Одним из самых интересных циклов иллюстраций к «Сказке о золотом петушке» был цикл художника-эмигранта первой волны В.Масютина (https://fantlab.ru/blogarticle58691). Помимо пушкинских сказок есть у Масютина сюита к пушкинскому стихотворению «Анчар». Давайте эти рисунки посмотрим (ну, заодно и всё, что есть у меня по «Анчару»).
«Анчар» Масютина (это не книга, а папка с гравюрами) — редчайшее библиофильское зарубежное издание 1922 года. Вот его библиографическое описание.
У меня, понятно, имеются только воспроизведения масютинских иллюстраций в современных изданиях.
Собственно «Анчар» — такая торжественная почти библейская притча (в общем, пафосное стихотворение).
Напоминаю содержание: «В пустыне чахлой и скупой» стоит древо яда (у него ядовито всё — корни, листья). «Но человека человек // Послал к Анчару властным взглядом». Раб принёс ядовитую смолу и листья, и умер у ног царя.
цитатаА Царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы
С самого начала власти заподозрили здесь политику у Пушкина. От «Анчара» у Тургенева в какой-то его повести барышням голову сносило. В советское время стихотворение входило в школьную программу, т.е. является хрестоматийным. При этом иллюстраций к «Анчару» мало. А ведь, при всей пафосности, «Анчар» относится к сюжетной лирике — его можно пересказать и разбить по кадрам. Возможно, художников смущало несоответствие простенького сюжета (экзотический рассказ) и глубокомысленных толкований.
Как сам Пушкин раздраженно писал,
цитата...под словом «дерево» будут разуметь конституцию, а под словом «стрела» — самодержавие.
Поэтому имеющиеся иллюстрации очень интересны как графические интерпретации — насколько художникам удалось показать «двойное дно» этого стихотворения.
Два современных издания.
Во-первых, уже знакомый нам сборник пушкинских произведений от «Фортуны Эл».
Здесь составитель дал масютинские гравюры с текстом, но не вполне удачно (очень произвольно и порядок перепутан), да и картинки мелковаты.
Во-вторых, солидное художественное издание — альбом «Масютин» (М.: Галеев Галлерея, 2012)
Здесь гравюры даны без текста, подряд — как и было у Масютина при первоиздании. Поэтому картинки буду показывать из этого альбома. Напоминаю, цикл состоит всего из шести гравюр. Привязка иллюстраций к тексту (подписи) вроде бы сделана самим Масютиным.
а) Завязка
б) Кульминация
в) Развязка
Это безумный немецкий экспрессионизм эпохи Веймарской республики. Масютин тогда (в 1922 году) вписался в этот стиль побеждённых германцев. Хотя вроде смотришь — не похоже на побеждённых, кичливые победители так могли бы утверждаться. Не смирились, значит, немцы...
Уже знакомый нам современный сборник для детей (видать, «Анчар» и сейчас входит в школьную программу).
Всего три картинки — но для такого небольшого стихотворения как «Анчар» эти три картинки можно признать полноценным циклом.
Иткин приятно удивил — стиль реалистичный, но торжественность и древность хорошо переданы.
Заставка М.Пикова к «Анчару» печаталась в послесталинских собраниях сочинений Пушкина. Там она маленькая и нечёткая. В виду выдающихся художественных качеств гравюра Пикова полноценно воспроизведена в альбоме «Пушкин в иллюстрациях». Фото — оттуда.
Думал я, что П.Бунин — знатный советский экспрессионист брежневских времён — поспорит с Масютиным в трактовке «Анчара». Но у Бунина оказалась только одна картинка. Хороша, конечно, но на концепцию не тянет. Картинка из сборника «Сто стихотворений и десять писем» (1969).
С этим художником впервые встречаемся.
Библиографическое описание.
Книга на Фантлабе не представлена. Фамилия Смирнов распространённая, в базе Фантлаба пара художников «А.Смирнов» есть, но, по-моему, не наш Смирнов. Наш Смирнов оставил заметный след в иллюстрированной пушкиниане. Он издавался в Волго-Вятском книжном издательстве в советское время (г. Горький, ныне — Нижний Новгород).
К «Анчару» — скромненькая концовочка.
И с Горяевым в первый раз встречаемся. Его иллюстрации — из пушкинского сборника «Стихотворения. Поэмы», который вышел в 1974 году («полуюбилейный» пушкинский год, когда отмечается всплеск хорошо оформленных изданий).
Библиографическое описание.
Художник на Фантлабе представлен: https://fantlab.ru/art1743. Книга — нет.
Горяев — график выдающийся и признанный. Но сложный. В иллюстрациях к Пушкину (и Достоевскому, например) он очень скуп. Его минимализм абсолютно академический (это когда коллеги восторгаются, а публика кривится и говорит, что она так в детском садике почеркушки калякала). Наверное, его графика — это развитие советской техники 1920-х гг. (Милашевский, Кузьмин).
Сейчас издательство «Речь» выпустило несколько томиков Достоевского с иллюстрациями Горяева (https://www.labirint.ru/books/588505/; https://www.labirint.ru/books/604773/). Его рисункам, конечно, требуется хорошая бумага и чёткое воспроизведение. В издании 1974 года — ни того, ни другого.
К «Анчару» — одна страничная иллюстрация.
Я и сам только умом такого Горяева понимаю. Книгу, которую сегодня показываю, купил когда-то на автомате (совсем задёшево), пролистал с недоумением. На титульном листе имени художника не было. Задвинул книжку подальше, чуть не выкинул. Потом только альбомы горяевские купил, почитал про него, вспомнил его детские книжки — всполошился, книгу на видное место вернул. А потом ещё очень долго парную книгу с прозой Пушкина искал и докупал. Зато теперь чувствую себя рафинированным эстетом. Мало нас, горяефилов...