СССР, 1934, 85 мин.
Реж. Эрвин Пискатор
В ролях Алексей Дикий, Василий Ковригин, Эмма Цесарская, Николай Гладков, Дмитрий Консовский, Николай Ливанов, Сергей Мартинсон, Вера Янукова, Константин Давидовский, Константин Эггерт, Юдифь Глизер, Александр Сафрошин, Фёдор Иванов
Драма
Оценка 6.7 (34) Моя оценка 6 (средне)
Производство «Союзкино».
По мотивам повести Анны Зегерс «Восстание рыбаков Санта-Барбары» (Aufstand der Fischer von St. Barbara).
Хозяева траулеров сокращают рабочие места, увеличивая нормы выработки. По соглашению с реформистским профсоюзом хозяева урезают зарплату.
Моряки объявляют забастовку.
Хозяева увеличили цены на рыбу в два раза, но обманули и заплатили за рыбу по обычным расценкам.
Возмущенные рабочие разнесли контору Бределя. С этого момента события идут к катастрофе.
Начались вооруженные столкновения рыбаков и военных.
Актерский состав. Поставил картину один из крупнейших немецких театральных режиссеров 20 века Эрвин Пискатор, один из создателей «Пролетарского театра». В 1931-36 годах он жил в СССР, затем эмигрировал во Францию и США.
В картине снялись звезды и известные актеры Алексей Дикий (в фильме его героя убили, в жизни в 1937-41 он сидел в тюрьме. Интересно, что репрессированный актер трижды играл Сталина еще при жизни Иосифа Виссарионовича), Василий Ковригин («Тихий Дон», «Иуда», «26 комиссаров», «Космический рейс», «Адмирал Нахимов»), еврейка Эмма Цесарская («Бабы рязанские», «Тихий Дон», «Нахаленок»), Дмитрий Консовский (арестован в 1934 на съемках «Строгого юноши», расстрелян в 1938 году), дед Василия Ливанова Николай Ливанов, Сергей Мартинсон, ученица Эйзенштейна Вера Янукова (запоминающаяся роль проститутки), Константин Эггерт (владыка Марса в «Аэлите»), Юдифь Глизер («У них есть Родина», «Веселые звезды»).
Интересно. Фильм начал сниматься как советско-германский в 1931 году. Немецкая версия с немецкими актерами так и не была завершена.
Почему смотреть стоит (плюсы). Сделал фильм выдающийся немецкий театральный режиссер. Что чувствуется. Это временами по стилистике напоминает постановки немецкого театра времен Брехта — марши, песни (зонги) по поводу и без (о стилистике Брехта и немецкого театра 20-х сужу по фильмам, с ними связанными). Зонги исполняет хор, что роднит фильм с древнегреческой драмой.
Пискатор был реформатором и новатором театра, новые приемы он попытался привнести что-то новое и в кино.
Проститутка дурным голосом орет песню «Плевать я хотела на всех людей и точка».
Необычно, что в советском фильме значительное внимание уделено проститутке, что, впрочем, было не редкостью в революционном немецком театре.
Цитаты: «Дорогой пастор, вы тоже обещаете им Царство Небесное».
«Впрочем нет, при фашистской диктатуре не останется и хвоста»
«Борьбу за хлеб превратите в борьбу за власть»
Почему смотреть не стоит (минусы). Фильм излишне политизирован. По шапке раздают профсоюзам, церкви, социал-демократам, национал-социалистам, чтобы подвести к простой мысли — только коммунисты приведут работяг в светлое будущее.
Итог. Достаточно интересное революционное кино.