Все отзывы на автора

Все отзывы на произведения Дж. Р. Р. Толкина (J. R. R. Tolkien)

Отзывы (всего: 1424 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  6  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

roman_kulikov, 20 июля 2011 г. 14:29

Книга тяжелая, для настоящих фанатов жанра фентези. Осилил ее со второго раза, не разу не пожелел о проведенном времени. Всем любителям орков и эльфов- добро пожаловать!!! Писать о Властелине Колец что-то новое, не имеет смысла. Все и так знают историю хоббита Фродо, который волей судьбы, становится замешен в разгорающуюся война Добра и Зла. Известно, что Толкиена на написание истории Средиземья подтолкнул личный опыт, он участвовал в Первой Мировой войне, и свои переживания перенес в эту эпопею. Классическая история борьбы всего хорошего и всего плохого, личные воспоминания о войне, десятилетия упорной работы- рождают тот фундамент, на котором держится жанр фентези и вся литература ХХ века.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

абвгд, 14 июля 2011 г. 14:29

Книга не понравилась. Слишком затянутый сюжет, они только целую главу идут по лесу! Были моменты когда просто хотелось перелистнуть пол книги

Оценка: 7
– [  5  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Легенда о Сигурде и Гудрун»

Reigne Noire, 10 июля 2011 г. 00:11

Книга для узкого круга читателей — только для лингвистов или же для любителей скандинавской мифологии. Во всяком случае, комментарии Толкина-младшего будут по-настоящему интересны и понятны только лингвистам (Мне, например, было интересно узнать о скадинавских традициях стихосложения, стихотворных размерах, особенностях аллитерации и т.п.). Что касается самих песен, написаны они отлично, с сохранением динамики своих древнеисландских аналогов. Вначале мне, как человеку непосвященному, было трудно воспринимать, но постепенно я прониклась сюжетом и увлеклась. Потому что мифология в любом виде никогда не оставляла меня равнодушной. А мифы, изложенные пером автора, которым я восхищаюсь, приобретают особый шарм, и интерес становится более личным.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

Romario4591, 4 июля 2011 г. 12:21

Здравствуйте! Это мой первый отзыв, так что не судите строго:smile:

Книгу прочел на одном дыхании за три дня. Из плюсов можно выделить:

- огромный красочный мир;

- персонажи, каждый по своему уникальный;

- эпичность;

- красочные битвы.

Но все же книга не идеальна. Попадались места, которые тупо хотелось пролистать. Так же к минусам можно отнести слишком затянутый сюжет. При желании можно было ограничиться двумя книгами.

Вывод: именно с этой трилогии я начал свое путешествие по миру фэнтези.

Толкин — гений! Он создал живой мир, наполненный сказочными созданиями. Читая его книги я всегда погружался в их атмосферу.

Данная трилогия стоит выше всех на моей полке фантастики.

Спасибо Вам, Профессор, за эту замечательную книгу!!

Оценка: 10
– [  18  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Сильмариллион»

Ламинарский, 3 июля 2011 г. 21:22

Наверное многие согласятся, что Толкин придумал (так и хочется сказать, что не придумал, а просто записал) самый лучший фэнтезийный мир за всю историю человечества. По большому счету, вся фэнтезийная литература идет от него. Мир Средиземья продуман во все стороны. Продумана его история, если я не ошибаюсь, примерно на 10 000 лет назад от Войны Кольца (возраст Галадриэль во время, описанное в ВК — около 7 000 лет!). Причем эту историю Толкин с любовью сочинял почти всю жизнь с 10-х годов 20-го века по 1973 год), описывая все тонкости этого Мира и держа в уме многочисленные родословные эльфов, людей, гномов, хоббитов и даже орлов Средиземья. Кроме того необъятен мир «создателей» этого Мира, его демиургов: валаров — старших богов и майаров — младших (к последним, как мы знаем, принадлежит и Гэндальф, именуемый в Валиноре Олорином, и другие истари, которых в Средиземье прозвали «магами», «волшебниками»; среди майаров — и Саурон, повторивший путь своего господина Мелькора-Моргота; и Мелиан, что числится в предках и у Арагорна и у Элронда; и балроги — в незапамятные времена предавшиеся злу за какие-то дары от Мелькора; и даже «паучиха» Шелоб и Том Бомбадил...) Валары обустраивали Мир для детей Единого бога: эльфов и людей, а вот Мелькор тоже «творил»: орки, тролли, драконы, всевозможные «лихие твари» типа Дядьки Ивы и пауков Лихолесья — это его «дела» (за что Мелькор и поплатился — созидать живые существа можно было только Эру Единому, хотя еще один из валаров, Ауле, причастен к созданию гномов). Валары или Единый постоянно были в курсе дел Средиземья и помогали, чем могли, например отправили в небытие Нуменор, когда его правители обратились ко злу или отправили в Третью эпоху истари, чтобы противостоять Саурону (по могуществу они одинаковы: Саурон и «маги» принадлежат к одному «народу» майаров, но открыто вызывать Саурона на бой они не имели права, только побуждать все существа доброй воли на борьбу с ним; кстати, именно поэтому Гэндальф победил балрога, ведь он не простой человек преклонного возраста, а майар, как собственно и балрог.)

В общем Толкин создал мир, его историю, придумал правила, по которым он существует и Мир получил объем, непревзойденный еще ни кем из фантастов. Поэтому ВК и «Сильмариллион» интересно читать, обсуждать и возвращаться к нему вновь и вновь (и много вопросов и загадок, но без них плохо, читатель тоже должен «трудиться»), а например «Гарри Поттера» мне лично читать неинтересно, у Роулинг нет того объема, как нет и у других авторов!

...А после Войны Кольца эта история странным образом перетекает в нашу реальную историю, ведь эльфы уходят в Благословенные Земли (Рай?; хоббиты тоже туда уходят, то есть может быть они умерли, еще одна загадка; а вот то, что туда уходит и Гэндальф — понятно, он дух или бог этого Мира). Орки разгромлены, о гномах легенды Четвертой эпохи молчат (один из них тоже уплыл на Запад), Мир остается Людям и это уже наша история...

Хочется верить, что в прошлом у нас (где-то в черных дырах истории) было такое вот Средиземье. До боли в сердце хочется верить!!!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

ivarazor, 3 июля 2011 г. 02:00

Да,эта книга действительно заставляет понервничать за героев этой повести.Один минус этой книги это,то что она написана детским языком.Но не смотря на это я всё равно думаю,что «Хоббит»-книга с потрясающим сюжетом,захватывающей развязкой и с эпическим концом.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Братство Кольца»

Lion0608, 26 июня 2011 г. 13:36

Повествование в трилогии развивается неспешно. И я тоже, начиная читать книгу, старалась не спешить, зная, что нельзя ожидать от книги динамичных событий, четких намеков- что есть добро, а что зло. И поэтому читала не взахлеб. Оценивая прочитанное. А поэтому хотелось вернуться к книге уже через несколько дней. Не могу сказать, что мне как читателю книга легко далась.

И все же, вечная проблема — борьба «добра со злом» ни в одном из фэнтезийных произведений не фигурирует так широко и остро. Борьба эта идет не только на поле сражений с силами зла. Каждый герой ведет ее внутри самого себя. Судьба и испытывает на верность своим убеждениям. И самый слабый из героев оказывается самым достойным, пройдя через эту «битву».

Многое становиться понятным, когда узнаешь историю написания трилогии. Несмотря на то, что трилогия выходила уже в 50-е годы прошлого столетия, основной период работы над произведением приходится на 40-е годы. Это означает, что «Властелин» пропущен через опыт второй мировой войны.

В то же время, нельзя не отметить эпичность произведения. Кажется, что Толкиен собрал воедино все атрибуты эпоса не только английского, но и всех германских народов средневековой эпохи.

Один критик писал: «Властелин Колец» — безусловно, вещь величественная, но это не литература» . Пожалуй, он был прав: это не литература — это целый мир, созданный воображением автора. В этом мире свои языки, истории и легенды... В этой стране от ее основания заложены семена зла и добра, порчи и благодати, и прорастают они по законам, общим для всех миров, — но по-своему. Здесь есть высокий эпос, есть священное предание, поэзия, и простой деревенский юмор, и притча, и рыцарский роман.

Особенно интересна и необычна, лично для меня, была концовка. Есть в ней какая-то завораживающая грусть и безысходность. Герой, прошедший столь нелегкий путь не нашел себя в спокойном и мирном Шире. Часто, когда пытаешься спасти мир и покой для кого-то, без возврата теряешь его для себя...

Оценка: 10
– [  0  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

Lariel, 26 июня 2011 г. 01:28

Книгу прочитала, только после просмотра фильма, который безумно люблю.

Толкин написал потрясающее произведение на тему Добра и Зла! Захватывающий сюжет, хоть я и знала, чем всё закончится, мне было очень интересно читать! Но слегка длинновато.

И ещё одно замечание(хотя я думаю оно может относится больше к переводчику, чем к самому автору)...Когда читала описание Битвы за Хельмову Падь хотелось больше эпичности, а всё было как-то буднично...

Оценка: 9
– [  10  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Сильмариллион»

Jaromir88, 16 июня 2011 г. 22:24

Одна из моих самых любимых книг. Книга для души. Книга, которую можно читать, когда на душе сумрачно или светло. Потому что в этой книге свет и тьма переплетаются, создавая цельное эпическое полотно. Безусловно, это лучшая книга в жанре эпической фэнтези. Мне нравится даже больше, чем ВК. Да и сам Профессор именно Сильмариллион считал делом всей своей жизни, до самой смерти развивая это произведение. По сути дела эта книга — сборник мифов, чем то схожий со скандинавской «Эддой», и такой же эпический и масштабный.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Легенда о Сигурде и Гудрун»

tapok, 14 июня 2011 г. 17:50

Физически Профессора уже нет с нами. Но он живет в наших сердцах, в книгах, которые есть у нас на полках... И вот появилось новое творение Величайшего писателя. Я был несколько удивлен, что выходит произведение вне рамок Средиземья. В принципе, произведение серьезное. И это можно понять хотя бы по размеру комментариев Джона и Кристофера. Это скорее попытка разобраться, чем получить удовольствие от восприятия текста.

Понравились иллюстрации Сандерсона перед каждой частью. Они простые, но довольно интересные.

Есть много вопросов к издателям. Например, по поводу введения. Не думаю, что было обязательно включать 4 и 5 параграфы в введении. Это большие тонкости, для простых читателей — лишь страницы, которые будут пропущены. Что ещё? Слишком много пустого места между строфами. Честно говоря, при желании можно сократить с 400 страниц до 300 без особой потери легкости восприятия текста. Видно, денежки кто-то решил наварить на этом (я к тому, что даже в самом дешевом магазине своего города книга стоит порядка 320 рублей. Для сравнения: те же недавние «Симбионты» Дивова имеют более адекватный ценник — всего 180.).

Ну и спорна композиция сборника. Если оставить так, как есть, то конечной точки нет. На мой взгляд, было бы лучше, если последним приложением стал бы «Краткий рассказ о происхождении легенды».

Итог: очень увлекательное чтение. Понравится всем, кто неравнодушен к легендам. Желание разобраться только приветствуется

Оценка: 9
– [  1  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Gúðrunarkviða en nýja (Новая песнь о Гудрун)»

tapok, 14 июня 2011 г. 06:50

Это произведение отличается от того, что мы видели в «Новой песни о Вёльсунгах». Во-первых, оно много короче. По сути, раза в 2-3. Во-вторых, в «новой песни о Гудрун» почти нет мистики, за исключением разве что одного эпизода. Но качественно оба этих произведения не отличаются — оба интересны и легки на восприятие.

«Новая песнь о Гудрун» — печальная история о том, что стало после смерти Сигурда. Гудрун стала заложницей своей времени — её без её ведома выдали замуж. И все тяжкие последствия — именно это и есть то, о чём пойдет речь в произведении. Последние строфы особенно хороши, хоть и наполнены тоской и печалью.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Völsungakviða en nýja (Новая песнь о Вельсунгах)»

tapok, 13 июня 2011 г. 19:32

Читать «Песнь» довольно легко, в каждой строчке всего по 2-3 слова, так что страницы шуршат быстро. По началу тяжело пришлось, действующих лиц хватает, равно как и действий, не все успевал запомнить. Пришлось вооружиться ручкой и блокнотом, чтобы записать именами, сделать дерево семьи Вёльсунгов. Удобно, что есть комментарии к каждой части (их 9 всего, частей этих). Ну и маленький бонус — в диалогах сбоку подписаны говорящие эти слова. Очень приятная мелочь.

О содержании смысла говорить нет, ведь это нужно прочитать. Тем более что «Песнь» довольно коротка, можно управиться меньше чем за час. А вот про комментарии сказать надо. Их чуть ли не больше, чем текста «Песни». И тем лучше, ведь они раскрывают очень многие детали, которые были за тенью строк. После них хочется ещё раз прочитать то, к чему и прилагаются комментарии.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

nikn, 23 мая 2011 г. 13:53

Конечно, хотелось бы поделиться в своем отзыве субъективным мнением, но это практически невозможно после огромного потока информации, мнений, рецензий, рекламы и т.д. И в целом, по ощущениям, мнение сформировалось предвзятое и двойственное.

Присоединюсь к мнениям, о том, что эпопея действительно великая, монументальная и эталонная для жанра фэнтези. Здесь правит великая гармония в подборе героев, наверное, можно найти героя с любым существующим психологическим типом характера. Мир красочен и завораживающе реален. Книга написана просто мастерски. С атмосферой все сложнее, но, в конце концов и она показалась мне оптимальной. Но при всем этом схожего нудного и затянутого произведения нужно еще и поискать. Подходя к этому вопросу философски, для себя я понял, что окажись произведение более динамичным и меньшего объема, то это был бы уже совсем не тот привычный и любимый «Властелин колец».

Очень понравилось, хотя иногда в процессе первого, в подростковом возрасте, чтения хотелось и бросить. И главное мое мнение — после второго прочтения в восприятии появляется полное осмысление, гармония и действительное удовольствие от чтения. Без колебаний и раздумий – 10.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

Фэнтезист, 14 мая 2011 г. 19:31

Этот автор так сказать заложил основы современной фэнтези, все корни пошли оттуда, только за это мы ему должны благодарны.Но и как он заложил эти основы тоже вызывает уважение.Написать такой шедевр который знаком очень многим могут только единицы.Он вселил в других писателей искру, которая разожглась и сейчас поддерживается многими писателями.Книга просто супер.Экранизация тоже неплохая, но по сравнению с книгой всё же она теряет свой блеск.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Фермер Джайлс из Хэма»

sirena19831, 4 мая 2011 г. 22:48

Обычная сказка, хорошо написанная, но, честно говоря, я не нашла ничего такого, что вызвало у многих бурный восторг.Просто история одного фермера, не особо смелого, которого обстоятельства вынудили сначала

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пойти с мушкетоном на великана (охраняя свою ферму), потом разобраться с обнаглевшим драконом (для поддержания имиджа героя), а затем, с отрядом рыцарей, отправится к дракону за сокровищами, по приказу короля.
Во время этих приключений герою сопутствует удача, просыпается уверенность в себе, и находчивость,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в конце он берет все в свои руки, в том числе и власть.
Понравилось, что здесь нет четкой границы хороший-плохой. Насмешливость и беззлобную иронию я заметила, а вот юмора, как такового, на мой взгляд не было, или он был специфический.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Дж. Р. Р. Толкин, Кристофер Толкин «Книга Утраченных Сказаний. Часть I»

k2007, 12 апреля 2011 г. 18:05

Эта книга для людей, влюбленных во «Властелин Колец». Интересно видеть процесс создания мифологии Средиземья — как все замышлялось и как потом менялось. И читать интересно, очень поэтично. Плюс комментарии, свякие стихи в дополнениях.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

lyllie, 10 апреля 2011 г. 00:52

можно сказать моя первая фантастическая книга, папа принес её из библиотеки и читал мне, мы вместе смотрели на карте где сейчас находятся герои...самые теплые воспоминания!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Сильмариллион»

Svet_laya, 9 апреля 2011 г. 15:57

Книга сложная и неоднозначная. Да, язык тяжеловат и в героях путаешься. А с другой стороны — каждая история интересна, и видно, что мир действительно продуман до мелочей, что из каждой главы можно было бы развить роман. Конечно, она уступает «Властелину» в лёгкости, но... навёрстывает, так сказать, сложностью:biggrin:

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

Svet_laya, 9 апреля 2011 г. 15:49

Да, Толкиен один из первых начал писать Фэнтези. Это уже сейчас расплодилось много подобного... Но его книга нравится не только потому, что он основоположник. Мир — многослоен, прописан, продуман, когда герои разговаривают — у каждого своя речь, свой язык! А как приятно перекатывать его названия на языке! Как они красиво звучат! Читая, испытываешь огромное удовольствия и от мира, в который окунаешься, и от героев, которые интересны и приятны, и от языка (тут, конечно, играет роль ещё и перевод).

Понравилось то, что каждый внёс свою маленькую лепту, а вместе — сделали огромное дело. По сути, удали любого героя — и всё могло бы рухнуть. Хорошо продуманы детали. Очень замечательная вещь.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

mrakofess, 9 апреля 2011 г. 01:40

Есть хорошее фэнтези, есть очень хорошее... то что можно перечитывать десятки раз. Но Властелин Колец — это единственное в своём роде произведение. Не просто классика жанра, а пожалуй лучшая фэнтези-эпопея. И эту трилогию будут читать и через 10 и 20, а может и 100+ лет. Что может быть лучше, настолько продуманного, практически реального мира Средиземья?

Очень хочется поставить оценку 1000000 из 10

P.S. Кому нравится мир ВК и кто не читал трилогию Перумова «Кольцо Тьмы» — очень советую

Оценка: 10
– [  7  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Легенда о Сигурде и Гудрун»

k2007, 7 апреля 2011 г. 20:58

Вещь отличная. Видно, что автор любил ту эпоху и чувствовал ее. Стихи не менее энергичные, чем стихи «Старшей Эдды». «Песнь о Гудрун» просто замечательная, жесткий темп, нагнетающий напряжение, не останавливающийся до самого конца.

Вместе с тем эта книга либо для фанатов Толкиена, либо для любителей такого рода литературы, для которых древние героические песни — это не что-то, на основе чего снимают современное кино и в чью эпоху проваливается наш современник с ноутбуком, чтобы давать советы Стилихону. Это — не фэнтези, это нерифмованные стихи, написанные весьма специфическим размером.

В книге много приложений и комментариев, об эпохе этих сказаний и о древних северных песнях.

Хочу также сказать про качество издания. Оно, на мой взгляд, очень хорошее. Отрадно, что переводчики не стали переводить отрывки из тех произвелений древних авторов, которые есть на русском языке. а включили уже ставшие классическими переводы со ссылками на авторов.

Отличная книга.

Оценка: 8
– [  24  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Сильмариллион»

KrokoBill, 29 марта 2011 г. 10:17

Писать о Силмариллионе трудно. Сухой, сжатый язык повествования заметно усложняет чтение, количество имен и названий сшибает с ног.

Сильм – книга для поклонников творчества Толкина. Для тех, кто желал узнать больше о мастерстве Феанора, о появлении эльдар в Средиземье, об истории Предначальной Эпохи. Для тех, кто, еще будучи ребенком, желал узнать хоть что-то об упомянутом мельком в «Хоббите» королевстве Гондолин…

Сильм – книга трудная. Он требует от читателя немалой работы: в него надо вживатся, о нем надо думать. И когда приходит понимание, что между двумя страницами проходят подчас века, поневоле начинаешь вчитываться в строчки, так как каждая – на вес золота в истории мира.

Сухие строчки похожи на рамы для витража. Они лишь очерчивают общий узор повествования, поиском стекол приходится заниматься самому. Их много: «Дети Хурина», «Беседы Финрода и Андрет», «Ле о Лейтиан».. В них оживают, обретают дыхание второстепенные герои, повествование обретает цвет и глубину. Иные истории дописывает фэндом, некоторые приходится додумывать самому. Да, Сильмариллион – книга не для всех; это – лакмусовая бумажка для толкинистов.))

С Сильмом «Властелин Колец» обретает большую глубину. Линии повествования уходят в глубь веков. И вдруг понимаешь, что древняя и мудрая Галадриель – это та самая воинственная Нэрвен, юная принцесса нолдор, что стояла рядом с Феанаро в день гибели Древ, горя желанием покинуть Благословенную Землю. А свет вечерней Звезды в фиале невысокликов – отблеск сияния Сильмарилла,чей свет несет в себе память угасшего света Запада…

Оценка: 10
– [  10  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Кузнец из Большого Вуттона»

KrokoBill, 29 марта 2011 г. 10:15

Это сказка о диве и чудесах, что находятся рядом с нами. Тропинки в Страну Эльфов начинаются у нас под носом, но нужно иметь особый дар, чтобы идти по ним. Среди нас живут познавшие эти тайные пути, но мы считаем их ненормальными. Среди нас можно найти Короля Волшебной страны, но всякий может счесть его обычным пройдохой, а его сокровища – грошовыми конфетами.

Это одна из самых автобиографичных сказок Толкина. Любой человек, открывший путь в Запретную Страну, даже если он был обласкан самой Королевой, не может остаться там навсегда. Смертный, одаренный дивными силами, в свое время вынужден будет расстаться со звездой, что открыла ему дверь…

Это была последняя сказка Толкина. Он чувствовал, что писать становится тяжело. «Жар затухает». Взятые взаймы у Волшебного Мира крылья уже не могут унести смертный разум в путь.

Кто-то другой их носит ныне…

Вот только не забывайте приглядываться к людям – любой из них может оказаться Королем колдовской страны

Оценка: 9
– [  1  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

pava999, 25 марта 2011 г. 15:23

Читал эту книгу ещё в детстве. Помню лишь отрывочно: дракон, который имеет только одно уязвимое место, переход через горы, кольцо, фокус с бочками. Очень, помню поразил финал:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нашествие гоблинов
Хоть помню я произведение отрывочно, у меня от него хорошее впечатление.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Сильмариллион»

velesa, 25 марта 2011 г. 02:31

Читается тяжело, но завораживает масштабностью идеи. На моей памяти никому не удавалось то что сделал Толкин. Среди писателей мало кому удавалось создать что-то подобное, он создал вымышленный мир который способен вызвать ощущение реальности своего существования.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

lexuzz, 24 марта 2011 г. 08:34

Это классика. Этого не описать словами ) Настолько все живо и натурально.

Произведение в моем ТОП 10

Оценка: 10
– [  19  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

KrokoBill, 22 марта 2011 г. 17:55

«Хоббит» — это Сказка. Самая живая и прекрасная из всех, что я знаю. Начинаясь у порога хоббичьей норы, она, презрев сытный ужин и спокойный досуг, уводит читателя в холодные, мрачные дали и дивным и опасным встречам.

Сейчас уже не вспомню в мелочах те благословенные времена, когда книга открывалась мне дверью в Путешествие. Я, семилетний книжный ребенок, заболела мечтой о странствиях, о дороге, о приключении. Захотелось «..видеть громадные горы, слышать шум сосен и водопадов, носить меч вместо трости.» Бильбо – не наследник дивных способностей и баснословных богатств, не избран Предназначением, не сын великих и славных родителей. Сказка врывается в его мир без разрешения и предсказанности. И появляется надежда, что приключения найдут и твою дверь..

Трудно говорить о книге, что некогда была воплощением детских надежд и чаяний. Слов не хватает.

В «Хоббите» есть тихая и печальная нота: ничто не вечно. Все заканчивается. Приключение уходит в небытие, гаснет вдали со строчками: «Там, далеко на горизонте, еле виднелась Одинокая Гора. На ее главной вершине поблескивал нерастаявший снег. Вот и снег после огня, и даже драконам приходит конец.»

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Сильмариллион»

kilot, 12 марта 2011 г. 12:02

Библия Средиземья.

Заполняет все пробелы в истории Средиземья, разъясняет недосказанное в Хоббите и ВК.

Из минусов, отмечу, что стиль написания трудноват для восприятия.

Фанатам Средиземья читать обязательно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

kilot, 12 марта 2011 г. 12:01

Великолепный эпический труд, труд всей жизни, продуманный до мелочей мир, сюжетная линия не дает ни на минуту заскучать, яркие и отлично прорисованные герои, логическая развязка с лирическим привкусом. Во время чтения ловил себя на мысли, что данное произведение, после прочтения, можно перечитывать из любого места, настолько с душой все написано.

Высшая оценка!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

kilot, 12 марта 2011 г. 12:00

Хоть этот роман и позиционируется как сказка, но по ходу чтения, честно говоря, этого не заметил. С величайшим удовольствием прочел, и совсем не согласен с теми, кто говорит, что нет масштабности. Великолепное дополнение к миру Средиземья.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

fan2mas, 9 марта 2011 г. 08:38

Признаюсь, не понимал — и сейчас не понимаю — того колоссального интереса к Толкину, от которого «толки» дрожат, выдавая восторг. Прочитал я «Хоббита» — наивная сказочка, абсолютно ничего такого, от чего должны гореть глаза и трястись руки. В Толкине мне нравится глубина, продуманность деталей, точное знание того, о чем пишешь, вплоть до придуманного эльфийского языка. за это профессору респект и уважуха, а вот книжки — так себе. И что мне не нравится, так это то, что иллюстрировать эпопею дозволяют не понятно кому и зачем, ведь Толкин сам иллюстрировал свои книги! Видел я его замечательные рисунки — они точно показывают то, о чем повествует профессор. Ну, и где они? Хоть в каком-то издании Толкина присутствуют рисунки автора?

Оценка: 5
– [  4  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Беовульф»: чудовища и критики»

Paganist, 1 марта 2011 г. 13:13

Толкиен-Профессор — очень убедителен. При том, что его убедительность произрастает не от природного дара убеждать, а основана на глубочайшем знании предмета. Толкиен последователен и вдумчив, в то же время не академически зануден и сух. Наоборот, читая данное эссе, возникает стойкое желание если не изучать англо-саксонский язык :wink:, то по крайней мере прочитать «Беовульфа».

И как бы хотелось быть его студентом!

Оценка: 9
– [  14  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Дети Хурина»

Славич, 28 февраля 2011 г. 13:03

И зачем Кристоферу Толкину понадобилось издавать неопубликованные рукописи отца? Книга выглядит как черновик, читается как черновик, и по сути является черновиком. Дело вовсе не в отличающем Толкина торжественно-эпическом стиле, на который некоторые жалуются. Дело в том, что книга представляет собой сюжетную схему, «скелет» будущего произведения. В ней практически отсутствует та описательность, то внимание к мелочам, что так украшает «Властелин колец». В рукописях подробно изображены только несколько сцен, в том числе заключительная битва с драконом. В одном случае Кристофер сознательно опускает описание подземного города эльфов, ссылаясь на то, что оно уже есть в какой-то из других книг.

Какую здесь можно найти глубину, если это лишь наброски к будущему роману? Если классик не решился публиковать «Детей Хурина», значит у него были на то веские причины и он не считал книгу законченной. Кристофер Толкин, конечно, утверждает, что он уважает память своего отца. Тогда что перед нами – исполнение последней воли Джона Рональда Толкина или желание побольше подзаработать на его посмертной славе?

«Хоббиту» и «Властелину колец» я заслуженно поставил 10 баллов. Оценивать же неоконченные произведения принципиально отказываюсь.

Оценка:
– [  12  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Легендариум Средиземья»

garuda, 27 февраля 2011 г. 02:12

Отойду от своей привычки комментировать только свежепрочитанные вещи. Скажу только, что с этого произведения началось моё увлечение фантастикой. Это как первая любовь — абсолютно незабываемо и накладывающее отпечаток на всё последующее. «Золотой стандарт»....

Оценка: 10
– [  5  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Тайный порок»

Nora Beng, 25 февраля 2011 г. 18:00

Эта статья вдохновила меня на создание своего языка. Получилось плохо. Даже не получилось. Всё окончилось десятком слов.

Второй приступ тоже провалился. Чуть лучше, но всё равно плохо. Зато поняла, что надо читать, много читать. Читала об особенностях различных языков. Придумывала возможности расстановки слов в предложении, искала даже новые звуки и мифы.

Скоро пойду на третий — захватывает.:smile:

Оценка: 8
– [  12  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

Кечуа, 24 февраля 2011 г. 14:43

Стоят у меня на полке три потрёпанных томика, 92 года издания. Они были куплены ещё моим отцом лет пятнадцать назад. От многочисленных перечитываний половина страниц вырвана, а переплёт как таковой вообще почти перестал существовать. И всё-таки я, не покривив душой, могу положить эти самые, уже ставшие семейной реликвией, тома на стол и с гордостью сказать, что это, не побоюсь этого слова, лучшее, что я когда-либо читал.

Расписывать достоинства и недостатки «Властелина колец»... Спорить с кем-то, что книга — шедевр... Не знаю... Мне кажется это произведение выше этого. Впервые я прочитал Толкиена в шесть лет и с тех пор воспринимаю его романы, как нечто чистое, доброе, прекрасное, волнующее... Нет... Эпитетами этого не описать. Я привык погружаться в тот мир с головой, чувствовать его и если миры многих других произведений приходят и уходят, то вселенная, созданная уважаемым Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном, осталась со мной навсегда. Стала такой же естественной, как и наш мир. И всякий раз, открывая книгу, я как бы открываю дверь в ту, параллельную галактику. Наверное, именно поэтому делать сухой анализ текста для меня невозможно.

Но всё же хотелось бы добавить ещё одну деталь. Это — переводы. На мой взгляд единственный из них, в котором сохранился неповторимый по своей красоте слог Толкиена — перевод Григорьевой и Грушецкого. Признаюсь честно, читал я «Властелина колец» только в этом переводе, но беглого пролистывания томов переведённых не этими людьми хватило, чтобы составить об этих изданиях весьма неутешительное мнение. Так что если вы читаете в первый раз и выбрали том с «неправильным» переводом, то рискуете полностью испортить всё впечатление.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

DanteMD, 20 февраля 2011 г. 23:15

«Хоббит» определенно потрясающая сказка. В ней есть все, что должно быть. Интересные, забавные, отражающие вполне определенные идеи персонажи? Есть. Легкий, незамысловатый сюжет, с ненавязчивым подтекстом? На месте. Забавные моменты или просто ситуации, вызывающие улыбку? Присутствуют. Но, пожалуй, главным достоинством «Хоббита» является, безусловно его совершенно потрясающий и яркий мир Средиземья. Отражение событий, происходящих в романе, идет наравне с описанием окружающей «действительности», ненавязчиво и увлекательно подается история Средиземья и различные культурные особенности гномов, хоббитов, эльфов разных «национальностей» и, само собой, людей. «Хоббит» помимо прочего оказался абсолютно идеальной платформой, или, если угодно, предысторией для гораздо более масштабного и серьезного «Властелина Колец». При это, даже после выхода трилогии, «Хоббиту» удалось не потерять своей самобытности и оригинальности. Это произведение, пожалуй, навсегда останется в сердце того, кто не поленится его прочесть. И не просто останется, а будет то и дело всплывать в памяти приятными воспоминаниями.

Однако, поскольку «Хоббит» является, по большому счету, составной частью «Властелина колец», то и проблемы «Властелина» ему присущи. Это, в первую очередь, конечно же, трудности перевода. Вообще, нет, наверное, на свете другого такого фантаста, как Толкин, чьи произведения настолько бы разнились в качестве перевода. И «Хоббит», естественно, не исключение. Переводы колеблются в рамках от «отвратительно» до «почти отлично». Но каким бы ни был перевод, истинный бриллиант огранкой не испортишь...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

Альбастрисс, 9 февраля 2011 г. 22:45

Наконец-то прочитала книгу.

Вообще о книге знала давно, но прочитать её меня заставил фильм. Впечатление от книги не очень:

1)Перевод достался мне не очень, но тут на автора грешить нечего.

2)Я считаю что книга не устарела. Просто на автор совершил прорыв написав её, однако с тех пор появилось множество книг на схожей основе.

3)Мир прописан хорошо, создаётся впечатление что смотришь не на пустую картонную коробку с красивыми рисуночками на сторонах и пустотой в середине, а на воду в которой отражаются события книги, глубокое озеро и чем дальше ты заглянешь тем больше увидишь т.е. всё зависит от читателя.

4)Есть в книге моменты которые цепляют за душу. Например вовремя битвы за Минас-Тирит, конунг Теоден посылая войско в бой кричал «На смерть!», ведь все знали что нет шансов (Кроме Фродо с Кольцом) на победу.

Вывод: Красиво, эпично за что и ценю.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

Uzidor, 3 февраля 2011 г. 08:44

Эта книга произвела на меня неизгладимое впечатление. И этому способствовали не только красивый и притягательный мир, населенный разнообразными народами, не только главные герои, каждый из которых (в том числе и отрицательные) имеет свой шарм, но ешё и История. История о том, что даже слабейший из смертных может изменить мир. История о том, что Добро побеждает Зло не благодаря могучей магии, несокрушимой армии или героям, одного взгляда на которых достаточно, чтобы возникло желание (иногда и у читателя) отойти подальше, НО благодаря качествам свойственным именно Добру: Любовь, Дружба, Верность.

Именно поэтому «Властелин Колец» остается для меня одной из любимейших книг.

P.S.: Обрадовала аннотация: «Юному хоббиту Фродо выпадает участь уничтожить Кольцо…». На момент начала Войны Кольца Фродо было около 50 лет, что даже по хоббитским меркам уже не юность.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Лист кисти Ниггля»

nmelnik, 30 января 2011 г. 21:01

Чудная вещь. Как раз классический образец того, чем «очаровываешься»,

Потрясающая притча о жизни художника, о том, что фантазия сильнее объективной реальности, и о добрососедских отношениях.

Как же мне было обидно, что такое мудрая и хорошая и «теплая» история стала такой холодной

Мне иногда кажется, что даже если Толкиен не написал бы ВК, только за Лист Ниггля его стоило бы любить так же сильно! Добрая сказка... а может и не сказка вовсе.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Дети Хурина»

BULLDOG, 30 января 2011 г. 20:53

Слишком тяжелая для меня книга, я её так и не дочитал. Может просто не дорос еще до такого уровня...:insane:

Оценка: 6
– [  18  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

A.Ram, 24 января 2011 г. 17:33

О да, бла-бла-бла-бла как велик Профессор и как мы все задерживаем дыхание, читая его несравненные, неповторимые, непревзойденные и прочие не... произведения. Хорошо, сожрите меня с кетчупом или намажьте на черствую горбушку — все равно, от прочтения «Властелина колец» ничего, кроме величайшей скуки, не осталось. Читал, кстати, до экранизации и до пришпандоривания к Профессорской титьке всех мыслимых и немыслимых фант-орденов. Ладно, в свое время, может быть, эта вещь была великой, новаторской и т.д. Хотя, честно говоря, кроме изобретения хоббитов и орков, особых новаторских идей я не нашел. Из несомненных достоинств книги — она большая. Настолько подробная, что балансирует на грани полного занудства. Благодаря объемам до читателя подробно доносится, кто у нас белые, а кто красные, почему этот пошел налево, тогда как тот свернул направо. Здесь растут пихты, а тут даже горные моржи на посадку не заходят. Прекрасно. Но это было замечательно лет эдак 30 назад, когда мы могли неспешно, в глубоком мягком кресле да под коньячок смаковать подробности брачных ритуалов полуросликов. Сегодня мир настолько ускорился, что тягучая проза Профессора воспринимается наравне с деревенскими пейзажами Пришвина или Бунина. Ну-ка, знатоки, кто здесь у нас читал Пришвина или Бунина? (у меня даже Word их фамилии красным подчеркивает). Можете выдавить из себя хоть что-то, кроме «Темных аллей»? А если бы не кино, кто бы прочел Профессора? Если честно?

Я не спорю, книга замечательная — для своей эпохи. Просто вызывает недоумение следующий момент. До экранизации «ВК» был достаточно известен в узких кругах, ему отдавали должное как родоначальнику жанра и не более того. Да, группы юных умом (не очень многочисленные) бегали по лесам и изображали из себя эльфов. Ну да бог с ними, Кащенко им судья. А теперь? Всяк норовит придумать эпитет позаковырестее — в каком бы месте еще вылизать гениальный момент? А их совсем немного. Есть масса современных книг, которые на голову-две-три превосходят «ВК» по всем параметрам. Почему же мы все должны в один голос тянуть вечное «аллилуйя» устаревшей книжке? Давайте хотя бв себе признаемся, что фантастика — это жанр, который призван рушить стереотипы, следовательно, кумиры здесь не проходят!

П.С. Разумеется, все вышеизложенное ИМХО.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Сильмариллион»

drilli, 15 января 2011 г. 18:33

Определённо понравилась. Сначала было тяжеловато читать, иной раз хотелось забросить, обилие слов запутывали. На протяжении всей книги приходилось частенько заглядывать в словарь, который дан в конце книги. Но я рада, что неделю побывала в Средиземье.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Моргот, оказывается, не темница, а один из валов и именно он являлся самым могущественным.
Какой-то прототип Иуды.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

KrokoBill, 30 декабря 2010 г. 12:29

Что можно сказать о «Властелине Колец»? Наверное, то же, что скажут многие, для кого эта книга была жизнью: нужно читать самому. Читать, думать, оценивать. Уходить в Тот Мир с головой или с пренебрежением откладыывать, чтобы забыть.

Выскажусь только по поводу отнесенного к минусам четкого деления на Свет и Тьму. Знаете, для нашего серого мирка это даже благо. Мы давно уже научились оправдывать злодеев и не верить тем, кто как бы светел. Мы так перемазались во всех красках, что получили бурую неаппетитную кашу, кою гордо именуем жизнью. Мы не помним, что значит Добро, а увидев – не узнаем или не верим. Даже Зло наше безндежно измельчало.

А тут – просто идущая на мир Тьма, за которой не будет больше песен. И надо выстоять – без вопросов, громких слов. Каково это – встречать грудью черный ветер на стенах Минас-Тирита, зная, что завтра может не придти. Не только для тебя, но и для всего мира, что помнишь и любишь. Даже памяти не останется. И стоять лицом к смерти – не потому, что пощады не будет, а потому, что пощады не просишь. Мы давно забыли, что так можно.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Дети Хурина»

TOTOIIIUr, 9 декабря 2010 г. 14:02

Прекрасное дополнение к Сильмарилиону. Там в этой исторической хронике есть тысячи событий, которые затронуты вскользь и в которые хотелось бы погрузиться куда как больше. Это сражения эльфов в Валиноре, это создание Сильмарилей, это повесть о Тинувиэль и Берене, это война с гномами и это конечно же повесть о детях Хурина. Когда читал постоянно хотелось сказать автору: «больше, Больше, БОЛЬШЕ!» Жаль, что он не может нам ответить.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Возвращение Бьортнота, сына Бьортхельма»

glupec, 3 декабря 2010 г. 22:26

Главное тут, пожалуй, не столько то, что это стилизация на историческую тему, и не только сама идея, о которой Толкин пишет в послесловии («по вине одного человека многие должны претерпеть скорбь») — преемник Толкина по университетской кафедре Том Шиппи спорил с этой идеей, говорил, что она устарела, что смысл древней поэмы совсем не в этом (а в чём — это уже другой вопрос. Шиппи видел в этой поэме патриотический гимн, а не скорбное оплакивание. Думаю, что он прав; но скажу немножко о другом).

Главное в маленькой пьесе Толкина — вечный + неразрешимый конфликт между Умудрённым Летами Циником (Тида) и Неисправимым Романтиком (Тотта). Могут ли два таких, абсолютно непохожих человека, найти «общий знаменатель»?

Дж. Р. Р. считает: могут. Такой «знаменатель» — любовь к родной земле (ну, вспоминаем хоббитов с их привязанностью к Ширу, да?)

Подкрепленные этой идеей — таки сильнее звучат строки:

»...воля, будь строже, знамя, рей выше, сердце, мужайся — пусть силы сякнут, дух не слабеет, рука не дрогнет»

Даже в разорённой стране людям (и «интеллигенции» — т.е., барду — и простому народу) есть на что опереться (с эсэсэсэрией параллелей не находите?).

В этом, собственно, мораль. Ну, а то, что есть как минимум два перевода (Каменкович — скорее «точка зрения Тотты», поэтичный и лирический... и Тихомирова — «от лица Тиды», жесткий и грубоватый) — это имхо прекрасно. Две точки зрения — они же и в самой пьесе так вот показаны.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Сильмариллион»

Oreon, 2 декабря 2010 г. 18:33

Сильмариллион безусловно эпохальное творение мастера, которому автор посвятил много лет своей творческой жизни, развивая и дополняя мир Средиземья (или правильнее Арды?) новыми подробностями и целыми легендами, начиная от самого творения и заканчивая последней битвой за кольцо. В процессе создания (творения) мира (вселенной) его книг, автором была создана мифология, которая могла бы с успехом быть эпосом какого-либо реального края или народа. Толкин даже практически создал целый язык своих любимых персонажей — эльфов.

Собственно об этом и книга, о творении, жизни и развитии мира эльфов и гномов, людей и орков, борьбе добра и зла... Но, соответственно с масштабами законченного эпоса, в формат достаточно небольшой книги упакован огромный временной интервал и географическая площадь, отсюда и стиль — хронологический сжатый пересказ событий разительно отличается от Властелина колец — масштабные битвы, лирика и поэзия путешествий и взаимоотношений. Лишь для примера: в Сильмариллионе предательство Сарумана выглядит как несколько абзацев скупого исторического текста, как эмоционально обезкрашенное черно-белое кино, тогда как в Властелине — это живая сцена предательства, возмущающая и поражающая воображение.

В итоге ВК и С это абсолютно разные произведения. Первое это один из эпизодов второго в форме романа, а во втором много эпизодов-легенд, которых можно было развить в полноценное самостоятельное произведение. А возможно и к лучшему, что автор ограничился созданием мира и раскрытием лишь одной его главы — ВК, но сделав это так, что вошел в литературу в качестве одного из столпов и став практически прародителем целого жанра — фентези, а не превратил цикл в заезженный сериал, так сказать оставив это дело последователям :) (которые этим, надо сказать не без успеха, и занимаются).

Оценка: 7
– [  1  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Шаги гоблинов»

Oreon, 2 декабря 2010 г. 17:07

Сложно оценивать стихотворение в переводе (это уже больше оценка переводчика) и, тем более, если все стихотворение можно выложить в качестве аннотации :), а до оригинала, я пока не дорос. Да и не думаю, чтобы оно было лучше наших классиков Пушкина, Есенина, Лермонтова...

Но в целом неплохая лирика на столь любимый автором сказочный мир...

Оценка: 7
– [  8  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Клад»

glupec, 1 декабря 2010 г. 09:41

Старый-старый, как мир, сюжет, обычно излагается так: кот съел мышь, собака — кота, волк — собаку... ну, и так далее, пока все не вернется к истокам. Но тут — глубже, тут он еще накладывается на другой мотив: «проклятое золото» (в скандинавских сагах часто о таком говорится). Все герои этого стихотворения гибнут не «просто так», а из-за жажды наживы. Тут, конечно, перекличка с основной идеей ВК — стремление к власти (в данном случае — через богатство) губит человека, и любого властелина делает в душе рабом.

И — над всей этой цепочкой смертей — мысль о том, что есть и что-то выше этого. Сам мир сто раз переживет любые людские дрязги. А смысл существования сокровища — именно в том, что оно никому не нужно:

«Дует холодный ветер

В чистой небес синеве,

Дует над темной горою,

Где ночь хранит древний клад,

Пока круг времен завершится

И эльфы вернутся назад».

Ну, и еще мелочи-«плюшки» — для знатоков древних мифов: гном, дракон и рыцарь (погубившие друг друга) — это из «Нибелунгов», старый король, который все имел, но все же и потерял — это из «Беовульфа»... Вот только, чтобы в полной мере ощутить силу этого стихотворения, совсем не надо досконально знать про его мифологические корни. Оно и так, само по себе, очень сильно «цепляет».

Читал три перевода (Забелиной (?), Тихомирова и Степанова) — и все три по-своему замечательны:shuffle:

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Мары»

glupec, 1 декабря 2010 г. 09:26

Дж. Р. Р'у, который пришел по делу к кому-то (уже не помню, к кому именно), довелось _очень_ долго ждать перед дверью. И он написал сатиру на этого человека, где иронически рассуждал, какие же ужасы могут за этими упорно не отворяющимися дверями поджидать...

Но стихи-то тем и хороши, что прекрасно читаются (как уже сказали в отзыве до меня) и не как сатира. Можно в прямом смысле понять — и тогда будет «жутенько». Можно над собственным же страхом посмеяться... ну, а можно и интереснее рассудить.

Вот вы никогда не задумывались, как именно Профессор создал единственного и неповторимого Горлума — и страшного, и смешного, и жалость вызывающего?.. Ему до сих пор ищут «прототипов» в скандинавских сагах, «Эдде», «Беовульфе» и пр. А может, он «родился» из емких и сочных образов этого самого стихотворения?..

Оценка: 8
⇑ Наверх