Все отзывы на произведения Курта Воннегута (Kurt Vonnegut Jr.)
Отзывы (всего: 598 шт.)
Рейтинг отзыва
Igor_k, 8 октября 16:27
Есть книги, похожие на шкатулочки, все такие в резьбе и камешках, а внутри свидетельства давней любви, зацелованные письма и засушенные букетики. Все в таких книгах трепетно, с надрывом, но обычно в финале герои женятся и отправляются жить долго и счастливо. Есть книги, похожие на картонные коробки, в них мы сваливаем всякое ненужное, но дорогое как память, в них можно найти все, что угодно, – от старых школьных тетрадок до уже давно вышедших из употребления мобильников модели «Sitmens A52». В таких книгах нам важны узнаваемые детали: да, именно так мы когда-то одевались, тунеядствовали, отрывались, любили и думали. Есть книги, похожие на походные рюкзаки, в них среди котелков и спальников завалялось немножко хвои и пригоршня желтых осенних листьев, хозяева таких рюкзаков сильные, они куда-то шагают, к чему-то стремятся, а еще они не разучились видеть в мире красоту. В таких книгах нам важно то, что они рассказывают о персонажах, похожими на которых нам никогда не стать (но очень хочется себя такими хотя бы вообразить).
Если продолжить сравнение, то «Мать Тьма» Курта Воннегута похожа на армейский сундук времен Второй мировой, купленный на распродаже военных излишков. В этом сундуке вы не найдете оружия, старых кирзовых сапог и остатков махорки, зато в нем много вещей, которые исчезли с тех пор, в том числе и разрозненные куски дневника. Чем дольше мы будем рассматривать эти вещи, тем сильней будет ощущение, что владелец сундука совершенно запутался в своей жизни, он настолько долго кого-то изображал, что уже и позабыл, кем является на самом деле. И как бы внимательны мы ни были, вряд ли у нас получится отличить правду ото лжи, истину от выдумки.
А теперь прямым текстом. Встречайте Говарда У. Кемпбэлла-младшего, самого известного радиоведущего нацистской Германии! Им восхищался фюрер, его пропагандистская деятельность имела неслыханный масштаб, можно сказать, что на его совести не меньше смертей, чем у коменданта Освенцима. Через пятнадцать лет после окончания Второй мировой он оказался в израильской тюрьме, скоро его будут судить, как военного преступника. Тут-то он и взялся за перо, чтобы описать историю своей жизни. И в этой своей книге он утверждает, что является вовсе не преступником, а американским шпионом. В радиопередачах он, оказывается, сообщал важную агентурную информацию, которая и помогла одержать победу над Гитлером. Вот только никаких доказательств всего этого у Кемпбэлла нет. Собственно, «Мать Тьма» и представляет собой его записки. Есть, правда, еще предисловие Курта Воннегута (в нем он говорит, о чем, собственно, эта книга, но это, скажем честно, ситуацию особо не проясняет) и как бы заметки редактора от все того же Воннегута (там про некоторые особенности текста). То, что перед нами вовсе не мемуары исторического деятеля, а чистая художественная литература, ясно сразу. Никого Курт Воннегут не обманул. Да, и не хотел этого. Он просто написал текст, который мог бы написать такой герой.
«Мать Тьма» является третьим романом Курта Воннегута, прославившая его «Бойня №5, или Крестовый поход детей» еще не написана. А, следовательно, травма от полученного опыта в военном плену пока не выговорена (если это, вообще, возможно). Поэтому нет ничего удивительного в том, что в предисловии Курт Воннегут говорит о том, как пережил бомбардировку Дрездена. Но автора в этой его книге интересует, скорее, не то, что происходило тогда, а то, что происходит сейчас (то есть в начале 1960-ых). И тут-то Курт Воннегут открывает огонь из всех орудий по всем. Под обстрел попадают военные преступники, которые смогли увернуться от наказания, неонацисты, сионисты, коммунисты etc. Война-то закончилась, вот только ее последствия все еще присутствуют, и Курт Воннегут живописует это, используя приемы литературы абсурда. (Абсурд абсурдом, но при этом «Мать Тьма» выглядит, как отличный шпионский роман.) При такой теме можно ожидать, что в тексте будет много яда и злости, вот только тут, скорее, недоумение. Недоумение от того, что люди могут все это говорить, делать, совершать столь страшные вещи, но при этом продолжают считать, что уж они точно правы, и совесть их чиста. Курт Воннегут не ставит своей задачей докопаться, откуда все это берется, хотя, пожалуй, ответ на этот вопрос в заданных рамках будет достаточно прост. Во всем виноваты глупость, наивность, близорукость. Сам же автор не считает себя лучше своих персонажей, и тому есть вполне конкретное свидетельство, читаем в конце предисловия, где Курт Воннегут ставит простой мысленный эксперимент: каким бы человеком он стал, приведись ему родиться в нацистской Германии? И вот эта вот честность как-то да сглаживает углы, но при этом делает «Мать Тьму» гораздо жестче, гораздо беспросветней, чем может показаться на первый взгляд. А что еще вы хотели от книги с таким названием?
Вопросы, вопросы, вопросы. Можно ли забыть все эти ужасы Второй мировой? Или их надо помнить, нести в себе? Насколько человек ответственен за причиненное им зло, если действовал из лучших побуждений? И так далее, и так далее. Ответов не будет. Морали сюда не завезут. Будут осмеяние, разочарование, жалость. Не оправдание, просто сочувствие. Курт Воннегут делает главного героя живым и противоречивым, глупым и растерянным, но оправдывать его он не собирается, хотя сделать это проще простого.
Такой подход освобождает «Мать Тьму» от сиюминутности и актуальности тому времени, когда она была написана. Потому что материал материалом, а вопросы-то вечные. И где-то среди всех этих событий, неожиданных поворотов сюжета, разоблачений и многозначительных разговоров есть один важный эпизод (хотелось бы назвать его ключевым, но Курт Воннегут старательно избегает таковых), когда Кембэлл узнает, какой самостоятельной жизнью зажили написанные им книги. Оказалось, что он совершенно не властен над ними. Все происходит само собой, его никто не спрашивал. То же самое с каждым нашим действием, каждым нашим поступком, каждым произнесенным нами словом. Это, скорее всего, не освобождает нас от ответственности, но уж точно дарит надежду, что где-то когда-то глупость, наивность и близорукость не приведут к беде.
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
Pavel Nosov, 7 августа 10:53
Данной книге присущи следующие характеристики:
1. Отвратительный бедный язык. Не «краткость — сестра таланта», а... короче, полистаете — поймете;
2. Постоянные клоунские натужные попытки пошутить или «сострить»;
3. Якобы антивоенное (в смысле, против ужасов войны). Тут хочется предложить взять почитать мемуары любого* военачальника или просто книгу по военной истории и все самому для себя определить. Если так подумать, а не понятно ли все сразу и так? А нужно ли что-то определять? А «антивоенный роман» — это звучит как: «Я настолько ужасаюсь ужасам войны, что выдумал о них роман, все в малейших подробностях описал и теперь смак... нет, не то слово... это... ну, тыкаю вас во все это лицом и говорю, как это все ужасно, ужас, посмотрите. А еще я конечно же делаю это со своим фирменным клоунским юмором. Такие дела». К тому же, тут в книге с войной ситуация несколько особая, для которой нужен отдельный пункт;
4. В книге в основном повествуется о Второй Мировой и о жестокостях англо-американских бомбардировщиков к мирному (и не очень) населению Дрездена. Короче, заметки с Западного Фронта. Это не дает представления о том, как относились гитлеровцы к населению на Восточном Фронте, где ими велась война на истребление. Чтение западных книг может сформировать неправильные установки. Мол, да че нацисты*? Да, но только потери славянского населения (в основном, мирного) — десятки миллионов, а у британцев и американцев — меньше миллиона суммарно (!), и почти все — военные. Это включая колониальные части. Американцы в Гражданскую больше потеряли. Короче, сначала родную историю изучите — мой вам совет;
5. Якобы имеет ценность как пример постмодернизма. Мол, роман о написании романа. Ну, если так, то надо хотя бы честно поправить на «скучный роман о написании романа».
В общем, можно было бы поставить 2 балла за пищу для размышлений и филологическую ценность по пункту 5, но это настолько хуже всего того, что можно было бы почитать взамен, что тут не выше единицы.
*Автор отзыва осуждает нацизм и его преступления
WEID, 24 июля 19:43
В детстве играя на даче и находя колонию муравьев наверно каждый любил представлять себя их божком. Муравьи не представляли себе мир за пределами твоего дачного поселка, или даже участка. Если пофантазировать, то ты совсем не обязательно будешь в их глазах чем-то великим, ты можешь быть просто другим — странным или нелепым. Но, в любом случае, ваше представление мира, пространства и времени невероятно отличается.
Воннегут поставил меня на место такого муравья, взглянув на него со стороны человека.
Остальные плюсы книги не прошли мимо, но о них уже и так есть несколько страниц отзывов. Я скорее пытался передать свои ощущения. Короче говоря, потрясающая книга
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
flying_kitten, 26 июня 16:41
Книга о бомбардировке Дрездена, где сама бомбардировка не показана никак. Один из лучших американских романов ХХ века, после выхода из печати признанный вредным и изымавшийся из библиотек. Произведение написанное иронично о страшном. Постмодернизм — явление странное и сложнообъяснимое, лучше один раз прочитать и проникнуться, чем путаться сформулировать что же это, «Бойня №5» — ярчайший его представитель.
Однажды Билли Пилигрим был похищен инопланетянами и многому у них научился, к примеру тому, что жизненные события не располагаются одно за другим, как привыкли считать земляне, а существуют все одновременно. Обладая этим великим знанием, Билли научился перемещаться по собственной жизни, то становясь ребёнком, то преуспевающим бизнесменом, а то — попадая в Дрезден в последний год войны, где он, будучи военнопленным, жил на бойне и трудился на производстве сиропа.
Воннегут пишет легко, даже, пожалуй не пишет, а рассказывает. Знаете же как бывает, встретятся старые друзья и за кружечкой пива (а может и за чашечкой чая) и вспоминают — а помнишь, вот ещё был случай? А со мной, представь, такая история приключилась... А я тут знаешь о чём давеча задумался... Сложно сказать, это заслуга автора или такие интонации появились в переводе, однако же факт остаётся фактом. Рассказик за рассказиком, мы хаотически путешествуем по жизни главного героя, снова и снова возвращаясь в Германию 1945 года, снова и снова автор задаёт риторический вопрос, а так ли необходимо было уничтожение Дрездена. Если верить великим американским историкам, то — да, а по логике вещей — так вроде и нет.
Антивоенная книга не обязательно должна в подробностях показывать ужасы войны, а с её страниц изливаться душевный надрыв и людские трагедии. Воннегут с юмором и, местами, даже с издёвкой говорит о серьёзных и страшных вещах, ухитряясь при этом не скатиться в фарс, а сила воздействия на читателя при этом уж никак не меньше пафосных реалистичных произведений. Роман заставляет думать, а не манипулирует сознанием (ну почти), только вот читать его надо, имея какой-никакой жизенный опыт.
Курт Воннегут «Армагеддон в ретроспективе»
Лев Глебович, 15 мая 09:28
В цикле условно «военных» рассказов Воннегута это один из тех, которые меня совсем не впечатлили. Скучный, затянутый, с множеством ненужных для сюжета подробностей. И финал, который, вроде как бы должен перевернуть всё с ног на голову, но нет, банальщина.
Остроумным мне показался только инцидент со случайно озвученным оскорблением СССР на 14-ти языках и последовавшим заявлением советской делегации )
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
merevg, 13 мая 12:30
Написать абсурдно о войне – это лучший способ донести до читателя этот ее абсурд. Сильно «зацепило» отношение жителей планеты Трафальмадор ко времени – прошлое, настоящее и будущее всегда существовало, существует и будет существовать. Книгу можно перечитывать, не надоест.
Курт Воннегут «Только ты и я, Сэмми»
Лев Глебович, 7 мая 09:42
Ещё одна вариация на тему из рассказа «Больше жизни», даже эта фраза присутствует в тексте. Немецкий лагерь для военнопленных американцев, 8-е мая 1945 года, в город въезжают советские танки, наполняя пространство грохотом, смехом и звуками гармошек. Надзиратели лагеря уже сбежали. Один из пленных, сотрудничавший в лагере с нацистами, уговаривает другого пленного сбежать с ним от страшных русских.
Отличный рассказ в манере, типичной для Воннегута, с грустной улыбкой описывающего невесёлые вещи. Вскользь упомянут голод, без акцента на нём, но очень точно, когда все мечты только о еде и ни о чем другом. Концовка отличная, настоящий хэппи-энд, свершившийся 80 лет назад.
Курт Воннегут «Ловушка для единорога»
Лев Глебович, 2 мая 08:54
Хорошая, хоть и наивная сказка о том, как с божьей помощью бедные и слабые победили богатых и сильных. Не без юмора. В жене средневекового английского бедняка без труда угадываются черты жен всех времён и народов )
Только одного я не понял, чьим же именно мясом угощались герои в конце рассказа? :/
Лев Глебович, 29 апреля 22:00
Ещё один рассказ о лагере военнопленных американцев в Дрездене во время Второй мировой войны. И об одном скользком типе из пленных, который делал бизнес на своих товарищах.
Почти нечего добавить к предыдущему отзыву. Однако, я удивлен описанием того, что охранники немцы меняли хлеб и сигареты пленным на часы и кольца. Неужели у американцев просто отобрать не могли? Воннегут не стал бы врать, но как-то трудно в это поверить.
Лев Глебович, 12 апреля 21:00
Это рассказ — самое худшее, что я читал у Воннегута. Скучный и неинтересный. Грубоватый и наивный по стилю изложения, чем напоминает Гарри Гаррисона. Из предыдущего отзыва я понял, что при жизни автора рассказ не публиковался. Что ж, никто не идеален, даже великий Курт Воннегут.
И, кстати, в аннотации половина фактов выдумана, в рассказе их просто нет.
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
1001, 11 апреля 21:39
И небольшое пояснение к сюжету этой книги:
Немецкие ВВС планомерно и беспощадно сносили британские города, вместе с их мирным населением.
Масштабы тех потерь нам мало известны («холодная война» и все с ней связанное).
Но, побывав в Англии — можно заметить, по послевоенной уже застройке, что масштабы разрушений были огромными (некоторые города были разрушены почти полностью)
(В фильме Алана Паркера «Pink Floyd: The Wall» (1982) есть сильнейший эпизод авторства Джеральда Скарфа — «GoodBye Blue Sky», наиболее полно раскрывающий эту тему)
Потом была воздушная «Битва за Британию» и небо очистилось. Но тут появились ФАУ и, особенно — ФАУ 2.
И вот эта бомбардировка Дрездена (как и других немецких городов) — это, по сути — возмездие немцам за все совершенное ими ранее.
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
1001, 11 апреля 21:10
Величайший фантастический роман ХХ века.
Величайший, так как фантастического в нем только линия Тральфамадора (которую надо рассматривать как философскую концепцию автора)
Все остальное — жизнь (к счастью, большинство читателей не знакомо с реалиями романа — и это хорошо, они везунчики и счастливчики)
Но тем, кто сталкивался с тем, что описано в книге, хотя-бы мельком, случайно — отлично понимает, что чувствовал и описал его автор.
Тот поток событий, который внезапно подхватывает и несет с собой человека, заставляя совершать немыслимые для него ранее поступки.
(Причины нелинейности сюжета очевидны — это возвраты сознания человека в прошлые моменты его жизни — если жизнь эта не была скучной и однообразной и в ней были резкие переходы — и шок от происходящего)
И я вполне понимаю это — так как условно делю свою собственную жизнь на четыре четко выраженных части, и каждая из них кардинальным образом отличается от предыдущих (как говорил один мой знакомый — «это была моя первая жизнь — а это уже вторая»).
И теперь я иногда мысленно перемещаюсь в прошлое, вспоминая и снова переживая свои такие разные жизни.
(вот сейчас я вижу свое фото, сделанное тогда, когда я работал пионервожатым в пионерском лагере — я стою окруженный толпой моих пионеров. И ужасаюсь от того, что всем этим детям — уже по 60 лет, они все уже бабушки и дедушки. При том, что для меня все это было как вчера. Как, наверное — и для них тоже).
Собственно, и роман этот написан о том же самом — только автору пришлось повидать вещи пострашнее...
Лев Глебович, 8 апреля 22:28
Потрясающий рассказ. Курт Воннегут в который раз напоминает миру о том, кто на самом деле победил Гитлера.
«Земля содрогнулась, и воздух вспороли тысячи осколков: это бронированные машины победоносного Советского Союза, громыхая и плюясь огнем, вступили на дорогу».
И вот в этом антураже происходят события, в которых освобожденный из немецкого плена американский солдат становится владельцем дорогих часов с загадочной надписью...
А ещё стиль этого рассказа немного напомнил мне Стейнбека.
Курт Воннегут «Вся королевская конница»
Лев Глебович, 4 апреля 08:13
Прочитал отзыв от 1 марта 2020 г. Разложили несчастного писателя, костей не собрать. Но автор этого отзыва оценил не художественную ценность написанного, а исключительно ценность с позиции искусства шахматной игры. Да, Курт Воннегут взялся за тему шахмат, не будучи грамотным шахматистом, за это его можно упрекнуть. А ещё русскому читателю неприятно наличие в рассказе злого русского майора, атрибута холодной войны, хотя не такой уж и злой он в итоге оказывается. Не совсем логичное поведение китаянки — сюда же.
Однако, если оценивать рассказ с точки зрения литературных достоинств, он замечательный. Сюжет оригинален, интересен, крепко держит читателя и не отпускает до самого конца. Прочитав его один раз, уже никогда не забудешь.
Darth_Veter, 26 марта 23:46
Гений медицины доктор Франкенштейн (!) занят продлением жизни весьма состоятельных людей. Технология весьма проста: неработающий орган тела заменяется на искусственный. Товар штучный, а потому и дорогой — оплатить операцию могут только ОЧЕНЬ богатые буратино. Но их это, похоже, не очень-то радует. Ибо за лишние годы жизни приходится жертвовать существенной частью своей свободы... Небезызвестный профессор Доуэль тоже не был особо счастлив сохранить свой разум, не сохранив при этом своего тела. В этом миссис Сильвия мало чем от него отличается. Разница между этими персонажами в ином: Доуэль считал подобную операцию ошибочной и неперспективной, а вот американка, наоборот, желает создать целую касту подобных ей «неумерунчиков». Ирония автора понятна: в Америке для миллионера не существует ничего невозможного. Вы будете шокированы, узнав, что там действительно замораживают тела миллионеров, чтобы в далеком будущем воскресить их в здравии и достатке. Главное, чтобы электричество при этом кто-то случайно не отключил — иначе мозги через 4 минуты могут поплыть в ту страну, откуда уже нет возврата.
-----------
РЕЗЮМЕ: ироничная история об американских миллионерах, желающих жить вечно. В отличие от Коннора МакЛеода, за это им придется заплатить весьма немалые деньги.
Marikk, 9 марта 14:18
С Воннегутом знакома давно, но такого Воннегута встречаю впервые! И это круто!
Вопрос, на который автор ищет ответ в данном романе, — можно ли служить добру, находясь на службе зла. Кто больше ответственнен за геноцид: тот, кто непосредственно уничтожал евреев, или тот, кто по радио призывал к этому? Но обо всем по порядку.
Книга, посвящённая Мате Хари, представляет собой вымышленную автобиографию Говарда У. Кэмпбелла-младшего, который пишет её в израильской тюрьме в ожидании суда за военные преступления. Он родился в США, но в детском возрасте был перевезен родителями в Германию. Когда замаячила угроза мирвой войны, он решил не уезжать из неё. Герой — писатель и драматург, он страстно любит свою жену, к нацизму и к политике вообще равнодушен. Но однажды он оказывается завербован американской разведкой. Вот так случайно, как обыденно, сам не понимая почему и зачем Говард оказался в Министерстве народного просвещения и пропаганды, стал вести передачи на радио, в которых активно пропагандировал фашистскую идеологию на английском языке. И только три человека в мире, не считая его самого, знали, что в них он передаёт важные сообщения для американской разведки. Сообщения были закодированы в изменениях речи — паузах, ударениях, покашливаниях, запинках и так далее. Сам Кэмпбелл не знал, какую именно информацию он передаёт. Война закончилась. Казалось бы, пора выйти из тени и строить новый мир, но он постоянно задавался вопросом, чему он послужил больше — нацизму или победе над ним? И не находил однозначного ответа. Совесть (как и жизнь) — штука очень не предсказуемая, никогда не знаешь, когда она тебя настигнет. Нашему герою за ареста выпало 15 лет (!) жизни. Но жизнь ли эта?
С одной стороны, этот роман поражает гиперреалистичностью происходящего. Умом понимаешь, что это художественный вымысел, но Воннегут создал такие рельефные образы, что сложно не поверить в их реальность. С другой стороны, это едкая сатира на послевоенное общество и послевоенную шпиономанию.
Курт Воннегут «Олень на комбинате»
Кропус, 22 февраля 09:53
Не то, что бы мне сильно нравился Воннегут, но этот рассказ произвёл впечатление. Герой поступил единственно возможным образам, ну по крайней мере если хотел остаться человеком, а не стать бессловесным винтиком.
aiva79, 19 января 11:58
Данный рассказ – это вариант «Один дома» в интерпретации 50-х годов 20 века. Мальчишка остается дома один на пару часов и за это время в доме происходит масса событий, что из мальчика он превращается в настоящего маленького мужичка, умеющего решать свои и чужие проблемы, хранить тайны и даже знакомится с красивой женщиной. Отличный рассказ, очень забавный особенно в моментах, когда шум соседской ссоры отрывает главного героя от увлекательного занятия изучения всякого «мусора» под микроскопом и как он в это время мыслит и как решает справиться с помехой. Автору можно громко поаплодировать за то, что он очень метко описал мышление восьмилетнего ребенка, когда он в доме за главного. В итоге в финале рассказа родители получают сюрприз в подтверждение самостоятельности сына, когда по возвращению домой мама находит в его карманах купюры в один, пять, десять, двадцать долларов и салфетки с пятнами помады.
Я сейчас описала забавную составляющую рассказа, но в нем есть еще другая сторона, а именно действиями мальчика показано, как сторонним случайным вмешательством можно внести полную неразбериху в чужие отношения и возможно даже привести их к краху.
Moloh-Vasilisk, 17 января 19:59
Шепот пропаганды и крик совести
17.01.2025. Матерь Тьма. Курт Воннегут. 1962 год.
Американский драматург оказывается в самом центре пропагандистской машины нацистской Германии. Под личиной верного служителя режима он ведет двойную игру, передавая закодированные сообщения американской разведке. Но после войны, скрываясь в Нью-Йорке, он понимает, что невозможно отмыться от тени прошлого. Его мемуары — это исповедь человека, который слишком поздно понял цену своих выборов.
«Матерь Тьма» — роман, который, несмотря на свой компактный объем, поражает глубиной подтекста и эмоциональной насыщенностью. Курт Воннегут, мастер художественной двойственности, представляет историю, которая одновременно является шпионским триллером, трагикомедией и философским текстом. Этот роман — словно старый, потрёпанный дневник, в котором смешались горечь, ирония и попытка осмыслить мир. Он заставляет смотреть на жизнь героя через треснувшую линзу, где каждая сцена — это столкновение с самим собой. Эта история о том, как легко потерять себя и как сложно найти, когда правда и ложь меняются местами.
Основная тема — исследование природы добра и зла, их симбиоза и границ. Воннегут поднимает вопрос: можно ли служить злу ради добра? Герой становится символом моральной неопределенности: его действия служат благой цели, но цена, которую платит его совесть, оказывается непомерной. Также произведение пронизывает вопрос: какова цена выбора, когда правда становится разменной монетой? Говард, главный герой, плетёт тонкую паутину между идеологиями, пытаясь оправдать свои поступки. Это не история о герое или злодее — это история о человеке, который запутался в своих намерениях и последствиях. Кроме того, идея искупления здесь не выглядит гладкой. Говард понимает, что никакая истина не спасёт его от чувства вины. Его попытки разобраться в себе кажутся отчаянным поиском света в туннеле, который давно обрушился.
Язык романа звучит, как откровенный, порой чересчур едкий диалог с близким другом, который не боится показать свои шрамы и слабости. Стиль Воннегута — это изящная смесь лаконичности и насыщенности. Ирония, сарказм, черный юмор — инструменты, которыми автор раскрывает трагизм человеческой природы. Лаконичность языка соседствует с глубокими метафорами: например, упоминание шестеренок и разрушенных зданий как отражение внутреннего хаоса героя. Словно картина руин цивилизации, которая когда-то была твоей. Да и форма документального повествования — дневниковые записи — усиливает эффект интимности и достоверности, добавляя новый виток живости.
Говард Кемпбелл-младший — человек, который проживает свою жизнь в режиме постоянного внутреннего монолога. Его цинизм не защищает его, а разоблачает, превращая каждую попытку оправдаться в новое обвинение. Он одновременно трагичен и удивительно человечен. Его двойная жизнь — шпион под маской нацистского пропагандиста — символизирует столкновение ролей и идентичностей. В нем сочетаются добродетель и порок, что делает его одновременно героем и антигероем, близким и далеким.
Мир романа — словно запутанный клубок, где каждая нить может привести к разгадке или ещё большей путанице. Израильская тюрьма с её тихой обречённостью, разрушенный Берлин, полный призраков прошлого, и абсурдная повседневность послевоенной Америки создают объемную картину, которая только подчеркивает внутренний мир главного героя.
Однако присутствуют в романе и небольшие недостатки. Иногда гротеск персонажей и ситуаций заходит настолько далеко, что кажется, будто автор сознательно играл с гиперболой, и не всегда из этой игры выходил победителем. Карикатурность некоторых образов, таких как Джонс или О’Хара, снижает напряжение, превращая драматические эпизоды в почти фарсовые сцены. Финал с судом, который мог бы стать мощной точкой в истории, выглядит скомканным, оставляя ощущение недосказанности. Что же касается символизма и аллюзий, их изобилие порой затрудняет восприятие, превращая текст в головоломку, требующую усиленного внимания. Все же возможно, именно в этом скрыта идея автора — отразить хаос и противоречия, которыми переполнена жизнь героя, но, когда читаешь, это настоящие испытание для терпения.
Этот роман — не про ответы, а про вопросы. Он заставляет задуматься о себе, своих мотивах и поступках. В нём нет пафосной морали или утешения — только горькая правда. Это книга, которая, вряд ли смогу назвать любимой, но точно останется в памяти. 7 из 10.
Курт Воннегут «Король и королева Вселенной»
muravied, 15 января 11:16
Да, вот так живут мажоры в своей золотой теплице и горя не знают, а потом вдруг сталкиваются с суровым оскалом реальности:
Баловать детей не надо, они от этого вырастают негодяями. Хороший рассказ.
Курт Воннегут «Закрытый клуб Эда Луби»
muravied, 13 января 23:03
Нетипичный рассказ для Курта Воннегута. Криминальный триллер-боевик в духе Чейза или даже «Бегущего Человека» Кинга. История про парочку, которая оказалась не в том месте и не в то время. Вот так случайно перейдёшь дорогу какому-нибудь прокурору или судье и пиши пропало. Хрен из такого болота выберешься. Мрачная картина получилась. Боюсь, что согласен с уважаемым Клован
Курт Воннегут «Кричать о ней на всех перекрёстках»
muravied, 13 января 22:58
Тот редкий случай, когда я хохотал в голос во время чтения. Хотя тут вроде как драма и семья на грани развода.. Но нелепость некоторых моментов меня сильно веселит. Вкратце рассказ о том, как домохозяйка решила написать ядовитый роман про свой город, соседей, мужа, но слишком плохо замаскировала имена и все прочухали, что это рассказ про них. А тут как на грех наш к ним в дом припёрся продавец окон..
Концовочка хороша. Прикольно, когда писатели вставляют в свои романы случайных знакомых, а они даже не в курсе :)
Курт Воннегут «Волшебная лампа Хэла Ирвина»
muravied, 10 января 09:09
Ох уж этот загадочный мир женской логики.
Вот жили они бедно, с хлеба на воду, как вдруг муж заработал крупные деньги. Он решил приподнести их жене красиво, сварганил самодельную лампу Аладдина, мол буду тереть, а она будет желания исполнять. Подкупил соседскую кухарку, чтоб она сыграла роль джинна, но все пошло не по плану.. Мораль рассказа, что деньги портят людей? Или что деньги сводят с ума? Или не нужно усложнять, мол, дорогая, я поднял отличные деньги, выбирай на что потратим?
Концовка чересчур мрачная для Воннегута, даже непривычно.
Курт Воннегут «Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер»
Kobold-wizard, 9 января 00:35
https://kobold-wizard.livejournal.com/1045869.html
Могу точно сказать, что Воннегут — не мой писатель. Его тексты остроумны, а вот сюжеты меня не захватывают. Они больше побуждают поразмышлять о своей жизни, чем о том, что в них происходит.
Вот есть капитал, он постоянно перемещается, откладывается или сгорает. Вот люди, они припадают к этому потоку и иногда изменяют его. Вот мистер Розуотер, владелец большого капитала, желает стать ближе к людям. В его комнате стоят два телефона: красный и черный. Когда звонят по черному, то мистер Розуотер поднимает трубку и говорит: «Фонд Розуотера. Что мы можем сделать для вас?»
У Воннегута мне нравится голос. Его манера писать очень своеобразна, и текст легко распознать с одного абзаца. Базовые концепции воннегутовского стиля сформулированы в «Завтраке для чемпионов». Зная их, уже не испытываешь оторопи от калейдоскопа героев и деталей. Каждый встречный становится именно случайным знакомым, а не какой-нибудь ступенькой к пониманию мироздания. Никакой глобальной линии, а лишь бурлящий хаос жизни. В него Воннегут постарался привнести немного гуманизма. По мере сил.
Итого: Я точно продолжу читать Воннегута. Быть может, что-то из его текстов зацепит меня не только формой.
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
Al3XXX, 6 декабря 2024 г. 18:31
Беспомощная книга которую не стоило не только читать, но и писать. Персонажи плоские и бесхребетные. Главный герой, который спятил, просто из-за того что ничего не делал всю дорогу, ни на что не влиял и ничего толком не видел. Неспособность этого ветренного произведения показать ужасы войны, вероятно, отражает нежелание автора ее писать. Видно, что слова он из себя выдавливал и так и не смог растянуть повесть на полноценный роман: первая и последние главы это просто филлеры. Первая так еще и просто попытка извинится перед читателем. Книга написана очень блеклым языком и скупа на события. Тяготы Пилигрима настолько отрешенные от реальности, что кажется, что он просто аутист. «Бойня номер 5» совершенно не отражает своего содержания. Проблеваться после нескольких дней недоедания от того что плотно поел, вот уж беда! Вот это плен! Пережить бомбардировку, которая тебя искалечила ментально и уделить ей два абзаца не лучшая идея. Уж если ради нее и затевалась книга, то изволь не извиняться — найди словам лучшее применение! Лучше б автор запихнул своего героя-хлюпика на свечной заводик или мыловарню. Книга — это 200 страниц звона в ушах, через который автор пытается донести свои мысли.
PS Один рассказ Шолохова «Судьба человека» стоит 10 таких повестей.
ensign, 14 ноября 2024 г. 14:08
Сильвия попала в финальную ситуацию, гротескную, и всё совсем непросто. Вера в могущество медицины, Нивен где то в то же время конструирует свой весьма продвинутый в этих делах мир. Управление человеком. Нужные вещества всякие в крови, гормоны... И вот он, полный контроль. Но ведь для этого не нужно приковывать себя навсегда к машине. Достаточно правильного врача, который дирижирует эмоциями, а через них и мыслями пациента с помощью биохимии. А если еще и виртуальную реальность присобачить... «Матрица» поджидает недалече.
Доктор вот еще окончательно свихнувшийся. Интересно, как он надеялся контролировать своих помощников? Хотя, доктор безумец, но гениальный, и деньги скорее всего способен создавать и в таком состоянии.
korantir, 25 октября 2024 г. 17:04
Кажется, основным достижением Воннегута является сплав легкой сатирической приземленности и примитивности повествования со всей тяжестью человеческого бытия в его основополагающих концепциях. Каждый раз даешься диву, как ему посреди повседневных описаний удается вызывать так много отвращения к человеку. Еще и тщета бытия essentials в полный рост. Впрочем, это тут все написали уже сто раз. Все, что я хотел написать в отзыве, я написал в постскриптуме.
P.S. Требую премию человеку, переведшему Unk как Дядёк. Золотая находка! Ржу как больной с этого прозвища.
Rin1106, 22 сентября 2024 г. 17:44
Небольшой роман, однако, выделяющийся на фоне остальных классических произведений фантастики. Легкий язык повествования, быстро сменяющиеся локации и приключения главного героя захватывают внимание читателя. Однако, тема поднимаемая автором, вкратце: развитие цивилизации может происходить по запланированному сценарию для определенной цели. И не всегда она монументальная, возвышенная или космически важная. Из минусов можно назвать характеры главных героев, что плохо раскрываются за счет малого объёма текста. И события происходят так быстро, что не чувствовуется атмосферы глобальности событий. Неплохой роман на один вечер с интересной идеей, но реализованный так, что скорее сойдет подростку, чем взрослому человеку.
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
NikasSlav, 21 сентября 2024 г. 02:11
В мире немало литературы о второй мировой войне, но этот роман — особенный. Он учит людей ценить время и жизнь, дорожить хорошими моментами и стараться не допускать плохих. И показывает все ужасы войны без прикрас. Зверства немцев и готовность пленников ради жизни на всё, что угодно. Глупую беспощадную месть во всех её безумных ликах — от бомбардировки Дрездена до стремления нести возмездие даже спустя много лет.
Правда, у романа есть весьма существенный недостаток — крайне непривычный стиль повествования, отчего время постоянно скачет из прошлого в будущее и обратно в настоящее. С одной стороны, это вызвано довольно интересным фантастическим допущением, что герой побывал у инопланетян и отключился от основной лини времени, а заодно начал скакать по эпизодам из собственной жизни, а с другой — очень сбивает ритм чтения, порой приходится пробираться сквозь тернии к звёздам. Довольно интересная цивилизация описывается на Трафамальдоре — правда, лично мне кое-что из их философии несколько чуждо, особенно насчёт неизбежности фатальных событий.
Возможно, кто-то скажет, что просто у главного героя случились галлюцинации на фоне всех пережитых ужасов войны — но автор не зря вводит этот приём. Он показывает людям, что все войны, конфликты, вся жестокость на Земле — ничто по сравнению с воистину вселенскими проблемами. Такие дела.
8 из 10
Курт Воннегут «Колыбель для кошки»
NikasSlav, 21 сентября 2024 г. 02:03
Поначалу читателю покажется, что роман совершенно бессюжетный и ни о чём, но это впечатление обманчиво. Нужно просто привыкнуть к стилю автора и сразу настроиться на то, что он откроет карты (причём далеко не все) лишь ближе к концу, а пока что стоит воспринимать роман как своеобразную зарисовку-пасквиль на окружающий мир и людей. Даже упоминаемый в книге фантастический лёд-девять — это переносное значение ядерной или водородной бомбы (а также любого столь же смертоносного оружия). И по сути, роман вовсе не о науке или псевдорелигии, или утопическом островном государстве. Нет, это антивоенная книга, даже больше — это призыв к всеобщему миру во благо человечества, на единый для всего мира обряд боко-мару, призванный к лучшему узнаванию людьми друг друга. А иначе всё закончится печально.
Здесь очень интересны характеры героев, заодно ярко показана узколобость антагонистов. Но это же надо было додуматься учёному (которого некоторые называют едва ли не святым, хотя он изобрёл ядерную бомбу) создать уникальный лёд, превращающий во мгновение ока любую воду в кристаллы льда. И всё ради чего? Чтобы морпехи не по грязи и болоту шлёпали, а прошли по льду. И по барабану горе-учёному, что при этом вся вода на земле может обратиться льдом. О последствиях катастрофы он даже не задумался, как и его наследники, кому он вручил лёд-девять.
А ещё эта книга о важном предназначении творчества. Показателен эпизод, где рассматривается возможная забастовка писателей — но нельзя НЕ писать и лишать людей литературы и её воздействия на умы, сердца и души.
8 из 10
Курт Воннегут «Механическое пианино»
1001, 4 сентября 2024 г. 05:55
Впервые начал читать этот роман в свои 14 лет. Показался скучным и был отложен в сторону после первых же страниц (благо, было что почитать еще)
Второй раз начал читать его в 1992 — во время командировки на один из уральских заводов нашел местный книжный магазин, в котором продавалось новое издание Библиотеки современной фантастики (в мягкой обложке) На радостях купил всю серию.
Дочитал до описания завода — и отложил книгу в сторону. На тот момент у меня уже был 10-летний стаж работы инженером, причем работали мы не с одним предприятием, а с десятком разных заводов, относящихся к нашей отрасли (от Прибалтики до Омска, вместе с Кавказом).
Отложил, потому что снова стало неинтересно. Так как автор самым явным образом не имел ни малейшего представления о том, о чем писал.
Третий раз я начал читать эту книгу не так давно (уже будучи пенсионером). Конечно, написано хорошо, талантливо. Но опять же — автор не в теме не только производственной, но и социальной.
1. Работа в механическом цехе, где стоит 200 металлообрабатывающих станков (а не тысяча, как у автора :) — это далеко не то, о чем может мечтать рабочий. Потому как это тяжело, очень вредно для здоровья и очень-очень скучно. Поэтому противоположно направленный посыл автора можно объяснить только тем, что он никогда не работал в цеху (и не слышал шума, которые издают эти 200 станков)
Реально, ремонтировать дороги легче и приятней (если этот труд хорошо оплачивается, конечно) — мне пришлось и в цеху поработать и дороги ремонтировать, так уж получилось в моей жизни.
2. Поскольку, начиная уже с диплома, мне приходилось заниматься именно что автоматическими линиями и агрегатными станками, я немного в курсе, как это все работает в реале. Да, была такая идея во времена написания книги — создавать полностью автоматические предприятия. И даже в СССР были построены 1-2 таких завода, о чем много писали в то время.
Только вот оказались они неэффективными, так как могли выпускать только один конкретный вид продукции, и когда надобность в их продукции исчезала — перенастроить на новую было слишком дорогим удовольствием (приходилось менять каждую автоматическую линию на другую, целиком). Уточню, на всякий случай — речь не о пищевой промышленности, а о металлообработке, как у автора.
На смену идее автоматических заводов пришла идея создания гибкого производства, которое можно было бы быстро перенастроить с выпуска одной продукции на другую (станки с ЧПУ, обрабатывающие центры и проч).
У автора же описан автоматический завод, волшебным образом работающий как гибкое производство :)
3. Описан рабочий, работа которого на станке была записана на ленту, после чего автоматы стали повторять его действия. Такие системы реально существовали — но оказались неэффективными, так как написанная с «нуля» программа для станка с ЧПУ позволяет делать все тоже самое, только быстрее, точнее и лучше.
В свое время, на волне энтузиазма, вызванного первыми станками с ЧПУ — руководство СССР потратило кучу денег на создание в Москве предприятия, на котором работали бы только машины (как в книге). Станки с ЧПУ, подача деталей в станки с помощью манипуляторов (японского производства), роботележки, самостоятельно катающиеся по цеху (по типу механического уборщика, убившего кота из книги) — все это было сделано реально в реале.
Только тут же выяснилось, что ЧПУ — это хорошо, но рабочий-человек подает детали в станок быстрее, чем японский манипулятор, и обходится при этом на пару порядков дешевле. Да и мусор убирает быстрее и лучше, чем робот.
В общем — через несколько лет можно было увидеть на упомянутом заводе повсеместно отключенные японские манипуляторы, вместо которых работали люди -рабочие.
Да, и с обслуживанием станков у автора проблемы — не упомянуты наладчики, хотя бы по одному на 10 станков, без которых любая техника, даже японская, проработает очень недолго. Так что в этом книжном цеху (1000 станков) должна была работать целая рота только одних наладчиков :)
4. Автор явно вдохновлялся советской централизованной системой управления производством того времени (30-40-50-х), и не подозревая, насколько она была неэффективна в реале
(да, как-то она работала, но надо учесть тогдашний уровень пром. производства, находившегося, по факту, в зачатке. Индустриализация 30х -годов еще не вывела СССР на уровень развитых промышленных государств (вопреки тогдашней пропаганде).
Известный лозунг того времени «догоним и перегоним» достаточно четко описывает ситуацию. Настоящая индустриализация в СССР началась только при Хрущеве, о чем после 1964 года перестали упоминать вовсе. И тут же стало понятно, что старые методы управления производством уже не эффективны).
Так что описанная автором система управления производством — это самое фантастическое в этой книге.
5. Когда молодой автор начинает описывать отношения между людьми, у него получается примерно также, как и при описании производства.
Директор крупного предприятия (т.е. неглупый человек по определению) у него не замечает явно подкапывающегося под него сотрудника и шашни этого же сотрудника с его женой. В реале любой настоящий руководитель столь высокого уровня стер бы своего соперника в порошок (а иначе и нельзя — закон джунглей :)
Да и с другими персонажами у него получилось не лучше (к слову — запускать на предприятие постороннего без сопровождения, будь он даже хорошим знакомым — это таки эпик фейл. Если и не промышленный шпионаж — так просто нога в колесо попадет, ТБ таки кровью написана, я видел такого достаточно много).
6. Финал же книги написан, простите, в плане бреда. Даже на прикол не тянет (хотя автор очевидно старается). Такое впечатление, что он просто не знал, чем закончить свою книгу (а возможно — просто вдохновлялся эпизодом восстания из «Аэлиты» А. Толстого :)
Первая книга гения, простительно...
vanishrap, 5 августа 2024 г. 20:22
Это интересный рассказ, особенно забавно его читать из будущего. Рассказ написан в тот короткий промежуток времени, когда человечество уже столкнулось с ужасами Второй мировой войны, изобрело ядерное оружие и было шокировано этим, но еще не достигло космоса. Таким образом, рассказ потерял актуальность спустя 10-15 лет после написания.
Сюжет рассказывает о том, что духи или души умерших людей существуют и улетают в мертвую зону над Землей, где их можно услышать. Учёные, обнаружив это, сначала скептичны, затем шокированы и стремятся скрыть это от людей. Пилот, переживший этот опыт, решает покончить с собой, корабль падает, а люди скрывают это под предлогом метеорита.
Этот рассказ – интересный артефакт времени, так как его фантастика уже не актуальна с 60-х годов. Но он даёт возможность увидеть мир глазами людей, живших 70 лет назад, что создает интересное ощущение исторической ценности.
god54, 3 августа 2024 г. 11:58
Прекрасная оригинальная фантастическая идея, но литературная часть явно подкачала. Где психологическое напряжение, где трагедия выбора, где страдание людей... Автор всё упростил настолько, что создается впечатление, что читаешь некий отчет о стандартном событии... И не веришь во всё происходящее. Одна деталь, родители не знали, что будет тройня? Медицина совершила рывок в продолжительности жизни, а определить число будущих детей не может... И еще одна деталь, сегодня человечество осознало, что перенаселения никогда не будет. Чем дальше развитие, тем меньше детей и никакие программы деторождения не изменят ситуацию. Это уже закон эволюции.
muravied, 20 июня 2024 г. 09:58
Встреча со старыми «друзьями» это всегда занятный опыт.
Тут у нас Чарли Фримен, уже в школьные годы был обеспечен и на нищих одноклассников смотрел свысока. Спустя сорок лет он приезжает в гости к своему однокласснику Эрлу и опять же усмехается и высмеивает его успехи. Не мудрено, что тот спровадил его домой. Но у меня ощущение, что автор пытается выдать Эрла злодеем, мол, ах какой он злопамятный, выгнал такого хорошего Чарли. Я считаю, что если ты пришёл к человеку в гости и начинаешь подтрунивать, хмыкать, умничать, в общем пытаешься унизить хозяина дома, то будь ты хоть Великий Меценат, убирайся из моего дома куда подальше!
Курт Воннегут «Колыбель для кошки»
Stalk-74, 6 июня 2024 г. 21:00
Краткое содержание, синопсис романа читается куда интереснее, нежели само произведение. Задумано действительно мощно — тут и отталкивающие черты создателя супер-оружия, и выверты новой религии, и апокалипсис из ничего. Но читается натужно, все время уговариваешь себя — ведь это мировая литература, это культовый (или как ещё подчеркнуть крутость) писатель. И сюжет ведь не на три копейки — можно с чистой совестью присуждать все фантастические премии. А читается натужно. И уж точно не хочется перечитывать, в отличие от другой братии — Шекли, Гаррисон, Саймак, Каттнер...
Наверное, надо выводить Воннегута из когорты фантастов и переводить в классики. В компанию к Достоевскому или Стейнбеку. Тогда и настрой на книгу будет другой — фундаментальный, изучающий. Глядишь, и начнёшь отыскивать многоходовочки в переплетенных веревочками пальцах или анализировать причину мировой глубинной неприязни к американцам.
Курт Воннегут «Воздвигни пышные чертоги»
muravied, 1 июня 2024 г. 19:31
О, да! Встречал я по жизни таких «советчиков», которые во всём разбираются: и в машинах, и в современных компьютерах, и в телефонах. А сами в это время перебиваются с хлеба на воду, живут в обшарпанной хрущёвке, дома всё обветшалое, разваливается. Но зато понтов и советов — воз и маленькая тележка. Очень меткий рассказ.
Вообще жаль эту Грэйс. Возможно она просто чокнулась от неудовлетворённых мечт..
Aoeiu, 26 мая 2024 г. 11:58
Роман в фирменном стиле Курта. Рваный, растекающийся стиль, пространный рассуждения и грустный финал. В любом случае, после прочтения получаешь пищу для ума, а в процессе чтения — интересную историю. Рекомендую.
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
SeverianX, 20 мая 2024 г. 17:58
«Бойня номер пять» считается одной из главных антивоенных книг. Главный герой романа, Билли Пилигрим, является своеобразным альтер-эго писателя. Дело в том, что сам Воннегут во время Второй мировой войны ушел на фронт добровольцем, где попал в немецкий плен. Его рота была разбита, а сам он отправился в Дрезден работать на витаминный завод. Там он чудом выжил после печально известной бомбардировки, в ходе которой английская авиация полностью уничтожила город. Писатель чудом спасся, укрывшись в подвале скотобойни. Этим событиям он и посвятил свой главный роман.
Первое, что поражает в произведении, – это рваное хаотичное повествование. Оно постоянно перескакивает с одного события на другое. Это объясняется тем, что главный герой научился переносить свое сознание в разные эпохи своей жизни. То мы видим, как он пробирается по заснеженному лесу, скрываясь от врагов, то сидит в своем кабинете и работает, и вот уже находится на собственной свадьбе. Это позволяет ему спокойно переносить все жестокости немецкого плена, ведь он знает, что с ним будет дальше. В этом выражается главный писательский прием Воннегута – о самых трагических эпизодах он рассказывает с долей юмора. Повествование построено на контрасте сарказма и философской глубины.
Роман сложно назвать фантастическим в современном понимании этого слова. Из фантдопущений в романе присутствует эпизод похищения главного героя инопланетянами-тральфамадорцами. Они помещают Билли в своеобразный зоопарк вместе с известной актрисой. Именно там главный герой знакомится с философией тральфамадорцев – для них нет определенного момента жизни, они проживают все их одновременно и могут вернуться в любой из них. Люди представляются им огромной многоножкой, где в начале детские ноги, а в конце старческие. Поэтому не стоит грустить или переживать из-за чего-либо, ведь в другое время все хорошо. Даже смерть – это не конец, а лишь плохой эпизод. При этом они осознают, что будущее хоть и известно, но при этом неизменно. Эти знания помогают Билли спокойно переживать все ужасы войны.
Хотя роман и является антивоенным, как таковой войны в нем немного. Больше в нем бытовой рутины, в которой нет ничего героического и романтичного. Война – это совершенно бессмысленное занятие, которое не нужно ни одному здравомыслящему человеку. Эту мысль автор и пытается до нас донести. Такие дела.
Читателю самому предстоит решить для себя, что же происходит с Билли. Все эти путешествия во времени и похищение инопланетянами реально имели место или это лишь бред, рождённый искалеченной психикой человека, прошедшего через ад. Думаю, однозначного ответа просто не существует.
Сам Билли Пилигрим прописан довольно неплохо. Во всех эпизодах своей жизни он выступает скорее в роли безучастного наблюдателя, а не двигателя сюжета. Возможно, именно это и помогло ему выжить в немецком плену. Остальные же персонажи, хоть и довольно яркие, выполняют лишь роль функций, лучше раскрывающих сюжет. Это логично, ведь они лишь мимолётные эпизоды в длинной жизни Билли.
Стоит отметить, что главный герой появляется лишь во второй главе, а книга представляет собой мемуары сослуживца Билли, прошедшего тот же самый путь. Он хочет написать книгу о событиях в Дрездене, и «Бойня номер пять» – та самая книга.
Второе название романа, «Крестовый поход детей», может кого-то ввести в заблуждение. Никаких детей тут нет. Однако, по мнению автора, молодые американские солдаты мало чем отличаются от детей. Они точно также зачастую не понимают за что сражаются, и слабо представляют себе суть войны.
Итог: «Бойня номер пять» – шедевр антивоенной литературы. На родине, в Америке, его даже пытались запретить, что лишь прибавило роману популярности. Произведение можно смело отнести к современной классике, и прочитать ее нужно любому любителю литературы. «Бойня номер пять» оставляет после прочтения неизгладимое впечатление.
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:28
Мне всегда казалось странным, когда писатели-фантасты, от которых ожидаешь воспевания прогресса, начинают в своих произведениях неприкрыто критиковать новые технологии и упорно отстаивать ценности традиционного общества. Эти тенденции я встречал у Брэдбери, Саймака, Янга, и теперь могу точно добавить к этой компании Воннегута.
В рассказе Эйфью разоблачения утилитаризма и гедонизма обличены в фантастическую форму, но сама идея далеко не нова. Бесконтрольное удовольствие, ведущее к разложению и деградации, раньше получали с помощью еды, алкоголя и наркотиков, а затем — посредством телевидения, компьютерных игр и соцсетей. Это угроза и угроза серьёзная, впрочем она всегда поражала только часть общества, поэтому апокалиптические прогнозы всеобщего одурманивания выглядят преувеличенными. Но напомнить очередной раз об этом не помешает.
Курт Воннегут «Эффект Барнхауза»
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:23
Главная идея рассказа та же, что и в более известном произведении Воннегута, романе Колыбель для кошки. Суть её — в ответственности учёных перед человечеством, особенно когда они приближаются к получению оружия, способного погубить миллионы жизней. Такая сила может выйти из под контроля и привести к непоправимым результатам.
В данном случае главный герой оказался сознательной и ответственной личностью, который остановился в шаге от пропасти. Но я бы не был таким оптимистом. История науки показывает, что отдельные люди не играют в ней настолько важную роль. И если наработки и сумма знаний достигли критической отметки, значит изобретение возникнет или закон откроется. Не в одной лаборатории, так в другой, не в одной стране, так в десятой. Это как перевернуть корзину с шариками. Если исключить первый упавший шарик, то второй станет первым. Если исключить и его — то третий и так далее. Каток прогресса не остановить, но можно понадеяться, что его путь будет не в сторону пропасти.
Курт Воннегут «Эффект Барнхауза»
amak2508, 16 апреля 2024 г. 20:11
Это произведение было обречено на успех ещё до своей первой публикации — слишком уж животрепещущую, слишком выигрышную тему выбрал для рассказа автор. Подавляющее большинство жителей Земли боится войны, не желает войны, но не знает, как сделать так, чтобы прекратить войны на планете раз и навсегда.
Курт Воннегут как раз и предлагает в своём рассказе такую ситуацию, такого супергероя, который способен установить вечный мир на Земле (а если уж всё же война — так дубинами, что не так страшно :)). И пусть с высоты сегодняшнего дня эта вещица уже и выглядит несколько наивной (например, нынче затеряться среди населения нашей отнюдь уже и не такой большой планеты точно не получится), но читается всё равно с огромным удовольствием. Ведь вот как здорово: всегда найдётся какой-нибудь чужой дядька, который за нас сделает всё то, о чём мы так мечтали — остановит войны и уничтожит всё оружие. Как здорово, когда помощь приходит со стороны, а самим нам для этого даже и пальцем шевельнуть не надо :(.
Курт Воннегут «Колыбель для кошки»
flying_kitten, 15 апреля 2024 г. 17:52
Одно из известнейших произведений фантастики (да и вообще литературы) 20 века, достаточно долгое время остававшееся незамеченным широкими читательскими массами. Лишь после публикации «Бойни №5», принесшей Воннегуту популярность и признание, книга была переиздана, стала известна, любима и цитируема.
Рассказчик описывает свою работу над книгой об отце ядреной бомбы, его личности, работе, семье. В поисках материалов для биографии он знакомится с самыми разными, зачастую очень странными, людьми, ездит по США, а потом и вовсе попадает в какую-то маленькую островную республику вместе с детьми своего героя, где становится свидетелем весьма странных событий. В общем вместо задуманной книги рождается совсем-совсем другая история.
Помимо центральной темы — ответственности изобретателя за практическую реализацию своих идей, автор затрагивает массу вопросов, достойных, казалось бы, отдельного произведения. Повествование не то, чтобы очень уж динамичное, движется скачкообразно, можно сказать — пунктиром, тем более что главы короткие, свои мысли и сюжеты автор выдаёт в сжатой форме, заставляя читателя кое-что додумывать самому, участвовать, так сказать, в творческом процессе. Фантастического не сказать, чтобы очень много — да, есть некое изобретение, да, есть несуществующая в реальности страна, но на этом пожалуй что и всё, остальное описанное в книге вполне могло бы быть, да и во многом реально существовало на момент написания.
Философское рассуждение о людях, современниках автора, облечённое в форму сатирического гротеска. Классика мировой литературы (чуть не написал современной, но наверное уже не очень то), роман написанный в фирменной манере Воннегута «несерьёзно о серьёзном», легко читающийся, но заставляющий думать.
Курт Воннегут «Завтрак для чемпионов»
Shab13, 2 апреля 2024 г. 21:08
И вот я прослушал было «Колыбель для кошки» Курта Воннегута и подумал: «Это очень круто, черт возьми!». Потом я вспомнил, что в закладках сохранилась аудиокнига «Завтрак для чемпионов». Ну, думаю, почему бы и нет. И забыл о ней, оставив в папке с другими аудиокнигами. Там были «Король крыс» Клавелла, «Периферийные устройства» Гибсона, и так далее.
И вот прошло сколько-то времени, и я все-таки вспомнил о «Завтраке…» и приступил к прослушиванию. Сразу забегу вперед – эта книга замечательная, смешная, грустная, едкая и добрая одновременно, шикарная, афигенная, и так далее.
«Завтрак для чемпионов», это история о том, как Дуэйн Гувер постепенно сходил с ума, и последней каплей стала его встреча с писателем-фантастом Килгором Траутом. Килгор Траут это такой невезучий писатель, чьи романы продавались в подшивках с жесткой порнографией и с отвратительно-неподходящими иллюстрациями. Гувер прочитал книгу Траута и принял все на свой счет. А книга была вот о чем – все люди в мире оказались роботы, и только герой, к которому обращается создатель, был настоящим человеком. После чего Гувер слетел с катушек окончательно и избил много народа, и попал в психушку. И так далее.
И вот значит слушаю я книгу, и здесь все настолько взаимосвязано, что просто диву даешься. Каждое название здесь важно, каждый персонаж так или иначе связан с другими, и все они образуют комок взаимосвязанного хаоса. А потом еще сам автор в романе пишет:
Каждый из описанных героев сыграет свою роль в истории Дуэйна Гувера и Килгора Траута, будь то освобожденный из тюрьмы Вейн Гублер или Мэри-Элис Миллер, чемпионка мира среди женщин по плаванию брассом на двести метров. И так далее.
И потом в романе появляется сам автор. Да, он время от времени стучал в четвертую стену. Четвертая стена, это такая условная грань между книгой и читателем, или между фильмом и зрителем, или между человеком и предметом искусства. И вот автор в один момент сминает четвертую стену, уничтожает ее, вписывает в роман себя, манипулирует событиями и героями, и делает это настолько мастерски, что просто дух захватывает. А прекрасные пассажи, вроде, «Да, у Килгора Траута были икры моего отца – мой подарок.» или «Мне было действительно очень не по себе, когда я сидел в этом придуманном мной коктейль-баре и глядел сквозь очки на белую официантку моего изобретения.»… У меня просто слов нет, насколько это круто.
А позже оказалось, что в романе огромное количество авторских мини-иллюстраций, которые я, слушая аудиоверсию, упустил. А вместе с ними упустил и огромную долю обаяния книги. Но если я ее и так оценил в 10 из 10, то можете представить, какова была бы моя оценка, если бы я эту долю обаяния не упустил? Вот и я не представляю. «Завтрак для чемпионов» напомнил мне пулю, как в американских фильмах, с моим именем на ней. Этот роман словно был написан лично для меня! Он пронзил мой мозг, мое сердце, мои легкие, катком прошелся по всех центрах удовольствия. И так далее.
muravied, 12 марта 2024 г. 17:16
Один из самых смешных рассказов, читанных за последнее время. Во время финального «эксперимента» я хохотал в голос. Да, верно Курт сравнивает эйфорию с наркотическим опьянением. Я правда наркотой никогда не баловался, но спиртное один раз пробовал ;) Так вот похожее ощущение: сначала весело и беззаботно, а потом похмелье, выбитые окна и синяки царапины непонятного происхождения. Мораль рассказа я понял так: счастье задаром это от лукавого. Счастье нужно заслужить потом и кровью!
Курт Воннегут «Механическое пианино»
Stalk-74, 9 февраля 2024 г. 23:44
В принципе, роман не о борьбе человека с машинами, а о вечной людской неудовлетворенностью жизнью. Вот позволь любому осуществить свои жизненные стремления — он сразу будет хотеть чего-то большего, о чем даже на предыдущем этапе и не задумывался. Вечная сказка о рыбаке и рыбке.
Вот рабочий, пахавший сменами на заводе, хотел ненапряжной работы, удовлетворения всех элементарных хотелок (кров, сытость, удобства, хобби). Нате! Увы, мы оказались ненужными, нас заменили машинами, беда-печаль, устроим майдан.
И ладно, электорат. Зависть к более обеспеченным никто не отменял. Так и патриции мечутся. Ах, надоели миллионы, хочу на ферму к коровьему навозу и природе. Правда, когда богачу жизнь всё это предоставляет, то он, оказывается, не приспособлен к натуральному хозяйству и рвется назад, к микроволновкам и полу с подогревом.
Хорошо это или плохо, в романе Воннегута ответа нет — это более высокий, философский уровень. Здесь посыл попроще — материальный достаток ниже моральных стремлений. Но пищу для размышлений произведение предоставляет в достаточном количестве.
Курт Воннегут, Сьюзен Макконнелл «Пожалейте читателя: Как писать хорошо»
UnrealQW, 5 февраля 2024 г. 17:21
Это не книга Воннегута. Он в 1980 году написал коротенькую статью на 2 странички «Как писать хорошим стилем» , где дал 7 микро-советов писателям; из этого раздули вот это произведение -- «Пожалейте читателя: Как писать хорошо». Сьюзен Макконнелл через 12 лет после смерти Воннегута получила заказ от издательства т.к. биограф писателя отказался -- к чести Макконнелл, она об этом откровенно говорит в предисловии книги.
Вышеупомянутые 7 советов Макконнелл тщательно обсасывает, пытается их обосновать, апеллируя в основном к своим чувствам и опыту. Все это пересыпается малозначительными отрывками из книг, статей, писем и бесед с Воннегутом. В целом, написано далеко от идеала: советы по писательству плохо структурированы, мысли путаются и разбредаются, многочисленные вкрапления цитат из Воннегута часто даются невпопад. (Слушал аудиокнигу от Альпины -- это еще больше добавило неразберихи т.к. чтец не выделял начало цитат голосом.)
Резюме: для обучения писательскому искусству, думаю, не подойдет
Курт Воннегут «Рука на рычаге»
muravied, 11 января 2024 г. 11:13
«Мам, ну ещё пять минуточек!» слова из детства, которые в этом рассказе дожили аж до 40 лет. Большой взрослый дядька играется в паровозики, пока полностью собранная жена ждёт его в дверях « когда мы уже поедем в ресторан, Эрл?». Я конечно понимаю, у всех должно быть хобби, отдушина, свой мирок для отдыха, но так обижать жену нельзя. Надо хотя бы раз в месяц куда-то вместе с ней выходить, иначе вся любовь развалится. Ещё этот «дружок» Гарри подпевала. Как Федул собутыльник из Афони, ей богу. Нашел себе спонсора и радуется. Он же вам за деньги улыбается(с)
Отличная история. Надо тоже куда-нибудь с женой съездить что-ли...
Курт Воннегут «Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер»
Dtzky, 4 января 2024 г. 03:20
В процессе прочтения рождались аналогии с отечественными дореволюционными купцами и миллионщиками, «сходившими с ума» для своих родственников и всего благополучного общества и раздававшими свои капиталы нуждающимся, а затем уходившими в монастыри или доживавшими остаток жизни отшельниками... Впрочем, произведение ярко описывает американскую культуру прошлого века. Было интересно, но не захватывающе. Читала с перерывами, не взахлёб.
Искала фильмы по Розуотеру, была удивлена, что не нашла, хотя стилистика и содержание книги, на мой взгляд, прекрасно ложатся на плёнку.
С моим любимым «Идиотом» Розуотера все же не стала бы сравнивать. Градус пронзительности не тот.
Курт Воннегут «Колыбель для кошки»
Ynona, 23 декабря 2023 г. 18:06
«Колыбель для кошки» — история конца света. Начинается она в годовщину конца света для японцев, в день, когда на Хиросиму была сброшена атомная атомная бомба. Наш главный герой, Иона, пишет книгу о конце света. Он берет интервью у сына изобретателя атомной бомбы. Перед смертью его отец создал еще одно страшное оружие — «Лед-9» перед смертью. Ледяная девятка заставит все замерзнуть!..
Прежде чем «Лед-9» захватит власть и заморозит мир, Воннегут отправит нас в головокружительное путешествие по сердцам и умам множества странных персонажей. Нас переносят на остров Сан-Лоренцо, карибскую банановую республику, управляемую параноидальным, эксцентричным диктатором, который находится на побегушках у США.
В этой истории была только одна вещь, которая меня разочаровала: не было никаких объяснений относительно того, почему повсюду внезапно появились торнадо. Возможно, (это было всего лишь предположение автора) тому виной побочных эффектах внезапного превращения всей воды на Земле в лед-девять.
Написание было превосходным и остроумным. Это мое первое знакомство с Воннегутом! Безумные ученые и их нервные секретарши; бесчисленные голодные, тощие, глупые туземцы и один красивый, «здоровый» туземец; толстые бизнесмены, приехавшие спасать мир, джунгли, водопады, подземные бомбоубежища, землетрясения, торнадо, огонь и сера, и многое, многое другое. Что касается религии и всех цитат и стихотворений, то это почти бессмысленная поэзия.
Интересное начало книги, где рассказчик просит нас называть его Иона. Бог велел Ионе отправиться в Ниневию, чтобы предупредить людей о надвигающейся гибели. Как пророк, он обладал определенным авторитетом. но он был своенравен и непослушен и шел в противоположном направлении. И рассказчик здесь для того, чтобы указать на наши собственные деструктивные тенденции и на то, что если мы не исправимся, это приведет к разрушению. Его книга «Конец света» предполагает это!..
Курт Воннегут «Долгая прогулка — навсегда»
Madeus, 4 декабря 2023 г. 00:43
Послушал в аудиоварианте, в сборнике рассказов автора. В начале сказали что перевод — Р. Райт-Ковалёва.
Касательно этой короткой истории — добавить нечего к другим комментам. Но у меня есть претензия к переводчику, не знаю как в двух других вариантах перевода... наверно по-другому. Так как рассказ состоит из диалога двух молодых людей, то количество английского глагола в прошедшем времени «said» — просто зашкаливает похоже. Но зачем это тащить в русское написание? Ну очень сильно резало слух бесконечное количество русского глагола «сказал» и «сказала» — просто зашквар. Учитывая что по контексту можно было и -произнес, пробормотал, воскликнул, спросил и т.д. и т.п.- богатство русского позволяет отразить эмоции героев в полной мере. В английском просто этим «сэйдом» стали тупо все заменять и похоже слух им это не режет. Но на русском языке очень даже режет — как глаза, так и уши. Всем добра! p.s. Оценка за сам рассказ (НЕ за перевод!).