Как-то раз в компании знакомых, услышал от одной учительницы русского языка и литературы (кстати, хорошей учительницы — увлеченной и неравнодушной
) интересную вещь. Эта учительница провела среди девятикласников что-то вроде неформального опроса. Вопрос был задан очень простой: «Какое произведение классической русской литературы из школьной программы запомнилось лучше всего и вызвало наибольший интерес». Причем спрашивала она учеников во внеучебное время и в неформальной обстановке именно для того, чтобы получить «чистый» результат. Так вот, на первом месте оказались «Вечера на хуторе близь Диканьки» Гоголя, на втором месте «Лукоморье» Пушкина и на третьем месте «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Учительница была этим очень удивлена, так как старалась очень ненавязчиво и интересно давать ученикам и Толстого и Достоевского и Чехова... А чего удивляться? — подумал я. Дети совершенно четко показали, что запомнилось и заинтересовало их именно необыденное, связанное с чудом, волшебством. То есть — ФАНТАЗИЯ. По определению, тексты, побуждающие к мечте, фантазированию, размышлению. Ну неспособен подросток (я имею в виду нормального подростка
) размышлять над текстом «Войны и мира» или «Иванова», даже и с усилием. А вот живо представить себе ведьму-панночку или Пацюка, ученого кота или премудрого пескаря — способен.
А вообще, пока в человеке живет способность удивляться, мечтать, фантазировать, только тогда в нем растут таланты и способности, в том числе и мало вроде бы отношения к фантазии имеющие
. А вот давать ученикам больше литературы, не только умной, но и занятной, побуждающей к самому процессу чтения, интересной именно подростку, надо бы. Кого? Из русской классики безусловно Гоголь, Салтыков-Щедрин, неплохо было бы давать хотя бы ознакомительно Нарежного, Помяловского, Одоевского... Куприн и Бунин бы желательны были в большем количестве. А далее — Орлов и Искандер, Стругацкие и др и др. Я в данном случае сужу по своему собственному опыту. К классике я лично пришел уже после армии. А вот любовь к чтению у меня началась совсем с другой литературы. Сначала — сказки, затем приключения, фантастика, историческая литература. Я читал запоем и только в сознательном возрасте количество прочитанного стало перерастать в качество. Но не было бы этого количества, не стало бы и качества в конечном итоге
.