и теперь можно достоверно узнать финал истории капитана «Дискавери». По глобальности замысла, глубине поднимаемых тем этот роман можно смело ставить в один ряд с «Солярисом» С. Лема — любители умной космической и философской фантастики обязательно оценят эту книгу по заслугам.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу